Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, МИКРО-, МАКРОЭКОНОМИКА

Интеграционные процессы в мировой экономике на примере Европейского Союза.

irina_krut2019 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Актуальность темы заключается в том, что, во-первых, развитие интеграционных процессов является важнейшей характеристикой современного мирового хозяйства. Во-вторых, международная экономическая интеграция помогает странам более рационально использовать такие ресурсы как: сырьевые, топливные, трудовые. В-третьих, она помогает улучшить территориальное разделение труда. Сложившиеся обстоятельства определили объект, предмет и цель проведенного исследования. Цель выпускной квалификационной работы рассмотреть пути развития интеграционных процессов в Европейском союзе. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи: 1. Раскрыть смысл понятия "международная экономическая интеграция" и рассмотреть основные формы 2. Выявить ведущие проблемы международной экономической интеграции 3. Рассмотреть цели, принципы и основные этапы формирования Европейского Союза 4. Определить уровень эффективности экономики интеграционных процессов 5. Исследовать влияние процессов международной интеграции на экономику ЕС 6. Дать оценку ключевых перспектив развития интеграционных процессов России с Европейским Союзом. Объектом исследования является Европейский союз. Предметом исследования являются интеграционные процессы в Европейском Союзе. Методологическими и теоретическими основами исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных учёных, занимающихся изучением интеграционных процессов, таких как Мичурина О.В, Найман В.Д, Дробот Е.В, Невская А.А, Каневский. Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложения. Введение отражает актуальность, цели, задачи и методологические основы проведенного исследования. Первая глава раскрывает основные теоретические вопросы, которые касаются интеграционных вопросов в мировой экономике Вторая глава охватывает методологические аспекты анализа и оценки интеграционных процессов в Европейском союзе Третья глава рассматривает взаимоотношения России и Европейского союза в интеграционных процессах. В заключении содержатся основные выводы, которые были сформулированы в процессе написания выпускной квалификационной работы.
Введение

Большинство ученых традиционно выделяет три центра экономической интеграции: Европу, Северную Америку и Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Каждый из них обладает своей спецификой, каждый по-своему интересен как с экономической, так и с политической стороны. В данной работе рассматриваются более детально процессы интеграции в Европейском союзе. Европа является одним из основных центров экономической интеграции мира Европейский Союз (ЕС) — экономическое объединение стран Западной Европы, которое характеризуется отменой таможенных пошлин, других ограничений в торговле между участниками, устранением препятствий во взаимном движении товаров, капиталов, рабочей силы, а также созданием общей денежной единицы и общих органов управления национальными хозяйствами. Интеграция расширяет границы национальных хозяйств, увеличивает рынки сбыта, развивает международное разделение труда. Для западноевропейских стран, обладающих небольшими территориями и ограниченным числом производителей и потребителей, экономическое объединение является необходимостью. Основная экономическая мощь ЕС приходится на четыре наиболее крупные страны — Германию, Францию, Великобританию, Италию, в которых сосредоточено 1/2 населения и почти 3/4 совокупного ВВП региона. В последние десятилетия участие Европейского Союза в мировой экономике несколько сократилось. Главная причина — ограждение экономики Союза от конкуренции извне, что не стимулирует прогрессивных нововведений и сдерживает совершенствование отраслевой структуры. К наиболее динамичным отраслям Евросоюза относятся электроника, изготовление станков, управляемых по компьютерным программам, атомных реакторов, аэрокосмической техники, средств связи. Вместе с тем темпы развития этих отраслей ниже, чем в США и Японии. Развитие отраслей происходит не столько благодаря коренному обновлению производства, как, например, в Японии, сколько благодаря его совершенствованию, замене устаревшего оборудования и технологий. Поэтому в мировом хозяйстве страны ЕС выделяются, прежде всего, производством традиционной продукции (например, автомобилей, станков, оборудования для легкой и пищевой промышленности). Европейский Союз сохраняет значительный научно-технический потенциал, который ориентирован в основном на фундаментальные исследования. Однако расходы Евросоюза на развитие науки и техники отстают от аналогичных расходов США и Японии. Например, на исследования в области микроэлектроники выделяется столько средств, сколько в США выделяет одна компания IBM. В экономическом развитии стран ЕС значительная роль принадлежит государству. В государственной собственности находятся многие заводы, фабрики, школы, больницы. Хотя в последние годы влияние государства на процесс производства снизилось, число государственных предприятий сокращено, тем не менее, его роль в экономике остается намного выше, чем в США и Японии. Особенно в малых странах (например, Австрии, Финляндии), в которых государственный сектор создает примерно 1/3 ВВП и предоставляет места 1/5 части работающих. Управление экономическим развитием осуществляется одновременно на двух уровнях: национальном и наднациональном. На национальном уровне осуществляется главами государств, правительствами, министрами, руководителями предприятий и организаций каждой страны.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции 7 1.1 Понятие международной экономической интеграции и её формы 7 1.2 Предпосылки и результаты интеграционных процессов 10 1.3 Ключевые проблемные вопросы международной экономической интеграции 14 Глава 2. Оценка и особенности развития интеграционных процессов Европейского Союза 17 2.1 Процесс создания ЕС, цели и принципы Европейского союза 17 2.2 Эффективность экономики интеграционных объединений: опыт расширения Европейского союза 23 2.3 Влияние интеграционных процессов на экономику Европейского союза 35 Глава 3. Участие России в интеграционных процессах с Европейским Союзом 39 3.1 Экономические интересы России в Европейском Союзе 39 3.2 Актуальные проблемы экономической интеграции: опыт Европейского союза и Таможенного союза ЕврАзЭС 44 3.3 Оценка перспектив развития интеграционных процессов России с Европейским Союзом 51 Список использованной литературы 65
Список литературы

Учебники, учебные пособия и периодические издания: 1. Яценко М. П. Исторические аспекты глобализации как управляемого процесса // Философия образования. - 2009. - № 4. - С. 265-270. 2. Мичурина О. Ю., Карлина Е. П. Механизмы и формы создания интегрированных структур // Вестн. ИНЖЕКОНа. Сер.: Экономика. - 2010. - № 2 (37). - С. 118-124. 3. Долгов С. И. Глобализация экономики: новое слово или новое явление? - М.: Экономика, 1998. - 215 с. 4. Международная ассоциация академий наук, объединенный совет по фундаментальным географическим проблемам, РАН, учреждение РАН, "Ин-т географии РАН"; отв. ред. В.М. Котляков: Инновационные и интеграционные процессы в регионах и странах СНГ. - М.: Медиа-ПРЕСС, 2011 5. Всероссийский заочный финансово-экономический ин-т (ВЗФЭИ) ; под ред. И.П. Николаевой ; Л.С. Падалкина и др.: Мировая экономика. - М.: Проспект, 2010 6. Абрамов В.Л.: Мировая экономика. - М.: Дашков и К, 2010 7. Глинкина С.П., Куликова Н.В. К вопросу об эффективности трансформации общественной системы в странах Центрально-Восточной Европы // Мир перемен. 2015. № 4. С 9-24. 8. Дружинин П.В. Моделирование структурных сдвигов на основе специальных функций // Государство и бизнес. Современные проблемы экономики Материалы VII Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ, Факультет экономики и финансов. 2015. С. 11-16. 9. Дружинин П.В., Морошкина М.В. Эффективность экономики северных стран после вступления в Европейский союз //Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. Т. 1. № 48. С. 60-68. 10. Мичурина О. В. Место и роль интеграционных процессов в мировой экономике / Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика № 2. – 2010. 11. Мичурина О. Ю., Карлина Е. П. Механизмы и формы создания интегрированных структур // Вестн. ИНЖЕКОНа. Сер.: Экономика. – 2010. – № 2 (37). – С. 118-124. 12. Сарацин Т. Германия самоликвидация : пер. с нем. / Тило Саррацин. М.: Рид Групп, 2012. 400 с. 13. Черников Г., Черникова Д. Европа на рубеже XX—XXI веков: Проблемы экономики. М.: Дрофа, 2010. 14. Международная ассоциация академий наук, объединенный совет по фундаментальным географическим проблемам, РАН, учреждение РАН, "Ин-т географии РАН" ; отв. ред. В.М. Котляков: Инновационные и интеграционные процессы в регионах и странах СНГ. - М.: Медиа-ПРЕСС, 2011 15. Кудров В.М.: Мировая экономика. - М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2010 16. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c. 17. Орлов, А.И. Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс / А.И. Орлов. - М.: КноРус, 2013. - 280 c. 18. Павлов, П.В. Финансовое право: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика", "Налоги и налогообложение" / П.В. Павлов. - М.: Омега-Л, 2013. - 302 c. 19. Пашковская, М.В. Мировая экономика: Учебник / М.В. Пашковская, Ю.П. Господарик. - М.: МФПУ Синергия, 2012. - 528 c. 20. Поляков, В.В. Мировая экономика / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 320 c. 21. Поморина, М.А. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика / М.А. Поморина. - М.: КноРус, 2013. - 320 c. 22. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 287 c. 23. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c. 24. Пономарева, Е.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие для студентов вузов, обуч. по экономическим специальностям / Е.С. Пономарева, П.С. Томилов, Л.А. Кривенцова . - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 c. 25. Раджабова, З.К. Мировая экономика: Учебник / З.К. Раджабова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c. 26. Салимжанов, И.К. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум / И.К. Салимжанов. - М.: КноРус, 2013. - 400 c. 27. Салин, В.Н. Мировая экономика и международный бизнес. Практикум. Практическое пособие / В.Н. Салин, Е.П. Шпаковская. - М.: КноРус, 2013. - 400 c. 28. Стрелкова, И.А. Мировая экономика: Учебное пособие / И.А. Стрелкова. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2013. - 267 c. 29. Трофимова, Т.И. Мировая экономика / Т.И. Трофимова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c. 30. Хасбулатов, Р.И. Мировая экономика: Учебник для бакалавров / Р.И. Хасбулатов. - М.: Юрайт, 2013. - 884 c. 31. Чеботарев, Н.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2014. - 352 c. 32. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2013. - 640 c Интернет-ресурсы: 33.Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru Последняя дата обращения 14.04.2018 г. 34. Латов Ю. Экономическая интеграция ООО «Кругосвет». - Онлайн энциклопедия Кругосвет.: http://www.krugosvet.ru Последняя дата обращения 01.04.2018 г. 35. Голованова С. В. Таможенный http://www.ecsocman.edu.ru/ Последняя дата обращения 01.04.2018 г. 36. Голованова С. В. Экономический союз http://www.ecsocman.edu.ru Последняя дата обращения 27.03.2018 г. 37. Шмелева Е. http://www.vch.ru/ Последняя дата обращения 01.04.2018 г. 38. Дробот Е.В. Актуальные проблемы экономической интеграции: опыт Европейского союза и Таможенного союза ЕврАзЭС // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9. Ч. 1 http://web.snauka.ru/ Последняя дата обращения 01.04.2018 г. 39. Европейский союз. Википедия. Последняя дата обращения 27.03.2018 г. 40. Джорбенадза И. Есть ли у ЕАЭС перспективы расширения? http://newsland.com/ Последняя дата обращения 14.04.2018 г. 41.Глобальный рейтинг экономик по показателю валового национального дохода на душу населения 2013. http://gtmarket.ru/ Последняя дата обращения 14.04.2018 г. 42. Экспресс-информация об итогах внешней и взаимной торговли государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства. http://www.eurasiancommission.org/ru Последняя дата обращения 16.03.2018 г. Литература и периодические издания на иностранных языках: 43. Jerzmanowski M. Total factor productivity differences: Appropriate technology vs. efficiency // European Economic Review. 2007. Vol. 51. № 8, pp. 2080-2110. 44. Suorsa K. Regionality, innovation policy and peripheral regions in Finland, Sweden and Norway // Fennia – International Journal of Geography. 2007. Vol. 185. № 1. pp. 15–29. 45. Tosun J., Wetzel A., Zapryanova G. The EU in Crisis: Advancing the Debate // Journal of European Integration. 2014. Vol. 36. № 3. pp. 195-211. 46. van Ark B., O’Machony M., Timmer. M. The Productivity Gap between Europe and the United States: Trends and Causes // Journal of Economic Perspectives. 2008. Vol. 22. № 1. pp. 25-44. 47. Veugelers R. The Eurоpean Uniоn’s grоwing innоvatiоn divide http://bruegel.org/ Последняя дата обращения 14.03.2018 г. 48. Eurostat Database http://ec.europa.eu/ Последняя дата обращения 16.03.2018 г. 49. Statistics and databases. International Labour Organization. http://www.ilo.org/ Последняя дата обращения 20.04.2018 г. 50. UNCTADSTAT United nations conference on trade and development. http://unctadstat.unctad.org/ Последняя дата обращения 20.04.2018 г. 51. UNECE Statistics http://www.unece.org/ Последняя дата обращения 20.04.2018 г.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты международной экономической интеграции 1.1. Понятие международной экономической интеграции и её формы Интеграция (лат. integratio) - восстановление, объединение в целое каких-то частей, элементов. В экономическом смысле международная интеграция подразумевает процесс взаимодействия и объединения национальных хозяйств двух и более государств преимущественно с однотипным общественным строем и одинаковым уровнем развития на основе международного разделения труда с целью установления устойчивых экономических связей и проведения ими согласованной межгосударственной политики. В основе международной экономической интеграции лежат следующие факторы: углубление международного разделения труда; растущая интернационализация (глобализация) хозяйственной жизни; всеобщая научно-техническая революция; повышение открытости национальных экономик. Все эти факторы взаимосвязаны и обуславливают выход воспроизводства за рамки национальных экономик. На современном этапе развития экономический связей между странами, а также между отдельными организациями, связанное с углублением международного разделения труда, носит глобальный характер. Развитию межгосударственной интеграции способствовал целый ряд предпосылок: Примерно одинаковый уровень социально-экономического развития. Объединение бедных и богатых стран не позволяет осуществлять совместные проекты на равных основаниях. Географическая близость интегрирующих стран. Целесообразность данного интегрирования заключается в наличии исторически сложившихся экономических связей, общих интересов и проблем, которые эффективнее решать вместе, чем порознь. К предпосылкам также можно отнести и демонстрационный эффект, когда успех интеграции одних стран стимулирует другие к объединению в экономические группировки. В своем развитии международная экономическая интеграция проходит ряд последовательных этапов и принимает следующие формы: 1) Зона свободной торговли (ЗСТ) - страны-участницы упраздняют взаимные барьеры, но по отношению к третьим странам они имеют право определять свои собственные тарифы. К примеру, Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА), Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). 2) Таможенный союз (ТС). На этом этапе сохраняются принципы свободной торговли, но при этом страны-участницы коллективно принимают единый таможенный тариф по отношению к третьим лицам. Это дает им возможность более надежно защищать формирующееся единое экономическое пространство и упрочить свои позиции на международной арене, однако они лишаются части своего внешнеэкономического суверенитета. Примером может быть ЕврАзЭС-таможенный союз, сформированный в 2007 г. Россией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан. 3) Общий рынок - форма экономической интеграции, сохраняющая принципы свободной торговли и таможенный комплекс, а также предполагающая свободное перемещение товаров, услуг и факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - между странами-участницами. Однако для формирования зрелого рыночного пространства необходимо достигнуть еще ряд параметров: преодоление различий в национальных трудовых и хозяйственных законодательствах; координация национальных кредитно-финансовых структур. Согласование такого широкого круга вопросов является сложным делом, и лишь достигнув достаточно устойчивых экономических взаимоотношений и высокой стадии взаимного политического доверия, государства позволяют себе открыть границы для перемещения товаров, капиталов, рабочей силы и обмена услугами (опыт ЕС). Соблюдение приведенных параметров и дальнейшая координация действий в сфере кредитной, налоговой, валютной, промышленной и сельскохозяйственной политики приводят к образованию действительно единого общего рынка и дают возможность для перерастания группировки в более высокую степень интеграции - Экономический и валютный союз. 4) Экономический и валютный союз - наряду с функциями общего рынка добавляет проведение единой социально-экономической и валютной политики стран-участниц, т.е. осуществляется экономическая конвергенция государств союза, вводится единая валюта. Формирование Экономического и валютного союза идет значительно медленнее, чем таможенного союза и общего рынка. На этой стадии взаимодействия находится Европейский валютный союз с единой денежной единицей - евро. По мере развития Экономического и валютного союза складываются предпосылки для создания Политического союза. 5) Политический союз - высшая ступень интеграции, предполагающая превращение экономической группировки в целостный хозяйственно-политический организм, т.е. переход к общей политике безопасности, единой структуре органов правосудия и внутренних дел, вводится единое гражданство. Международная интеграция и глобализация как ее высшая ступень протекают на следующих уровнях: общепланетарный масштаб интернационализации мировой экономики; универсализация экономической жизни, которая стремится к единым принципам, стандартам, ценностям. Международная экономическая интеграция полностью вписывается в две взаимосвязанные, но в то же время взаимно противоречивые тенденции: глобализация экономической деятельности, с одной стороны, и регионализация этой деятельности, с другой. Таким образом, на современном этапе международная экономическая интеграция усиливает взаимозависимость экономик, социальных процессов - науки, образования, подготовки рабочих кадров, использование сырьевых ресурсов, валютных отношений и т.д. Это позволяет создать наилучшие условия для свободного перемещения не только товаров и услуг, но и факторов производства в рамках единого региона. 1.2. Предпосылки и результаты интеграционных процессов Почему в одних случаях (как в ЕС) интеграционный блок оказывался прочным и устойчивым, а в других (как в СЭВ) – нет? Успех региональной экономической интеграции определяется рядом факторов, как объективных, так и субъективных. Во-первых, необходима одинаковость (или сходство) уровней экономического развития интегрирующих стран. Как правило, международная экономическая интеграция возникает либо между промышленно развитыми странами, либо между развивающимися государствами. Соединение в одном интеграционном блоке стран сильно различающихся типов встречается довольно редко, такие ситуации обычно имеют чисто политическую подоплеку (например, объединение в СЭВ промышленно развитых стран Восточной Европы – как ГДР и Чехословакия – с аграрными странами Азии – как Монголия и Вьетнам) и заканчиваются «разводом» разнородных партнеров. Более устойчивой является интеграция высокоразвитых стран с новыми индустриальными странами (США и Мексика в НАФТА, Япония и Малайзия в АТЭС). Во-вторых, все страны-участницы должны быть не только близки по экономическому и социально-политическому строю, но и иметь достаточно высокий уровень хозяйственного развития. Ведь эффект экономии на масштабе заметен главным образом в высокотехнологичных отраслях. Именно поэтому в первую очередь оказываются успешными интеграционные объединения высокоразвитых стран «ядра», в то время как «периферийные» союзы неустойчивы. Слаборазвитые страны сильнее заинтересованы в экономических контактах с более развитыми партнерами, чем с такими же, как они сами. В-третьих, в развитии регионального интеграционного союза необходимо соблюдать последовательность фаз: зона свободной торговли – таможенный союз – общий рынок – экономический союз – политический союз. Возможно, конечно, за бегание вперед, когда, например, происходит политическое объединение стран, еще не вполне единых в экономическом плане. Однако исторический опыт показывает, что такое стремление сократить «родовые муки» чревато появлением «мертворожденного» союза, который слишком зависит от политической конъюнктуры (именно так было с СЭВ). В-четвертых, объединение стран-участниц должно быть добровольным и взаимовыгодным. Для соблюдения равноправия между ними желателен некоторый баланс сил. Так, в ЕС четыре сильных лидера (Германия, Великобритания, Франция и Италия), поэтому более слабые партнеры (например, Испания или Бельгия) могут в спорных ситуациях поддерживать свой политический вес, выбирая, к кому из сильных лидеров им выгоднее примкнуть. Менее устойчива ситуация в НАФТА и в ЕврАзЭС, где одна страна (США в первом случае, Россия во втором) превосходит по экономической и политической силе всех остальных партнеров. В-пятых, предпосылкой возникновения новых интеграционных блоков является так называемый демонстрационный эффект. В странах, участвующих в региональной экономической интеграции, обычно происходит ускорение темпов экономического роста, снижение инфляции, рост занятости и другие положительные экономические сдвиги. Это становится завидным образцом для подражания и оказывает определенное стимулирующее воздействие на другие страны. Демонстрационный эффект проявился, например, в желании восточноевропейских стран как можно скорее стать членами Европейского Союза, даже не имея для этого серьезных экономических предпосылок. Главным критерием устойчивости интеграционной группировки является доля взаимной торговли стран-партнеров в их общей внешней торговле (Табл. 1). Если члены блока торгуют в основном друг с другом и доля взаимной торговли растет (как в ЕС и НАФТА), то это показывает, что они достигли высокой степени взаимослияния. Если же доля взаимной торговли мала и, тем более, имеет тенденцию снижаться (как в ЭКО), то такая интеграция бесплодна и неустойчива. Интеграционные процессы приводят, прежде всего, к развитию экономического регионализма, в результате которого отдельные группы стран создают для себя более благоприятные условия торговли, передвижения капиталов и рабочей силы, чем для всех других стран. Несмотря на очевидные протекционистские черты, экономический регионализм не считается негативным фактором для развития мировой экономики, если только группа интегрирующих стран, упрощая взаимные экономические связи, не устанавливает менее благоприятные, чем до начала интеграции, условия для торговли с третьими государствами. Интересно отметить примеры «пересекающейся интеграции»: одна страна может быть членом сразу нескольких интеграционных блоков. Например, США состоит в НАФТА и в АТЭС, а Россия – в АТЭС и в ЕврАзЭС. Внутри больших блоков сохраняются малые (как Бенилюкс в ЕС). Все это является предпосылкой сближения условий региональных объединений. На эту же перспективу постепенного перерастания региональной интеграции в международную интернационализацию направлены и переговоры между региональными блоками. Так, в 1990-е был выдвинут проект соглашения о трансатлантической зоне свободной торговли, TAFTA, которая бы соединила НАФТА и ЕС. Таблица 1. ДИНАМИКА ДОЛИ ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОГО ЭКСПОРТА В ОБЩЕМ ЭКСПОРТЕ СТРАН-УЧАСТНИЦ НЕКОТОРЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ГРУППИРОВОК В 1970-1996 Интеграционные группировки 1970 1980 1985 1990 1996 Европейский союз, ЕС (до 1993 – Европейское экономическое сообщество, ЕЭС) 60% 59% 59% 62% 60% Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА 41% 47% Ассоциация стран Юго-Восточной Азии, АСЕАН 23% 17% 18% 19% 22% Южноамериканский общий рынок, МЕРКОСУР 9% 20% Экономическое сообщество государств Западной Африки, ЭКОВАС 10% 5% 8% 11% Организация экономического сотрудничества, ЭКО (до 1985 – Региональное сотрудничество в целях развития) 3% 6% 10% 3% 3% Карибское сообщество, КАРИКОМ 5% 4% 6% 8% 4% Составлено по: Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ. М., 2001 Таким образом, экономическая интеграция вначале 21 в. происходит на трех ярусах: двусторонние торгово-экономические соглашения отдельных государств – малые и средние региональные группировки – три крупных экономико-политических блока, между которыми есть соглашения о сотрудничестве. 1.3. Ключевые проблемные вопросы международной экономической интеграции Мировая экономическая интеграция имеет в своей основе достижение позитивного синергетического эффекта от слияния экономических потенциалов различных стран при минимизации негативных факторов, связанных с наличием границ (таможенных тарифов, протекционистских мер и подобных им). Интеграционные процессы идут на всем мировом пространстве, начиная с периода окончания Второй мировой войны, но не всегда они сопряжены только с положительным влиянием на экономику стран-участников. Чем дальше, тем сильнее выражаются негативные аспекты интеграции. Как правило, экономическая и таможенная интеграция не так широко открывает границы, как зона свободной торговли, но все же она практически не ставит никаких ограничений на пути движения ресурсов и товаров. Различают следующие уровни интеграции: таможенный союз, зона свободной торговли, валютный союз. Современный Евросоюз объединил в себе все эти формы интеграции. Функционирующий в Южной Америки МЕРКОСУР вплотную приблизился к полной интеграции, не дойдя до стадии валютного союза. Существенными плюсами экономической интеграции являются: Свободная миграция трудоспособного населения и работников умственного труда; Возможность пользоваться кредитными ресурсами всех стран-участников объединения, снижение ставки банковского процента; Увеличение объема внутренней торговли между странами за счет снятия тарифных барьеров. На практике все выглядит не так радужно. В любом объединении наиболее сильные экономические субъекты, а ими на сегодняшний день являются не государства, а олигополисты – транснациональные корпорации, начинают перекачивать общие ресурсы в свою пользу. В результате, наименее защищенные участники интеграционных процессов начинают терпеть убытки. На этой диаграмме можно видеть, как в Евросоюзе по мере его развития падает доля прямых иностранных инвестиций, так как деньги из региона постепенно уходят, но при этом статистика показывает рост инвестиций в СНГ и МЕРКОСУР. Рисунок 1. Приток прямых иностранных инвестиций на душу населения Одним из наиболее серьезных недостатков является то, что из наиболее слабых стран вымываются ресурсы в пользу наиболее сильных участников. В результате, сохраняя сравнимый с богатыми странами уровень потребления, такие государство беднеют. На примере МЕРКОСУР можно было прямо наблюдать механизм сообщающихся потоков – когда богатела Бразилия, беднела Аргентина, и наоборот. Создание НАФТА – зоны свободной торговли между США, Мексикой и Канадой привело к тому, что практически все свободные ресурсы двух стран перетекли в США и эти страны лишились возможности участвовать в мировой конкуренции самостоятельно . На примере Прибалтики можно отметить, как перетекают в Европу трудовые ресурсы . В относительно благополучных, но всё же достаточно бедных Италии и Греции к таким утрачиваемым ресурсам относится земля, все активнее приобретаемая налоговыми резидентами других стран. Хочу отметить, что процессы создания новых предприятий на таких землях не увеличивают поступления в экономику региона, так как система оффшорного владения помогает перенаправлять потоки. В Европе цены на продукты первой необходимости в них искусственно завышаются, так как диктуются монополистами – транснациональными корпорациями, а собственное производство и сельское хозяйство разрушаются, не выдерживая конкуренции. Чтобы не разрушить единство союза банкротством одной из стран, их приходится кредитовать. На практике, основная тяжесть кредитования бедных участников ложится на Германию, отчего ее южные области, например, Бавария, уже говорят о выходе из ЕЭС. Об этом же говорят и англичане. Так же существенным минусом практически любого экономического союза является ее бюрократический механизм, фактически не заинтересованный в благосостоянии никакой из стран союза. Можно сделать вывод, что чем ниже совокупная привычка к потреблению у стран союза и меньше влияния оказывают на экономику региона транснациональные корпорации, тем больше у экономического союза шансов на стабильное развитие Глава 2. Оценка и особенности развития интеграционных процессов Европейского Союза 2.1. Процесс создания ЕС, цели и принципы Европейского союза Создание ЕС было обусловлено, прежде всего, тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально-государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз, развиваясь вглубь и вширь. Интеграция вширь означает увеличение количества полноправных членов Союза и ассоциированных членов. Развитие вглубь – это формирование регионального хозяйственного механизма Западной Европы и расширение сфер, подвергающихся межгосударственному регулированию и унификации. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Возникновение ЕС имело целью создание общего рынка и на этой основе повышение экономической стабильности и жизненного уровня. Договор о ЕС определил последовательность мероприятий: 1) отмена таможенных пошлин, импортных и экспортных количественных ограничений, а также всех других торговых ограничений на пути движения товаров внутри сообщества; 2) введение общего таможенного тарифа и единой торговой политики в отношении третьих стран; 3) свободное движение факторов производства (капитала и рабочей силы), свобода создания филиалов на территории ЕС и свободная торговля услугами между странами-участницами; 4) проведение общей аграрной и транспортной политики; 5) создание валютного союза; 6) координация и постепенное сближение экономических политик стран-участниц; 7) унификация налоговых законодательств; 8) выравнивание внутригосударственных правовых норм, имеющих значение для общего рынка. Уже после первой мировой войны европейская идея присутствовала в политических дискуссиях, но не привела к конкретным шагам. Затем, после разрушений, которые принесла вторая мировая война, европейские лидеры пришли к убеждению, что сотрудничество и общие усилия являются лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Процесс начался 9 мая 1950 года речью Роберта Шумана, Министра иностранных дел Франции, предложившего объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и Федеративной Республики Германии. Эта концепция была реализована в 1951 году Парижском Договором, установившим Европейское сообщество угля и стали, с шестью странами-членами: Бельгия, Франция, Германия, Италия, Люксембург и Нидерланды. Успех Договора воодушевил эти шесть стран расширить процесс на другие сферы. В 1957 году Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии. Они, соответственно, были нацелены на создание таможенного союза и ломку внутренних торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие ядерной энергии в мирных целях. Это этап создания зоны свободной торговли (1958 — 1966). На нем были достигнуты 1 и 2 цели, предусмотренные Римским договором. Кроме того, с 1962г. была введена в действие единая сельскохозяйственная политика, предусматривающая для национальных сельскохозяйственных производителей возможность продавать свою продукцию по ценам, значительно превышающим среднемировые (на 30% и более) — создан единый аграрный рынок. С подписанием в 1963г. Яундского соглашения ряд развивающихся стран (Алжир, Марокко, Тунис, Египет, Иордания, Ливан, Сирия) вступил в ассоциированные отношения с ЕС, что означало для них возможность беспошлинного ввоза в ЕС промышленных и традиционных сельскохозяйственных товаров. В 1967 году произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура, признаваемая сегодня, с такими основными институтами, как Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд. Происходит формирование таможенного союза (1968 —1986) и дальнейшее расширение сферы деятельности ЕС. Целенаправленная аграрная политика дополняется единой политикой в сфере охраны окружающей среды и в области исследований и технологического развития. Совместная научно-техническая политика на этом этапе развития ЕС была сосредоточена в угольной, металлургической промышленности и в ядерной энергетике. В 1984—1987 гг. была принята «рамочная» комплексная программа, которая вводила среднесрочное планирование научно-технической деятельности. В ее рамках с 1985г. действует независимая крупномасштабная многоцелевая программа сотрудничества 19 стран Европы — «Эврика». В 1971г. заключено Соглашение о создании зоны свободной торговли между ЕС и ЕАСТ. В 1975, 1979 и 1984 гг. были приняты Ломейские конвенции, на основе которых количество развивающихся стран, ассоциированных с ЕС, увеличивается с 20 до 66. К этому же этапу относится и начало интеграции в валютно-финансовой сфере: в 1972г. было введено совместное плавание валют некоторых стран-членов ЕС в определенных пределах (+2,25 — «валютная змея»), а с 1979г, начала функционировать европейская валютная система. Далее — создание общего рынка (1987—1992 гг.). На основе Единого Европейского акта, а также подписанного в 1985г. документа «White Рарег» о программе создания внутреннего рынка страны, ЕС ликвидировали оставшиеся барьеры на пути передвижения товаров и факторов производства. Наиболее крупным достижением интеграционного процесса в этот период стало принятие и реализация Программы создания к концу 1992г. единого внутреннего рынка ЕС, в результате проведения которой между странами ЕС были достигнуты следующие цели: устранены все тарифные и нетарифные ограничения во взаимной торговле товарами и услугами, ликвидированы все ограничения на межгосударственное передвижение капитала внутри ЕС и введено взаимное признание финансовых лицензий; устранены национальные ограничения импорта промышленных товаров из третьих стран; введены минимальные технические требования к стандартам, взаимное признание результатов испытаний и сертификации; открыты рынки государственных закупок для фирм других стран ЕС. В этот же период страны ЕС перешли к проведению единой политики в отдельных отраслях: энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития. Четвертая Ломейская конвенция 1989г. расширила число развивающихся стран, находящихся в ассоциации с ЕС, до 69. В 1991г. подписано Соглашение о создании Единого Европейского экономического пространства (ЕЭП) между ЕС и 3 странами ЕАСТ. Договором о ЕЭП предусматривается свободное движение товаров, услуг, капиталов и людей между странами Западной Европы; сотрудничество в области науки, образования, экологии и социального обеспечения; создание единой правовой системы. Следующим краеугольным камнем в процессе европейской интеграции стал Маастрихтский Договор 1992 года, который определил три столпа Европейского Союза: первый - это Европейское Сообщество, два новых - это межправительственное сотрудничество в международной политике и в области безопасности, а также в правосудии и внутренних делах. Это этап создания экономического союза (с 1993г. по настоящее время). Кроме того, Маастрихтский Договор определил рамки для единой валюты и большей политической интеграции. Для этого запланировано пройти три этапа: 1-й этап — 1990—1993 гг. — валюты всех стран включаются в совместное плавание в рамках европейской валютной системы и устраняются валютные ограничения; 2-й этап — 1994—1998 гг. — создается Европейский валютный институт и усиливается координация макроэкономической политики; 3-й этап — с 1999г. — взаимная фиксация курсов валют, введение единой валюты и создание Единого европейского ЦБ. Дальнейшие шаги обсуждались на Межправительственной конференции, которая началась в 1996 году в Турине и завершилась подписанием Амстердамского договора в июне 1997 года Цели ЕС – основные направления создания и деятельности ЕС. К числу целей ЕС относятся: 1) в сфере прав и свобод человека – содействие утверждению мира, общих ценностей и благосостояния народов. ЕС призван обеспечить своим гражданам свободу, безопасность, законность, которые утверждаются на всем пространстве ЕС независимо от внутренних границ. В отношениях с внешним миром ЕС провозглашает целью продвижение и защиту своих ценностей и интересов; 2) в сфере экономики – ЕС ставит своей целью построение единого внутреннего рынка и обеспечение свободной и добросовестной конкуренции.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 74 страницы
4000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 41 страница
1025 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 80 страниц
2000 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 55 страниц
1375 руб.
Дипломная работа, Микро-, макроэкономика, 137 страниц
3425 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg