Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БАНКОВСКОЕ ДЕЛО

Правовые основы банковского регулирования и надзора.

irina_krut2019 2300 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 92 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в сфере осуществления банковского регулирования и надзора. Предметом исследования являются нормы права, прежде всего финансово-правовые, регулирующие осуществление банковского надзора, а также материалы правоприменительной и судебной практики. Цель исследования состоит в постановке, изучении и разрешении теоретико-правовых проблем, связанных с функционированием банковского надзора в современных условиях, а также в выявлении конкретных недостатков в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем отношения, связанные с осуществлением банковского надзора и формулировании предложений по его совершенствованию. Достижение поставленной цели будет неосуществимо без решения следующих задач: • исследовать и сформулировать понятие банковского регулирования и надзора; • уточнить понятие банковско-правовой политики как вида финансово-правовой политики, выявив специфику и сущность ее в сфере реализации банковского надзора, а также сформулировать авторское определение локально-правовой политики кредитных организаций в финансовой (банковской) сфере; • охарактеризовать современное состояние банковского надзора в России, установить направления совершенствования банковского регулирования и надзора; • раскрыть сущность общеправовых и финансово-правовых принципов как основ осуществления банковского надзора Центральным банком Российской Федерации; • дать характеристику правового статуса Центрального Банка, позволяющего наиболее эффективно реализовывать задачи банковского регулирования и надзора; • разработать понятие формы банковского надзора, определить цели и методы осуществления надзорной деятельности, характерные для каждой формы банковского надзора; • выработать научные рекомендации по совершенствованию норм законодательства, регулирующего финансово-правовой статус Банка России в сфере банковского надзора. Методологическая основа исследования. В работе применялись такие общенаучные методы как: анализ, синтез, описание, сравнение, дедукция и др., а так же такие частно-научные методы как: формально-юридический, системно- структурный, структурно-функциональный и др. Теоретическая значимость заключается в том, что содержащиеся в представленной работе выводы и предложения имеют своей целью углубление и расширение сферы научных познаний в области банковского регулирования и надзора в системе финансово-банковского надзора, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные предложения можно использовать в образовательном процессе в рамках преподавания учебных дисциплин «Финансовое право», «Финансовый контроль», «Правовые основы банковской деятельности. Структура работы составлена в соответствии с целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов, включающих подразделы, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Приоритетом государственной социально-экономической политики современной России является обеспечение высоких и устойчивых темпов экономического роста. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года , финансовая система играет ключевую роль в обеспечении сбалансированности и инновационного развития экономики. Особое место в этом процессе занимает банковский сектор, развитие которого в значительной степени зависит от состояния банковской системы России, правового регулирования банковской деятельности, банковского регулирования и надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и ряда других условий. Мировой финансово-экономический кризис со всей очевидностью подтвердил определяющую роль банковской сферы в экономике современного государства. Специфика банковской деятельности, важная роль кредитных и некредитных финансовых организаций, особенности их правоотношений с кредиторами и вкладчиками обусловили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность названных институтов. Банковская деятельность как вид финансовой деятельности включает в себя публичные начала и является объектом банковского регулирования и надзора, задачи которого в настоящее время значительно расширены, в их числе - предотвращение финансовых кризисов в банковском секторе, сохранение стабильности финансовой системы и обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации. Наличие конституционных положений, посвященных Центральному банку Российской Федерации, является подтверждением важности роли, принадлежащей Банку России в функционировании финансовой системы, в обеспечении финансовой, экономической безопасности и жизнеспособности Российского государства Последние глобальные нововведения российского законодательства направлены именно на расширение правового статуса Центрального банка Российской Федерации в части передачи ему полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков, а также значительной части аудиторского рынка. Все большее объединение надзорных функций в Центральном Банке показывает свою эффективность и состоятельность. Это обуславливается и тем, что исторически центральные банки создавались именно с целью осуществления надзора за банками. Поэтому в законодательстве, в том числе в законе о Банке России, указана такая цель деятельности, как развитие и укрепление банковской системы. В связи с этим следует отметить повышенный интерес к вопросам банковского регулирования и надзора, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации и актуальность их исследования. Теоретическая основа исследования. В настоящее время отсутствуют комплексные монографические исследования, посвященные правовому регулированию банковского надзора в Российской Федерации. При подготовке работы изучены и проанализированы также труды ученых-экономистов, специализирующихся на вопросах банковского дела и банковского надзора: М.А. Голубитченко, А.И. Пугачева, Т.Э. Рождественской, Е.М.Ашмариной, Е.Ю. Грачевой, Е.Н.Пастушенко, С.А.Голубева, и других ученых. Базовыми ориентирами для выработки авторской позиции стали труды ученых, включающих содержательный теоретический и эмпирический материал в области банковского права, по проблемам банковского регулирования и надзора в том числе: М.М. Агарков, А.Г. Братко, Гейвандов, С.А. Голубев, Е.Ю. Грачева, А.Г. Гузнов, Ю.А. Крохина, А.Я. Курбатов, О.И. Лаврушин, В.М. Манохин, О.М. Олейник, А.И. Стахов, А.А.Тедеев, Г.А. Тосунян, A.B. Турбанов, Н.И. Химичева, Е.Г. Хоменко, А.А. Ситник, Д.А. Гаврин, Н.А. Тарабан и другие. Нормативной базой является Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные акты нормативно-правового характера, акты министерств и ведомств (информационные письма, методические рекомендации), а также по теме исследования использовалась и анализировалась судебная и иная правоприменительная практика.
Содержание

Введение…………………………………………………………………………...2 1. Теоретические основы банковского регулирования и надзора в РФ……….7 1.1 Понятие и цели банковского регулирования и надзора……………………7 1.2. Правовые принципы и финансово-правовая политика как основы осуществления банковского регулирования и надзора ………………………16 1.3. Направления совершенствования банковского регулирования и надзора……………………………………………………………………………24 Глава 2. Банк России как орган регулирования и надзора за банковской деятельностью……………………………………………………………………32 2.1. Особенности правового статуса Банка России……………………………32 2.2. Формы и современные методы контрольно-надзорной деятельности Банка России……………………………………………………………………..43 Заключение……………………………………………………………………….75 Список использованных источников…………………………………………...84
Список литературы

1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// "Собрании законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398. 2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018)// "Российская газета", N 127, 13.07.2002. 3. Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ // СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4084. 4. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 23.05.2018) "О банках и банковской деятельности"// "Российская газета", N 27, 10.02.1996. 5. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 23.04.2018) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018)// "Российская газета", N 209-210, 02.11.2002. 6. Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ (ред. от 01.05.2017) "О национальной платежной системе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.05.2017)// "Российская газета", N 139, 30.06.2011. 7. Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 22.02.2017) "О персональных данных"// РГ. N 165. 2006. 29 июля. 8. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года")//"Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489. 9. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 11.08.2017) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965)// "Вестник Банка России", N 23, 30.04.2010. 10. Инструкция Банка России от 02.04.2010 N 135-И (ред. от 11.08.2017) "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2010 N 16965)// "Вестник Банка России", N 23, 30.04.2010. 11. "Положение о порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России" (утв. Банком России 09.06.2012 N 381-П)(ред. от 25.06.2014)(Зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2012 N 24586)// "Вестник Банка России", N 31, 20.06.2012. 12. "Положение об обязательных резервах кредитных организаций" (утв. Банком России 01.12.2015 N 507-П) (ред. от 13.11.2017) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2015 N 40275)// "Вестник Банка России", N 121, 30.12.2015. Комментарии к нормативным актам: 13. Сапожников Ю.В. "Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (постатейный). М.: "Юстицинформ", 2012. Судебно-арбитражная практика: 14. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.10.2016 по делу № А40-49374/06-147-271. 15. Постановление Десятого арбит¬ражного апелляционного суда от 06.12.2016 № 09АП-16204/2006-АК/. 16. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2007 № КА-А40/2187-07. 17. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 30.12.2015 № Ф03-5897/2015 по делу № А59-2349/2015. 18. Постановление пятого Арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 № 05АП-12598/2014 по делу № А51-19739/2014. 19. Определением ВАС РФ от 27.08.2017 № 10319/17 20. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.04.2016 по делу № А40-39067/04-121-338. 21. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25 января 2017 г. N Ф05-21528/2016 по делу N А40-122565/16; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 марта 2013 г. N Ф05-1334/13 по делу N А40-75767/12-154-757 // СПС "Гарант". 22. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2015 г. N 09АП-55402/2014-АК по делу N А40-88965/14 // СПС "Гарант". 23. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6 октября 2015 г. по делу N А40-103610/2015 [Электронный ресурс] // URL: http://sudact.ru (дата обращения: 01.06.2017). 24. Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2016 г. по делу N 02-6176/2016 [Электронный ресурс] // URL: http://mos-gorsud.ru/rs/presnenskij (дата обращения: 01.06.2017). 25. Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2017 г. по делу N 33-4722/2017 [Электронный ресурс] // URL: http://www.mos-gorsud.ru (дата обращения: 01.06.2017). Учебная и научная литература: 26. Алексеев С.С. Общая теория права: учеб. 2-е изд., пере-раб и доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. 27. Банковское право Российской Федерации. Особенная часть: В 2 т.: Учеб. / Отв. ред. Г.А. Тосунян. М.: Юристъ, 2002. Т. 1. 28. Бородина Н.М. Правовое регулирование деятельности территориальных учреждений Центрального банка Российской Федерации / Под ред. Н.И. Химичевой. Саратов: СГАП, 2001. 29. Гейвандов Я.А. Государственное регулирование банковской деятельности в Российской Федерации: теоретический и организационно-правовой анализ: Дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 1997. 30. Гейвандов Я.А. Социальные и правовые основы банковской системы Российской Федерации: монография. М.: «Аванта+», 2003. 496 с. 31. Голубитченко М.А. Правовые принципы и финансово-правовая политика как основы осуществления банковского надзора в Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. - М.: Медиа-ВАК. - №3. – 2015. 32. Грачева Е.Ю. Обеспечение публичных интересов в условиях рынка как важнейшая цель государственного финансового контроля // Очерки финансово-правовой науки современности: монография / под общ. ред. Л.К. Вороновой и Н.И. Химичевой. Москва-Харьков: Право, 2011. 33. Ерпылева Н.Ю. Международное банковское право. М., 1998. 34. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учеб. для вузов. М.: Норма, 2014. 35. Малько А.В. Теория государства и права в вопросах и ответах: учебно-методическое пособие. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Юристь, 2006. 36. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учеб. М.: Юристъ, 1996. 37. Матузов Н.И. Правовая политика как важнейшая проблема российской юридической науки // Правовая политика России: теория и практика / под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2006. 38. Пастушенко Е.Н. Правовые акты Центрального банка Российской Федерации: финансово-правовые аспекты теории : автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Саратов, 2006. 39. Писарева Е.Г. Правовое положение государственных учреждений в сфере финансов / под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юр-литинформ, 2011. 40. Попов И.С. Правовой механизм государственного регулирования банковской деятельности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. 41. Рождественская Т.Э. Теоретико-правовые основы банковского надзора в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Москва, 2013. 42. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Публичное банковское право : учебник для магистров. М. : Проспект, 2016. 43. Рыбакова С.В. Теоретико-правовые основы банковского надзора в России // Финансовый механизм и его правовое регулирование: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (24 - 25 апр. 2003 г.). Саратов, 2003. Ч. II. 44. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 1998. С. 376 - 377. 45. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1997. 46. Финансовое право Российской Федерации: Учеб. / Отв. ред. М.В. Карасева. М.: Юристъ, 2015. 47. Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. М., 2002. С. 391 - 393. 48. Чекушина Т.В. Правовые основы взаимодействия Центрального банка Российской Федерации с федеральными органами государственной власти: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005. Периодическая печать: 49. Аминова Э.М. Современные тенденции регулирования и надзора в сфере финансовых рынков // Банковское право. - №4 - 2016. 50. Арзуманова Л.Л. Национальная платежная система как гарант стабильности и защиты национальной экономики // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - N 2. 51. Ващекина И.В. Социальная ответственность российских банков: управление региональными программами и взаимодействие с общественными организациями / И.В. Ващекина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - №3. - 2016. 52. Гаврин Д.А. Банк России: национальный характер с международным акцентом//"Банковское право". - №5. – 2017. 53. Голикова Ю. С., Хохленкова М. А. Банковский надзор как неотъемлемая функция Центрального банка. URL: http://www.bankcollege.ru. 54. Губенко Е.С. К вопросу о соотношении денежной и платежной систем // Финансовое право. - 2017. - N 2. 55. Гузнов А.Г.Исторический аспект создания и развития центральных банков//"Актуальные проблемы российского права". - №3. – 2016. 56. Дуглас Р. Подножка Путину на Петербургском саммите: G20 собирается одобрить планы конфискаций депозитов. URL: http://worldcrisis.ru/crisis/1201469. 57. Ерохина М.Г. Проблемы гражданско-правовой ответственности банков и Закон "О национальной платежной системе" // Банковское право. - 2015. - N 6. 58. Земцова Л.Н. Законность на финансовом рынке как приоритет деятельности Центрального банка Российской Федерации //Вестник Саратовского социально-экономического института (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. - № 3-4. – 2017. 59. Зике Р. В., Глезман Л. В. Организация банковского надзора в России // Российское предпринимательство. - №23. - 2016. 60. Зике Р. В., Ковалева Е. Б. Проблемы и перспективы развития банковского надзора в России // Российское предпринимательство. - №24. - 2012. Т. 13. 61. Казаченок О.П. Особенности правового регулирования и виды банковского кредитования в современной внешнеэкономической деятельности // Банковское право. - №3. - 2017. 62. Караваева Е.В. Рынок финансовых услуг и его место в структуре финансового рынка // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - N 60/208. – 2009. 63. Кудряшова Е.В. Центральный банк Российской Федерации в системе стратегического планирования России // «Банковское право». - №1 – 2017. 64. Лаутс Е.Б. Новые банковские технологии и антикризисное регулирование рынка банковских услуг // Банковское право. - №4. - 2017. 65. Лаутс Е.Б. Особенности участия Банка России в предупреждении банкротства банков//"Закон". - №12. – 2017. 66. Минаева А.В. О страховании вкладов юридических лиц. Нужен закон // Пробелы в российском законодательстве. - №1. - 2016. 67. Миронов В.Ю. Государственное регулирование банковской деятельности (финансово-правовой аспект) // Ленинградский юридический журнал. - С.-Пб., - № 3 (33). – 2015. 68. Неверова Н.В. О новых контрольно-надзорных полномочиях Центрального банка Российской Федерации // Банковское право. – 2015. - №5. 69. Овчинников В.А., Демидов Д.Г. К вопросу о конституционно-правовом положении Центрального банка Российской Федерации//"Российская юстиция". №9. – 2017. 70. Осколкова Н.А. Теоретические и практические аспекты взаимодействия Банка России и органов исполнительной власти Российской Федерации//"Административное право и процесс" - №7. – 2017. 71. Пастушенко Е.Н. К вопросу о праве Банка России на суждение // Банковское право. - №1. - 2003. 72. Пастушенко Е.Н. Цели правовых актов Центрального банка Российской Федерации // Банковское право - №4. - 2011. 73. Пастушенко Е.Н., Земцова Л.Н Роль нормативных актов Центрального банка Российской Федерации в обеспечении налоговой дисциплины//"Налоги" (журнал). №2. – 2016. 74. Плетнева Е.Ю. Перспективы развития надзорной деятельности Банка России // «Вестник Томского государственного университета» - №292. – 2006. 75. Рождественская Т.Э. Правовые принципы банковского надзора // Вопросы экономики и права. - №1. - 2012. 76. Рождественская Т.Э., Гузнов А.Г. Правовые основы риск-ориентированного банковского надзора // Административное право и процесс. - №2.- 2016. 77. Ручкина Г.Ф. Нормативное регулирование банковской деятельности: актуальные направления в условиях трансформации банковской системы // Банковское право. - №6. - 2017. 78. Савельева А.А., Башкатов А.С., Черкашнев Р. Ю. «Создание мегарегулятора как направление совершенствования банковского надзора в России»// Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина. - №5. -2017. 79. Ситник А.А. Платежная система Банка России//"Lex russica". - №2. -2018.- С. 78. 80. Сюбарева И.Ф.Тенденция сокращения кредитных организаций: защита прав вкладчиков, правовые проблемы банковского надзора и юридическая ответственность Банка России//"Банковское право". - №5. – 2017. 81. Филатова Е.В. Совершенствование административно-правового регулирования банковской деятельности на основе мегарегулирования // Административное право и процесс. - №9. - 2017. 82. Фотиади Н. В. Совершенствование риск-ориентированного надзора с целью поддержания финансовой устойчивости банковской системы России // Ежегодник «Виттевские чтения». - №1. -2014. 83. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Принципы российского финансового права как базисные принципы банковской деятельности // Банковское право. - №6. - 2013. 84. Хоменко Е.Г. Банк России в национальной платежной системе Российской Федерации//"Актуальные проблемы российского права". - №8. – 2016. 85. Шильдина М.В. Блокировка электронных кошельков пользователей платежных систем. Мнение судов // Российский судья. - 2016. - N 11. 86. Штанько А.А.Правовой статус Банка России как объект правовой идентификации//"Современное право". - №7. – 2016. Интернет-ресурсы: 87. URL: https://www.raiffeisen.ru/about/history/wraiffeisen/ (дата обращения: 01.06.2017). 88. Внедрение дифференцированного банковского регулирования и надзора. URL: http://raexpert.ru/resear-ches/banks/lbr_future/part4. 89. О мерах по финансовому оздоровлению ЗАО МКБ "Москомприватбанк"// URL: http://www.asv.org.ru/agency/for_press/pr/316371/ (дата обращения: 20.04.2016). 90. Общее руководство по раннему выявлению проблемных банков и своевременному вмешательству в их деятельность для систем страхования депозитов. URL: http://nwab.ru/content/data/store/images/f_576_40-939_1. 91. Общественное телевидение России. Программа "Отражение: проблемы региональных банков"//URL: https://otr-online.ru/programmi/segodnya-v-rossii-27580/regionalnii-bankovskii-krizis-66016.html (дата обращения: 01.06.2017). 92. Оздоровление банков // URL:http://www.asv.org.ru/sanation/(дата обращения: 20.04.2017). 93. Центральный Банк Российской Федерации как интегрированный финансовыйрегулятор//URL:https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/165647155.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы банковского регулирования и надзора в РФ 1.1 Понятие и цели банковского регулирования и надзора Основным предназначением правового регулирования экономики страны является экономическая и социальная стабильность. Регулятором этого процесса, наряду с рыночным механизмом, выступает государство. На одних этапах развития экономики значение государственного регулирования возрастает, на других – снижается, но до конца никогда не исчезает . Государственное регулирование экономического развития страны в целом, как процесс, должно определяться состоянием экономики, поставленными перед обществом целями, тенденциями развития, характером политических и социальных проблем, национальными особенностями, детерминироваться по объектам воздействия. Деятельность кредитных организаций выступает одним из основных объектов государственного регулирования и одновременно интегрируется в финансовые отношения всей экономической системы страны . Принцип государственного регулирования признается важнейшим принципом организации и функционирования банковской системы в России . Государство не вправе оставить вне своего воздействия такую важную сферу своей финансовой деятельности, как банковская. По мнению О.Н. Горбуновой, государственное регулирование банковской деятельности является областью публичного финансово-правового воздействия, цель которого - оказание содействия решению общегосударственных задач . Бурное развитие рыночных отношений, создание хозяйствующих субъектов различных форм собственности, расширение их прав неизбежно привело к необходимости ограничения функций государства и переходу его органов от непосредственного управления экономикой и ее субъектами к более мягкому воздействию на их деятельность. Г.А. Тосунян проводит следующее разграничение терминов «государственное управление» и «государственное регулирование»: «Прямое государственное управление предполагает непосредственное вмешательство государственных органов в производственную и хозяйственную деятельность учреждений, предприятий, организаций. В условиях прямого государственного управления доминируют административные методы управления. Осуществление государственного управления в форме государственного регулирования выдвигает на первый план экономические методы управления, осуществляется, как правило, «мягко» - в виде нормативного регулирования, рекомендаций, координации направлений, оказания помощи и т.д. Этот процесс в соответствующих случаях и ведет к употреблению термина «регулирование» взамен термина «управление». При этом Г.А. Тосунян говорит о прямом государственном управлении и государственном регулировании как о формах государственного управления финансово-кредитной системой. Однако следует согласиться с мнением Н.М. Бородиной, что понятие «форма управления» применяется в науке административного права в несколько ином значении, чем то, которое предлагает Г.А. Тосунян . Ю.А. Тихомиров применительно к сфере управления экономикой говорит не о государственном управлении в данной сфере, а о государственном регулировании . Саратовской школой административного права в рамках государственного руководства экономикой выделяются два основных метода: государственное управление и государственное регулирование . При этом высказано вполне обоснованное мнение о том, что наименование отношений исполнительной власти с хозяйственными обществами более правильно называть государственным регулированием, а не государственным управлением, как в отношении государственных предприятий и учреждений . Таким образом, в настоящий момент в отношении государственного воздействия на экономические общественные отношения с участием коммерческих организаций более целесообразно употребление термина "регулирование", а не "управление", поскольку последнее предполагает непосредственное управленческое воздействие с прямым установлением объектов и субъектов управления, корреспонденцией прав и обязанностей, адресностью управления. Вместе с обоснованием необходимости преобладания регулирующего воздействия в условиях рыночных отношений в юридической литературе прослеживается мысль о невозможности полного отказа от управления . По вопросу понятия государственного регулирования банковской деятельности в науке до настоящего времени отсутствует единое мнение. Н.Ю. Ерпылева определяет регулирование банковской деятельности как систему специфических правил поведения нормативного характера, сформулированных государственными органами, иными властными структурами, а также негосударственными саморегулируемыми организациями, которые имеют своей целью ограничение банковской активности и главным образом банковских операций . Отсюда следует вывод, что регулирование представляет собой ограничение, имеющее по своей сути экономическую природу. Это ограничение заключает в себе элемент внеэкономического принуждения и осуществляется в правовых формах властными структурами. И.С. Попов указывает, что государственное регулирование банковской деятельности представляет собой нормотворческую и индивидуально-властную деятельность субъектов регулирования, направленную на упорядочение создания и деятельности кредитных организаций, банковской системы в целом, формирование и поддержание устойчивого правового порядка в сфере банковской деятельности, защиту прав и законных интересов ее участников и частных лиц . Е.Ю. Плетнева под банковским регулированием понимает совокупность специфических правил поведения нормативного характера, установленных государственными органами (например, парламентом в виде законов), властными структурами (например, Банком России в виде инструкций), а также негосударственными саморегулируемыми организациями (например, Ассоциацией банков в виде Кодекса банковской практики), имеющие своей целью ограничение банковской активности и, преимущественно, банковских операций . Я.А. Гейвандов выделяет в государственном регулировании банковской деятельности два основных уровня. С одной стороны, это регулирование государством макроэкономических процессов, связанных с денежно-кредитными отношениями. Поэтому воздействие государства осуществляется на все структурные элементы банковской системы, включая Центральный банк Российской Федерации. В рамках этой стороны государственного регулирования принимаются основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, осуществляются иные меры, прямо или косвенно влияющие на состояние банковской системы и внутреннюю политику в государстве. С другой стороны, государственное регулирование банковской системы проявляется в осуществлении непосредственной регулирующей деятельности уполномоченных государственных органов по созданию, организации, регистрации, лицензированию конкретных элементов банковской системы и осуществлению ими банковской деятельности . Такими органами являются Президент РФ, Правительство РФ, Банк России, суды и другие государственные органы. Такого же мнения придерживаются и некоторые другие ученые . Как представляется, государственное регулирование выражается в принятии федеральными органами государственной власти законодательных актов, устанавливающих основы организации банковской системы, ее структуру и принципы функционирования, а также в осуществлении Банком России от имени государства банковского регулирования, надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций и т.п. Специфика банковской деятельности, роль кредитных институтов в современной экономике, особенности их отношений с кредиторами и, прежде всего, с вкладчиками, породили необходимость значительного публичного вмешательства в деятельность кредитных институтов. В настоящее время практически во всех странах функционируют органы банковского надзора, основной целью которых является поддержание стабильности и развития банковских систем, защита интересов кредиторов и вкладчиков, предотвращение кризисов в банковском секторе, и, следовательно, финансовой системы в целом. Промежуточную цель банковского надзора можно определить как сбалансированное ограничение рисков, возникающих в процессе осуществления банками банковской деятельности. Банковский надзор – вид публично-правовой деятельности, реализуемой центральным банком и (или) специальным публично-правовым органом (или несколькими органами), нацеленной на поддержание стабильности и развитие банковской системы страны и, как следствие, поддержание стабильности всей финансовой системы и национальной денежной единицы, а также на защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Банковский надзор неотъемлем от современной банковской системы, и – шире – финансовой системы общества, то есть является подсистемой финансовой системы . Цели банковского регулирования определены в законодательстве и состоят в поддержании стабильности банковской системы, а также защите интересов вкладчиков и кредиторов. В качестве целей банковского регулирования могут быть названы также следующие: - обеспечение соблюдения государственных, общественных и частных интересов в процессе коммерческой деятельности кредитных организаций; - обеспечение непрерывного денежного обращения, эффективности платежей и межбанковских расчетов между хозяйствующими субъектами, бесперебойного функционирования платежно-расчетной системы в рамках банковской системы . Возникающие при этом общественные отношения регулируются в основном нормами финансового права . По мнению Ю.А. Крохиной, "так как одной из основных целей деятельности Центрального банка Российской Федерации является развитие и укрепление банковской системы РФ, Банк России приобретает публично-правовую обязанность содействовать развитию и стабилизации банковской системы, создавать необходимые условия для реализации права на осуществление банковской деятельности" . На основании этого можно обозначить следующие функции правового регулирования банковской деятельности: 1)превентивную, направленную на минимизацию рисков, возникающих в процессе банковской деятельности в условиях конкуренции; 2)обеспечительную, заключающуюся в рекапитализации отдельного банка в случае его банкротства; 3)защитную, призванную гарантировать интересы вкладчиков при банкротстве конкретного банка. Перечень применяемых регулирующими органами инструментов для исполнения рассмотренных функций разнится в зависимости от государства и периода времени. При этом заложенные еще в 50-70 гг. существенные аспекты правовых основ государственного регулирования банковской деятельности остаются непременными и в настоящее время . В современных условиях к основополагающим государственным регулирующим полномочиям на финансовом рынке для большинства стран следует относить: – установление правил и нормативов, определяющих условия вступления новых участников на рынки финансовых услуг; – установление обязательных стандартов деятельности банка, касающихся банковских операций и перечня предлагаемых услуг, качества и размера кредитов, достаточности собственного капитала, ликвидности, концентрации рисков, а также способов расширения деятельности банка; – осуществление непосредственного надзора за деятельностью банков, соблюдением ими требований законодательства (проведение мониторинга на основании представленных банками данных и проверок с выездом на место); – использование санкций . Государственное регулирование банковской деятельности имеет двойственную правовую природу. С одной стороны, органы государственной власти принимают нормативные акты, устанавливающие основы организации и основные параметры банковской системы страны, статус субъектов и правовые режимы банковской деятельности, а также правила осуществления банковской деятельности как совокупности банковских операций и сделок. С другой стороны, Банком России, как субъектом банковской системы и внутрисистемного регулирования, принимает от имени государства и в публичных интересах индивидуально-правовые акты в отношении конкретных кредитных организаций, а также осуществляет банковский надзор . К характерным чертам государственного воздействия на общественные отношения в сфере банковской деятельности можно отнести следующие: 1)присущ характер регулирования; 2)свойственна правовая форма (осуществляется с помощью нормативно-закрепленных правовых средств регулирования); 3)реализация через сравнительно независимые, но взаимообуславливающие процессы: нормотворческую деятельность органов государственной власти («внешнее регулирование») и нормотворческую и индивидуально-правовую деятельность Банка России как субъекта банковской системы страны, обладающего закрепленной законом независимостью от органов государственной власти и дискреционными полномочиями в принятии решений («внутрисистемное регулирование»). 4)объектом государственного регулирования выступают как правила осуществления банковских операций, статусные характеристики кредитных организаций, режимные требования к банковской деятельности и деятельности конкретных кредитных организаций, так и банковская система страны в целом . Описываемые нами признаки дают основания рассматривать государственное регулирование банковской деятельности как уникальное правовое явление, специфическую систему правовых средств регулирования, не свойственную ни одной иной области общественных отношений, на которую воздействует государство в различных формах. Таким образом, проанализировав теоретические подходы к процессу государственного банковского регулирования, можно сделать вывод, что это деятельность компетентных государственных органов в отношении кредитных организаций в целях упорядочивания процессов банковских учреждений, обеспечения стабильности финансово-банковской системы и доверия к ней, которая реализуется через установление правил и нормативов банковской деятельности, регистрацию и лицензирование кредитных организаций, а также надзор за ними.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Банковское дело, 43 страницы
1075 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 54 страницы
1350 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Банковское дело, 59 страниц
1475 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg