Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Изучение лексических категорий в начальных классах.

irina_krut2019 732 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объектом исследования является процесс обогащения и различия словарного запаса младших школьников. Предметом исследования являются методические приемы активизации деятельности учащихся при изучении лексики Цель работы данного исследования представляет собой попытку выявить эффективные способы работы со словом для пополнения лексикона младших школьников. Задачи исследования: - на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы; - определить методическую обеспеченность для лексической работы в начальной школе; - показать методическую систему при лексической работе с младшими школьниками. Для решения поставленных задач использованы следующие научно – исследовательские методы: а)лингвистические(описательный, функциональный) б)методические(социально педагогический – наблюдение за учебным процессом, изучение и обобщение опыта работы). Теоретическую основу работы составили труды ученых по теории личостно-деятельностного подхода к обучению (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), по теории методов обучения (И.Я. Лернер, М.С. Скаткин), исследования по методике преподавания русского языка (Н.Н. Алгазина, В.В. Бабайцева, А.В. Текучев, Т.Г.Рамзаева,М.Р.Львов). Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения. Структура курсовой работы : введение, в котором прописана актуальность исследования, выстроен аппарат работы; 1 глава, направленная на теоретическое изучение проблемы; 2 глава, направленная на эмпирическое изучение проблемы; заключение, в котором подведены итоги всей проведенной работы по исследуемой нами проблеме; список литературы и ряд приложений.
Введение

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов, которые свя¬заны между собой различными отношениями, складыва¬ющимися на основе общих семантических признаков. Это дает - основание для выделения лексики в особый раздел школьного курса русского языка, изучаемый в нашем случае в I—IV классах. Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лек¬сических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значени¬ем слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходи¬мые условия для целенаправленного обогащения сло¬варного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы. Актуальность изучаемой темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может про¬ходить стихийно. Одной из важнейших задач развития ре¬чи в начальной школе является упорядочение словарной работы, вы¬деление основных ее направлений и их обоснование, управ¬ление процессами обогащения словаря школьников.
Содержание

Введение………………………………………………………………...3 ГЛАВА 1.ТЕОРИЯ О ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ………………5 1.1.Общие сведения о лексикологии……………………………….5 1.2. Лексические категории на этапе начальной школы……………….9 1.3. Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе с учетом внедрения ФГО…………………………………………………..…21 Вывод по первой главе …………………….……………………...…....23 ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ. ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ…………24 2.1. Методические рекомендации по проведению лексической работы в начальных классах на уроках русского языка……………….............24 2.2. «Методическая разработка урока русского языка по теме "Однозначные и многозначные слова. Лексическое значение."…...………………………..29 2.3. Анализ о проделанной работе в 3 классе…………………...…….32 Вывод по второй главе…………………………….……………………...35 Заключение…………………………………………………………………36 Список литературы……………………..……………………………...…….38 Приложения
Список литературы

Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2000. Львов М.Р. Риторика. Культура речи: Учеб. пос. М.: Изд. центр «Академия», 2000. Морковкин В.В. Опыт идеографического описания лексики. М.: Изд-во МГУ, 1977. Родари Дж. Грамматика фантазии. М.: Прогресс, 1978. Саутина Е.В. Метафора как средство раз- вития мышления и воображения у детей млад- шего школьного возраста // Вопросы филологии и методики ее преподавания. Киров, 2000. С. 71–75. Саутина Е.В. Развитие основ проблемного мышления у младших школьников: Учеб.-метод. пос. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2000.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ О ЛЕКСИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЯХ 1.1.Общие сведения о лексикологии Лексикология – раздел науки о языке, кото¬рый изучает словарный состав. Лексикология имеет свой объект изучения — слово, которое рассматривается с разных сторон, и свою систе¬му понятий[4, 6]. Задача лексикологии состоит в том, чтобы выяснить насколько обширен словарный состав языка. 4 этапа развитии лексикологии I. Впервые был введен термин «лексикология» в 18-19 в. Появился он во французской энциклопедии Даниеля Дидро и Жана Д'Аламбера в 1765 г. Лексикология определяется как один из двух ( наряду с синтаксисом) разделов науки о языке. Задачу лексикологии они видели в изучении общих принципов организации лексики. Они выделяли изучение внешней формы, значений и этимологии слов. В трактатах по стилистике 18 в. излагались пути формирования переносных значений слов. Было выделено более 200 видов тропов. Расмус Раск (1787—1832) В 19 в. развивается сравнительно- историческое языкознание. В первых же работах по сравнительно- историческому языкознанию ученый Расмус Раск заложил основы сопоставительной лексикологии. В 19 в. основной сферой лексикологических исследований в Европе была семантика. В. фон Гумбольдт изучал внутреннюю форму слова. Французский лингвист Арсен Дармстетер и немецкий Герман Пауль обнаружили общие закономерности формирования и эволюции значений слов. В 1897 г. вышла обобщающая работа французского ученого Мишеля Бреаля, где семасиология предстала как особый раздел языкознания. В России основы лексикологии были заложены в трудах М.В.Ломоносова, разработавшего учение о стилистической дифференциации лексики в «Теории трех стилей». В конце 19- нач.20 вв. активно развивается историческая лексикология и этимология в трудах Александра Xристофоровича Востокова, Измаила Ивановича Срезневского, Якова Карловича Грота. Активно исследовались диалекты в работах Ал. Ивановича Соболевского и И. А. Бодуэна де Куртенэ). Большим вкладом в развитие мировой лексикологии явились труды Александра Афанасьевича Потебни и Михаила Михайловича Покровского. Потебня разработал общую теорию слова, Грот Яков Карлович (1812-1893) углубил учение о внутренней форме слова, создал учение о ближай¬шем, языковом и о дальнейшем, внеязыковом значениях слова. В работах Покровского закладываются основы общей семасиологии, выявляются общие законо¬мерности развития значений слов. II. Первая пол. 20 в. Швейцарский ученый Ф. де Соссюр и И.А.Бодуэн де Куртене поставили перед языкознанием 20 в. цель исследовать не мертвые языки, а современный язык. Изучать не отдельные языковые факты, а язык как знаковую систему, имеющую определенную структуру. Идеи системности и структурности вызвали бурное развитие семасиологии. Они отразились в создании теории лексических полей нем. Йоста Трира и Вальтера Порцига. Поливанов Евгений Дмитриевич (1891-1938) Активно развивалась общая лексикология. Разрабатывалась проблема слова как единицы языка. Лингвисты пытались дать лексикологическим категориям философское обоснование. Была философски осмыслена сущность лексического значения. В.В.Виноградов предложил классификацию лексических значений. Параллельно с семасиологией развивалось социолингвистическое изучение лексики. Исследованием соотнесенности лексики с внелингвистическим миром, историей слов в истории общества занимались представители французской социологической школы: Антуан Мейе, Эмиль Бенвенист, М. Коэн, Поль Лафарг. Лингвисты выявили функциональную дифференциацию лексики. В России в послереволюционные годы основы социолингвистики были заложены в тру¬дах Евгения Дмитриевича Поливанова, Николая Яковлевича Mappa, Федота Петровича Филина, Рубена Александровича Будагова. Исследуя проблему «Язык и общество», они выявили стратификацию лексики (лат. Stratum – «слой») по сфере употребления, по частоте употребления, по происхождению, по стилистической принадлежности. III. В период второй половины 20в. увеличивается рост исследований в области общей и теоретической лексикологии. Александр Иванович Смирницкий, Ольга Сергеевна Ахманова, Дмитрий Николаевич Шмелев, Владимир Андреевич Звегинцев разрабатывают общую, универсальную для всех языков теорию слова как знака, проблему значения, вопрос о соотношении слова и понятия. Анна Анфилофьевна Уфимцева (1921-1994) В семантике выделились три аспекта: эпидигматика, парадигматика и синтагматика. А.И.Смир¬ницкий создал учение о лексико-семантических вариантах многозначного слова. Издавались монографии по кате¬гориям лексикологии: синонимии, антонимии, полисемии. Д.Н.Шмелев, А. А. Уфимцева, Юрий Николаевич Ка¬раулов в 70—80-е гг. особое внима¬ние уделяли проблемам системности лексики, в том числе лексической парадигматике. Ю.Н.Караулов, Владимир Григорьевич Гак, О.С.Ахманова, используя методы американского структурализма, разработали метод компонентного анализа структуры лексического значения. Социолингвистическое изучение лексики во 2 пол.20 в. несколько замедлилось. Появляются гибридные научные дисциплины, находящиеся на грани нескольких наук: социолингвистика и психолингвистика. Значительные достижения в области этимологии отмечаются у Олега Николаевича Трубачева, исследовавшего историю славянских слов и издавшего словарь праславянского языка. Он перевел на русский язык этимологический словарь нем. лингвиста Макса Фасмера. В диалектологии составлен диалектологический атлас русского языка, атласы славянских и европейских языков. IV. Начало двадцать первого века характеризуется сменой научных направлений. К анализу функционирования слова в речи-обращаются лингвисты. Возникают компьютерная лингвистика, когнитивная лингвистика, функциональная лингвистика, лингвокультурология. В этих дисциплинах развиваются новые понятия и категории: концепт, языковая картина мира, концептуальная картина мира. Наряду с этим в понятие «лексикология» входит уче¬ние об устойчивых словосочетаниях (фразеологизмах), учение о словарях (лексикография). Современный русский язык имеет большой(огромный) сло¬варный запас. 57 тыс. слов содержится в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова; в семнадцатом «Словаре совре¬менного русского литературного языка» — около 130 тыс. слов.Данная лексика общеупотребительная; в названные словари не вошли сотни тысяч профессиональных слов и научных терминов. 1.2. Лексические категории на этапе начальной школы «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоря-жаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении другого предмета» - говорил Ушинский. [7,96]. Слово - основная структурно-семантическая единица языка, служащая для наименования предметов и их свойств, явлений, отношений действительности, обладающая совокупностью семантических, фонетических и грамматических признаков, специфичных для каждого языка[13, c.9]. Различают лексическое и грамматическое значение слова. Более подробно мы остановимся на лексическом значении слова, так как это актуально для нашей проблемы исследования. В объяснении значений слов необходимо руководствоваться общей дидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся. В классе всегда бывает хотя бы несколько чело¬век, которые правильно понимают все слова и обороты ре¬чи. Поэтому необходимо добиваться, чтобы сами школьни¬ки сумели объяснить значение слова, что обеспечивает их умственное развитие, воспитывает самостоятельность. Разнообразие приемов и повышение активности уча¬щихся в объяснении значений слов — важнейшая задача словарной работы в начальных классах. Объем работы по уточнению словаря очень велик. Сюда входят разнообразные задания, связанные с усвоением синонимов и антонимов. • Синонимия. Синонимы – это слова, которые по-разному звучат, но имеют либо одинаковое значение (алфавит – азбука, экспорт – вывоз, лингвистика – языкознание), либо близкое (так, в английском в значении, близком к русскому слову «тишина», употребляют такие синонимы: stilness, silence, calmness, quietness, tranguillity). В первом случае мы имеем дело с абсолютной (дублетной) синонимией, а во втором – относительной (релятивной). Дублетных синонимов в языке немного, поскольку нет особой нужды иметь два (или больше) слова с абсолютно одинаковым значением. Другое дело – относительная синонимия. Она позволяет выразить различные смысловые и стилистические оттенки у слов с близким значением (жарко-солнечный,добрый-отзывчивый,врач-фельдшер , спать – почивать – дрыхнуть, живет-обитает). Вот поэтический пример из последнего синонимического ряда: На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей сухой и острой Набегает холодок. (Н. Некрасов) В речи синонимы выступают как однородные члены предложения. Синонимический ряд может приобретать в речи такую широту, которая отсутствует в языке (синонимических словарях). Окказиональные синонимы наделяет общим значением контекст: «Пусть настигает :гром,молния и дождь. Большое внимание работе совей с лексико-семантическими группами слов уделяет М.Р. Львов. Тогда как теоретических сведений о синонимах в начальных классах не дается, проводится практическая работа с синонимами, в процессе которой у учащихся формируется понятие о синонимах. Система практических упражнений с синонимами складывается из следующих элементов: 1) обнаружение синонимов в читаемых текстах, объяснение значений и особенно оттенков значений, различий употребления; 2) подбор синонимов, которые могут служить заменой данного и выяснение оттенков значений, различий употребления; 3) специальные упражнения с синонимами (градация синонимов); 4) активизация синонимов, т.е. использование в связной речи; 5) исправление речевых ошибок (неудачное употребление слов); 6) замена слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте. Начало работы с синонимами положено начинать в 1-м классе. Например, дети читают предложение: "Сегодня я чувствовал себя :прекрасно, здорово, хорошо ".Учащиеся ставят акцент на слово прекрасно, которое усиливает значение слова хорошо. В стихотворении С. Есенин"Черемуха душистая" осуществляется наглядная градация синонимов: "Бежит,струится маленький Серебряный ручей». Учитель постоянно обращает внимание учащихся на встре¬чающиеся в текстах синонимы и их градацию {бежит,стрится). Подбирать из 2-3 синонимов учащиеся начинают во втором классе. Обычно синонимы при подборе располагаются по нараста¬ющей степени качества: большой, огромный, громадный. Из трёх синонимов и более вводятся 2-4 классах: жадный,скупой(человек);пестрый,яркий,рябой; поджег,возгорание. Примеры простейших упражнений с синонимами: Упражнение 1. Прочитайте. Найдите в предложении слова ,которые обозначают одно и то же. Скажи «родник» - И вот возник , Бежит в зеленой чаще Веселый ключ журчащий. А. Барто. Упражнение 2. Прочитайте. Родина,Отчизна, Отечество. Мир,спокойствие ,дружба,согласие. Ловкий, ,юркий,проворный,шустрый. Каким научным словом можно назвать слова каждой группы? • Омонимия. Омонимами (гр. homos - одинаковый + onyma - имя) называются слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию. В словаре омонимов слова имеют верхние индексы (кол 1 и кол 2). Омонимия – это явление многогранное и классифицировать омонимы приходится под несколькими разными углами зрения считает Ю.С.Маслов .В соответствии с мотивами, по которым данные слова признаются омонимами выделяются прежде всего два типа: 1. «Чисто лексическая омонимия» – отсутствие связи между лексическими значениями слов (ключ от двери; ключ родник); 2. «Грамматическая омонимия» – слова разной части речи. Но несмотря на обширную лингвистическую литературу, посвящённую омонимии, точки зрения на роль этого явления в языке и речи абсолютно разные. А.А. Реформатский считал, что образование омонимов – это не обогащение словарного состава языка, а скорей, наоборот, омонимы во всех случаях – это досадное неразличие того, что должно различаться» [23, с. 92]. До сих пор в лингвистической литературе нет общепринятого определения омонимов. Сам термин пришёл из древнегреческого языка, в котором omos означал равный, одинаковый, a ovuma – имя. Попытка систематизации определений омонимов, предложенных в лингвистической литературе, приводит к выделению трёх разных точек зрения: 1. Омонимами могут быть только те слова, которые принадлежат к одной и той же части речи и в значениях которых отсутствует общий смысловой компонент,- утверждает Шанский. [33, с. 43]. 2. Тышлер считает, что омонимами могут быть слова, которые принадлежат к одной или к разным частям речи, но эти слова должны иметь такие лексические значения, в которых отсутствуют общие семы [28, с. 5]. Например:источник (вода) – источник (доступность информации). 3.Омонимами могут быть слова, которые принадлежат как к одной, так и к разным частям речи ,-считает Смирницкий . Во 2 случае в их лексических значениях может присутствовать общий смысловой компонент [24, с. 160]. Например, ключ (родник) – ключ (от двери). В лингвистике существуют три основные причины возникновения омонимов: 1) Словообразовательные процессы; 2) Распад полисемии, то есть утрата связи между значениями многозначного слова. 3) Совпадение изначально разных слов в звучании и/или написании; Виды омонимов: I. По отношению к уровню языка: 1) Лексические омонимы - слова, которые звучат одинаково, но имеют совершенно разные значения. Лексические омонимы не обладают предметно-семантической связью, т. е. у них нет общих семантических признаков, по которым можно было бы судить о полисемантизме одного слова в отличие от многозначных слов. а) Полные лексические омонимы – совпадение слов, принадлежащих к одной части речи, во всех формах. Например, замОк(дверной) - замОк на одежде- зАмок(архитектурное строительство) Они не различаются в произношении и написании, совпадают во всех падежных формах единственного и множественного числа во всех видо-временных и спрягаемых формах . б) Частичные(неполные) лексические омонимы - слова, принадлежащих к одной части речи, не во всех грамматических формах наблюдается совпадение в звучании и написании . Например, стих(сущ.)- стих(глаг). 2) Квазимомонимы (омонимия на других уровнях языка): а) фонетическая омонимия (омофоны -гр. homos - одинаковый + phone - звук) - одинаковое произношение, но различное написание слов и словосочетаний (глаз - глас; мог ли – мокли, луг- лук; полоскать и поласкать; браться и братца). Появление в языке фонетической омонимии связано с действием фонетических законов. Омофония может проявляться и шире - в звуковом совпадении слова и нескольких слов: Не вы, но Сима страдала невыносимо, водой Невы носима; Лет до ста расти нам без старости (М.) б) графическая омонимия (омографы- гр. homos - одинаковый + grapho - пишу)) - одинаковое написание, но разное произношение слов (зАмок и замОк, Атлас – атлАс,засЫпал - засыпАл, пАрить - парИть). в) морфологическая омонимия (омоформы) - совпадение звучания и написания одной в какой-нибудь одной (или нескольких) грамматической форме разных частей речи или одной и той же части речи (дорогОй - им. п. прилагательного мужского рода и дорогОй - род., дат., предл. падежи прилагательного женского рода г) синтаксическая омонимия (синтаксически е омонимы) – совпадение разных словоформ в какой-нибудь одной синтаксической позиции, т.е. неразличение членов предложения (редакции пишут – подлежащее; редакции пишут - дополнение). II. По структуре: 1) Корневые (простые, непроизводные) омонимы имеют непроизводную основу коса(прическа) – коса( инструмент). 2) Производные омонимы возникли в результате словообразования (сборка1 - 'действие по глаголу собирать' (сборка конструкции) и сборка2 - 'мелкая складка в одежде' (сборка на юбке). В начальных классах обучающиеся говорят о словах омонимах,а не об омонимии . Понятие «омонимы» вводится в первой части учебника для второго класса УМК «Школа России». В определении слов-омонимов указывается, что «омонимы – это совершенно разные слова, которые только звучат и пишутся одинаково». Актуализация знаний обучающихся о многозначных словах происходит при изучении темы «Омонимы» . Проанализируем одно из заданий, которое представлено в учебнике. Обучающимся предлагаются прочитать предложения и рассмотреть иллюстрации к ним.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Педагогика, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 31 страница
372 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 32 страницы
230 руб.
Курсовая работа, Педагогика, 24 страницы
288 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg