Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Организация внеурочной деятельности по этологии в школьном курсе биологии.

irina_krut2019 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Цель: разработать программу школьного биологического факультатива «Поведение животных и основы зоопсихологии». Задачи: • анализ научно-популярной литературой с целью ознакомления с основными направлениями исследований по этологии; • собрать материал об особенностях поведения животных, который может быть использован при организации элективного курса; • в ходе анкетирования учащихся выявить степень необходимости введения в практику элективного курса по этологии; • продемонстрировать возможности факультативной работы в расширении объёма и повышении качества знаний учащихся по зоологии. Методы: • анализ научно-популярной и методической литературы; • анкетирование учащихся по разделу «Животные» в свете исследуемой проблемы; • математическая обработка данных; • научно-методическая деятельность по разработке программы элективного курса. Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, выводов и списка литературы. Список литературы включает 33 источника. Объём работы: 64 страницы. Практическое значение: разработанный элективный курс может быть реализован в средних школах.
Введение

Актуальность. Особенности поведения животных интересуют человечество с незапамятных времён. Несмотря на это, ещё в недалеком прошлом значение изучения поведения животных в природе многими исследователями-зоологами явно недооценивалось. Может поэтому значительная часть особенностей поведения остается ещё слабо изученной и в ряде случаев – недостаточно объясненной. Проблема поведения животных необычайно сложна. Например, для того чтобы достаточно понять особенности поведения, необходимо знать общую биологию животного, его физиологию, экологические особенности. Особый интерес представляет изучение поведения животных в естественных условиях. Это наиболее трудная проблема. Как правило, дикое животное в естественной обстановке ведёт себя скрытно и незаметно. Для того чтобы наблюдать за поведением дикого животного в природе, необходимы увлечённость и мастерство Жана-Анри Фабра (1963), настойчивость и знания Нико Тинбергена (1969), наблюдательность и умение экспериментировать А.Н. Промптова (1956), а также многочисленная, сложная и дорогая техника. Современная этология – результат совместных усилий большого числа ученых, работающих в разных областях науки, каждая из которых стремится ответить на тот или иной комплекс вопросов, касающихся поведения животных. Этология – это в первую очередь синтез нейрофизиологии, экологии и психологии. Единство определяется всеобщим стремлением к доскональному пониманию поведения животных. Традиционно изучаются физиологические основы обучаемости и особенности инстинктов. Исследование поведения животных, как в естественных, так и в лабораторных условиях проводятся во все больших масштабах. Можно сказать, что он прямо пропорционален процессу исчезновения нетронутой природы. В настоящее время общепризнано, что изучение поведения животных становится одной из основных и популярных ветвей биологии. Однако этологический материал в школьном курсе зоологии рассматривается слабо. Поэтому важную роль в формировании основных знаний в этой области могут сыграть элективные занятия, которые занимают существенное место в системе образовательной подготовки учащихся средней школы.
Содержание

Введение……………………………………………………………………… Глава I. Обзор литературы……………………………………………... 1.1. Этология как комплексная наука………………………... 1.1.1. Генетические основы поведения…………………….. 1.1.2. Физиологические механизмы поведения…………… 1.1.3. Поведение и проблемы эволюции…………………… 1.2. Некоторые аспекты поведения животных разного уровня организации…………………………………………. Глава II. Организация элективного курса по этологии в средней школе…………………………………………………………… 2.1. Перспективность факультативной работы……………… 2.2. Результаты анкетирования учащихся…………………. 2.3. Программа элективного курса по этологии…………… Выводы……………………………………………………………………….. Литература…………………………………………………………………….
Список литературы

1. Анохин К. В. Системная организация поведения: новизна как ведущий фактор экспрессии ранних генов в мозге при обучении / К.В. Анохин, К.В. Судаков // Усп. физиол. наук, 1993. – Т. 24. – № 3. – С. 53-69. 2. Баскин Л. М. Этология стадных животных / Л.М. Баскин. – М., 1986. – 190 с. 3. Батуев А.С. Физиология поведения. Нейрофизиологические закономерности / А. С. Батуев, А. Д. Слоним, П. В. Симонов и др. – Л.: Наука, 1986. – 762 с. 4. Детьер В. Поведение животных. Его эволюционные и нейрологические основы / В. Детьер, Э. Стеллар. – Л.: Наука, 1967. – 140 с. 5. Дьюсбери Д. Поведение животных: Сравнительные аспекты / Д. Дьюсбери. – М.: Мир, 1981. – 480 с. 6. Захаров А. Л. Муравей, семья, колония / А. Л. Захаров. – М., 1978. – 144с. 7. Зорина З. А. Игры животных / З.А. Зорина // Мир психологии. – М., 1998. – № 4. – С. 95-118. 8. Зорина З. А. Зоопсихология: Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И. И. Полетаева. – М.: Аспект-Пресс, 2001. – С. 160-172. 9. Зорина З. А. Основа этологии и генетики поведения / З.А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. – М.: Высшая школа, 2002. – 323 с. 10. Ипполитова Т. В. Этология животных / Т. В. Ипполитова. – М.: МГАВМиБ им. К.С. Скрябина, 2007. – 32 с. 11. Крушинский Л. В. Биологические основы рассудочной деятельности: эволюционные и физиолого-генетические аспекты поведения / Л.В. Крушинский. – М.: Изд-во Московского университета, 1997. – 272с. 12. Мак-Фарленд Д. Поведение животных: Психобиология, этология и эволюция (Руководство по поведению животных для этологов, физиологов, студентов) / Д. Мак-Фарленд /Пер. с англ.. – М.: Мир, 2007. – 520 с. 13. Меннинг О. Поведение животных: Вводный курс / О. Меннинг. – М.: Мир, 1982. – 360 с. 14. Никишов И. А. Внеклассная работа по биологии / И. А. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1974. – 283 с. 15. Общие вопросы методики преподавания факультативных курсов по биологии в средней школе. Пособие для учителей / Г. Г. Манке, Р. Д. Маш, М. Я. Михеева, А. Г. Хрипкова // Под ред. А. Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1975. – 126 с. 16. Орлов А. Ф. Этология домашних и диких животных: Лекция / А. Ф. Орлов. – М.: ВСХИЗО, 1990. – 50 с. 17. Панов Е. Н. Поведение животных и этологическая структура популяций / Е.Н. Панов. – М., 1983. – 424 с. 18. Савельев С. А. Введение в зоопсихологию / С. А. Савельев. – М., 2000. – 292 с. 19. Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта / Б. Ф. Сергеев. – Л., 1986. – 192 с. 20. Слоним А. Д. Инстинкт. Загадки врожденного поведения организмов / А. Д. Слоним. – Л.: Наука, 1967. – 160 с. 21. Слоним А. Д. Среда и поведение: Формирование адаптивного поведения / А. Д. Слоним. – Л.: Наука, 1976. – 211 с. 22. Тинберген Н. Поведение животных / Н. Тинберген. – М.: Мир, 1985. – 195с. 23. Тинберген Н. Социальное поведение животных / Н. Тинберген /Пер. с англ. – М.: Мир, 1993. – 192 с. 24. Фабр Ж. А. Инстинкт и нравы насекомых: В 2-х томах / Ж. А. Фабр. – М.: ТЕРРА, 1993. – 594 с. 25. Фабри К. Э. Основы зоопсихологии / К. Э. Фабри. – М.: Изд-во Московского университета, 1976. – 464 с. 26. Физиология животных и этология / В.Г. Скопичев и др. – М.: КолосС, 2009. – 720 с. 27. Физиология и этология животных / В.Ф. Лысов, В.И. Максимов и др. – М., 2015. – 605 с. 28. Хайнд Р. Поведение животных: Синтез этологии и сравнительной психологии / Р. Хайнд. – М.: Мир, 1975. – 855 с. 29. Хаютин С. Н. Организация ранних форм видоспецифического поведения : автореферат дис. ... доктора биологических наук : 03.00.13 / АН СССР. Ин-т высш. нервной деятельности и нейрофизиологии.- Москва, 1989. – 36 с. 30. Шовен Р. От пчелы до гориллы / Р. Шовен. – М.: Мир, 1965. – 296 с. 31. Шовен Р. Поведение животных / Р. Шовен. – М.: Мир, 1972. – 487 с. 32. Шульговский В. В. Физиология целенаправленного поведения млекопитающих / В. В. Шульговский. – M., 1993. – 221 с. 33. Эрман Л. Генетика поведения и эволюция / Л. Эрман, П. Парсонс. – М., 1984. – 568 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 1.1. Этология как комплексная наука 1.1.1. Генетические основы поведения О возможности передачи особенностей поведения от родителей к потомкам было известно давно, поскольку при разведении сельскохозяйственных и домашних животных человек не только видел своеобразие их поведения, но и научился получать желаемые комбинации признаков поведения у новых пород. Первая экспериментальная работа по генетике поведения – описанное в 1913 году американской исследовательницей Адой Иеркс наследование комплекса злобности, пугливости и дикости у крыс. Началом генетики поведения обычно считают год публикации первой обобщающей монографии американских ученых Дж. Фуллера и У. Томпсона «Генетика поведения» в 1960 году. Еще одной работой, важной для становления этого направления, была монография Дж. Скотта и Дж. Фуллера по генетике поведения собак. Значительную роль в формировании генетического подхода к анализу поведения сыграли работы сотрудников специальной генетической лаборатории в США, так называемой Джексоновской лаборатории в штате Мэн, основанной в 1929 году генетиком К. Литтлом. В нем поддерживаются инбредные и селектированные линии мышей, число которых в настоящее время очень велико. В этой коллекции имеется много десятков мутаций, затрагивающих строение мозга и поведение. В нашей стране первым генетическим исследованием признаков поведения была выполненная в 20-х годах работа М.П. Садовниковой-Кольцовой (Крушинский, 1991). В последние годы жизни И.П. Павлова в Колтушах была организована лаборатория генетики высшей нервной деятельности, задачей которой должно было стать изучение генетических основ индивидуальных особенностей условнорефлекторной деятельности (т.е. типов ВНД) собак. В этой лаборатории в конце 30-х годов Л.В.Крушинский начал исследования генетики поведения собак. По своему содержанию и методологии они практически не имеют себе равных и по сей день. Лаборатории, созданные в 30-40-е годы М.Е. Лобашевым (1907–1971) и В.К. Федоровым (1914–1972) в Колтушах (Институт физиологии им. Павлова АН СССР), изучали проблемы генетической детерминированности свойств нервной системы, а также (совместно с кафедрой генетики ЛГУ) вопросы сравнительной генетики поведения. В Институте цитологии и генетики СО АН СССР (Новосибирск) под руководством Д.К. Беляева (1917–1987) в 60-е годы была начата селекционная работа по созданию линии серебристо-черных лисиц. Отбор на спокойное и на агрессивное отношение к человеку вызвал к жизни сложнейшие перестройки эндокринной и нейромедиаторной систем организма, которые широко исследуются в настоящее время (Трут, 1987). На мышах широко изучаются нейробиологические основы процесса обучения. Исследование генетики поведения мышей дает возможность моделировать целый ряд неврологических и психических заболеваний человека, таких как эпилепсия, алкоголизм, депрессивные состояния, болезнь Альцгеймера и др. Генетика поведения – очень сложная область исследования. На поведение влияет множество факторов: общее состояние обмена веществ, скорость выделения гормонов, физиология и морфология нервной и мышечной систем и т.д. В этом многообразии различных связей необходимо установить однозначное соответствие между генетическими различиями и различиями в поведении. Разнообразие явлений поведения еще более усложняет эту проблему, поскольку известно, что существует генетическое влияние на мотивацию, обучение, общую реактивность, чувствительность к определенным раздражителям, на выполнение фиксированных комплексов действий и др. Однако эти трудности не мешали значительному прогрессу генетики поведения (Эрман, 1984). К 1951 году стало ясно, что гены принимают участие в контроле поведения. Именно в этом году Стертевант обнаружил, что ген желтой окраски вызывает нарушение процесса спаривания у самцов дрозофилы; этот эффект объясняли в то время слабостью мускулатуры. Позднее Бэкток (1956) показал, что этот ген вызывает нарушение одного из основных элементов поведения при спаривании: у обладателей этого гена крыло, направленное в сторону самки, вибрирует слабее и с меньшей частотой. Скотт (1943) был одним из первых, кто досконально изучил поведение дрозофил дикого и мутантного штаммов. На дрозофиле была установлена генетическая обусловленность полового поведения и механизмов половой изоляции. Оценивая врожденное пристрастие к алкоголю у мышей мутантных линий А, J, С 57, В 1, DВА, Фаллер обнаружил, что этот признак может быть доминантным, рецессивным или промежуточным в зависимости от скрещивания. С другой стороны, иногда бывает довольно трудно установить корреляцию между поведением и генотипом. Например, мыши линии С57, В 1/10 чаще дерутся за корм, чем мыши ВА, LВ/с – более эмоциональные. На поведение могут влиять гормональные изменения, в свою очередь контролируемые генотипом. Например, у крыс, которых отбирали по признаку повышенной эмоциональности, вес щитовидной железы значительно выше, чем у крыс менее эмоциональных линий (Иикель, Роудс, 1941). Поведение пчел при очистке ульев служит ярким примером генетического контроля поведения (Ротенбюхнер, 1964). Пчелы подвержены заболеванию, которое носит название американского гнильца. Эта болезнь очень заразная и поражает пчелиный расплод; зараженные личинки быстро гибнут и разлагаются. Ротенбюхнер обратил внимание на то, что некоторые колонии пчел проявляют устойчивость к этому заболеванию. Довольно легко были обнаружены причины устойчивости: в таких колониях рабочие пчелы очень быстро убирают погибших личинок, поэтому инфекция не может распространиться. Генетический анализ показал, что в поведении пчел при очистке ячеек различают две стадии, контролируемые каждая одним геном. Ген И контролирует только распечатывание ячейки над больной личинкой, а ген Г ответственен за удаление самой личинки. Для эффективной очистки улья необходимо сочетание обоих элементов поведения. Интересно, что пчелы, устойчивые к американскому гнильцу, не агрессивны и почти никогда не жалят. У некоторых домашних животных, например у кроликов породы Х (Социн, Курран, 1952), самки совершенно не заботятся о своих детенышах. Такой тип поведения был специально исследован на курах. Некоторые линии кур откладывают яйца, но не насиживают их. Оказалось, что, по крайней мере, у некоторых линий фактор «насиживания» локализован в половой хромосоме. Хорошо известно, что агрессивное поведение может различаться у разных линий. Например, быки молочных пород более агрессивны; чем мясных; жесткошерстные фокстерьеры значительно агрессивнее кокер-спаниелей. В общем, домашние животные гораздо более покладисты, чем дикие; несомненно, что отбор домашних животных велся и по этому признаку. Однако не следует считать, что дикие животные обязательно агрессивны. Волки, например, дерутся между собой крайне редко в отличие от некоторых пород собак, которых почти невозможно содержать в группе (Фаллер, 1953). Известны некоторые удачные попытки отбора по признаку агрессивности (бойцовые петухи). Крысы, которых отбирали по признаку пониженной эмоциональности, оказались значительно агрессивнее, чем эмоциональные крысы (Холл, Клейн, 1942). Что касается генетики обучения, то все попытки разобраться в этом вопросе до настоящего времени не дали положительных результатов; неизвестно, контролируется ли поведение, связанное с обучением, одним геном с плейотропным действием или же полигенной системой. Исследованиями, проводимыми по генетике поведения, установлен на сегодняшний день ряд фактов. Во-первых, показано, что многие акты поведения контролируются небольшим числом генов, наследуясь по законам Менделя. В результате комбинации независимо наследуемых актов поведения формируются более сложные, целостные в своем проявлении и выражении формы поведения, которые могут быть выявлены как генетическими, так и физиологическими методами. В то же время сложный морфофизиологический комплекс, как, например, одомашненность, может обусловливаться отбором небольшого (даже одного) числа генов, оказывающих плейотропный эффект на поведение и морфологические признаки. Во-вторых, генный контроль поведения осуществляется на самых различных уровнях организации. Найдены различия в поведении, которые контролируются генами, действующими на клеточном уровне, генами, контролирующими биохимические и физиологические процессы, лежащие в основе разных типов поведения, и, наконец, генами, действующими на поведенческом уровне, определяя тем самым разную структуру популяции. В-третьих, наследственное осуществление реакций поведения находится в чрезвычайно большой зависимости от индивидуального опыта. Сходные по своему внешнему проявлению акты поведения могут обусловливаться различными причинами. В одних случаях они формируются под ведущим влиянием врожденных факторов, в других – под ведущим влиянием индивидуального опыта. Трудность в разграничении без специального генотипического анализа наследственной и ненаследственной изменчивости поведения и возможность передачи путем подражания определенных традиций от поколения к поколению издавна создавали условия для необоснованных допущений прямого наследования индивидуально приобретенных навыков. В-четвертых, установлена генотипическая обусловленность патологических реакций нервной деятельности, сходных с болезнями человека. Обнаруживаются определенные генотипически обусловленные сдвиги в общих биохимических и физиологических системах, которые могут лежать в основе широкого круга патологических реакций организма (Зорина, 2002). 1.1.2. Физиологические механизмы поведения Работа И.П. Павлова по условным рефлексам стала известна на западе в пору, когда уже существовал значительный интерес к механистическим, особенно, к рефлекторным, объяснениям поведения, гипотезам Леба, с помощью которых он пытался объяснить поведение животных простыми тропизмами и таксисами. Шеррингтон в 1906 году в своей книге показал, как простые рефлексы, сочетаясь, могут давать координированное поведение. Накопление фактов об условных и безусловных рефлексах позволило И.П. Павлову сформулировать три принципа рефлекторной теории, на которые впервые указал И.М. Сеченов в книге «Рефлексы головного мозга». Согласно первому принципу – принципу причинности – в организме не происходит ни одного нервного явления без причины, без повода, без толчка. Второй принцип – принцип структурности – свидетельствует о приуроченности функции к её материальной основе. В мозгу, как и в любом другом органе, нет и не может быть «бестелесных» процессов; каждой функции, какой бы сложной она не была, соответствуют нервные элементы, которые её выполняют. Третий принцип – принцип единства анализа и синтеза – говорит о свойстве нервной системы разлагать сложные воздействия внешней среды на части и соединять эти части в целое. Тип нервной деятельности И.П. Павлов рассматривал как наследственную основу нервной деятельности – гено¬тип, совокупность черт типа и изменений, обусловленных внешней средой, – фенотип. Животным каждого типа нервной деятельности свойственны различные черты поведения, обусловленные воспитанием в онтогенезе, условиями, в кото¬рых формируется деятельность орга¬низма (Скопичев, 2009). Опыты по изолированному вос¬питанию щенков показали, что пассивные и активные оборонительные реакции, двигательная активность, злобность и другие показатели по¬ведения могут сочетаться с раз¬личными типами нервной деятель¬ности. Различное воспитание не влияет на основные свойства нервных процессов: силу, уравновешенность и подвижность, но при изолированном воспитании чаще и интенсивнее про¬является пассивное оборонительное поведение, а активное оборонитель¬ное – реже. Пассивное оборонительное пове¬дение встречается у животных с сильными и слабыми нервными процессами, но слабость нервной системы служит фоном, более благоприятным для образования пассивного оборонительного поведения, которое уси¬ливается изолированным воспитанием. Свойства нервной системы не предопределяют никаких форм поведения, но составляют почву, на которой одни формы поведения складываются легче, другие – труд¬нее. Но в конфликтной ситуации и в экстремальных условиях животные разных типов неодинаково реагируют на обстановку, отвечая реакцией, свойственной качествам их нервной системы (Лысов, 2015). Условные рефлексы у животных при¬обретают практическое значение с первого дня жизни. Например, у поросят вырабатывают условные ре¬флексы на сосание одного опреде¬ленного соска свиноматки. Это вы¬звано тем, что молочная продук¬тивность разных сосков у свиньи бы¬вает неодинакова, поэтому для ус¬пешного выращивания поросят сла¬бых целесообразно подсаживать к более молочным – передним, а более сильных – к задним соскам; таким образом вырабатывают условный рефлекс на сосание определенного соска. Этот рефлекс формируется очень быстро (Орлов, 1990). Опытные чабаны, учитывая способность коз быстро вы¬рабатывать различные условные ре¬флексы, держат их в отарах овец в качестве вожаков. У коз вырабаты¬вают условные рефлексы на спе¬циальные словесные (звуковые) ко¬манды, в соответствии с которыми козлы-вожаки изменяют направление своего движения при пастьбе, а ов¬цы, обладающие близорукостью и пониженным слухом, но хорошо вы¬раженным стадным инстинктом, следуют за ними. В результате вся отара движется в нужную сторону. Чабаны используют и другую пове¬денческую особенность овец, заклю¬чающуюся в том, что овцы ночью не покидают заслеженную территорию. Чтобы ночью овцы не раз¬брелись и не ушли, вечером отару несколько раз прогоняют по пери¬метру пастбищного участка. В ре¬зультате образуется заслеженная территория, за границы которой при ночной пастьбе овцы не за¬ходят. В коневодстве все производствен¬ные процессы: уход за лошадьми, тренинг и использование их в ра¬боте – построены на выработке многочисленных и многообразных условных рефлексов. Например, учитывая легкость образования двига¬тельных условных рефлексов у ло¬шадей на звуковые раздражители, табунщики для управления табуном на пастбище применяют словесные приказания и свистки. Выгон лоша¬дей на пастбище и пригон их обратно сопровождаются свистком. Подгон уходящих из табуна лошадей связы¬вается с другим сигналом. Условные рефлексы на различные звуковые си¬гналы вырабатываются очень быстро и облегчают труд табунщика (Баскин, 1986). Более сложный метод обучения животных в целях управления их поведением – дрессировка – выра¬ботка новых целеустремленных на¬выков. При дрессировке животное систематически тренируют, поощряя требуемые двигательные реакции и снижая нежелательные. В результате у животных в ответ на определен¬ные сигналы образуются прочные двигательные акты, достигающие большой сложности. Дрессирован¬ные лошади выполняют многие сложные требования человека при хозяйственных работах и при классических видах конного спорта: пре¬одоление препятствий (конкур), троеборье и выездка (высшая школа верховой езды). Наследуются ли условные рефлексы? Вокруг этого вопроса не раз возникал жаркий спор. Сторонники гипотезы о наследовании условных рефлексов пытались решить этот вопрос путем опыта. У нескольких поколений мышей они вырабатывали условные рефлексы. Вначале казалось, что у каждого из последующих поколений мышей условный рефлекс в виде передвижения животного к пище вырабатывается быстрее, чем у предыдущего. Однако дальнейшая тщательная проверка опытов не подтвердила этих выводов. Противники гипотезы о наследовании условных рефлексов считают, что инстинкты образовались путем естественного отбора полезных изменений в поведении. Например, когда-то у какой-то осы аммофилы в результате неопределенной изменчивости появилась способность точно наносить укол в ганглии гусеницы. Этот укол парализует гусеницу, но она может жить, некоторое время и служить пищей для личинки осы. Следовательно, такое случайное изменение в поведении осы обеспечило выживание её потомства, и род её стал продолжаться. Те же осы, в поведении которых этого изменения не возникло, либо погибли, либо по-иному приспособились к жизни и сохранению потомства. Дарвин допускал в виде исключений наследование приобретенных признаков, в том числе и поведенческих реакций. Так, он, например, говорил о наследовании птицами страха перед человеком, хотя до появления его в «стране непуганых птиц» этой реакции не наблюдалось. Что заставляет пчелу делать соты, птиц – вить гнёзда, бобра – валить деревья и делать плотину? Ведь этому искусству животные не обучались. Руководит этим поведением инстинкт. Инстинкт – это врожденная программа поведения, которая приходит в действие под влиянием определённых причин. В переводе с латинского языка слово «инстинкт» означает «побуждение». Так, появление половых и родительских рефлексов стимулируется накоплением продуктов соответствующих желёз – гормонов – и такими внешними раздражителями, как свет, пища, температура, природная обстановка. Для проявления инстинктов почти не требуется предварительного обучения, потому что птицы, млекопитающие и даже рыбы обладают способностью подражать друг другу. Наряду с этим инстинкты могут и несколько изменяться, за счет включения в свою структуру условных рефлексов. Так, известно, что птицы, строившие гнёзда в кустарниках, с приближением человека начинают гнездиться на высоких деревьях. Там они несколько по-иному строят гнёзда, приспосабливаясь к новым условиям. Инстинкты загадочны по своему происхождению, но общий физиологический механизм их разгадан. Это цепь врожденных безусловных рефлексов, в которую под влиянием условий индивидуальной жизни могут «вплетаться» звенья приобретённых условных рефлексов. Иными словами, это программа действий, в которой заложен видовой опыт животного (Батуев, 1986). 1.1.3. Поведение и проблемы эволюции Типы поведения животных складываются в результате сложного взаимодействия внешних стимулов и состояния внутренней среды организма. Однако любой тип поведения определяется тем, каким образом животное обрабатывает поступающую к нему информацию. Внутренние системы обработки информации формируются в процессе онтогенеза. Изучая онтогенез, мы можем выявить способы взаимодействия генетической информации и информации, полученной из окружающей среды, что, в конечном счете, формирует соответствующий тип поведения животного. Процессы, совершающиеся в ходе онтогенеза, во многом обнаруживают те же закономерности, что и процессы филогенеза. Для понимания сущности формирования индивидуального поведения первостепенное значение имеет тот факт, что многофункциональные преобразования, характеризующие эволюцию животного мира, играют, не меньшую роль в онтогенезе. Жизненный цикл животного служит материалом для естественного отбора, потому что для каждого вида характерна своя жизненная стратегия. И если действие одних генов на поведение проявляется с самого начала развития, то влияние других осуществляется с большой задержкой. Некоторые формы поведения проявляются только на определённых стадиях развития, без заметной тренировки. Например, голуби в определённом возрасте начинают махать крыльями и неуверенно летать, но с практикой их летательные способности улучшаются. Громан выращивал группу голубей в трубах, в которых они не могли двигать крыльями. Другая группа такого же возраста развивалась без ограничений. Когда эти, развившиеся на свободе, голуби достигли стадии, на которой они могли удовлетворительно летать, были освобождены голуби из труб. Оказалось, что они также способны летать сразу после освобождения. Некоторые животные, по-видимому, запрограммированы на восприятие определённых аспектов среды в конкретные периоды своего развития. У молодых животных часто наблюдается поведение, которое более не проявляется в их последующей жизни. Например, состояние тревоги у птенцов серебристой чайки проявляется совершенно иначе, чем у взрослых животных. Испуганные птенцы отбегают недалеко от гнезда и затаиваются, молчащие и неподвижные, среди растительности (Хаютин, 1991). Ч. Дарвин считал, что признаки поведения, как и морфологические признаки, характеризуются наследственной изменчивостью. На примере нескольких инстинктов, свойственных животным разных таксономических групп, он показал возможные пути формирования такого поведения «путем медленного накопления многочисленных слабых, но полезных уклонений», которые «обязаны своим возникновением тем же причинам, какие вызывают изменения в строении тела». Эти положения Дарвин иллюстрирует в «Происхождении видов» и в ряде статей, рассматривая возможные пути формирования инстинкта размножения у кукушки, строительного инстинкта пчел и «рабовладельческого» инстинкта муравьев. Дарвин отмечает, что, хотя данные об инстинктах вымерших животных отсутствуют, а современные виды изучены недостаточно, при сравнении родственных видов можно обнаружить постепенные переходы от простых к самым сложным инстинктам. Например, в пределах группы кукушек имеется целый ряд вариаций форм родительского поведения – от непаразитических видов, насиживающих яйца, до видов, полностью паразитических. По-видимому, предпосылкой формирования этого инстинкта послужила одна из особенностей физиологии размножения кукушек. Эти птицы откладывают яйца с промежутками в 2-3 дня. Поэтому у непаразитических американских видов в одно и то же время в гнезде имеются и ненасиженные яйца, и полуоперившиеся птенцы. Эти же виды кукушек откладывают яйца в чужие гнезда только в редких, аномальных случаях. Птицы с такими случайными отклонениями от родительского поведения получали возможность раньше улетать к местам зимовки, что давало им значительные преимущества. Птенцы-подкидыши также могли иметь какое-то преимущество по сравнению с выведенными обычным способом: они могли вырастать более крепкими, чем выкормленные матерью-кукушкой, которая бывает постоянно обременена заботами и о яйцах, и о разновозрастных птенцах. Таким образом, и взрослые кукушки, и птенцы имеют больше шансов выжить и оставить потомство, которое, в свою очередь, получит в наследство ту же особенность поведения. Постепенно процесс естественного отбора привел к тому, что у современной европейской кукушки исключение превратилось в правило, и все ее виды откладывают яйца в чужие гнезда. Однако описаны редкие случаи, когда кукушки откладывали яйца на голую землю и самостоятельно высиживали и выкармливали птенцов. Эти случаи представляют собой, по-видимому, возврат к давно утерянному инстинкту нормального выведения потомства (Ипполитова, 2007).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg