Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Развитие силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной дея-тельности.

irina_krut2019 1325 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 53 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 15.01.2020
Цель: Совершенствование методики развития силовых способностей у обучающихся 11-12 лет, применение и проверка ее эффективности во внеучебной деятельности. Задачи: -Изучить научную литературу, по проблеме исследования и проанали-зировать существующие методики развития силовых способностей обучаю-щихся 11-12 лет во внеучебной деятельности. -Совершенствовать методику развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности. -Реализовать доработанную методику развития силовых способностей во внеучебной деятельности. Противоречие: для современного волейбола характерна высокая ско-рость. Поэтому и тренировочный процесс по подготовке юных воспитанни-ков должен отвечать современным реалиям и обращать особое внимание на развитие силовых способностей у обучающихся. Объект исследования: развитие силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеурочной деятельности. Предмет исследования: методика развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности. Гипотеза: развитие силовых способностей у обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности будет динамичным, если: - теоретически обоснована научно-методическая и учебно-методическая работа по проблеме исследования. -изучены существующие методики и выделены основные аспекты раз-вития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности. -реализована доработанная методика развития силовых способностей у обучающихся 11-12 лет, применена во внеучебной деятельности и экспериментально проверена эффективность ее применения. Научная новизна: состоит в том, что использование во внеучебной деятельности совершенствованной методики, направленной на развитие силовых способностей обучающихся 11-12 лет, позволит улучшить результаты за менее длительный период обучения. Теоретическая значимость: заключается в конкретизации методики развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет с помощью доработанного комплекса упражнений во внеучебной деятельности. Практическая значимость: результаты исследования могут быть ис-пользованы в тренировочном процессе обучающихся 11-12 лет. Этапы: исследование производилось поэтапно: I этап (ноябрь 2016 – февраль 2017) – Осуществлялся теоретический анализ, изучались существующие методики развития силовых способностей II этап (март 2017 – февраль 2018) – совершенствовалась методика развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной дея-тельности III этап (март 2018 – май 2018) –анализировались полученные результаты, формулировались выводы, оформлялся материал дипломной работы.
Введение

Актуальность исследования: В настоящее время существует много работ, посвященных развитию силовых качеств у обучающихся и их совер-шенствованию, но не все они, увы, соответствуют современным требовани-ям. Большинство специалистов игнорируют проблему, полагая, что доста-точно других проблем. В нашем мире организм человека подвергается большим нагрузкам не без исключения повседневного образа жизни. Обеспечение жизнедеятельности человека обусловлена его развитием. Поэтому важно развивать мышцы не только отдельных групп, а все без исключения и, мышечную силу мышц этих групп. Под силой, в общем смысле, понимается способность человека проти-водействовать сопротивлению из вне с помощью мышечных усилий. Одной из задач физического воспитания является достижением наилучшего разви-тия физических качеств, которые свойственны каждому человеку. Физическими качествами являются те, которые человек имеет с рождения т.е. врожденные морфофункциональные качества, с помощью которых, собственно, и реализуется физическая активность индивида. А она, в свою очередь, целиком проявляется в рациональной двигательной деятельности. Выделяют пять основных физических качеств: -мышечная сила -выносливость -гибкость -ловкость -быстрота Существует ряд терминов, которые применимы к наблюдению изменений показателей тех или иных физических качеств, а именно: -развитие -воспитание Под термином «развитие» понимается изменение физического качества в свойственной ему тенденции. Под термином «воспитание» понимается намеренное и активное воз-действие, которое направлено на развитие показателей конкретного физиче-ского качества. Зачастую в литературе используют термин «физические способности». Под этим термином понимаются особенности конкретного человека, которые определяют степень его двигательных возможностей. Сам педагог обязан знать основные средства и методы развития двигательных способностей. Помимо этого, нужно знать, как грамотно организовать само занятие. Если эти условия будут соблюдены, то будет намного проще и точнее выбрать приемлемое согласование средств и методов развития, которые будут применены к достижению запланированных целей и задач в спортивной деятельности.
Содержание

Введение……………………………………………………………………2 Глава 1. Теоретическое обоснование развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет……………………………………………………7 1.1. Силовые способности как физическое качество……………………7 1.2. Средний школьный возраст: психофизиологические особенности Развития…………………………………………………………………...16 1.3. Совершенствование методики развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности…………………28 Глава 2. Организация и проведение эксперимента…………………….35 2.1. Организация эксперимента………………………………………….35 2.2. Средства и методы эксперимента…………………………………..37 Глава 3. Аналитический обзор результатов работы…………………...39 3.1 Реализация методики развития силовых способностей обучающихся 11-12 лет во внеучебной деятельности………………...39 3.2 Результаты исследования и их анализ……………………………...41 Заключение………………………………………………………….…....48 Список литературы……………………………………………………....51 Приложения……………………………………………………………....54
Список литературы

1. Ашмарин, Б. Г. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст] / Б.Г. Ашмарин. – М.: ФиС, 1978. – 163 с. 2. Беляев, А. В. Волейбол: теория и методика тренировки [Текст] / А.В. Беляев, Л. В. Булыкина. – М.: ФиС, 2007. – 145 с. 3. Беляев, А. В. Контроль тренировочной и соревновательной деятельности в волейболе. [Текст] / А. В. Беляев. – М.: РИОРГАФК, 2000. – 105 с. 4. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] / Н. А. Бернштейн. – М., 2012. – 198 с. 5. Бутин, И. М. Развитие физических способностей детей [Текст] / И. М. Бутин. – М.: Владос-пресс, 2002. – 67 с. 6. Волков, В. Н. Определенные условия подготовки спортсменов к соревнованиям [Текст] / В. Н. Волков, В. И. Сивков. Теория и практика физической культуры, №3, 2001. – 136 с. 7. Железняк, Ю. Д. К мастерству в волейболе [Текст] / Ю. Д. Железняк. – М.: ФиС, 1978. – 224 с. 8. Железняк, Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства [Текст] / Ю. Д. Желез-няк, В. А. Кунянский. – М.: Издательство // (ФЛИР - бресс), 2006. – 278 с. 9. Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 264 с. 10. Зациорский, В. М. Физические качества спортсмена [Текст] / В. М. За-циорский. – М.: ФиС, 2003. – 239 с. 11. Запорожанов, В. А. Основы управления в спортивной тренировке [Текст] / В. А. Запорожанов. Современная система спортивной подготовки. – М.: СААМ, 1995. – 168-170 с. 12. Клещев, Ю. Н. Волейбол, подготовка команды к соревнованиям [Текст] / Ю. Н. Клещев. – М.: Пр. 2002. – 87 с. 13. Курамшин, Ю. Ф. Теория и методика физической культуры [Текст]: / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М: Советский спорт, 2007. – 464 с. 14. Лях, В. И. Тесты в физическом воспитании школьников [Текст]: Пособие для учителя / В. И. Лях. – М.: ООО "Издательство АСТ", 2006. – 65-67 с. 15. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры [Текст] / Л. П. Матвеев. – М.: ФиС, 1991. – 543 с. 16. Минкевич, М. А. Врачебный контроль за физическим воспитанием в школе [Текст] / М. А. Минкевич. - М.: Медгиз, 2001- 65 с. 17. Назаренко, Л. Д. Физиология физического воспитания и спорта. Учебно-метод. Пособие [Текст] / Л. Д. Назаренко. - М.: Ульяновск, 2000. – 144 с. 18. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спор-те. Общая теория и ее практическое приложение [Текст] / В. Н. Платонов. - К.: Олимпийская литература, 2004. - 808 с. 19. Рыцарев, В. В. Волейбол. Попытка причинного истолкования приемов в игре и процесса подготовки обучающихся [Текст] / В.В. Рыцарев. – М.: 2005. – 335 с. 20. Рубин, В. С. Разделы теории и методики физической культуры [Текст]: учеб. пособие / В. С. Рубин. – М.: Физическая культура, 2006. – 112 с 21. Солодков, А. С. Физиология спорта [Текст] / А. С. Солодков, Е. Б. Сологуб. – М.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. СПб. ,1999. – 364 с. 22. Ченегин, В. М. Физическое развитие и половое созревание юных спортсменов [Текст] / В. М. Ченегин: Учебное пособие. – М.: Волгоград, 1988. – 56с. 23. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Академия, 2003. – 67- 69с. 24. http://sportlib.info/Books/XXPI/2005N8/p3-14.htm 25. http://bmsi.ru/doc/8b45c0f7-2f2b-4119-ae70-efa972760785 26. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания с спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский цент «Академия», 2000. - 480 с. 27. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с. 28. Виленский М.Я., Зайцев А.И., Ильинич В.И. Физическая культура для студентов: Учебник для вузов. - М.: Гардарики, 2010. 29. Физическое воспитание. Под ред. В.А. Головина, В.А. Маслякова, А.В. Коробкова. М., Высшая школа. 2000. 30. Физиология человека. Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. М. Мир. 2005. 31. Физиологические основы двигательной активности Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов. М., ФиС. 2007.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретическое обоснование развития силовых способностей у обучающихся 11-12 лет. Cиловые способности как физическое качество Все люди с самого рождения наделены физическими качествами, которые были заложены в него с помощью наследственной программы развития. В момент развития и роста человека, физические качества изменяются. Следовательно, меняются и их характеристики. Но физические свойства в такой ситуации не могут постоянно адаптировать физическую готовность в условиях внешней среды. Во время развития физических качеств решается множество задач: че-ловека развивается, как личность, организм становится более устойчив к условиям окружающей среды, организм становится более приспособленным. Абсолютно каждое качество индивида основано на тех функциях лич-ности, которые являются совокупностью физиологических, биохимических, психических и морфологических процессов, которые протекают в самом организме. Исходя из того, как эти процессы взаимодействуют между собой, насколько они активны и как эти процессы дополняют друг друга, можно определить индивидуальные особенности человека. Можно выделить пять физических качеств, которые являются основ-ными и являются центром, который решает двигательные задачи: физическая сила, скорость, вынос¬ливость, координация и гибкость. Под понятием «развитие физических способностей» имеется ввиду пе-дагогического и наследственного процесса, который направлен на изменение функциональных возможностей организма и индивида в целом. Под понятием «физическое качество силы» понимается - совокупность психофизиологических, нейрогуморальных процессов организма человека, позволяющих активно преодолевать внешние сопротивления и противодействовать внешним силам. Если человек добивается этого с помощью мышечных напряжений, то можно сделать вывод, что это и есть мышечная сила. Качество силы характеризуется силой действия, которая является ре-зультатом взаимодействия сил тяги мышц, образующихся вследствие функ-циональной активности мышечных структур. [24] Человеческая деятельность (труд, спорт, общение, эмоции и т.п.) про-яв¬ляется в виде движений. Потребность в движении сложилась в ходе эво-люци¬онного развития человека. Выполняя те или иные двигательные дей-ствия, он проявляет в них свои способности, отличающиеся качественным своеобрази¬ем. Так, характеризуя отдельные способности человека, говорят, он сильный, ловкий, выносливый и т.п. По существу, в этих характеристиках проявляются физические способности, которые в научной и методической литературе часто называют физическими качествами [7,20]. Реализация физических способностей в двигательных действиях выра-жает характер и уровень развития функциональных возможностей конкрет-ных органов и систем организма человека. Следовательно, отдельно взятая физи¬ческая способность не может выразить в полном объеме соответствую-щее фи¬зическое качество. Относительно постоянная совокупность двига-тельных способностей, определяющих решение двигательной задачи, опре-деляет то или иное качество. У каждого человека физические способности развиты индивидуально. В основе неодинакового развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) задатков: -анатомо-морфологические особенности нервной системы; -физиологические особенности; -биологические; -телесные; -генные; -психологические. В процессе жизнедеятельности задатки, совершенствуясь на основе приспособительных изменений организма, перерастают в соответствующие способности. Физические способности - это комплекс морфологических и психофи-зиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность ее выполнения. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека. При этом одна физическая способность может развиваться на основе разных задатков и, наоборот, на основе одних и тех же задатков могут возникать раз¬ные способности [4,7]. Принято различать пять основных физических способностей: силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость. Так как проявление физических способностей зависит как от биологи-ческих, так и психических процессов, используются термины «двигательные» и «психомоторные» способности. Эти термины конкретизируют приоритет¬ную роль биологических или психических процессов в структуре двигательно¬го действия. Развитие способностей происходит под действием двух факторов: на-следственной программы индивидуального развития организма и социально- экологической его адаптации. Последний фактор создает объективные условия для организации направленного изменения функциональных свойств органов и систем организма, следовательно, целевого управления развитием физиче¬ских способностей [7]. Двигательные действия вызывают функциональную активность соответ-ствующих органов и структур. Закрепляясь количественными и качественны¬ми перестройками в организме, функциональная активность в свою очередь находит выражение в том же самом или ином двигательном действии человека [20]. Развитие физических качеств осуществляется через направленное раз-ви¬тие ведущих способностей человека, которые в свою очередь развиваются на основе определенных закономерностей. Среди этих закономерностей выделя¬ют ведущие [4,5,7,11]: гетерохронность, этапность, фазность и перенос в раз¬витии способностей. Гетерохронность (разновременность). Определяет, что в процессе биологического роста организма, присутст¬вуют периоды интенсивных количественных и качественных изменений от¬дельных органов и структур. Оказывая воздействия на опережающие в своем развитии органы и системы, в эти периоды, эффект в развитии соответствую¬щих физических способностей превысит результат, достигаемый в периоды относительной стабилизации.Подобные периоды называют сенситивными (чувствительными) перио¬дами. Периоды интенсивного развития той или иной физической способности у мужчин и женщин не совпадают. Как правило, девушки обгоняют подрост¬ков на 1,5-2 года. Сенситивный период для каждого физического качества оп¬ределяется по его ведущей способности (группе ведущих способностей). Этапность: По мере выполнения одной и той же нагрузки, эффект раз-вития способ¬ностей снижается. Необходимо изменять содержание нагрузки, условия вы¬полнения. При длительном исполнении постоянной нагрузки выделяют три этапа: начального воздействия, углубленного и этап несоответствия нагрузки возросшим функциональным возможностям организма. Фазность: Эффект воздействия от состояния физической работоспо-собности орга¬низма. Выделяют четыре фазы физической работоспособности организма: на¬растающей работоспособности (врабатывания), относительной стабилизации, временного снижения и повышенной работоспособности (эффект последейст¬вия). Перенос: Перенос физических способностей - процесс, при котором направлен¬ное изменение в уровне развития одной способности влечет за со-бой измене¬ние в уровне развития другой. Наличие связи между уровнями развития нескольких физических спо-собностей, может осуществляться как внутри какого-либо качества, так и ме¬жду отдельными физическими качествами. Между тем, может быть как поло¬жительным, так и отрицательным. Может быть однородным и неоднородным, взаимным и односторонним [20]. Силовые способности выражаются мышечными напряжениями, кото-рые проявляются в динамическом и статическом режимах работы. Деятельность мышц в условиях сохранения неподвижного положения тела или его звеньев, а также удержание какого-либо груза обозначается как статическая работа (статическое усилие). Внешняя работа при этом отсут-ствует, так как в механике работа измеряется произведением силы на путь, а при статической работе, происходящей в изометрическом режиме деятельности мышц, путь равен нулю. Но при статической работе мышца расходует энергию, которая тратится на поддержание напряжения мышцы. Для большинства видов мышечной деятельности характерен динамический (ауксотонический) режим работы, в котором сочетаются и сокращение и напряжение. В данном виде работы мышечная сила приводит в движение части человеческого тела [24]. Динамический режим работы, характеризуется изменением длины мышц и присущ преимущественно скоростно-силовым способностям. Статический режим постоянством длины мышц при напряжении и является главной для силовых способностей. В зависимости от содержания двигательного действия активность мышц проявляется в режимах: 1. Преодолевающий - при уменьшении своей длины (миометрический или изокинетический). 2. Уступающий - при удлинении мышц (плиометрический). 3. Удерживающий - без изменения длины (изометрический). 4. Смешанный - изменение длины и напряжения (ауксотонический). Первые два режима характерны для динамической работы, третий - для статической работы, четвертый - для статодинамической работы мышц. В любом режиме работы мышц, сила может быть проявлена, как мед-ленно, так и быстро. [24] Собственно-силовые способности проявляются в условиях статического режима и медленных движений, например, при удержании предельных отяго¬щений с максимальным напряжением мышц или при перемещении предметов большой массы. Для оценки степени развития собственно-силовых способностей различают абсолютную и относительную силу действия человека. [24] Абсолютная сила определяется максимальными показателями мышеч-ных напряжений без учета массы тела человека, Относительная сила - отно-шением величины абсолютной силы к собственной массе тела, т.е. величиной силы, приходящейся на 1 кг собственного веса тела. У людей, имеющих примерно одинаковый уровень тренированности, повышение массы тела ведет к увеличению абсолютной силы, но при этом ве¬личина относительной силы снижается. Выделение абсолютной и относи-тельной силы действия имеет большое практическое значение. Так, достижения спортсменов самых тяжелых весовых категорий в тяжелой атлетике, спортивных единоборствах, а также при метаниях спортивных снарядов определяются, прежде всего, уровнем развития абсолютной силы. В видах деятельности с большим количеством перемещений тела в пространстве (например, в гимнастике) или имеющих ограничения массы тела (например, весовые категории в борьбе) успешность во многом будет зависеть от развития относительной силы .[24] Результаты исследований позволяют утверждать, что уровень абсо-лютной силы человека в большей степени обусловлен факторами среды (тренировка, регулярные занятия) В то же время показатели относительной силы в большей мере испытывают на себе влияние генотипа. [гс] Скоростно-силовые способности проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и значительная быстрота движений (прыжки в длину и высоту с места и разбега, метания снарядов и т.п.). При этом, чем выше внешнее отягощение, (например, при толкании ядра или выполнение рывка гири достаточно большого веса), тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента. Важной разновидностью скоростно-силовых способностей является - взрывная сила. Взрывная сила - это проявление значительной величины силы в максимально короткое время. Основная особенность быстрота развития больших величин силы практически от нуля (например, при старте в сприн¬терском беге, в прыжках, метаниях и т.д.) .[24] Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно- силового индекса, который вычисляется по формуле: J = F max /t max J - скоростно-силовой индекс; F max - максимальное значение силы, показанной в данном движении; t max - время достижения максимальной силы. В физическом смысле сила и скорость, связаны как причина и след-ствие. Механически скорость перемещаемого тела зависит только от полного им¬пульса силы. Мышцы, тренируемые к проявлению быстрой силы - дадут низкий эффект там, где требуются значительные, но медленные силовые проявления или выносливость и наоборот .[24] Силовая выносливость, как вид силовых способностей, проявляется в действиях, требующих продолжительного по времени и относительно высокого по уровню, мышечного напряжения. В зависимости от режима работы мышц говорят о статической и динамической силовой выносливости, статическая - связана с удержанием рабочего напряжения в определенной позе, а динамическая - характерна для циклической и ациклической деятельности. Примером первой может быть длительное удержание гантелей на вытянутых руках и сохранение равновесия в положении «ласточка». В качестве примера второй - многочисленные отжимания в упоре лежа или приседания со штангой, вес которой равен 20-50% от максимальных силовых возможностей занимающегося и др. Силовая ловкость - способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешан¬ных режимов работы мышц. Силовая ловкость проявляется там, где есть сменный характер режима работы мышц, меняющиеся и непредвиденные ситуации деятельности (регби, борьба, хоккей) .[24] Средства силовых способностей: 1. Упражнения с весом внешних предметов (штанга, гиря, гантели). 2. Упражнения с весом собственного тела. 3. Упражнения с использованием тренажерных устройств. 4. Рывково-тормозные упражнения (быстрая смена напряжения мышц анто-гонистов и синергистов). 5. Изометрические упражнения (статические). 6. Дополнительные средства а) с использованием внешней среды (бег и прыжки по песку, в гору, против ветра); б) упражнения с использованием сопротивления упругих предметов (эспандеры, жгуты, мячи); в) упражнения с противодействием партнера. Сокращение мышцы при постоянном напряжении или внешней нагрузке называется изотоническим. При изотоническом сокращении мышцы, от предъявляемой нагрузки зависит не только величина ее укорочения, но и скорость: чем меньше нагрузка, тем больше скорость ее укорочения. Выполняя движения, человек очень часто проявляет силу и без измене-ния длины мышц. Такой режим их работы называется изометрическим, или статическим, при котором мышцы проявляют свою максимальную силу. В целом для организма изометрический режим оказывается самым неблагоприятным в связи с тем, что возбуждение нервных центров, испытывающих очень высокую нагрузку, быстро сменяется тормозным охранительным процессом, а напряженные мышцы, сдавливая сосуды, препятствуют нормальному кровоснабжению, и работоспособность быстро падает. При насильственном увеличении длины мышц в уступающих движениях сила может значительно (до 50-100%) превосходить максимальную изометрическую силу человека. Это может проявляться, например, во время приземления с относительно большой высоты, в амортизационной фазе отталкивания в прыжках и т. д. Сила, развиваемая в уступающем режиме работы в разных движениях, зависит от скорости: чем больше скорость, тем больше и сила. Меньшую силу, чем в статическом и уступающем режимах, мышцы генерируют, сокращаясь в преодолевающем режиме. Между силой и скоростью сокращения существует обратно-пропорциональная зависимость. С целью изучения развития физических качеств у обучающихся 11-12 лет, необходимо рассмотреть психофизиологические особенности их разви-тия, чему будет уделено внимание в следующем параграфе. 1.2. Средний школьный возраст: психофизиологические особенности развития Возраст – это категория, означающая качественно специфическую сту-пень онтогенетического развития, это временные характеристики индивиду-ального развития. Следует подчеркнуть, что возраст не сводится к сум-ме отдельных психических процессов, это не календарная дата. Возраст, по определению Л.С. Выготского, – это относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику.[24] Успех воспитания зависит, прежде всего, от знания воспитателями (учителями, родителями) закономерностей возрастного развития детей и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным видом деятельности подростка, как и младшего школьника, является учение, но содержание и характер учебной деятельности в этом возрасте существенно изменяется. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным, место одного учителя занимает коллектив педагогов. К подростку предъявляются более высокие требования. Это приводит к изменению отношения к учению. Для школьника среднего возраста учебные занятия стали привычным делом. Учащиеся порой склонны не утруждать себя лишними упражнениями, выполняют уроки в пределах заданного или даже меньше. Нередко происходит снижение успеваемости. То, что побуждало младшего школьника активно учиться, не играет теперь такой роли, а новые побуждения к учению (установка на будущее, дальние перспективы) еще не появились [10]. Подросток не всегда осознает роль теоретических знаний, чаще всего он связывает их с личными, узко практическими целями. Например, зачастую семиклассник не знает и не хочет учить правила грамматики, так как «убежден», что и без этих знаний можно писать грамотно. Младший школьник все указания учителя принимает на веру – подросток же должен знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Нередко на уроках можно слышать: «Для чего это делать?», «Зачем?» В этих вопросах сквозит и недоумение, и некоторое недовольство, и порой даже недоверие к требованиям учителя. В то же время подростки склонны к выполнению самостоятельных заданий и практических работ на уроках. Они с готовностью берутся за изготовление наглядного пособия, живо откликаются на предложение сделать простейший прибор. Даже учащиеся с низкой успеваемостью и дисциплиной активно проявляют себя в подобной ситуации [11]. Особенно ярко проявляет себя подросток во внеучебной деятельности. Кроме уроков, у него много других дел, которые занимают его время и силы, подчас отвлекая от учебных занятий. Школьникам средних классов свойственно вдруг увлечься каким-либо занятием: коллекционированием марок, сбором бабочек или растений, конструированием и т. д. Ярко проявляет себя подросток и в играх. Большое место занимают иг-ры-походы, путешествия. Они любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных (футбол, теннис, волейбол, игра типа «Веселые старты», военные игры). В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Игры подростков носят более устойчивый характер. Особенно ярко в подростковом возрасте проявляются интеллектуальные игры, которые носят состязательный характер (шахматы, КВН, соревнование в решении задач на сообразительность и т. д.). Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями [10]. В школьном обучении учебные предметы начинают выступать для подростков как особая область теоретических знаний. Они знакомятся со множеством фактов, готовы рассказать о них или даже выступить с короткими сообщениями на уроке. Однако подростков начинают интересовать не факты сами по себе, а их сущность, причины их возникновения, но проникновение в сущность не всегда отличается глубиной. Образы, представления продолжают занимать большое место в мыслительной деятельности подростка. Часто детали, мелкие факты, подробности мешают выделить главное, существенное и сделать необходимое обобщение. Для подростков, как и для младших школьников, характерна установка скорее на запоминание материала, чем на обдумывание и глубокое осмысливание [16]. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности. Многие подростки предпочитают справляться с задачами, не списывая их с доски, стараются избегать дополнительных разъяснений, если им кажется, что они сами могут разобраться в материале, стремятся придумать свой оригинальный пример, высказывают свои собственные суждения и т. д. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В отличие от младшего школьника, который все принимает на веру, подросток предъявляет более высокие требования к содержанию рассказа учителя, он ждет доказательности, убедительности. В области эмоционально-волевой сферы для подростка характерны большая страстность, неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Если в отношении к нему проявляется малейшая не-справедливость, он способен «взорваться», впасть в состояние аффекта, хотя потом может об этом сожалеть. Такое поведение возникает особенно в состоянии утомления. Очень ярко эмоциональная возбудимость подростка проявляется в том, что он страстно, с жаром спорит, доказывает, высказывает возмущение, бурно реагирует и переживает вместе с героями кинофильмов или книг [18]. При встрече с трудностями возникают сильные отрицательные чувства, которые приводят к тому, что школьник не доводит до конца начатое дело. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным, если деятельность вызывает сильные положительные чувства. Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Идеал подростка – это эмоционально окрашенный, переживае-мый и внутренне принятый образ, который служит для него образцом и критерием оценки поведения других людей. На психическое развитие подростка определенное влияние оказывает половое созревание. Одной из существенных особенностей личности под-ростка является стремление быть взрослым. Подросток всеми средствами пытается утвердить свою взрослость, и в то же время ощущения полноцен-ной взрослости у него еще нет. Поэтому стремление быть взрослым и по-требность в признании его взрослости окружающими остро переживается [10]. В связи с «чувством зрелости» у подростка появляется специфическая социальная активность, стремление приобщаться к разным сторонам жизни и деятельности взрослых, приобрести их качества, умения и привилегии. При этом в первую очередь усваиваются более доступные, чувственно-воспринимаемые стороны взрослости: внешний облик и манера поведения (способы отдыха, развлечений, специфический лексикон, мода в одежде и прическах, а подчас курение, употребление алкоголя). Стремление быть взрослым ярко проявляется и в сфере взаимоотноше-ний со взрослыми. Подросток протестует, обижается, когда его, «как маленького», опекают, контролируют, наказывают, требуют беспрекословного послушания, не считаются с его желаниями и интересами. Подросток стремится расширить свои права. Он требует, чтобы взрослые считались с его взглядами, мнениями и интересами, т. е. претендует на равноправие со взрослыми [10]. Для подросткового возраста характерна потребность в общении с това-рищами. Подростки не могут жить вне коллектива, мнение товарищей оказывает огромное влияние на формирование личности подростка. Подросток не мыслит себя вне коллектива, гордится коллективом, дорожит его честью, уважает и высоко ценит тех одноклассников, которые являются хорошими товарищами. Он болезненнее и острее переживает неодобрение коллектива, чем неодобрение учителя. Поэтому очень важно иметь в классе здоровое общественное мнение. Формирование личности подростка будет зависеть от того, с кем он вступит в дружеские взаимоотношения. Иной характер по сравнению с младшим возрастом приобретает дружба. Если в младшем школьном возрасте дети дружат на основе того, что живут рядом или сидят за одной партой, то главной основой дружбы подростков является общность интересов. При этом к дружбе предъявляются довольно высокие требования, и дружба носит более длительный характер. Она может сохраниться на всю жизнь. У подростков начинают складываться относительно устойчивые и независимые от случайных влияний моральные взгляды, суждения, оценки, убеждения. Причем в тех случаях, когда моральные требования и оценки ученического коллектива не совпадают с требованиями взрослых, подростки часто идут за моралью, принятой в их среде, а не за моралью взрослых. У подростков возникает своя система требований и норм, и они могут упорно их отстаивать, не боясь осуждения и наказания со стороны взрослых. Но вместе с тем мораль подростка оказывается еще недостаточно стойкой и может меняться под влиянием общественного мнения товарищей [18]. Таким образом, можно сказать, что характерными возрастными особенностями подросткового возраста являются: • Усиленное внимание к собственному внутреннему миру. • Развитие мечтательности, сознательный уход от реальности в фанта-стику. • Авантюризм, балансирование "на грани" в целях самоиспытания. • Утрата внешних авторитетов, опора на личный опыт. • Моральный критицизм, негативизм. • Внешние формы нарочитой неуважительности, запальчивая небреж-ность, заносчивость, ригоризм. • Самоуверенность. • Любовь к приключениям, путешествиям (побеги из дома). • Лживость "во спасение", лукавство. • Бурное выявление новых чувств, просыпающихся с половым созрева-нием. Отроческий период при всех проявляющихся признаках взросления не дает еще опыта социальной активности, к которой ребенок стремится. Этот процесс социализации носит болезненный характер, поднимая на поведенческий уровень формирующиеся как положительные, так и отрицательные качества ребенка. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Физическая культура, 9 страниц
500 руб.
Дипломная работа, Физическая культура, 79 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg