Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Учебно-методическое обеспечение темы «Загрязнение среды обитания» в школьном курсе ОБЖ

irina_krut2019 2100 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 84 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объектом данной работы является учебный процесс изучения школьного курса ОБЖ. Предметом будет являться - учебно-методическое обеспечение темы «Загрязнение среды обитания» в школьном курсе ОБЖ. Цель выпускной квалификационной работы - рассмотреть тему загрязнение среды обитания в школьном курсе ОБЖ и разработать учебно-методическое обеспечение данной темы. Задачи: 1.Определить сущность учебно-методического обеспечения. 2. Охарактеризовать учебно-методическое обеспечение как дидактическое средство. 3. Выявить содержание и структуру учебно-методического обеспечения по дисциплине. 4. Проанализировать курс ОБЖ. 5. Рассмотреть тему «загрязнения среды обитания в школьном курсе ОБЖ». 6. Разработать учебно-методическое обеспечение по теме «загрязнение среды обитания и воспитание экологической культуры школьников». Методы исследования в дипломной работе: в данной работе для достижения поставленной целей и задач применялись общие методы, в состав которых входят: анализ, синтез, индукция, дедукция эмпирический метод. Научная новизна исследования заключается в разработке учебно-методического обеспечения темы «загрязнение среды обитания и воспитание экологической культуры школьников». Эмпирическая база исследования представлена научными статьями, литературой по теме дипломной работы, нормативно правовые акты и интернет ресурсы. Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает в себя: введение, первую главу, состоящую из трёх параграфов и вторую главу, состоящую также из трёх параграфов, заключение, библиографический список.
Введение

В двадцатом столетии, человечество по мере активного развития индустриальной промышленности и научно-технического прогресса, подошло в своём развитии к осознанию потенциальной опасности антропогенной деятельности на окружающую среду. В настоящее время, экологический вызов связанный с загрязнением среды обитания остро стоит перед человечеством. Уже сейчас можно наблюдать такие проблемы как глобальное потепление или парниковый эффект, ещё одна не менее актуальная проблема - загрязнение пластиковыми отходами, которое заполонило уже практически все уголки планеты. Очень важно отреагировать на сложившуюся ситуацию и начать действовать как можно раньше пока не начались необратимые процессы. Наше будущее и будущее наших детей зависит от природы и скорости реакции на эти проблемы, за которыми начнутся продуктивные действия. Рассматривая существенное влияние человечества на окружающую среду, учёные, среди ряда факторов стали выделять такой фактор как экологическая культура, который в своей сущности нуждается в формировании у индивида и общества в целом. Учитывая это, значение формирования знаний направленных на изучение проблем загрязнения среды обитания приобретает особую важность. Для этого необходимо ответственно подойти к поиску необходимого методического материала для изучения темы загрязнения среды обитания в школьном курсе ОБЖ. Поскольку грамотно подобранный материал, входящий в учебно-методическое обеспечение курса ОБЖ имеет основополагающее значение для формирования у обучающихся экологической культуры, представления о поставленной перед ними проблеме. Отсюда актуальность темы: «Учебно-методическое обеспечение темы «загрязнение среды обитания» в школьном курсе ОБЖ» заключается в рассмотрении теоретических основ и разработки учебно-методических материалов, соответствующую различным образовательным программам и отличающеюся своим разнообразием. Учебно-методическое обеспечение темы «Загрязнения среды обитания» в школьном курсе ОБЖ» способствует воспитанию экологической культуры личности обучающегося. Усвоение экологических и этических норм, ценностей, профессиональных навыков достигается посредством целенаправленного обучения и воспитания экологической грамотности личности, которые будут способствовать формированию общества с гуманным, эмоционально – нравственным и бережным отношением к природе. Все это необходимо развивать у школьников как на уроках в процессе обучения, так и в процессе осуществления внеурочной деятельности. Педагог обучает учеников правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия деятельности человека, вырабатывать активную жизненную позицию по восприятию проблемы сохранения окружающей природной среды.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 6 1.1 Сущность учебно-методического обеспечения 6 1.2 Учебно-методическое обеспечение как дидактическое средство 15 1.3 Содержание и структура учебно-методического обеспечения по дисциплине 25 Глава 2. Тема «загрязнения среды обитания» в школьном курсе ОБЖ 36 2.1 Анализ курса ОБЖ 36 2.3.Разработка учебно-методического обеспечения по теме «загрязнение среды обитания и воспитание экологической культуры школьников» 71 Заключение 77 Список литературы 80
Список литературы

1. Аргунова Т.Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 2009. - 350 с. 2. Башмаков М., Поздняков С., Резник Н. Информационная среда обучения. СПб.; 2007. - 400 с. 3. Батракова С., Соломатина Т. Проблемы учебного текста // Высшее образование в России. – 1995. – №4. - С.70-74. 4. Борзых Е.А., Сергеева Н.А. Разработка учебно-методических комплексов по дисциплине (методические рекомендации). – Оренбург: Изд-во Пресса, 2009 - 35 с. 5. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 2001. - 160 с. 6. Ваграменко А.Я., Роберт И.В., Львовский В.Л. Концепция использования новых информационных технологий в организационно-методическом обеспечении учебного заведения. М., 2002. - 200 с. 7. Горькаева Е. Ю. Особенности учебно-методического обеспечения в колледже // Молодой учёный. – 2014. – №18. - С. 538-539. 8. Григорьев Г.С., Гриншкун В.В. Информационные и коммуникационные технологии в современном открытом образовании: М.: Педагогика, 2003. - 150 с. 9. Гусева Р.П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса // Среднее профессиональное образование, 2003, №3. - С.55-64. 10. Данилов-Данильян В.И. Экологическая безопасность: М., ЭКОМ, 2011. - 250 с. 11. Егоренко В.Л.Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Нар. образование 2000- № 7. – С. 133- 134. 12. Жуков Т.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики. М., 2015. - 320 с. 13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении:новый аспект образования. М.,1980. - 287 с. 14. Зимина, О. В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: теория, методика, практика / О. В. Зимина. М.: Изд-во МЭИ, 2003. - 336 с. 15. Зорина Л. Я. Средства обучения как система. // Педагогика. – 1997. - №9, - С.56-88. 16. Иванова Я. Н. Образование в области экологической безопасности: пред профильная подготовка школьников // Молодой учёный. – 2014. – №4. - С. 971-973. 17. Кишкель, Е. Н. Совершенствование методики разработки учебника (На примере учебников по управлению для среднего профессионального образования): Дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Москва, 2003 - с. 210. 18. Казакова Е.И. Дидактические принципы и процедуры проектирования учебного материала // Инновационные процессы в образовании. Интеграция российского и западноевропейского опыта: Сб. статей. СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 1997. - С.46-68. 19. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса: метод. пособие/ сост. Т. Г. Аргунова, И. П. Пастухова – М.: Библиотека журнала "СПО", 2006 - 112 с. 20. Костецкая Г. А. Раздел курса ОБЖ «Основы здорового образа жизни»: к вопросу о методике обучения // Педагогика высшей школы. – 2015. – №3.1. - С. 94-97. 21. Кочетов С.И. Комплексное методическое обеспечение учебного процесса средствами обучения. – М.: Высшая школа, 2007 - 615 с. 22. Кочетов С.И., Романин В.А. Технические средства обучения в профессиональной школе. М., 2008 - 335 с. 23. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения: технология создания и использования. М.: Изд-во УРАО, 2005. - 204 с. 24. Никитина Б. А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Дис..канд. социол. нау: 13.00.08: М.,2000. - 183 с. 25. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие / Под ред. Скакун В.А. – М: ФОРУМ - ИНФРА-М –2007, - 315 с. 26. Прессман Л.П. Методика применения технических средств обучения. М., 2005. - 311 с. 27. Рябов В.М Учебно – методические комплексы. Брянск, 2013 -155 с. 28. Сластенин В.А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.,2007 – 270 с 29. Сазонова Л.И. Моделирование учебно-методического обеспечения компьютерной подготовки учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08: Барнаул, 2000. - 188 с. 30. Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации). М., 2003. - 115 с. 31. Современная дидактика: теория и практика / Под ред. И.Я. Лернера, И.К.Журавлева. М., 1994. - 288 с. 32. Токтарова Вера Ивановна Вестник Марийского государственного университета, 2013 – №4. – С. 75-84. 33. Фролова Т.М. Сущность учебно-методической системы образовательного процесса в вузе МВД России // Вестник Московского университета МВД России. – 2012. – №10. – С. 276-278 34. Чекалева Н.В. Теоретические основы учебно-методического обеспечения процесса изучения педагогических дисциплин в педагогическом вузе: автореф. дис. .док. пед. наук:13.00.08:. СПб, 1998. - 46 с. 35. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 2012. - 208 с. 36. Щепотин А.Ф., Чекулаев М.А., Сосонко В.Е., Шеховцев А.П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2012. - 251 с. Интернет-ресурсы 37. Дидактические средства // Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. URL: https://studfiles.net/preview/6176506/page:5/ (дата обращения 21. 04. 2016). 38. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса // Социальная сеть работников образования. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i pedagogika/library/2017/03/05/kompleksnoe-uchebno-metodicheskoe-obespechenie (дата обращения 15. 02. 2018). 39. Методическое обеспечение учебного процесса// Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. URL: Https://studfiles.net/preview/2899601/page:6/ (дата обращения 10. 02. 2018). 40. Методическое обеспечение учебного процесса // Ставропольский базовый медицинский колледж [Электронный ресурс]. URL: http://sbmcollege.ru/company/metodicheskaya_rabota/metodicheskoe_obespechenie_uchebnogo_protsessa.php (дата обращения 22. 04. 2018). 41. Методическое обеспечение учебного занятия // Пермский виртуальный педагогический совет [Электронный ресурс]. URL: http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-17-3.htm (дата обращения 27. 04. 2018). 42. Программа учебной дисциплины // Основы безопасности жизнедеятельности [Электронный ресурс]. URL:http://nmkbalakirev.ru/wp-content/uploads/2017/12/ОД.01.07.-Основы-безопасности-жизнедеятельности-1.pdf (дата обращения 04. 04. 2018). 43. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни // Минобр РФ [Электронный ресурс]. URL: http://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_124010.pdf (дата обращения 12. 03. 2018). 44. Рабочая программа 5 класс // Региональный образовательный портал псковской области. [Электронный ресурс]. URL: http://old.pskovedu.ru/?Project_id=9000&pagenum=25974 (дата обращения 01. 03. 2018). 45. Рабочие программы по ОБЖ 5-11 класс по УМК А.Т. Смирнова // Социальная сеть работников образования [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/07/18/rabochie-programmy-po-obzh-5-11 (дата обращения 21. 04. 2018). 46. Роль и место курса «Основы безопасности жизнедеятельности» // ОБЖ [Электронный ресурс]. URL: http://teachpro.ru/EOR/School%5cobjsupplies11/Html/der11062.htm (дата обращения 18. 04. 2018). 47. Роль курса ОБЖ в подготовке школьников к современным условиям жизнедеятельности // Библиофонд [Электронный ресурс]. URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?Id=564954 (дата обращения 17. 04. 2018). 48. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса // Научные рефераты [Электронный ресурс]. URL: https://xreferat.com/71/5170-1-uchebno-metodicheskoe-obespechenie-obrazovatel-nogo-processa.html (дата обращения 11. 05. 2018). 49. Экологическое образование школьников: сущность, содержание, принципы // Файловый архив студентов [Электронный ресурс]. URL: Https://studfiles.net/preview/3004324/ (дата обращения 11. 05. 2018).
Отрывок из работы

Глава 1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.1 Сущность учебно-методического обеспечения В данном параграфе рассмотрим понятие и сущность учебно-методического обеспечения. Существует много различных понятий и определений сущности методического обеспечения, в данной ситуации рассмотрим термин «методическое обеспечение», который используется в педагогике в двух смыслах: как процесс и как результат. Методическое обеспечение как процесс – это планирование, разработка и создание оптимальной системы учебно-методической документации и средств обучения, необходимых для эффективной организации образовательного процесса в рамках времени и содержания, определяемых профессиональной образовательной программой. Учебно-методическое обеспечение как результат — это совокупность всех учебно-методических документов (планов, программ, методик, учебных пособий и т.д.), представляющих собой проект системного описания образовательного процесса, который впоследствии будет реализован на практике. Комплексное учебно-методическое обеспечение является дидактическим средством управления подготовкой обучающихся, комплексной информационной моделью педагогической системы, задающей структуру и отображающей определенным образом ее элементы [1]. Под учебно-методическим обеспечением понимается создание и применение соответствующих учебно-методических документов, пособий, рекомендаций, методических материалов, дидактических средств, а также эффективных методик, способов и приемов обучения, позволяющих активизировать познавательную деятельность обучающихся и гарантированно достигать поставленные учебные цели [4]. В образовательном пространстве отдельно существует понятие методическое обеспечение, которое идет в тесной связи с материально-техническим обеспечением. А в научной литературе также встречается понятие комплексного учебно-методического обеспечения. В научной литературе чаще всего под учебно-методическим обеспечением образовательного процесса понимается учебно-методическое обеспечение учебных дисциплин или же целых специальностей, реализуемый в учебных заведениях. В этом случаи речь идет о некой системе, которая создается в целях оптимизации организации образовательного процесса в образовательном заведении, нацелена на повышение качества обучения и дает возможность всестороннего подхода к изучению той или иной дисциплины, и называется она учебно-методическим комплексом [19]. Как отмечает Н.В. Чекалева, функциональное назначение учебно-методического обеспечения в том, что оно представляет собой своеобразный инструментарий, пользуясь которым обучаемый с помощью преподавательского состава совершает путь образовательного становления, поэтапно овладевая профессиональным знанием интегрированного характера [6]. В свою очередь Т.Н. Шамова вводит понятие «комплексное методическое обеспечение» [7]. Отмечается, что в основе методического обеспечения должны лежать закономерности учебного процесса, дидактические принципы и требования общей теории управления. В качестве компонентов системы методического обеспечения автор указывает цели обучения, учебные планы и программы, методические пособия, дидактические средства. Однако это понятие не отвечает современному феномену развивающего и воспитывающего характера обучения [1]. Опираясь на труды исследователей, занимающихся вопросами комплексного учебно-методического обеспечения, можно говорить о том, что под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по конкретным учебным дисциплинам и специальностям понимается разработка и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, которые являются необходимыми и достаточными для проектирования и качественной реализации образовательного процесса [21]. Следует отметить, что учебно-методическое обеспечение образовательного процесса учебного заведения должно быть, во-первых, разнообразным, во-вторых, должно соответствовать вариативным образовательным программам и, в-третьих, должно разрабатываться для всех видов учебной деятельности. Проблема всестороннего обеспечения учебного процесса всегда находилась в центре внимания, ей занимались различные отечественные педагоги-исследователи, например, В. П. Беспалько, А. А. Вербицкий, В. П. Давыдов, М. В. Кларин, В. А Сластенин и другие [5]. Улучшение учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможно только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности педагога и обучающегося. Однако анализ научно-методических источников позволяет сделать вывод о том, что по этой проблеме единых, принимаемых всеми учеными, научных положений до сих пор не выработано. В различных пособиях и учебниках можно встретить толкование таких видов обеспечения учебного процесса, как: «методическое», «учебно-методическое», «системно-методическое», «научно-методическое», «программно-методическое», а также «учебно-материальное» и «техническое». В основном «учебно-материальное» и «техническое» несет в себе материальную сторону обеспечения образовательного процесса [7]. Семантический, то есть смысловой анализ названных видов обеспечения позволил выявить сущностный смысл, который вкладывается авторами при их обосновании и определении. Абсолютное большинство из перечисленных видов обеспечения является однопорядковым, имеющим общий родовой признак, в качестве которого выступает методическое обеспечение учебного процесса. Под методическое обеспечение учебного процесса понимается обеспечение дидактического процесса соответствующими методиками, т.е. совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися [31]. В данном случае речь идет о поиске преподавателем наиболее рациональных методов организации учебного процесса, но наряду с методической стороной, которая выступает в качестве ведущей, особо подчеркивается роль выбора педагогом адекватных избранной методике дидактических средств. В словосочетаниях «системно-методическое» и «научно-методическое» подчеркивается глубина проработки данных аспектов обеспечения. В первом случае говорится о необходимости подходить к методическому обеспечению учебного процесса с системных позиций, учитывая все компоненты процесса обучения как целостной педагогической системы, во втором – с позиций научного обоснования применяемых педагогом методов, способов, приемов организации обучения и используемых при этом дидактических средств [37]. Несколько отличается подход к трактовке такого вида обеспечения, как программно-методическое. В отличие от предыдущих, при раскрытии его сущности главный акцент делается, как правило, не столько на методической стороне обеспечения, сколько на необходимости выбора педагогом соответствующих ей адекватных средств обучения. Введение в научный оборот и обоснование этого вида обеспечения произошли сравнительно недавно и связаны с развитием, как самой дидактики, так и научно-технического прогресса в сфере образования. Впервые вопрос о программном обеспечении возник с появлением компьютерных средств обучения и необходимостью их программной поддержки [28]. Современное программное обеспечение дает возможность использовать компьютер для решения самых разных задач на основе создания дидактических комплексов, справочно-информационных услуг, комплекса задач для самостоятельных работ, вычислительные и аналитические системы, обучение и компьютерные программы и т. д. С помощью компьютера можно мотивировать учащихся на эффективное познание к профессиональным мотивам и интересам, развивать системное мышление, представлять полностью педагогическую деятельность, педагогические и образовательные способности, ценные значения профессиональной деятельности [29]. Поэтому компьютеризация очень важна для формирования знаний и интересов обучающихся. Это привело к созданию в учебных заведениях специальных программно- методических комплексов, представляющих собой совокупность программных продуктов учебного назначения, созданных под конкретные методики обучения. Приверженцами идеи создания подобных комплексов стали А. А. Андреев, В. И. Боголюбов, О. А. Козлов, И. В. Роберт, И. М. Шлапаков и другие ученые [6]. Анализ основных характеристик названных видов обеспечения учебного процесса позволяет сделать обобщающий вывод. Во всех случаях их содержание раскрывается через совокупность используемых методов, средств и форм обучения, позволяющих педагогу всесторонне поддержать учебный процесс, сделать его эффективным и результативным, точнее, речь идет о разработке соответствующей дидактическим целям методической системы обучения. При этом следует обратить внимание, что любая методическая система включает в себя пять составных компонентов – цели, содержание, методы, организационные формы и средства обучения, которые тесно взаимосвязаны и изменение одного из них обязательно влечет за собой изменение других [15]. Проектирование учебно-методического обеспечении образовательного процесса в учебных учреждениях связано с идеей целостного системного подхода. Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебно-воспитательного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и обучающихся [30]. В условиях реформирования системы образования необходимыми элементами структуры учебно-методического обеспечения являются: образовательный стандарт; учебная программа; опорные конспекты; методические рекомендации для самостоятельной работы обучающихся с источниками информации; учебные пособия; учебно-методические материалы для преподавателя; отобранная специальная информация; компьютерные и имитационные игры; педагогические технологии [23]. Проектирование в образовательном процессе всегда ведётся с учетом ряда обстоятельств, факторов, определённых принципов, методов деятельности, технологических возможностей учебного кабинета, специфики и содержания программного материала дисциплины, задач учебно-воспитательного процесса, уровня профессионализма преподавателя и, конечно же, его творческого потенциала [18]. Проектирование образовательного процесса по дисциплине, планирование занятия следует рассматривать как акт целеполагания и на этой основе дальнейшего конструирования общей модели двустороннего взаимодействия педагога и обучающихся. Подходы к рассмотрению дидактического процесса отражены в работах А. Корссаковского, В.П. Беспалько В.В. Краевского и др [5]. Эти подходы могут быть положены в основу проектировочной деятельности педагога. Функции и функциональные единицы проектировочной деятельности педагога представлены ниже (таблица 1). Таблица 1. Функции и функциональные единицы дидактического проектирования Функции дидактического проектирования Функциональные единицы дидактического проектирования Определение предполагаемого результата в процессе обучения и основных направлений деятельности преподавателя по его достижению Проектирование целей и задач обучения Определение границ качественных и количественных параметров осваиваемой в данном цикле информационной модели Проектирование содержания обучения Определение содержания и структуры учебной деятельности Проектирование учебной деятельности Определение оптимальной системы и последовательности действий преподавателя и адекватного им дидактического инструментария Проектирование дидактических технологий Определение условий, способов и средств осуществления обратной связи в учебном процессе и получения информации о степени достижения цели Проектирование системы контроля, коррекции и оценки усвоения Приступая к проектированию образовательного процесса по дисциплине, преподаватель должен выделить в ее содержании основные структурные и функциональные компоненты. В сложной динамической многофакторной дидактической системе (каковым является учебно – воспитательный процесс) основным фактором ее эффективности выступает осознание цели деятельности, как преподавателем, так и учащимся [19]. Конечная заданная цель является системообразующим фактором в образовательном процессе. Не определив и не сформулировав конечную цель, невозможно эффективно организовать этот процесс, построить логическую структуру дисциплины, отобрать и обосновать е? содержание, выбрать адекватные формы и методы обучения и контроля, управлять процессом усвоения знаний и формированием умений, в конечном итоге, обеспечить требуемое качество знаний [34]. Каждую дисциплину в образовательном процессе следует рассматривать не саму по себе, а в зависимости от ее места в методической системе процесса, то есть, на сколько, она значима, необходима для усвоения других дисциплин. В литературе описаны разные методические подходы к определению конечных целей обучения по дисциплине. Преподаватель, грамотно определяющий цель обучения, формулирует понятия однозначно, они обладают возможностями измерения и оценки конечного результата дидактической и познавательной деятельности в учебном процессе. Такая формулировка целей обучения называется диагностической. Оптимальность определения цели дисциплины предопределяет высокое качество знаний и высокую степень обученности и воспитанности [36]. В основу планирования целей должны быть положены пять уровней усвоения программного материала: 1. Распознавание. 2. Запоминание. 3. Понимание. 4. Приобретение элементарных умений и навыков. 5. Перенос умений и навыков в зону практического применения. Многие преподаватели испытывают затруднения при правильной постановке главной дидактической цели. Важно не просто рассказать, показать, дать понятие ученикам об изучаемом объекте, нужно научить переносить знания на практику. А для этого нужно научить анализировать, обобщать, синтезировать, вычислять, измерять, решать, изготовлять и т.п. Таким образом, главная дидактическая цель дисциплины должна отражать, наряду с теоретическими знаниями, которые приобретут обучающиеся, также умения, которые будут сформированы у них, и определённые развитые и усовершенствованные навыки, накопленный опыт эффективного решения учебных задач [41]. Знания как обобщённый и усвоенный обучающимся фрагмент коллективного опыта, включающий как информацию (знакомство с понятийным аппаратом, объектами, явлениями, процессами в рамках дисциплины), так и способы деятельности, не передаются от преподавателя к ученику в готовом виде, а осваиваются каждым учеником в результате активной, поэтапной, направляемой, структурированной, систематизированной и целенаправленной самостоятельной познавательной деятельности. Деятельность обучающегося, рассматриваемая как активность личности, направленная на решение задач, всегда целенаправленна [35]. Вид деятельности обучающихся в обучении и способ ее осуществления, методы преподавания и учения определяют качество усваиваемых знаний и эффективность формирования умений. В процессе проектирования комплексного методического обеспечения по предмету педагог должен учитывать основные этапы деятельности учеников в процессе изучения предмета: Этап 1. Ознакомление с целями, задачами и содержанием предмета, актуализация опорных представлений учеников. Здесь доминирует процесс восприятия основных положений и осознание фактического материала областей практического применения предмета, т.е. первоначальной мотивации к учению. Этап 2. Особенностью этого этапа является проверка деятельности учеником построенного на предыдущем этапе «инструмента мышления» индивидуальных заданий, задач, проблем. В процессе обучающийся вносит коррективы в свои представления и приёмы деятельности в данном предмете, уясняет значимость приобретённых знаний и умений для более качественного решения учебных задач и проблем. Этап 3. Овладение необходимыми умениями на уровне воспроизведения их на творческом уровне. Здесь происходит самообучение и самосовершенствование в процессе учебной деятельности [36]. В основе организации эффективного учебно-познавательного процесса должен находиться принцип активности и самостоятельности учеников в обучении. Активность в учении - это не просто деятельное состояние обучающегося, а качество этой деятельности, в которой проявляется личность самого ученика с его отношением к содержанию, характеру деятельности и стремлением мобилизовать свои нравственно-волевые усилия на достижение учебно-познавательных целей [35]. Процесс учения - это самоуправляемая отражательно-преобразующая деятельность ученика. В процессе проектирования комплексного учебного–методического обеспечения по дисциплине особое место занимает выбор методов обучения и воспитания, организационных форм [19]. Решение этой проблемы связано с учётом многих факторов: содержания, объёма и степени сложности изучаемого материала, специфики дисциплины, технологических возможностей учебного кабинета или лаборатории, планируемых целей и задач обучения, образовательного и возрастного уровней учеников. Без учета названных факторов не будут достигнуты планируемые результаты, а выбранные педагогом методы будут недостаточно эффективны. И, как результат не позволят педагогу сформировать субъектную позицию обучающегося в образовательном процессе. Таким образом, под системным и комплексным подходом к разработке учебно- программной и планирующей документации следует понимать одновременную и согласованную разработку учебных программ, содержания отдельных занятий, методические рекомендации по организации различных видов деятельности учеников в рамках конкретной дисциплины. Таким образом можно сделать вывод о том, что до настоящего времени в теоретическом плане нет единого понимания состава и содержания комплексного учебно-методического обеспечения. Как отмечают некоторые исследователи наиболее часто оно представляется в виде совокупности учебно-методических документов, составляющих как само содержание, так и документов, сопровождающих и регламентирующих процесс обучения. 1.2 Учебно-методическое обеспечение как дидактическое средство Дидактические средства обучения - являются одним из основных элементов образовательного процесса, направленных на получение знаний, формирование умений достижение целей в области образования. Дидактические средства делятся на материальные и нематериальные. Категория нематериальных средств может включать в себя методы обучения, организационные формы и принципы преподавания. Категория материальных средств включает учебные пособия, наглядные пособия, образовательные технологии, дидактические материалы, учебники, классное оборудование и т. д. Основные функции средств обучения - это информационная, дидактическая, контрольная. Дидактические функции, следовательно, характеризуют сущностные свойства и возможности средств обучения в определенной образовательной среде. Дидактические функции могут играть разную роль – информационную, адаптивную, интегративную, интерактивную, компенсаторную, мотивационную. В реальном педагогическом процессе все указанные функции средств обучения представлены комплексно, решая, таким образом, существенные методические проблемы обучения. В отдельном же средстве обучения может доминировать та или иная функция, определяя его роль и место в учебном процессе, в системе средств обучения. Именно эти функции учитываются при проектировании системы обучения, определении методики комплексного использования средств обучения. Технические средства обучения - системы, комплексы, устройства и аппаратура, применяемые для предъявления и обработки информации в процессе обучения с целью повышения его эффективности. Основу комплексного методического обеспечения предметов и профессий составляют средства обучения, являющиеся одним из важнейших компонентов учебно-воспитательного процесса. Основные общие дидактические функции средств обучения как компонента учебно-воспитательного процесса заключаются в следующим: • повышение степени наглядности, доступности для учащихся учебного материала, который без применения средств обучения недоступен вообще или труднодоступен; • удовлетворение и в максимальной степени развитие познавательной деятельности учащихся, интенсификация труда учащихся, позволяющая повысить темп изучения учебного материала; • источник информации, освобождающий преподавателя, мастера от большего объёма чисто технической работы и тем самым высвобождающий время его творческого уровня; • средство управления познавательной деятельностью учащихся со стороны преподавателя, мастера [12]. Подбор и применение средств обучения должны осуществляться комплексно, с учётом основных характеристик и компонентов учебного процесса. Рассмотрим основные критерии комплексности подхода к методическому обеспечению учебно-воспитательного процесса средствами обучения. Исходным документом для разработки комплекса методического обеспечения предмета является учебная программа, определяющая содержание процесса обучения в соответствии с современными требованиями. Комплекс средств обучения должен охватывать все основное содержание программного материала. Комплексность в данном случае выражается в том, что изучение каждой темы учебной программы должно быть обеспечено необходимым минимумом средств обучения.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 49 страниц
1225 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg