Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Система работы по формированию представлений о безопасности у младших школьников.

irina_krut2019 1825 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 73 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Цель исследования: разработать и экспериментально апробировать положительный потенциал системы работы по формированию представлений о безопасном поведении младших школьников. Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: формирование представлений о безопасности у младших школьников. Гипотеза исследования: если в учебно-воспитательном процессе в начальной школе применять систему работы по формированию представлений о безопасности у младших школьников, то, возможно, это будет способствовать положительной динамике их формирования по параметру: безопасное поведение Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогические литературные источники. 2. Определить уровень сформированности представлений о правилах безопасного поведения у младших школьников на констатирующем этапе эксперимента. 3. Разработать и реализовать на практике в учебно-воспитательном процессе систему по формированию представлений о безопасности у младших школьников. 4. Определить динамику сформированности представлений о безопасности у младших школьников. Методы исследования: анализ психолого-педагогических источников; естественный педагогический эксперимент; тестирование; методы математической обработки результатов исследования. База исследования: МБОУ СОШ № 63 г. Краснодара. Экспериментальный класс – 2 «А» (28 чел.), контрольный класс – 2 «Б» (28 чел.). Всего 56 учащихся.
Введение

Федеральный государственный стандарт общего начального образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»). Согласно «портрету выпускника начальной школы», младший школьник к концу обучения на этапе начального образования должен быть выполняющим правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Обращаясь к статистическим данным дети – это та категория граждан, которая чаще всех оказывается в опасных ситуациях, и они же являются самой незащищенной категорией. В таких условиях государство заинтересовано в расширении работы над детской безопасностью, а на школу возложена ответственность по формированию представлений у школьников сознательного и ответственного отношения к собственной безопасности. В настоящее время в Министерстве образования России разработан и утверждён обязательный минимум содержания начального общего образования, определяющий основные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности, с которым необходимо знакомить младших школьников. Обязательное минимальное содержание основ безопасности жизнедеятельности включено в содержание образовательного компонента «Окружающий мир» и раскрывает основные вопросы основ безопасности жизнедеятельности: здоровый образ жизни, правила гигиены, режим дня, охрана и укрепление здоровья, природа как условие жизни людей, правила дорожной безопасности, безопасного поведения на улице и в быту, на водоемах, противопожарной безопасности. В современных условиях этого минимума недостаточно для формирования устойчивого отношения младших школьников к собственной безопасности и ответственному отношению к безопасности окружающих. Отсюда, актуальность исследования состоит в потребности учителей начального образования в разработке системы по формированию представлений безопасного поведения младших школьников. Проблема исследования заключается в противоречии между потребностью социума в формировании представлений безопасного поведения у младших школьников и отсутствием системы работы в этом направлении.
Содержание

Введение...........................…………………………………………………3 1. Теоретические основы системы работы по формированию представлений о безопасности у младших школьников................................................................................................ 6 1.1 Понятие и виды «безопасности» среды при обучении в начальной школе………………………………………………………………………6 1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников.. 13 1.3 Способы формирования безопасного поведения младших школьников………………………………………………………………22 2. Экспериментальная работа, направленная на разработку и реализацию системы по формированию представлений о безопасности у младших школьников. ………………………………………………………33 2.1 Определение уровня представлений о правилах безопасного поведения у детей младшего школьного возраста на констатирующем этапе эксперимента……………………………………………………………………33 2.2 Разработка и апробирование системы формирования представлений правил безопасного поведения у младших школьников 35 2.3 Динамика формирования у учащихся начальных классов представлений о безопасности 68 Заключение 71 Список использованных источников
Список литературы

1. Анастасова Л.П., Ижевский П.В., Иванова Н.В. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 1 – 2 кл. / Л. П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 2. Дурнев Р.А. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся: Методическое пособие / Р.А. Дурнев. – М.: Дрофа, 2013. 3. Евлахов В.М. Методика проведения занятий в общеобразовательных учреждениях: Методическое пособие / В.М. Евлахом. – М.: Дрофа, 2009. 4. Занько Н.Г. Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности: Лабораторный практикум. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академия», 2012. 5. Козловская Е.А., Козловский Е.А. Методические рекомендации: формирование у детей и подростков навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Для педагогов общеобразовательных учреждений. / Е.А. Козловская, Е.А. Козловский. – М.: Третий Рим, 2010. 6. Латчук В.Н., Миронов С.К., Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности / В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский. – М.: Дрофа, 201 7. Малов-Гра А.Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности / А.Г. Малов-Гра. – АСТ: Астрель, 2009. 8. Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 1 – 11 класс / Под ред. А.Т. Смирнова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. 9. Подолян Ю. П.: Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ. 1-11 класс / Ю.П. Подолян. – М.: Просвещение, 2008. 10. Примерные программы основного общего образования. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2010. 11. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Пособие для учителя А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2009 12. Теория и методика обучения ОБЖ в школе: уч. пособ./сост. Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина – Оренбург: ОГПУ, 2009. ? 268 с. 13. Планирование и проведение «Дня защиты детей»: метод. пособие / А.Г. Маслов. – М.: Академия, 2011. – 150 с. 14. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для среднего и старшего дошкольного возраста / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 48 с. 15. Топоров И. К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя / И. К. Топоров. — М.: Просвещение, 2010. 16. Хромов Н.И. Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях: Методическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2011. - 288 с. - (Методика). 17. Цукерман Г.А. Инновации в мировой педагогике. - М., 2009. - С. 180. 18. Ю. П. Подолян: Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности. - АСТ, Астрель, 2009. 19. Анисимов B. C. Классификация детского травматизма. Какой ей быть? // Ортопедия, травматология и протезирование. - М., 2006. №1. - С.63-65. 20. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Валеология як наука. // Валеология. - Тернополъ: 1996, №6. - С.4-9. 21. Байер К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / Пер. с англ. - М., 1997. - 140 с. 22. Богоявленский М.Ф., Богоявленский И.Ф. Диагностика и доврачебная помощь при неотложных состояниях. - Л., 1985. - 180 с. 23. Выголова О.В. Травматизм детей школьного возраста г. Вологда и его профилактика. Медико-педагогические аспекты здоровья детского населения. - Вологда: Межвузовский сборник научных трудов, 1995. - 76 с. 24. Горлов А.А., Вишневецкая Е.К. Система профилактики травм у детей: психологические аспекты // "Педиатрия"-1991. №1. - С.69-70. 25. Методические рекомендации № 2 (обучение детей безопасности движения в школах и дошкольных учреждения). Из опыта работы школьных, дошкольных учреждений и ГИБДД г. Ставрополя, 2000. - С.46-49, 62-67, 91 26. Методологические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания / Под ред. Э.М. Казина. Кемерово, 1997. - 130 с. 27. Немсадзе В., Амбернади Г. Детский травматизм. Книга для родителей. Опыт понимания, лечения, профилактики. - М.: Аист, 2005. - 120 с. 28. Немсадзе В.П., Шастин. О методических основах профилактики детского травматизма // Школа здоровья. - 1997, № 2. 29. Низкодубова СВ., Каюмова Е.А., Легостин С.А., Мастеница Э.И. Основы медицинских знаний: Учебное пособие / Под ред. С.В. Низкодубовой. - Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 196 с. 30. Низкодубова СВ., Куликова Н.В., Байков А.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. - Томск, 1999. - 210 с. 31. Профилактика детского травматизма, организация травматической помощи и лечение травм у детей / Под ред.В.Л. Андрианова. - Л.: Просвещение, 1981. - 120 с. 32. Рупленение Ф.В. Детский травматизм в возрастном аспекте, его профилактика и роль общественности в борьбе с ним: Автореф. дис. к. м. н. Рига, 1998. - 420 с. 33. Соколов Л.П. Курс травматологии и ортопедии: Учебное пособие. - М.: Медицина, 2005. - 285 с. 34. Соколов Л.П. Предупреждение и лечение травм у детей: Учебное пособие. - М.: Дело, 2007. - 96 с. 35. Ступницкая М.А. Травматизм у детей школьного возраста: причина и профилактика // Школа здоровья. - 2001, № 4. 36. Что может быть сделано для предотвращения травм среди детей и лиц старшего возраста? /Сеть фактических данных по вопросам здоровья (СФДЗ) Европейского регионального бюро ВОЗ Октябрь 2004 г. 37. Шумада И.В., Векслер М.М. Детский травматизм и экспертная оценка объема медицинской помощи // Врачебное дело. - 1987. №5. - С.123-124. 38. Яцек Е. Палкевич. Выживание в городе. - М.: Карвик, 2002. - 160 с. 39. Баравермак, Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути / Э.М.Баравермак // ОБЖ в школе. – 2005 40. Батюта М.Б., Князева Т.Н. Возрастная психология:учебное пособие, Логос, 2011 41. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие/ сост. Л.А. Акимова, Г.А. Матчин, В.В. Конев, в.Ф. Трусов. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2008 42. Ванюхина Н.В. Психология развития и возрастная психология, Познание, 2014 43. Вашкевич А.В., Толочко Е.И., Исхаков М.М. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях, Спб, 2012 44. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.Н. Кирьянова – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005 45. Егорова, Э.Я. Педагогические условия формирования у школьников позитивного отношения к здоровью и безопасному поведению. Дис. на соискание уч. степени к.п.н. ? Йошкар-Ола., 2004. 46. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника, М.: Третий Рим, 2006 47. Козловская, И.А. Организация занятий по обучению школьников безопасному поведению на улице / Справочник старшего воспитателя школьного учреждения. ? №6 .? 2009. 48. Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265. Введены в действие с 1.07.2003 г. 49. Программа деятельности школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Территория безопасности» на период с 2014 по 2017 год, п. Горноправдинск, 2016 50. Скворцова О.А. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательном учреждении: методическая разработка, Ярославль, 2009 51. Жиркова А. А., Неустроева А. Н. Безопасная образовательная среда как актуальное требование современной начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 6. – С. 160–163. 52. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: Союз, 2002. 271 с. 53. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др.; под общей редакцией С.В. Алексеева, Т.В. Мельниковой. – СПб.: СПб АППО, 2013. – 280с. 54. Самоделова Л. А. Изучение основ информационной безопасности в системе дополнительного образования: автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2002.-27 с. 55. Секач М.Ф. Психология здоровья: Учебное пособие для высшей школы.— М: Академический Проект, 2003. — 192 с. — («Gaudeamus») 56. Федеральный государственный образовательный стандарт от 29 декабря 2014 года № 1643 указанный Министерством образования и науки Российской Федерации (В ред. от 18 мая 2015 года). 57. Шепелева, Н. В. Педагогическое обеспечение процесса социализации учащихся в негосударствен- ном образовательном учреждении [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Шепелева. – Кострома, 2004. – 211 c.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы системы работ по формированию представлений о безопасности у младших школьников 1.1 Понятие и виды «безопасности» среды при обучении в начальной школе С модернизацией современной системы российского образования вопрос о создании безопасной образовательной среды становится особенно актуальным. В настоящее время все школы переходят на новые Федеральные государственные образовательные стандарты, что задает новые требования к образовательным учреждениям. В Федеральном государственном образовательном стандарте (В ред. от 18 мая 2015 года) утверждается и закономерно ставится вопрос о факторах и условиях, необходимых для создания успешной реализации безопасной образовательной среды. Среди условий реализации основной образовательной программы в рамках ФГОС (В ред. от 18 мая 2015 года) определены психолого-педагогические условия, включающие вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса, в том числе, сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни, дифференциация и индивидуализация обучения [4]. Здоровье учащихся показывает качество образования страны. Успешность учебно-воспитательного процесса и правильное развитие учащегося будет идти только в комфортной и безопасной образовательной среде. В связи с этим встает вопрос о путях создания и поддержания психологически благоприятного климата в образовательном учреждении. В наиболее престижном международном междисциплинарном энциклопедическом словаре «Глобалистика» (под ред. И.И. Мазура, А.Н. Чумакова), М.-СПб., Нью-Йорк, 2006), приведено 24 вида различных безопасностей (национальная, человеческая, технологическая, международная и др.), которые условно можно объединить в пять крупных блоков-направлений: социальные, экологические, экономические, информационные, психологические. Во всех указанных блоках речь идет о безопасности человека (общества) и окружающей его среды. Само понятие «безопасность» как ключевое и системообразующее имеет не менее шести толкований, например: ? безопасность как защищенность от вызовов, рисков, опасностей и угроз; ? безопасность как способность объекта, явления или процесса сохранять свои основные характеристики при негативных воздействиях со стороны других объектов, явлений и процессов; ? безопасность как состояние объекта, в котором ему не может быть нанесен существенный ущерб или вред; ? безопасность как состояние устойчивого существования объекта, при котором вероятность нежелательного изменения каких-либо характеристик его жизнедеятельности невелика; ? безопасность как приемлемый уровень опасности, зависящий от затрат на ограничение действия опасных факторов; ? безопасность как свойство объекта, характеризующее его способность не причинять другим объектам существенный ущерб или вред. Понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Ограничение потребности в безопасности (как состояния сохранности) и защищенности (как системы мер по предупреждению угроз) является одним из факторов стрессорного воздействия и пребывания человека в боевой обстановке. Безопасность – залог человеческого развития. Если человек будет убежден в безопасности среды, где он обитает, то он чувствует себя в нем комфортно и соответственно, создаются условия, способствующие саморазвитию и самореализации учащихся. В настоящее время большое внимание стало уделяться критериям здоровья и безопасности, как в государственной политике, так и в системе образования, чему способствовало ухудшение здоровья детей, увеличение уровня социальной дезадаптации, ухудшение уровня нравственной воспитанности в обществе. Понятие «безопасность» включает в себя психологическую и физи-ческую составляющие. Психологическую безопасность на сегодняшний день можно опре-делить как: 1. состояние сохранности психики человека; 2. сохранение целостности личности, адаптивности функционирова-ния человека, социальных групп, общества; 3. устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); 4. возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; 5. состояние среды, создающее защищенность или свободное от про-явлений психологического насилия во взаимодействии, способ¬ствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверитель-ном общении, создающее референтную значимость/причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников. Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга. Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологи¬ческой безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) сис¬тему безопасности как через обучение и воспитание, так и через реше¬ние задач развития. Безопасность образовательного учреждения: ? это условия сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников и работников, а также материальных ценностей образовательного учреждения от возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций; ? это система мер, принятых администрацией учреждения и государством, для защиты детей и имущества от внутренних и внешних угроз с учетом фактического состояния, технического состояния школы, условий организации учебно-воспитательного процесса, криминальной и техногенной обстановки, природной территории, предупреждения, пресечения и ликвидации последствий террористических акций. Формирование и обеспечение безопасности образовательной среды предполагает: 1. Постоянную работу с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, органами исполнительной власти, милицией, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности образовательного учреждения, ее защиты от внутренних и внешних угроз. 2. Оказание содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактике преступлений среди несовершеннолетних. 3. Организацию дежурства учащихся старших классов и членов родительского комитета по образовательному учреждению. 4. Контроль над соблюдением в образовательном учреждении внутреннего распорядка и правил безопасности. 5. Организацию охраны порядка на школьных мероприятиях. 6. Ознакомление учащихся и персонала образовательного учреждения с правилами и тактикой безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. 7. Контроль, за работой приборов охранной и охранно-пожарной сигнализации, состоянием технических средств защиты. 8. Защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников образовательного учреждения. 9. Соблюдение техники безопасности учащимися и работникам образовательного учреждения. 10. Обучение учащихся методам обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих. 11. Документирование процессов, относящихся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе их повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам [2, с. 26]. Кроме того, начальная ступень обучения – чрезвычайно сложный и переломный момент в жизни каждого ребенка: меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. В начальной школе у ребенка возникает очень много стрессовых ситуаций – и это влияет на психическое и физическое здоровье учащихся, возникает дезадаптация, непонимание происходящего и ребенок может получить психологическую травму, влияющую на его дальнейшее развитие. В связи с этим безопасная среда предполагает не только обеспечение физической безопасности, как материально-техническое обеспечение, личное безопасное поведение ребенка в пространстве, но и, прежде всего, психологическая безопасность. И.А. Баева под психологической безопасностью понимает состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в неё участников [1, с. 108]. В первые дни у школьников можно заметить так называемый «кризис семи лет». Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что, потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает «логика чувств». Кроме того, появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать «это мне нравится, а это нет», не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка, общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, «опосредствованным» определенными правилами. Безопасная образовательная среда должна создаваться взаимодействием всех сторон, затрагивающих жизнь младшего школьника, прежде всего это семья, где растет ребенок и конечно же школа, где большую половину дня проводит ученик. Приходя учиться в школу, ребенок преодолевает множество трудностей психологической адаптации, связанных с изменением его социальной позиции и изменением его окружающих людей детей, взрослых – учителей. Огромная роль в обеспечении качества школьной жизни ребенка принадлежит учителю начальных классов. От первого учителя зависит формирование личностных качеств человека, его жизненных ценностей, ведь именно в начальной школе формируются все основные убеждения, которыми будет ориентироваться человек всю жизнь. Учитель и родители должны создать комфортную и безопасную образовательную среду, в которой полноценно и всесторонне будет развиваться младший школьник. В качестве показателей психологической безопасности образовательной среды М.Ф. Секач и Э.Э. Сыманюк выделяют: низкий уровень психологического насилия; преобладание диалогической направленности субъектов общения; позитивное отношение к основным параметрам образовательной среды у всех ее участников; преобладание гуманистической центрации у субъектов образовательной среды; высокий уровень удовлетворенности школьной средой [4, с. 41]. Процесс психолого-педагогического сопровожде¬ния психологической безопасности школьников опирается на ряд важных организаци¬онных принципов, среди которых - системный характер деятельности педагогов, организационное закрепление различных форм сотрудничества уча¬щегося и педагога в области создания условий ин-формационной безопасности личности школьника [3, с. 12]. Создание образовательной среды в школе предусматривает внедрение специального педагогического обеспечения данной работы. По мнению Н. Ю. Шепелевой, педагогическое обеспечение призвано содействовать успешному решению поставленных задач социализации учащихся в рамках возрастной нормы и с учетом специфики родительского заказа, индивидуальных и личностных ресурсов участников образовательного процесса в образовательном учреждении [6, с. 46]. Педагогическое обеспечение дает возможность осуществлять процесс социализации детей и молодежи в рамках целенаправленного педагогического управления: в соответствии с диагностированием, на основе специальной программы, посредством организации взаимодействия в разных формах и разными методами участников образовательного процесса друг с другом и с социумом. 1.2 Особенности формирования представлений у младших школьников Представление – достаточно емкое понятие. Анализ психологической и педагогической литературы показал, что понятие «представления» рассматривается в разных аспектах. В психологическом словаре Карпенко Л. Я. дается следующее определение: представление – это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или непродуктивного воображения. Р.С. Немов рассматривает представления как процесс и результат воспроизводства в виде образа какого – либо объекта, события, явления. Л.А. Венгер, В.С. Мухина под представлениями понимают наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом. По А.А. Люблинской «представления – наглядный образ предметов или явления (события) возникающей на основе прошлого опыта (данных ощущений и восприятий) путем его воспроизведения в памяти или воображении. Различают единичные и общие представления. Единичные более индивидуальны и конкретны по своей наглядности, но в них содержится некоторое обобщение, поскольку они являются суммированными образами многих воспринятых отдельно объектов. В этом заключается важная познавательная роль представлений, как переходной ступени абстрактно – логического мышления. Представления отличаются от абстрактных понятий своей наглядностью, в них еще не выделены внутренние, скрытые закономерные связи и отношения». Характерными особенностями ранних детских представлений является их смутность, слитность, клочкообразность, бессистемность, неподвижность. Эти особенности представления отчетливо выступают в разных видах деятельности дошкольника, характеризуя как его память, так и воображение. Исследования психологов (А.А. Люблинской, А.С.Золотниковой) показали, что у детей представление о предмете, не возникает как результат его пассивного отпечатка в мозгу, а для его формирования, также для его воспроизведения, ребенку необходимы практические – конструктивные – изобразительные действия. Е.И. Игнатьев отмечает, что воспроизведение сохранившихся представлений есть специальный процесс. Сохранившийся образ не всплывает в готовом виде, но восстанавливается, конструируется на основе сохранившихся следов. Такой процесс называют представлением. Е.С. Решко считает, что в процессе развития представлений у детей сохраненный образ становится осмысленным и оформленным и является образом воссоздающего воображения. Характер действий, выполняемых дошкольником, различен. Они играют разную роль в воссоздании образов. У маленьких детей действия имеют обычно хаотический, пробовательный характер. По мере того, как уточняется задача – создать определенный искомый образ, действия приобретают более организованный, ориентировочно – исследовательский характер. А.С. Золотникова отмечает, что особую роль в сохранении и воссоздании ребенку образа (человека, животного, предмета) играет специально подобранное слово. Оно может лишь обозначать объект, т.е. быть его названием, но может быть использовано и для описания его внешнего облика или для характеристики внутренних черт.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 116 страниц
2900 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 86 страниц
2150 руб.
Дипломная работа, Безопасность жизнедеятельности, 148 страниц
2250 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg