Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, РАЗНОЕ

Аскетические идеи Аль-Газали.

irina_krut2019 336 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 28 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Цель исследования: изучить аскетические идеи, отраженные в творчестве аль-Газали. Задачи исследования: • изучить жизнь и биографию Абу Хамида аль-Газали; • рассмотреть мнение современников и исследователей о вкладе и значимости сочинений и преподавательской деятельности аль-Газали; • проанализировать содержание философских и религиозных трудов аль-Газали и идеи заключенные в них. Объект исследования: жизнь и деятельность аль-Газали; Предмет исследования: богословские труды и сочинения аль-Газали Методология исследования. В курсовой работе используется совокупность общенаучных методов исследования, такие как анализ и синтез, индукция, дедукция и аналогия, абстрагирование, обобщение, идеализация, формализация, системный подход. Теоретическую основу курсовой работы составляют исследования таких авторов как Насыров И.Р., Керимов Г.М., Наумкин В.В., Пиотровский М.Б.,аль-Джанаби М.М. и другие. Практическая значимость курсовой работы заключается в том, что материалы работы могут быть использованы при создании обобщающих работ по истории развития Исламского учения, при подготовке учебных пособий и лекционных курсов, при чтении вагазов. Научная новизна курсового исследования в изучении философских, религиозных, аскетических идей мусульманского богословия в работах аль-Газали и выявлении вклада трудов аль-Газали в развитие богословской мысли и философии. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Введение

Абу Хамид аль-Газали - великий ученый, правовед (факих), суфий и философ, еще при жизни завоевавший высшую ученую степень своего времени «Худжжат аль-ислам» (Довод ислама), – был одним из самых выдающихся мыслителей «золотой» эпохи ислама. Он оказал значительное влияние на формирование облика исламской культуры. Его также называли «Мухий ад-дин» (Оживителем веры) и «Муджаддид» (Обновителем ислама). Причиной этому послужила его масштабная деятельность по защите ислама в наиболее критический для последнего период, когда здание мусульманской веры расшатывали различные противоборствующие религиозно-идейные направления и множество расплодившихся сект. Актуальность исследования. Без идейного наследия аль-Газали невозможно представить исламскую культуру. Все, что было им накоплено за годы учебы, преподавания и полемики с идейными оппонентами, вылилось в книги, трактаты. Перу имама ал-Газали принадлежат многочисленные авторитетные произведения в различных областях мусульманского воспитания и образования, лучшим из которых по праву считается книга «Ихйа ’улум ад-дин» – «Возрождение наук о вере». Она стала одним из важнейших источников по вышеуказанным вопросам, отчего к ней постоянно обращаются многие исследователи. Вопросам религиозного воспитания также посвящена работа «Ал-мазхаб мин ихйа ’улум ад-дин » – «Путь возрождения наук о вере». Из других его произведений можно выделить следующие: «Минхадж ал-’абидин » – «Путь поклоняющихся», «Би-дайат ал-хидайа» – «Начало наставления » , «Мизан ал-’амал» – «Весы деяний», «Ай-йуха ал-валад» – «О сын!» (или «Письмо к сыну»), «Ал-кашф в-ат-табиййин фи гурур ал-халк аджма’ин» – «Изыскание следов гордости и обмана в человеке». Имам Абу Хамид ал-Газали считается шейхом-наставником. Он был одним из тех, кто на протяжении веков прославился в сфере религиозного воспитания, в изучении вопросов педагогики. Ему принадлежит пальма первенства во всём, что касается практической деятельности воспитателя, поведения мусульманина, а также написания трудов как на эти темы, так и на другие в сферах науки и познания. Труды аль-Газали были популярны в Волго-Уральском регионе и в других местах компактного проживания мусульманского населения дореволюционной России. Образованные мусульмане хорошо знали такие сочинения аль-Газали, как «Ихйа’», «Мункиз мин ад-далал» и другие, использовали их в ходе обучения учеников в многочисленных медресе. В дооктябрьской России мусульманские священнослужители (имамы) использовали идейное наследие аль-Газали в своих пятничных проповедях, буквально воспроизводя места из «Ихйа’». Идейное наследие аль-Газали и в современном мире не теряет своей актуальности. Мир ислама раздирается религиозно-политическими и социальными противоречиями. Это касается и исламской «составляющей» российского общества. Следует надеяться, что идейное наследие аль-Газали, один раз послужившее мусульманской общине в деле разрешения конфликтов между разными религиозными течениями на основе общеисламских ценностей и идеи равноценности и равноправия всех богословско-правовых школ в исламе, будет востребовано российскими мусульманами. Было бы замечательно и благодатно использовать изречения аль-Газали, его советы и пояснения относительно воспитания и наставления людей каждому верующему.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АБУ ХАМИДА АЛЬ-ГАЗАЛИ 6 1.1 Жизненный путь имама аль-Газали 6 1.2 Значимость деятельности и сочинений аль-Газали по-мнению современников и исследователей 10 2. АСКЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СОЧИНЕНИЯХ АЛЬ-ГАЗАЛИ 18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Список литературы

1. Абсалямов Н. И. История видных деятелей ислама. Хрестоматия / Абсалямов Н.И. - Казань: Российский исламский институт, 2015. - 850 с. 2. Адыгамов Р. К. Классические исламские источники [Электронный ресурс]: Хрестоматия / Р.К. Адыгамов. - Казань: КФУ, 2014. - 219 с. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=538395 3. Адыгамов, Р. К. Основы проповеди и обязанности имама [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р. К. Адыгамов. – Наб. Челны: ООО "Духовно-деловой центр "Ислам Нуры", 2013. – 262 с. 4. Аль-Джанаби М. М. Теология и философия ал-Газали. - Издательский дом Марджани. - 2010 г. - 242 с. 5. Возрождение религиозных наук /Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Пер. с араб. яз. книги “Ихйа’ ‘улум ад-дин”. В десяти томах. – 1-й том, 2-е издание. – Махачкала: Нуруль иршад, 2011. – 424 с. 6. Керимов, Г.М. Аль-Газали и суфизм Баку:ЭЛМ, 1969 г.- 109с. 7. Ибрагим, Т. К. Мусульманская философия [Электронный ресурс]: антология / Т. К. Ибрагим, Н. В. Ефремова. - Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. - 669 с. - Режим доступа: http://www.znanium.com/ 8. Ибрагим, Т.К. Мусульманская религиозная философия фальсафа [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.К. Ибрагим, Н.В. Ефремова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2014. – 236 с. \ 9. История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе [Электронный ресурс]: Учебное пособие / – Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. - 374 c. 10. НаумкинВ.В. Трактат Газали «Воскрешение наук о вере». // Абу Хамид аль-Газали. Воскрешение наук о вере (Ихйа’ ‘улум ад-дин). Избранные главы. 11. Пер. с араб., исслед. и коммент. В. В. Наумкина. М., 1980, 306с. 12. Наумкин В. В., Пиотровский М. Б. 10-12 вв. в истории народов Ближнего и Среднего Востока – «эпоха трансформации»? – М., 1981, 453с. 13. Салих Ахмад аш-Шами Слово мудрости имама ал-Газали. – Москва. Издательство: Исток, 2011. – 107с. 14. Степанянц, М. Т. Мир Востока. Философия: прошлое, настоящее, будущее [Электронный ресурс] / М. Т. Степанянц; Ин-т философии. - М.: Вост. лит. 2005. - 375 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО АБУ ХАМИДА АЛЬ-ГАЗАЛИ 1.1 Жизненный путь имама аль-Газали Абу Хами?д Муха?ммад ибн Муха?ммад аль-Газали? ат-Туси? - исламский богослов, правовед, философ и мистик. Один из наиболее авторитетных учителей, входящих в число основателей суфизма. Он вошел в историю культуры как самый значительный и влиятельный теолог, осуществивший примирение теологии с суфизмом. Абу Хамид родился в 1058 году. Его семья жила в Тусе и имела персидское происхождение. Отец имама Аль-Газали был бедным и благочестивым человеком, он жил только на то, что зарабатывал своими руками - был прядильщиком шерсти и рано умер. Перед кончиной он поручил воспитание сыновей своему другу, который был суфием, и сказал ему: «Я очень жалею, что не смог достичь знаний, и хочу, чтобы этого достигли оба моих сына. Обучи их любым способом, даже если это будет стоить всего того, что я оставляю им в наследство ». После смерти отца его друг стал обучать детей за счет их наследства, пока оно не иссякло. И поскольку он сам был очень беден, ему было трудно содержать их за свой счет, и по этой причине он предложил им поступить в медресе в качестве учащихся, чтобы прокормить себя. В 1070 году аль-Газали вместе с братом переехали в Джурджан для продолжения обучения у имама Ахмада ар-Разикани и Абуль-Касима Джурджиани. В 1080 году аль-Газали поехал в Нишапур для того, чтобы стать студентом известного мусульманского ученого Абуль-Маали аль-Джувайни (ум. 1085), известного как Имам аль-Харамайн. У имама аль-Джувайни Абу Хамид изучал фикх, усуль аль-фикх, ашаритский калам и другие дисциплины. Среди учителей аль-Газали обучивших его тонкостям суфизма были Фазл ибн Мухаммад аль-Фарамизи (ученик Абуль-Касима аль-Кушайри) и Юсуф ан-Насадж. В 1085 г. из Нишапур он отправился в Аль-Муаскар, где познакомился с главой министров Низамом аль-Мульком, и тот приблизил его к себе в виду его знаний, авторитета, высокой степени перед Аллахом и умения дискутировать, и вскоре он занял высокое положение в Совете министров. Всего в Аль-Мусакаре он пробыл 5 лет. Вскоре молодого и талантливого богослова сельджукский визирь Низам аль-Мульк пригласил в Багдад и поручил ему возглавить медресе Низамия. В возрасте 34 лет имам аль-Газали прибыл в Багдад. Правда его слава опередила передвижение. В Багдаде уже знали о его прибытии и устроили ему пышный, достойный столь выдающегося учёного приём. Он начал преподавать в багдадской школе. Люди день ото дня всё больше и больше его ценили, восхищались совершенством имама в знаниях, мудрости и его красноречием. Ярким свидетельством научной славы аль-Газали в багдадской школе стало то, что на его занятия собиралось более четырёх сотен великих учёных того времени. Как отмечает его современник, ’Абд ал-Гафир, величие и слава аль-Газали росли день ото дня, а после недолгого пребывания в Багдаде его стали именовать имамом Ирака – подобно тому, как ранее звали его имамом Хорасана . В этот период он произвёл настоящую революцию в фикхе, написав несколько книг по вопросам мусульманского права. С 1091 по 1095 он преподаёт исламское право в созданном им ученом заведении. В медресе училось около 300 учеников, среди которых были: Абу Бакр ибн аль-Араби[4], Абу Джильд ибн ар-Разар, Абу Гайс аль-Джайли, аль-Барбабази, Абуль-Байих аль-Бакраджи, Абуль-Аббас аль-Аклиши, Абдул-Кадир аль-Джилани, Мухаммад ибн Яхья аш-Шафии и другие известные исламские богословы. В 1092 году Низам аль-Мульк погибает от рук исмаилитов и в 1095 году аль-Газали под предлогом совершения хаджа вместе с семьёй покидает Багдад . Сам аль-Газали объясняет свой поступок следующим образом: «Затем, понаблюдав за собой со стороны, я нашел своё положение опасным для меня, и что я очень привязался ко всему тому, что приобрел из благ земной жизни, и всему тому, что окружало меня. Затем я, проследив за своими делами, заметил, что лучшее, чем я могу быть занят, — это преподавание и обучение. Но это были науки, не приносящие пользы на том свете и не столь важные для земной тленной жизни. Я вспомнил о своем намерении обучать, и оказалось, что делаю это не чисто ради Аллаха, а ради славы и почета. Тогда я убедился, что нахожусь на краю пропасти и в итоге могу попасть в Ад, если не возьмусь за исправление своего положения. И поэтому я решил выехать из Багдада, поскольку мысли о моем положении не давали мне покоя, но моей душе (нафсу) это отнюдь не понравилось, и она стала мне противиться. И, таким образом, я стал колебаться между своей необузданной страстью и эгоизмом и призывами того света до тех пор, пока дело не перешло от выбора к необходимости… » В 1096 г. он прибыл в Дамаск. Там он всерьез занимался (приблизительно в течение двух лет) уединением (халват), внутренними упражнениями (риязат), духовным старанием (муджахадат). Он погрузился также в самоочищение, избавляясь от дурных качеств и приобретая благие, а также очищением сердца от любви к земной мимолетной жизни, чтобы оно в каждый миг поминало Всевышнего Аллаха. Обо всем этом он узнал из науки о суфизме («ат-тасаввуф», то есть «тарикат» – исламская наука о постижении Истины на Пути к Аллаху посредством внутреннего очищения и постоянного ощущения на себе взора Аллаха). Некоторое время он пребывал в служении Аллаху (и?тикаф) в Омеййядской Соборной Мечети. Затем он отправился в Байт уль-Мукаддас (Иерусалим). Каждый день он выбирал отдельное место в Мечети Куббат ас-Сахра и там проводил время в служении Аллаху. Там же имам Аль-Газали начал работу над своей четырехтомной книгой под названием «Воскрешение наук о вере», а завершил ее в Дамаске. Вскоре она получила широкую известность во всем мире. Далее он говорит: «Затем во мне загорелось желание отправиться в Мекку, чтобы совершить Хадж и достичь благословения (баракят) Мекки и Медины, совершить зиярат к могилам Посланника Всевышнего Аллаха Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, пророка Ибрахима, мир ему, (ныне в г. Шалиурфа, Турция). И я отправился в благословенные земли Хиджаза. Вскоре мои дети стали просить меня о возвращении на родину, но я долго отказывал им в этом, пока они многократными просьбами не уговорили меня, ибо я намеревался остаться здесь навсегда. Всего в уединении я пробыл 11 лет ». В течение 11 лет до 1106 года аль-Газали провёл жизнь отшельника. В эти годы он написал наиболее значительные свои сочинения. В 1106 году сын Низам аль-Мулька, Фахр аль-Мульк пригласил аль-Газали вернуться к преподаванию, аль-Газали начинает снова читать лекции в медресе Низамия в Нишапуре. Здесь аль-Газали познакомился с шейхом Абу Али аль-Фармади. Под руководством и наставлением аль-Фармади он прошел все ступени (макам) суфизма. Незадолго до смерти аль-Газали снова бросает преподавание, покинув Нишапур, он возвратился на свою родину, в свой дом, в Тус. Рядом с ним он построил медресе и обитель для суфиев. Строго распределив свое время, он преуспевал в богоугодных делах: обучении Корану, общении с суфиями, преподавании исламских наук. Ни одно мгновение он не проводил без пользы. Каждый свой день он завершал чтением хадисов и общением с семьей. В декабре 1111 года в возрасте 53 лет аль-Газали покинул этот бренный мир. По словам Абдул-Гафура Фариси у аль-Газали было несколько дочерей и ни одного сына . 1.2 Значимость деятельности и сочинений аль-Газали по-мнению современников и исследователей Абу Хамид аль-Газали был последователем шафиитской правовой школы (мазхаб) и ашаритской акиды. Его труды способствовали развитию систематического представления суфизма и его интеграции в ортодоксальный суннитский ислам. Аль-Газали подвергал критическому рассмотрению положения всех основных направлений исламской мысли от исламской теологии, суфизма, исмаилизма до философии . Мысли аль-Газали оказали важное влияние не только на мусульманских, но и на христианских средневековых философов. Аль-Газали считают и виднейшим представителем ашаритского калама (фактически последним великим философом калама, завершившим создание ашаритской метафизики) и основополагающим теологом суфизма. Его личность самоуглубленного мыслителя и мистика, не отказывающегося от передачи своих знаний другим, но избегающего мирских почестей и власти, очень популярен как пример «настоящего» мусульманина - мумина. Аль-Газали ввёл новую интерпретацию понятия джихад в Коране. По мнению аль-Газали в 95 аяте суры Ан-Ниса («Женщины») речь не идёт о борьбе на поле боя, а о преодолении своего низшего «я» (нафс) Тему джихада затронул в книге «Аль-Васит филь-мазхаб» (том 6) Из философов основными субъектами его критики стали Аристотель, аль-Фараби и Ибн Сина. Доказывая несостоятельность философского пути познания, аль-Газали постоянно использовал философские методы опровержения, широко прибегая к приемам аристотелевской логики. Движущими силами его поиска истины были сомнение, скепсис. Аль-Газали сыграл очень важную роль в объединении понятий суфизма и законов шариата. Он был тем, кто в своих работах дал формальное описание суфизма. Когда (особенно в годы уединения) он стал тщательно изучать науки (калам, философию, исмаилизм, суннитскую догматику), он пришёл к выводу, что рационально сконструированная вера не жизненна, и всерьёз обратился к суфизму. Он понял, что нравственные устои должны основываться на непосредственном общении с Аллахом, а также на личном опыте переживаний. При этом важно обретение просветления или божественной благодати, для которой надо освободиться от всего искусственного. Аль-Газали выделял три уровня бытия. 1. Высший уровень занимал Аллах, который самодостаточен 2. Низший уровень составляет материальный мир, определённый Аллахом 3. Между ними находится мир людей, души который обладают свободой воли. От Аллаха им даются идеи и наклонности, однако дела определяются только волей людей. Практическую пользу суфизма аль-Газали видел в направленности его учения к нравственному совершенствованию человека Труды аль-Газали высоко оценены в исламском мире. Он получил много титулов, среди них Шарафуль-А’имма (араб. ??? ????????), Зайнуд-дин (араб. ??? ??????? - красота религии), Худжатуль-Ислам (араб. ??? ????????? - довод ислама) и другие. Такие исламские богословы как аз-Захаби, ас-Суюти, ан-Навави, Ибн Асакир считали его «обновителем» 5 века хиджры. Многоликость учения аль-Газали стала причиной того, что мусульманские догматики одновременно подвергали его критике и превозносили в качестве «довода ислама». В современном мире аль-Газали считается одним из авторитетнейших исламских теологов. Шейх Хамза Юсуф пишет о нём как о человеке, который «буквально спас ислам». После того, как аль-Газали будучи ещё молодым человеком написал книгу «аль-Манхуль фи усуль аль-фикх» (Основы исламского права, 1109 г.), его учитель Абдул-Малик аль-Джувейни сказал: «Ты похоронил меня, в то время когда я ещё жив, неужели ты не мог потерпеть пока я умру. Твоя книга покрывает мою книгу ». Хафиз аз-Захаби (ум. в 1348 г.) в биографии аль-Газали писал: «Аль-Газали, шейх, имам, океан знаний, довод Ислама, феномен своего времени, красота религии, Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад ибн Ахмад ат-Туси аш-Шафии аль-Газали. Обладатель многих сочинений, очень остроумный. Обучался в начале исламскому праву в своем городе, далее переселился в Найсабур и находился в кружке студентов, учился у имама аль-Харамайн, и вобрал в себя исламское право за короткое время, и стал красноречивым и искусным в дискуссии и был основным из дискутирующих» . Аль-Газали сразу же стал переводиться на многие языки, получил известность в христианской Европе и в еврейских общинах.[14][15] С его сочинениями был знаком Фома Аквинский, который его высоко ценил. В конце XII века сочинение «Намерения философов» было переведено на латинский язык и широко распространилось. «Logica et philosophia Algazelis» перевёл Доминик Гундиссалин совместно с еврейским учёным Авендаутом. Этот перевод стал основным источником в Европе по изучению арабской философии. При этом он ошибочно считался последователем Авиценны.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg