Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Теоретические и правовые основы валютного регулирования в РФ

irina_krut2019 1875 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объектом исследования являются общественные отношения в области регулирования порядка осуществления валютных операций на территории РФ и особенности правового регулирования статуса участников валютных правоотношений. Предметом выпускной квалификационной работы являются правовые нормы, определяющие правовое положение субъектов системы валютного регулирования и регулирующие валютные отношения с их участием. Целью исследования явился научный анализ особенностей валютного регулирования в Российской Федерации на современном этапе. В соответствии с данной целью сформулированы основные задачи исследования: - дать правовую характеристику валютному регулированию и его структурным элементам; - охарактеризовать правовой статус органов валютного регулирования; - раскрыть понятие валютных ценностей и валютных операций как объектов валютного регулирования; - проанализировать механизм валютного регулирования по законодательству РФ. Методологическая основа. При выполнении работы были использованы общенаучные и специально-юридические методы научного познания, такие как метод сравнительно-правового анализа, юридико-аналитическая обработка нормативных актов, системный метод, историко-правовой метод. Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования определяется современным уровнем правового регулирования валютных отношений в РФ и проблемами с этим связанными. Юридические меры и стратегия государства на валютном рынке не могут быть произвольными, а должны учитывать возможные последствия их использования. В целях определения валютной политики государство должно обладать полной информацией о том, что происходит в его валютной сфере, то есть о направлениях движения валютных ценностей, об объемах проводимых валютных операций, о том, какие валютные операции выполняются на валютном рынке. Кроме того, государство должно иметь возможность оперативно реагировать на события, происходящие в валютной сфере, в том числе выявлением и пресечением правонарушений. Данные платежного баланса, сведения об объемах экспорта капитала, о валютных операциях, о соблюдении законодательства используются для выбора направлений действий государства, принятия соответствующих адекватных ситуации юридических и (или) экономических решений, а также определения уровня доверия национальной валюте и российской юрисдикции как месту хранения капитала. Государство заинтересовано в оперативном получении информации о процессах в валютной сфере, о соответствии этих процессов законам, принятым для обеспечения потребностей государства в устойчивости национальной валюты. Одновременно в настоящее время необходимо добиться увеличения эффективности и работоспособности валютного регулирования в целом. Ужесточение валютных ограничений, по нашему мнению, не представляется перспективным направлением развития валютного регулирования. Введение ограничений на вывоз капитала и иных юридических мер жесткого валютного регулирования может негативно сказаться на устойчивости национальной валюты и инвестиционной привлекательности страны. Указанные обстоятельства свидетельствуют об актуальности тематики выпускной квалификационной работы. Она позволяет выявить недостатки действующего валютного законодательства, сформулировать конкретные предложения по его совершенствованию, и, одновременно, избрав отправной точкой изучение валютного регулирования и деятельности органов валютного регулирования, обозначить проблемы механизма валютного регулирования на современном этапе. Теоретическая основа выпускной квалификационной работы. Исследованию валютного регулирования и валютного контроля посвящено немало работ в юридической науке. К этой проблематике обращались такие видные ученые, как Н.М. Артемов, Н.Ю. Вашкович, Н.Н. Косаренко, В.М. Крашенинников, Ю.А. Крохина, И.И. Кучеров, А.Ю. Лисицын, В.Е. Пономаренко, Г.А. Тосунян, И.В. Хаменушко. Одними из первых исследователей международных валютных отношений были А.Б. Альтшулер, В.И. Лисовский, И.Н. Платонова, Л.И. Фрей. Изучены работы зарубежных исследователей, обращавших свое внимание на проблемы валютного регулирования и валютного контроля, а именно: труды С.Л. Брю, П.Х. Линдера, К.Р. Макконнелла, В.Ф. Эбке. Поскольку рассматриваемая нами проблематика находится на стыке банковского и валютного законодательства, были изучены труды ученых, исследовавших правовое регулирование банковской деятельности, а именно Е.Ю. Грачевой, А.Я. Курбатова, Е.Б. Лаутс, А.А. Тедеева, Г.А. Тосуняна, Н.Д. Эриашвили. Нормативную базу исследования составляют: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», Федеральный закон «О Центральном Банке Российской Федерации», другие федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, составляющие объект исследования.
Содержание

Введение 3 1.Теоретические и правовые основы валютного регулирования в РФ 6 1.1 Понятие, функции валютного регулирования 6 1.2 Принципы валютного регулирования 12 1.3 Правовое обеспечение валютного регулирования в РФ 19 2. Механизм валютного регулирования в РФ 27 2.1 Правовой статус органов валютного регулирования 27 2.2 Валютные ценности и валютные операции как объекты валютного регулирования 32 2.3 Порядок валютного регулирования на валютном рынке РФ 56 Заключение 67 Список использованной литературы 70 Приложение
Список литературы

Нормативно-правовые акты 1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.// Российская газета.- 2003.- 25 декабря. 2. Кодекс РФ об административных правонарушениях ФЗ № 195-ФЗ, принят ГД ФС РФ 20 декабря 2001 г. // Российская газета. 2001. 31 дек. 3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4859. 4. Федеральный закон от 15 ноября 2010 года № 294-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования обмена документами и информацией между органами валютного контроля и агентами валютного контроля»// Российская газета. № 262, 19.11.2010. 5. Федеральный закон от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля// Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 50. Ст. 7348. 6. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям// Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. № 26. Ст. 3207. 7. Федеральный закон от 28.11.2015 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»//Российская газета. № 270, 30.11.2015. 8. Федеральный закон от 29.06.2015 №181-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»»// Собрание законодательства РФ. 30.11.2015. № 48 (часть I). Ст. 6716. 9. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации », с изм. и доп.// СЗ РФ. 2002. № 28. Ст.2790. 10. Положение о территориальных учреждениях Банка России, утв. Банком России 11.04.2016 № 538-П.// Вестник Банка России. 15.04.2016. № 39. 11. Постановление Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365 «О порядке представления физическими лицами – резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ»// Собрание законодательства РФ. 28.12.2015. № 52 (часть I). Ст. 7601. 12. Указание Банка России от 30.03.2004 №1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов»// Вестник Банка России. 14.04.2004. № 22. 13. Инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (Указание от 30.11.2015 №3865-У)// Вестник Банка России. 17.08.2012. № 48-49. 2. Комментарии к нормативно-правовым актам 1. Алексеева Д.Г., Антропцева И.О., Бергер Е.В., Игнатьева Е.А., Кальней М.Г., Шаповалов М.А. Комментарий к Федеральному закону от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс». 2013. 2. Комментарий к Федеральному закону № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» / Г.А. Корнийчук. М., 2005. 3. Сухов А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 № 350-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» // Акты и комментарии для бухгалтера. 2016. № 1. С. 94 - 98. 4. Селивановский А.С. Комментарий к Закону РФ «О валютном регулировании и валютном контроле». М., 2000. Учебная и научная литература 1. Актуальные проблемы финансового права: Монография (отв. ред. Е.Ю. Грачева). М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 2. Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник. 2-е изд. М., 2009. 3. Алексеев С.С. Общие дозволения и общие запреты в советском праве. М., 1989. 4. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Сапожников Н.В. и др. Валютное право: Учеб. пособие. М., 2007. 5. Балабанов И.Т. Валютные операции. М., 1994. 6. Дорофеев Б.Ю., Земцов Н.Н., Пушин В.А. Валютное право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2005. 7. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник для вузов. М.: Норма, 2017. 8. Крохина Ю.А. Финансовое право России: Учебник. 3-е изд. М., 2008. 9. Крохина Ю.А., Абрамова Н.Е., Волова Л.И. и др. Валютное право: Учебник / Под ред. Ю.А. Крохиной. 3-е изд. М., 2017. 10. Кучеров И.И. Валютно-правовое регулирование в Российской Федерации: эволюция и современное состояние: Монография. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; ИНФРА-М, 2015. - 234 с. 11. Лисицын А.Ю. Валютная политика. Валютный союз. Евро / Под ред. А.Н. Козырина. М., 2008. 12. Трапезников В.А. Валютное регулирование в международном инвестиционном праве. М., 2004. 13. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Толстопятенко. 2-е изд. М., 2008. 14. Хаменушко И.В. Валютный контроль в Российской Федерации: учеб. пособие. М.: ФБК-Пресс, 2008 – 480 с. 15. Хаменушко И.В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность//Консультант Плюс, 2014. 16. Химичева Н.И., Покачалова Е.В. Финансовое право. М.: Норма, 2016. 17. Ялбулганов А. А. Финансовое право России: актуальные проблемы/под ред. А.А. Ялбуганова. М, 2007. – 288 с. Периодическая печать 1. Андриевский К.В. К вопросу о классификации правовых режимов: финансово-правовой аспект//Финансовое право. 2018. № 1. 2. Бублик В.А. Валютное регулирование в России: настоящее и будущее //Российский юридический журнал. 2015. № 6. 3. Гаврин Д.А. Банк России: национальный характер с международным акцентом//Банковское право. 2017. № 5. 4. Ерпылева Н.Ю. Современное валютное регулирование в российском банковском праве//Законодательство и экономика. 2011. № 12. 5. Звонова Е.А., Журавлева Ю.А. Международные валютные войны в конце 2010 года: позиции отдельных стран // Международная экономика. 2011. № 3. 6. Зеленин А.Д. Валютное регулирование и рынок ценных бумаг // Закон. 2005. № 4. 7. Ивашкова Т.В. Выявление и профилактика нарушений валютного законодательства // Международные банковские операции. 2011. № 1. 8. Крохина Ю.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения принципов валютного регулирования и валютного контроля // Российское правосудие. 2010.№ 7. 9. Крылов О.М. Иностранная валюта как элемент денежного обращения в процессе образования доходов и осуществления расходов централизованных денежных фондов публично-правовых образований //Финансовое право. 2017. № 12. 10. Куликов А.С. О соотношении понятий «валютные операции» и «валютные сделки» // Право и экономика, 2013. № 1 (299). С. 71-74. 11. Куликов А.С. Резиденты и нерезиденты как участники валютных правоотношений // Финансовое право, 2011. № 4. C. 22-25. 12. Леонова О.В. Усложнение валютного законодательства//Российский внешнеэкономический вестник. 2015. № 5. 13. Лисицын А.Ю. Валютно-правовой режим в Российской Федерации//Реформы и право. 2010. № 1. 14. Лисицын А.Ю. Понятия «акты органов валютного регулирования» и «акты органов валютного контроля» по законодательству Российской Федерации // Финансовое право. 2006. № 2. 15. Лушникова М.В. К вопросу о системе источников валютного права // Банковское право. 2005. № 2. 16. Неретин М.С. Административное правовое регулирование валютного контроля и место Банка России в системе валютного контроля // Административное и муниципальное право. 2008. № 4. 17. Понаморенко В.Е. О тенденциях в регламентации валютного контроля внешнеторговых сделок в государствах - участниках Таможенного союза и Единого экономического пространства//Таможенное дело. 2014. № 1. 18. Ражков Р.А. "Валютные операции" и "валютные сделки": проблемы соотношения дефиниций // Банковское право. 2006. № 3. 19. Ражков Р.А. Безналичная иностранная валюта как объект гражданского права // Банковское право. 2006. № 2. С. 55 - 57. 20. Сапожников Н.В. Правовой режим валютных операций // Закон. 2005. № 4. 21. Селивановский А. Валютная операция - проблемы законодательного определения // Хозяйство и право. 2002. № 11. 22. Селивановский А.С. Новое валютное законодательство: суть понятий // Закон. 2005. № 4. 23. Слепов В.А., Ларцев М.И. Динамика денежно-кредитной политики развитых стран // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2010. № 1. 24. Сливкин И.В. Валютные ограничения на использование иностранной валюты в качестве средства платежа по законодательству Российской Федерации // Закон. 2008. № 8. 25. Тарасенко О.А. Политика Банка России как мера противодействия финансовому кризису // Банковское право. 2009. № 3. 26. Штанько А.А. Правовой статус Банка России как объект правовой идентификации//Современное право. 2016. № 7. 27. Эрделевский А.М. Об изменениях в валютном законодательстве России // Деньги и кредит. 2007. № 2.
Отрывок из работы

1.Теоретические и правовые основы валютного регулирования в РФ 1.1 Понятие, функции валютного регулирования Под валютным регулированием следует понимать деятельность государства в лице органов общей компетенции и органов валютного регулирования по установлению правил проведения валютных операций и порядка осуществления валютного контроля в целях обеспечения реализации публичных интересов в валютной сфере. Непосредственная административная деятельность по обеспечению соблюдения правил валютного регулирования охватывается понятием валютного контроля. Таким образом, валютное регулирование и валютный контроль являются самостоятельными, но взаимосвязанными составляющими валютной политики государства. Определения понятия валютного регулирования в Федеральном законе № 173 не дается, как и не было такой дефиниции в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» , что является, на наш взгляд, недостатком валютного законодательства и свидетельствует о том, что более чем за десять лет существования российских законов о валютном регулировании и валютном контроле, законодатель так и не определился, что следует понимать под валютным регулированием. А когда четко не определена суть общественного отношения, которое следует урегулировать, то возникают сложности при конструировании правовых норм, системном их изложении, использовании правовых механизмов и т.д. В правовой доктрине термин «валютное регулирование» является достаточно разработанным, но единого подхода к его определению среди специалистов не наблюдается. Например, Б.Ю. Дорофеев, Н.Н. Земцов и В.А. Пушин считают, что валютное регулирование - это издание государством (союзом государств) правил (регламентирование) выпуска в обращение (эмиссии), изъятия из обращения (рестрикции) национальной валюты, обмена валют, а также платежей нерезидентам и поступлений валют от них. Данное определение представляется спорным, поскольку общественные отношения, складывающиеся в процессе эмиссии национальной валюты, а также в процессе ее изъятия из обращения являются предметом не валютного, а эмиссионного права. Нам более близки и понятны определения валютного регулирования, сформулированные Н.И. Химичевой и Е.В. Покачаловой, а также Ю.А. Крохиной. По мнению Н.И. Химичевой и Е.В. Покачаловой, валютное регулирование - это деятельность государства по регламентированию порядка совершения валютных операций и международных расчетов. Ю.А. Крохина дает более конкретное и лаконичное определение: валютное регулирование - это деятельность государственных органов, направленная на регламентирование порядка и совершения валютных операций. Валютное регулирование как правовой режим осуществления валютных операций определяется А.Ю. Лисицыным. Общим в дефинициях Н.И. Химичевой, Е.В. Покачаловой, Ю.А. Крохиной, А.Ю. Лисицына является определение сущности валютного регулирования через валютные операции. На наш взгляд, такой подход является наиболее верным. И подтверждение этому мы можем найти в самом тексте Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле». Несмотря на то что названный Закон не содержит определения понятия валютного регулирования, в структуре Закона содержится гл. 2, которая называется «Валютное регулирование». И если внимательно прочитать и проанализировать содержание гл. 2, то становится понятным, что в данной главе регулируется законодателем не что иное, как порядок осуществления валютных операций. В теоретическом контексте валютное регулирование представляет собой предмет валютного права, которое рассматривается отечественной юридической наукой как комплексная отрасль национальной правовой системы. Анализу места валютного регулирования в системе права посвящает свои работы И.В. Хаменушко. Он отмечает следующее, валютное регулирование, понимаемое в узкоспециальном, ограниченном смысле, не образует ни отрасли права, ни отрасли законодательства. Валютное регулирование - это один из основных институтов финансового права; об этом как о само собой разумеющемся факте говорится в классических учебниках финансового права. В рамках концепции валютного права как комплексной отрасли права (законодательства) то, что нормы валютного регулирования трактуются одновременно и как часть комплексной отрасли, и как часть традиционной отрасли финансового права, не является противоречием. Как указывает С.С. Алексеев, «в правовой системе, наряду с основными подразделениями, которые обособляются по юридическим режимам, выраженным в особых методах и механизмах регулирования, имеются образования комплексного характера, такие как морское право, банковское право, хозяйственное право, страховое право, природоохранительное право. Эти образования признаются комплексными в том смысле, что нормы, в них входящие, не связаны единым методом и механизмом регулирования, почти все они имеют «прописку» в основных отраслях... Во вторичную структуру они входят, все время оставаясь нормами гражданского, уголовного, административного, трудового и т.д. права». Валютное регулирование - это элемент отрасли финансового права. Отнесение валютного регулирования к числу институтов финансового права наряду с бюджетом и налогами на первый взгляд кажется данью традиции советского финансового права. Но это не так, поскольку и сейчас финансовое право регулирует общественные отношения, так или иначе связанные с бюджетом, финансовой деятельностью государства. Валютное регулирование - это продолжение бюджетной политики другими средствами. Не получится наполнить бюджет посредством налогов, если население будет платить их обесцененной национальной валютой. Не получится профинансировать бюджетные расходы, если в уплату за товары поставщики не захотят принять от государства обесцененную национальную валюту. Не удастся, правда, и решить текущие бюджетные проблемы, если они возникнут, следуя опасным путем искусственной девальвации национальной валюты. Валютное регулирование есть часть финансовой деятельности государства, потому что: - в условиях обычной экономической обстановки валютное регулирование защищает от внешней конкуренции и обесценения национальную валюту, в которой исполняется бюджет; - валютное регулирование позволяет сокращать побочные эффекты некоторых опасных, но нужных приемов решения бюджетных проблем в условиях кризиса. Поэтому нормы законодательства о валютном регулировании образуют институт финансового права и финансового законодательства, делает вывод И.В. Хаменушко. Мы согласны с ученым, что можно выделить в особенной части финансового права институт валютного регулирования и валютного контроля. Валютное право, как комплексное правовое образование, будет содержать данные нормы финансового права. Цели валютного регулирования (обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости национальной валюты и стабильности внутреннего валютного рынка) достигаются путем установления валютных ограничений и норм, имеющих публично-правовую природу и регламентирующих порядок осуществления валютного контроля. В разные исторические периоды, характеризующиеся определенной совокупностью экономических факторов и направленностью валютной политики государства, соотношение частных и публичных элементов в валютном законодательстве различно. В условиях валютной монополии государства, финансовых кризисов и ухудшения платежного баланса публично-правовые средства, как правило, преобладают. Напротив, стабилизация курса национальной валюты, благоприятная экономическая обстановка в стране, накопление валюты в специальных фондах приводят к отмене валютных ограничений и либерализации валютного регулирования, «внимание» которого акцентируется на установлении порядка проведения валютных операций, а не на запретах на их осуществление. Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Таким образом, несмотря на разницу в целях оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковских функции. Таким образом, валютное регулирование в широком понимании - это валютная политика, деятельность государства, проводимая посредством некоторого устоявшегося набора экономических и юридических мер. Валютное регулирование в этом понимании составляет одно из направлений государственного управления в области финансов. Реализуется оно с помощью как сугубо юридических мер (ограничений, запретов), так и мер экономических (преимущественно валютных интервенций Банка России – то есть покупки или продажи той или иной валюты на межбанковском валютном рынке в целях воздействия на курс рубля по отношению к основным иностранным валютам). В широком смысле валютное регулирование может быть определено как совокупность экономических и юридических мероприятий, проводимых государством в целях защиты национальной валюты. Именно эту деятельность следует называть валютной политикой, реализацией валютной политики. Валютное регулирование в узком понимании образует составную часть валютной политики, важную, но не единственную. Оно охватывает те нормативные ограничения и запреты, которые устанавливаются публичным правом в валютной сфере. Валютное регулирование в его узком, сугубо юридическом значении - это особый правовой режим совершения валютных операций, при котором круг субъектов валютных операций не ограничивается, но действует система валютных ограничений и мер валютного контроля. 1.2 Принципы валютного регулирования Валютное регулирование - гибкий инструмент реагирования государства на изменение экономической ситуации. Тем не менее валютное регулирование при любых условиях подчиняется нескольким устойчивым правовым принципам. Это часть правового регулирования валютных отношений, общая и для ограничений, и для контроля, которая может оставаться неизменной в течение длительного времени. В ст. 3 Закона о валютном регулировании приведены принципы, которые относятся к валютному регулированию в его широком понимании, служат принципами валютной политики государства: - приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования; - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов; - единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации; - единство системы валютного регулирования и валютного контроля; - обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций. Исходя из международных соглашений России, внутреннего законодательства и доктринальных представлений о валютном регулировании, дополнительно можно сформулировать четыре юридических принципа, помогающих лучше уяснить содержание валютного регулирования как правового режима: 1) валютные ограничения и меры контроля устанавливаются только законом, причем федеральным; 2) платежи и переводы по текущим валютным операциям в международной торговле не могут быть ограничены; 3) меры валютного контроля не могут перерастать в фактические валютные ограничения; 4) валютные ограничения, как правило, временны, за некоторыми исключениями. Принцип законодательного установления валютных ограничений основан на ст. 71 Конституции РФ, относящей валютное регулирование к предмету ведения Российской Федерации. По вопросам ведения Российской Федерации должны приниматься федеральные законы (ст. 76 Конституции РФ). Более того, в п. "в" ст. 106 Конституции РФ предусмотрено, что федеральные законы, принятые Государственной Думой по вопросам валютного регулирования, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Тем самым Конституция РФ предписывает издание нормативного правового акта о валютном регулировании именно в виде акта федерального органа представительной власти, в форме федерального закона. Однако в Конституции РФ нет прямого указания на то, что вопросы валютного регулирования могут решаться только на уровне закона и не могут быть делегированы исполнительной власти. Долгое время законодательство о валютном регулировании действительно было рамочным, тогда как конкретные ограничения и меры контроля определялись органами валютного регулирования изданием подзаконных актов. Только редакция Закона о валютном регулировании, действующая с 2007 г., перестала содержать нормы, наделяющие органы валютного регулирования обширными правами в сфере установления валютных ограничений. С мерами контроля подобной ясности нет, они названы в Законе о валютном регулировании, но конкретное их наполнение определяется преимущественно нормативными актами Банка России. Тем не менее тенденция движения к валютному закону как закону прямого действия прослеживается, что и позволяет говорить о принципе установления правил валютного регулирования только законом. Такой принцип валютного регулирования не менее важен, чем аналогичный принцип, общепризнанный для налогов. Валютные ограничения и, в меньшей степени, меры контроля являются ограничениями (обременениями) права собственности и права ведения предпринимательской деятельности. Инициатива принятия необходимых мер должна принадлежать обладающим профессиональной компетенцией органам валютного регулирования. Но придание этим мерам юридической силы должно происходить с согласия органов представительной власти. Следующий принцип, заключающийся в том, что платежи и переводы по текущим операциям в международной торговле не могут быть ограничены, изначально базируется на норме ст. VIII Статей Соглашения (Устава) МВФ. Важно правильно понимать как пределы действия, так и степень универсальности этого принципа. Государство вправе ограничивать текущие операции, т.е. сделки, которые связаны с экспортом и импортом. Но такие ограничения не должны затрагивать возможности платежа. Так, государство устанавливает для экспортеров обязанность репатриировать валютную выручку. Тем самым вводится валютное ограничение, связанное с текущей внешнеторговой операцией. Оно обременяет участников, поскольку не позволяет им исполнить денежное обязательство иным способом, например, зачетом. Однако оно не препятствует международным расчетам между российским экспортером и его зарубежным покупателем. Ограничение обременяет участников валютной операции, но не ограничивает ее совершения в части платежа. Универсальность этого принципа заключается в том, что ему должны соответствовать любые валютные ограничения и меры контроля. Идея, лежащая в основе соответствующей статьи Устава МВФ, такова: государства вправе вводить любые защитные меры для своих валют, но эти меры не должны препятствовать международной торговле. Для середины XX в., когда принимался Устав МВФ, было характерно немного иное разграничение торговли и финансов, чем то, которое стало привычным сейчас. На это следует обратить внимание, чтобы правильно понимать область действия ст. VIII Устава МВФ и ее соотношение с правилами иных международных договоров. Дело в том, что сейчас требование о недопустимости препятствий международной торговле распространяется не только на классическую торговлю товарами (работами, услугами), но и на так называемые финансовые услуги (операции с капиталом, в которых хотя бы одной из сторон является банк, инвестиционная компания, страховая компания или иной квалифицированный, профессиональный субъект финансового рынка). Иными словами, государства договорились не налагать ограничений не только на текущие операции, но и на некоторые капитальные операции, если эти операции представляют собой платежи и переводы в международной торговле услугами. Данное правило закреплено в отношении международной торговли услугами ст. XI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) и распространяется, помимо прочих, на финансовые услуги, перечисленные в п. 5 приложения по финансовым услугам ГАТС. Правило ст. XI ГАТС по своему смыслу аналогично правилу ст. VIII Устава МВФ. Однако ст. XII ГАТС разрешает государствам временно отступать от этого правила для решения задачи «защиты платежного баланса», правда, не нарушая обязательств по Уставу МВФ. Фактически это означает, что валютные ограничения могут быть без согласия МВФ введены государствами - членами ГАТС в отношении платежей и переводов в международной торговле финансовыми услугами, не подпадающих под определение текущих операций по ст. XXX Устава МВФ. Поэтому в полной мере принцип недопустимости валютных ограничений на платежи и переводы в международной торговле действует лишь для текущих операций. Для России, как члена МВФ и Всемирной торговой организации (ВТО), обязательны оба упомянутых выше международных договора. Вот пример из недавнего прошлого, который показывает, как могут превратиться в препятствия для платежей по текущим операциям ограничения, установленные для капитальных операций. В период действия Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» 1992 г. различие между текущими и капитальными операциями проводилось в ряде случаев по длительности отсрочки платежа. Соответственно, платеж импортера зарубежному поставщику позднее 90 дней после поставки автоматически считался бегством капитала, а не торговым платежом, и совершить его было нельзя под угрозой штрафа. Если экспортер получал платеж позднее 90 дней после поставки из-за неисправного поведения должника, то и экспортер становился нарушителем, совершившим якобы капитальную операцию без разрешения Банка России. Тем самым из-за не вполне корректного разграничения текущих и капитальных операций в период 1992 - 2003 гг. под запреты для капитальных операций попадали обычные внешнеторговые платежи. С принципом свободы платежей и переводов по текущим валютным операциям тесно связан принцип недопустимости перерастания мер валютного контроля в фактические валютные ограничения. Система формальностей (ведение паспортов сделок, требование о проведении расчетов исключительно через уполномоченный банк, в котором открыт паспорт сделки, требование о предоставлении различных документов и справок) должна быть разумной и достаточно гибкой, адаптируемой в том числе к нестандартным условиям различных внешнеторговых контрактов. Иначе она превратится в препятствие для совершения платежей добросовестными участниками внешнеторговых отношений. В действующем валютном законодательстве фактических валютных ограничений нет. Но некоторые нормы контроля по-прежнему воспринимаются уполномоченными банками как фактическое препятствие к совершению их клиентами сколько-нибудь нестандартных валютных операций. Например, российская компания намеревалась приобрести самолет у зарубежного производителя. Поскольку самолеты изготавливают только под конкретный заказ, изготовитель попросил о выплате суммы, гарантирующей серьезность намерений потенциального заказчика. Это был не аванс в счет оплаты самолета, а безвозвратный обеспечительный платеж, покрывающий издержки изготовителя в случае срыва контракта. Тем не менее, обслуживавший сделку уполномоченный банк отказывался произвести платеж до тех пор, пока не вынудил компанию-покупателя оформить паспорт сделки, отразив в нем этот платеж как аванс в счет импорта товара, что совершенно не соответствовало сути договорных отношений. Как следствие, когда сделка из-за кризиса 2008 г. была расторгнута, российская компания оказалась нарушителем валютного законодательства, так как не смогла вернуть платеж, которому искусственно, ради соблюдения формальностей, вынуждена была придать в паспорте сделки форму аванса. Приведем еще один пример перерастания контроля в фактическое валютное ограничение. Клиент российского уполномоченного банка выдал вексель своему зарубежному кредитору. Банк отказался осуществлять переводы иностранной валюты в счет платежей по векселю, мотивируя это некими ограничениями на вывоз капитала, якобы установленными Центральным банком РФ. В итоге выяснилось, что уполномоченный банк усмотрел риск в том, что платежи по векселю проводятся с меньшей степенью контроля, чем аналогичные им по своей экономической природе платежи по договорам займа. По займам есть паспорт сделки, по векселям - нет. Пример показателен тем, что банк в отсутствие какого-либо официального запрета предпочел отказать клиенту в совершении валютной операции. Остается лишь сожалеть, что в подкрепление принципа недопустимости перерастания мер контроля в фактические ограничения можно сослаться лишь на теорию валютного регулирования и, с некоторой натяжкой, на недопустимость ограничения платежей, связанных с международной торговлей. Что касается принципа временности валютных ограничений (и сопровождающих их мер контроля), то его не следует понимать догматично. Это, скорее, эмпирическое правило, вытекающее из экономической подоплеки введения валютных ограничений и напоминающее о том, что ограничения вводятся не ради ограничений, а ради решения прагматических задач валютной политики. Государство прибегает к ним потому, что в определенных экономических условиях надо нарастить резервы, избежать резких колебаний валютного курса, избежать атак спекулятивного капитала. По мере усиления экономики становится возможным пренебречь многими опасностями ради тех выгод, которые дает снятие административных барьеров на пути деловой активности. Есть ограничения, которые внешне не кажутся временными (например, требование репатриации, действующее с неизменной строгостью с 1992 г., т.е. столько, сколько действует режим валютного регулирования в России). В любом случае законодатель не обязан указывать конкретный срок действия валютных ограничений при их введении. Тем не менее в ст. 6 Закона о валютном регулировании содержится указание на временный характер отдельных валютных ограничений: они «отменяются... по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление». Те валютные ограничения, на которые распространялась эта норма, в настоящее время действительно отменены. 1.3 Правовое обеспечение валютного регулирования в РФ Валютное регулирование на территории России стало осуществляться с XVI в., в конце XIX в. рубль стал свободно конвертируемой валютой и высоко ценился иностранными инвесторами. Первая мировая война и последовавшие за ней революции 1917 г. подорвали устойчивость рубля, а с введением административной монополии на внешнеэкономическую деятельность рубль превратился в неконвертируемую валюту. Система валютного регулирования и контроля в России после распада Советского Союза создавалась заново, что обусловило ряд ошибок на первоначальном этапе. Первый Закон России о валютном регулировании и валютном контроле вступил в силу 4 ноября 1992 г. Он содержал большое количество бланкетных и отсылочных норм, поэтому основное регулирование в этой сфере осуществлялось подзаконными нормативными правовыми актами. Несмотря на принятие указанного Закона, в 1992 - 1998 гг. отток финансового капитала из России превысил 150 млрд долл. США. Использование в 1992 - 2003 гг. широкого набора валютных ограничений позволило государству уменьшить вывоз национального капитала, выровнять платежный баланс, создать предпосылки для формирования валютных фондов. Однако для решения стоявших перед валютной политикой задач административно-правовых методов стало недостаточно. Принятие в 2003 г. нового Закона о валютном регулировании ознаменовало либерализацию регулирования валютных отношений и внедрение частноправовых методов воздействия на них. Закон о валютном регулировании 2003 г. в отличие от Закона 1992 г. содержит значительное количество норм прямого действия, при этом в него заложена модель постепенного снятия избыточных и неэффективных (с учетом оттока капитала из России) барьеров. В соответствии с этой моделью: 1) с 15 июня 2004 г. отменены индивидуальные разрешения на совершение валютных операций, сегодня резиденты вправе без ограничений открывать банковские счета за пределами России, юридические лица - резиденты вправе осуществлять расчеты по валютным операциям, используя денежные средства, находящиеся на счетах в иностранных банках; 2) с 1 июля 2006 г. утратили силу ст. 7 и чч. 3 - 6 ст. 11 Закона, предоставлявшие Правительству РФ и Банку России право регулировать операции по движению капитала путем установления требования о резервировании или использования специального счета; 3) с 1 января 2007 г. отменено право Банка России устанавливать требование об использовании специального счета при осуществлении валютных операций, связанных с получением кредитов и займов, куплей-продажей ценных бумаг, а также требование об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 68 страниц
1850 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 74 страницы
5500 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 65 страниц
1625 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg