Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Детская одарённость как психолого-педагогическая проблема.

irina_krut2019 1200 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 48 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Объектом исследования являются педагогические и методические аспекты работы с одаренными детьми. Предмет изучения - педагогические условия работы с одаренными детьми в начальной школе. Целью исследования является изучение особенностей педагогической деятельности с одаренными детьми. Гипотеза данной курсовой работы сформулирована таким образом: педагогическая деятельность по развитию одаренности детей младшего школьного возраста будет эффективной при соблюдении следующих условий: • учитель тщательно изучит сущность и особенности психического развития одарённых детей; • обучение одаренных детей будет вестись на диагностической основе; • в организации работы с одаренными детьми будут применяться особенные формы и методы. Цель и заявленная гипотеза потребуют решения следующих задач: 1. раскрыть сущность понятия «одаренность», «одарённые дети»; 2. изучить особенности психического развития одаренных детей; 3. рассмотреть педагогические условия воспитания и обучения одаренных детей в современной начальной школе; 4. рассмотреть методы диагностики одаренности. Методы исследования: теоретические методы — изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы по выбранной теме.
Введение

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это связано с потребностью общества в неординарной, креативной творческой личности. Неопределенность современного окружающего мира требует как высокую активность человека, так и его умения, способности нестандартного поведения и мышления Одна их главных проблем совершенствования системы образования - раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей. Неверно полагать, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве и поддержке. В силу личностных особенностей такие дети очень чувствительны к оценке их деятельности, мышления и поведения, они сильнее других детей восприимчивы к сенсорным стимулам и намного лучше понимают отношения и связи. Проблемой одарённости занимались такие известные ученые как: Г. М. Коджаспирова, В. М. Загвязинский, М. В. Межиева, В. А. Мижериков, К. М. Хоруженко и другие. Сегодня в соответствие с требованиями ФГОС НОО тема развития детской одарённости становится наиболее актуальной. Поэтому тема исследовательской работы сформулирована таким образом: «Работа с одаренными детьми в современной начальной школе»
Содержание

Введение 3 ГЛАВА 1. детская одарённость как психолого-педагогическая проблема………………………………………5 1.1. Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок».………..5 1.2. Психологические основы детской одарённости……………………10 ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ……18 2.1. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе………...18 2.2. Выявление и диагностика одарённости у детей младшего школьного возраста…………………………………………………………………….27 Заключение………………………………………………………………32 Список литературы………………………………………………………..34 Приложение……………………………………………………………….36
Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ [Текст ]/ Д. Б. Богоявленская- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. - 68 с. 2. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. [Текст]/ А. Л. Венгер- М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 160 с. 3. Лохов, М.И. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения поведения, внимания, письма и речи) [Текст]/ М. И. Лохов — СПб: 2005. — 320 с. 4. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений [Текст]/ В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издателсикй центр «Академия», 2008.-352с. 5. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров-М.: Издательский центр «Академия», 2006. -176 с. 6. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. [Текст]/ Э. Ландау – М., 2005. – 144 с. 7. Марченко, Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного ребенка [Текст] / Е. В. Марченко- 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 121. 8. Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 5-9 лет [Текст]/ М.В. Межиева - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008-128 с. 9. Мижериков, В.А., Психолого-педагогический словарь [Текст]/ В.А. Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009-544 с. 10. Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/ В.А. Мижериков- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 448 с. 11. Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А. И. Савенков – М.: Сентябрь, 2010-208 с. 12. Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей [Текст] / А. К. Сатынская - 2010. - № 6. - Библиогр.: с. 33. 13. Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарь-справочник [Текст]/ К. М. Хоруженко, А. В. Курепина — Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. Ин-та, 2010.-200 с. 14. Диагностика детской одаренности [Электронный ресурс]. Режим доступа- - http://www.s11017.edu35.ru/teacher/test/275-dar 15. Психологические основы детской одаренности [Электронный ресурс]. Режим доступа-http://festival.1september.ru/articles/578791/ 16. Одаренные дети- детская психология [Электронный ресурс]. Режим доступа-http://tvoypsiholog.ru/publ/odarennye_deti/17-1-0-711 17. Грабовский А. И. К вопросу о классификации видов детской одаренности // Педагогика. – 2003. - №8. – с.13-18. 18. Коноплева Н.Легко ли быть вундеркиндом? // Директор школы. -2004. – № 3. – с. 54-59. – (одаренные дети). 19. Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка/Пер. с нем. А. П. Голубева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 144 с. 20. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 320 с. 21. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 464 с. 22. Лейтес Н.С, О признаках детской одаренности// Вопросы психологии. – 2003. - №4.- с. 13 – 18. 23. Миллер Алис, Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я/ А. Миллер. – М.: Академический проект, 2001 – 144 с. 24. Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей: Учеб. Поосбие/ под. Ред. А. М. Матюшкина – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 192 с. 25. Одаренные дети: Пер. с англ./ общая редакция Г. В. Бурменский В. М. Слуцкого – М.: Прогресс, 1991. – 376 с. 26. Одаренные дети. – М.: Прогресс, 1991. – 380 с. 27. Психологические тесты /Под.ред. А.А. Карелина: в 2т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – Т1. – 312 с. :ил. 28. Психологические тесты /Под.ред. А.А. Карелина: в 2т. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2002. – Т2. – 248 с. :ил. 29. Психология одаренности детей и подростков: учеб. пособие для студ. высш. и сред. учеб. заведений/ Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес, Т. М. Марютина и др.; - 2-е изд. переработ. и доп. - Издательский центр «Академия», 2000. – 336 с. 30. Савенков. А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2000.- 232 с. 31. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков// Вопросы психологии . – 2000. №3. – с. 140 – 143. 32. Щебланова Е. И. Трудности в учении одаренности школьников//Вопросы психологии. – 2003. - №3. – с. 132 – 145.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 1.1. Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок» В современной науке, несмотря на большое количество теорий одаренности, не существует общепринятой. Эти теории по-разному понимают источники одаренности, движущие силы ее развития, культурно-исторические и социальные условия ее проявлений и т. д. Особенно спорными являются вопросы о ранних проявлениях одаренности. Важнейшими среди них являются вопросы: что представляет собой детская одаренность, ее характерные признаки и методы выявления (измерения) этих признаков. Раньше термин «одаренность» применялся для обозначения любого уровня потенциальных возможностей детей, а в современной литературе им обычно обозначают высокий уровень возможностей. При этом выделяют два вида одаренности: общую (умственную) и специальную (по видам деятельности). В дальнейшем под этим термином мы будем подразумевать высокий уровень умственной одаренности детей. [1, с. 16] Критерий достижений используется для суждений об одаренности выдающихся людей, повлиявших на жизнь всего человечества, науку, культуру и другие сферы человеческой деятельности. Однако существуют разногласия в том, какие достижения следует считать выдающимися. Наиболее трудно оценить достижения детей: ведь то, что удивляет в четырехлетних детях, кажется вполне естественным и обычным у шестилетних, а успехи детей, уже специально обученных чему-либо, значительно превосходят успехи новичков, даже если вторые гораздо более способны. Границы между возрастными группами или обученными новичками весьма условны и сильно варьируют в зависимости от индивидуальных особенностей детей, видов и условий деятельности, их окружения. Наиболее часто одаренными считают детей, значительно опережающих в развитии большинство своих сверстников и уже демонстрирующих неординарные успехи в учении, в освоении какой-либо деятельности: высокую успеваемость, грамоты и медали, победы на конкурсах, признание экспертов [8, с. 56] На самом деле, такие «победители» гораздо чаще получают блестящее образование, ученые степени и признание в своей области, чем их менее успешные сверстники, об этом говорят многочисленные исследования. Но в то же время известно и множество противоположных случаев, когда большего успеха во взрослой жизни достигли те, чьи достижения в детстве были не слишком выдающимися, а бывшие вундеркинды себя ни в чем не проявляли. Нередко раннее достижение успеха объясняется не столько неординарными способностями ребенка, сколько его (или его близких) повышенным стремлением к внешнему признанию и «наградам», «натасканностью»-интенсивной и узконаправленной тренировкой, умением манипулировать людьми, особенным трудолюбием и старательностью.[2, с. 47 ] Необходимо отметить, что достижения не могут служить абсолютно верным, точным и тем более единственным критерием детской одаренности. Поэтому многие ученные призывают при определении одаренности ориентироваться не столько на успехи, в данный момент демонстрируемые ребенком, сколько на его потенциальные возможности достичь лучших результатов в будущем. Однако этот акцент на прогнозе будущих успехов служит главным источником споров между концепциями одаренности по вопросу о том, какие качества ребенка, в каком возрасте, и при каких условиях могут предсказать их наиболее надежно. Одним из таких предсказателей одаренности, помимо же имеющихся достижений, считают способности детей к познанию, к творческому освоению опыта. Психологические исследования и практика обучения одаренных детей во многих странах мира показали - для развития высокой одаренности необходимо совпадение по как мининум трех факторов: уровня интеллектуального развития выше среднего для данного возраста, больших творческих возможностей (креативности) и таких личностных особенностей, как любознательность, заинтересованность задачей, уверенность в собственном успехе. Таким образом, к личностным признакам одаренности, относят как когнитивные (познавательные, умственные) способности, так и некогнитивные (мотивационные, эмоциональные, волевые) характеристики. При этом появление высоких достижений объясняется достаточно сложным взаимодействием в процессе развития этих личностных качеств и влияния окружающей ребенка среды (семья, сверстники, школа, социальное и культурное окружение). Сложный характер взаимодействия факторов и условий развития одаренности затрудняет прогноз дальнейших достижений детей в учебе и взрослой жизни. [18] Опираясь на данные личных многолетних наблюдений за развитием одаренных детей выдающийся российский психолог Н.С. Лейтес пришел к выводу о том, что понятие «одаренные дети» и «одаренность» необходимо относить к умственным преимуществам данного возрастного этапа, а не воспринимать как определенное указание на будущие успехи. Он утверждал, что прогноз развития детской одаренности не может быть надежным наверняка в силу слитности ее возрастных и личных моментов, но это не отменяет проблему одаренных детей, а доказывает необходимость перенесения акцента с предугадывания будущих рекордсменов на определение детей, требующих на данном этапе своего развития особых условий воспитания и обучения для реализации блестящих умственных возможностей и восприимчивости к учению. Этот вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что потребностт одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании очень велика и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не удовлетворяются. [8, с. 14] Изучив научные представления об одаренности детей, необходимо рассмотреть определение термина «одаренность» и «одаренные дети» различных психологов и выдающихся педагогов России и Зарубежья. В. А. Мижериков дает следующие определения одаренности: 1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности; 2) общие способности или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности; 3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению; 4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей; 5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности. Также В.А. Мижериков предлагает следующее определение понятия «одаренные дети» - это дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (в музыке, рисовании, технике и т. д.). Одаренность принято диагностировать по темпу умственного развития- степени опережения ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ). Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку наиболее важное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей (затем в области музыки, затем в рисовании). В области науки раньше всего выступает одаренность к математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какой-либо деятельности называют вундеркиндами. [9, с. 249] Похожие определения понятий «одаренность» и «одаренный ребенок» в своем педагогическом словаре предлагают Г.М.Коджаспирова и А.Ю. Коджаспирова [5, с. 99] Одаренность рассматривают несколько иначе в своем кратком педагогическом словаре-справочнике педагоги Хоруженко К.М. и Курепина А.В. Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей. [13,с. 64] Аналогичное определение дает в своем психолого-педагогическом словаре В. А. Мижериков: «Одаренность - совокупность задатков, составляющая природную предпосылку высокого развития способностей». [10,с. 291] В своем педагогическом словаре В. И. Загвязинский привел отличное от других определение понятию «одаренность» и «одаренный ребенок» «Одаренность — системное, развивающее в течение жизни человека качество психики, которое определяет возможность достижения человеком по сравнению с другими людьми более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности». «Одаренный ребенок- ребенок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». [4, с. 67] Многозначность термина одаренность указывает на многосторонность проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность как наиболее общая характеристика сферы способностей обязует к комплексному изучению: социально-психолого-педагогического, психофизиологического, дифференциально-психологического. 1. 1.2. Психологические основы детской одарённости В этом подпункте мы рассмотрим психологические основы детской одаренности. Для исследования данной темы, необходимо проанализировать признаки одаренности. [16] Признаки одаренности - это те особеннос¬ти одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оцене¬ны на уровне наблюдения за характером его дей¬ствий. Признаки явной (проявленной) одаренно¬сти зафиксированы в ее определении и связаны свысоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует су-дить в единстве категорий «хочу» и «могу». По¬этому признаки одаренности охватывают два ас¬пекта поведения одаренного ребенка: инструмен¬тальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности. Мо¬тивационный - характеризует отношение ребен¬ка к какой-либо стороне реальности, а также к своей деятельности. Инструментальному аспекту поведения ода¬ренного ребенка присущи следующие признаки: 1. Наличие специфических стратегий дея¬тельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее неповторимую, качественно своеобраз¬ную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая тактика ее реализации: • быстрое освоение новой деятельности и достаточно высокая успешность ее выполнения; • использование и изобретение новых спосо¬бов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, веду¬щее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений. Поведение одаренного ребенка характеризуется этим уровнем успеш¬ности: новаторство как выход за пределы требо¬ваний выполняемой деятельности. 2. Сформированность качественно своеоб¬разного индивидуального стиля деятельности, которое выражается в желании «все делать по-сво¬ему» и связанно с присущей одаренному ребен¬ку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности находит отражение в элементах уникальности ее продукта. 3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, собранность способов действий в соответствую¬щей предметной области, что проявляется в спо¬собности одаренного ребенка, во-первых, практически мгновенно выделять наиболее су¬щественную деталь (факт) среди множества дру¬гих предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, во-вторых, легко переходить от единичной детали (фак¬та) к ее обобщению и развернутому контексту ее истолкования. Можно сказать, что своеобразие способов деятельности одаренного ребенка про¬является в его способности видеть в сложном про¬стое и наоборот. 4. Специфический тип обучаемости. Он может про¬являться либо в высокой скорости и легкости обу¬чения, либо в замедленном темпе обучения, с последующим резким изменением структуры зна¬ний, представлений и умений. Мотивационный аспект поведения одарен¬ного ребенка характеризуется такими признаками: • Повышенная, избирательная чувствитель¬ность к определенным сторонам предметной дей¬ствительности (знакам, звукам, цвету, техничес¬ким устройствам, растениям и т. д.) или к опре¬деленным формам своей активности (фи¬зической, познавательной, художественно-выра¬зительной и т. д.), которая сопровождается, как пра¬вило, переживанием чувства удовлетворения. Ярко выраженный интерес к каким-то определенным занятиям или сферам деятельности, очень высокая увлеченность каким-либо пред¬метом, погруженность в то или иное дело. Нали¬чие такой интенсивной склонности к определен¬ному виду деятельности имеет своим итогом удивительное упорство и трудолюбие. • Повышенная познавательная потребность, проявляющейся в неисчерпаемой любознатель¬ности, а также готовности по собственной ини¬циативе выходить за пределы исходных требова¬ний деятельности. • Предпочтение парадоксальной, противо¬речивой и неопределенной информации, непри¬ятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов. • Высокая критичность к результатам своего труда, тяга ставить сверхтруд¬ные цели, стремление к идеалу. Психологические особенности детей, которые демон¬стрируют одаренность, можно рассматривать¬ лишь как признаки, сопровождающие одарен¬ность, но вовсе не обязательно порождающие ее. Поэто¬му наличие указанных психологических особен¬ностей служит лишь основанием для предположения об одаренности, а не для вывода о ее абсолютном наличии. [3, c. 18] Нежно подчеркнуть, что поведение одарен¬ного ребенка не обязательно будет со¬ответствовать одновременно всем вышеперечис¬ленным признакам. Поведенческие признаки ода¬ренности изменчивы и нередко противоречивы по своим проявлениям, так как в сильной мере зависимы от социального контекста. Однако, даже наличие одного из этих признаков дол¬жно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по вре¬мени анализ каждого индивидуаль¬ного случая. [1, с. 23] Сильные и слабые стороны ребенка с признаками умственной одаренности связаны между собой, могут переходить друг в друга. Например, капризы, упрямство, которые в той или иной мере присущие многим детям, у одаренных детей выступают более ярко, заметно. Та же ситуация и с проявлением нежелания, неумения преодолевать ежедневные учебные трудности. Высокие способности нередко сопровождаются склонностью учиться "хватая на лету". Так, опережение сверстников может порождать высокомерность и тщеславие. Умственная независимость, установка на познавание могут оборачиваться своеволием, противопоставлением себя окружающим. Даже, казалось бы, явное преимущество ребенка, которому все учебные предметы даются в равной мере легко, имеет и свою теневую сторону: к подростковому возрасту такой ученик уже может начать обременяться тем, что не может определить, к чему же он более склонен. Выясняется, что отсутствие таких ограничителей, как относительная неспособность к каким-либо видам деятельности, может определять избыточную разбросанность интересов, усложнять самоопределение. Характер личностных проблем одаренного ребенка определяется особенностями находящейся на стадии формирования самооценки. Бытует мнение, что личностные трудности одаренных детей еще больше осложняются в случаях формирования у них беспричинно заниженной самооценки своих возможностей в различных областях деятельности, в том числе в общении. Согласно исследованиям выдающихся в умственном отношении детей, можно сказать, что многие из них излишне критичны к себе. Обладая неадекватно низкой самооценкой, они часто не только не могут реализовать свои потенциальные способности, но и становятся отстающими учениками. Одаренные дети очень ранимы, восприимчивы ко всему, что затрагивает их "Я". Уже в раннем возрасте они проявляют повышенную чувствительность к попыткам задеть их самолюбие, стремятся ставить перед собой задачи, достижение которых невозможно, и тяжело переживают неудачи. Самооценка личности существенно влияет на проявления и развитие способностей ребенка. При этом самовосприятие имеет два аспекта - знания о себе и отношение к себе. Самооценка – самый важный фактор причинности поведения ребенка, она во многом определяет направленность его деятельности, особенности общения с окружающими людьми. По мнению множества психологов, на поведение личности очень большое влияние оказывает самоуважение, рассматриваемое как восприятие собственной значимости. Предполагается, что большой разрыв между идеальным и реальным "Я" негативно влияет на самоуважение. Таким образом, самооценка включает в себя множество различных факторов, заметных преимущественно в сфере межличностных отношении. Для успешного обычного, традиционного обучения творчество не только не нужно, но может мешать, замедлять усвоение. Школьникам, которые лишены творческого подхода к получаемой информации, учиться гораздо легче. Другое дело - ученики более творческие: они все пропускают через себя, через собственную картину мира. Таким детям труднее учиться, но им легче что-нибудь придумывать, изобретать. Эти школьники не понимают, казалось бы, очевидных истин, от них не знаешь, чего ждать; им приходят в голову неординарные идеи, глупые - по мнению некоторых, необычные - по мнению людей, умеющих ценить и понимать нешаблонное. Конечно, далеко не все они учатся плохо. Попадаются среди таких детей, правда редко, даже отличники. Главное для этих детей не усвоение знаний - а именно собственная работа мысли, мышления. Наблюдения психологов и педагогов позволяют описать наиболее общие черты, присущие одаренным детям. «Одаренность определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными». В области опережающего развития познания отмечается следующее: дети способны заниматься несколькими делами одновременно; владеют повышенной любознательностью; способны прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; обладают отличной памятью, основывающейся на ранней речи и абстрактном мышлении; способны классифицировать и категорировать информацию и опыт; умеют свободно пользоваться накопленными знаниями; увлекаются коллекционированием; обладают широким словарным запасом, с легкостью используют в речи сложные синтаксические конструкции и умеют ставить вопросы; предпочитают игры, которые требуют умственных действий; легко справляются с познавательной неопределенностью; не любят готовые ответы; с удовольствием берут сложные и долгосрочные задания; обладают повышенной сосредоточенностью внимания, настойчивостью в достижении результата в интересующей сфере и высокой степенью погруженности в задание. В сфере психосоциального развития у одаренных и талантливых детей наблюдаются следующие черты: развитое чувство справедливости; широкие личностные системы ценностей; яркое воображение; развитое чувство юмора; постоянно пытаются решать проблемы, которые им пока не по силам; свойственны преувеличенные страхи; восприимчивость к невербальным проявлениям чувств окружающими; часто проявляется экстрасенсорное восприятие; в школьные годы являются эгоцентристами. В плане физического развития замечен высокий энергетический уровень и низкая продолжительность сна. Их моторная координация часто отстает от познавательных способностей. Родители, первыми замечающие одаренность своих детей, описывают следующие поведенческие особенности: ранняя речь; употребление сложных слов; раннее освоение счета или чтения; непомерное любопытство; ценная память; быстрое восприятие и воображение. Известно, что одаренность не ограничивается только высоким коэффициентом интеллекта, хотя этот критерий является основой достижений в одной или нескольких сферах (интеллектуальной, художественной и т.д.). В частности, Кларк и ряд других исследователей утверждают, что термин «одаренность» относится к когнитивным способностям, а «талант» включает в себя другие стороны развития. Также она признала взаимозависимость всех психических функций человека в процессе развития интеллекта и сделала вывод о том, что одаренный человек может достичь полноценной реализации только через связь восприятия, мышления, эмоций и других функций. [6, с. 84] На основании вышеизложенного мы можем сделать вывод. Одаренность - это системное качество психики, развивающе¬еся в течение жизни, определяющее возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) резуль¬татов в одном или нескольких видах деятельнос¬ти по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется заметными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. 1. ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СПОСОБНЫХ И ОДАРЁННЫХ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1. 2.1. Формы работы с одаренными детьми в начальной школе Существуют различные формы и методы воспитания и обучения одарённых детей, но вперед выдвигается развитие интеллектуальных способностей. Вне зависимости от уровня одарённости, а также уровня интеллектуальных возможностей, нужно развивать и их творческие качества. Важным условием является умение выделить среди большого количества учеников талантливых детей. Процесс определения, отыскания одарённых детей основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Здесь важнейшая задача педагога - выявить всех детей с признаками одаренности и обеспечить им подходящие условия для совершенствования свойственных именно им видов деятельности. Обнаружение одаренных детей следует начинать уже в начальной школе в виде наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Опыт работы педагогов обнаруживает, что чем раньше начать работу с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскроется его талант. [12, с. 34] Многообразные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Психологи выделяют cледующие виды одарeнности: • академическую (способность к обучению в общем), • интеллектуальную, творческую (умение оригинально мыслить), • психомоторную (способность к прикладным видам искусства), • художественную [7, с. 44] Проанализируем индивидуальную программу работы с одаренными детьми «Ступеньки успеха» в общеобразовательном учреждении преподавателя младших классов Марининой В. И. Программа «Ступеньки успеха» обращена к созданию условий для выявления и развития творческих способностей детей, для активизации познавательного интереса, для развития ключевых компетентностей, для воплощения в жизнь способностей детей. Данная программа ориентирована на детей младшего школьного возраста (7-10 лет) и содержит следующие направления: • работа по плану индивидуального обучения; • включение учеников в исследовательскую деятельность по интересам; • внеклассные мероприятия, направленные на активизацию учащихся в учебной деятельности; • формирование общественноактивной школы. Обобщив опыт работы по данной теме, предлагаем наилучшие, на наш взгляд, формы работы с одаренными детьми, и детьми, имеющими повышенную мотивацию в учебе. Выделим направления деятельности учителя по отношению к учащимся вышесказанной категории. Работа с одаренными детьми: -диагностика одаренности; -классно-урочная деятельность; -внеурочная деятельность. Главной задачей организации обучения одаренных детей и детей с увеличенной мотивацией является выявление и определение своеобразия их одаренности с целью создания условий для полного раскрытия их талантов и способностей. Диагностика одаренности всегда представляет собой сложную проблему, поэтому целесообразно использовать комплексный подход. При этом может быть задействован широкий круг всевозможных методов: наблюдение за детьми, анкетирование детей, родителей и учителей, экспертное оценивание конкретных продуктов творческой деятельности детей, тестирование.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg