Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности в России.

irina_krut2019 1600 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 64 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Проблема работы – отсутствие достаточного методического инструментария по организации эффективных форм культурно-досуговой деятельности молодежи. Цель – изучить культурно-досуговую деятельность молодежи и выявить наиболее эффективные формы ее организации. Объект данной работы – культурно-досуговая деятельность молодежи. Предмет данной работы ? формы организации культурно - досуговой деятельность молодежи. Задачи: 1. рассмотреть теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности: понятие, сущность, основные характеристики; 2. проанализировать факторы, влияющие на культурно-досуговую деятельность молодежи; 3. изучить существующие формы по организации культурно- досуговой деятельности в России; 4. разработать и реализовать программу исследования запроса молодежи (от 18 до 26 лет) на культурно-досуговые события; произвести обработку результатов исследования; представить результаты исследования; 5. проанализировать эффективность проведения городской акции «Первокурсник в музее». Методы, используемые в данной работе: теоретические методы исследования: обзор литературы по исследуемой теме, анализ и синтез данных, их классификация; эмпирические методы исследования: анкетирование, мониторинг. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученный эмпирический материал может быть использован молодыми специалистами в работе с молодежью и организации мероприятий. Опытно-экспериментальная база исследования московский многофункциональный культурный центр – учреждение, подведомственное Департаменту культуры города Москвы. Представленные материалы основаны на изучении трудов ученых, которые занимались исследованием специфики досуговой деятельности и особенностями культурно-досуговой деятельности молодёжи. Было выяснено, что организацию культурно-досуговой деятельности в различных ее аспектах изучали Ковалева А.И, Суртаев В.Я , Жарков А.Д , Воробьева И.В, Беляева А.А, Аванесова, Вараксин В.Н, Рябков, В. М и другие. Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы, приложение.
Введение

В декабре 2014 года Указом Президента Российской Федерации были утверждены Основы государственной культурной политики, в которых государство впервые возвело культуру в ранг национальных приоритетов и признало ее важнейшим фактором роста качества жизни, что предусматривает создание условий для реализации творческого потенциала каждой личности. Осуществление экономической и социальной модернизации страны в исторически короткий срок, переход к интенсивному пути развития, обеспечивающему готовность государства и общества ответить на вызовы современного мира, не представляются возможными без планомерных и последовательных инвестиций в человека. Особый интерес представляет изучение досуговой деятельности определенных социальных групп, в первую очередь - молодежи. Именно современная молодежь формирует гражданское общество в будущем, во многом определяя его структуру и динамику. Потребности в саморазвитии и самосовершенствовании, а также возможности и условий для развития их у молодёжи выше, чем у других социально-демографических групп. Изучение содержания и форм досуга, поиск новых современных технологий культурно-досуговой деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность. Именно качество культурно-досуговой деятельность является важным индикатором условий жизнедеятельности социальных групп и критерием успешности проводимых в стране преобразований. Складывающаяся в настоящее время в России ситуация по организации культурно-досуговой деятельности молодежи определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с организацией культурно-досуговой деятельности молодежи в динамично изменяющемся мире. Культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения к культуре, выраженный в материальной и духовной форме. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в нашем обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата. Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности присущи данному типу общественных и производственных отношений общества и отражают уровень овладения человеком духовной и материальной культурой.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ…..............................................................................................................3 ГЛАВА 1. теоретико-методологические основы культурно-досуговой деятельности в россии………………………………….....6 1.1 Характеристика культурно-досуговой деятельности молодежи в России……………………………………………………………………….…….6 1.2 Факторы, влияющие на культурно-досуговую деятельность молодежи……………………………………………………….……………..…12 1.3 Формы организации культурно-досуговой деятельности молодежи в России……………………………………………………………………..…..…17 ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ И АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ……………………………………………………………….………26 2.1 Исследование запроса на культурно-досуговые события среди молодежи…………………………………………………..…………………26 2.2 Пример эффективной формы организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Акция «Первокурсник в музее»…………………………………………………………….………..…33 2.3 Пример эффективной формы работы культурно - досуговой деятельности молодежи. Конкурс «Культурные игры»…………………………………..43 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…….55 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………….58 ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Аванесова, Г.А. Культурно-досуговая деятельность: Теория и практика организации [Текст] / Г.А. Аванесова.- М.: Аспект Пресс, - 2013. – 236 с. 2. Ариарский, М.А. Социально-культурная деятельность как предмет научного осмысления [Текст] / М.А. Ариарский.-СПб.: Арт-студия «Концерт», - 2013. - 792 с. 3. Анисимова, Т. Б. Большая книга детского досуга [Текст] / Т.Б. Анисимова. - М.: Феникс, - 2015. - 160 c. 4. Бабочкин, П.И. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе [Текст] / П.И. Бабочкин.- М.: МГУ, - 2000. – 17 с. 5. Бортникова, Т.Г. Этническая культура и социально-культурная деятельность: проблемы взаимодействия и развития [Текст] / Т.Г. Бортникова. - М.: Гос. ун-т культуры и искусств, - 2014. – 271 с. 6. Волкова, Е. А. Где живут опасности? Сценарии праздников, развлечений, досугов на тему охраны безопасности и здоровья детей [Текст] / Е.А. Волкова. - М.: Феникс, - 2013. - 256 c. 7. Гальперина, Т.И. Режиссура культурно-досуговых программ [Текст] / Т.И. Гальперина. – М.: Арт.спорт, - 2013. – 130 с. 8. Гимазетдинова, В.К. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: Теория, методика и организация культурно-просветительской деятельности: Монография [Текст] / О.В. Гимазетдинова, В.К. Крючек. - Волгоград: изд-во ВолГУ, - 2013 - 218с. 9. Добреньков, В.И. Фундаментальная социология: Гендер. Семья. Родство [Текст] / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. – М.: ИНФРА, - 2006. – С. 1092 - 1094 10. Ежов, И.С. Культурно-просветительное дело [Текст] / И.С. Ежов. - М.: Книга по требовании, - 2013. - 218 c. 11. Ершов, П.М Потребности человека [Текст] / П.М. Ершов. – М.: Мысль, – 1990. – С. 250 – 368 12. Зотова, Н. Досуг вашего ребенка [Текст] / Н. Зотова. - М.: Ранок, -2014. - 128 c. 13. Измайлов, К.Н. Молодёжный культурный центр и проблемы перестройки клубной работы [Текст] / К.Н. Измайлов .– СПб.: Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы. – 1995. – 143 с. 14. Каменец, А.В. Основы духовно-нравственного воспитания в системе дополнительного образования [Текст] / А.В. Каменец, Е.Н. Селезнева.- М.: Квант Медиа, - 2015. – С. 14 – 18 15. Каплан, М. Основные модели досуга [Текст] / М. Каплан. - М.: Речь, - 2012. – 198 с. 16. Раковская, О.А. Социальные ориентиры молодежи: тенденции, проблемы, перспективы [Текст]: / О.А. Раковская // М.: Наука, 2013. – 478 с. 17. Резванов, А.А. Досуговая активность населения: социологический анализ генерационных сдвигов [Текст] / А.А. Резванов. - Ростов-на-Дону.: дис. канд. социол. наук, - 2013. – 22 с. 18. Теменьева, Р.А. Изучение досуговых интересов населения [Текст] / Р.А. Теменьева. – М.: Аргус, - 2013. – 205 с. 19. Шкурин, В.Н. Молодёжь: свободное время и клуб [Текст] / В.Н. Шкурин.- М.: Всесоюз. науч.-метод. центр нар. творчества и культ.-просвет. работы, - 1999. – 22 с. 20. Шубина, И.Б. Организация досуга и шоу-программ [Текст] / И.Б. Шубина. - Ростов – на –Дону: Феникс.- 2003. – С. 221 – 228 21. Щукина, М. Психология саморазвития личности [Текст] / М. Щукина. – СПб.: Издательский дом СПб ун-т, - 2015. – С. 24- 29 22. Юзефавичус, Т.А. Проблемы социальных технологий с молодежью [Текст]: / Т.А. Юзефавичус // Проблемы социальных технологий с молодежью. — М. : Издательский центр «Академия». - 2013. — 208с. 23. Абрамов, К. В. Особенности социально-психологической адаптации молодежи в трансформирующемся обществе [Текст] / К.В. Абрамов // научно-педагогический журнал Министерства образования и науки РФ.- 2016. - №5. - С. 138-142. 24. Андреева, С.В. Феномен досуга: история и современность [Текст] / С.В. Андреева // Вестн. Том. гос. ун-та. – 2015. - № 3. – С. 42 – 45. 25. Бакиров, В. Молодежь: потребности и возможности / В. Бакиров, И. Рущенко // Соврем. о-во. - 2015. - №2. - С. 94-104. 26. Богданович, Г.К. Культура, досуг, молодежь, общество [Электронный ресурс] / Г.К. Багданович // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии: Народное образование. Педагогика. – 2015. - № 1. – С. 115 – 116. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 27. Вагапова, А.Р. Предпочитаемые формы досуга студенческой молодежи [Электронный ресурс] / А.Р. Вагапова // Известия Саратовского университета: Психология развития. – 2017. № 2 (22). – С. 164 – 166. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 28. Выпирайло, Г.А. Анализ предпочтений студентов гуманитарного вуза в сфере организации культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А. Выпирайло // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова: Народное образование. Педагогика. – 2016. – № 1. – С. 225 – 229. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 29. Грушецкая, И.Н. Типология современных технологий организации досуга молодежи [Электронный ресурс] / И.Н. Грушецкая // Вестник Костромского государственного университета: Педагогика. Психология. – 2016. - № 4. – С. 282 – 284. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 30. Грушевская В.Ю. Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся [Электронный ресурс] / В.Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России: Народное образование. Педагогика. – 2017. – № 6 . – С. 38 – 43. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 31. Едышев, Д.В. Формирование профессионально-значимых свойств личности в процессе культурно-досуговой деятельности [Электронный ресурс] / Д.В. Едышев // CETERIS PARIBUS: Народное образование. Педагогика. – 2015. - № 2. – С. 30 – 33. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 32. Едышев, Д.В. Условия повышения эффективности культурно -досуговой деятельности студентов [Электронный ресурс] / Д.В. Едышев, А.В. Назаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: Народное образование. Педагогика. – 2015. – № 3(36). – С. 38 – 45. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 33. Зуева, Т.В. Социализация подростков: роль интеграции социально-культурной деятельности школы и семьи [Электронный ресурс] / Т.В. Зуева // Вестник культуры и искусств: Народное образование. Педагогика. – 2015. – 3(43). – С. 155 – 158. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 34. Кокка, Ж.В. Игровые формы досуговой деятельности подростков [Электронный ресурс] / Ж.В. Кокка, Л.С. Лихачева // Человек в мире культуры: Социология. – 2016. – № 1. – С. 36 – 41. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 35. Корниенко, Т.В. Культура досуга современной молодежи. Проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс] / Т.В. Корниенко // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: Социология. – 2016. - № 1. – С. 62 – 65. 36. Кэндо, Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие [Текст] / Т. Кэндо // Личность. Культура. Общество. - 2015. - Т.II. вып. 1(2). – С. 288. 37. Лесконог, Н.Ю Интернет - технологии, как инструмент коммуникации в целях повышения политической активности молодежи [Электронный ресурс] / Н.Ю. Лесконог // Локус: люди, общество, культуры, смыслы: Общие и комплексные проблемы технических и прикладных наук и отраслей народного хозяйства. – 2016. - № 2. – С. 74 – 78. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 38. Либерова, М. С. Характер перемен в сфере молодежного досуга [Текст]: / М. С. Либерова // Социально-гуманитарные знания. – 2015. – № 4. – С. 349-355. 39. Максимова, Т.М. Состояние здоровья и ценностные ориентации современной молодежи [Текст]: / Т.М. Максимова // Здравоохранение в Российской Федерации. - 2015. - №2. - С. 50-56. 40. Мударисова, А.А. Ценностно-смысловые компетенции как средство формирования досуговых потребностей молодежи в условиях деятельности культурно-досуговых учреждений [Текст] / А.А. Мударисова // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences: Народное образование. Педагогика. – 2016. – № 1. – С.121 – 124. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 41. Отнюкова, М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства [Текст] / М.С. Отнюкова. – Саратов.: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. – СГТУ, - 2009. – 84 с. 42. Понукалина, О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества [Текст] / О.В. Понукалина. – Саратов.: Российское общество в условиях социального кризиса. – СГТУ, - 2001. – 44 – 56 с. 43. Погудин, В. В часы досуга [Текст] / В. Погудин. - Тюмень: ТГУ - 2014. - 188 c. 44. Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России [Текст]: / Б.А. Ручкин // Социологические исследования. - 2015. - №5. - С.90-98. 45. Рябков, В.М. Социально-культурная деятельность: современные технологии [Текст] / В.М. Рябков. – Челябинск: материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции. - ЧГАКИ, - 2013. – 223 с. 46. Суртаев, В.Я. Социокультурное творчество молодежи: методология, теория, практика [Текст] / В.Я.Суртаев. – СПб.: Петербургский ун-т культуры и искусств, - 2000. – 182 с. 47. Селиванова, О. Занятость молодежи - стратегическая проблема [Текст]: / О. Селиванова // Человек и труд. - 2015. - № 3.- С. 36-39. 48. Скрипунова, Е.А. О предпочтениях городской молодежи [Текст] / Е.А. Скрипунова, А.А. Морозов // №1. - 2015. – С. 105-110. 49. Слуднова, О.С. Молодежные и детские некоммерческие общественные объединения как фактор гражданского воспитания [Текст] / О. С. Слуднова // Воспитание школьников: Школьная пресса. - 2016. - №10 - С. 39. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 50. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) [Текст] / Р.А. Стеббинс // 2015. - №7. - С. 64-72. 51. Суровицкая, А.В. Досуг провинциальной молодежи как аспект муниципальной молодежной политики [Электронный ресурс] / А.В. Суровицкая // Власть: Социология. – 2016. – № 1. – С. 70 – 73. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 52. Старикова, А.С. Проблема молодёжной занятости [Текст]:/А.С. Старикова, А.Р. Валиева // В сборнике: Молодежная политика и общественное развитие в России и ее регионах Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Учреждение Российской академии наук, Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра. – Уфа.-2016. - С. 122-125. 53. Тинькова З.С. Теория и методика культурно-досуговой деятельности [Текст] / З.С. Тинькова. – Орел.: ОГПУ, - 2013 – 41с. 54. Тихоновская, Г.С. Культурно-досуговая программа как объект научного анализа [Электронный ресурс] / Г.С. Тихоновская // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств: Народное образование. Педагогика. – 2016. - № 36. – С. 231 – 236. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 55. Фатов, А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления [Текст] / А. Фатов // Закон и право. - 2015. - № 10. – С. 85 – 87. 56. Чистякова, К.В. Причины популярности квестов как формы досуга современных россиян [Электронный ресурс] / К.В. Чистякова // Человек в мире культуры: Культура. Культурология. – 2016. - № 1. – С. 20 – 22. Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 57. Чудинова, Е.И. Социально-культурная акция как средство формирования экологической культуры молодежи [Текст] / Е.И. Чудинова // Культура и экология — основы устойчивого развития России. Приоритет культуры в образовании и науке : материалы Международного форума. – 2016. - № 1. – С. 18. 58. Шамсутдинова, Д.В. Культурно-досуговая деятельность как механизм включения личности в систему общественных отношений [Электронный ресурс] / Д.В. Шамсутдинова, Р.И. Турханова // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств: Социология. – 2016. - № 4. – С. 154 – 156. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 59. Шарковская, Н.В. Инновационные формы организации досуга студенческой молодёжи [Электронный ресурс] / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: Народное образование. Педагогика. – 2015. - № 4(66). – С. 136 – 140. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru. 60. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели [Текст] / Е.Ю. Шеховцова // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманитар. науки, – 2015. – № 9. – С. 235-239. 61. Шеховцова, Е.Ю. Досуг учащейся молодежи: состояние и перспективы развития [Текст] / Е.Ю. Шеховцова. – Тамбов.: Социальная наука, - 2015. – 22 с. 62. Шпак, Л.Л. Социокультурная адаптация: сущность, проблемы, направления [Текст] / Л.Л. Шпак. – Новосибирск: Филос. Наука, - 1999. – 46 с. 63. Щанов, Д.М. Исследование ценностных ориентаций современных студентов [Текст] / Д.М. Щанов // Вестн. Сыктывк. ун-та. - Психология. Педагогика. - 2015 . – № 3. - С. 98 - 113. 64. Закон города Москвы от 30.09.2009 г. № 39 (в ред. от 14.12.2011 г.) «О молодежи» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://pravo-med.ru (Дата обращения: 28.11.17) 65. Основы государственной молодежной политики РФ до 2025 года [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://static.government.ru (Дата обращения: 4.12.17) 66. Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 186 "О федеральной целевой программе "Культура России (2012 - 2018 годы)" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://legalacts.ru (Дата обращения: 8.12.17) 67. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 г. № 2403 - р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://legalacts.ru (Дата обращения: 10.12.17) 68. Сайт Министерства культуры Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://mkrf.ru (Дата обращения 12.11.2017) 69. Сайт Корпоративной культуры [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.c-culture.ru/ (Дата обращения: 4.01.18) 70. Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kremlin.ru (Дата обращения: 10.01.18)
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ 1.1 Культурно - досуговая деятельность: понятие, сущность, основные характеристики Для того чтобы наиболее полно раскрыть понятие культурно-досуговой деятельности молодежи, обратимся к понятию «досуговая деятельность человека». В работах Ф.С. Махова, А.Т. Куракина, В.В. Фатьянова, Л.К. Балясновой, Т.В. Сорокина и других авторов, связанных с досугом, существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой досуг. Он часто отождествляется со свободным временем. Многие ученные считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включенности в какую-то деятельность и управления ею. Понятие досуг включает в себя гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности. Это центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами молодежи в областях учебы, работы, семьи, политики. Ведь для молодежи досугом является не только отдых и развлечения, но и решение жизненно важных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. Досуговая деятельность в свою очередь служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения [35, с. 62-65]. В современной социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей - в целях социально-экономического развития и духовного обновления всей нашей жизни. С этих позиций и формируется «внешний» социальный заказ на освоение свободного времени, на проектирование досуговых программ, центров и зон досуга. Характер досуговой деятельности связан с теми потребностями, которые человек реализует в ее процессе. Известно, что потребности человека условно можно разделить на три типа [11, с. 274]: 1. первичные, или врожденные - физиологические потребности в отдыхе, пище, продолжении рода и др. 2. социальные-потребности в общении, социальном обслуживании, транспортном передвижении и др. 3. культурные - потребности в образовании, духовном развитии, освоении художественных ценностей и др. Если с первичными потребностями человек рождается, то социальные и культурные потребности во многом формируются культурной средой, тесно соотносятся с его разумом, социальным статусом, уровнем образования, общим развитием личности. Социокультурные потребности формируются только в социокультурной среде и по мере воспитания и взросления человека. Социокультурные потребности исключительно многообразны, сопровождают человека в течение всей его сознательной жизни. Многие из них приобретают весьма пластичный характер, будучи зависимыми от общественных трансформаций, новых условий жизни, уровня образования, социального окружения, моды и др. В досуге человек реализует все три указанных типа потребностей либо в тесном переплетении, либо в некоторой последовательности. Например, когда человек отправляется в путешествие, он испытывает потребность в физиологическом отдыхе (первичная потребность), общении (социальная), художественном развитии (культурная) и др. Под содержанием досуговой деятельности подразумеваются: - непосредственные переживания, впечатления и состояния, которые испытывает человек, включенный в конкретный вид досугового занятия и тем самым удовлетворяющий свои потребности; - осмысление человеком воспринимаемой информации, художественных образов, общего культурного контекста, который в этой время оказывается в фокусе его внимания; - его оценки, которые возникают у него по поводу качества отдыха, а также услуг, если они ему оказываются в этом процессе. По мнению В.И Добренькова в период досуга человек стремится испытать положительные эмоции, сосредоточиться на конструктивных мыслях, получить качественный сервис - словом, добиться тех состояний, которые связаны с рекреационным эффектом [9, с. 1092]. Рекреационный эффект обычно связан с релаксацией и регенерацией жизненно-физиологических сил человека. Но также его понимают, как биологическую активность человека, которая направлена на восстановление физиологического, физического потенциала, на оздоровление душевных и духовных сил [39, с. 50-56]. Другой фактор, позволяющий добиться желаемого содержания, связан с реализацией человеком на досуге своих устремлений, воплощения собственной жизненной позиции. Это направление досуга можно обозначить как обращение человека к любимому делу, т.е. хобби. Занятия - хобби позволяют разным людям сохранять чувство самоидентичности, ощущать состояние творческого подъема, самореализации. Цели и мотивы человека, обращающегося к тем или иным досуговым занятиям, как правило, формируются на основе привычек, склонностей характера, жизненного опыта. Вместе с тем, человек стремится на досуге познакомиться с чем-то любопытным, получить интеллектуальные знания, познакомиться с городом, в котором он живет. Поэтому человек ищет организаторов, которые смогу предоставить качественный и эффективный культурный досуг. Чтобы определить классификацию досуга можно обратиться к трудам З. С. Тиньковой. Под целями досуга она понимает представления о совокупном результате, которого хочет добиться человек в тех или иных досуговых занятиях и которые осознаются им как предпочтительные, желаемые [53, с. 41]. 1. Активный контакт с окружающей средой. 2. Поддержание на должном уровне духовно - эмоциональное состояние. 3. Творческое совершенствование. 4. Всестороннее гармоничное развитие. Основные задачи культурно досуговой деятельности: 1. Обеспечение доступности культурных ценностей. 2. Воспитание средствами культурно-досуговой деятельности. 3. Удовлетворение духовных потребностей. 4. Обеспечение полноценного индивидуального и коллективного досуга. Основные принципы культурно-досуговой деятельности: 1. Ориентация культурно-досуговой деятельности на личность. 2. Рациональное сочетание платных и бюджетных услуг. 3. Стимулирование культурных инициатив государственных и общественных организаций. Мотивы досуга имеют более сложный характер, чем цели. Если цели досуга чаще всего формулируются самим человеком, то мотивы (совокупность внутренних предпосылок и внешних причин) не всегда им сознаются в полной мере и во всем объеме. Они могут приобретать как открытый, так и неявный для других и для человека характер, оцениваться как вынужденные (внешние), так и добровольно принятые (внутренние). Слово «функция» в переводе означает основное назначение, роль, круг деятельности, отправление. Функции отражают определенные стороны и направления деятельности различных социальных институтов, движений, общностей и людей. Функции подразделяются на постоянные и эпизодические. Самой основной является развивающая функция, которая направлена на саморазвитие личности и ее самоутверждение. Немаловажное значение для культурно-досуговой деятельности играет информационно-просветительная функция, которая направлена на получение необходимой информации и приобретение системы знаний [60, с. 235-239]. Основные особенности информационно-просветительной функции заключаются в том, что она: ? основана на добровольности и инициативе и не регламентирована; ? ориентирована на удовлетворение многообразных запросов и интересов разновозрастных групп населения; ? имеет огромный арсенал средств, форм и методов приобретения знаний, умений и навыков; ? дополняет и более обширно развивает знания, полученные ранее. Культуротворческая функция рассчитана на реализацию разнообразных способностей людей. К культуротворчеству относятся различные виды самодеятельного творчества. В настоящее время основное внимание обращается на развитие, сохранение и возрождение региональных национально-культурных традиций, фольклора, народных промыслов и ремесел. Рекреативно-оздоровительная функция заключается в разработке и организации всевозможных развлекательных программ для разных групп населения. Эта функция рассчитана на досуг в любых его проявлениях. Главная задача - обеспечение психологической разрядки и отдыха. Следует отметить, что функции культурно-досуговой деятельности под воздействием социально-экономических факторов, рыночных отношений, происходящих в обществе, носят подвижный характер и изменяются. Принципы культурно-досуговой деятельности – исходные, фундаментальные понятия, правила, в которых отражаются наиболее характерные, существенные черты и закономерности культурно-досуговой деятельности [60, с. 235-239]. На трансформацию принципов культурно-досуговой деятельности оказывают влияние процессы социально-экономического и духовного обновления общества. Среди принципов культурно-досуговой деятельности выделяют следующие: ? Принцип плюрализма в культурно-досуговой деятельности, альтернативности подходов в ее содержании и организации. ? Принцип приоритета общечеловеческих интересов над классово-сословными в процессе освоения духовных и нравственных ценностей. ? Принцип всеобщего массового культуротворчества как доминирующего признака. ? Принцип гуманизации содержания и всего воспитательного потенциала, их подчинения интересам, потребностям и установкам личности, задачам социальной и духовной реабилитации отдельных групп населения. ? Принцип диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического и национально-этнического опыта, синтеза традиций и инноваций в развитии сферы культуры и досуга. ? Принцип общественно-государственного соуправления культурно-досуговыми процессами в регионе, основанного на децентрализации и суверенности региональной, социальной и культурной политики. Таким образом, культурно-досуговая деятельность - это процесс приобщения молодежи к культуре через различные эффективные формы организации. Социальная значимость культурно-досуговой деятельности заключается в воздействии на развитие творческого потенциала и различных способностей молодого поколения, уровень его удовлетворения от распределения свободным временем. Цели досуга напрямую зависят от представления молодежи о результате, которого она хочет добиться в тех или иных культурно-досуговых занятиях. 1.2. Факторы, влияющие на культурно-досуговую деятельность молодежи Изучая вопрос организации условий культурно-досуговой деятельности в России, нельзя игнорировать ряд факторов, влияющих на культурно-досуговую деятельность в целом. Структура и содержание досуговой деятельности молодежи обусловливаются целым рядом объективных и субъективных факторов, учет которых необходим для построения программ культурно-досугового поведения современной российской молодежи. При этом под объективными факторами понимаются внешние, не зависящие от данного человека обстоятельства, а под субъективными - внутренние, личностные особенности того или иного индивида [61, с. 22]. Для осуществления анализа данного вопроса необходимо, прежде всего, выделить две условные категории - фактор обеспечения культурно-досуговой деятельности молодежи внешними ресурсами и механизмами административной поддержки и внутри личностные факторы самой молодежи, которые представлены на Рисунке 1. Рисунок 1 «Факторы, влияющие на культурно-досуговую деятельность молодежи». Следует подробно рассмотреть каждую из этих категорий. Одной из задач, которую нужно решить для достижения целей государственной молодежной политики - это вовлечение молодежи в реализацию программ по сохранению российской культуры [67]. Выполнение этой задачи во много возложено на государственные учреждения, специализирующиеся на культурном просвещении молодежи. Их можно рассматривать как ресурсную базу, в которой заключены все необходимые ресурсы для организации культурно-досуговой деятельности молодежи. Такие учреждения должны обеспечить минимальный набор ресурсов, необходимый для организации культурно-досуговой деятельности. Представим перечень ресурсов, которые, в той или иной мере, наличествуют в каждом учреждении культуры: ? Нормативные ресурсы: · массив правовых и организационных документов, определяющий организационный порядок реализации культурно - досуговой деятельности молодежи в рамках работы учреждения, структурных подразделений, отвечающих за культурно – досуговую деятельность молодежи. ? Материально- технические ресурсы: · недвижимость: помещения, оборудованные для культурно -досуговых событий; · бюджетные средства, для осуществления конкурсов, проводимых для молодежи, в рамках культурно - досуговой деятельности учреждения; · специальный инвентарь, используемый для организации культурно – досуговых событий; ? Информационные ресурсы: · информационные и методическим материалы (компьютерные и печатные), которые должны быть доступны молодежи в рамках культурно – досуговой деятельности учереждения; · информация о возможностях провести с пользой свой культурный досуг (лекции, экскурсии, мастер-классы и д.р); ? Интеллектуальные ресурсы: · наличие подготовленных специалистов (руководителей и менеджеров социо -культурного направления учреждения); · наличие вспомогательного персонала для проведения культурно -досуговых событий ( экскурсоводы, лекторы, спикеры и другие). Чтобы определить факторы, влияющие на культурно - досуговую деятельность, нужно понимать на каких этапа формируется культура досуга молодежи. Культуры досуга молодежи складывается из трех основных этапов. Рисунок 2 Рисунок 2 «Этапы формирования культуры досуга молодежи». Суртаев В.Я. поясняет данные этапы следующим образом: В первом этапе - стимулирования у молодежи установок на участие в социально-культурном творчестве в условиях досуга - раскрываются общая социокультурная ситуация в сфере молодежного досуга, которая во всех своих проявлениях формирует определенную систему ценностных ориентации, образцов поведения, стимулирует молодежь к участию в различных видах досуговой деятельности. Это и есть совокупность объективных факторов, влияющих на формирование культуры досуга молодежи. Во втором этапе - составляющей формирования культуры досуга молодежи - непосредственного ее вовлечения в различные виды досуговой деятельности - исследуются мотивы, интересы, которые молодежь стремится реализовать в сфере досуга, то есть собственно причины ее участия или неучастия в тех или иных видах досуговой деятельности, исходя из которых возможно непосредственное вовлечение молодежи в различные социально значимые виды досуговой деятельности. В третьем этапе - материально-техническое, организационно-методическое и кадровое обеспечение деятельности в сфере досуга молодежи [46, с. 182]. Шпак Л.Л. к внутри личностным факторам, влияющим на культурно-досуговую деятельность молодежи относит адаптацию молодежи к определённым нормам. В современной социокультурной адаптивной норме относят следующие показатели: - повышенную напряженность физических, интеллектуальных, нравственных, волевых усилий в осуществлении всякой деятельности в период адаптации, но в особенности основной культурной деятельности, которой сопутствует адаптивное усилие, осуществляемое за счет резервов адаптивного потенциала человека; - пониженную продуктивность (результативность) деятельности в период адаптации (по объему, темпам, качеству, затратам времени и т.д.); - критически избирательное отношение индивида к культурным ценностям и образу жизни других людей; - сопоставление жизненных позиций по существенным моментам, активное отстаивание позиций; - целенаправленное стремление к взаимопониманию как важное условие социального комфорта; - выявление наиболее удобных и приемлемых форм и способов воздействия друг на друга и ответных реакций на внешнее воздействие для достижения общих целей; - приспособление к адаптивным особенностям друг друга на основе познания адаптивного потенциала, индивидуально - личностного образа жизни, социокультурного опыта и согласованность взглядов, убеждений, мотивов деятельности, поведения по мере взаимопомощи [62, с. 46]. К внешним факторам, влияющим на культурно-досуговую деятельность молодежи мы относим: - информационная поддержка культурно-досуговых событий; - территориальная доступность культурно-досуговых событий; - финансовая доступность культурно-досуговых событий для молодежи; - использования эффективных форм по организации культурно – досуговых событий. Мы определили следующие внутриличностные факторы влияющие на культурно - досуговую деятельность молодежи: - мотивация участия в культурно – досуговой деятельности; - наличия свободного времени у молодежи; - желание самосовершенствоваться и интеллектуально посвящаться. Таким образом можно сделать вывод, что внешние факторы могут влиять на культурно-досуговую деятельность молодежи, как положительно, так и отрицательно, эффект зависит от внутренних факторов влияния и от адаптации молодежи к современным условиям развития общества и государства. Внутриличностные и внешние факторы, воздействия которых необходимо учитывать при организации культурно-досуговых событий для молодежи. 1.3. Формы организации культурно-досуговой деятельности молодежи в России Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Федеральной целевой программы "Культура России" является увеличение численности участников культурно-досуговых мероприятий по сравнению с предыдущим годом (планируется увеличение до 7,2 процента в 2018 году) [66]. В задачи Министерства культуры Российской Федерации входит организация разработки предложений по формированию основных направлений и принципов государственной политики в сфере туризма и региональной политики в области развития культуры, определить формы, методы и механизмы ее реализации [64]. Важно понимать, что культурно-досуговая деятельность в России реализуется, в большинстве случаев, через государственные учреждения. Специфика эффективности проведения таких событий зависит от квалифицированности сотрудников, которые формируют культурно-досуговую деятельность. Изучив данный вопрос, мы считаем, что в настоящее время организация культурно – досуговых событий в России учреждениями культуры проходит на хорошем уровне с эффективными форами работы с молодежью в данной области. По данным Министерства культуры России за 2017 год только театрами были реализовано 171146 культурно-досуговых событий [68]. В своей работе мы определили культурное событие как социально-культурный процесс, с помощью которого человек может духовно и физически совершенствоваться. Культурно-досуговая деятельность в нашем обществе является автономным образованием (т.е оно необязательно для поступления в университет) , в тоже время она тесно связана с другими видами деятельности: бытовой, религиозной, торговой, социальной, политической. Каждую из этих видов деятельности формирует культура и культурный досуг. Культурное событие реализуется и транслируется 2 способами: - коммерческими проектами, заточенными на получение прибыли. По нашему мнению минус данного способа в том, что не всегда молодые люди смогут получить от данных проектов качественный продукт, услышать действительно полезную, интересную, а главное достоверную информацию. Потому что в первую очередь эти люди заинтересованы в создании «красивой обертки», которую они продают за достаточно большие деньги. Бесспорно, существуют добросовестные компании, которые честно выполняют свою работу. - учреждения культурно-досугового типа. У которых часть событий проводится за плату. Но основным финансовым источником является государство, а именно государственный заказ. Соответственно у команд, которые продумывают события, акции, и т.д. нет первостепенной мысли «как заработать?» есть мысль «как преподнести качественный продукт, который не только развлечет человека, но и культурно обогатит. Необходимо понимать, что не каждое культурно-досуговое событие подойдет для реализации в городе и не каждое событие можно провести на небольшой площадке районного культурного центра. Во время исследования были определенны уровни, на которых реализуются культурно-досуговые события в городе. Рисунок 3 Рисунок 3 «Уровни реализации культурно-досуговых событий». Кроме того были изученны труды Грушецкой И.Н. в области современных технологий культурно-досуговой деятельности. Грушецкая И.Н. понимает технологии культурной деятельности, как совокупность методик, разработок, внедрение различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели и может реализовываться в различных направлениях работы учреждений, и охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий и программ. Мы считаем, что решение автора - определить типологию и классификацию технологий культурно-досуговой деятельности своевременно и верно для разработки и внедрения впоследствии эффективных форм культурно - досуговой деятельности [29, с. 282]. Подходы к типологизации и классификации технологий культурно - досуговой деятельности, лежащие в основе трудов И.Н. Грушецкой отражены в Рисунке 4, приведенном ниже. Рисунок 4 «Основные подходы к типологизации и классификации технологий культурно-досуговой деятельности». Логические основания классификации: историко-содержательные, функционально-процессуальные, социально-демографические. Основные типы технологий культурно-досуговой деятельности: культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, проектные, информационно-рекламные технологии социально-культурной деятельности, этнотехнологии. Опираясь на изученный материал в области культурно-досуговой деятельности, мы определили наиболее известные формы организации культурно-досуговой деятельности. Рисунок 5 Рисунок 5 «Формы организации культурно-досуговой деятельности». Мастер-класс - оригинальный метод обучения и конкретное занятие по совершенствованию практического мастерства, проводимое специалистом в определённой области творческой деятельности (музыки, изобразительного искусства, литературы, режиссуры, актёрского мастерства, дизайна, а также науки, педагогики и ремесла) [69]. Экскурсия - это специфическое учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятие, в музей, на выставку, в поле, на ферму и т.п. Выставка - публичное представление достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Лекция - устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д. [43, с. 188]. В России появляются новые эффективные формы по организации культурно-досуговой деятельности, например, Сторителлинг. «Storytelling»- буквально переводится с английского как "рассказывание историй" – это уникальный коммуникативный, эстрадный и маркетинговый прием, который позволяет использовать медиапотенциал устной речи. Истории наглядны, отлично запоминаются и создают сильную эмоциональную привязку. Нами была проанализирована статья «Применение метода цифрового сторителлинга в проектной деятельности учащихся» В.Ю. Грушевская. Данная статья дает грамотное руководство по организации эффективной формы культурно-досуговой деятельности. Организация площадки для молодежных публичных выступлений в оригинальном формате позволяет ее участникам продемонстрировать ораторские знания, умения, навыки в ситуации публичного выступления, а также овладеть искусством убеждения технологией подготовки и произнесения публичных речей, развить коммуникативную компетенцию [30, с. 38 - 43]. От области культурного развития может зависеть формы и основания культурно-досуговой деятельности. Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям [1, с. 236]. Рисунок 6 Рисунок 6 «Классификация оснований форм культурно-досуговой деятельности». Исходя из приведенных раннее примеров можно сделать вывод, что формы культурно-досуговой деятельности постоянно должны модернизироваться, включать в себя новые формы. Далее мы хотим рассмотреть квест, как одну из форм культурно-досуговой деятельности, в качестве примера ее эффективной модернизации. Понятие Квест имеет несколько значений, в своей работе, опираясь на труды Чистяковой К.В., мы сформировали авторское значение термина, классификацию и виды формы культурно-досуговой деятельности Квеста. Квест - это культурно-досуговая деятельность, которая отвечает не только развлекательным, но и интеллектуальным потребностям молодежи[56, с. 20 -22]. Классификация квестов: - городские - проходят в городском пространстве; - комнатные - проходят в закрытых аудиториях. Виды квестов: - базовые - предусматривают один маршрут, который не изменяется в зависимости от решения участников; - разнообразные - предусматривают 2 и более разных маршрутов и результатов игры, в зависимости от решений участников. Разновидность квестов: - одиночные – прохождение единолично. - групповые - прохождение в команде от 2 человек. Первые «прародители» квестов, появились вначале 1970-х в США, когд
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Культурология, 56 страниц
1400 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg