Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Развитие волевых качеств младших школьников во внеклассной деятельности.

irina_krut2019 1950 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 78 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объект исследования: волевые качества младших школьников. Предмет исследования: внеклассная деятельность как способ развития волевых качеств детей младшего школьного возраста. Цель исследования: развить волевые качества у детей младшего школьного возраста во внеклассной деятельности на основе разработанного комплекса занятий. Гипотеза исследования: мы предполагаем, что разработанный комплекс занятий во внеклассной деятельности позволит повысить эффективность формирования волевых качеств младших школьников. Методы исследования: психолого-педагогический анализ научной литературы, формирующий эксперимент, тестирование, сравнительно-сопоставительный метод, математико-статистическая обработка данных и интерпретация полученных результатов. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 с углубленным изучением отдельных предметов» городского округа г. Стерлитамак Республики Башкортостан. В экспериментальном исследовании принимали участие две группы испытуемых, в общем количестве 52 человека. Первой экспериментальной группой явились учащиеся 3-го «А» класса в количестве 25 человек. Контрольную группу составили учащиеся 3-го «Б» класса в количестве 27 человек. Возраст испытуемых детей – 9-10 лет. Гендерный аспект не учитывался, так как число девочек превышает число мальчиков. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы педагогом для разработки программ по внеклассной работе, целью которых, является повышение эффективности формирования волевых качеств младших школьников. Подобные формы работы с детьми расширяют их уровень самосознания и повышают степень принятия ответственности на себя. Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, литературы и приложений.
Введение

Актуальность исследования проблемы развития волевых качеств младших школьников в психологии и педагогике определяется высокой важностью вопросов воспитания и формирования волевой личности. Этот вопрос продолжает быть актуальным в силу усиливающейся ответственности молодого поколения за будущее общества, страны и государства. Социум всегда был заинтересован в разработке научно-обоснованной системы развития личности, формирующей волевую структуру и навыки саморегуляции. Многие ученые проблему воли считают центральной для психологии личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Иванников, Е.О. Смирнова и др.). Ввиду недостаточной разработанности теоретических вопросов психологии воли очевидна слабость предлагаемых педагогических форм и методов формирования волевых качеств и волевой сферы в целом, несмотря на то. что данная проблема считается традиционной для отечественной психологии и педагогики. На современном этапе данная проблема исследования отражена в таких нормативно-правовых источниках, как: «Конвенция о правах ребенка», ст. 29: «Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Федеральный Государственный Образовательный Стандарт также гласит о необходимости «учета индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся». Таким образом, интерес к проблеме развития волевых качеств обусловлен значением этого психического явления в жизни человека. На сегодняшний день вызывают опасения те обстоятельства, что возрастает количество детей, которые не хотят учиться, осознавая, что это сложно и неинтересно. Учителя отмечают то, что дети мало проявляют заинтересованность в осмыслении использованного материала, на уроках чаще отмалчиваются. Многие школьники ощущают негативное эмоциональное отношение к учебным заданиям. Малейший конфликт с проблемами приводит к отрицательному восприятию обучения. У учеников чаще всего отсутствуют желание и способность самостоятельно усваивать новейшую информацию и опыт. Исследованием развития волевых качеств младших школьников во внеклассной деятельности занимались такие отечественные ученые как: Ю.Б Гиппенрейтер, Е.П. Ильин, С.Л Рубинштейн., А.Г. Маклаков, Е.В. Бурмистрова, Д.А. Донцов, А.Р. Батыршина, Ю.Т Глазунов., К.Р. Сидоров., Т.З. Пащенко, В.С. Новаковская, А.В. Сорин, А.Г. Сорина и многие другие. Несмотря на это, особую актуальность выбранная тема приобретает в связи с тем, что, несмотря на достаточно большое количество трудов ученых касающихся развития волевых качеств школьников, отсутствуют детальные исследования касающиеся формирования волевых качеств младших школьников посредством внеклассной деятельности. С учетом вышеизложенного, выбранная тема выпускной квалификационной работы является актуальной и востребованной для исследования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Особенности развития волевых качеств детей младшего школьного возраста 1.2. Внеклассная деятельность как способ развития волевых качеств детей младшего школьного возраста ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1. Организация и методики исследования 2.2. Результаты экспериментального исследования ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384) // Информационно-правовой портал «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/#dst0 (дата обращения 08.02.2018) 2. Батыршина А.Р. Подходы к формированию и воспитанию волевых качеств в отечественной педагогике и психологии // Омский научный вестник. – 2015. – № 1. – С. 100-102. 3. Бурмистрова Е.В., Донцов Д.А. Детская возрастная психология: младенчество, раннее детство, дошкольное детство, младший школьный возраст, подростковый возраст // Вестник практической психологии образования. – 2015. – № 1. – С. 3-14. 4. Бурнашева Г.С. Формирование коллективизма у школьников в процессе внеклассной деятельности /Г. С. Бурнашева // Развитие современного образования: теория, методика и практика. – 2015. – № 4 (6). – С. 307-309. 5. Гиппенрейтер Ю.Б. О природе человеческой воли // Психологический журнал. – 2006. – № 3. – С. 15-24. 6. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. О волевых качествах человека и основаниях их выделения // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 64-72. 7. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Принципы конструирования тест-опросника по определению психологических свойств независимых волевых качеств // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – № 1. – С. 72-81. 8. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Семейства психологических свойств независимых волевых качеств // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика. – 2016. – № 4. – С. 50-59. 9. Глазунов Ю.Т., Сидоров К.Р. Степень проявления волевых качеств как мера способности преодоления препятствия на пути достижения цели // Сибирский психологический журнал. – 2016. – № 61. – С. 20-32. 10. Довольнова И.В. Развитие инициативности в младшем школьном возрасте // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2017. – №3. – С. 90-103. 11. Донеценко С.А., Осин А.К., Михайлова А.В. Приемы активизации творческой деятельности учащихся в условиях урочной и внеурочной деятельности // Научный поиск. – 2017. – №13. – С. 57-59. 12. Емкужева З.С. Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся // Педагогика и современность. – 2016. – № 6. – С. 41-43. 13. Завьялова Н.Ю. Особенности воли младших школьников // Образование и воспитание. – 2017. – № 11. – С. 19-21. 14. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с. 15. Иванова Н.А., Андреева Л.Д. Гендерное исследование волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5. – С. 377-378. 16. Ильин Е.П. Психология воли. 2-е изд.: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009. – 368 с. 17. Каргина З. Значение дополнительного образования /З. Каргина // Воспитание школьников.– 2015. – № 5. – С. 27-28. 18. Кисова В.В., Чернеева Я.А. Развитие волевого поведения и волевых качеств личности первоклассников с задержкой психического развития // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 60-67. 19. Ковалева Г.В., Каротовская Л.В. О формировании чувства ответственности у младших школьников // Научный альманах. – 2017. – № 10. – С. 208-211. 20. Кочарян Л.Б. Роль и функции внеклассной работы в формировании экологической культуры младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 5. – С. 121-123. 21. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 180 с. 22. Лащетко С.Н. К проблеме формирования волевого поведения шестилетних детей в условиях разновозрастной группы // Студенческая наука XXI века. – 2016. – №3. – С. 31-34. 23. Лингевич О.В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Научный альманах. – 2015. – № 10. – С. 292-294. 24. Ломакина Д.А. Внеклассная работа как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 26. – С. 36-40. 25. Люблинская А.А. Учителю о психологии младшего школьника. – М.: Просвещение, 2009. – 224 с. 26. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. ? СПб.: Питер, 2016. – 583 с. 27. Митина Т.А. Возрастные аспекты воспитания волевых качеств у детей от 6 до 8 лет // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2016. – № 30-2. – С. 125-130. 28. Пащенко Т.З., Новаковская В.С. Развитие эмоционально-волевой сферы младших школьников средствами психогимнастики // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 50. – С. 24-26. 29. Полякова Е.А., Мамедова Л.В. Особенности развития эмоционально-волевой сферы младших школьников // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 12. – С. 128-131. 30. Потапенко Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития организаторский способностей у школьников // Вестник Гуманитарного института ТГУ. – 2016. – № 2. – С. 24-27. 31. Развинова В.В. О формировании волевых качеств младших школьников // Детская психология. URL: http://childpsy.ru/dissertations/id/19509.php (дата обращения 08.02.2018) 32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. ? Спб.: Издательство Питер, 2015. – 720 с. 33. Саттарова Г.И. Роль волевых процессов в формировании личности // Вестник современной науки. – 2016. – № 7. – С. 76-80. 34. Селиванов В.И. Воля и ее воспитание. – Рязань, 2012. – 64 с. 35. Сорин А.В., Сорина А.Г. Развитие волевых качеств младших школьников и подростков // Справочник педагога-писхолога. – 2015. – №1. – С. 44-50. 36. Сухорукова Н.В. Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности // Социальная сеть работников образования. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2014/02/18/razvitie-voli-v-mladshem-shkolnom-vozraste-kak-psikholog-1 (дата обращения 10.02.2018) 37. Сенько Т.Б. Развитие воли у младших школьников // Открытый урок. Первое сентября. URL: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/ (дата обращения 10.02.2018) 38. Тимощук А.С. Психолого-педагогическое измерение понятия «воля» // История российской психологии в лицах: Дайджест. – 2017. – № 6. – С. 143-149. 39. Трофимова А.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития волевых качеств у младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 6. – С. 271-279. 40. Тулобердиев, К. К. Воспитательные формы и функции внеклассной работы в современных условиях /К. К. Тулобердиев // Наука, новые технологии и инновации. – 2016. – № 4. – С. 311-314 41. Фазылова З.А. Проявления самостоятельности детей младшего школьного возраста в значимых видах деятельности // Проблемы современного педагогического образования. – 2017 – № 8. – С. 31-34. 42. Хагажеева И.Р., Кумахова Л.М., Гадиева М.С. Педагогические условия преемственности воспитания волевых качеств дошкольников и младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. – № 2. – С. 179-182. 43. Ханин П.А. Специфика внеурочной деятельности как формы и вида учебной деятельности // Мир науки. – 2017. – №2. – С. 49-54. 44. Шевелева Н.Н. Внеурочная деятельность? внеурочная деятельность! // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. – 2015. – №1. – С. 1695-1702. 45. Эржан Т. Принципы организации самостоятельной работы учащихся во внеурочное время // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 2-0. – С. 190-198. 46. Юдицкий В.А. Нетрадиционные средства обучения в технологической подготовке школьников // Технологическое образование и устойчивое развитие региона. – 2016. – № 1. – С. 114-121.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1.1. Особенности развития волевых качеств детей младшего школьного возраста В Федеральном государственном образовательном стандарте уделяется большое внимание подготовке детей к обучению в школе. Одним из важнейших компонентов готовности к обучению в школе является волевая готовность, которая характеризуется таким уровнем сформированности волевых качеств, который позволит ребенку принять новую социальную позицию и успешно адаптироваться к школе [Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155]. Перед тем, как перейти к анализу особенностей развития волевых качеств в младшем школьном возрасте, необходимо охарактеризовать сущность таких центральных понятий исследования как «воля», «волевые качества», «младший школьный возраст». Выявление определений «воля» и «волевые качества» в современной психологии и педагогике идет по пути выделения и обсуждения ее критериев. Проанализируем их сущность, а также определения наиболее известных ученых. Критерий первый: волевые действия – это действия целеподчиненные (сознательные и целенаправленные) [Глазунов, Сидоров]. Критерий второй, волевые действия – это действия в условиях выбора и принятия решений. Проблема личностного выбора не нова. Она была поставлена еще И. Кантом. Свободная воля в его понимании определяется независимо от чувственных побуждений, а именно мотивами, порождаемыми только разумом [Иванников,2006]. С.Л. Рубинштейн также признавал за волей функцию выбора [Полякова, Мамедова, 2016]. Ю.Б. Гиппенрейтер определяет волю (воление) как выражение свободы самоопределяющегося человека [Гиппенрейтер, 2006]. Критерий третий: волевые действия – это действия, связанные с преодолением препятствий. Так, например, В.И. Селиванов считает волю «особой формой отражения действительности, связанной с действием человека в условиях намеренного преодоления препятствия» [Селиванов, 2012].Е.П. Ильин рассматривает волевые действия как разновидность произвольных действий, спецификой которых является использование при достижении цели волевого усилия. Это действия, связанные с преодолением затруднений, требующих больших затрат энергии и сопровождающиеся переживанием внутреннего напряжения [Ильин, 2009]. Н.И. Чуприкова отмечает, что воля начинает связываться со способностью человека к мобилизации усилий по преодолению внешних и внутренних препятствий, возникающих на пути реализации сознательно принятых целей деятельности. Иначе говоря, волевые действия – это особый вид произвольных сознательных действий, отличительным признаком которых является наличие волевого напряжения [Глазунов, Сидоров]. Критерий четвертый, наличие у человека волевых качеств. К примеру, П.Л. Горфункель под волей понимает совокупность качеств, позволяющих человеку совершать волевые действия. Н.И. Чуприкова, рассматривая волю как устойчивую способность человека к мобилизации физических и психических сил, отмечает, что при таком понимании воля – одна из важнейших черт личности [Глазунов, Сидоров]. Таким образом, воля представляет телеологическую, динамическую, многоаспектную структуру сознания. Наряду с разумом, эмоциями, желаниями, интуицией и другими элементами внутреннего мира, воля создает идентичность личности, при этом исполняя особую функции побуждения к деятельности, саморегуляции, желания к достижению цели [Тимощук, 2017]. Воля человека, согласно взгляду многих ученых, характеризуется установленными свойствами, при этом единого мнения о сущности, содержании, количестве и классификации волевых качеств нет. Перейдем к психолого-педагогическому анализу понятия «волевые качества». С.Л. Рубинштейн считает, что определенное волевое качество соответствует определенной фазе волевого процесса (акта). В частности, инициативность относится к началу волевого действия, затем проявляется самостоятельность и независимость, на этапе принятия решения проявляется решительность, на этапе исполнения волевого действия – энергичность и настойчивость [Рубинштейн, 2015]. В.И. Селиванов, определяет волевые качества как «относительно постоянные, не зависимые от данной ситуации, устойчивые психические образования личности», в совокупности составляющие волю человека. К основным волевым качествам он относит целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержку, самообладание, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость [Глазунов, Сидоров, 2016]. По Е.П. Ильину, волевые качества – это устойчивые специфические проявления «сильной воли» в «схожих однотипных ситуациях», фенотипическая характеристика наличных возможностей человека, сплав врожденного и приобретенного. «Врожденный» компонент обусловлен задатками, в частности типологическими особенностями свойств нервной системы. «Приобретенный» обусловлен онтогенезом, это «опыт человека: его знания и умения, связанные с самостимуляцией; сформированный мотив достижения; сформированная волевая установка» [Ильин, 2009]. В.А. Иванников и Э.В. Эйдман рассматривают волевые качества человека как характеристику его деятельности, комбинацию особенностей познавательной сферы, умений и навыков, мотивационно-смысловой и эмоциональной сферы, сознания и самосознания, определяющих характеристики поведения человека в конкретной ситуации [Батыршина, 2015]. А.Г. Маклаков волевые качества выводит из «силы воли», являющиеся, по его мнению, обобщенной способностью преодоления значительных затруднений, возникающих на пути к достижению поставленной цели. Различными проявлениями данных качеств являются такие личностные черты, как выдержка, самообладание, целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность, самоконтроль, самооценка [Маклаков, 2016]. Таким образом, волевые качества – это относительно независимые, устойчивые психические образования личности, сущность которых обуславливается стадией онтогенеза, личного опыта, знаний, умений, сформированных мотивов и установок. Волевые качества предполагают собою общую, раскрытую, активную, целую концепцию, элементы которой в зависимости от объективных условий конкретной деятельности по-разному соотносятся между собой, обеспечивая доминирование то одного, то другого волевого качества. Системообразующей функцией волевых качеств выступает обобщенная способность преодолевать различные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Анализ трудов ученых занимающихся исследованием волевых качеств, позволил привести следующую их классификацию (рис. 1.1). Рис. 1.1. Классификация волевых качеств личности Рассмотрим представленные на рис. 1.1. волевые качества более подробно. Целеустремленность – волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком собственного действия стабильной жизненной цели, готовности отдать все силы и возможности с целью ее совершения. Данной перспективной целью обусловлены индивидуальные цели как необходимые ступени на пути к достижению главной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, иметь в виду, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако их содержание отражает только личные потребности и интересы. Решительность – волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в трудных ситуациях выбора, связанных с риском. Сопоставление данному качеству – нерешительность – способна выражаться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах установленного ранее решения. Смелость – это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость выражается не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, огромной ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к реальности. Подлинная смелость волевого человека – это преодоление страха и учет угрожающих опасностей. Смелый человек осознает собственные возможности и довольно стремительно продумывает действия. Настойчивость – волевое свойство личности, которое выражается в возможности дорабатывать до конца принятые решения, достигать установленной цели, преодолевая любые преграды на пути к ней. От настойчивости необходимо отличать негативное качество воли – упрямство. Упрямец признает лишь свое мнение, личные доводы и старается руководствоваться ими в действиях и поступках, несмотря на то, что, данные доводы имеют все шансы являться неверными. Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое выражается в способности ограничивать психические и физические проявления, препятствующие достижению цели. Обратное отрицательное качество – импульсивность, стремление действовать согласно основному побуждению, быстро, не обдумывая собственных действий. Мужество – это сложное качество личности, предполагающее присутствие не только смелости, но и упорства, выдержки, решительности, уверенности в себе, правоте своего дела. Мужество выражается в возможности человека следовать к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая трудности, страдания и потери. Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это отвечающая времени и обстоятельствам интенсивная и отважная гибкость действий и поступков человека. Самостоятельность – волевое свойство личности, проявляющееся в умении согласно своей инициативе устанавливать цели, обнаруживать пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его взглядами. Обратным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается постороннему воздействию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противодействовать им, он принимает любые чужие советы, даже заранее несостоятельные. Дисциплинированность – это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Осмысленная дисциплина выражается в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины и борется за выполнение их другими [Сатарова, 2016]. Рассмотрев понятия «воля», «волевые качества», а также типологизацию волевых качеств, перейдем к рассмотрению особенностей младшего школьного возраста и развития волевых качеств. Младший шкальный возраст: с 6-7лет (что зависит от того, в 6 или в 7лег ребенок пошел в школу в первый класс, стал первоклассником) до 11 лет. Младший шкальный возраст имеет две стадии. 1-я стадия: от 6-7 лет до 8-9 лет –ранний младший шкальный возраст; 2-я стадия: от 8-9 лет до 11 лет – поздний младший шкальный возраст. Выделяют следующие базовые параметры младшего школьного возраста: – кризис возрастного развития; – социальная ситуация развития; – коммуникативная сфера; – ведущая деятельность; – возрастные психические новообразования; – когнитивная сфера; – эмоционально-волевая сфера; – потребностно-мотивационная сфера [Бурмистрова, Донцов, 2015]. Исследования Селиванова В.И. и других ученых показали, что у школьников первого-третьего классов значительно увеличивается способность проявлять волевые усилия, что наглядно выражается в их умственной деятельности. Начинают формироваться произвольные умственные действия, намеренное запоминание и припоминание учебного материала, произвольное внимание, направленное и устойчивое наблюдение, упорство в решении мыслительных задач [Селиванов, 2012]. Если в первом и втором классах школьники совершают волевые действия главным образом по указанию взрослых, в том числе и учителя, то уже в третьем классе они приобретают умение совершать волевые акты в соответствии с собственными мотивами. Младший школьник способен проявить упорство в учебной деятельности, при занятиях физической культурой и спортом только при наличии заинтересованности к этому. Люблинская A.A. например, показала, что школьники со слабой степенью развития воли выражают значительную и довольно стабильную активность в изучении предметов только при присутствии заинтересованности к ним, а при изучении нелюбимых предметов значительная и стабильная активность выражалась только школьниками с высоким уровнем развития воли. У детей в этом возрасте еще не развиты волевые механизмы достаточной силы, умеющие преодолеть воздействие препятствующих процессу сильных эмоций и внешних воздействий. Зачастую школьники младших классов выражают волевую активность лишь для того, чтобы быть хорошими исполнителями воли других, и в первую очередь для того, чтобы завоевать расположение к себе взрослых, в том числе и учителя [Люблинская, 2009]. В младшем школьном возрасте характер ребенка начинает только складываться, поэтому импульсивность, недостаточное развитие волевых процессов, капризы, упрямство прослеживаются еще часто. В данный период возрастает умение демонстрировать волевые усилия. Они обнаруживаются и в интеллектуальной деятельности, и в поведении. Начинают образовываться произвольные умственные действия, такие как намеренное усвоение, волевое внимание, направленное и стойкое наблюдение, упорство в постановлении различных вопросов. Значительные изменения происходят и в том, как протекает волевой процесс. Прямому исполнению желаний зачастую мешают принципы, запреты, ограничения, которые выражают общественные требования и которым необходимо подчиняться. Постоянное соблюдение правил, руководство своим поведением на основе задаваемых образцов содействует формированию у детей произвольности как особого свойства психических действий. Оно выражается в мастерстве осознанно устанавливать цели действия и сознательно искать, и обнаруживать средства их достижения [Ильин, 2009]. Нельзя не отметить и проявление уже в 3-м классе высокого уровня такого волевого качества, как решительность, которая в определенной мере может быть связана со все еще достаточно высокой в этом возрасте импульсивностью [Трофимова, 2017]. Проявление смелости младшими школьниками во многом зависит от того, находится ли ребенок в группе сверстников или ему приходится проявить смелость одному. Известно, что дети, находясь среди своих сверстников, легче преодолевают боязливость независимо от их типологических особенностей. У младших школьников возрастает выдержка, увеличивается выдержанность, способность ограничивать собственные эмоции. Выдержка выражается сначала в подчинении требованиям взрослых. Возникает и закрепляется она непосредственно в младшем школьном возрасте, когда правила поведения в школе начинают регламентировать поведение детей. В.Ф. Иванова, исследовавшая выдержку у школьников младших классов, отмечает, что если первоклассники имеют еще неглубокие, отрывочные понятия о выдержке, недостаточно понимают собственные способности в ее проявлении и, стремясь быть выдержанными, придерживаются связанными с ближайшей перспективой мотивами, то ко второму классу у них возрастает умение ограничивать собственные побуждения, расширяются понятия о выдержке. Аргументы сдержанного поведения в какой-то мере становятся связанными уже с отдаленной перспективой. Второклассники уже используют и определенные способы самостимуляции: самообладание, воспоминания о героях прочитанных книг. У учащихся третьих классов многочисленные компоненты сдержанного поведения автоматизируются, оно выражается уже в нескольких видах деятельности [Пащенко, Новаковская, 2016]. Е.И. Игнатьев, В.И. Селиванов отмечают, что девочки более сдержаны, чем мальчики, у которых импульсивность сильнее. Авторы объясняют это особым положением девочек, где они выполняют ряд домашних поручений по организации быта и имеют больше ограничений, что способствует воспитанию у них сдержанности. В то же время школьники младших классов еще не умеют владеть собой и сдерживать резкость тона, развязность поведения или эмоциональную возбужденность, вызванные случайными обстоятельствами. Отсутствие выдержки проявляется и в преобладании непроизвольного внимания над произвольным, что приводит к легкой отвлекаемости детей от учебных заданий, т.е. к непреднамеренному нарушению учащимися младших классов дисциплины [Ильин, 2009]. С.А. Петухов выявил, что третьеклассники выражают инициативность в игре и учении лучше, чем в труде. Упорство у младших школьников сформировано еще недостаточно, даже у третьеклассников. Мальчики могут проявить упорство в подвижных играх, физической работе, но у них может не хватать его при выполнении домашнего задания или для того, чтобы дисциплинированно вести себя на уроках [Фазылова, 2017]. Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их единым умственным развитием, с возникновением мотивационной и индивидуальной рефлексии. По этой причине воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. И.В. Довольнова исследуя особенности формирования в младшем школьном возрасте такого волевого качества как инициативность, выделяет следующие особенности его формирования. В первом классе (переходный период) безынициативных детей больше, чем инициативных. Затем показатели выравниваются (во втором классе). Автор отмечает, что ученики начинают себя осознавать субъектами школьной жизни, а также указывает на то, что этот возраст выделяется многими исследователями как сензетивный для развития волевой сферы личности. В подтверждение своих выводов, И.В. Довольнова указывает на труды Т.Н. Шульги , которая отмечала у младших школьников восьми-девяти лет преобладание престижного (познавательного) мотива учебной деятельности над другими мотивами; исследования A.B. Монроз , отметившей у детей восьми-девяти лет качественные изменения в структуре развития волевых качеств личности. К девяти-десяти годам инициативность выше, растет субъектность. Одновременно с этим наблюдается повышение численности детей этого возраста в группе низкой инициативности. Объяснений этому противоречию может быть несколько. В частности причина может заключаться в устойчивых традициях авторитарного стиля учителя, зачастую в массовой школе именно он является субъектом деятельности, а ребенок подчиняется его требованиям и правилам. Учитель обучает, он оценивает, хвалит, критикует, наставляет. На снижение активности могут оказывать влияние социальная ситуация развития, отказ педагогов от использования на уроках различных форм обучения, недостаточное внимание к игре как средству обучения и развития [Довольнова, 2017]. Таким образом, развитие волевых качеств в младшем школьном возрасте выражается следующими особенностями: – изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность); – индивид преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли); – индивид достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли); – нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки); – индивид приобретает способность ставить далекие цели и направлять свои усилия на их достижение; – цели и пути их достижения ставит и определяет сам индивид. Источники волевой активности: 1. Воздействие внешнего мира, который выступает в качестве внешних стимуляторов активности школьников. 2. Потребности школьников, выражающиеся в мотивах их деятельности. 3. Сознательная самостимуляция активности для достижения поставленной цели. Е.П. Ильин выделяет ряд обстоятельств способствующих волевой мобилизации младших школьников. 1. Связь задания с интересами и потребностями школьников. Проявление школьниками младших классов волевой активности во многом определяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не является основой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства и настойчивости во многом зависит от того, насколько учителю удалось включить выполняемое задание в мотивационную сферу личности учащихся, сделать его значимым для них. 2. Обозримость школьником цели. Разрешимость проблемы для младшего школьника зачастую обуславливается тем, видит ли он, где конец задания. По этому поводу В.К. Котырло пишет: «Открытость целей в наибольшей мере обеспечивается таким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всего пути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечной цели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов к решению являются необходимыми условиями придания деятельности школьника направленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченность задачи становится препятствием для ее решения». 3. Оптимальная сложность задания. Слишком простые задания расхолаживают учащихся, а слишком сложные могут привести к снижению уровня волевых усилий либо в целом к отказу от выполнения задания. Задание оптимальной сложности, с одной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны должно дразнить самолюбие ученика. Такое задание обеспечивает переживание учащимися успеха, что, в свою очередь, стимулирует последующие действия. 4. Наличие инструкции о способах выполнения задания. Учитель должен изложить учащимся, как и в какой последовательности необходимо выполнять задание, какими средствами необходимо при этом пользоваться. В противном случае учащиеся начнут выполнять задание механически, бездумно и уже после некоторых безуспешных усилий утратят веру в собственные силы. 5. Демонстрация учащимся их продвижения к цели. Учитель обязан таким образом организовать учебную деятельность младшего школьника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное – понят, что данное развитие считается итогом его личных усилий [Ильин, 2009]. Обобщая результаты исследования развития волевых качеств детей младшего школьного возраста, можно сделать следующие выводы. Воля представляет целенаправленную, динамическую, многоаспектную структуру сознания. Наравне с разумом, эмоциями, желаниями, интуицией и другими элементами внутреннего мира, воля формирует идентичность личности, при этом осуществляя специфическую функции побуждения к работе, саморегуляции, желания к достижению цели. Волевые качества – это относительно независимые, устойчивые психические образования личности, сущность которых обуславливается стадией онтогенеза, индивидуального навыка, знаний, умений, сформированных мотивов и установок. Волевые качества предполагают собой общую, открытую, активную, целую концепцию, элементы которой в зависимости от объективных условий определенной работы по-разному соотносятся между собой, обеспечивая преобладание то одного, то другого волевого качества. Системообразующим предназначением волевых качеств выступает обобщенная способность преодолевать разнообразные затруднения, образующиеся на пути к достижению установленной цели. Развитие волевых качеств в младшем школьном возрасте проявляется следующими отличительными чертами: изменяется и расширяется объем целей (целеустремленность); школьник преодолевает все возрастающие внешние и внутренние трудности (формируется сила воли); достигает все большую длительность волевого усилия (нарастает выносливость воли); нарастает способность произвольного торможения своих побуждений (проявление самообладания, выдержки); приобретает умение устанавливать далекие цели и направлять собственные усилия на их достижение; цели и пути их достижения устанавливает и определяет непосредственно сам человек. 1.2. Внеклассная деятельность как способ развития волевых качеств детей младшего школьного возраста В современных социокультурных условиях перестраивается практическая деятельность всех образовательных учреждений с ориентацией на воспитанника как на личность, которая является формирования и развития воспитательного взаимодействия. Результативность образования невозможна без создания новых форм обучения учащихся. В связи с этим большое внимание уделяется внеклассной деятельности учащихся. Внеклассная работа в школе – составная доля учебно-воспитательного движения школы, главной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в совокупности, одна из форм организации деятельности обучающихся [Ломакина, 2016]. Термин «внеклассная работа» не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. В. А. Сухомлинский писал о важности внеклассной работы: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками» [Лингевич, 2015]. Для образовательных учреждений внеклассная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых ими функций. Однако общенаучное значение и сущность данного понятия менялись в различное время в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь, создавались под воздействием идеологических и культурных потребностей общества.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg