Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИНАНСЫ

Финансовая деятельность муниципальных унитарных предприятий: особенности и проблемы

irina_krut2019 1625 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 65 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объект исследования: финансовая деятельность муниципального унитарного предприятия. Предмет исследования - экономические отношения, связанные с финансовым обеспечением МУП. База исследования - ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель». Методы исследования: методы индукции и дедукции, метод сравнения, табличный метод, анализ экономической литературы, индексный метод. Тема выпускной квалификационной работы достаточно разработана. Методологической и теоретической основой выпускной квалификационной работы выступили труды таких авторов, как Бабич А.М, Лавров А.М и прочие. Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, заключения, 3 глав и списка используемых источников. В первой главе раскрыты: теоретические аспекты организации финансов МУП, так же раскрыта: сущность и особенности финансирования МУП. Во второй главе на примере ЕМУП «ИГРИР» проведен анализ основных показателей деятельности и источников финансирования. В третьей главе определены основные проблемы финансирования МУП и пути их решения.
Введение

Финансовая деятельность является неотъемлемой частью общей системы управления предприятием и может быть определена как система рационального и эффективного управления использованием финансов организации. Актуальность темы исследования заключается в том, что финансовая деятельность предприятия является составной частью его экономической политики, а изучение финансовой деятельности Муниципального предприятия(МУПа) особенно необходимо, так как МУПа занимают в отечественной экономике важное место. Поскольку в соответствии с п.2 ст.50 и ст.113 ГК РФ унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества - государства или муниципального образования, а так же для покрытия собственных расходов. При этом выделяют два вида унитарных предприятий (п.2 ст.113 ГК РФ): - унитарные предприятия основанные на праве хозяйственного ведения (ст.114 ГК РФ); - унитарные предприятия основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). Унитарные предприятия любого вида играют важную роль в экономике, их вклад в федеральный бюджет может достигать 10-15%, а в муниципальный бюджет доля налоговых доходов, приходящаяся на МУП, может достигать 18-20% . Помимо этого, унитарные предприятия так же являются ключевыми факторами в экономике благодаря выполнению социально значимых функций. Цель выпускной квалификационной работы – исследование теоретических и практических аспектов финансовой деятельности. Задачи выпускной квалификационной работы: - рассмотреть теоретические аспекты финансовой деятельности муниципального унитарного предприятия; - анализ финансовой деятельности муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель»; - выявить проблемы финансирования деятельности муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель».
Содержание

Введение 1 Теоретические аспекты финансовой деятельности МУП 1.1 Муниципальное унитарное предприятие как участник рыночных отношений 1.2 Особенности организации финансовой деятельность муниципального унитарного предприятия 2 Анализ финансовой деятельности муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» 2.1 Анализ источников финансирования деятельности муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» 2.2 Анализ результатов деятельности муниципального унитарного предприятия «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель» 3 Проблемы финансирования деятельности муниципальных унитарных предприятий в современной экономике и пути их решения Заключение Список использованных источников
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12.12.1993г. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994г. N 51-ФЗ [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996г. N 14-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31.07.1998 N 146-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 5. О некоммерческих организациях [Электронный ресурс]: федер. закон от 12.01.1996 N7-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 6. О государственных и муниципальных унитарных предприятиях [Электронный ресурс]: федер. закон от 14.11.2002 N161-ФЗ. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 7. Создание ЕМУП ИГРИР [Электронный ресурс]: Постановление главы города Екатеринбурга от 22.11.2005 N1738. - Режим доступа: http://www.consultant.ru, свободный. 8. Лицензия на осуществление картографической деятельности от 15.05.2006 N УРГ- 01787К, выдана Федеральным агентством по геодезии и картографии. 9. Лицензия на осуществление геодезической деятельности от 15.05.2006 NУРГ- 01786Г, выдана Федеральным агентством по геодезии и картографии. 10. Лицензия на инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений 1 и 2 уровня ответственности от 28.08.2006 NД776835, выдана Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. 11. Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от 04.08.2008 NОТ-54-0011268(66), выдана Федеральной службой по технологическому и атомному надзору. 12. Акашева, В.В. Особенности бюджетного учета в казенных и унитарных учреждениях [Текст] / В.В. Акашева // Экономические исследования и разработки. – 2017. - N4. – С.7-16. 13. Анненков С.А. Проблемы эффективности государственных унитарных предприятий в России на современном этапе [Текст] / С.А. Анненков // Экономика в промышленности. – 2012. – N3. – С. 10-13. 14. Алтухов, В.П. Сущность и содержание финансового контроля в муниципальных казенных и унитарных учреждениях [Текст] / В.П. Алтухов, Н.Н. Родионова // Финансовый вестник. – 2016. - N4. – С.41-48. 15. Актуальные проблемы финансов. Раздел 1. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебное пособие / М. В. Романовский [и др.]; под ред. проф. Н. Г. Ивановой, проф. М. И. Канкуловой. – Санкт-Петербург: Изд-во СПбГЭУ, 2015. - 267 с. 16. Бабич, А. М. Государственные и муниципальные финансы [Текст] / А. М. Бабич, Л. Н. Павлова. – Москва: Финансы и статистика, 2001. – 687 с. 17. Бегунова, С. Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учебное пособие / С. Бегунова. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 320 с. 18. Беломестнов, В. Г. Актуальные проблемы современной экономики [Текст]: монография / Под науч. ред. В.Г. Беломестнова. - Улан-Удэ: Изд- во ВСГУТУ, 2015. - 272 с. 19. Выварец, А.Д. Экономика предприятия [Текст]: учебник. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 207 с. 20. Гарифуллина, А.Ф. Совершенствование управления федеральным имуществом [Текст] / А.Ф. Гарифуллина, С.Р. Мухаметдинова // Актуальные вопросы развития социально-экономических систем в современном. - 2013. – N2. - С. 42-43. 21. Гафурова, Г.Т. Оценка результатов реформы государственных учреждений (на примере государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Татарстан) [Текст] / Г.Т. Гафурова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. - 2016. - N17. - С.47-59. 22. Горохов, П.А. Инвестиционная программа муниципального унитарного предприятия как фактор социально – экономического развития города / П. А. Горохов // Проблемы современной экономики: научный журнал.– 2013. - N15. - С. 46 – 49. 23. Дежин В.С. Перспективы развития унитарных предприятий / В.С. Дежин // Российское предпринимательство. – 2011. – N7. – С. 65-68. 24. Жигалов, Д.В. Автономные учреждения: актуальные вопросы деятельности [Текст] / Д.В. Жигалов. - Москва: Институт экономики города, 2015. – 119 с. 25. Зубакин, С.И. Бюджетный контроль [Текст]: учеб. пособие / С.И. Зубакин. - Москва: Дело, 2016. – 401 с. 26. Иванов, Е. Концепция муниципального управления инвестициями [Текст] / Е.Иванов // Городское управление. – 2009. – N2. – С.28-130. 27. Колчина, Н.В. Финансы предприятий [Текст] / Н.В. Колчина. – Москва: Юнити-Дана, 2009. - 447 с. 28. Калиниченко, М.В. Унитарные предприятия: дискриминация в налогообложении [Текст] / М.В. Калиниченко // Налоговая политика и практика. - 2010. - N3. - С. 33-36. 29. Касьянова, Г.Ю. Бюджетный документооборот: новые правила [Текст] / Г.Ю. Касьянова. - Москва: АБАК, 2016. – 376 с. 30. Лазукова, Е.А. Отражение в бухгалтерском учете унитарного предприятия поступлений основных средств [Текст] / Е. А. Лазукова, Е. Н. Королева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. –2013. – N23 (335) – С. 17-21. 31. Ларина, О.Г. Теория государства и права [Текст]: учебное пособие / О. Г.Ларина [и др.] – Курск: Университетская книга, 2015. – 187 с. 32. Мальцева, М.А. Особенности ведения управленческого учета в бюджетных учреждениях [Текст] / М.А. Мальцева // Вестник современных исследований. – 2017. - N4-1. – С.153-155. 33. Моисеев, В.В. Актуальные проблемы России [Текст]: Учебник/ В. В. Моисеев. – Москва: Директ-Медиа, 2014. – 354 с. 34. Наговицына, Н.С. Современные проблемы формирования учетной политики учреждений бюджетной сферы [Текст] / Н.С. Наговицына // Advanced Science. – 2017. - N1. – С.44-47. 35. Подхалюзина, В. А. Экономика предприятия (организации) [Текст]: учебное пособие / В. А. Подхалюзина. – Москва: МАДИ, 2015. - 232 с. 36. Поляк, Г.Б. Финансы бюджетных организаций [Текст]: учебник / Г.Б. Поляк. – 2-е изд. – Москва: Юнити-Дана, 2015. – 464 с. 37. Савелов, А.Н. Бюджетная отчетность государственных (муниципальных) учреждений [Текст] / А.Н. Савелов. – Москва: Дело и сервис, 2016. – 128 с. 38. Свешникова, О.Н. Доходы и в бухгалтерской отчетности коммерческих и бюджетных организаций [Текст] / О.Н. Свешникова, Я.В. Корж // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2016. – Т. 2. - N2. – С.116-123. 39. Стандарты и качество : международный журнал для профессионалов стандартизации и управления качеством [Текст]. - 2015. - N2(932). – 120 с. 40. Федоров, И. А. Учет средств целевого финансирования в унитарных предприятиях в целях налогообложения [Текст] / И. А. Федоров // Бухгалтерский учет. – 2013. - N4 – С. 52-56. 41. Финансовое оздоровление предприятия: методология учетно-аналитического обеспечения [Текст] / В. Л. Поздеев, Е.А. Астраханцева, Т.Л. Леухина, Е.А. Лукачанова; под общей редакцией В.Л. Поздеева. - Казань: Печать-Сервис- ХХ1 век, 2013. - 310 с. 42. Финансы предприятий [Текст]: учебное пособие / Р.Г. Попова. – Москва: ИНФРА-М, 2013. - 208 с. 43. Цены и рынок: сборник ценовой аналитической информации [Текст]. -Москва: Ценовик, 2015. – 218 с. 44. Харламова, Е.Е. Теоретические особенности финансирования бюджетных учреждений [Текст] / Е.Е. Харламова, А.Р. Шпилевая // Управление. Бизнес. Власть. – 2016. - N2. – С.5-8. 45. Шарабардина, Д.В. Особенности формирования и использования информационной базы в оценке деятельности казенных и унитарных учреждений [Текст] / Д.В. Шабардина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2017. - N7-2. – С.322-326. 46. Шамшеев, С.В. Состояние и пути совершенствования государственного финансового контроля в России [Текст] / С.В. Шамшеев // Социальная политика и социология. – 2016. - N5. – С.60-67. 47. Устав ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель». 48. Структура подразделения организации ЕМУП «Инженерная геодезия, раскопки и рекультивация земель». 49. Бухгалтерский баланс ЕМУП «ИГРИР» 2014-2016гг. 50. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fas.gov.ru, свободный.
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУП 1.1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК УЧАСТНИК РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия(различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Государство в системе рыночных отношений через государственный сектор реализует ряд своих важнейших функций, представленных в виде поставки обществу благ, за обеспечение которых последнее уплачивает государству налоги. К таким благам можно отнести [19, с.14]: - чистые общественные блага; - оборона, безопасность, правосудие, регулярные правоприменительные практики; - общественные блага, которые предоставляются государством наряду с частными организациями; - образование, наука, культура, здравоохранение, пенсионное обеспечение, транспортная инфраструктура, связь, финансово-кредитная деятельность. В мировой практике можно выделить несколько причин образования государственных предприятий: - Экономические - вызваны необходимостью вмешательства государства в хозяйственные процессы. Это касается в первую очередь таких отраслей, какгазовая, нефтяная, угольная промышленность, сельское хозяйство, электроэнергетика. Частные предприятия не всегда охотно идут на риск, связанный с освоением новых производств, поэтому такиеРасходы зачастую финансирует государство [19, с.15]. - Политические - связаны с развитием интернационализации и интеграции производства и капитала. Государственные предприятия являются участниками лицензионных и научно-технических соглашений в международном сотрудничестве, создают зарубежные филиалы и представительства, участвуют в капиталах совместных предприятий, а также являются крупнейшими производителями отдельных видов экспортной продукции. В соответствии с Федеральным законом «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14 ноября 2002 года № 161-ФЗ, унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество , закреплённое за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию [6]. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в ходе коммерческой деятельности владеют и пользуются чужой (государственной, муниципальной) собственностью, которая принадлежит им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в связи с чем данные предприятия должны перечислять собственнику имущества часть прибыли от его использования. Среди основных причин создания унитарных предприятий выделяют : ? необходимость обеспечения отдельных видов деятельности, дотируемых государством, и ведение убыточных производств. ? необходимость использования имущества, приватизация которого запрещена; ? решение социальных задач путем осуществления деятельности по реализации определенных товаров и услуг по минимизированным ценам. В РФ создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий: - унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения; - федеральное государственное предприятие и государственное предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное предприятие; - унитарные, предприятия основанные на праве оперативного управления; - федеральные казённые предприятия, казённое предприятие субъекта Российской Федерации, муниципальное казённое предприятие (далее - казённое предприятие) [2, ст.113]. Унитарные предприятия следуют отличать от бюджетных учреждений, которым государственное и муниципальное имущество также передается на праве оперативного управления. Несмотря на то, что и предприятия, и учреждения создаются по решению учредителя и наделяются определённым имуществом, у них различаются цели создания. Учреждение - это некоммерческая организация, главная цель которой - осуществление управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера. Учреждения финансируются полностью или частично своим учредителем. Унитарное предприятие является коммерческой организацией, основная цель деятельности которого - получение прибыли в интересах своего учредителя. Однако в отличие от других коммерческих организаций получение прибыли не является первостепенной целью деятельности унитарного предприятия, так как государственное предпринимательство осуществляется в первую очередь для реализации функций органов государственной власти. На сайте Федеральной антимонопольной службы в докладе «О состоянии конкуренции» деятельность унитарных предприятий обозначена как одна из самых острых проблем, мешающих развитию конкуренции и способствующих развитию коррупции. Такие выводы можно сделать вследствие того, что унитарные предприятия пользуются многочисленными льготами, такими как безвозмездное, распоряжение имуществом, землей, недвижимостью, оборудованием [50]. Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2013 г. № 2593-р разработана Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 г. Согласно данной программе, если деятельность унитарного предприятия не соответствует деятельности учредителя, предусмотрена реорганизация предприятия в хозяйственное общество или бюджетное учреждение, либо ликвидация унитарного предприятия. Наряду с этим Федеральная антимонопольная служба в 2013г. приняла Стратегию развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России на период 2013- 2024 гг., в которой говорится о ликвидации унитарных предприятий «во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны». Предпосылками к осуществлению данных программ послужило то, что вследствие несовершенства законодательства, унитарные предприятия часто служат инструментов ненадлежащего распоряжения имуществом [50]. Возможные ненадлежащие действия унитарных предприятий включают в себя: ? невозможность изъятия у унитарного предприятия собственником имущества. На основании ст. 295 ГК РФ собственник не имеет безусловного права изымать, имущество закрепленное за УП, только при наличии определенных оснований. Указанных в ст. 299 ГК РФ; ? передачу в аренду земли под строительство жилых и нежилых объектов с последующим правом выкупа земельных участков, находящихся под объектами строительства; ? незаконную продажу недвижимого имущества путем создания компаний и внесения имущества в уставной капитал создаваемых компаний с последующей продажей компаний с переданным имуществом [14,с.42]. Финансовые ресурсы любого хозяйствующего субъекта по источникам формирования подразделяются на собственные, мобилизуемые на финансовом рынке и поступающие в порядке перераспределения. Финансовый механизм деятельности МУП теоретически подразумевает использование как внутренних (амортизация, прибыль), так и внешних (целевое бюджетное финансирование, заемные средства, в том числе кредиты банков других кредитных организаций) источников финансирования. Главным отличием унитарных предприятий от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования выпуска акций, поскольку сама организационно-правовая форма унитарного предприятия не допускает возможности распределения имущества по вкладам (долям, паям), а, следовательно, выпуска долевых ценных бумаг. В то же время более разнообразны возможности получения дополнительных средств из централизованных источников - бюджета и целевых внебюджетных фондов. Ресурсы, используемые в деятельности предприятия на бессрочной и бесплатной основе в виде уставного фонда, амортизации или прибыли, не являются в юридическом смысле собственными ресурсами. Однако характер их формирования и использования позволяет классифицировать их, как собственные средства [19, с.207]. Уставный фонд МУП определяет минимальный размер его имущества, гарантирующий интересы его кредиторов. Он может образовываться за счёт денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку. Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счёт которого не может формироваться уставный фонд государственного или муниципального предприятия. Размер уставного фонда государственного или муниципального предприятия определяется в рублях[2, ст.113]. Размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем 500 000 тыс. руб., установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем 100 000 тыс. руб., установленных федеральным законом на дату государственной регистрации предприятия. В казённом предприятии уставный фонд не формируется. Деятельность казённого предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником имущества казённого предприятия. Вторым важным источником формирования имущества является прибыль, полученная от коммерческой деятельности предприятия, которая представляет собой одну из форм чистого дохода. Чистый доход, создаваемый унитарными предприятиями, полностью принадлежит государству, поскольку основой его получения является государственная собственность. Существует три подхода его к использованию: - централизация всего чистого дохода в государственном бюджете; - оставление всего дохода в распоряжении предприятий; - централизация части чистого дохода. Метод распределения и использования чистого дохода определяется действующей системой хозяйствования. В России централизация чистого дохода унитарных предприятий производится двумя методами: налогообложением прибыли и установлением обязательных ежегодных отчислений от прибыли. Важным источником финансирования расходов МУП выступают финансовые резервы, создаваемые в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время коммерческие организации могут формировать три группы резервов: - резервы, создаваемые за счёт включения в себестоимость продукции; - резервы, создаваемые за счёт балансовой прибыли (включаются во внереализационные расходы); - резервы, создаваемые за счёт чистой прибыли. Унитарное предприятие за счёт чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия. Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определённые федеральными законами, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного. предприятия. На финансовом рынке МУП может привлекать заёмные средства следующими способами: - кредитов по договорам с кредитными организациями; - размещения облигаций или выдачи векселей. МУП могут пользоваться государственной поддержкой в виде государственной помощи: бюджетных средств (субсидии, субвенции) и бюджетных кредитов. Особенности формирования и использования финансовых ресурсов МУП в большой степени обусловлены и порядком формирования и использования их имущества [2, ст.114]. Уставом МУП определяются основные источники формирования имущества, к которым относятся: - имущество, переданное по решению собственника имущества: государственным и муниципальным предприятиям как взнос в уставный фондили в хозяйственное ведение; казённым предприятиям в оперативное управление; - имущество, приобретенное предприятием за счёт прибыли, полученной в результате хозяйственной деятельности остающейся в распоряжении предприятия; - имущество, приобретенное предприятием за счёт заемных средств, в том числе кредитов банков и других кредитных организаций; - имущество, или созданное за счёт средств, получаемых предприятием из бюджета на безвозвратной основе на капитальные вложения предприятия; - имущество, приобретенное или созданное за счёт целевого бюджетного финансирования в виде трансфертов, средств, получаемых предприятием в виде бюджетных кредитов; - имущество, приобретаемое за счёт прочих поступлений (арендная плата, амортизационные отчисления, добровольные взносы) [27, с.109]. Рассмотрим мероприятия по вовлечению унитарных предприятий и их имущества в рыночные отношения в два этапа. Первый этап: - преобразование унитарных предприятий в иные организационно - правовые формы (преимущественно в акционерные общества); - аудит деятельности, инвентаризация имущества, реорганизация. Расходы: количество оценить сложно, но они значительные. Результаты: Ликвидация организационно-правовой формы унитарного предприятия – создание полноценного субъекта оборота - собственника имущества [27, с.109]. Второй этап: - отчуждение части акций создаваемых в результате преобразования акционерных обществ на открытом рынке частным инвесторам; - передача на конкурсной основе имущества, принадлежащего акционерным обществам (в уставном капитал екоторых более 50% акций находится в государственной собственности), в аренду, доверительное управление, концессию; - ограничение размещать госзаказ в акционерных обществах, более 75% акций которых принадлежит публичным образованиям; - ограничение для акционерных обществ, более 75% акций которых принадлежит публичным образованиям, приобретать акции (доли в капитале) частных компаний [27, с.110]. Расходы: не значительны и связаны с проведением приватизационных аукционов, сдачей имущества в концессию. Результатом второго этапа является: - Создание новых рынков и развитие конкуренции - Существенное снижение государственных расходов - Дополнительные доходы государства. Базовые действия по вовлечению унитарных предприятий и их имущества в рыночные отношения: 1) исполнение Дорожной карты по ликвидации ФГУП, предусмотренной Государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г.№ 327); 2) определение целевой функции унитарные предприятия для целей их преобразования либо в АО либо в государственные учреждения/казенные унитарные предприятия; 3) расширение участия в госзакупках частных компаний и сдачи имущества ГУП и МУП в концессию, аренду, Д.У. 4. Ограничение количества вновь создаваемых ГУП и МУП. При этом можно выделить следующие риски: - невыполнение задачи; - растягивание во времени; - непрозрачность процесса определения целевой функции Г(М)Упов, расхождения в методиках и результатах оценки между ведомствами, трудность организации процесса на уровне субъектов федерации; - противодействие отраслевых ФОИВ, руководства субъектов РФ и муниципалитетов [23, с.65]. К преимуществам можно отнести, низкий риск ошибок, приводящих к утрате государственного имущества, или неисполнения государственных функций. К интенсивным действиям по вовлечению унитарных предприятий и их имущества в рыночные отношения относятся: 1) признание утратившими силу ФЗ «Об унитарных предприятиях», положений об УП главы 4 части 1 ГК РФ, внесение изменений в иные законодательные акты; 2) определение переходного периода для преобразования унитарных предприятий не более 3 лет; 3) реорганизация (приватизация) ФГУП, ГУП и МУП в переходный период [23, с.66]. После окончания переходного периода: - применение к непреобразованным в срок УП, имущество за которыми закреплено на праве хозяйственного ведения правил об АО, и к УП, имущество за которыми закреплено на праве на оперативном управлении правил об учреждениях; - имущество, переданное в хозяйственное ведение или оперативное управление, переходит в собственность АО (учреждения) за исключением отдельных видов имущества, которое не может находиться в частной собственности, которое подлежит сохранению в собственности государства. К рискам можно отнести, утраты «неоформленного» имущества, снижение возможности «ручного управления» руководителями субъектов РФ и муниципалитетов. К преимуществам относят ликвидацию или преобразование всех ФГУП, ГУП и МУП [19, с. 250]. 1.2 ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансовые отношения существуют объективно, но имеют конкретные формы проявления, соответствующие характеру производственных отношений в обществе. В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений [15, с.88]. Разберем важные функции для муниципального унитарного предприятия. Выделяют две значимые функции для унитарного предприятия: осуществление коммерческой деятельности и выполнения социально-значимых задач муниципального образования, которые не берет на себя частный сектор экономики. Хотелось бы расширить и дополнить функции муниципальных унитарных предприятий. 1) Муниципальные унитарные предприятия исполняют роль посредников между местным бюджетом и остальными субъектами финансовой системы муниципального образования. У бюджета и унитарных предприятий связь посредством денежных средств может быть двусторонней. С одной стороны-прибыль, перечисляемая унитарным предприятием в бюджет, с другой стороны - целевое бюджетное финансирование, а так же имущество, переданное на праве хозяйственного ведения. Муниципальные унитарные предприятия умеют финансовые отношения с банковской системой по поводу осуществления безналичных расчетов, получения кредитов и перечисления процентов. К другим источникам финансирования унитарных предприятий можно отнести: прибыль, полученная в результате хозяйственной деятельности и оставшаяся после перечисления налоговых и неналоговых платежей и сборов, амортизационные отчисления, дивиденды (доходы), поступающие от хозяйственных обществ и товариществ, в уставных капиталах которыхучаствует предприятие, поступление от аренды, а так же добровольные взносы организаций и граждан. Принципиальным отличием от акционерных обществ является отсутствие в ряду внешних источников финансирования акций и облигаций, поэтому сама организационно-правовая форма унитарного предприятия не допускает возможности распределения имущества по вкладам (паям, долям),а, следовательно выпуска ценных бумаг [15, с.88]. Муниципальные унитарные предприятия, так же ка и все остальные субъекты хозяйствования, перечисляют налоги и сборы, часть которых идет в муниципальный бюджет. 2) Поскольку муниципальное унитарное предприятие- это один из рычагов воздействия органов местной власти на экономику города (района), то следующей функцией данного предприятия является достижение улучшений при наличии ситуации, в которых свободное действие рыночных сил не обеспечивает оптимального использования ресурсов [15, с.89]. 3) Предоставление муниципальных общественных благ. Необходимо провести грань между муниципальным производством и муниципальным обеспечением. Многие услуги, предоставляемые муниципальными унитарными предприятиями, могут предоставляться и частными организациями. Но есть такие блага, у которых не просто определить в каком случае эффективность будет выше, в частных руках или муниципальных. Проблема в том, что компоненты затрат и результатов в частном секторе и в общественном секторе не идентичны. В частном секторе во главу угла ставится прибыль и величины ее определяющие: выручка, оплачиваемый труд собственного персонала, закупки сырья и материалов, налоги, расчеты с поставщиками и прочее. В общественном секторе под чистой отдачей понимается не столько прибыль в денежном измерении, сколько разность между общественными выгодами и общественными издержками. Если для частной фирме при оценке производительности внимание концентрируется на продукции, то для муниципального образования производительность - это соответствие расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретными целями. Кроме того, муниципальным унитарным предприятиям часто приходится жертвовать экономичностью ради результативности [15, с.90]. Унитарное предприятие имеет право продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ или товариществ или иным способом им распоряжаться только с согласия федерального (территориального), (муниципального) органа по управлению государственным имуществом. Оно отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, не несет ответственности по обязательствам собственника этого имущества; источниками формирования имущества унитарного предприятия (наряду с общими источниками) являются: имущество, переданное предприятию по решению федеральных (местных) органов исполнительной власти по управлению государственным (муниципальным) имуществом; целевое бюджетное финансирование; дотации из бюджета. Предприятие самостоятельно реализуют производимую ими продукцию и используют чистую прибыль, они могут получать кредиты только при наличии гарантий Правительства РФ, обязаны использовать бюджетные средства по целевому назначению. Унитарное предприятие имеют право образовывать за счет чистой прибыли: социальный фонд для решения вопросов укрепления здоровья работников; жилищный фонд, средства которого используются на приобретение и строительство (долевое участие) жилья для работников предприятия, нуждающихся в улучшении жилищных условий; фонд материального поощрения работников предприятия. Рассмотрим сравнительную характеристику финансовой деятельности унитарных предприятий по законодательству РФ (таблица 1). Права унитарного предприятия по сравнению с акционерными обществами, товариществами с ограниченной ответственностью и другими ограничены в области производства продукции (выбор номенклатуры), установления цен (тарифов) на товары и услуги, в формировании собственных и заемных средств и их использовании, в распределении и использовании прибыли, оплате труда рабочих и служащих и др. Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов. Таблица 1 - Сравнительная характеристика финансовой деятельности унитарных предприятий по законодательству РФ Муниципальные унитарные предприятия на праве хозяйственного видения Муниципальные унитарные предприятия на праве оперативного управления Экономическая сущность Коммерческие Орган управления Руководитель, назначаемый собственником Уставный фонд Формируется Не формируется Источник финансовых ресурсов Имущество собственника и доходы от деятельности Распоряжение имуществом Распоряжается имуществом с разрешения собственника Деятельность осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой собственником Распоряжение прибылью часть прибыли собственнику Вся прибыль собственнику Возможность реорганизации и ликвидации Разрешено Разрешено Возможность банкротства Разрешено Не разрешено Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала. Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размеротражается в балансе предприятия на дату утверждения устава [2]. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 100 000 тыс. руб., установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия - не менее 500 000 тыс. руб. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации. Если собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Финансы, 28 страниц
700 руб.
Дипломная работа, Финансы, 102 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg