Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Психологическое состояние родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

irina_krut2019 312 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 26 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объектом исследования является процесс психологического состояния родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Предметом исследования являются психологическое состояние родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Цель работы: исследовать психологическое состояние и разработать систему эффективной помощи и поддержки семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья. Задачи данной работы: 1) Произвести теоретический анализ общей и специальной педагогической и психологической литературы по теме исследования; 2) уточнить эффективность разработанных и применяемых в практике социально-психолого-педагогических технологий, составляющих систему помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья; 3) Выявить специфику детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей дошкольного возраста с ОВЗ; Теоретические методы исследования: теоретический анализ литературных источников; экспериментальные методы: тестирование, наблюдение, интервьюирование, опытно-экспериментальная работа; методы обработки данных: методы математической и статистической обработки полученных данных. Методологической основой данного исследования явились идеи и концепции следующих авторов: Н.А. Голикова (педагогика оздоровления), А.А. Дубровского (лечебная педагогика), Р. Мэйя (подходы к консультированию), С.С. Ляпидевского (классификация инвалидности), Л.П. Боровой (классификация инвалидности), Т.В. Черниковой (социально-психологическая поддержка семей с детьми-инвалидами), А.И. Тащевой (психологическая реабилитация семей с детьми-инвалидами), И.В. Рыженко (психологическая помощь семье ребенка-инвалида), В.В. Ткачевой (психокоррекционная работа с матерями детей с аномалиями развития), Е.А. Екжановой (социально-психологическая работа в проблемных семьях), Ю.С. Шевченко (психокоррекционная работа в проблемных семьях). Гипотеза данной работы состоит в следующем: В семьях, имеющих детей в дошкольном возрасте с ОВЗ, находящихся в условиях частичной интеграции, имеется рассогласование в детско-родительском отношениях и представлении взрослых о ребенке, в первую очередь, между тем, что декларируется на вербальном уровне, и тем, что существует на уровне непосредственного эмоционального переживания. Практическая значимость исследования: данные, полученные в ходе его проведения, могут быть использованы в практике психологов системы образования, социальной защиты.
Введение

Часто бывает так, что семья, имеющая ребенка с ограниченными возможностями здоровья, не справляется с выполнением своих функций, что обусловливает необходимость своевременного выявления проблем и содействия в их решении на всех уровнях по оказанию помощи такой семье. Однако недостаточно изученной остается проблема влияния психологической атмосферы в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этим и объясняется выбор темы нашего исследования, проблема которого заключается в определении социально-психологического климата в семье ребенка с ОВЗ и его изменении. В последние десятилетия отмечается рост заинтересованности специалистов в изучении детско-родительского отношения к ребенку с ОВЗ, что связано, на наш взгляд, с возрастающей актуальностью данной проблемы. Исследователями накоплен большой опыт изучения комплекса проблем семьи и родителей, имеющих ребенка с ОВЗ и путей их решения. Однако исследование феномена детско-родительских отношений в семьях, имеющих детей с ОВЗ в дошкольном возрасте в условиях частичной интеграции, нуждается еще в дальнейшей разработке. Новизна предлагаемого подхода заключается в том, что впервые в «поле» психологического сопровождения и диагностико-коррекционной деятельности специалистов включаются родители «особых» детей. Активное включение семьи «особого» ребенка в систему психолого-педагогической помощи в условиях частичной интеграции, наряду с этим поиск форм психологической помощи самим родителям, а также создание моделей комплексного психокоррекционного воздействия на детско-родительские отношения стали в настоящее время актуальной проблемой.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3 Глава 1. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ 1.1. Психологические и поведенческие особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………7 1.2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья…………………………………………9 Глава 2. Экспериментальное исследование психологического состояния родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья 2.1. Методика исследования………………………………………………………14 2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования психологического состояния родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья……………………………………………………………………………..14 Заключение………………………………………………………………………….21 Список использованной литературы……………………………………………...24
Список литературы

1. Адеева Т.Н. Некоторые аспекты изучения личностных ценностей родителей, имеющих детей с нарушениями развития /Адеева Т.Н. // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 7-6 (16). - С. 54-56. 2. Барабанов Р.Е. Социально-психологические особенности семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / Барабанов Р.Е.// Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2014. - № 2. - С. 118-123. 3. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок / И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. – 324 с. 4. Визитова С.Ю. Проблемы инклюзивного обучения детей с нарушениями слуха и зрения: взаимодействие в семье и обществе /С.Ю. Визитова// Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 477-479. 5. Галкина Е.В. Работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) /Галкина Е.В.// В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики материалы II Международной научной конференции. - 2012. - С. 32-36. 6. Голиков Н.А. Испытание школой: мед и горечь образования. Книга для учителя. / Н.А. Голиков / Под ред. поф. В.М. Чимарова. – М.: «Экшен», 2004. – 216 с. 7. Голиков Н.А. Комплексная реабилитация учащихся в условиях полифункционального образовательного учреждении / Н.А. Голиков. – Тюмень: «Вектор Бук», 2003. – 224 с. 8. Гонтаренко И.В., Азлецкая Е.Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития /И.В. Гонтаренко, Е.Н. Азлецкая // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 530-532. 9. Гонтаренко И.В., Азлецкая Е.Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития /И.В. Гонтаренко, Е.Н. Азлецкая// Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2016. - № 5. - С. 530-532. 10. Гончарова В.Г., Подопригора В.Г., Гончарова С.И. Комплексное медико-психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях непрерывного инклюзивного образования /В.Г. Гончарова, В.Г. Подопригора, С.И. Гончарова // Сибирский федеральный университет, Торгово-экономический институт. Красноярск, 2014. 11. Граматкина И.Р. Межличностные отношения в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ / Граматкина И.Р // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. - 2011. - № 2.- С. 78-84. 12. Даринская В.М. Психологический тренинг родительско-детских отношений /В.М. Даринская // Семейная психология и семейная терапия. – 2000. - № 1. – С. 28-44. 13. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. /О.П. Елисеев. 2-е издание. – М.: «Питер», 2003. – 508 с. 14. Карпенкова И.В. Ребенок с нарушениями в развитии в семье и социуме: по разные ли мы стороны? /И.В. Карпенкова // Социальный конфликт. – 2001. - № 1. – С. 82-86. 15. Кисляков П.А., Шмелева Е.А. Психологическое благополучие семьи, воспитывающей ребенка с интеллектуальной недостаточностью /П.А. Кисляков, Е.А. Шмелева // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 1. - С. 146-164 16. Климова Ю.А. Социальная работа с семьями детей с ограниченными возможностями /Ю.А. Климова // Мир психологии. – 2001. - № 2. – С.243-253. 17. Корнева С.А. Выявление детей с овз и оказание им квалифицированной помощи / Корнева С.А. // Образование и воспитание. - 2017. - № 2 (12). - С. 65-68. 18. Кочеткова М.С. Система психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии/ Кочеткова М.С.// В сборнике: Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования сборник материалов первой всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2017. - С. 159-166. 19. Куваева И.О., Завьялова М.А. Жизнестойкость и совладающее поведение у матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья / Куваева И.О., Завьялова М.А. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 168. № 23 (4). С. 105-111. 20. Ляпидевский С.С. Невропатология: естественнонаучные основы специальной педагогики. /С.С. Ляпидевский / Под ред. В.И.Селиверстова. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 384 с. 21. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология / В.Д. Менделевич. – М.: «МЕДпресс», 2001. – 432 с. 22. Осипова А.А. Введение в практическую психокоррекцию: групповые методы работы /А.А. Осипова. – М.: «МПСИ», 2000. – 240 с. 23. Платонова А.В. Психологические особенности родительства при наличии в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Платонова А.В. // Новая наука: От идеи к результату. - 2016. - № 12-4. - С. 107-110. 24. Пугачев А.С. Проблемы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья / Пугачев А.С.// Научные исследования в образовании. - 2008. - № 8. С. 39-41. 25. Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. Социально-психологические особенности семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Ростовская Т.К., Шимановская Я.В. // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2017. - Т. 16. - № 4 (143). - С. 49-60. 26. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида. Вероятностные пути психологической помощи / И.В. Рыженко, М.С. Карданова // Мир психологии. – 2003. - № 3. – С.242-246. 27. Соколова К.О. Психолого-педагогические особенности проявления тревожности подростков с различной самооценкой // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 147-151. 28. Специальная психология: учебное пособие / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: «Академия», 2013. – 464 с. 29. Черных Т.Г. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации обучающихся первых классов с ограниченными возможностями здоровья /Т.Г. Черных // Культура и образование: от теории к практике. - 2015. - Т. 1. - № 1. - С. 82-86. 30. Хайрудинова Р.И. Личностные особенности и адаптивные ресурсы родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивного образования / Хайрудинова Р.И// Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 6-0. - С. 335. 31. Шеина О.Н. Психологическое сопровождение семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Шеина О.Н.// Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2016. - № 44. - С. 16-17.
Отрывок из работы

Глава 1. Особенности психологического состояния родителей, воспитывающих дошкольников с нарушениями ОВЗ 1.1. Психологические и поведенческие особенности родителей детей с ограниченными возможностями здоровья Появление в семье ребенка с выраженными нарушениями в развитии всегда связано с эмоциональными переживаниями родителей и близких родственников. Родители таких детей часто испытывают огромные психологические трудности в общении с другими людьми из-за воздействия длительной, травмирующей психику ситуации, явившейся результатом переживания по поводу нарушений развития у ребенка. Рождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье, естественно, не вызывает радости или позитивных эмоций, а, как замечают Д.Н.Исаев, В.В.Ткачева [4], может быть деструктивным фактором, который нарушает привычное функционирование семьи и приводит к трансформации ее структуры. В этом случае психологическая помощь семье, как психолого - педагогическое сопровождение наиболее актуальна. И.В.Тимофеева[6], Е.И.Валитова [2], Н.Г.Корельская дают характеристику таким семьям, воспитывающие детей с ОВЗ: 1. Нарушение отношений 2. Проблемная семья 3. Трансформация в распаде супружеской системы Одним из напряженных факторов функционирования семьи с ребенком ОВЗ является ее трансформация к распаду супружеской пары: отец, не выдержав нервно - психической и физической нагрузки уходит из семьи, т.к. возникает необходим особый уход и воспитание ребенка инвалида. Иногда, наоборот, болезнь ребенка выступает в роли фактора стабилизирующего семейную систему, т.к. супруги не «разрешают» себе выяснять отношения в присутствии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Тщательно скрываемое эмоциональное напряжение и раздражение родителей может приобрести неожиданные формы проявления, такие как скандала без причины, депрессия, увлечение разными религиозными учениями. Семья с ребенком с ограниченными возможностями здоровья превращается в проблемную. Накопившееся, но скрываемое эмоциональное напряжение родителей, может привести к скандалам, депрессии и т.д. Ряд ученых, изучающих сиблинговые отношения, В.В.Ткачева[6], Е.И.Валитова [2], замечают, что, если в семье не один ребенок, а имеет брата или сестру инвалида, такой ребенок сталкивается с проблемами в общении со сверстниками, стесняясь внешнего вида и поведения инвалида, не приглашает к себе друзей, реже бывает дома. В исследованиях Е.А.Мастюкова, Р.Е.Овчарова, Г.Г.Филиипова выделяют несколько типов реакции родителей и семьи в целом, а также соответствующих им стратегий поведения: - принятие ребенка и его дефекта, когда родитель принимает и объективно воспринимает, и проявляет настоящую преданность ребенку. Родители не испытывают чувства вины или неприязни к собственному ребенку. Такой тип обеспечивает наиболее эффективную адаптацию ребенка во нашем мире. - реакция отрицания, отрицается, что у ребенка имеется дефект, что его дефект оказывает воздействие на эмоциональное состояние родителей. Родители воспитывают ребенка без ограничений, настаивая на высокой успешности его деятельности. У ребенка в свою очередь, могут происходить срывы в адаптации и истощение психоэмоциональных компенсаторных ресурсов, это приводит к ухудшению его состояния. При всем этом, у родителей наступает разочарование и отвержение своего ребенка, т.к родительские амбиции остаются не реализованы. - реакция чрезмерной опеки, когда родителей переполняет чувство жалости и сочувствия. Мама проявляет чрезмерную любовь, все старается сделать сама за ребенка, не давая ему самостоятельности, при этом у ребенка формируется пассивность, психическая и социальная незрелость. Ребенок не развивается, не может компенсировать дефект, затрудняется его обучение и адаптация. - скрытое отречение, родитель считает, дефект своего ребенка, позором. Скрытое эмоциональное отвержение ребенка родителями компенсируется формальным выполнением функциональных родительских обязанностей. Эмоциональное равнодушие со стороны родителей травмирует ребенка, при этом снижается самооценка ребенка и деформируется развитие эмоциональной сферы. - открытое отречение, ребенок открыто принимается с отвращением собственным родителем. Родитель обвиняет общество, врачей, учителей во всех бедах. Родитель, обвиняя других испытывает облегчение. Все выше сказанное приводит к необходимости определить меру помощи семье с ребенком ОВЗ и психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Для выбора направления коррекционной помощи родителям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо учитывать особенности реагирования их на стрессовую ситуацию, вызванную рождением в семье ребенка с отклонениями в развитии. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывают переживания, которые влияют на их самосознание, эмоциональную и когнитивную систему. Эмоциональная система человека является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы функционирования человеческого организма. Подводя итог всему выше сказанному, составляем алгоритм психолого - педагогической работы с семьей, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья: - исследование семьи, изучение особенностей функционирования семьи, выявление скрытых ресурсов, сбор данных о ее социальном окружении, изучение потребностей родителей и ребенка. - установление контакта, преодоление реакций психологических защит, мотивация на взаимодействие. - выбор направлений работы опираясь на результаты диагностики. - работа по оказанию психолого - педагогической помощи семье, направленная на активизацию социальной позиции родителей, восстановление и расширение социальных связей, поиск возможностей опираться на собственные ресурсы каждого из членов семьи. Вывод: Семейное воспитание – это система взаимоотношений родителей и детей. Ведущая роль в этой системе принадлежит родителям. 1.2. Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья Под специальной коррекционно-развивающей средой в семье понимается совокупность внутрисемейных условий, которые создаются родителями и обеспечивают оптимальное развитие ребенка с психофизическими недостатками. В данном случае речь идет о насыщении семейного пространства коррекционно-развивающим содержанием. Идея развивающей среды должна быть простой и естественной. В целом коррекционно-развивающая среда в семье может включать в себя следующие основные компоненты: 1. Общая эмоциональная семейная атмосфера, которая создает общий позитивный фон настроения без излишней инвалидизации ребенка; 2. Предметно-пространственная развивающая среда, специально организованная с учетом особенностей развития ребенка, включающая в себя функционально-ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций, конструкторы, полусферы, игрушки и пособия для развития общей и мелкой моторики и др.; 3. Особый тип коммуникации «Взрослый – ребенок», обеспечивающей поддержку, сотрудничество, соблюдение ритма контакта, конгруэнтного особенностям ребенка. Основные функции специалистов сопровождения семьи с ребенком с ОВЗ: 1. Оказание помощи в формировании коррекционноразвивающей среды (педагог, педагог-психолог, дефектолог,психолог). 2. Актуализация ресурсов семьи, оказание помощи в проживании кризисов, трудных ситуаций, семейное консультирование (семейный психолог). 3. Оказание помощи в установлении и расширении связей с социумом, адаптация ребенка, профессиональное ориентирование и самоопределение (социальный педагог, психолог-профориентолог). 4. Работа с эмоциональными состояниями членов семьи, формирование родительской позиции, индивидуальное психологическое консультирование (психолог, педагогпсихолог). Дети, имеющие физические и психические ограничения, встречаются с дополнительными трудностями и барьерами в достижении полной социально-психологической интеграции, результатом которой является полноценная жизнь [1]. Полноценное существование, на наш взгляд, это такое пребывание в мире, такое бытие, которое позволяет человеку проживать всю полноту человеческих сущностных состояний, ситуаций и чувств: творчество, любовь, преодоление, радость от достижения цели и т.п. Насколько такой ребенок будет готов к истинно человеческому, а не ущербному, изолированному существованию, зависит от родителей и педагогов, то есть от людей, непосредственно имеющих отношение к формированию его внутреннего мира. Трансляция негативных, симбиотических установок на самого себя, свои особенности, свое место в мире, интровертивно усваиваемых детьми при общении со значимыми взрослыми, сужает до минимума возможность к адаптации. Негативные установки, такие, например, как неконструктивное отношение к болезни, по¬требность в постоянной опеке, могут отнять у ребенка даже те возможности, которые у него остались. В свою очередь, трансляция позитивных, с точки зрения актуализации адаптационных возможностей, установок позволяет изменить качество жизни ребенка за счет конструктивной организации системы отношений, в которых он существует. Поэтому важно, чтобы взрослые сами обладали способностями и возможностями сохранять внутреннюю личностную интеграцию и душевное равновесие.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Психология, 38 страниц
456 руб.
Курсовая работа, Психология, 27 страниц
120 руб.
Курсовая работа, Психология, 35 страниц
420 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg