Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ФИНАНСЫ

Бюджетный процесс в Российской Федерации.

irina_krut2019 2700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 90 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объект и предмет исследования. Объектом диссертационного исследования являются финансовые отношения в сфере бюджетной деятельности, т. е. бюджетно-процессуальные правоотношения по составлению проекта бюджета, его рассмотрению и утверждению, исполнению бюджета и осуществлению бюджетного учета, а также по составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Предметом исследования стали нормативные правовые акты, регулирую-щие бюджетные отношения в Российской Федерации и зарубежных странах, практика их применения, теоретические исследования по выбранной теме, мате-риалы судебной практики. Цель работы состоит в том, чтобы на основе критического изучения моно-графических, литературных источников, анализа и обобщения действующей практики в области применения норм, регулирующих отношения в сфере бюд-жетного процесса, судебной практики, разработать концептуальные основы бюджетного процесса в Российской Федерации, рассмотреть соответствующие теоретические положения, определить роль бюджетно-процессуальных норм в системе бюджетного права, исследовать концептуальные принципы и перспективы развития бюджетного процесса в Российской Федерации, выявить его недостатки. В соответствии с обозначенной целью исследования ставятся следующие задачи: рассмотреть этапы становления и развития бюджета и бюджетного про-цесса в России; определить место бюджетного процесса в системе юридического процесса и бюджетно-процессуальных норм в системе финансового права Рос-сийской Федерации; проанализировать проблему понятия бюджетного процесса, его стадий, количества стадий в современном бюджетном процессе Российской Федерации; рассмотреть основные элементы категориального аппарата с целью определения и уточнения ключевых понятий бюджетного процесса в Российской Федерации; обосновать концепцию развития бюджетного процесса в Российской Федерации как института бюджетного права; проанализировать и разработать концептуальные принципы бюджетного процесса; провести комплексный анализ состава участников бюджетного процесса, определить их роль в бюджетном процессе, провести их классификацию; проанализировать стадию составления проекта бюджета как начальную стадию бюджетного процесса, раскрыть значение Бюджетного послания Президента Российской Федерации, определить характерные признаки стадии составления проекта бюджета и обосновать ее назначение; исследовать стадию рассмотрения и утверждения бюджета, выявить преимущества трехлетнего планирования, изменения количества чтений проекта федерального бюджета, роль законодательных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления на данной стадии бюджетного процесса; рассмотреть стадию исполнения бюджета и осуществления бюджетного учета, про-анализировать преимущества казначейской системы исполнения бюджета Рос-сийской Федерации; доказать, что бюджетный контроль имеет место не только на стадии исполнения бюджета, а является неотъемлемой процедурой стадий составления проекта бюджета, рассмотрения и утверждения бюджета, а также составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности; выработать научные рекомендации по совершенствованию бюджетно-процессуального законодательства и практики его применения. Методологической основой исследования служит диалектический метод научного познания социальных и правовых явлений в их взаимосвязи и взаимо-обусловленности. Достоверность и обоснованность результатов, полученных в ходе диссертационного исследования, достигается за счет комплексного приме-нения методов историко-правового анализа, системно-структурного, сравнитель-но-правового, статистического, формально-юридического, логико-теоретического методов, а также метода описания понятий и терминов, метода анализа, толкования, классификации. Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что оно является первой обобщенной и системной работой, посвященной разработке концептуальных теоретических основ и проблем современного бюджетного процесса в Российской Федерации, требующих переосмысления, что связано со сложностью и многогранностью темы. Это определяет перспективы развития бюджетно-процессуального права в условиях рыночных отношений, в связи с чем, работа является новым научным направлением в области финансового права. Впервые на основе осмысления нормативного, теоретического, практического материала обосновывается вывод о месте бюджетно-процессуальных норм в системе общей теории юридического процесса и финансового права. Данная ВКР состоит из трёх глав, а также введения, заключения и списка использованных источников.
Введение

На современном этапе национальное бюджетное законодательство претер-певает значительные изменения. Первостепенное значение в ряде этих изменений имеет принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, что ознаменовало переход к совершенно новой системе регулирования бюджетно-процессуальных отношений в Российской Федерации. За время, прошедшее с момента вступления в законную силу данного кодифицированного нормативно-правового акта было принято более 50 федеральных законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, следствием чего явилось появление огромного числа пробелов, неурегулированных вопросов, внутренних противоречий современного законодательства. 22 мая 2004 года Постановлением Правительства № 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах. На протяжении многих лет идет активная разработка новелл бюджетного законодательства, а именно внесение изменений в Бюджетный ко-декс Российской Федерации. В части регулирования бюджетного процесса внесены изменения и признаны утратившими законную силу отдельные законодательные акты федеральным законом от 26 апреля 2007 года № 63 – ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации». Внесенные изменения направлены в основном на улучшение методологических основ бюджетного процесса, оптимизацию управления государственными финансами и унификацию системы регулирования бюджетных отношений. Повышение эффективности формирования, распределения и расходования бюджетных средств в интересах общества – основная задача правового и методологического обеспечения бюджетного процесса. Основные изменения были внесены в нормы, регламентирующие такие стадии бюджетного процесса, как составление проекта федерального бюджета и исполнение федерального бюджета Российской Федерации. Несмотря на все нововведения, некоторые важнейшие положения не были отражены в полной мере при разработке изменений в бюджетном кодексе Российской Федерации, а именно, касающиеся понятия и сущности бюджетного процесса, разграничения стадий бюджетного процесса. Многие ранее действующие положения Бюджетного кодекса Российской Федерации были из него исключены. В условиях процесса всемирной глобализации, влияющей на формирование современного устройства государства, как на национальном, так и международном уровне, возникают новые подходы к бюджетному праву, а именно к бюджетному процессу, как институту бюджетного права, что определяет актуальность данного исследования. На современном этапе, в условиях рыночных отношений, комплексные ис-следования в области теоретических основ бюджетного процесса Российской Федерации и основных направлений его развития отсутствуют. В процессе диссертационного исследования использовались, помимо разработок ученых в области финансового права, современные достижения теории государства и права, конституционного права, административного права и других отраслей права. Основной эмпирический материал в диссертации составили законодательные и подзаконные акты Российской Федерации в области бюджетного права и финансового учета, материалы судебной практики.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ 7 1.1.Этапы развития бюджетного процесса в Российской Федерации 7 1.2.Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса в Российской Федерации 19 2. СТАДИИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 2.1.Составление проектов бюджетов и внесение на рассмотрение в Государственную Думу Российской Федерации 28 2.2.Рассмотрение и принятие бюджета Российской Федерации 39 2.3.Исполнение бюджета Российской Федерации и отчет об исполнении 46 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЕГО НЕИСПОЛНЕНИЕ И НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 61 3.1.Тенденции развития бюджетного процесса в Российской Федерации 61 3.2.Совершенствование ответственности за неисполнение и незаконное использование бюджета 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82
Список литературы

Нормативные правовые акты: 1. Конституция Российской Федерации// СПС «Консультант Плюс» 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ. (ред. от 28.12.2017)// Собрание законодательства РФ, №31, 3.08.1998 3. Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 158-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, №23, 6.06.2016 4. Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ, № 49, 5.12.2016 5. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" от 05.12.2017 N 362-ФЗ // Собрание законодательства РФ, № 50, 11.12.2017 6. Федеральный закон от 26. 04.2007 N 63-ФЗ (ред. от 30.09.2017) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2018) // СПС «Консультант Плюс» 7. Закон РФ от 15.07.1992 N 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» // СПС «Консультант Плюс» 8. Закон от 15.04.1993 N 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» // СПС «Консультант Плюс» 9. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 27.11.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муници-пальных) учреждений»// СПС «Консультант Плюс» 10. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 05.02.2018) «О некоммерческих организациях»// СПС «Консультант Плюс» 11. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // СПС «Консультант Плюс» 12. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдель-ные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» 13. Федеральный закон от 04.10.2014 N 283-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положе-ния государственных (муниципальных) учреждений»// СПС «Консультант Плюс» 14. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» 15. Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства РФ, N 50, 12.12.2011 16. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (ред. от 06.04.2011) // Со-брание законодательства РФ. 2004. N 22. 17. Указ Президента Российской Федерации от 2 февраля 2016 г. N 41 «О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере»// СПС «Консультант Плюс» 18. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (ред. от 12.12.2017) «О Министерстве финансов Российской Феде-рации» // СПС «Консультант Плюс» 19. Постановление Правительства РФ от 02.08.2010 N 588 (ред. от 15.11.2017) «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018) // СПС «Консультант Плюс» 20. Постановление Правительства РФ от 14.11.2015 N 1234 (ред. от 27.04.2018) «О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период») //Собрание законодательства РФ, N 47,23.11.2015 21. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 703 (ред. 29.12.2017) «О Федеральном казначействе» // СПС «Консультант Плюс» 22. Федеральный закон от 05.04.2013 №41-ФЗ (ред. от 07.02.2017) «О Счетной палате Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.06.2017) // СПС «Консультант Плюс» 23. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2015 г. N 914 (ред.12.12.2017) «О бюджетном прогнозе Российской Федерации на долгосрочный период» // СПС «Консультант Плюс» 24. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (ред. от 06.04.2011) // Со-брание законодательства РФ. 2004. N 22. 25. При-каз Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582 (ред.от15.03.2017) «Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации 26. государственных программ Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.10.2016 N 43976)// СПС «Консультант Плюс» 27. Постановление Правительства от 24.03.2018 года № 326 «Об утвер-ждении Правил составления федерального бюджета и проекта бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» 28. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31 де-кабря 2015 года N 1044 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государствен-ных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2016. N 12. 29. Распоряжение Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 02.04.2014 N 28-р "Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения за совершение бюджетного нарушения" //"Вестник Комитета финансов Санкт-Петербурга", N 3, 27.06.2014. 30. Приказ комитета финансов Ленинградской области от 27.07.2016 N 18-02/01-16-69(ред. от 28.08.2017)" Об утверждении Порядка исполнения решения о применении бюджетных мер принуждения"// СПС «Консультант Плюс» 31. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» // Собрание законодатель-ства РФ, N 22, 31.05.2004 32. Закон РСФСР от 10.10.1991 N 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» (ред. от 31.07.1995, с изм. от 10.07.1996) // СПС «Консультант Плюс» 33. Закон от 31.10.1990 года № 295-1 «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году» // СПС «Консультант Плюс» Учебная и иная специальная литература: 34. Авсянников А.М., Девяткова О.И. "Бюджет для граждан" - способ укрепления позиции России в рейтинге прозрачности бюджетов мирового сооб-щества // Экономика и социум. 2014. N 2-1. С. 119 - 125. URL: http://urlid.ru/acsx. 35. Аландаров Р.А. Резервы роста доходной базы бюджетов бюджетной системы РФ // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014 г. №43. 36. Афанасьев М.П., Беленчук А.А., Лавров А.М. Программный бюджет как инструмент повышения открытости бюджетного процесса // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2011. N 3. 37. Ахмедова И.Ш. Вопросы формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами // Право и экономика. 2013. N 10. 38. Богданова А.В. Организационно-правовые основы управления госу-дарственным долгом субъекта Российской Федерации // Финансовое право. 2015. N 10. 39. Болтинова О. В. Становление и развитие бюджетного законодатель-ства Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015. №3. 40. Болтинова О.В. Бюджетный процесс - институт бюджетного права Российской Федерации: Монография. М., 2009. 41. Болтинова О.В. К вопросу о реализации принципа прозрачности (от-крытости) бюджета // Актуальные проблемы российского права. 2013. N 7. 42. Васильева Е.Г.Бюджетно-правовая ответственность в РФ: проблемы правового регулирования и реализации // Финансовое право. 2015. N 9. 43. Вершило Т.А. К вопросу о правовых проблемах эффективного ис-пользования бюджетных средств // Финансовое право. 2013. N 12. 44. Вершило Т.А. Муниципальное образование как субъект межбюджет-ных отношений. М., 2010. 45. Голованова Н.В. Оценка открытости (прозрачности) бюджетной си-стемы: аналитический обзор // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2015. N 3. 46. Горбунова О.Н. Финансовое право и финансовый мониторинг в со-временной России. М., 2012. 47. Грачева Е.Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М., 2000. 48. Запольский С.В. Дискуссионные вопросы теории финансового права. М., 2008. 49. Иванова Н.Г. и др. Государственные (муниципальные) учреждения в условиях реформы бюджетного сектора. СПб.: СПбГЭУ, 2013. 50. Климанов В.В., Михайлова А.А. Открытость и прозрачность российского бюджета в мировом измерении // Финансы. 2014. N 7. 51. Комягин, Д. Л. Бюджетное право [Текст] : учебник для вузов / К63 Д. Л. Комягин ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. 52. Королева Я.Ю. Развитие системы государственного (муниципального) финансового контроля // Руководитель бюджетной организации. 2012. N 7. С. 49. См. также: Цуциев М.А. Новая система госфинконтроля // Бюджет. 2013. N 8. 53. Крохина Ю.А. Бюджетное право России. М., 2013. 54. Кучеров И.И., Поветкина Н.А., Абрамова Н.Е. [и др.]; Контроль в финансово-бюджетной сфере: Научно-практическое пособие/ отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП при Правительстве РФ; Контракт, 2016. 55. Лермонтов Ю.М. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации // СПС "Консультант Плюс". 2015. 56. Малеин Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. М., 1985. 57. Мухина, А.С. Особенности организации и управления бюджетным процессом в Российской Федерации / А.С. Мухина // Теория и практика обще-ственного развития. - 2013. - № 6. 58. Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. 59. Поляк Г.Б. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для ву-зов / Г. Б. Поляк. - 2-е изд. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. 60. Попова А.В. Реализация принципа открытости и прозрачности бюд-жета в разных странах (на примере США и Новой Зеландии) // Общество и эко-номика в зеркале современной науки. Сборник научных трудов по материалам научно-практической конференции. М.: Буки-Веди, 2015. 61. Романовский М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»: учеб. / М. В. Романовский, О. В. Врублевская. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2012. - 145 с. 62. Рязанцева О.П. О повышении качества и доступности информации в бюджетной системе Российской Федерации // Труд и социальные отношения. 2012. N 7. 63. Сарбукова А.С. Способы обеспечения принципа прозрачности (от-крытости) бюджетов в Российской Федерации // Право. Журнал Высшей Школы Экономики. 2011. N 4. 64. Саттарова Н.А. Финансово-процессуальное принуждение (вопросы теории и практики). Казань, 2008. 65. Синкина А.А. Предпосылки и реализация проекта "Бюджет для граждан" на федеральном уровне // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. 2015. N 18. 66. Степашин С.В. Конституционный аудит. М., 2006. 67. Тимошенко И.Г. Бюджетный процесс в зарубежных государствах. М., 1996. 68. Тиникашвили, Т.Ш. Финансы: учебное пособие / Т.Ш. Тиникашвили; Сев.-Осет. гос. ун-т. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2015. 69. Тургель И.Д. Формирование "открытого бюджета" в Российской Фе-дерации: долгосрочные планы и первые результаты // Вопросы управления. 2014. N 3. 70. Федосов В.А. Организация бюджетного процесса в зарубежных странах // Россия и Санкт-Петербург: экономика и образование в XXI веке. Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР за 2013 год. Март - апрель 2014 г. Факультет экономики и финансов, финансово-экономическое отделение: сборник докладов. СПб.: СПбГЭУ, 2014. 71. Федосов В.А. Роль общественного участия в бюджетном процессе в развитии экономики региона // Молодые ученые СПбГЭУ - экономике региона: Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых ученых СПбГЭУ / Под ред. А.Е. Карлика. СПб.: СПбГЭУ, 2014. 72. Цветкова Г.В. Открытый бюджет в системе управления обществен-ными финансами // Власть и управление на Востоке России. 2015. N 1. 73. Цветова, Г.В. Бюджетный процесс в Российской Федерации: методо-логия, практика и перспективы развития: монография / Г. В. Цветова. - Хабаровск: ДВИУ - филиал РАНХиГС, 2015. 74. Цинделиани И.А. "Финансовое право: Учебник для бакалавров" (3-е издание) // «Проспект», 2016 75. Чеботарева А.А. Электронный бюджет - новый уровень управления публичными финансами // Государственный аудит. Право. Экономика. 2012. N 4. 76. Чернякова Е.Е. Система «Электронный бюджет» - инструмент обес-печения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности в сфере управ-ления общественными финансами // Финансы. 2015. N 8. 77. Шарандина Н.Л. Стратегическое планирование как бюджетного ре-формирования // Финансовое право. 2015. N 1. 78. Шмиголь Н.С. Бюджетная политика в условиях экономической рецессии: уроки зарубежного опыта //Экономика. Налоги. Право. 2016. № 1. 79. Шмиголь Н.С., Шмиголь Н.Н. Роль суверенных фондов Российской Федерации в обеспечении инвестиционного развития экономики //Финансовые исследования. 2015. № 4(49). 80. Шуваева Е. А. Проблемы формирования доходов федерального бюджета // Альманах мировой науки. 2015 г. № 2-4 (2). 81. Ялбулганов А.А. Новый категориальный аппарат государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. N 8.
Отрывок из работы

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И СТАДИИ 1. 1. Этапы развития бюджетного процесса в Российской Федерации Бюджетное законодательство РФ с начала 90-х гг. прошлого века стало ак-тивно развиваться и совершенствоваться и прошло определенные этапы своего становления и развития. Формирование основ правового регулирования бюджетной системы РФ (с 1991 по 1996 г.) можно считать первым этапом становления бюджетного законодательства. Во-первых, в 1991 году Российская Федерация стала самостоятельным, суверенным государством, что стало отправной точкой для формирования бюджетной системы, основанной на демократических, федеративных началах. Предпосылкой к этому стало принятие Декларации о государственном суверенитете России от 12.06.1990 г. и Постановления первого съезда народных депутатов «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР». Также, это, определяющий принципы формирования бюджетов в Российской федерации, Закон от 31.10.1990 года № 295-1 «О формировании бюджетов в РСФСР в 1991 году». Принятие основополагающих нормативных правовых актов пришлось на период с 1991 по 1993 год. Например, Закон РСФСР от 10.10.1991 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» , Закон РФ от 15.07.1992 N 3303-1 «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» , Закон от 15.04.1993 N 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов предста-вительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» содержат нормы закрепляющие и регламентирующие современное бюджетное устройство РФ. Принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года закрепило трехуровневую бюджетную систему РФ и полномочия органов власти в области бюджета разных уровней. Однако, основным пробелом бюджетного законодательства 90-х годов стало отсутствие единого понятийного аппарата бюджетного права. Следующим этапом, в период с 1997 по 2002г. стал этап совершенствования бюджетной системы, важнейшим достижением которого стало принятие Бюджетного Кодекса Российской Федерации 31.07.1998 года № 145-ФЗ, вступившего в силу лишь 01.01.2000 года . БК РФ определил назначение бюджета, а именно определил задачи и функции государства в данной сфере. По мере адаптации нового федерального закона к экономической ситуации выявлялись пробелы и противоречия, которые требовали устранения. Следствием стало принятие Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ" . Были внесены изменения в понятия "бюджет", "доходы бюджета", "расходы бюджета", "бюджетный процесс" и ряд других. Исходя из темы исследования, автор обращает внимание на одно из базовых понятий, закрепленное в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации – понятие «бюджетного процесса». Впервые, законодательное определение бюджетного процесса было закреплено в Законе РФ от 10.10.1991 года № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса» , в котором «бюджетный процесс» определялся как регламентированная законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Более того, в законе указывалось, что составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Стоит заметить, что сущность бюджетного процесса не была в полной мере отражена данным определением. Во-первых, участниками бюджетного процесса являются не только органы государственной власти, но и местного самоуправления, согласно Федеральному закону «О финансовых основах местного самоуправления» . Во-вторых, стадия составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета не была отражена в полной мере, в представленном понятии. В редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации от 01.01.2000 года неточности были устранены, так как в ст.6 БК РФ упомянута деятельность органов местного самоуправления. Также, следует отметить, что необходимая доля внимания уделена контро-лю над исполнением бюджета. Но одновременно с тем, как устранялись старые пробелы в понятии бюджетного процесса, появлялись новые. Во-первых, это отсутствие в определении составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета. Во-вторых, особого внимания требует разграничение стадий бюджетного процесса, так как понятие и содержание кодекса противоречат друг другу. Существовало противоречие между понятием бюджетного процесса и структурой Бюджетного кодекса РФ. Принятием Федерального закона от 26.07.2007 года № 63-ФЗ «О внесении изменений в БК РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ» пробелы были восполнены и внесены соответствующие изменения. Действующее бюджетное законодательство содержит следующее понятие бюджетного процесса, «бюджетный процесс - это регламентированная законода-тельством РФ деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рас-смотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности» (ст.6 БК РФ). Исходя и вышесказанного, можно сделать вывод, что определение бюджетного процесса постоянно модернизируется. Основной новеллой стало включение в данное понятие положений об осуществлении бюджетного учета, составления, внешней проверки, рассмотрением и утверждением бюджетной отчетности. Однако положения бюджетного процесса государственных внебюджетных фондов были исключены. Тем не менее, в определении бюджетного процесса, закрепленном в Бюджетном кодексе Российской Федерации, по-прежнему четко не разграничены стадии бюджетного процесса. Еще одно важное положение закона - финансовый контроль за исполнением бюджета, который, по мнению автора, должен сопутствовать всем стадиям бюджетного процесса от составления его проекта до утверждения отчета об исполнении бюджета. Автор считает оптимальным для Бюджетного кодекса Российской Федера-ции следующее определение бюджетного процесса: «Бюджетный процесс» - это регламентированная нормами бюджетно-процессуального права деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению проек-тов бюджетов, их рассмотрению и утверждению, исполнению бюджетов и осу-ществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса. С начала 2000-х гг. была восстановлена финансовая стабильность путем эффективного налогово-бюджетного контроля, создан Стабилизационный фонд 1 января 2004 года, также, создана новая система межбюджетных отношений, введено среднесрочное бюджетирование, направленное на результат, проведено множество налоговых реформ, что в целом сподвигло государство на комплекс-ную модернизацию системы управления общественными финансами. Третий этап (с 2004 по 2008 г.) можно охарактеризовать, как этап реформирования бюджетного процесса Российской Федерации. Правительством РФ было принято Постановление от 22.05.2004 № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных доходов» , которым одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 гг., целью которой было создание максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики. Основные направления реформирования включали в себя: - совершенствование бюджетной классификации РФ и бюджетного учета; - выделение в бюджетах существующих и принимаемых обязательств; - совершенствование среднесрочного финансового планирования; - модернизацию и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования; - оптимизацию процедур составления и рассмотрения бюджета. На протяжении последних лет в Российской Федерации реализуется успешно развивающаяся модель "бюджетирования, ориентированного на результат" (далее - БОР). Не лишним будет заметить, что само понятие «БОР» не часто используется в литературе и риторике ведущих специалистов. Вариативность бюджетирования, ориентированного на результат, обусловлена его ключевой особенностью – планированием расходов в непосредственной привязке к результатам. В Российской Федерации система «БОР» актуализировалась с принятия Концепции реформирования бюджетного процесса в 2004-2006 гг. Инструментами БОР являются доклады о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств, программно-целевой метод бюджетного планирования, реестр расходных обязательств и реформирование бюджетной классификации. Федеральным законом от 26. 04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведе-нии в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законода-тельных актов РФ» внесены изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и признания утратившими силу отдельных законодательных актов РФ. Основные изменения направлены на улучшение управления государствен-ными финансами, укрепление методологической основы бюджетного процесса, создание целостной системы регулирования бюджетных отношений. Основной задачей правового и методологического обеспечения бюджетного процесса является повышение эффективности формирования и расходования бюджетных средств в интересах общества. Усиление роли среднесрочного финансового планирования необходимо по нескольким основаниям: - во-первых, увеличение сроков бюджетного планирования необходимо для целей макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики; - во-вторых, среднесрочное финансовое планирование - это необходимая предпосылка для реструктуризации бюджетного сектора, внедрения методов бюджетного планирования, ориентированных на результаты; - в-третьих, среднесрочное финансовое планирование повышает эффектив-ность администрирования расходов. Основными новациями являются: 1) Переход на всех уровнях бюджетной системы к среднесрочному финан-совому планированию, в том числе для федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ - формированию бюджетов на трехлетний период; 2) Четкая увязка бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг с выполнением государственных (муниципальных) зада-ний, создание условий для возникновения организаций новых организационно-правовых форм и проведения реструктуризации бюджетной сети; 3) Упорядочение, в соответствии с едиными принципами организации бюджетного процесса (составления, рассмотрения и утверждения, исполнения и составления отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе бюджетов государственных внебюджетных фондов), в том числе закрепление единых требований к бюджетному планированию, переход к утверждению федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях, более четкое и прозрачное регулирование исполнения бюджетов; 4) Планирование расходов на реализацию долгосрочных целевых программ и осуществление бюджетных инвестиций на основе разделения действующих обязательств (утвержденных в установленном порядке программ и проектов) и принимаемых обязательств (предлагаемых к утверждению программ и объектов) с отражением каждой программы и объекта в составе ведомственной структуры расходов соответствующего бюджета; 5) Системное описание состава и полномочий участников бюджетного процесса, прежде всего главных распорядителей (распорядителей) и получателей бюджетных средств, главных администраторов (администраторов) доходов бюджета и главных администраторов (администраторов) источников финансирования дефицитов бюджета; 6) Усиление стимулов для органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по эффективному и ответственному управле-нию региональными и муниципальными финансами; 7) Утверждение основных принципов и позиций бюджетной классификации БК РФ с одновременным расширением полномочий органов власти разных уровней по ее детализации, интеграцией бюджетной классификации и бюджетного учета. Нормы, регламентирующие составление и исполнение федерального бюд-жета были значительно изменены. Урегулирован порядок рассмотрения и утвер-ждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях. Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных вне-бюджетных фондов РФ составляются и утверждаются сроком на 3 года - очередной финансовый год и плановый период. Согласно тексту Послания Президента РФ к Федеральному Собранию «ос-новой формирования бюджета должны стать четко заданные цели проводимой политики и ожидаемые результаты, а само бюджетное планирование приобрести долговременный характер» . Важным шагом для бюджетного процесса стало то, что в 2006 году феде-ральный бюджет стал составной частью перспективного финансового плана, сформированного на три года. В этой связи, формируется так называемая «скользящая трехлетка». Финансовая деятельность руководствуется принципом плановости, так как без планирования осуществление финансовой деятельности государства, реализация национальных проектов и целевых программ невозможно. До принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации стадия рассмот-рения и утверждения федерального бюджета регламентировалась по-разному, так как законодателем федеральный закон принимался каждый год. С 1 января 2000 года проект Федерального закона о федеральном бюджете рассматривался в четырех чтениях. Упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета в соответ-ствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. становиться основным из направлений реформирования бюджетного процесса, которое отражено в новой редакции БК РФ, принятой Федеральным законом от 26.04.2007 № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством РФ отдельных законодательных актов РФ». Проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, начиная с 1 января 2008 г., рассматривается Государственной Думой в трех чтениях, а это значит, что сроки рассмотрения проекта Федерального закона о федеральном бюджете сократились. Согласно ст. 196 БК РФ, Государственная Дума рассматривает проект Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях. Ранее в тексте закона можно было увидеть конкретные сроки каждого чтения. Более того, существует такое понятие, как «нулевое чтение», которое ак-тивно используется в практике бюджетной деятельности, но законодательного закрепления в нормах БК РФ не имеет до сих пор. Его суть заключается в том, что до внесения законопроекта в Государственную Думу, к составлению проекта бюджета привлекаются представители законодательной власти. Это способствует ускорению процесса принятия проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, минуя возникновение противоречий между законодательной и исполнительной властью, без использования согласительных процедур, предусмотренных БК РФ. Для данной стадии важна четкая организация работы, так как на стадии со-ставления проекта бюджета разрешается множество спорных моментов. От организации работы на данной стадии зависит эффективность всего процесса в целом, так как недоработанные и спорные моменты могут повлечь за собой включение в проект бюджета недостаточно изученных и взвешенных показателей, принятие скороспелых решений, в лучшем случае - малоэффективных, а в худшем - просто ошибочных. С 2008 года по настоящее время длится четвертый этап становления и раз-вития системы бюджетного законодательства Российской Федерации. Ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит структуру со-временного бюджетного законодательства. Распоряжением Правительства РФ от от 17.11.2008 N 1662-р принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. В Концепции сформулированы цели, приоритеты и основные задачи дол-госрочной государственной политики в социальной сфере, в сфере науки и тех-нологий, в сфере экономики, определена стратегия достижения поставленных целей, включая способы, направления и этапы, намечены цели и приоритеты внешнеэкономической политики, параметры пространственного развития рос-сийской экономики, задачи территориального развития. Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 N 1101-Р утверждена Программа Правительства РФ (далее – Программа) по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 г., целью которой явилось создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития. Для решения указанных задач Программы в 2010 - 2012 гг. предлагалось принять решения по следующим основным направлениям: - внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; - применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования трехлетнего бюджета; - переход к утверждению "программного" бюджета; - развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государствен-ных (муниципальных) услуг; - реформирование государственного (муниципального) финансового кон-троля и развитие внутреннего контроля; - совершенствование инструментов управления и контроля на всех стадиях государственных (муниципальных) закупок; - создание информационной среды и технологий для реализации управлен-ческих решений и повышения действенности общественного контроля за дея-тельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления. В целях усовершенствования правового положения государственных и му-ниципальных учреждений, был принят Федеральный закон от 08.05.2010 № 85-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» , поправки которого коснулись положений Бюджетного кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 9.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием. Государственные, муниципальные учреждения подразделяются на следую-щие виды: автономные, бюджетные, казенные. Следовательно, законодателем установлен новый тип учреждения - казенное, все поступления от его деятельно-сти зачисляются в соответствующий бюджет. Для бюджетных учреждений вместо сметного финансирования выделяются субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания. Однако, участниками бюджетного процесса, то есть их получателями, отнесены казенные, а не бюджетные учреждения. Так, согласно ст.6 БК РФ, получателем бюджетных средств является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государ-ственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган мест-ной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющее право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ. Бюджетные полномочия получателя бюджетных средств закреплены в ст. 162 БК РФ. Деятельность казенного учреждения, а также его деятельность обеспечива-ется на основании бюджетной сметы за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами, открытыми ему, через лицевые счета. Следовательно, согласно ст.6 БК РФ, бюджетная смета представляет объем прав казенного учреждения в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Сроки рассмотрения и принятия федерального закона об исполнении федерального бюджета в Российской Федерации значительно сократились. Например, первый закон об исполнении федерального бюджета был принят через 1,5 года, то за 2011 года, законодателю потребовалось всего 9 месяцев. Такое сокращение позволят законодателю использовать результаты предыдущих лет в бюджетном процессе на следующий финансовый год. В период с 2012 по 2014 гг. федеральный бюджет формировался на основе государственных заданий, программно-целевого принципа деятельности органов государственной власти, продолжения децентрализации полномочий, внедрения новых форм финансового обеспечения государственных услуг, оказываемых федеральными учреждениями. «Электронный бюджет» - государственная интегрированная информацион-ная система управления общественными финансами, концепция создания и развития которой одобрена Правительством РФ. Данная система позволяет обеспечить принцип прозрачности (открытости), обеспечивая доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» введена новая редакция главы 26 «Основы государ-ственного (муниципального) финансового контроля», который осуществляется в целях обеспечения исполнения и соблюдения бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Федеральным законом от 04.10.2014 N 283-ФЗ введена ст. 170.1 «Долго-срочное планирование», утратила силу ст. 170 БК РФ, а также расширен перечень документов, лежащих в основе составления проекта бюджета (п.2 ст. 172 БК РФ). Введена ст. 242.6 БК РФ, регламентирующая вопросы исполнения решения налогового органа о взыскании налога, сбора, пеней и штрафов, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Также претерпела изменения ч.4 БК РФ, регулирующая вопросы ответ-ственности за нарушение бюджетного законодательства. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ она именуется "Бюджетные нарушения и бюджетные меры принуждения". Процессуальные нормы бюджетного права прошли определенные этапы становления и развития в условиях рыночной экономики. На современном этапе развития бюджетного права не вызывает сомнения существование института бюджетного процесса как составной части бюджетного права России, который, несомненно, будет развиваться и совершенствоваться. 1.2. Понятие, принципы и стадии бюджетного процесса в Российской Федерации Нормы материального бюджетного права предписаны правилами норм бюджетного процесса, так как регламентируют формирование бюджета на всех стадиях. Законность применения норм материального бюджетного права, правиль-ность и своевременность поступления в бюджет доходов, законное их расходование может быть гарантировано только строгим соблюдением норм процессуального бюджетного права. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации: «Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятель-ность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности». Важно, что прозрачность бюджетной деятельности государства достигается за счет составления отчетности об исполнении бюджета. 22 мая 2004 года Постановлением Правительства РФ N 249 была одобрена Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годы . Данная Концепция была разработана с целью оптимизации управления государственными финансами, исходя из основных направлений государственной политики. Согласно положениям данной Концепции должны проводиться мониторинг и контроль за аккумуляцией, распределением и использованием бюджетных средств, что позволит оценивать по конечным результатам работу всех органов государственной власти. "Каждое государственное ассигнование должно давать просчитанную отдачу.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg