Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Теоретические основы социальной реабилитациис детьми с ограниченными возможностями здоровья

irina_krut2019 1375 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 55 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Актуальность исследования заключается в том, что современные реабилитационные учреждения, работающие с детьми с ограниченными возможностями, испытывают значительные трудности в выборе форм и методов, и технологий социальной работы с данной группой детей. Они обусловлены отсутствием регламентирующих документов, учебников, специального методического инструментария, публикаций в специальной литературе, освещающих практический опыт социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Между тем, социальный заказ родителей детей, посещающих реабилитационные учреждения, весьма значителен: адаптация в обществе (формирование элементарных навыков жизнеобеспечения), успешная социальная реабилитация и применение современных, инновационных технологий. Степень научной разработанности темы. Изучению проблемы социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья посвящены работы Ю.С. Ерохина, О.Н. Петровой, Е.И. Холостовой, Е.В. Чаплинской и др. Важное место в подготовке детей – инвалидов к интеграции в социальную среду занимают вопросы их социальной реабилитации. Исходя из вышесказанного, была определена цель исследования. Цель исследования – изучить и проанализировать основные методы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Объект исследования – процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Предмет исследования –содержание и технология социальной реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Задачи: 1. изучить научно-методическую литературу по проблеме социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями; 2. определить роль социальной реабилитации в работе с детьми с ограниченными возможностями. 3.Изучить опыт отделения реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бирском районе и г. Бирск. 4. Провести исследование, сделать выводы Методы исследования: анализ научной психологической, педагогической и социологической литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовой базы, обобщение опыта социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, анализ документов, наблюдение, анкетирование. Практическая значимость исследования заключается в анализе и обобщения опыта деятельности реабилитационного центра, разработке программы. Результаты исследования могут быть внедрены в деятельность реабилитационных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены на научно-практической конференции «Современные тенденции развития теории и практики социально-педагогической, психолого-педагогической деятельности и социальной работы» (Бирск, 2018). База исследования ? государственное бюджетное учреждение республиканский реабилитационный центр отделение реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бирском районе и г. Бирск. Структура выпускной квалификационной работы состоит из: введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
Введение

По данным ООН, в мире насчитывается около 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет примерно 1/10 часть всех жителей нашей планеты, из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями. Проблемы детской инвалидности приобретают особую важность на фоне роста числа детей с ограниченными возможностями в Российской Федерации. Рост и высокая распространенность детской инвалидности обусловливает необходимость совершенствования профилактики, изучения и целенаправленного воздействия на основные факторы риска, ее формирующие. Для Российской Федерации проблема детской инвалидности является очень актуальной. По официальной статистике Росстата на 2016 год в РФ 616 905 тысяч россиян до 18 лет имеют статус детей-инвалидов, среди которых 30% дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. В то время как в сравнении с 2015 годом по России числилось 604 850 тысячи детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные цифры говорят о непосредственном увеличении данной проблемы. В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные работники и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от "нормального" детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Группа детей с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая синдром раннего детского аутизма, с задержкой и комплексными нарушениями развития. На современном этапе развития возникает необходимость всестороннего изучения проблемы детской инвалидности, что является основой для повышения уровня и качества знаний, совершенствования технологий деятельности всех специалистов, работающих с данной группой детей, включая специалистов социальной работы. Это обусловлено проблемами межличностных отношений между детьми с ограниченными возможностями здоровья и их родителями, неадекватным оцениванием своего ребенка, жестоким обращением с ним и т.д. Поэтому помощь детям с ограниченными возможностями здоровья требует социально-психологической поддержки их семей. Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья в большой степени зависит от благополучия его семейной ситуации, от адекватного участия родителей в его физическом и нравственном становлении, правильности их воспитательных воздействий. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья нуждается в особом подходе. Чтобы эффективно управлять формированием его личности, требуются глубокие знания психологических закономерностей, объясняющих специфику развития ребенка.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1 теоретические основы социальной реабилитациис детьми с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Дети с ограниченными возможностями как объект социальной работы 1.2Сущность и содержание социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья 1.3 Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Выводы по главе 1 ГЛАВА 2 РЕАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА 2.1 Анализ опыта социальной реабилитации в отделении реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в Бирском районе и г.Бирск 2.2 Анализ результатов исследования 2.3 Программа по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Выводы по главе 2 ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение 1 Анкета для родителей, воспитывающих ребенка / детей с ограниченными возможностями здоровья
Список литературы

Отрывок из работы

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИС ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 1.1 Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы Дети с ограниченными возможностями здоровья, число которых постоянно растет, особенно нуждаются в помощи, так как являются самыми не защищенными и уязвимыми перед современными реалиями. Число детей с ограниченными возможностями здоровья в России за 2015 год увеличилась почти на 10%. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке. По данным Министерства труда и социальной защиты, в России на 2014 год численность детей-инвалидов составила 540 тыс. 837. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году. В то время как статистика Росстата на 2016 год указывает на цифру 616 905 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья ( В России выросло число детей-инвалидов // Интерфакс: [сайт].URL: http://www.interfax.ru/russia/436880 (Дата обращения 9.02.2018)). Данная тенденция связана, в том числе и с тем, что за последние 10 лет в России в 1,5 раза чаще стали рождаться дети с врожденными пороками развития. Медики связывают это с неблагоприятной экологической обстановкой, работой женщин на вредных производствах, курением. Понятие «ребенок с ограниченными возможностями здоровья можно разделить на две категории. Одна группа таких детей ? это дети с врожденными нарушениями работы различных органов чувств, с физическими недостатками или умственно отсталые дети. Другая группа детей ? это те, кто вошел в группу лица с ограничениями по состоянию здоровья в результате длительной болезни [Гришина,2001]. В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка с ограниченными возможностями здоровья определяется степень нарушения здоровья. Первая степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости ее определения у лиц старше 18-ти лет. Вторая степень утраты здоровья устанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка. Третья степень утраты здоровья соответствует 2-й группе инвалидности у взрослого. Наконец, четвертая степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка, при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий и соответствует 1 группе инвалидности у взрослого [Сухова, 2003]. Любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без знания общей ситуации, картины. Оперативное реагирование достигает цели только тогда, когда выстроена сама система. Важнейшим фактором успешной реабилитации и абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является их семья. Основное внимание социального работника должно быть направлено на то, чтобы выявить, как инвалидность ребенка отражается на жизнедеятельности его родителей, братьев и сестер, других близких, изучить, какое воздействие на состояние ребенка оказывает его близкое окружение [Акатов,2004]. Основная цель социальной работы с семьями, имеющими ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проявляется в оказании различной социальной помощи, содействии социализации детей и их интеграции в обществе, а также обучении родителей особенностям воспитания детей и методикам реабилитации. Для достижения данной цели необходимо выполнение следующих задач социальной работы, которые заключаются в: 1. Выявлении семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в социальной поддержке. 2. Содействии интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество для преодоления барьеров, которые мешают нормальному социальному функционированию. 3. Разработке индивидуальных программ реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом рекомендаций комиссии медико-социальной экспертизы (МСЭ). 4. Обеспечении реализации программ реабилитации и координировании в этих целях совместных действий социальных, физкультурно-оздоровительных, социально-психологической, социально-правовых, способствующих реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. 5. Проведении социальной реабилитациис родителями детей с ограниченными возможностями здоровья, с отклонениями в умственном и физическом развитии. 6. Организации и осуществлении работы, которая направлена на предупреждение социального неблагополучия семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. 7. Содействии в оказании социально-экономической поддержки семьям с детьми с ограниченными возможностями здоровья, испытывающими материальные трудности. 8. Формировании правовой грамотности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья по вопросам предоставления им льгот и социальных гарантий [Дементьева,2010]. По функциям применения можно выделить следующие социальные технологии в социальной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья: ? психологические (которые воздействуют на психологические процессы, состояния, функции); ? социально-психологические (которые изменяют процессы в системе человек/группа); ? медико-социальные (которые влияют на физическое состояние и связанные с ним социальные аспекты существования ребенка с ограниченными возможностями здоровья); ? финансово-экономические (которые позволяют обеспечить нуждающиеся семьи пособиями, льготами и иными материальными ресурсами). Области применения социальных технологий, направленных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, характеризуется: ? установлением социальной проблемы, выявлением причин и поиском способов ее решения, сбором информации о семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (диагностика); ? изменением социального статуса, экономического, культурного уровня, ценностей, ориентаций семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (коррекция); ? помощью по восстановлению ресурсов и жизненных сил семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (реабилитация); ? предупреждением социальных и индивидуальных рисков семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья (профилактика); В настоящее время существует множество технологий социальной работы с семьями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья. К основным из них можно отнести: технологию социальной реабилитации, социального консультирования, социальной коррекции, посредничества, социальной адаптации, социальной профилактики, социальной диагностики и т.д [Дементьева,2010]. Таким образом, рассмотрев теоретические основы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья можно сделать вывод, о том, что разрешение данной социальной проблемой возможно при организации комплексной системы социальной работы с детьми с ограниченными возможностями и их семьями. Ведь именно социальная работа содействует в разрешении их проблем. 1.2 Сущность и содержание социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Понятие «социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья» можно рассматривать в различных его вариантах: как процесс, как конечный результат и как деятельность. Социальная реабилитация как процесс представляет собой динамическую систему, в ходе которой осуществляется последовательная реализация постоянно возникающих в ходе взаимодействия с ребенком тактических задач на пути к достижению стратегической цели – восстановления его социального статуса, формирования устойчивой к травмирующим ситуациям личности, способной успешно интегрироваться в общество. Процесс социальной реабилитации осуществляется под руководством специалиста в этой области, протекает, как и педагогический процесс, в специально организованных условиях, в ходе которых используются различные формы, методы и специальные средства воздействия на ребенка [ Холостова,2007]. Основная цель социальной реабилитации обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушение, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель – предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались. Третья цель социальной реабилитации – реабилитировать семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относиться к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи [Ярская-Смирнова,2004]. Система реабилитации предусматривает значительный набор услуг, оказываемых не только детям, но и их родителям, семье в целом и более широкому окружению. Все услуги координированы таким образом, чтобы оказать помощь индивидуальному и семейному развитию и защитить права всех членов семьи. Помощь при малейшей возможности должна оказываться в естественном окружении, то есть не в изолированном учреждении, а по месту жительства, в семье. Социальная реабилитация с детьми с ограниченными возможностями преследует цель восстановления у ребенка социального опыта через реализацию целенаправленных программ и действий, направленных на вхождение индивида в общество или культурную систему. Осуществление реабилитации предусматривает работу по следующим направлениям: ? патронаж семей с целью выявления проблем, изучение микроклимата семьи, жилищно-бытовых условий, нуждаемости в услугах узких специалистов, возможность организации помощи ребенку в центре, оказание адресной социальной помощи, а также возможности обучения в домашних условиях; ? непосредственную работу в учреждении, либо за его пределами со специалистами учреждения; ? работа с детьми и родителями детей-инвалидов Содержание социальной реабилитации предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у ребенка нарушений: двигательных, речевых, интеллектуальных, поведенческих расстройств, нарушений общения, недостаточности высших психических функций; подключение компенсаторных возможностей [Ярская-Смирнова,2004]. Она строится на следующих принципах: ? раннее начало реабилитации. Раннее вмешательство зачастую позволяет устранить или компенсировать вредное воздействие инвалидизирующих нарушений, предотвратить накопление негативных последствий, и не допустить ухудшение состояния ребенка; ? комплексное воздействие реабилитации. Психические, физиологические и моторные функции ребенка, которые в высшей степени интегрированы, их невозможно представить изолированными. Комплексная реабилитация детей-инвалидов отражает тесное взаимодействие медицинской, психологической, социальной реабилитации с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей; ? непрерывность реабилитационного воздействия, которая подразделяется на последовательность и этапность реабилитационных мероприятий; ? принцип индивидуального подхода. Основными этапами социальной реабилитации детей с ОВЗ являются: 1. Определение исходного реабилитационного потенциала: ? социально-бытовой аспект (оценка наличного уровня и возможностей развития социально-бытовых навыков); ? медико-физиологический аспект (сбор аналитических данных); ? медико-психологический аспект (выявление острых проблем, кризисного состояния); ? педагогический аспект (определение уровня образовательной подготовки); ? социально-трудовой аспект (выявление отношения к трудовой деятельности, уровня развития трудовых навыков). 2. Составление индивидуальной комплексной программы реабилитации: ? социально-бытовой аспект – развитие навыков самообслуживания; ? медицинский аспект – составление комплекса оздоровительных и профилактических медицинских мероприятий, подбор упражнений адаптивной гимнастики; ? психологический аспект – подбор комплекса индивидуально-ориентированных методик психокоррекционной терапии; ? педагогический аспект – разработка индивидуального плана обучения и воспитания. 3. Реализация программы: ? социально-бытовой аспект – включение ребенка в социально-бытовой процесс социального или образовательного учреждения, в процесс самообслуживания; ? медицинский аспект – диспансеризация; курсы поддерживающего медикаментозного и физиотерапевтического лечения, упражнения, направленные на закаливание, усиление иммунитета, повышение сопротивляемости организма, освоение здоровьесберегающих технологий; ? психологический аспект – индивидуальное психологическое консультирование, включение в группы, где используются технологии сказкотерапии, музыкотерапии, игротерапии, арттерапии, гарденотарапии, театрализованные игры, драматизация и другие; ? педагогический аспект – реализация индивидуального плана формирования учебных умений и навыков, умений сотрудничать и преодолевать трудности; ? социально-трудовой аспект – воспитание положительного отношения к труду, формирование соответствующих трудовых умений и навыков, ориентирование в мире профессий. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут воспитываться и обучаться в следующих образовательных учреждениях: детских садах компенсирующего вида; детских садах комбинированного вида;дошкольных группах, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах; образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Начальная школа-детский сад» компенсирующего вида.[Василькова,2000]. Социальная реабилитация детей с ОВЗ включает следующие виды работ. 1.Скрининг детей, входящих в группы риска, и своевременное выявление инвалидизирующих заболеваний. Многим детям с ограниченными возможностями соответствующие диагнозы впервые ставят в учреждениях системы здравоохранения, куда такие дети попадают из-за очевидных физических проблем. В то же время некоторые нарушения развития не имеют явных внешних симптомов и могут оставаться невыявленными в течение многих месяцев и даже лет. Многие родители не умеют распознать признаки отставания в развитии или замечают его лишь тогда, когда оно принимает ярко выраженные формы. Естественно, несвоевременное выявление нарушений развития делает невозможным оказание профилактических услуг, которые способствовали бы нормальному развитию и позволяли бы минимизировать долгосрочные негативные последствия. 2.Оказание услуг, подбор ресурсов и межведомственная координация. Управлять процессом оказания услуг необходимо для того, чтобы каждая семья получила доступ к организациям, программам и ресурсам, наиболее полно удовлетворяющим ее потребности. Многие семьи нуждаются в одновременной помощи нескольких организаций или специалистов в таких областях как медицина, образование, денежные пособия, индивидуальные программы развития, психиатрическая и психологическая помощь, социальные услуги. 3.Развивающие услуги. Развивающие услуги призваны компенсировать отставание в развитии и содействовать ускорению его темпов. Кроме того, они преследуют своей целью освоение родителями навыков и формирование у них установок, необходимых для успешного ухода за детьми-инвалидами [Малофеева,2001]. Работа может идти по следующим направлениям: ? стратегии управления поведением; ? организация досуга; ? планирование и ведение домашнего хозяйства; ? получение доступа к поддерживающим услугам, предлагаемым местными общественными организациями; ? преодоление негативных установок и предрассудков; ? освоение развивающих видов деятельности и т.п; ? расширение коммуникативного опыта таких детей, их социальных контактов; ? повышение уровня функциональной зрелости; ? формирование у них опыта индивидуального жизнеобеспечения, самоорганизации. Группы, в составе которых родители изучают эти вопросы, могут стать для участников важным источником помощи и поддержки. Необходимо по мере возможности находить программы, предлагающие различные формы организации досуга, приемлемые для таких детей (совместное времяпрепровождение, занятия по интересам и т.п.). Существующие реабилитационные центры с детьми ведут детские терапевтические и реабилитационные группы. Различные программы по работе с детьми дошкольного возраста позволяют удовлетворить потребности развития многих детей-инвалидов в интегрированной обучающей среде [Гембаренко,2002]. Поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется: ? в специализированных образовательных учреждениях для нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в условиях разновозрастных, в центрах диагностики и консультирования, психолого-медико-социального сопровождения, психолого-педагогической реабилитации и коррекции и др.; ? в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; ? в учреждениях дополнительного образования: центрах дополнительного образования детей, детских оздоровительных центрах различного профиля и др.; ? в специализированных социально-реабилитационных группах, территориальных центрах помощи семье и детям; ? в кризисных центрах. 4.Специальное обучение. Воспитание и обучение таких детей осуществляется в соответствии со специальным учебным планом и специальными программами, в том числе и лицензированными авторскими. В данных учреждениях создается соответствующая предметно-развивающая среда, отвечающая особенностям развития таких детей. Воспитание и обучение детей осуществляется специально подготовленными педагогами-дефектологами, воспитателями, музыкальными руководителями и инструкторами по физическому воспитанию. Родители и педагоги совместно разрабатывают для таких детей индивидуальные планы обучения с учетом результатов оценки их потребностей в плане развития [Малофеева,2001]. Таким образом, ребенок с ОВЗ может обучаться как в условиях специализированных (компенсирующего или коррекционного вида), так и в условиях интегрированного, инклюзивного (совместного с нормативно развивающимися детьми) воспитания и обучения. 5.Консультирование и эмоциональная поддержка. Большинство семей, в которых проживают дети с ОВЗ, время от времени нуждаются в значительной эмоциональной поддержке. В некоторых случаях рождение подобного ребенка может спровоцировать кризис. В таких семьях часто встречаются депрессия и тревога. Отношения между супругами могут осложниться, а у братьев и сестер такого ребенка могут возникнуть поведенческие или эмоциональные проблемы. Кроме того, сами дети могут быть подвержены депрессии или тревоге, которая может стать одной из причин поведенческих расстройств [Бабенкова,2014]. Социальные работники должны периодически оценивать потребность родителей и других членов семьи в квалифицированной психологической помощи и в случаях, когда возникает такая необходимость, направлять их к соответствующим специалистам. Таким образом, социально-реабилитационная работа детей с ограниченными возможностями ориентирована не только на решение интересов, конкретных проблем каждого, но и, прежде всего, на укрепление и развитие их собственного потенциала. В данном процессе особенно значимой становится роль социального работника, который должен не только помогать семье, каждому ребенку преодолевать ежедневные трудности, но и обучать членов семьи способам самопомощи и взаимопомощи, помогать им строить свой жизненный сценарий в соответствии с максимально высоким уровнем качества жизни. 1.3 Технология социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Главное назначение социальных технологий — регулирование социальных процессов в различных областях с помощью специфических средств. Многообразие социальных процессов, а следовательно, технологий их регулирования, обусловлено широким спектром социальной деятельности в целом и социального обслуживания, различаясь по целям. функциям, характеру и результатам [Гуслякова,1997]. Для каждого вида социальной деятельности создаётся особая технология. Технологии социальной реабилитации включают совокупное приёмов и методов, обеспечивающих прогрессивное развитие ребёнка, имеющего инвалидность. Социальная реабилитация — это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Она включает в себя получение образования и общего развития, воспитания, умения контактировать и взаимодействовать с другими людьми [Холостова,2003]. Основные цели социальной реабилитации, можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, восстановление социального статуса, социальной позиции субъекта. Во-вторых, достижение субъектом определённого уровня социальной, материальной и духовной независимости. И, наконец, в-третьих, повышение уровня социальной адаптации субъекта к новым условиям жизнедеятельности [Акатов,2003]. Главные методы социальной реабилитации должны способствовать интеграции детей-инвалидов в общество здоровых детей, преодолению комплексов и раскрытие их потенциала. Различают следующие формы реабилитации, взаимосвязанные между собой. Медицинская реабилитация — она направлена на восстановление или компенсацию той или иной утраченной функции или на возможное замедление заболевания. В ходе медицинской реабилитации ребенок проходит курс лечебных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, восстановление и развитие физиологических функций, нарушенных болезнью, на выявление и активизацию компенсаторных возможностей его организма с целью обеспечения в дальнейшем условии для возвращения к активной самостоятельной жизни [Сухова,2003]. Психологическая реабилитация — это воздействие на психическою сферу инвалида, направленное на развитие и коррекция индивидуально психологических особенностей личности. Психологическая реабилитация лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями предполагает проведение комплекса психодинамических мероприятии, ориентированных на коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций и состояний. Возвращение к психическому здоровью в процесс психической реабилитации предусматривает устранение нежелательных установок, неуверенности в своих силах, чувства тревоги и страхи. Процесс психической реабилитации требует создания специальных условии, содействующих сохранению положительною эффекта лечения (досуг, общение, диспансеризация) [Быков,2007]. Педагогическая реабилитация — под этим понимается комплекс мероприятий воспитательного характера в отношении детей, направленных на то, чтобы ребёнок овладел необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, получил школьное образование. Важно выработать у ребёнка психологическую уверенность в собственной полноценности, и сформировать правильную профессиональную ориентацию. В процессе педагогической реабилитации с помощью системы методов и приёмов обучения, воспитания и развития решаются вопросы восстановления, коррекции и компенсации нарушенных функций в процессе образования (как общего, так и специального). Кроме того, в целом процессе ребёнок усваивает основы научных знаний и вырабатывает соответствующие навыки и умения, постигает опыт человеческих отношений и жизни в обществе; бытовых (культура внутрисемейных отношений); деловых (культура профессиональных отношений); правовых и политических стереотипах поведения [Василькова,2000]. Социально — экономическая реабилитация - под ней понимается комплекс мероприятий по обеспечению инвалида необходимым и удобным жилищем, денежному обеспечению и т.п.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 89 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg