Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах по праву России и Франции.

irina_krut2019 1650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 66 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Целями данной работы является определение особенностей привлечения к юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах в России и во Франции, изучение материальных составов этих нарушений, выявление их общих черт и отличий, а также положений для заимствования. Поставленные цели предполагают решение ряда задач, основными из которых являются следующие: • раскрыть содержание понятий ответственности за нарушение налогового законодательства и нарушение налогового законодательства, • проанализировать их существенные черты, • рассмотреть существующие виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, • исследовать некоторые материальные и процессуальные аспекты привлечения к юридической ответственности в налоговой сфере, • выявить основания недействительности завещания, • рассмотреть критерии разграничения разных видов юридической ответственности в этой области, • изучить судебную практику по налоговым споров различных судебных инстанций. Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются при привлечении к юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Предмет исследования – источники права России и Франции, регулирующие привлечение к ответственности; судебная практика, отражающая основные правоприменительные тенденции в этой сфере. В процессе написания научной работы использовались такие методы исследования, как анализ, синтез, индукция, дедукция, синергетический метод, прогностический метод. Особое значение для данной работы имел компаративистский метод, так как автор не только сравнивал регулирование, существующее в России и Франции, но и анализировал правовую модель, действующую в Евросоюзе. Это позволило создать максимально полное представление о возможных способах разрешения проблем в сфере привлечения к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства. Доктринальной базой исследования стали работы таких специалистов по налоговому праву, как Гончаренко И.А., Грачева Е.Ю., Ильин А.В., Кинсбургская В.А., Козырин А.Н., Крохина Ю.А., Кучеров И.И., Толстопятенко Г.П, Шереметьево И.И. Среди работ французских специалистов наибольший интерес у автора вызвали работы Жана-Люка Альбера (Jean-Luc Albert), Жака Гросклода (Jacques Grosclaude), Филиппа Маршессона (Philippe Marchesson), Беатрис Грангийо (Beatrice Grandguillot), Франсис Грангийо (Francis Grandguillot), Ксавьер Кабанну (Xavier Cabannus). Структура и объем работы обусловлены целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих восемь параграфов, заключения и списка литературы. Первая глава работы посвящена изучению ответственности за нарушение налогового законодательства в России. В первом параграфе внимание уделено общим характеристикам юридической ответственности за нарушение налогового законодательства, а также вопросу о понятии нарушения налогового законодательства. Во втором параграфе анализируется налоговая ответственность и её основополагающие характеристики. В третьем параграфе исследуются отдельные виды налоговых правонарушений, перечень которых содержится в Налоговом Кодексе Российской Федерации. Четвертый параграф посвящен вопросам административной ответственности за нарушение налогового законодательства, а пятый параграф — ответственности уголовной. Вторая глава отведена для анализа института юридической ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах во Франции. В первом параграфе рассматриваются общие характеристики правонарушений во французском налоговом законодательстве и общие вопросы юридической ответственности. Во втором параграфе исследуются правонарушения налогового законодательства неуголовного характера, а третьем параграфе правонарушения уголовного характера. Третья глава целиком посвящается сравнительно-правовому анализу ответственности за нарушение налогового законодательства по праву России и Франции. В заключении автор излагает выводы, полученные в соответствии с поставленными целями, а также предлагает ряд положений для заимствования и пересмотра нормативно-правовых актов о налоговой ответственности.
Введение

Налоговые правоотношения составляют важную часть жизни государства, ведь с помощью налогообложения формируется основная доходная часть бюджета как Российской Федерации в целом, так и её административно-территориальных и муниципальных образований. Исходя из этого вопрос о привлечении к ответственности за нарушение налогового законодательства является основополагающим для любого государства, ведь чем более четко будет урегулирован этот вопрос законом, тем более достижимой будет главная цель государства в вопросе налогообложения — создание эффективного механизма взимания обязательных налогов и сборов с граждан и организаций в четком соответствие с законом. Кроме этого, важность представляет нормативное регулирование данного института, специальные требования к форме привлечения к юридической ответственности, а также доктринальное и нормативное разграничение её видов — ответственность за нарушение Налогового кодекса, административной и уголовной ответственности. Тем более что в настоящее время вопросы юридической ответственности за совершение налогового законодательства регулируются разными правовыми актами, и нет единого понимания того, что же понимать под «налоговым правонарушением», «нарушением налогового законодательства» и «налоговой ответственностью». Актуальность проблемы исследования ответственности за нарушение налогового законодательства объясняется тем, что в последнее время увеличилось число налоговых споров, использование полулегальных услуг офшорных компаний пользуется небывалой популярностью, а налоговые лазейки, используемые правонарушителями для извлечения личной выгоды, все еще представляют опасность для государственного бюджета. Более того, среди русскоязычной литературы вопрос привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства во Франции является не достаточно изученным. Среди положений, выносимых на защиту, немаловажными представляются следующие аспекты: 1. Необходимость введения в налоговое законодательства института юридической ответственности государственных органов (налоговых органов) за нарушения налогового законодательства, к которым чаще всего относится злоупотребление их правами при привлечении лиц к ответственности; 2. Законодательное разграничение ответственности за нарушение налогового кодекса и административной ответственности за налоговые правонарушения нечетко, посколько на данный момент их составы корреспондируют друг другу и отличаются лишь субъектом правонарушения. 3. Регулирование налоговой ответственности во Франции более структурировано и проработано детальнее, чем в России. Несмотря на то что в Общем налоговом кодексе Франции отсутствуют некоторые составы налоговых правонарушений, в нем присутствует классификация всех правонарушений в зависимости от вида налога, в отношение которого такое правонарушение было совершено. Определенную сложность для автора выпускной квалификационной работы представлял собой выбор страны, нормативное регулирование в которой представлялось бы возможным сравнить с российским для выявления положений для заимствования. Автор остановил свой выбор на налоговом праве Франции, хотя налоговые системы России и Франции мало похожи. Однако в этом состоит определенный научный интерес, ведь публичное право Франции в целом более структурировано и детально-проработано, и в этой связи представляет собой отличный пример для изучения и последующего заимствования. С учетом этих обстоятельств автором были изучены нормативно-правовые акты в сфере регулирования ответственности за нарушения законодательства Франции о налогах и сборах, корреспондирующие им подзаконные акты, труды признанных французских специалистов налогового права, а также некоторые основополагающе судебные решения высших судебных органов Франции и Европейского Союза, повлиявшие на последующее толкование законодательства в области ответственности за несоблюдение законодательства о налогах и сборах.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ПО ПРАВУ РОССИИ 8 § 1. Понятие и признаки нарушений законодательства о налогах и сборах. Общая характеристика юридической ответственности за их совершение. 8 § 2. Ответственностью за совершение налогового правонарушения. 13 Понятие и мера налоговой ответственности. 13 § 3. Виды налоговых правонарушений 18 § 4. Административная ответственность за нарушение законодательства и налогах и сборах 22 § 5. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. 25 ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ПО ПРАВУ ФРАНЦИИ 34 § 1. Общие положения об ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах и Франции 34 § 2. Налоговые правонарушения неуголовного характера во Франции 38 § 3. Уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства во Франции. 42 ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РОССИИ И ФРАНЦИИ 48 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54 СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты Российской Федерации: 1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) 2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть третья)» 31 июля 1998 года N 146-ФЗ — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 18.05.2018. 3. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 18.05.2018. 4. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 18.05.2018. 5. Приказ МНС РФ от 24.10.2002 N БГ-3-04/592 «Об утверждении форм деклараций по налогу на доходы физических лиц и Инструкции по их заполнению» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 04.11.2002 № 3892). 6. Федеральный закон «Об инвестиционном товариществе» от 28.11.2011 N 335-ФЗ (последняя редакция) — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 18.05.2018. Франции: 1. Code general des impots [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006069577 (дата обращения: 25.05.2018) 2. Livre des procedures fiscales [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006069583 (дата обращения: 25.05.2017) 3. Code penal [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006070719&dateTexte=20180528 (дата обращения: 25.05.2018) 4. Code de l'organisation judiciaire [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LEGITEXT000006071164&dateTexte=20080505 (дата обращения: 25.05.2018) 5. Decret n°93-309 du 9 mars 1993 pris pour l'application du decret n° 92-1431 du 30 decembre 1992 et relatif aux attributions de la direction generale des douanes et droits indirects et de la direction generale des impots [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000726542&dateTexte=20180428 (дата обращения: 25.05.2018) 6. Decret n°98-977 du 2 novembre 1998 relatif a la direction generale de la comptabilite publique [Ressourse electronique]. — Mode d’acces: https://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=JORFTEXT000000574807&categorieLien=cid (дата обращения: 25.05.2018) II. Судебная практика России: 1. О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. N 64 [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 N 9-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа" — Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 11.04.2017. Франция: Все судебные решения взяты со следующих электронных ресурсов: URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ URL: https://curia.europa.eu/jcms/jcms/j_6/fr/ 1. Conseil d’Etat, arret du 20 fevrier 1974, n° 84722 2. Conseil d’Etat, arret du 11 octobre 1978, n° 08769 3. Conseil d'Etat, arret du 8 juillet 1988, n° 77118 4. Conseil d’Etat, arret du 8 aout 1990, n° 54500 5. Conseil d’Etat, arret du 26 juin 1992, n° 75558 6. Cour administrative d'appel de Bordeaux, arret du 28 juin 1994, n° 93BX00796 7. Conseil d’Etat, arret du 30 octobre 1996, n° 141043, 8. Conseil d'Etat, arret du 16 juin 1999, n° 177075 9. Conseil d’Etat, arret du 19 novembre 2009, n° 304632 10. Conseil d'Etat, arret du 21 mars 2011, № 306225 11. Cassation criminnelle., 25 juin 2003, № 02-86.182 12. Cassation criminnelle, 2 avr. 2003, № 03-80.151 13. Cassation criminnelle, 20 fevr. 2008, № 07-2.977 Суд Европейских сообществ: 1. CJCE, 28 fevr. 1984, aff. 294/82, Senta Ein 2. CJCE, 4 juil. 1988, aff. 289/86, Happy Family c/ Inspecteur dem Omzetbelasting; 3. CJCE, 6 dec. 1990, aff. C-343/89, Witzemann c/ Hauptzollamt Munchen-Mitte III. Комментарии к законодательству 1. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации Часть 1, 3-е изд., перераб. и доп. / под ред. А.В. Касьянова, Л. В. Чистяковой. – М. : ИД «ГроссМедиа» [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 20.05.2018 2. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, 4е изд., перераб. и доп. / под ред. Гуева А.Н. [Электронный ресурс]. – Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». – Режим доступа: локальный. – Дата обновления 20.05.2018 3. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Грачева Ю.В., Князев А.Г., Чучаев А.И.. М.: Юридическая фирма «Контракт», 2017 IV. Монографии 1. Кинсбургская В.А. Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах / В.А. Кинсбургская — М. : Юстицинформ, 2013, 2. Кучеров И.И., Шереметьев И.И. Административная ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах. М., 2006. 3. Ильин А.В. Особенности системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений во Франции — М.: «Налоги и финансовое право», 2006 V. Учебная литература 1. Налоговые преступления: уголовная ответственность, проблемы квалификации. Научно-практическое пособие / отв. ред. д.ю.н., проф. Н.Г. Кадников. – М.: ИД «Юриспруденция», 2016 2. Введение в российское налоговое право: Учебное пособие / А. Н. Козырин. — М.: Институт публично-правовых исследований, 2014. 3. Крохина, Ю. А. Налоговое право : учебник для академического бакалавриата / Ю. А. Крохина. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2015 4. Налоговое право. Общая часть : учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. И. И. Кучерова. — М. : Издательство Юрайт, 2014. 5. Финансовое право: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция»; под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко: - Москва: Проспект, 2006 6. Уголовное право России: Части общая и особенная: учебник / М.П. Журавлев; под ред. А.И. Рарога — 8-е изд. перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2016 7. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации : учебник. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. 8. Налоговое право: Учебник для вузов / под. ред. С.Г. Пепеляева. — М.: Альпина Паблишер, 2015 9. Уголовное право. Особенная часть : учебник для бакалавров / под ред. А.И. Чучаева - 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2018 10. Jean-Luc Albert. Finances publiques, Dalloz, 10e edition, 2017 11. A. Baudu. Cadres generaux du systeme fiscal - Droit fiscal des personnes physiques - Droit fiscal des entreprises, Gualino, 9e edition, 2017 12. X. Cabannes, C. De Lauzainghein, M.-H. Stauble-de Lauzainghein. Droit fiscal, Dalloz, 15e edition, 2016 13. E. Delesalle. Guide fiscal et social du createur d’entreprise, Dunod, 8e edition, 2015 14. B. Grandguillot. Les points cles de la fiscalite des entreprises et de la fiscalite des particuliers. Gualino, 11e edition, 2017 15. Jacques Grosclaude, Philippe Marchessou. Droit fiscal general, Dalloz, 11e edition, 2016 VI. Статьи и сборники статей 1. Аширбекова М.Т. Новый порядок возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям / Аширбекова М.Т. // Законность — 2015 — N 1. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 2. Данилькевич Л.И. Налоговый контроль и санкции за налоговые правонарушения: французский опыт / Данилькевич Л.И. // Финансы —2004 — N 10. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 3. Золотарева А.Б., Киреева А.В. Возможные пути реформирования ответственности за нарушение налогового законодательства // Журнал российского права —2016 — N 10. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 4. Калинина Л.А. Некоторые современные проблемы административной ответственности за нарушение финансового и налогового законодательства // Законодательство — 1999 — N 8. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 5. Куянцев И.А. Налоги и налогообложение, Ч.1. Сборник студенческих работ // Студенческая жизнь — 2012 6. Лукьянова А.В. Пеня в налоговом законодательстве Российской Федерации и зарубежных стран / Лукьянова А.В. // Публично-правовые исследования —2015 — N 3. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 7. Силкин В.А. Систематизация бухгалтерского законодательства в России и странах Евросоюза / Жилкин В.А. // Налоги — 2017. — N 2. — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 8. Шаукенов А.Т. Некоторые проблемы ответственности в налоговом праве // Налоги 2010 — N 4. — — Доступ из справочно-правовой системы «Гарант». — Режим доступа: локальный. — Дата обновления 20.05.2018. 9. Houari Zenasni. La responsabilite fiscale des dirigeants de societes commerciales, Oran, 2012
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ ПО ПРАВУ РОССИИ § 1. Понятие и признаки нарушений законодательства о налогах и сборах. Общая характеристика юридической ответственности за их совершение. Нарушение налогового законодательства — это разноотраслевые правонарушения, совершаемые такими группами субъектов, как: а) плательщики налогов и сборов, налоговые агенты и должностные лица организаций; б) физические лица и должностные лица организаций, а также ответственные должностные лица таких организаций, их заместители, которые в соответствие с законом обязаны содействовать налоговому администрированию, обязанные предоставлять налоговым органам определенные сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (регистрирующие и лицензирующие организации, контрагенты или иные лица, располагающие информацией о проверяемом налогоплательщике), свидетели, эксперты и переводчики; в) банки как платежные посредники между налогоплательщиками и государством; г) налоговые и иные государственные органы, уполномоченные принимать юридически значимые речения и выполнять юридически значимые действия в сфере налогообложения, равно как и их должностные лица. В.А. Кинсбургнская понимает под юридическая ответственностью за нарушение налогового законодательства «совокупность принудительных мер воздействия карательного характера, которые применяются к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке» . Ответственность за нарушение налогового законодательства — это также совокупность различных видов юридической ответственности. Правовая наука и судебная практика традиционно выделяют три основных вида ответственности, следующей за нарушение законодательства о налогах и сборах — ответственность за нарушение норм НК, административную и уголовную ответственности. Так как в теории права существует множество взглядов на природу юридической ответственности, то это напрямую влияет и на множественность взглядов относительно природы юридической ответственности в налогов-правовой сфере и налоговой ответственности в частности. Так, С.Г. Пепеляев под налоговой ответственностью понимает «комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке». Некоторые специалисты выделяют налоговую ответственность как отдельный вид ответственности, отличный от материальной ответственности, но для этого нет достаточных оснований. О налоговой ответственности можно говорить только как о комплексе институтов, объединяющем нормы разных отраслей права, которые направлены на защиту налоговых правоотношений. Очень важно в этой связи установить терминологическую точность и четко определиться с понятиями «юридическая ответственность за нарушение налогового законодательства», «налоговая ответственность», а также «юридическая ответственность за налоговое правонарушение». Иногда вместо термина «налоговая ответственность» применяют термин «финансовая ответственность», который равнозначен по своему значению термину «финансовая санкция» в значении имущественной, денежной ответственности. Калинина Л.А. полагает, что налоговая (финансовая) ответственность не является самостоятельным видом ответственности, поскольку такое их выделение должно быть основано на характерных признаках, которые бы описывали налоговую ответственность как вид юридической ответственности, отличный от уголовной, административной или гражданско-правовой. Правоприменительная практика на данный момент не выработала критерий такого отделения. Если же рассматривать финансовую или налоговую ответственность в качестве самостоятельного вида ответственности руководствуясь мнением некоторых ученых относительно того, что кодификация определенной отрасли права влечет за собой появление отдельного вида юридического ответственность, которая наступает за нарушение норм этой отрасли права, то следует также выделять земельную, бюджетную, экологическую и таможенную ответственности в рамках административной ответственности, что представляется в корне неверным. Под налоговым правонарушением Козырин понимает нарушение лицом налоговой дисциплины, а именно виновное, противоправное, общественно опасное деяние лица в налоговои? сфере, причиняющее вред публичным финансам (а именно — публичным доходам), а через них — государству, обществу и отдельным лицам. Законодательное закрепление налогового правонарушения содержится в статье 106 НК РФ: «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность». К признакам налогового правонарушения, таким образом, относятся следующие признаки: 1. Поведение, выражающееся в определенных деи?ствиях или бездеи?ствии; Действием является активное поведение, непосредственные действия виновного лица, а бездействие — это пассивное поведение, образующее налоговое правонарушение без непосредственных действий. К бездействию следует относить ситуации, когда в установленные сроки не осуществляются либо ненадлежащим образом исполняются предписания НК РФ или уклоняются от их исполнения. 2. Поведение, противоречащее нормам законодательства о налогах и сборах; В соответствие со ст. 1 НК РФ к налоговому законодательству относят как сам НК РФ, так и принятые в соответствие с ним федеральные законы о налогах, сборах, страховых взносах. Помимо налогового законодательства, относящегося к федеральному уровню, к правонарушениям относят также и нарушения законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом, а также нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом. 3. Виновное поведение; Виновность — это отношение лица к совершаемому им деянию (составляющее субъективную сторону налогового правонарушения) и негативную оценку этой вины как достаточного основания для привлечения правонарушителя к налоговой ответственности. В силу п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11 июня 1999 «вина является обязательным условием привлечения лица к ответственности за налоговое правонарушение». В связи с этим необходимо отметить, что отсутствие вины не является основанием для освобождения от налоговой ответственности в виде уплаты пени, так как она не является мерой налоговой ответственности. Налоговое правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Вина юридического лица зависит от вины должностных лиц этого юридического лица, которые совершили изначальное нарушение законодательства о налогах и сборах. 4. Общественно опасныи? характер противоправного поведения; 5. Наличие установленной в нормативном правовом акте ответственности за совершение деяния, нарушающего налоговое законодательство. В случае если виновность, противоправность и субъект правонарушения установлены при анализе конкретного деяния, однако никакой нормативно-правовой акт не предусматривает ответственность за него, то оно не образует состав правонарушения. Субъектами привлечения к юридической ответственности за нарушение НК являются лица, достигшие возраста 16 лет, равно как и юридические лица. Статья 19 НК подробно дает легальное определение налогоплательщиков. Ими признаются физические лица, юридические лица, которые законодательно обязаны платить налоги, сборы или страховые взносы. В порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В таких ситуациях хоть и исполнение обязанности по уплате налогов осуществляется организацией через свои филиалы по месту их нахождения, но налогоплательщиком остается сама организация. Именно она должна встать на учет по месту нахождения филиала и вести учет доходов, расходов и иных объектов налогообложения. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налогоплательщиками признаются иностранные структуры без образования юридического лица. К ответственности за налоговые правонарушения могут привлекаться не только налогоплательщики, но и эксперты, переводчики, свидетели, различные специалисты. Таким образом, к юридической ответственности за нарушение налогового законодательства лица привлекаются только в случае если имело место событие правонарушения, если была установлена вина налогоплательщика или иного другого субъекта, и если лицо является дееспособным в рамках налогового законодательства. § 2. Ответственностью за совершение налогового правонарушения. Понятие и мера налоговой ответственности. Под ответственностью за совершение налогового правонарушения понимается государственно-властное правоотношением между государством в лице управомоченных налоговых органов и налогоплательщикам, в структуре которого лежит право налогового органа налагать санкции на виновного налогоплательщика и обязанность налогоплательщика эти санкции претерпевать. Таким образом, такая ответственность представляет собои? негативную реакцию государства на факт совершения налогового правонарушения . Основаниями налоговои? ответственности выступают: 1. Закрепленная в Налоговом кодексе РФ модель налогового правонарушения (нормативное основание); 2. Реально совершенное налоговое правонарушение (фактическое основание); 3. Акт суда или налогового органа о привлечении к ответственности (процессуальное основание) . Налоговая ответственность отличается от других видов ответственности, которые могут наступать в результате совершения налогового правонарушения — административной и уголовной ответственности. Первым отличием является источник закрепления и регулирования налоговой ответственности: она регулируется только НК РФ, и никакие другие нормативные правовые акты не могут устанавливать состав налоговых преступлений и санкции за их совершение. Административная ответственность за нарушение налогового законодательства установлена в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ), а уголовная ответственность — Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ). В материально-правовом смысле налоговая ответственность ничем не отличается от административно-правовой ответственности, однако между ними существуют достаточно существенные процессуальные различия. Так, административно-судебный порядок проходит в два этапа, для него установлен трехлетний срок исковой давности, существует возможность обжалования вынесенных решений . Вторым отличием налоговой ответственности от уголовной и административной является наличие штрафа как особого вида санкции, которая наступает в результате совершения налогового правонарушения, влекущего налоговую ответственность. Штраф представляет собой единственный вид санкции, предусматриваемый НК РФ. Административная и уголовная ответственность же предполагают более широкий спектр возможных санкций, которые следуют за совершением противоправного деяния, куда входят административный арест, выдворение за пределы Российской Федерации, дисквалификация, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность, лишение свободы, лишение специального права, обязательные работы и т.д. Привлечение к ответственности и наложение налоговых санкции? (штрафов) представляют собои? результат реализации охранительнои? (карательнои?) функции налогового права и вместе с тем выполняют определенные воспитательные задачи, содеи?ствуя формированию налоговои? культуры в обществе и поддержанию налоговои? дисциплины. В отличие от взыскания недоимки и налоговои? пени, которое производится в правовосстановительных фискальных целях, штраф как налоговая санкция не может налагаться в фискальных целях. Он используется как средство карательного воздеи?ствия на правонарушителя, но не как фискальныи? инструмент, преследующии? в качестве основнои? цели пополнение публичных доходов. В одном из своих решении? Конституционныи? Суд РФ указал, что «суммы штрафных санкции?, взыскиваемых с лиц за нарушение ими требовании? налогового законодательства и определяемые Налоговым кодексом РФ, выходят за рамки налогового долга как такового; этим они отличаются от недоимок и налоговои? пени и, по существу, представляют собои? разновидность публично-правовои? ответственности имущественного характера» (постановление КС РФ от 14.07.2005). Таким образом, существование штрафа как особого вида санкции за налоговые правонарушения характеризует налоговую ответственность как особый вид ответственности перед государством, а не перед третьими лицами — публично-правовую ответственность. Особенностью налоговои? ответственности является правило, в соответствии с которым при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушении? налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгои? санкции более строгои?. Общие основания привлечения к ответственности за нарушение НК предусмотрены в ст. 108 НК РФ: 1. К ответственности за нарушение НК лицо может быть привлечено только тогда, когда каждое конкретное правонарушение содержится в НК РФ. 2. Лицо может понести ответственность за нарушение НК РФ только один раз, следовательно, оно не может быть привлечено к ответственности по тому же основанию. 3. Как в административном, и в уголовном праве, в налоговом праве также существует правило о необходимости установления события правонарушения для привлечения лица к юридической ответственности. Привлечение к налоговой ответственности должно соотноситься с четкой регламентированной законом процедуре и совершаться на основании акта, вынесенного компетентным органом государственной власти, в котором содержатся все законные основания привлечения лица к ответственности. 4. Если лицо было привлечено к ответственности за нарушение нк, то это не освобождает его от возможного привлечения к административной или уголовной ответственности в будущем. То же правило относится и к дисциплинарной ответственности: если по вине работника организация была привлечена к ответственности за нарушение НК РФ, то впоследствии глава организации может наложить на виновного работника дисциплинарную санкцию 5. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени. 6. Принцип презумпции невиновности — лицо не считается виновным в нарушении НК РФ и не подлежит привлечению к юридической ответственности, пока его вина не будет доказана в соответствие с законом. Бремя доказывания виновности лица лежит на налоговом органе. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения установлены в ст. 109 НК РФ. К ним относятся отсутствие события налогового правонарушения, отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения, совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста, а также истечение срока давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, который по общему правилу составляет 3 года. В случае привлечения к уголовной ответственности ответственность за налоговое правонарушение снимается и может быть возобновлена только в случае если уголовное дело не будет возбуждено или подлежит прекращению. Привлечение организации или физического лица к налоговой ответственности и привлечение должностного лица к уголовной ответственности обращают два самостоятельных состава, и исчисление сроков здесь происходит независимо друг от друга. Таким образом, процесс привлечения к юридической ответственности опирается на принципы законности, справедливости, неотвратимости, а также на принцип презумпции невиновности. Важным является то, что ответственность за нарушение НК РФ не исключает другие виды ответственности (административную и уголовную), а наоборот часто предшествует их наступлению. § 3. Виды налоговых правонарушений В главе 16 НК РФ перечислены все налоговые правонарушения, последствиями за которые является привлечение лица к налоговой ответственности и наложение санкции в виде штрафа. Все правонарушения, предусматриваемые НК РФ можно условно разделить на несколько групп. К первой группе относятся правонарушения против системы налогов, которые направлены на незаконное установление, ввод в действие и взимание налогов. Незаконные налоги представляют собой покушение на собственность юридических и физических лиц, и взимание таких налогов должно пресекаться различными методами. К этой группе правонарушений могут быть отнесены следующие составы правонарушений, которые не устанавливаются ни в КоАП РФ, ни в НК РФ в силу того, что в российской правовой традиции не предусматривается ответственность государства за совершение налогового правонарушения: 1. Незаконное установление и/или введение налогов, т.е. издание должностным лицом акта, предусматривающего установление и введение в действие налога, не установленного законодательством, или издание должностным лицом акта о начислении налога, установленного законодательством, если его исчисление и наложение не входит в его компетенцию 2. Незаконное взимание — прямое или косвенное понуждение к уплате налогов, не установленных или не введенных в соответствие с законодательством, принуждение к уплате налога в большем размере, незаконный отказ в предоставлении льгот или понуждение к уплате налогов до наступления законно установленных сроков их уплаты. 3. Незаконное освобождение от уплаты налогов, т.е полное или частичное освобождение налогоплательщика от выполнения обязательств по уплате налогов путем предоставления льгот или сложения недоимки, если эти действия совершены с превышением установленных законом полномочий должностного лица либо с нарушением установленных законом оснований и процедур. Во второй группе содержатся правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков, которые также не урегулированы российским законодательством, однако они по мнению С.Г. Пепеляева должны присутствовать в налоговом законодательстве, так как именно такие правонарушения подрывают основу налогообложения – бизнес. К таким правонарушениям предлагается относить: 1. Незаконное воспрепятствование хозяйственной деятельности налогоплательщика, т.е. незаконный отказ должностного лица в постановке на учет в налоговый орган, незаконное приостановление операций налогоплательщиках по счетах в банках или в иных кредитных учреждениях, незаконное наложение ареста на имущество налогоплательщика и т.д. 2. Отказ налогового органа от консультирование или непредставление консультаций — отказ предоставить налогоплательщику бесплатную письменную информацию о порядках и условиях налогообложения. 3. Разглашение налоговой тайны К третьей группе налоговых правонарушений относятся правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика. К таким правонарушениям причисляются: 1. Нарушение налогоплательщиком и должностным лицом организации налогоплательщика установленного законом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ). 2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе — ведение организацией или предпринимателем деятельности без постановки на налоговый учет, ответственность за которое установлена для налогоплательщиков в ст. 117 НК РФ, а для должностных лиц организаций-налогоплательщиков в ст. 15.3 КоАП РФ. Если же уклонение от постановки на учет производится с целью уклониться от уплаты налогов, то при таких обстоятельствах ответственность должна наступать за уклонение от уплаты налогов. Одновременное применение мер ответственности за непостановку на учет и за уклонение от уплаты налогов не допускается, так как никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение. 3. Нарушение сроков представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ и ст. 15.4 КоАП РФ). Ответственность устанавливается за то, что субъект не предоставляет налоговому органу информацию о закрытии или открытии счета в банке в течение 10 дней после указанной операции. В этой связи очень близки налоговым правонарушениям нарушения требований законодательства, регулирующего наличное денежное обращение, ведь одна из задач введения ограничений на операции с наличностью — это воспрепятсвование уклонению от налогообложения. Типичными правонарушениями из данной области являются незаконные расчеты и нарушение кассовой дисциплины. Административная ответственность для должностных лиц за нарушения порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций установлена для организаций и их должностных лиц в ст. 15.1 КоАП РФ. 4. Несвоевременное предоставление информации о налогоплательщике и уклонение от предоставления информации о налогоплательщике (ст. 126 НК РФ и 15.6 КоАП РФ). Ответственность банков за эти действия устанавливается в ст. 1351 НК РФ. 5. Уклонение от представления информации, необходимой для исчисления налоговым органа налога, т.е преднамеренное длительное игнорирование законного требования налогового органа о предоставлении документов. Данное правонарушение закреплено в ст. 1291 НК РФ в виде неправомерного несообщения или несвоевременного сообщения сведений налоговому органу. В ч. 2 ст. 15.6 КоАП предусмотрена ответственность за аналогичное правонарушение, а также за предоставление таких сведений в налоговый орган в неполном или в искаженном виде. 6. Открытие банком счета организации при отсутствии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (ст. 132 НК РФ и 15.7 КоАП РФ). К следующей группе правонарушений относятся правонарушения против исполнения доходной части бюджета. Такие правонарушения были выделены в отдельную главу НК (гл. 18 «Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение), а ответственность должностных лиц банков за ненадлежащее исполнение требований налогового законодательства устанавливается в статьях 15.7 - 15.9 КоАП РФ. Таким образом, все нарушения НК РФ можно условно подразделить на несколько групп в зависимости от вида состава этих правонарушений, от объекта посягательства на правонарушения, посягающие на налоговую систему страны в целом, правонарушения, посягающие на права, свободы и законные интересы налогоплательщиков, правонарушения, нарушающие гарантии реализации прав налогоплательщиков, а также правонарушения, посягающие на законный порядок исполнения доходной части бюджета. ? § 4. Административная ответственность за нарушение законодательства и налогах и сборах Административные правонарушения — противоправные, виновные действия (бездействия) физических или юридических лица, за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Под административными правонарушениями в сфере налогообложения следует понимать налоговые правонарушения (нарушения законодательства о налогах и сборах), ответственность за совершение которых установлена КоАП РФ. Элементами административного правонарушения в сфере налогообложения (как, впрочем, и элементами любого правонарушения) являются: объект правонарушения, объективная сторона, субъективная сторона правонарушения и субъект правонарушения. Административная ответственность на данный момент является средством защиты многих общественных отношений, которые прямо не вытекают из управленческих отношений, но возникают, изменяются и прекращаются в сфере функционирования органов исполнительной власти в процессе реализации ими своих властных полномочий. Не является исключением и область налогообложения, где административный надзор и контроль в фискальной сфере осуществляются многими государственными странами в отношении подчиненных им коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Такие отношения всегда носят публичный, а именно административно-правовой характер, поскольку касаются выполнения общеобязательных предписаний государственных органов и использование мер государственного принуждения с целью предупреждения выявления и пресечения правонарушений. По мнению большинства экспертов, налоговая ответственность по своей природе является разновидностью административной ответственности. Их разграничение проводится по субъекту правонарушения: по НК РФ отвечает налогоплательщик — физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель в зависимости от вида налога, а по КоАП РФ — должностное лицо организации налогоплательщика.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 99 страниц
990 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 80 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 85 страниц
750 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg