Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ИСТОРИЯ

К истории суннитско-шиитских противоречий: анализ трактата Мусы Бигиева “Ал-Ваши’а фи накд ‘акаид аш-ши’а” (Критика шиитских воззрений, 1935)

irina_krut2019 3540 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 118 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объект дипломной работы: Трактат Мусы Бигиева «Аль-Ваши’а фи накд ‘акаид аш-ши’а» «Критика шиитских воззрений». Предмет дипломной работы: Шиитские верования и практики в контексте их изучения в отечественной и зарубежной исследовательской литературе. Цель дипломной работы: Изучение особенностей рассмотрения шиитских верований и практик в трактате Мусы Бигиева «Аль-Ваши’а фи накд ‘акаид аш-ши’а» «Критика шиитских воззрений» с точки зрения изучения суннитско-шиитских противоречий. Задачи: 1. Рассмотреть процесс возникновения шиизма, как религиозно-политического течения в исламе. 2. Обозначить причины раскола между группой Суннитов и группой Шиитов, а также проследить эволюцию отношений между двумя этими группами в исторической перспективе. 3. Обозначить вклад Мусы Бигиева в татарскую богословскую мысль, уделив внимание проблематике Суннитско-шиитских взаимоотношений. 4. Проследить жизненный и творческий путь становления личности Мусы Бигиева, и его место среди татарских богословов. 5. Обозначить цель написания книги «Критика шиитских воззрений» и дать анализ информации, содержащейся в ней. 6. Произвести анализ работы Мусы Бигиева «Критика шиитских воззрений» в контексте критического дискурсивного анализа ( Т.А. ван Дейка). Историографический обзор: Историография делится на две темы: первая – шиитского содержания, вторая – по Мусе Бигиеву. Историография по шиитам включает в себя работы • «Аль-Кафи» , • «Ат-Тахзиб» , • «Ман ля яхдуруху аль-факых» , • «Аль-Истибсар» , • «Бихар аль-анвар» , Историография Мусы Бигиева подразделяется на: 1. Труды по фикху, основам фикха и проблемам фикха. • Согласование – 1909 Казань, • Правила фикха – 1910 Казань, • Фикх в Коране – 1920 Петроград, • История исламского правотворчества – 1935 Каир, • Значимые основы – 1946 Бомбей, • Записки о праве наследования – 1944 Бхопал, • Страхование жизни и имущества – 1944 Бхопал, • Религиозный налог – 1916 Петроград, • Проблема спиртных напитков с позиции исламского шариата – 1927 Стамбул, • Пост-ураза в длинные дни – 1911 Казань, • К вопросу о кремации трупов – 1914 Петроград, • Конституция в Исламе – 1946 Бомбей, • Рост и банки в Исламе – 1946 Бхопал и т.д. 2. Произведения по тафсирам и кораническим наукам • Комментарий Корана – написан в последние годы жизни, предположительно оставлен в Индии. Не был издан, • Перевод Корана на турецкий язык – работа утеряна, • История Корана и его списков – 1905 Петроград, • Толкование сочинений Мухаммада Шамсутдина аль-Джезери - 1908 Оренбург и т.д. 3. Труды по хадисоведению • Толкование работы Ибн Хаджара аль-Аскалани «Булуг аль-Мирам мин адиллатил-Ахкям» 1945 Бхопал, • Китабус-Сунна – 1945 Бхопал, • Аль- Муватта, книга имама Малика, содержит предисловие от Мусы Бигиева – 1909. 4. Произведения по исламской мысли: • Несколько вопросов вниманию народа – 1912 Казань, • Универсальное спасение – 1933 Берлин, • Критика шиитских воззрений – 1935 Каир и т.д. 5. Произведения по политическим и общественным проблемам: • Мусульманским народам о религиозных, нравственных, социальных, политических проблемах и установках – 1923 Германия, • Основы реформирования – 1915 Петроград, • Обращение к Верховному Национальному Собранию Турции – 1931 Каир, • Исламский научный университет – 1946 Бомбей, • Система исламского халифата – 1945 Бхопал, • Программа союза мусульман России – 1906 Петроград, • Основы шариата – 1917 Петроград и т.д. 6. Труды по истории религии: • Пророки и небесные книги семитов в чудесных выражениях аятов Благородного Корана, • Мессия сын Марии согласно чудесным выражениям аятов Благородного Корана, • Евангелие и его истинность, • История древних книг семитов, • Взгляд ислама на древние верования и т.д. 7. Огромнейшее количество статей в журналах: • «Шура» (Оренбург), • «Ислам дуньяся» (Стамбул), • «Аср-е мусульманлык» (Крым), • «Аль-Манар» (Египет) и т.д. Степень разработанности проблемы: Первыми исследователями, ставящими целью изучение жизненного пути и идеологического наследия татарского мыслителя, были иностранные ученые. Самая ранняя работа, посвященная просветителю Мусе Бигиеву, принадлежит А.Б.Таймасу. Она была издана в 1958 году в Турции, работа носит биографический характер и рассказывает о личных качествах Мусы Бигиева, что является наиболее ценной стороной этого произведения. Да Другим исследованием жизни и научного наследия Мусы Бигиева является работа современного турецкого ученого Мехмета Гёрмеза. Автор продемонстрировал, насколько важную роль играл Муса Бигиев в мусульманской философской и теологической мысли в начале 20-го века. Автор приводит оценки западных и восточных ученых, которые называли Мусу Бигиева не иначе, как основоположником реформаторского движения среди мусульман России, способным повлиять на весь мусульманский мир. Эта работа была задумана как популярное научное эссе, однако она дает возможность лишь кратко познакомить читателя с жизнью, научной деятельностью и идеями одного из великих мусульманских мыслителей первой половины XX века, и поэтому не может считаться специализированным научным исследованием, направленным на создание социально-философского анализа наследия Мусы Бигиева. Сама личность Мусы Бигиева и его основные взгляды подробно изучены Хайрутдиновым Айдаром Гарифутдиновичем в двухтомной «Антологии татарской богословской мысли». В этом произведении автор рассматривает такие его труды, как «Свидетельство о божественной милости», «Взгляд на веру людей в божество», «Пост в долгие дни», «Введение в трактат «Аль-Муафакат», «Обращение к мусульманским народам», а также, «Женщина в свете священных аятов Благородного Корана». Между тем, работа «Критика шиитских воззрений» к сожалению, осталась без должного внимания и не была проанализирована учеными. Эта книга является наиболее полным изложением основных воззрений имамитов (Мазхаб ал-Имамийа), которые являются одной из ведущих ветвей шиитского течения, признающие двенадцать имамов из рода Али ибн Абу Талиба. Книга переиздавалась неоднократно, особенно часто в Египте. По полученным сведениям, насчитывает пять изданий книги в Каире: первое из которых датируется 1937 годом, а последнее 1984. Первое издание книги было осуществлено в 1935 году в Багдаде. Кроме того, индийские ученые перевели его на урду. Автор неоднократно подчеркивает в своей книге, что он исследовал взгляды шиитов на предмет их вредного воздействия как на самих имамитов, так и на других мусульман. Кроме того, творчеством и влиянием на современное общество личности Мусы Бигиева занимались такие ученые как А.Н. Тагирджанова (Книга о Муса-эффенди, его времени и современниках) и Э.Н. Ахметова (Муса Бигиев). Существуют также переводы и статьи Гимадеева И.Ф. Стоит также упомянуть автора перевода работы «Критика шиитских воззрений» Шагавиева Дамира Адгамовича. Без стараний и усердий которого, эта работа не состоялась бы. Исследовательская литература делится по тематике на две части: первая часть включает в себя литературу по шиизму, вторая – по Мусе Бигиеву. Проблематикой суннитско-шиитских взаимоотношений занимались многие зарубежные и отечественные ученые. Здесь хотелось бы выделить Генри Корбина, и его труд «История исламской философии» , который подробным образом излагает особенности философского понимания картин мира среди представителей тех или иных групп в исламе. Заслуживает внимания работа Винсента Корнелла «Голос Ислама» в которой автор рассказывает о феномене ислама в разделах, ориентированных на семейные отношения, таких как «Брак в исламе», «Духовное значение брака в исламе», «Обрядовая практика», «Беременность и роды в Исламе» и т.д. Хамид Дабаши, в своей работе «Шиизм: религия протеста», излагает несколько другую точку зрения на шиизм, чем предыдущие авторы. Для западного мира, стремящегося понять ислам и, в частности, шиизм, эта книга крайне необходима в рамках критического анализа. Хамид Дабаши раскрывает «душу шиизма» как религии протеста - успешную только тогда, когда она находится в боевой позиции и утрачивает свою легитимность во власти. Дабаши подробно обсуждает шиитские доктринальные основы, дает панорамный взгляд на его историческое становление и акцентирует внимание на трех основных местах современного «обострение шиизма»: Иран, Ирак и Ливан. В этих странах шиизм, по словам автора, перестает быть сектой, перерастая в нечто большее, и, требует глобального политического внимания в широком контексте ислама. Именно здесь мы видим шиизм в своем боевом режиме, напоминающем о его травматическом рождении в ранней исламской истории. «Хезболла» в Ливане заявляет о шиизме, как и боевые повстанцы в Ираке, правящие аятоллы в Иране и массы молодых демонстрантов, восстающих против режима правления в стране. Все заявляют о своей активной привязанности к религии протеста, которая определяла мировоззрение приверженцев шиизма в течение почти четырнадцати сотен лет. Работа Марии Масси Дакаке «Харизматическое сообщество «Шиитская идентичность в раннем исламе»» раскрывает глубокую и постоянно развивающуюся связь между духовными идеалами шиитского движения и практическими процессами формирования общества. Автор Мария Масси Дакаке прослеживает происхождение Корана и ранние религиозные коннотации концепции власти «вилайа» и той роли, которую она сыграла в формировании чувства общинной солидарности среди последователей первого шиитского имама, Али ибн Абу Талиба. Дакаке утверждает, что вилайа относится не только к харизме шиитского руководства и преданности им, но также к солидарности и лояльности среди самих членов шиитского общества. Хейнз Халм в своем труде «Шииты: Краткая история» излагает историю событий становления шиитов как клана, а также дает комплексный анализ подчас трагической истории шиитов, начиная с мученической смерти аль-Хусейна в 680 году и хронологически продвигается к одиннадцатому имаму, причем судьба двенадцатого имама (махди) неясна. Работа делится на пять частей. Первая повествует о жизни и судьбе двенадцати имамов, в том числе о скрытом. Во второй части рассказывается о плачах, бичеваниях, шествиях и страстях, связанных со смертью Хусейна, включая рассказы о самых ранних западных путешественниках и их наблюдениях. Третья часть посвящена тому, что называется «Ислам мулл», которые якобы служат в качестве представителей скрытого имама; он включает в себя их формулировку закона шиитов и то, как они связаны с установленным правительством. Четвертая часть посвящена революционной идеологии аятолл в отношении внешнего мира. В последней части рассматриваются шииты за пределами Ирана, включая Ирак, индийский субконтинент и Ливан. Эта всеобъемлющая история иллюстрируется некоторыми печатными репродукциями ритуалов шиитов. Стоит уделить внимание автору Айре Лапидусут и его работе «История исламских обществ» . Долгое время эта книга считалась классическим трактатом, заслуживающим это звание за сбалансированный и всеобъемлющий отчет по проблематике исламских обществ и общин. Работа включает в себя истоки и эволюцию исламских обществ и вносит в фокус исследования исторические процессы, которые в дальнейшем переросли в множественные разновидности современного ислама. В заключительных главах автором рассматривается растущее влияние исламистских движений внутри национальных государств и их транснациональных или глобальных измерений, включая исламское возрождение, исламистскую политику и терроризм. Во втором издании добавляется обновленное обсуждение роли женщины в исламских обществах с новыми разделами об Афганистане и мусульманах в Европе, Америке и на Филиппинах. Айрэ М. Лапидус является почетным профессором Университета Калифорнии в Беркли. Его многочисленные книги и статьи включают такие темы, как ислам, политика и социальные движения в исламе (University of California Press, 1988) и мусульманские города в позднем средневековье (Кембридж, 1984). Стоит отметить работу Ритчарда Мартина «Энциклопедия по исламу и миру мусульман». Второе издание несколько больше первого, примерно на 40 %, которые добавляют новые разделы, включающие изменения в мусульманском мире с 2004 года. Работа носит энциклопедический характер и включает в свое издание два тома. Мооджан Момен в своей работе «Введение в шиитский ислам: история и доктрина двенадцати» представляет анализ современности об истории шиитов наряду с ортодоксальной историей, которая все еще оказывает большое влияние на само понимание религии. Эта книга является объемным и комплексным введением к шиитскому исламу, в особенности к практике групп двунадесятников, к которым сегодня принадлежит большинство шиитов. Стоит также отметить работы Матти Мооса Среди исследователей по проблематике шиитских взаимоотношений следует акцентировать внимание на таком авторе как Макарем Ширази и его работах «Наше вероубеждение» и «Познание Шиизма». Книга «Наше вероубеждение» написана несколькими учеными, под руководством Макарема Ширази, и представляет собой краткое пояснение вероубеждений шиитов-имамитов. Во второй же книге Аятолла Макарем Ширази обозначает все убеждения шиитов-имамитов, развенчивает мифы касательно шиизма, приводит доказательства и отвечает на критику в их адрес. Примечателен труд «Имам Махди аль-Мунтазар», перевод с английского сборника статей различных авторов об Имаме Махди, среди которых есть также и работа известного ученого Шахида Мухаммада Бакира ас-Садра - Исследование вопроса об Махди. «О руководстве имама Али», книга известного ученого Сейид Абдул-Хусейн Шарафоддина представляет собой переписку автора с известным суннитским ученым Имамом шейхом Салимом аль-Башари, в ходе, которой, они обсуждали многочисленные вопросы, служащие камнем преткновения при ведении суннитско-шиитского диалога. «Краткое знакомство с шиизмом в исламе» (Мухаммад Али Шомали) - это краткое представление ислама в целом, и шиизма в исламе, в частности. Эта книга, несмотря на простоту своего изложения, является итогом более чем двадцатилетней работы по изучению ислама. Среди отечественных ученых следует отметить вклад Прозорова С.М. и его всеобъемлющий труд «Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров.», также Прозорову принадлежит перевод «Ан-Наубахти, ал-Хасан ибн Муса. Шиитские секты» и ряд статей о шиитах. Полезной оказалась работа Шагавиева Д.А. «Исламские течения и группы» Это учебное пособие предназначено для студентов-теологов, исламоведов и востоковедов. В пособии рассмотрены средневековые религиозные течения и группы в исламе, такие как сунниты, шииты, мутазилиты, хариджиты и мурджииты, и современные, такие как Джамаат Таблиг, Нурджулар, аль-Ихван аль-муслимун, Хизб-ут-Тахрир, Джамаат Такфир и ваххабиты. Стоит отметить работу Абдуррауфа Забирова «Энциклопедия норм и правил Ислама. Вера-поклонение» - Повседневная жизнь, в которой он структурировал комплексный материал по религии ислама и обобщил накопленный опыт. При написании дипломной работы были полезны также словари Али-заде, Исламский энциклопедический словарь, Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. — 3-е издание, а также Ислам: Энциклопедический словарь1991. И Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907, а именно раздел Крымского - Шиитство. Методология: Книга, заслуженного европейского дискурсолога Т.А. ван Дейка «Дискурс и власть» вышла в Европе в 2008 году, а её русский перевод опубликован в 2013-м году. Глобальные и локальные информационно-коммуникативные пространства современности характеризуются среди прочего усложнением властных взаимоотношений в социальном поле. При этом осуществление политики гегемонии, подавления, игнорирования и исключения реализуется не столько путем оказания прямого давления на несогласных и неугодных, сколько путем воздействия на концептуальные структуры современных систем знаний в обществе. Властвовать означает сегодня обладать не столько аппаратом принуждения, сколько возможностью определять (описывать, объяснять, прогнозировать, конструировать) текущую ситуацию в обществе, формулируя критерии объективности, непредвзятости, авторитетности, правдивости и истинности. Критиковать власть элит – значит сделать предметом анализа собственное знание. Поэтому не менее важным является владение специальной научной методологией, позволяющей если не выйти за пределы детерминированного элитарными группами языка и дискурса, то, по крайней мере, целостно оценить их идеологический, властный потенциал. Именно такую методологию предлагает нам в своей работе профессор Т.А. Ван Дейк. Его предыдущая работа, переведенная на русский язык и изданная еще в СССР - «Язык. Познание. Коммуникация», получила заслуженное внимание исследователей социально-гуманитарной междисциплинарной сферы. Нынешняя работа «Дискурс и власть» является идейным продолжением стратегии исследования социальных проблем на основе критической дискурсной теории. Проблематика властных взаимоотношений в современном обществе раскрывается автором одновременно с нескольких принципиальных аналитических позиций. Во-первых, речь идет о критическом анализе расизма, этнических и расовых стереотипов, предубеждений, предвзятости и иных форм подавления, систематически воспроизводимых на уровне социальных дискурсов: от повседневных разговоров до парламентских дебатов и газетных публикаций. В условиях внутридискурсной борьбы за право «адекватной оценки» текущей этнической, расовой и политической ситуации в обществе. Субъект испытывает колоссальное напряжение одновременно на когнитивном (формирование и поддержание идеологически «заряженного» знания) и на социальном уровне (систематическое воспроизводство элементов групповой идентичности, в том числе на основе оппозиции «Мы и Они»). Во-вторых, современные трансформации информационного пространства закладывают основания для изменения политических взаимоотношений в обществе. Так, исходя из положения Маршалла Маклюэна о том, что «средство передачи сообщения само является сообщением», информационную ситуацию 50-60-х годов прошлого века можно было понимать как ситуацию гомогенной аудитории, нацеленной на восприятие идеологических дискурсов с использованием канала телевидения, в то время как становление сети Интернет как нового глобального СМИ оптимистически связывалось с переходом «от Интернета к Гутенбергу», то есть от массовой аудитории «глобальной деревни», к критическому сообществу «новых читателей» «Предвзятое» описание действительности приведет к созданию сначала «необходимой» картины мира, а в конечном итоге – к «правильным» действиям индивидов как объектов дискурсивного воздействия. Иными словами, если власть заинтересована в изменении положения вещей, она вполне может достигнуть этого за счёт создания особых описательных и оценочных «матриц» действительности. Идеи необходимости формирования научно-методологического аппарата, способного предоставить качественный аналитический инструментарий для «вскрытия» внутри дискурсных властных и идеологических импликаций начали активно воплощаться еще в семидесятых годах ХХ века. Отрасль, получившая название «критическая лингвистика», пережила бурный период становления, и уже с восьмидесятых годов мы можем говорить об образовании нового междисциплинарного научного направления под названием «критический дискурс-анализ» (КДА). Являясь одним из основателей этого научного направления, Т.А. ван Дейк предпочитает избегать иерархических номинаций, ведущих, по его мнению, к институционализации течения и ослаблению его критического потенциала. В то же время, критический дискурс-анализ сегодня – это сложившееся научное течение, обладающее всеми признаками академической дисциплины. Между тем, позиция дискурс-аналитика является предметом острейших дискуссий с участием сторонников и противников направления. Дело в том, что в центре КДА находятся острые социальные проблемы – расизм, этнические предубеждения, подавление, гегемония и другие, которые требуют не просто объективного научного анализа, но также и защиты учёными интересов тех, против кого направлены современные дискурсы подавления. Подобный подход, несомненно, выводит КДА за пределы конвенциальных научных методологий и помещает его в русло политизированных критических течений. По этому поводу сам Тён ван Дейк заявляет: «да, мы пристрастны и гордимся этим». Практическое значение: Результаты этого исследования представляют собой информативный блок, который необходим для дальнейшего изучения татарской социальной и философской мысли в ее религиозном и реформаторском ключе. Материалы этого исследования могут быть использованы на курсах по истории арабо-мусульманской философии и в лекциях по истории татарской общественной мысли. Структура дипломной работы: Дипломная работа состоит из 6 разделов, введения и заключения, списка использованной литературы и двух приложений.?
Введение

Изучение татарской теологической мысли в Республике Татарстан на протяжении веков являлось одной из наиболее обсуждаемых и популярных тем дискуссий и научных работ. Невозможно оставить без внимания вклад Абу-н-Насра Курсави, Мусы Яруллы Бигиева, Габдрахима Утыз-Имяни ал-Булгари, Шигабутдина Марджани и многих других. Изучение их наследия занимает значимое место в системе философской и теологической мысли, как татарского народа, так и мира в целом. Изучение татарской богословской мысли имеет особую важность в контексте культуры России, так как мусульманские народы живут в условиях доминирования иной (не исламской) конфессиональной среды. Среди татарских религиозных деятелей следует отметить Мусу Бигиева (1873-1949), чьи взгляды созвучны лучшим традициям мировой социальной и философской мысли. Муса Бигиев - одна из самых ярких фигур первой половины XX века. Он проявил себя во многих сферах общественной жизни. Его статьи и речи всегда вызывали волну живой полемики и становились настоящим событием в мусульманской прессе. Некоторые мусульмане воспринимали его идеи как руководство к действию и находили ответы на вопросы, которые беспокоили их. Другая часть общества активно осуждала Бигиева, подвергая его воззрения резкой критике. Ясно одно: Муса Бигиев никого не мог оставить равнодушным, он прославился во всем мусульманском мире как смелый религиозный реформатор и философ-гуманист. Муса Бигиев был признан своими современниками выдающимся мыслителем и теологом, которого нередко называли «мусульманским Лютером». Творчески развивая идеи выдающихся мыслителей исламского мира: Ибн Араби, аль-Маарри, Бистами, Руми, Хафиза, Саади и т.д., а также их последователей, религиозных реформаторов - Д.Афгани, М. Абдо, А. Курсави и С. Марджани, он наиболее полно и последовательно выразил дух религиозного реформизма. Впервые, в истории ислама, он перевел Коран на национальный, татарский язык. Муса Бигиев продвигал идеал свободно мыслящего человека, социально активного, адекватно оценивающего свое положение в мире и понимающего смысл жизни, который строит свое поведение и работает на принципиально новых принципах, которые, согласно его мнению, удивительно созвучны духу ислама, каким его передал пророк Мухаммад. Муса Бигиев обосновывал свои идеи принципами исламской религии, рассматриваемыми им как инструмент гармоничного развития личной, семейной, социальной жизни человека. Творческое наследие Мусы Бигиева - ценный теоретический и практический материал, способный выявить пути решения как внутренних, так и глобальных проблем современной эпохи. Хронологические рамки: Хронологические рамки исследования охватывают период с 1904 года (второй этап работы Мусы Бигиева в те годы он получил известность как ярый публицист и блестящий ученый, примерно в это же время его работы стали активно распространяться) до 1935 года (первое издание книги «Критика шиитских воззрений").
Содержание

Введение 3 Раздел 1 Возникновение шиизма. 19 Раздел 2 Сунниты и шииты. Причины раскола и основные противоречия. 29 Раздел 3 Татарские богословы 20 века о трактовки религии в новое время. 42 Раздел 4 Муса Бигиев. Жизненный путь деятеля татарской богословской мысли. 52 Раздел 5 «Критика шиитских воззрений» 64 Раздел 6 Анализ контекста работ Мусы Бигиева по идеологической теории Т.А. ван Дейка. 77 Заключение 87 Список использованных источников и литературы:……………………..90 Приложение 1 ……………..……………………………………………………96 Приложение 2 …………………………………………………………………117
Список литературы

Источники: 1. Коран. Перевод и комментарии И. Ю. Крачковского. Редактор В. И. Беляев. [Предисловие В. И. Беляева и П. А. Грязневича]. М., 1963 550 с. 2. Аль-Вашиа фи накд акаид аш-шиа. Челнок для раскрутки пряжи воззрений шиа. Критика шиитских воззрений. Вступление, редактирование, группы крупных учёных богословов (Издано в Каире при университете аль-Азхар) Перевод с арабского Шагавиев С.А. Иман. Казань 2003 160 стр. 3. Шарафаддин аль-Мусави «Ответы на вопросы Джаруллаха». Ливан. 1937. 152 стр 4. Мухсин аль-Амин «Разрушение аль-Вашиа» или «Шииты между действительностью и заблуждениями». Ливан. 1937. 184 стр. 5. Сборник хадисов «Аль-Кафи», http://al-kafi.ru 6. Сборник хадисов «Ат-Тахзиб», http:// Tahzib-al-ahkam.ru 7. Сборник хадисов «Ман ля яхдуруху аль-факых», 8. Сборник хадисов «Аль-Истибсар», https://www.shiizm.ru/26 9. Сборник хадисов «Бихар аль-анвар», https://shiizm.ru/573 Литература на английском: 1. Corbin, Henry (1993) [1964]. History of Islamic Philosophy, Translated by Liadain Sherrard, Philip Sherrard. London; Kegan Paul International in association with Islamic Publications for The Institute of Ismaili Studies. ISBN 0-7103-0416-1. 2. Corbin, Henry (1993). History of Islamic Philosophy, translated by Liadain Sherrard and Philip Sherrard. Kegan Paul International in association with Islamic Publications for The Institute of Ismaili Studies. ISBN 0-7103-0416-1. 3. Cornell, Vincent J. (2007). Voices of Islam. Westport, Conn.: Praeger Publishers. ISBN 978-0-275-98732-9. 4. Dabashi, Hamid (2011). Shi'ism: A Religion of Protest. Harvard University Press. ISBN 978-0-674-06428-7. 5. Dakake, Maria Massi (2008). The Charismatic Community: Shi'ite Identity in Early Islam. Suny Press. ISBN 0-7914-7033-4. 6. Encyclop?dia Britannica Online. Encyclop?dia Britannica, Inc. 7. Encyclop?dia Iranica. Center for Iranian Studies, Columbia University. ISBN 1-56859-050-4. 8. Halm, Heinz (2004). Shi'ism. Edinburgh University Press. ISBN 0-7486-1888-0. 9. Halm, Heinz (2007). The Shi'ites: A Short History. Markus Wiener Pub. ISBN 1-55876-437-2. 10. Holt, P. M.; Lewis, Bernard (1977a). Cambridge History of Islam, Vol. 1. Cambridge University Press. ISBN 0-521-29136-4. 11. Lalani, Arzina R. (2000). Early Shi'i Thought: The Teachings of Imam Muhammad Al-Baqir. I.B.Tauris. ISBN 1-86064-434-1. 12. Lapidus, Ira (2002). A History of Islamic Societies (2nd ed.). Cambridge University Press. ISBN 978-0-521-77933-3. 13. Marcinkowski, Christoph (2010). Shi'ite Identities: Community and Culture in Changing Social Contexts, Lit Verlag 2010. ISBN 978-643-3- 80049-7. 14. Martin, Richard C. Encyclopaedia of Islam and the Muslim world; vol.1. MacMillan. ISBN 0-02-865604-0. 15. Momen, Moojan (1985). An Introduction to Shi'i Islam: The History and Doctrines of Twelve. Yale University Press. ISBN 0-300-03531-4. 16. Moosa, Matti (1988). Extremist Shiites: The Ghulat Sects. Syracuse University Press. ISBN 0-8156-2411-5. 17. Nasr, Seyyed Hossein; Hamid Dabashi (1989). Expectation of the Millennium: Shi?ism in History. SUNY Press. ISBN 0-88706-843-X. 18. Peter J. Chelkowski (ed.), Eternal Performance: Taziyah and Other Shiite Rituals (Salt lake City (UT), Seagull Books, 2010) (Seagull Books - Enactments). 19. Rogerson, Barnaby (2007). The Heirs of Muhammad: Islam's First Century and the Origins of the Sunni Shia split. Overlook Press. ISBN 1-58567-896-1. 20. Sachedina, Abdulaziz Abdulhussein (1988). The Just Ruler (al-sultan Al-?adil) in Shi?ite Islam: The Comprehensive Authority of the Jurist in Imamite Jurisprudence. Oxford University Press US. ISBN 0-19-511915-0. 21. Shirazi, Sultanu'l-Wa'izin. Peshawar Nights, A Transcript of a Dialogue between Shia and Sunni scholars. Ansariyan Publications. ISBN 978-964-438-320-5. 22. Sobhani, Ja'afar; Shah-Kazemi, Reza (2001). Doctrines of Shi?i Islam: a Compendium of Imami Beliefs and Practices ([Online-Ausg.] ed.). London: I.B. Tauris [u.a.] ISBN 978-1-86064-780-2. 23. Tabatabaei, Sayyid Mohammad Hosayn (1979). Shi'ite Islam. Translated by Seyyed Hossein Nasr. Suny press. ISBN 0-87395-272-3. 24. ?abataba'i, Allamah Sayyid Mu?ammad Husayn (1977). Shi?ite Islam. Albany: State University of New York Press. ISBN 978-0-87395-390-0. 25. Wollaston, Arthur N. (2005). The Sunnis and Shias. Kessinger Publishing. ISBN 1-4254-7916-2. Литература на русском: 1. «II Бигиевские чтения Мусульманская мысль в XXI веке: Единство традиции и обновления (Материалы II Международной научно-образовательной конференции ...» 2. Абдуррауф Забиров Энциклопедия норм и правил Ислама. Вера-поклонение - Повседневная жизнь. Издательский дом "Сура"Пенза. 2013 г., 832 стр. 3. Али Риза Демирджан. Половое сношение с животными // Сексуальная жизнь согласно канонам ислама. — Т. 2. — 458 стр. 4. Али-заде, А. А. Ахль ас-Сунна ва'ль-Джамаа : [арх. 31 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. :Ансар, 2007. 965 стр. 5. Ахметова Е. (2008). Муса Жаруллах Бигиев (1875-1949): политическая мысль татарского Мусульманского ученого, «Интеллектуальный дискурс», т. 16, вып. 1, 490 стр. 6. Ахметова, Идеи мусульманского единства в эпоху национализма: сравнительное исследование концепции «Умма» в сочинениях Мусы Яруллы и Саида Нурси (Германия: Академическое издание Ламберта, 2009), 249 стр. 7. Беккин Р.И. Исламская экономическая модель и современность. М., 2009. 357 стр 8. Бигиев М. Закят. Казань, 1916. 131 стр 9. Большая советская энциклопедия / Под редакцией А. М. Прохорова. — 3-е издание. — М.: Советская энциклопедия, 1969—1978. 895 стр. 10. Браницкий А. Г., Корнилов А. А. Религии региона. — Н. Новгород: ННГУ имени Н. И. Лобачевского, 2013. — 305 с. 11. Давид. Р., Перевод с французского доктора юридических наук профессора В.А.Туманова Основные правовые системы современности. / — М: Прогресс, 1988. — 400с. 12. Ислам: Энциклопедический словарь. М., Наука, 1991. — 343с. 13. Климович Л. И. Книга о Коране. / — М. Издательство политической литературы, 1986. — 420 c. 14. Крымский А. Е. Шиитство // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. 15. Литвинов П.П. Государство и ислам в Русском Туркестане (1865–1917) (по архивным материалам). Елец, 1998. 244 стр. 16. Любовь и секс в Исламе: Сборник статей и фетв. Изд. 4-е.- М Издательский дом "Ансар" 2012 304 стр. Серия : Ислам и современность 17. Мехмет Гёрмез Муса Джаруллах Бигиев Издательство «Иман» Казань. 2004/1425 98 стр. 18. Милославский Г. В., Петросян Ю. А., Пиотровский М. Б., Прозоров С. М. Ислам. Энциклопедический словарь / Под ред. Л. В. Негря. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. — 315 с. — ISBN 5-02-016941-2. 19. Муса Джаруллах Бигиев Избранные труды. Т. 1. Казань, 2005. 478 стр. 20. Муса Джаруллах Бигиев «Избранные труды» в двух томах (на русском языке). Антология татарской богословской мысли. Казань 2005, 2006 гг. 335 стр. 21. Мухаммад Салих аль-Мунаджжид Этикет полового акта (ар.). — Saaid.net. 22. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания согласно пречистой Сунне. — 3-е изд. — аль-Мактаб аль-Ислами, 2008. — 80 с. 23. Петрушевский И. П. Ислам в Иране в VII—XV веках (курс лекций). — Изд-во Ленинградского университета, 1966. Ленинград. 24. Религии мира, Энциклопедия, / т.6 М: 1996. — 790 с. 25. Сюкияйнен Л.Р. Лихачев В.А. Мусульманское деликтное право и уголовное законодательство стран зарубежного Востока.// Мусульманское право (структура и основные институты). М:Наука, 1984. — 428 с. 26. Тагирджанова А. Н. Книга о Мусе-эфенди, его времени и современниках. — Казань: б.и., 2010. — 576 с. — ISBN 978-5-91236-002-2. 27. Тагирджанова А. Н. Мечети Петербурга: проекты, воплощение, история мусульманской общины. — Санкт-Петербург : Полторак, 2014. — 163 с. — ISBN 978-5-904819-73-6. 28. Татарская энциклопедия. Казань, 2002 г. 689 стр. 29. Хайрутдинов А.Г. Последний татарский богослов (жизнь и деятельность Мусы Джаруллаха Бигиева). Казань, 1999. 428 стр. 30. Шагавиев Д.А. Исламские течения и группы: учебное пособие. Казань: Хузур, 2016. – 288 с. 31. Шамиль Аляутдинов Издательство: Диля, 2011 г.Серия: Мир Ислама "Он и Она " 896 стр 32. Электронная энциклопедия Кирилл и Мефодий. М. 2001 г. 33. Эльмира Ахметова "Муса Бигиев (1875-1949): Политическая мысль о татарском, мусульмане-ученом, «Интеллектуальный дискурс», т. 16, вып. 1 (2008), 574 стр. 34. Ярулла, Аль-Лузумийят («Казань: издательство Шараф», 1907 г.), 2. 454 стр. 35. Ярулла, Халик Назарина Бернича Масала (Казань: Электротипография
Отрывок из работы

Возникновение шиизма. В первые годы исламской истории не было «ортодоксальных» суннитов или «еретиков» шиитов, было, скорее, противостояние двух точек зрения, которые не соглашались и несколько противоречили друг другу в ряде различных вопросов, пока не оформились в два полноценных течения ислама, уже после смерти пророка ислама - Мухаммада. Несомненно, это спорное утверждение, так как при жизни пророка Мухаммада вообще не стоял вопрос о передачи власти – и соответственно избрании Абу Бакра или Али. При жизни пророка Мухаммада все решения принадлежали пророку, после же его смерти – решение всех вопросов было возложено на умму, и она была несколько не готова к этому. Шиизм, как явление, принято считать возникшим после смерти пророка Мухаммада, и связан он был с актом выбора нового халифа для мусульманской уммы со ссылкой на «партизан» (ши‘а) Али. «Партизан», как некую группу, которая «откололась» от основного числа населения, в знак поддержки того факта, что халифом должен стать сподвижник пророка Мухаммада из числа его ближайших кровных родственников по линии Курайш. Согласно суннитским источникам, Али «был ценным советником халифов, которые предшествовали ему». Джафри, с другой стороны, цитирует Лауру Векцию Ваглири , говоря: «Али был включен в совет при халифе. Сам факт этого членства в совете при халифе подразумевал, что Али являлся советником действующего халифа по юридическим вопросам, опираясь на Коран и Сунну. Однако, есть основания полагать, что его советы были чрезвычайно сомнительно приняты Умаром, который был правящей властью даже во время халифата Абу Бакра» . В связи с этим, решения Али редко встречаются в преобладающих суннитских школах, в то время как решения Умара имеют «большой вес» среди них. Согласно некоторым источникам, шииты, - как полагает Лаура Векция Ваглири – сформировались как политическая партия и под влиянием суннитов и послужили основой для дальнейшего формирования и обоснования в исламском мире ряда течений. Другие ученые, такие как Хамид Дабаши и Моджин Момен , считают, что «западное» понимание, которое рассматривает шиизм как политическое движение, фактически неверно. Однако, однозначное понимание шиизма как религиозной либо же, как политизированной группы – спорно. По словам Джафри происхождение шиитов не является результатом политической партийности в отношении руководства Уммы. В своей книге о происхождении шиитского ислама он указывает, что те, кто подчеркивает только политическую природу шиизма, «возможно, слишком стремятся спроецировать современное западное представление об отделении церкви и государства еще в седьмом веке», поскольку такой подход «подразумевается в спонтанном появлении шиизма, а не в его постепенном появлении и развитии». Джафри говорит, что ислам в основном, религиозен, потому что пророк Мухаммад был назначен и послан Богом, чтобы донести Его послание в рамках тех политических обстоятельств, которые существовали в племени курайшитов в седьмом веке, и в которых ислам вырос и стал распространяться на новые территории. Точно так же, шиизм по своей природе всегда был религиозным и политическим. В одном случае, например, когда Шура , собравшаяся после смерти Умара, чтобы передать власть в руки Али, выдвинула ряд требований: действовать согласно Корану, Сунне пророка Мухаммада и прецедентам, установленным первыми халифами, Али отказался принять последнее требование. В другом случае, когда сподвижники Али попросили его сыграть политическую роль и подтвердить Муавию I как губернатора Сирии и поприветствовать его - Али категорически отказался делать это. «Я не буду иметь никакого отношения к таким замаскированным схемам, ни твоим, ни Муавии. Я не компрометирую свою веру, обманывая, и не даю презренным того, что они желают. Я никогда не подтвержу Муавию как губернатора Сирии, даже на два дня.» Отличительным институтом шиизма является имамат , и вопрос об имамате неотделим от вопроса о вилайате или эзотерической функции интерпретации внутренних тайн Священного Корана и шариата. И шииты, и сунниты согласны в отношении двух функций пророческой миссии: открыть Божий закон для людей и направлять людей к Богу. Однако, хотя сунниты полагают, что обе эти функции пророческой миссии пришли к логическому завершению со смертью пророка Мухаммада, шииты считают, что в то время как закон закончился, функция руководства и «объяснения божественного закона продолжалась по линии имамов». В шиитском богословии, таким образом, следует понимать следующее: Бог не ведет людей по праведному пути исключительным образом через авторитетные тексты (то есть Коран и Хадисы), но также ведет через некоторых специально ниспосланных или поставленных лиц, известных как имамы. Этот закон, (книги божественного откровения, которые ниспосылались человечеству, по словам шиитов) – не ограничивается исламом, но у каждого великого посланника Бога были два завета, один из которых касался следующего пророка, который, в дальнейшем придет, и один относительно непосредственного преемника, имама. Например, Сим был имамом для Ноя, Измаил был имамом для Авраама, Аарон или Иисус Навин для Моисея, Симон, Иоанн и все апостолы-ученики для Иисуса, а Али и его потомки для пророка Мухаммада. Между посланниками (Расул), пророками (Наби) и имамами, таким образом, описывается следующее: Расул видит и слышит ангела в состоянии бодрствования и сна. Наби слышит ангела и видит его, когда он спит, но не видит его, когда он проснулся, хотя слышит речь. Имам - это тот, кто слышит ангела в состоянии пробуждения, пока не видит его в состоянии просыпания или сна. Во многих аятах (таких как 3:81, например) выказывается различие между понятием "Наби" (Пророк) и "Расул" (Посланник). Нам становится понятным, что "Наби" - это посланный Богом, кто приносит новое Священное Писание, в то время как "Расул" только подтверждает существующие Священные Писания. То есть согласно Корану, каждый "Наби" - это "Расул", но не наоборот: не каждому посланнику давали новое Священное Писание. Разумеется, и об этом вряд ли стоит говорить, что Бог не дал Священное Писание (Коран) пророку лишь для того, чтобы он держал Его исключительно для себя (2:42, 146, 159), что например, говорит об универсальности Писания для всего мира. В Коране ясно сказано, что Мухаммад был последним Пророком ("Наби"), но не последним Посланником ("Расул"): «Пророк Myxaммaд нe был вашим oтцoм, a тoлькo - пocлaнникoм Aллaxa и последним пpopoкoм (Наби). Aллax знaeт вcякyю вeщь!»[33:40] Миссия Посланника Бога состоит в том, чтобы подтвердить существующие Священные Писания, очистить и объединить их в одно Божественное Послание. Коран говорит, что такие посланники приходят, чтобы вернуть Божественное Послание к своей исконной чистоте, чтобы повести мудрых верующих (иудеев, христиан, мусульман, буддистов, сикхов, индусов и других) из темноты в свет. Однако, согласно пятому имаму, такое откровение не есть откровение пророчества, а скорее понимается, как вдохновение (ильхам), которое пришло к Марии (матери Иисуса) (речь идет об обещании ей рождения спасителя). Следовательно, вопрос заключался не только в том, кто был преемником пророка Мухаммада, но и в том, каковы были атрибуты истинного преемника. Имамат против халифата Сама жизнь Али и его действия показывают, что он принял предыдущих халифов, понятых в суннитском смысле халифата (правителя и администратора шариата ), но ограничил функцию «Вали» , после Пророка, в проекции на себя. Вот почему его уважают как четвертого халифа в суннитском смысле и как имама в смысле шиитов. Сунниты, с другой стороны, отвергают Имамат на основе Корана, в котором говорится, что пророк Мухаммад, как последний из пророков, не должен иметь наследника ни в одной из его семей; и именно поэтому Бог позволил сыновьям Мухаммада умереть в младенчестве. И поэтому пророк Мухаммад не назначил преемника, так как он хотел оставить правопреемство «разрешенным» мусульманской общиной на основе принципа Корана (Шура ). Wilferd Madelung предполагает почему члены семьи Мухаммада не должны наследовать иные аспекты характера пророка Мухаммада (кроме пророчества), такие как мудрость власти (Хикма) и Имамат. Поскольку суннитская концепция «истинного халифата» сама определяет ее как «следование Пророку во всех отношениях, кроме его пророчества». Маделунг далее спрашивает: «Если бы Бог действительно хотел указать Мухаммаду, что никому из его семьи не суждено быть наследником пророка, почему же, в таком случае, Аллах не позволил внукам и другим прямым родственникам пророка Мухаммада умереть, как и его сыновьям?» Говорят, что однажды халиф Аббасидов Харун аль-Рашид допросил седьмого шиитского имама Мусу ал-Кадима , говоря, почему он разрешил людям называть его «Сыном наместника Аллаха», в то время как он и его предки были детьми дочери пророка Мухаммада. И что «потомство принадлежит мужчине (Али), а не женщине (Фатиме)» . В ответ Аль-Кадим читал стихи Корана 6:84 и 6:85 , а затем спросил: «Кто отец Иисуса, о, глава правоверных?». «У Иисуса не было отца». Саид Харун утверждал, что Бог в этих стихах приписывал Иисуса потомкам пророков через Марию; «Подобным же образом мы были приписаны потомкам Пророка через нашу мать Фатиму» . В одном из своих длинных писем к Муавии I , Хасан ибн Али использовал аргумент своего отца Али, который был выдвинут против Абу Бакра после смерти пророка Мухаммада на пост главы мусульманской уммы. Али сказал: «Если Курайшит может претендовать на руководство над Ансаром на том основании, что Пророк принадлежал к курайшитам, то члены его семьи, которые были ближайшими к нему во всех отношениях, лучше подходят для руководства мусульманского сообщества». Ответ Муавии на этот аргумент также интересен, поскольку Муавия, признавая превосходство семьи пророка Мухаммада, далее утверждал, что он охотно последует просьбе Хасана, если бы не его собственный превосходный опыт управления: «... вы спрашиваете меня чтобы урегулировать мир мирно и капитулировать, но ситуация, касающаяся вас и меня сегодня, подобна ситуации между вами [вашей семьей] и Абу Бакром после смерти Пророка ... У меня есть более длительный период правления [вероятно, имеется в виду его губернаторство], и я более опытен, лучше в политике и старше в возрасте, чем вы ... Если вы вступаете в послушание мне сейчас, вы присоединитесь к халифату после меня ». В своей книге «Происхождение и раннее развитие шиитского ислама» Джафри приходит к выводу, что «большинство мусульман, которые впоследствии стали известны как сунниты, позиционировали себя, как людей, что способны выражать истинный посыл Корана и Сунны пророка после его кончины... Меньшинство мусульман, с другой стороны, не могло найти компромисса с группой Ахл ал-Байт , как единственных представителей Корана и Пророческой Сунны, хотя это меньшинство тоже должно было признать власть государства. Эта группа стала именоваться шиитами ». ? Раздел 2 Сунниты и шииты. Причины раскола и основные противоречия. Суннитская и шиитская школы религиозной догматики абсолютно схожи в некоторых моментах: 1. Вера во Всевышнего Аллаха, в таухид, в Судный день, в воздаяние за все дела (плохие и хорошие) совершенные в земной жизни, в посланническую миссию пророка Мухаммада и его роль в завершении цепочки пророков как «Печати» Пророков. В миссию пророка Мухаммада, который был послан Аллахом всем людям и джиннам для того, чтобы завершить и обновить послания Аллаха, которые ниспосылались до него предыдущим пророкам. Шииты и сунниты придерживаются шести столпов веры: вера в Аллаха, Его ангелов, Его книги, Его пророков, День Воскресения и предопределение в хорошем и дурном. Аллах говорит в Коране: «Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его писания, Его посланников, не делая различия между посланными Его. Они говорят: "Мы услышали и повинуемся! В твоей [власти] простить, Господи наш, к Тебе мы возвращаемся"». Это те столпы веры, в которые уверовали и сунниты, и шииты. 2. Они верят, что Священный Коран – это Книга Аллаха, которая ведет людей по верному пути. Всевышний Аллах говорит: «Воистину, Мы ниспослали Коран, и, воистину, Мы оберегаем его».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Диссертация, История, 154 страницы
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg