Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Основы осуществления социального обеспечения семей с детьми

irina_krut2019 2125 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 85 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Цель настоящей работы состоит в изучении особенностей социального обеспечения семей с детьми, анализе законодательства Российской Федерации и Челябинской области, регулирующего вопросы предоставления семьям с детьми пенсионного обеспечения, отдельных видов пособий, социальных услуг, государственной социальной помощи. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: - рассмотрение истории развития законодательства о социальном обеспечении семей с детьми в Российской Федерации; - раскрытие особенностей источников права, регулирующих предоставление отдельных видов социального обеспечения семьям с детьми на уровне Российской Федерации; - исследование правовых вопросов пенсионного обеспечения семей с детьми, обеспечения их пособиями и другими социальными выплатами, предоставления им социальных услуг; - изучение основных направлений социального обеспечения семей с детьми; - рассмотрение вопросов безопасности жизнедеятельности на предприятиях социального обеспечения. Объектом исследования является социальное обеспечение семей с детьми в Российской Федерации, предметом – особенности предоставления социального обеспечения семьям с детьми. В основу дипломной работы положены методы эмпирического и теоретического исследования, традиционной диалектической и формальной логики. При проведении настоящего исследования в качестве научно-теоретической базы использованы труды отечественных ученых по теории государства и права (С.С. Алексеева, В.Д. Пе-ревалова); по конституционному праву (М.И.Кукушкина, А.Н. Кокотова, С.Э.Несмеяновой, А.Н. Сагиндыковой, М.С.Саликова); по трудовому праву и праву социального обеспечения (Е.Г.Азаровой, К.С.Батыгина, Л.Ю.Бугрова, М.О.Буяновой, М.Л.Захарова, Р.И.Ивановой, Т.В. Иванкиной, С.Ю.Головиной, К.Н.Гусова, М.В.Лушниковой, Е.Е.Мачульской, М.В.Молодцова, С.В.Наймушина, Н.М.Саликовой, Э.Г.Тучковой, М.Ю.Федоровой, В.Ш.Шайхатдинова), в области семейного права (Н.В Ле-товой, Г.Л.Осокиной, A.M. Нечаевой), административному праву (Д.Н. Бах-раха, В.П.Новоселова) и др. Дипломная работа имеет следующие структурные элементы: введение, четыре главы, заключение, информационные источники.
Введение

Семья является старейшим и важнейшим социальным институтом общества, влияющим на формирование и развитие каждой личности. Огромный диапазон и уникальность семьи называют ее мощным, незаменимым средством социализации личности. Подтверждением важности семейной ячейки, как института общества и необходимости защиты является Всероссийский день семьи, ежегодно празднующийся 8 июля. Впервые праздник был отмечен в 2008 г., который объявлен в России годом семьи. Но, несмотря на все усилия, направленные на поощрение рождаемости и заботу о семьях с детьми, сегодня законодательная база, разрабатываемая на федеральном уровне, продолжает оставаться скудной. Социальная защита семей с детьми в нашей стране как отрасль профессиональной деятельности в пределах государственной системы социальной защиты и поддержки граждан обладает богатым потенциалом, а как сфера научного знания только начинает формироваться. Всеобщей декларации прав человека от 10.12.1948 г. отражено положение о факте того, что «материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь». Право семьи, материнства и детства на защиту от государства гарантируется и Конституцией (ст. 38). Это конституционное право осуществляется, в частности, при помощи российской системы государственных пособий семьям с детьми. Главным нормативно-правовым актом, который регулирует отношения по предоставлению денежных пособий семьям с детьми по причине их рождения и воспитания, является Федеральный закон от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Согласно Конституции Российской Федерации, Россия - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности. Конституция Российской Федерации провозглашает, что «основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В Российской Федерации семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой общества и государства». Признание ценностей семьи, ее роли в общественном развитии и воспитании будущих поколений закреплено в статье 7 и ч. 1 ст. 38 основного закона Российской Федерации. Статья 72 Конституции РФ вопросы защиты семьи и детей отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов российской Федерации. Обязательства по материальному содержанию, социально-правовой защите, воспитанию, образованию детей несут семьи и государство. Семья является конституционно-правовой ячейкой общества, основанной на заключенном в органах ЗАГСа браке, являющимся добровольным союзом мужчины и женщины, который порождает взаимные личные имущественные и личные неимущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей. Семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации, включающая в себя социальную и государственно-правовую охрану семьи и детства, направленную на создание соответствующих социальных, правовых и экономических условий для сохранения семьи как стабильного института, обеспечивающего безопасность и заботу своим членам семьи, основываясь на базе любви и уважения. В послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в 2006 году был сделан особый акцент на увеличении рождаемости и укреплении государственной поддержки семей с детьми, на разработке механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. Решение демографической проблемы невозможно, если мы не создадим соответствующие условия и стимулы для роста рождаемости и не примем действенных программ поддержки материнства, детства, поддержки семьи. Актуальность темы исследования обусловлена тем, что пенсии, пособия и компенсационные выплаты семьям с детьми являются наиболее значимыми институтами в системе социального обеспечения. Все большее развитие получает социальное обслуживание семьи и детей, совершенствуются его формы, появились новые виды учреждений, предоставляющих социальные услуги. Учреждения социального обслуживания семьи и детей активно работают над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, «социального сиротства», оказывая соответствующие услуги; существенную роль в отношении социального обеспечения семей с детьми является институт государственной социальной помощи. В то же время федеральное законодательство, регулирующее вопросы социального обеспечения, в большей степени ориентировано на лиц пожилого возраста, что является следствием проводимой длительное время приоритетной политики в области социального обеспечения, направленной на поддержку старшего поколения. Причем федеральный законодатель предусмотрел обязательную преемственность норм при передаче отдельных полномочий в сфере социального обеспечения субъектам РФ, а в результате данная тенденция наблюдается и в законотворчестве регионов. Кроме того, разобщены нормативные акты, регулирующие вопросы предоставления социального обеспечения семьям с детьми, налицо множественность органов и источников предоставления социального обеспечения. Нерешенность этих и других вопросов предопределила выбор темы исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1 основы осуществления социального обеспечения семей с детьми 1.1 Особенности социального обеспечения семей с детьми в России 1.2 Правовая сущность социального обеспечения семей с детьми и его виды 1.3 Состояние социального обеспечения семей с детьми в настоящее время в Российской Федерации и в зарубежных странах 2 СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 2.1 Основные направления социального обеспечения семей с детьми. 2.2 Социальные пособия, льготы и компенсации матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком). 2.3 Дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей. 3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ПОСОБИЯ СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ 3.1 Государственные пособия гражданам, имеющим детей 3.2 Трудовые выплаты работникам, имеющим детей. 3.3 Льготы на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье. 3.4 Социальное обеспечение семей с детьми, потерявших кормильца 4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4.1 Организация рабочего места и техника безопасности работников органов социального обеспечения. 4.2 Организация охрана труда на предприятиях социального обеспечения. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации. (Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г); 2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 30.12.2015); 3. Федеральный закон от 29.12.2015 № 385-ФЗ «О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий»; 4. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»; 5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О страховых пенсиях»; 6. Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 03.07.2016) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; 7. Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.07.2016) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской и их семей». 8. Ермаков Д. Н., Хмелевская С. А. Современное пенсионное обеспечение в Российской Федерации: учебное пособие для магистров, 2015. — 400 с.; 9. Курбанов Р. А., Гасанов К. К., Озоженко С. И. Право социального обеспечения: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. - 439 с.; 10. Сидоров В. Е. Право социального обеспечения: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 310 с. 11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. — [Электронный ресурс]. Режим доступа – свободный. URL:http://www.gks.ru(дата обращения: 11.06.2018); 12. Правовая система «КонсультантПлюс» — [Электронный ресурс]. Режим доступа – ограниченный. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.06.2018); 13. Правовая система «Гарант» — [Электронный ресурс]. Режим доступа – ограниченный. URL: http://www.aero.garant.ru (дата обращения: 11.06.2018). 14. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». 15. Указ Президента РФ от 09.10.2007 № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года». 16. Борисов В.А, Синельников А.Б. Семья и демографические тенденции. Сер.: Социальная помощь семье и детям. 2005. Вып. 2. — М.: НИИ семьи и ЦБНТИ Минсоцзащиты РФ, 2015. 17. Корсаненкова Ю.Б . Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы: монография/ Ю.Б. Корсаненкова. - М.: Волтерс Клувер,2013 - 208с. 18. Фирсов М.В. Теория социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. Учеб. Заведений науки / М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2015. – 432 с. 19. Холостова Е.И. Социальная работа: учебное пособие / Е.И. Холостова - М.: Дашков и Ко, 2004 - 692 с. 20. Шакурова М.В. Методика и технология социальной работы: Учебное пособие / М.В. Шакурова. - М.:, 2008. - 272 с. 21. Шеляг Т. Социальный статус многодетных семей и их способность к самопомощи // Социальная педагогика. - 2005. - № 1. – с.31-42 22. Эллерт В.В. Союз семьи крепнет и растет / В.В. Эллерт // Социальная работа. - 2007. - №3. - С.32-35
Отрывок из работы

1 ОСНОВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ 1.1 Особенности социального обеспечения семей с детьми в России В Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной указом президента РФ, дана объемная картина положения детей в современной России. В частности, отмечается, что масштабы и острота существующих проблем еще далеки от окончательного решения, а интересы будущего страны требуют принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты. В полной мере сказанное относится и к социальному обеспечению. Социальное обеспечение в целом подразумевает собой некую «социальную защищенность человека», что в свою очередь отображает многообразие связей человека и общества, благодаря которым осуществляется жизнедеятельность граждан, раскрытие и использование их способностей. Пособие в Российской Федерации является одним из основных видов социального обеспечения граждан. Для того чтобы изучить историю развития пособий, как вида социального обеспечения необходимо для начала раскрыть аспекты истории развития права социального обеспечения. На протяжении всего развития человечества люди сталкивались с многочисленными проблемами, которые касаются содержания людей преклонного возраста, инвалидов, детей. В условиях первобытно - общинного строя немощные и больные члены рода были обречены на смерть, так как человек еще с трудом добывал пищу себе, а содержать больных община была не в состоянии. Преимущество было у беременных женщин и малолетних детей, которые пытались сохранить род. В рабовладельческий период содержание стариков, женщин и детей главным образом исполнялось членами семьи: заботиться о своих престарелых родителях должны были дети, достигшие определенного возраста, а за малолетними детьми - их родители. В I веке до н.э. веке в Риме начинают зарождаться прообразы отдельных элементов социального обеспечения. Тогда существовали так называемые «коллегии самопомощи» для средних и бедных слоев свободных граждан Рима. За счет средств этих организаций выделялось денежные средства больным, пожилым и лицам, которые получили увечья. Данные «социальные объединения помощи гражданам» или «коллегии самопомощи» были основаны на личном обеспечении самих работников и рабовладельцы не принимали в них никакого участия. В Риме в рабовладельческий период происходило достаточное количество войн поэтому в данный период царило порабощение народов, завоевание, грабеж областей и целых государств. Соответственно, было много смертей, жены и дети оставались без кормильцев. В связи с этим возникли первые пособия. Их выдавали увечным и старым воинам, вдовам и сиротам, в связи со смертью воинов. Воинам выдавали в виде земельных наделов. Вдовы и сироты в свою очередь получали диплом о привилегиях, в соответствии с которым они освобождались от уплаты налогов, торговых пошлин и всех повинностей. Данным дипломом обладали также старые военные - бывший воин и вся его семья. После рабовладельческого периода последовал следует феодальный период, который характеризовался господством натурального хозяйства. Основой в данный период является семья. Семья несла ряд обязанностей по материальному обеспечению пожилых и нетрудоспособных. В данный период появляется подобие социальных пособий, оно распространялось на тех людей, кто не мог производить работу и не имел какого-либо хозяйства. Эти «пособия» не были закреплены указом. Затем появились другие денежные выплаты, но они имели характер награды. Они выдавались крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, которые имели те или иные заслуги перед монархом. Скорее всего, это были первые прообразы пенсий. Таким образом, появилась и оказывалась первая социальная помощь гражданам и первые пособия. Надо отметить, что ни один из существовавших прообразов современного социального обеспечения не был формально закреплен в каком-либо правовом источнике. Любое общество развивалось, в том числе и Российская Федерация, оно и в наше время продолжает стремительно развиваться. Важный элемент любого общества, на каком бы этапе развития оно ни находилось, является оказание помощи и поддержки отдельным группам населения, тем людям, которые не могут осуществлять какую-либо трудовую деятельность, а значит, и обеспечить себя, в частности, пожилым людям, инвалидам, детям и другим нуждающимся. В России социальное развитие положило свое начало в конце IX века. Это был период введения христианства на Руси. Ключевое значение в помощи нуждающимся (начиная с этого периода и до начала XX века) играла церковь. Помощь церквей и монастырей была разнообразной. Она определялась материальными и финансовыми возможностями нуждающихся. Наиболее распространенными формами такой помощи были: бесплатное кормление нищих и убогих, устройство особых приютов и богаделен для бедных, искалеченных, престарелых, учреждение сиротских домов и приютов. Среди форм помощи, оказываемой частными лицами, в частности князьями были: кормление нищих на княжеском дворе, раздача бедным одежды, денежная раздача милостыни, снабжение питанием заключенных. Все это являлось прообразом первых социальных пособий на Руси. В эпоху феодальных отношений появляются новые способы социального обеспечения нетрудоспособных людей, а также тех, кто нуждается в какой-либо помощи. Появляется правовой источник «Судебник Ивана IV», который установил Иван IV в 1589 году. В Судебнике указывалось, что бездетная вдова, потерявшая мужа, после его смерти имела право на получение обратного приданого, что в наше время бы называлось пособием. Обратное приданое позже получило свое название. Оно называлось «полетное» и выплачивалось в размере 2 гривны в год. В 1649 году был введен новый правовой акт по оказанию социальной помощи - «Соборное уложение царя Алексея Михайловича». Данный акт содержит значительно большее количество статей, посвященных социальному обеспечению. В этом правовом источнике закреплялось право на прожиток, то есть, часть поместья, выделяемого после смерти его владельца на содержание вдовы, детей и престарелых родителей. Размер его зависел от величины оклада и причины смерти кормильца (от военной травмы, в полку на государственной службе, а также вне службы). Дворяне имели право на получение прожитка в случае отставки или увечья, а также при отсутствии прямых наследников в размере полного оклада. Полвека спустя, в период царствования Елизаветы (1740 - 1750 гг.) получили распространение «приходы», которые осуществляли попечение детей-сирот, стариков и инвалидов. В условиях капитализма в России социальное обеспечение не было развитым на хорошем уровне. Пожилым, инвалидам, гражданам, получившим увечья, гражданам, потерявшим кормильца, приходилось самим справляться со своим проживанием. Тогда появились кассы рабочей взаимопомощи, средства которых состояли не только из вносов самих рабочих, но и из определенных доплат предпринимателей и направлялись на обеспечение нуждающихся. Такие же кассы были созданы так же в Германии, Франции, Италии и Австрии. В конце XVIII века в России было увеличено число лиц, нуждающихся в помощи государства. Важным этапом на пути становления системы государственной помощи в России было принятие указа Екатерины II в 1775 году «О создании приказов общественного призрения в губернских правлениях». Они были созданы на губернском уровне, под председательством губернатора, что повышало их статус и расширяло возможности деятельности. Ветераны войны, семьи, оставшиеся без кормильцев, вдовы, дети из бедных семей получали помощь от первых теоретических работников и организаций помощи нуждающимся. С развитием машинного производства во всем мире, в том числе и в России, участились несчастные случаи на производстве, что привело к тому, что численность инвалидов начала стремительно развиваться. В связи с этим в Германии был принят Закон Бисмарка (1871-1884 гг.) «Об ответственности предпринимателей» и «О страховании при несчастных случаях». В соответствии с ними рабочий, получивший увечье на производстве получал пособие на лечение из специальных фондов за счет уплаты предпринимателем взносов, размер которых исчислялся в процентах от заработной платы. В России был принят свод Законов Российской империи, который содержал аналогичные нормы об ответственности работодателя за увечье, причиненное работнику. В этом документе, а также в принятом в 1903 году Законе «О вознаграждении потерпевших рабочих впоследствии несчастных случаев» речь шла о гражданско-правовой ответственности предпринимателя. Все покрытие ущерба от несчастных случаев, то есть выдача пособия или компенсаций оставалась именно за предпринимателями. С 1918 года государство в полной мере берет на себя ответственность по социальному обеспечению и поддержке нуждающихся, а с 1920-х годов формируется государственная система социального обеспечения граждан. В 1920-е годы был издан кодификационный акт - «Сводка правил по выдаче пособий и пенсий». Принятые сводки были первыми попытками видовой кодификации законодательства о социальном обеспечении. В России сложились и функционировали следующие виды пособий: по беременности и родам; по временной нетрудоспособности; по инвалидности и по случаю потери кормильца. В настоящее время система социального обеспечения в России приобрела значительные масштабы и включает в себя множество видов и способов оказания помощи нуждающимся лицам, в том числе и пособия. О реальном положении детей, наличии и остроте детских проблем можно судить по данным статистики, социологических исследований, государственных докладов, докладов Уполномоченного по правам человека и др. Как отмечается в Стратегии 2012 - 2017 гг., только за 10 последних лет численность российских детей сократилась более чем на 6,5 млн. - с 31,6 до 25 млн. Там же говорится, что, по данным Росстата, среди детей в возрасте до 16 лет доля малообеспеченных превышала среднероссийский уровень бедности. В наиболее уязвимом положении находятся дети в возрасте от полутора до трех лет, дети из многодетных и неполных семей, дети безработных родителей, дети-инвалиды, сироты, в том числе социальные. Ярким интегральным показателем условий жизни, развития и социального обеспечения детей является состояние их здоровья. На XVI Конгрессе педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии» (2016) были приведены следующие цифры. Каждый десятый ребенок рождается недоношенным или имеет при рождении низкий вес. Ежегодно до 38% детей рождаются больными или заболевают в период новорожденности. С 2000 г. общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 26,6%, а в возрасте 15 - 17 лет - на 97,8%. С требованиями школьных образовательных программ в полном объеме справляются не более 10% детей. Около 30% детей старшего подросткового возраста ограничены по состоянию здоровья в выборе профессии и трудоустройстве, до 30% юношей в возрасте 17 лет признаются негодными к военной службе. Более 40% подростков имеют заболевания, которые в дальнейшем могут ограничить возможность реализации репродуктивной функции. На состояние детского здоровья, как говорилось на Конгрессе, влияют условия и образ жизни детей: социально-экономические и школьные факторы, характер и качество питания и др. Бедственное положение детей осознается и озвучивается. На протяжении последних 20 лет в многочисленных официальных документах - программах, национальных планах, концепциях, Стратегии 2012 - 2017 гг. - не только назывались причины бедности детей и семей с детьми, сокращения рождаемости, плохого здоровья родителей и детей, но и предлагались разносторонние конкретные и значимые меры по исправлению сложившегося положения, многие из которых так и не были реализованы. Несмотря на отдельные существенные решения, принятые в интересах детей, в развитии законодательства отчетливо проявилась и противоположная тенденция. Снижались ранее установленные для детей социальные гарантии, умалялись уже приобретенные ими права, ответственность за социальное обеспечение детей передавалась с федерального на региональный или муниципальный уровни, сокращалось финансирование социальной политики или оно было заведомо недостаточным и др. Известны случаи выхода беременных женщин на акции протеста в связи с изменением правил исчисления пособий по беременности и родам, приведшим к сокращению размеров соответствующих страховых выплат, голодовок родителей из-за невозможности устроить детей в детские дошкольные учреждения и т.п. СМИ ежедневно обращаются к населению за материальной поддержкой детей, умирающих без дорогостоящей медицинской помощи, которая для семьи непосильна и по разным причинам не оказывается бесплатно. Тысячами исчисляются ежегодные отказы женщин от новорожденных детей в родильных домах. В России только по официальным данным производится в год около 1 млн. абортов. Государство признается в ограниченности возможностей социального обеспечения маленьких россиян, открыто допуская их массовое иностранное усыновление, перед которым дети, лишенные попечения родителей, в силу своей беспомощности и незрелости беззащитны. При этом они лишаются российского гражданства и попадают в чужую для них среду. В течение длительного времени разрешалось прерывание беременности на больших ее сроках по многочисленным официально установленным социальным показаниям: многодетность, неполнота семьи, наличие в семье ребенка-инвалида, безработица одного из родителей, отсутствие надлежащего жилья, малообеспеченность семьи и т.д. Сейчас сохранилось лишь одно социальное показание для отказа от рождения ребенка при большом сроке беременности - факт изнасилования, хотя все названные выше факторы неблагополучия существуют и сегодня, а дети из таких семей, как отмечалось, наиболее уязвимы. Необходимость кардинального улучшения качества жизни детей, в том числе за счет социального обеспечения, дальнейших реальных действий в их интересах, равно как и научных исследований в этой сфере, не требует особых доказательств. Правовая защита и социальное обеспечение ребенка начинаются с предоставления защиты и необходимых благ беременной женщине. Права ребенка на жизнь и на охрану здоровья плохо совместимы с работой матери во время беременности. В перспективе все беременные женщины, в том числе и не состоящие в трудовых отношениях, в особенности несовершеннолетние, должны получать пособие по беременности, причем с максимально раннего ее срока. Уже сегодня необходимо существенно расширить права учреждений здравоохранения на выдачу листка нетрудоспособности на весь период беременности - по состоянию здоровья женщины, по условиям ее труда либо по рекомендации врача в интересах ребенка. Для детей раннего (ясельного) возраста жизненно необходимо постоянное присутствие взрослого, что исключает для последнего возможность какой-либо иной регулярной деятельности, в частности оплачиваемого труда на условиях не только полной, но и неполной занятости. В соответствии с Трудовым кодексом РФ по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Однако страховым случаем признается уход за ребенком лишь в возрасте до полутора лет (ст. 7 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»). Необходимо согласовать нормы законодательства о труде и социальном обеспечении, признав страховым случаем уход за ребенком до достижения им трехлетнего возраста с выплатой соответствующего страхового обеспечения застрахованному лицу или его супругу (супруге). Аналогично следует продлить период выплаты этого пособия и лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка, которое назначается в настоящее время в соответствии с региональным законодательством и составляет незначительную часть его официально установленного прожиточного минимума. Представляется, что федеральный законодатель не вправе самоустраниться от установления минимального стандарта ежемесячного пособия на детей в возрасте до 18 лет, по крайней мере, для детей из многодетных и неполных семей. Анализ теории и практики социального обеспечения детей позволяет сформулировать следующее общее правило, которое можно положить в основу развития законодательства о социальных пособиях. Учитывая, что средней заработной платы должно быть достаточно для воспроизводства рабочей силы, включая подрастающее поколение, блага социального обеспечения в виде ежемесячных семейных пособий на детей следовало бы предоставлять в дополнение к заработной плате родителей в тех случаях, когда размеры семьи (число детей) превышают определенный стандарт. В настоящее время таким условным стандартом можно назвать семью с двумя детьми (при двух работающих родителях) или единственного работающего родителя с одним ребенком. Соответственно, ежемесячное пособие должно назначаться на третьего и последующих детей в полной, на второго и последующих детей - в неполной семье без проверки нуждаемости, в заявительном порядке. При таком подходе малообеспеченной семье ежемесячное пособие на ребенка возможно было бы предоставлять независимо от числа детей, в том числе и на одного ребенка, если у родителей (в неполной семье - родителя) низкая заработная плата или по объективным причинам она вообще отсутствует. Очевидно также, что размеры ежемесячных семейных пособий должны быть сопоставимыми со средствами, достаточными для удовлетворения потребностей ребенка (детей). Исходя из того что в настоящее время официальным минимальным стандартом выступает прожиточный минимум, установленный специально для детей, такое пособие на первых порах могло бы составлять не менее 50% этого минимума. Законодательство о социальном обеспечении детей должно развиваться лишь в направлении его улучшения, увеличения объема и повышения качества предоставляемых благ. В связи с этим необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении утраченных прав на блага социального обеспечения или прежнего объема этих благ, а также не допускать в дальнейшем умаления уже имеющихся у детей прав. Возможность реализации в обозримой перспективе названных выше и других многочисленных предложений по совершенствованию социального обеспечения детей и семей с детьми при всей их насущности и обоснованности вызывает большое сомнение в силу ряда причин. Назовем некоторые из них. Дети, как отмечалось, нуждаются в специальной охране и заботе ввиду их физической и умственной незрелости. В связи с этим они не могут осознавать свои реальные нужды и потребности, формулировать и предъявлять требования к государству, отстаивать и защищать свои права и тем самым активно влиять на изменение законодательства в свою пользу. А без лоббирования его развития социальными группами, которые в этом нуждаются, шансы на значимые перемены очень малы. Другой причиной недостаточного развития социального обеспечения детей следует признать то обстоятельство, что в обыденном представлении ребенок является не столько полноправным гражданином государства, полноценным членом общества, сколько членом малой социальной группы - семьи. Хотя семья признается основной ячейкой общества и естественной средой для роста и благополучия всех ее членов, в особенности детей, в то же время она существует автономно. Дети, как правило, живут с родителями, которые по собственному желанию и без какого бы то ни было согласования с государством или его разрешения произвели их на свет и тем самым приняли на себя ответственность за их судьбу. Поэтому в современном обществе, где многие взрослые люди бездетны, не желают, а зачастую и не могут себе позволить иметь детей, "детские" проблемы считаются частным делом семьи. Естественным является убеждение, что граждане должны соотносить потребность в детях или возможность их появления с наличием собственных финансовых и иных средств и условий, необходимых для их многолетнего содержания и воспитания. Такой же позиции по существу придерживается и законодатель. Согласно ч. 2 ст. 38 Конституции РФ забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. В семейном законодательстве конституционная обязанность заботиться о детях конкретизируется и как обязанность родителей их содержать. Социальное же обеспечение детей выступает в качестве материальной поддержки семьи в тех случаях, когда родители в силу объективных причин не располагают минимально необходимыми средствами для их содержания. В значительном числе случаев, например, когда речь идет об обеспечении ежемесячными семейными пособиями, материальная поддержка предоставляется после проверки нуждаемости, то есть при явной недостаточности собственных доходов семьи. Не принимается во внимание, что само наличие детей, а тем более многодетность, даже при высокой заработной плате родителей нередко превращает семью сначала в малообеспеченную, а затем и в нищую. Соглашаясь с государственной позицией, добросовестные родители пытаются своими силами создать нормальные условия для жизни детей, в том числе и за счет интенсивной трудовой и бытовой нагрузок, ограничений в удовлетворении своих личных потребностей. В то же время миллионами исчисляются и родители, в основном отцы, которые не только проживают отдельно от детей, но и уклоняются от уплаты на них алиментов. В качестве причины недостаточного внимания к нуждам и потребностям детей можно назвать и их «невыгодность» для современного общества потребления. «Дни полной семьи как идеальной потребительской единицы сочтены», «корпорации осознали, что теперь есть два новых русла роста: во-первых, на развивающемся рынке одиночек и, во-вторых, в потворствовании разводам и концепции индивидуалистской свободы». Одиночки потребляют на 38% больше продуктов, на 55% больше электричества, на 61% больше газа, чем семьи из четырех человек. При разводе одна распавшаяся семья должна покупать два дома, два автомобиля, две стиральные машины, два телевизора. В США, например, число одиноких людей в возрасте от 25 до 34 лет, никогда не состоявших в браке, на 46% опережает состоящих в браке. По данным ВЦИОМа, у большинства россиян (93%) среди главных жизненных ценностей пока еще значится создание счастливой семьи и воспитание хороших детей. Однако образцы «красивой жизни», в том числе в массовой рекламе, приходят во все уголки страны и деструктивно влияют на традиционные семейные ценности. Двум людям, работающим на себя, без перспектив стабильности, сложно строить свое будущее вместе. В России названные выше тенденции самым пагубным образом уже сказываются и на рождаемости, и на судьбе рожденных детей, и на социальном положении лиц с семейными обязанностями, особенно женщин, которые воспринимаются, в частности, работодателями как нежелательные работники. Следует отметить и то, что жизнь, здоровье и благосостояние детей во многом и напрямую зависят от соблюдения законодательства о труде. Нарушение его базовых положений также выступает своеобразной причиной невысокой эффективности социального обеспечения детей. Среди основных принципов регулирования трудовых отношений ст. 2 ТК РФ называет в соответствии с международными требованиями обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе отвечающие требованиям безопасности и гигиены; своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Между тем на рождаемость отрицательно влияют: низкий денежный доход многих семей, отсутствие нормальных жилищных условий, тяжелый физический труд значительной части работающих женщин (около 15%), условия труда, не отвечающие санитарно-гигиеническим нормам, низкий уровень репродуктивного здоровья, высокое число прерываний беременности (абортов). Во многом все это - следствие прямого нарушения работодателями норм трудового законодательства об охране труда, в особенности женщин, и о справедливой его оплате, то есть тех принципиальных требований, которые отвечают интересам не только работников, но также их детей. Представляется необходимой разработка механизма возмещения Фонду обязательного социального страхования и Пенсионному фонду РФ таких, например, расходов, которые они несут в связи с выплатой пособия по беременности и родам при патологии беременности, вызванной нарушением норм по охране труда женщин, выплатой социальной пенсии и расходов на реабилитацию ребенка-инвалида, если инвалидность обусловлена неблагоприятными условиями труда матери, и т.п. Это не только увеличило бы финансовую базу для соответствующих выплат, но и в большей мере стимулировало бы работодателей к соблюдению законодательства об охране труда. Недостаточное развитие социального обеспечения детей обусловлено и тем, что при наличии в обществе конкурирующих интересов, многочисленных направлений бюджетного финансирования, закономерной ограниченности бюджетных возможностей государство не заинтересовано, а зачастую и не в состоянии принимать на себя значительные дополнительные так называемые расходные обязательства. На социальное обеспечение детей приходятся, как правило, остаточные средства. Иногда финансируются меры их социального обеспечения, представляющие внесистемные
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 102 страницы
500 руб.
Дипломная работа, Социология, 75 страниц
1875 руб.
Дипломная работа, Социология, 54 страницы
1350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg