Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Теоретико-методологические основания социальной работы с молодежью.

irina_krut2019 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
В связи с актуальностью данной проблемы была определена цель ис-следования: - изучить, определить специфику социальной работы с молодёжью, проанализировать содержание и организация социальной работы с молодёжью в условиях сельского поселения. Задачи исследования: 1. Рассмотреть и раскрыть понятие «молодежь», охарактеризовать со-временную молодежь. 2. Определить и проанализировать основные направления социальной работы с сельской молодежью. 3. Провести социологический опрос для выявления проблем сельской молодежи сумона Элегестинский Республики Тыва. Объект исследования: сельская молодёжь как объект социальной работы. В качестве предмета исследования выступает социальная работа с мо-лодёжью в условиях сельской местности. Гипотеза исследования: если мы изучим и проанализируем социаль-ную работу с молодёжью в сельской местности и выявим основные причины проблем и нужды молодых людей, то организация социальной работы с молодым поколением в селе будет более решаться эффективно и плодотворно. Нормативно–правовая база. Конституция РФ, Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских объединений», принятый Государственной Думой 26 мая 1995 года. Концептуальные положения прописаны в Постановлении Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 года № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации». Методы исследования: в выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы: 1) теоретические: анализ научной литературы по исследуемой про-блеме, анализ статистических данных; 2) эмпирические методы: анкетирование; 3) интерпретационные: анализ и обобщение полученных результатов. Методологическую основу исследования составили работы ве-дущих отечественных и зарубежных ученых в области социальной защиты сельской молодежи, а также нормативные и законодательные акты, регулирующие процессы социальной работы с молодежью в Российской Федерации. В качестве теоретической основы данного исследования выступили научные труды П.Д. Павленка., Н.Ф. Басова., Е.Н. Приступа., Е.И. Холосто-вой и других авторов, в которых рассматриваются такие проблемы как сфера социальной работы с сельской молодежью, молодежная политика и ее особенности. Теоретическая и практическая значимость исследования: Материа-лы и результаты, полученные в ходе исследования социальной работы с сельской молодежью, могут быть использованы в практике социальной работе, социальными работниками и другими специалистами по работе с молодёжью самой разной направленности. Также эти материалы могут быть полезны на курсах повышения квалификации специалистов по организации работы с молодёжью. База и контингент исследования. Исследование организации социальной работы с молодежью в условиях сельского поселения проведено на базе администрации сельского поселения сумона Элегестинский Чеди-Хольского района Республики Тыва. В качестве респондентов выступили 35 человек в возрасте от 17 до 30 лет. Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 50 источников. Объем работы составил 64 страниц.
Введение

В настоящее время молодежь во всем мире является значительной по численности и быстро растущей социальной группой. Она причастна практи-чески ко всему, что происходит в современном мире. Молодежь составляет 30% населения мира, и именно она занимает со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сфере общества Молодежь – это совокупность групповых общностей, образующихся на основе возрастных признаков и связанных с ними видов деятельности. Отношение к молодежи всегда считалось актуальным для каждого государства и общества. Часто возникает вопрос о системе социальной защиты, направленной на обеспечение правовых и экономических гарантий для каждого молодого человека. Необходима целевая поддержка молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодежью, постоянная помощь тем, кто не в состоянии без нее обходиться, живет за чертой бедности. Приоритетными объектами социальной работы считаются малообеспеченные и социально уязвимые слои населения, в том числе и сельская молодежь. Сельская молодежь при этом как составная часть государства играет особую роль в развитии и сельского социума и всего населения. Неудачи в социальной адаптации молодёжи к новым социально-экономическим условиям страны проявляются в молодёжной преступности, безработицы, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции. Причины моральной деградации кроются как в социальном неблагополучии, так и в неумении организовать свой досуг, а также отсутствии возможности найти подходящую работу, в пьянстве, жестокости родителей, низких доходах, потере социальных и нравственных ориентиров и т.д. Поэтому главной задачей государства является помощь, поддержка мо-лодых граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, столкнувшихся с самостоятельно неразрешимыми обстоятельствами. Государство поддерживает и защищает молодёжь, создаёт необходимые условия для реализации творческих инициатив. В свою очередь, молодёжь строит это государство.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..………3 ГЛАВА 1. теоретико-методологические основания социальной работы с молодежью………………………………..………….6 1.1 Понятие и основные социальные характеристики современной молодёжи..6 1.2 Принципы и технологии социальной работы с молодёжью……….………12 1.3 Специфика социальной работы с молодёжью в условиях сельской местности ............................................................................................................................21 1.4. Выводы по первой главе ……………………………….……………………26 ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ …………………..…………………………………28 2.1. Функции и анализ деятельности сельской администрации по оказанию социальной помощи молодёжи……………………………………….….................28 2.2. Результаты эмпирического исследования проблем сельской молодежи....35 2.3. Республиканский социальный проект для поддержания сельских молодых семей……………………………………….…………………………………........49 2.4 Выводы по второй главе………………………………………………….....52 ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………….....…………….......….……………………..56 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………..........……….………..……………….…….0 ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….64
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СОЦИ-АЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ 1.1 Понятие и основные социальные характеристики современной мо-лодёжи Молодежь представляет собой большую социальную группу, которая выделяется на основе следующих критериев: возраст, положение в обществе, специфика социально-психологического склада. Первый критерий выделения молодежи – возраст. Общественные организации ( ООН, ЮНЕСКО) относят к социальной группе молодежи юношей и девушек в возрасте от 17 до 25 лет. Границы молодежного возраста обусловлены в первую очередь особенностями подготовки и вступлением молодых людей во взрослую жизнь. Второй критерий выделения молодежи – положение в обществе. Положение молодежи в обществе связывается учеными с началом включения молодых людей в общественное производство, т.е. в трудовую деятельность. В большей степени период молодости совпадает с периодом получения образования и началом трудовой деятельности. Социальное положение молодых людей характеризуется высоким уровнем социальной мобильности, необходимостью определения социального статуса, неполной экономической активностью. Третий критерий выделения молодежи – специфика социально- психологического склада, которая вытекает из учета особенностей психологического развития молодых людей. Психологические особенности молодежи обусловлены возрастными границами молодого поколения как социальной общности. Ученые считают, что приблизительно в 14 лет человек постепенно начинает осознавать свои социальные связи, свое место в социальной группе или обществе. К 18 годам заканчивается формирование основных психофизических особенностей человека, а к 24 годам завершаются процессы роста в человеческом организме, соответственно, изменения в психике постепенно затухают [38, с.41-44]. Возрастные рамки социально-демографической группы «молодежь»: 1) границы молодого возраста подвижны. 2) они зависят от социально-экономического развития общества, 3) условий жизни людей, от достигнутого уровня благосостояния и культуры. 4) в разных культурах, в различные периоды истории представления о 5) возрастных границах различны. 6) молодость – это не только этап жизненного цикла, сколько опреде-ленный статус человека, связанный с основными видами. Объектом социальной работы с молодежью являются: молодежные проблемы; молодые люди и молодежные объединения разных уровней, нуждающиеся в помощи. К субъектам социальной работы с молодежью относятся: социальные работники и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею; государство, осуществляющее государственную молодежную политику; общественные и государственные организации, занимающиеся социальной работой [15, c. 13-14]. При этом основной задачей социальной работы является выработка молодежи способности решать свои проблемы, адаптироваться к меняю-щимся социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни. Основные социальные функции, которая молодежь в свою очередь выполняет в обществе: Во-первых, это функция социального воспроизводства, содержание которой связано с тем, что именно молодежь не просто наследует достигнутый обществом уровень развития, но обеспечивает преемственность его развития: на новом качественном уровне формирует образ будущего, который и реализует в своих социальных практиках. Во-вторых, это инновационная функция, связанная с особым соци-ально – психологическим качеством молодежи: стремление к новому, к преобразованию социальной реальности в процессе вхождения в мир взрослых и поиском собственного места в нем, которая приводит к развитию всех сфер общественной жизни (экономики, социальной сферы, образования, науки и культуры и т.д.). И, наконец, в-третьих, это трансляционная функция, которая обеспечивает преемственность, передачу из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее наличных и возможных ресурсов молодежи. В рамках реализации этой функции, с одной стороны, обеспечивается саморефлексия ( транслируются те навыки, которые будут востребованы в конкретной ситуации социального развития). С другой стороны, она обеспечивает накопления качественного своеобразия социального потенциала молодежи, объединения их действий, которые в итоге должны привести к изменению социальных возможностей молодежи, которые могут и должны привести к прогрессу [24, c. 67]. Одним из первых среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, определение понятия «молодежь» дал В.Т. Лисовский: «Моло-дежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет [9, с.15]. Молодежь как особую демографическую группу характеризуют сле-дующие основные черты: - высокий уровень социальной мобильности (для молодых людей свойственна в большей степени профессиональная мобильность, повышение в должности или, наоборот, понижение, а то и вовсе лишение работы) - активный поиск своего места в социальном обществе, удовлетвори-тельного образа жизни; - освоение профессий и перспективы карьерного роста; - усвоение и критическая оценка общепринятых социальных норм, ценностей, стандартов поведений (освоение новых социальных ролей); - территориальная подвижность(например, участие в каких-либо мероприятиях, трудовая подвижность, связанная с работой, внутри города или между городом и пригородной зоной и т.д.); - неустойчивость и внутренняя противоречивость психики ( например, желание и невозможность выполнения желания, эмоциональной неустойчивостью, резкими перепадами настроения и т.д.); - радикализм социальных, политических, культурных взглядов (характеризуется проникновением в сознание молодежи радикальных идей и их негативным влиянием на социокультурные взгляды); - стремление выделяться, отличаться от остальных; - объединение в неформальные, неофициальные группы по интересам и увлечениям; - существование специфической молодежной субкультуры (это прежде всего культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, например, скинхеды, фаны и т.д.) [12, с. 134]. Молодость - это, прежде всего, время заниматься самообразованием, самосовершенствованием, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выбранной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойственен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации и саморазвития. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Молодежь, как социально-возрастная группа, имеет ряд своих осо-бенностей: а) молодежи присуще неполное включение в существующие социаль-но- экономические отношения, но при этом именно она в наибольшей степени обеспечивает социальную мобильность и является источником политической и экономической инициативы; б) в силу возрастных особенностей интересы молодежи не во всем совпадают с интересами общества в целом, а недостаток жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии ею ответственных решений. На сегодняшний день в обществе среди молодежи встречается ряд негативных тенденций и явлений: - продолжается деформация духовно-нравственных ценностей, размы-ваются моральные ограничители на пути к достижению личного успеха; - медленно развивается культура ответственного гражданского поведения, навыки общественной деятельности и самоуправления; - обостряются проблемы молодой семьи (возникновение ранних бра-ков, разводов, появление матерей – одиночек, многие молодые семьи разводятся из-за возникновения финансовых, жилищно-бытовых, духовно-нравственных проблем); - ухудшается состояние физического и психического здоровья молодого поколения ( при частом употреблении алкоголя, табакокурения и наркомании большая часть молодежи превратилась в алкоголиков, наркоманов, а также многие молодые люди находятся в местах лишения свободы); - растет криминализация молодежной среды (из-за отсутствия образо-вания, из-за неправильного воспитания в семье часть молодежи совершает преступления, склонна к девиантному и делинквентному поведению); - снижается доступность качественного образования; - растет имущественное расслоение в молодежной среде; - происходит деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников - молодые люди интегрируются преимущественно в сферу обмена и перераспределения; - минимальна включенность молодых людей в систему управления государством. Но несмотря на пессимистические выводы, с другой стороны в моло-дежной среде развивается целый ряд позитивных тенденций: - развивается инновационный потенциал молодежи; - растет самостоятельность, практичность и мобильность, ответств ность за свою судьбу, восприимчивость к новому; - увеличивается число молодых людей, выбирающих личную инициа-тиву как главный способ решения своих проблем; - возрастает престижность качественного образования и профессио-нальной подготовки; - формально-статусное отношение к образованию уступает место практическому использованию полученных знаний как основы личного и профессионального успеха и будущего благосостояния; - растет заинтересованность в укреплении своего здоровья; - современная российская молодежь становится полноправной частью международного молодежного сообщества, активно интегрируется в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы [38, c. 5-6]. Большую роль в развитии содержания социальной работы с молодым поколением играет Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации (ГМП). В ней определены основные понятия, важ-нейшие принципы государственной молодежной политики, обозначены установки, приоритетные направления и механизмы реализации [38, c. 19]. Под государственной молодежной политики подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Важной целью ее является помощь молодежи в адаптации к современным социально-экономическим условиям. Основными задачами ГМП являются: воспитание нравственного и физически развитого, ответственного гражданина, активно участвующего в деятельности институтов правового государства и гражданского общества, способного успешно конкурировать на рынке тру-да, обеспечивать поступательное устойчивое развитие России, отстаивать и защищать ее интересы; защита и прав законных интересов молодых людей; усиление роли негосударственной составляющей в реализации государственной молодежной политики, активизация институтов общества [10, с.204]. Понятию «молодежь» приписывается три значения: во–первых, это один из этапов жизненного цикла человека; во–вторых, это социальный статус определенный возрастом; и в–третьих, это понятие используется в значении молодежной субкультуры как независимого образования внутри господствующей культуры. Таким образом, молодежь – это социальная группа, которая обладает специфическими социально-демографическими характеристиками, ценностными ориентациями, мотивацией деятельности, направленностью социальной мобильности, особенностями включения в различные социально – стратификационные слои, конструированием жизненных планов, что определяется как возрастными особенностями молодых людей, так и тем, что их социально-экономическое положение и духовных мир находятся в состоянии становления. Важным фактором воспроизводства всех элементов социальной структуры является жизнедеятельность молодежи. 1.2 Принципы и технологии социальной работы с молодёжью Социальная работа с молодежью должна быть ориентирована на мо-лодых граждан в период их активной социализации, адаптации к различным формам социальных отношений. Учитывая, тот факт, что социальная работа имеет, прежде всего, меж-дисциплинарный характер, является универсальным видом деятельности, ее методологическими принципами выступают интегрированные принципы гос-ударственной молодежной политик. Принципы социальной работы позволяют обеспечить эффек¬тивность социальной защиты и социальной помощи населения. Принцип — это основополагающая идея, главное требование, руководящее правило какой-либо деятельности, в нашем случае, деятельности социальной работы [26, с.40]. Специалист, работающий в области социальной работы с молодежью, должен в совершенстве опираться и владеть основными принципами государственной молодежной политики.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 89 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg