Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПОЛИТОЛОГИЯ

Государственная политика в области труда и занятости.

irina_krut2019 456 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 38 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Правовые, экономические и организационные условия обеспечения занятости и гарантии реализации прав граждан на труд определяются современным законодательством. Эти положения в общих чертах определяют государственную политику в области обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд. Конкретное же регулирование правовых, экономических и организационных условий обеспечения занятости и гарантий реализации права граждан на труд определяются текущим законодательством.
Введение

Проблема занятости и безработицы - одна из главных на сегодняшний день во всем мире. От уровня безработицы зависит многое, и, прежде всего такие факторы: как уровень жизни населения, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень эмиграции. Сегодня, в условиях глобализации, вопрос занятости и безработицы является проблемой для всего мира. Отношения в сфере занятости и трудоустройства регулируются целым комплексом нормативных актов: международными нормативными актами, Конституцией РФ, законами и иными нормативными актами, локальными нормативными актами. В законе "О занятости" установлены основы правового статуса безработного гражданина: основные права и гарантии, обязанности, ответственность, определены основные меры социальной защиты безработных. Граждане, будучи собственниками рабочей силы, имеют цель реализовать свое право на труд путем подыскания подходящей оплачиваемой работы. Работодатель заинтересован в найме рабочей силы для организации и осуществления производственной и иной деятельности, приносящей ему прибыль. Государство выступает в указанных отношениях в качестве регулятора и координатора, способствуя их цивилизованному развитию. Оно способствует возникновению и упрочению социального партнерства между гражданами (наемными работниками) и работодателями - будущими субъектами трудовых отношений.
Содержание

Введение 2 1. Цель и виды государственной политики занятости населения 4 2. Гарантии государства в области занятости, компенсации увольняемым гражданам и безработным 13 3. Сущность социального партнерства, функции и задачи 31 4. Законы и нормативно – правовые акты, обеспечивающие работу в области занятости населения 33 Заключение 37 Список использованной литературы 38
Список литературы

1. Федерального закона от 17 декабря 2001 г. №173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Справочная правовая система Консультант-Плюс. 2. Закон РФ от 19.04.1991 №1032-1 (ред. от 18.10.2007) "О занятости населения в Российской Федерации". Справочная правовая система Консультант-Плюс. 3. Постановление Правительства РФ от 22.04.1997 №458 (ред. от 14.12.2006) "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан". Справочная правовая система Консультант-Плюс. 4. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 №875 (ред. от 11.01.2007) "Об утверждении Положения об организации общественных работ". Справочная правовая система Консультант-Плюс. 5. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 №197-ФЗ (ред. от 01.12.2007). Справочная правовая система Консультант-Плюс. Специальная литература 6. Колобова С.В. Трудовое право России: учебное пособие для вузов. 7. "Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации" (краткий) / Под ред. Ю.П. Орловского. КОНТРАКТ. ИНФРА•М. 2008. 8. Миронов В.И. Трудовое право России: учебник. ООО "Журнал "Управление персоналом". 2009. 9. Парягин О.А. Концептуально-правовые основы и проблемы занятости инвалидов // Право и политика. №5. 2009. Размещено на Allbest.ru
Отрывок из работы

1.Цель и виды государственной политики занятости населения Проблема занятости трудоспособного населения рассматривается во всем мире как одна из наиболее распространенных, поскольку она непосредственно связана в первую очередь с перспективами социальной стабильности государства. Вместе с тем сложность и динамизм происходящих изменений требуют детального анализа состояния и тенденций занятости, разработки и ввода адекватных мер по регулированию и обеспечению занятости населения. Закон о занятости в первой главе "Общие положения" дает определения важнейших понятий в сфере занятости, а также участвующих в этой сфере субъектов. Под занятостью понимается деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству РФ и приносящая им, как правило, заработок, трудовой доход. При этом гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме (физической, психологической, нравственной) не допускается, если иное не предусмотрено законом. Лебедев В.М. Трудовое право. - М., 2004г. - С.215 .Как видно из этой статьи, любая деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и не противоречащая законодательству, признается легальной занятостью. Между тем можно предположить, что деятельность граждан, осуществляемая с нарушением действующего законодательства или прямо ему противоречащая, может быть охарактеризована, как занятость незаконная или нелегальная. Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности. К числу занятых действующее законодательство (ст. 2 Закона о занятости) относит следующих граждан: а) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы; б) индивидуальные предприниматели; в) участвующие в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; г) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договор подряда), а также члены производственных кооперативов (артелей); д) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность; е) на военную службу, а также службу в органах внутренних дел; ж) проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучающихся по направлению федеральной государственной службы занятости; з) временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами. и) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций. О занятости населения в Российской Федерации: Закон РФ от 12.01.1991 №1032-1.- По состоянию на 29.12.2006 // CЗ РФ. - 1996.-№17.-Ст.1915; Среди прав, составляющих содержание правового статуса гражданина в сфере занятости, важнейшим следует признать их право на выбор места работы. Это свое право граждане реализуют путем прямого обращения к работодателю - организации, обладающей правами юридического лица, либо физическому лицу, занимающемуся предпринимательством или нуждающемуся в обслуживании личного потребительского хозяйства. По обоюдному согласию сторон заключается трудовой договор. Наряду с этим право на выбор места работы может быть реализовано путем бесплатного посредничества органов службы занятости или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения (п. 1 ст. 8 Закон о занятости) В обеих формах реализации права граждан на выбор места работы проявляется важнейший принцип правового регулирования рынка труда - принцип свободы трудового договора. При этом важно подчеркнуть, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет также имеют право на бесплатную консультацию и бесплатное получение информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности профессионального обучения. Граждане имеют также право на бесплатные профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости. По мнению профессора О.В. Смирнова, с целью эффективной занятости было бы целесообразно ставить на учет в службе занятости и тех трудоспособных граждан, которые имеют работу, но не удовлетворены характером или условиями труда и намерены сменить место работы. Это придало бы организованный характер стихийному движению рабочей силы. Впервые, в нашем законодательстве легализуется право граждан на профессиональную деятельность в период их пребывания за границей, а также право на самостоятельный поиск работы и трудоустройства за границей. Для этого заключаются межгосударственные соглашения, предусматривающие численность миграционных потоков, их квалификационный состав, срок и условия найма. Если учесть возможность свободного выезда наших граждан и благоприятные условия найма и оплаты труда за границей, то можно предвидеть, какое противоречивое значение может иметь зарубежная миграция в нашей стране. Это учитывается, в частности, Федеральной целевой программой содействия занятости населения РФ, которая предусматривает совершенствование правового механизма миграционных и иммиграционных потоков с целью осуществления трудовой деятельности. Основные права трудящихся-мигрантов закрепляются и в международно-правовых актах, в частности, в Конвенции МОТ №97 "О трудящихся мигрантах" (1949г.), №143 "О злоупотреблениях в области миграции и обеспечении трудящимся мигрантам равенства и обращения" (1975г.), № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982 г.) Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1.- М.: БЕК, 1996г.- С. 492 - 515. и др. Так же стоит учитывать, что законодательство РФ о занятости населения распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан, а также на лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами. Государство же наряду с органами службы занятости населения и работодателями, играет активную роль, осуществляя политику в области занятости населения. При этом важно подчеркнуть, что государство проводит политику содействия реализации прав, нацеленную на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. В Российской Федерации создана основательная правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Эти вопросы находят свое отражение в Конституции РФ, в Трудовом кодексе РФ и в Законе РФ "О занятости населения в РФ". В статье 37 Конституции РФ установлены основы занятости населения о свободе труда, запрещении принудительного труда, о вознаграждении за труд без какой-либо дискриминации, о праве свободно распоряжаться способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Направления политики государства в сфере содействия следуют также из международно-правовых актов. Так, указание на необходимость создания государством условий для наиболее полного существования права на труд содержится также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6). Декларация прав человека 1948 г. ст. 23 провозглашает что, каждый имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы, в то время как ст. 25 указывает , что каждый имеет право рассчитывать на такой жизненный уровень, который позволял бы формировать и проявлять себя как личность, принимать непосредственное участие в производстве материальных и духовных благ. Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Закона о занятости среди которых, частности, следующие: -развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защита национального рынка труда; -обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; -создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; -поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду; -осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы; -предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы; -поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; -объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; -координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; -международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм. Приведенные выше направления государственной политики, как правило, получают свое развитие в иных нормативных правовых актах (прежде всего - федеральных и территориальных программах содействия занятости), а также в коллективных соглашениях с участием органов государства. В зависимости от содержания основных направлений государственной политики в сфере занятости можно выделить два ее вида: 1) активную государственную политику в сфере занятости; 2) пассивную государственную политику в сфере занятости. Активной политике свойственно наличие форм обеспечения занятости, направленных на скорейшее подыскание работы, а также на переобучение и профессиональное обучение безработных, то есть государство устанавливает дополнительные стимулы для тех, кто пытается получить работу. Пассивной политике свойственно наличие повышенных размеров пособий по безработице и иных мер оказания материальной помощи безработным, то есть поддержание жизненного уровня граждан в период безработицы. В Российской Федерации, учитывая резкое сокращение максимального и минимального размеров пособия, государственная политика по обеспечению занятости является активной, так как низкий размер пособия вынуждает безработных заниматься самостоятельным поиском работы. Закон о занятости закрепляет право профсоюзов на участие в разработке государственной политики в области содействия занятости населения (ст.21). Особенно важно участие профсоюзов в проведении мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников. Примечательно, что в отношении отдельных категорий граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, государство принимает на себя обязательства по созданию повышенных гарантий в сфере их трудоустройства (квотирование рабочих мест для инвалидов и молодежи, создание специальных программ трудоустройства и др.), что позволяет говорить об обеспечении их занятости. Подобные обязательства государства конкретизируются в нормативных правовых актах, в том числе в принимаемых Правительством РФ (а также государственными органами субъектов Федерации) специальных целевых программ по обеспечению занятости указанных групп населения. Государственная политика занятости как отражение стратегии занятости - это часть социально-экономической политики развития страны, нацеленная на комплексное решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала. На сегодняшний день рынок труда постепенно приобретает основные общественно-значимые характеристики. Он играет важную роль в воспроизводстве рабочей силы, отвечающей требованиям современного высокотехнологического производства, обеспечивает распределение и перераспределение трудовых ресурсов, создает побудительные стимулы для их эффективного использования, устраняет сформировавшуюся за годы господства командно-административной системы неэффективную структуру занятости и постепенно заменяет ее более рациональной структурой. Некоторые экономисты считают неприемлемым вмешательство государства в рыночный механизм Другие, например сторонники кейнсианской школы, настаивают на проведении государством активной политики на национальных рынках, в том числе и на рынке труда. Так, например Д. М. Кейнс писал, что " целесообразно проводить политику жесткой зарплаты, чем политику гибкой зарплаты, чутко реагирующей на каждое изменение в объеме безработицы" Между тем современный рынок в развитых странах далек от классического, свободного рынка. Это вполне относится и к рынку труда. Современный рынок труда в развитых странах является одним из самых регулируемых. Таковым он стал в результате длительного развития отношений между работодателями и наемными работниками, при посредничестве государства. Так, созданная в 1919 г. И ставшая специализированным подразделением ООН с 1946г. Международная организация труда (МОТ) возвела активную политику на рынке труда в ранг международных приоритетов. Главные цели МОТ – содействие социально-экономическому прогрессу, повышению благосостояния и улучшению условий труда людей, защита прав человека. В итоге рынок труда давно утратил свой сугубо стихийный характер. Он стал объектом активного государственного регулирования. Спрос на труд во многих странах тщательно планируется и обеспечивается заранее через систему обучения и переподготовки кадров. Предложение труда нередко монополизируется профсоюзами, а цена рабочей силы на рынке труда (заработная плата) определяется на основе контрактов и коллективных договоров. Как мы видим, рынок труда, как и рынки других товаров, стал регулируемым и изнутри (работодателями и профсоюзом), и извне (государством). Занятые в экономике создают продукты труда, благодаря чему удовлетворяют потребности членов общества и решаются экономические и социальные задачи. Однако, экономические законы, которые лежат в основе функционирования рыночного хозяйства, не обеспечивают необходимыми рабочими местами всех желающих трудиться и тем самым улучшить свое материальное положение. В результате некоторые оказываются без работы и заработка, и это вызывает некоторую дестабилизацию в обществе. Чтобы не допустить этого государство и правительство стремятся принять определенные меры к созданию рабочих мест и вовлечению не занятого, но желающего работать населения в процесс трудовой деятельности. Политика занятости формируется с учетом возможности трудиться разных категорий населения. Более пристальное внимание уделяется группе риска, т.е. занятости женщин, инвалидов, молодежи, стабильности получения ими доходов, исключению дискриминации в этих вопросах. Поэтому такую политику, как относительно самостоятельную можно осуществлять только при тесном взаимодействии, координации экономической и социальной политики по обеспечению полной, продуктивной и свободно избираемой занятости. Все виды политики взаимосвязаны между собой, оказывают воздействие друг на друга. Схематически это можно показать в виде следующего рисунка: ? Социальная и экономическая политика нацеливаются на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. А занятость выполняет экономическую и социальную функцию. При формировании и реализации политики занятости государство руководствуется определенными принципами. 2.Гарантии государства в области занятости, компенсации уволенным и безработным гражданам Гарантии государства в области занятости принято делить: на общие и специальные . Гражданам РФ гарантируются (общие гарантии): а) свобода выбора рода деятельности, профессии (специальности), вида и характера труда – проявляется, например, в свободе выбора места работы путем обращения к работодателю самостоятельно или путем бесплатного посредничества органов по вопросам занятости; б) защита от безработицы; в) бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве при посредничестве органов службы занятости; г) информирование о положении на рынке труда. К специальным гарантиям относятся гарантии со специальным субъектом. Безработным гражданам гарантируются: а) социальная поддержка; б) осуществление мер активной занятости населения, включая бесплатное получение услуг по профессиональной ориентации и психологической поддержке, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости; в) бесплатное медицинское освидетельствование при направлении органами службы занятости на профессиональное обучение; г) компенсация в порядке, определяемом Правительством РФ, материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучающихся по специальным программам и другими мерами. В отношении инвалидов устанавливаются квоты для приема на работу в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Гражданам, уволенным из организаций в связи с сокращением численности или штата, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) после увольнения сохраняется очередь на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям –право посещать детские дошкольные учреждения на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия. Своеобразной гарантией права граждан на труд выступает система трудоустройства. Государство гарантирует гражданам РФ свободу выбора рода деятельности, в том числе с разными режимами труда; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или необоснованного отказа в приеме на работу; бесплатное содействие в подборе подходящей работы при посредничестве органов государственной службы занятости. Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности В п. 1 ст. 4 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 18.10.2007) "О занятости населения в Российской Федерации". Справочная правовая система Консультант-Плюс.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Политология, 28 страниц
336 руб.
Курсовая работа, Политология, 29 страниц
348 руб.
Курсовая работа, Политология, 35 страниц
420 руб.
Курсовая работа, Политология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Политология, 23 страницы
276 руб.
Курсовая работа, Политология, 34 страницы
408 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg