Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Понятие и содержания формы государства: конституционный аспект.

irina_krut2019 1475 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 59 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Актуальность темы исследования определяется, прежде всего, политико-правовым значением формы государства. Важность и актуальность изучения конституционно-правового института формы государства обусловлена его огромной важностью в определении модели внутреннего устройства государства, включающая его территориальную организацию, принципы, способы образования и взаимодействия органов государственной власти, а также методы осуществления власти, обеспечивающие проведение определенной государственной политики. Объектом выступают публично-правовые отношения, возникающие в процессе формирования и функционирования определенных форм государства. Предметом исследования является государственное устройство как политико-правовое явление, научная категория и институт. Цель исследования заключается в выявлении структуры и основных тенденций развития конституционно-правового института формы государства. Для достижения указанной цели были определены следующие задачи: - дать определение форм государства; - раскрыть понятия и виды конституционного закрепления форм государственного правления; -раскрыть соотношение таких понятий как политико-территориальное и административно-территориальное устройство; - рассмотреть основные конституционные модели политических режимов; - Дать правовую оценку процессу институционализаций формы государства, перспективы и проблемы развития данного института; Теоретическая база исследования являются труды таких ученых как: Алексеев С.С., Мишин А.А., Шашкова, А. В., Афанасьева, О. В., Комкова, Г. Н., Божанов В.А., Цыганков А.П., Соловьев А.И., Лузин. В.В., Смоленский М.Б., М.В. Алексеева. Нормативно-правовая база исследования выступают: Конституция ряда государств Европы и Северной Америки. Методологическая основа исследования системный, исторический, формально-логический, лингвистический, так и отраслевые юридические: формально-юридический, сравнительно-правовой.
Введение

Среди множества проблем, касающихся государства, особое место занимают вопросы определения понятия форм государства. В научной и учебной литературе им уделяется особое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его сторонами, во многом создается представление и о самом государстве в целом. Я считаю, что тема «Формы государства» является актуальной на сегодняшний день. Содержание и форма - это парные философские категории, которые используются всеми науками для описания предмета их изучения. По содержанию того или иного явления понимают то, из чего оно состоит. Содержанием государства является сама властная деятельность. Под формой явления понимают то, как оно внешне выглядит. Под формой государства следует понимать основные черты организации как самого государства так и государственной власти. Форма государства - это совокупность основных его характеристик, позволяющих кратко, но точно раскрыть политико-правовую сущность любого государства. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Категория формы государства показывает особенности внутренней организации государства, порядок образования и структуру органов государственной власти, территориальную особенность, методы социальных отношений. Многие ученые в своих трудах уделяют большое внимание этому вопросу. Ещё в Древней Греции и в Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются. Один из величайших мыслителей античности Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене её форм. А его ученик Аристотель считал форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве. Значительное внимание исследованию формы государства уделяется в современной отечественной и зарубежной литературе. Известный русский учёный - юрист Н.М. Коркунов считал, что классификация форм правления государства зависит от числа стоящих у власти и является одной из старейших и широко признанных классификаций. Разумеется среди авторов - современников, так же как и среди предшественников, нет единого мнения о понятии, видах и содержании формы государства. Однако сам термин «форма государства» имеет доктринальное происхождение, так как связан с учениями о государстве, и долгое время в конституциях он не употреблялся. Новые тенденции конституционного развития свидетельствуют о том, что форма государства как целостное явление становится предметом регулирования основных законов. Таким образом, можно сделать вывод что форма государства является комплексным институтом конституционного права, представляющим собой внутренне согласованную систему норм, регулирующих в их единстве.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3 Глава 1. понятие и содержания формы государства: конституционный аспект………………………………………….6 §1. Форма государства: теоретическая основа………………………………….6 §2. Конституционные модели формы государства в зарубежных странах……………………………………………………………………………12 Глава 2. ОСОБЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА ……………………………………………………………….22 §1. Конституционное закрепление формы правления в современных государствах……………………………………………………………………..22 §2. Особенности конституционного регулирования формы политико-территориального устройства в странах мира…………………………………39 §3. Конституционные модели политических режимов……………………….43 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИЙ И ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА СТРАН МИРА…………………………………………………………………………….48 §1. Основные направления развития института формы государства а конституционном законодательстве стран мира………………………………48 §2. Проблемы и перспективы закрепления отдельных элементов формы государства в зарубежных странах……………………………………………..51 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..54 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………57
Список литературы

1.Нормативно правовые акты: 1.1 Конституция Приднестровской Молдавской Республики. Принята на всенародном референдуме 24 декабря 1995 г. // СЗМР 96-1. 1.2 Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 г. // Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты: Перевод с английского / Сост.: Лафитский В.И., Под ред. и со вступ. ст.: Жидков О.А. – М.: Прогресс-Универс, 1993. – 25 с. 1.3 Конституция Французской Республики // Конституции государств Европейского Союза / Под общей редакцией Л. А. Окунькова. — / М.: Издательская группа ИНФРА - М — НОРМА, 2002. – 665 с. 1.4 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. №237 2.Научная и учебная литература: 2.1Комкова, Г. Н. Конституционное право зарубежных стран : учебник для вузов / Г. Н. Комкова, Е. В. Колесников, О. В. Афанасьева. — М. : Издательство Юрайт, 2011. - 403 с. 2.2Конституционное право: учебник для бакалавров / Смоленский М.Б., М.В. Алексеева. – Ростов н/Д : Феникс, 2013. – 541 с. 2.3Осавелюк А.М. Конституционное право зарубежных стран : Учебник. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. — 511 c. 2.4Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для академического бакалавриата / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 337 с. 2.5Шашкова, А. В. Конституционное право зарубежных стран : учебник для академического бакалавриата / А. В. Шашкова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 189 с. 2.6Рассолов М.М. Теория государства и права. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2013. - 388с. 2.7Рассказов Л.П. Теория государства и права. Учебник. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2015. - 558 с. 2.8Теория государства и права: учебник. / Под ред. А.В. Малько и Д.А. Липинского. — М.: Проспект, 2015. - 324 с. 2.9Мишин А.А. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов" (17-е издание, исправленное и дополненное). — М.: Статут, 2013. - 421 с. 2.10 Алексеев С.С. Теория государства и права. Учебник. — М.: Норма: Инфра-М, 2013 . – 496 с. 2.11 Решетников. Правовые системы стран мира. - М.:2013. – 290 с. 2.12 Маклаков В.В. Конституции зарубежных стран. М.:2010. – 256 с. 2.13 Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ. М.:2001. – 274 с. 2.14 Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. — М.: Издательство НОРМА, 2014. – 328 с. 2.15 Божанов В.А. Политология: мир современной политики. – М, 2008. – 320 с. 2.16 Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2010. – 178 с. 2.17 Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2011. – 559 с. 2.18 Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М.: Издательство ПРИОР, 2009. – 400 с. 2.19 Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения.- М.: Артикул, 2007. - 284 с. 2.20 Лузин. В.В. Формы правления современных государств. -— М.: Проспект, 2009. – 120 с. 2.21 Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: Артикул, 2009. — 352 с. 2.22 Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: учебник / В.Н. Хропанюк; под ред. В.Г. Стрекозова. - 5-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2011. 21. Червонюк В.И. Теория государства и права. Серия Высшее образование. — М.: Издательство ИНФРА-М, 2009.- 704 с. 2.23 Романенкова Е.Н. Теория государства и права. Конспект лекций. — М.: Проспект, 2015. - 231 с. 2.24 Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник для бакалавров. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2013. - 423 с. 2.25 Конституционное право России: Учебник для бакалавров / отв. ред. И.В. Выдрин. М.: Юрлитинформ, 2015. – 552 с. 2.26 Конституционное право: университетский курс./ под ред. А.И. Казанника, А.Н. Костюкова. М.: Проспект, 2015. – 432 с. 2.27 Актуальные проблемы конституционного права России / под ред. Б.С. Эбзеева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. – 407 с. 2.28 Адухов А.А. Форма государства и его социальное назначение. Дис. ... канд. юрид. наук. –СПб., 2003. - 174 с. 2.29 Радько Т.Н. Теория государства и права: учебник для бакалавров. –М.: Проспект, 2012. - 496 с. 2.30 Чашин А.Н. Теория государства и права: учебник. –М.: Дело и сервис, 2008. - 688 с. 2.31 Государственное право Германии // Пер. с немецкого под ред. Б.Н. Топорнина, в 2-х тт. М.: Институт государства и права РАН, 2004. – 238 с. 2.32 Испания: Конституция и законодательные акты: Пер. с исп. - М.: Прогресс, 2002. - 352 с. 2.33 Конституционное право государств Европы: Учебное пособие. / Отв. ред. Д.А. Ковачев. - М.: Волтерс-Клювер, 2010. - 310 с. 2.34 Григонис Э.П. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009. - 414 с. 2.35 Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник. - М.: Проспект, 2008. - 548 с. 2.36 Конституции зарубежных государств: Учеб. пособие / Сост. В. В. Маклаков. М., 2003 г. - 857 с. 2.37 Алебастрова И. А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М.: БЕК, 2010 г. - 256 с. 3.Материалы периодической печати: 3.1 Арзамаскин, Н. Н. К вопросу о понятии формы государства / Н. Н. Арзамаскин // Правовая политика и правовая жизнь. № 2. М., 2008 3.2 Зазнаев, О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее / О. Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. № 4. М., 2008 3.3 Баталов, Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран / Э. Баталов // Российская Федерация. № 5. М., 2014 3.4 Ишанова М.В., Кутелёва Е.Н. Государственно-правовой режим как элемент формы государства. №1(47). М., 2015 3.5 Мазурина Е.А. Проблемы формы государства. №2(3). М., 2016
Отрывок из работы

ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА: КОНСТИТУЦИОННЫЙ АСПЕКТ §1. Форма государства: теоретическая основа Государство - это суверенная политическая территориальная организация власти на определенной территории, устанавливающая правовой порядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а так же государственной казной. При характеристике государства важное значение имеет определение формы государства,выражающей особенности его организации. Под формой государства понимают совокупность внешних признаков государства, определяющих его содержание. Форма государства подчёркивает особенности его внутренней структуры, порядок образования и структуру органов государственной власти, специфику территориальной организации государства, методы осуществления властной деятельности взаимоотношения между органов государственной власти с отдельной личностью и обществом в целом. Форма государства - внешний показатель, она позволяет оценить факторы, как структуру верховной власти, ее демократичность, способы взаимодействия государства и личность. Форма государства не является неизменным и постоянным его свойствам. Под влиянием различных политических, экономических, социальных, географических факторов формы государства многократно изменялись. В отечественной и зарубежной литературе нет единого общепризнанного мнения о том, что такое форма государства. Имеют место самые различные подходы к определению понятия и содержания формы государства. «В 60-70-х годах было представление о форме государства как об институте, складывающемся из формы правления и формы государственного устройства. В более поздние времена, вплоть до настоящего времени, в научной литературе сформировалось мнение, согласно которому форма государства включает в себя такие элементы как: форма правления, форма государственного устройства и государственного режима. Данное мнение уместно не только в отечественной, но и в зарубежной литературе. Форма государства – это публичная организация, внешнее строение политической власти, которая показывает, как организованна власть в конкретном государстве, кому и на каких началах она принадлежит, как она распределяется государственная по вертикали и горизонтали. С точки зрения системного подхода форма государства представляется как совокупность способов, организации, распределения и осуществления государственной власти, которые определяют степень участие народа в формировании органов государственной власти и ее реализации. Форма государства всегда обладает непосредственной связью с государственной властью. Отечественные авторы указывали на то, что в современную эпоху любое государство выступает как организация государственной власти, выступающая в её различных формах и проявлениях. Форма правления определяет процесс образования и организации высших органов государственной власти, взаимоотношение данных органов друг с другом. Форма правления наглядно показывает устройства верховной власти. По форме правления все государства делятся на монархии и республики. Монархия — это форма государственного правления, при которой высшая государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и, как правило, является наследственной. Выделяют следующие виды монархий: Абсолютная монархия: предполагает неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможно образование органов власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться только через совещательный орган. Конституционная монархия: монархия при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом ил обычаями. Конституционная монархия существует в двух видах: парламентская монархия и дуалистическая монархия. • Парламентарная монархия — вид ограниченной монархии, при которой монарх не наделен властью и выполняет только представительную функций. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства. • Дуалистическая монархия — вид конституционной монархии, при которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений. Некоторый авторы выделяют еще такой вид монархий как теократическая монархия. Сущность данного вида монархий заключается в том что политическая власть принадлежит главе церкви или религиозному лидеру. Республика - это форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок. В настоящее время сформировалась 3 основные разновидности республик: президентская республика, парламентская республика и смешанная республика. Отличий президентской республики от парламентской заключается в том, что в президентской президент обладает полномочиями главы государства, и главой исполнительной ветви власти, а в парламентской президент является главой государства с представительскими функциями и некоторыми формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В смешанной республике как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Форма государственного устройства характеризует: 1. Территориальную организацию государства; 2. Правовое положение отдельных составляющих частей государства (субъектов); 3. Характер взаимоотношений между ними, а также между центральными органами власти и органами власти составных частей государства. По форме государственного устройства все государства подразделяются на унитарные и федеративные и конфедеративные. Унитарное государство-форма государственного устройства, при которой государство не содержит в своём составе каких-либо государственных образований, обладающих элементами суверенности, а составляющие его административно-территориальные единицы подчиняются единым центральным органам власти. Федеративное государство-форма государственного устройства, которая представляет собой союзное государство, состоящее из государственных образований, имеющие определенную юридической самостоятельностью, формально ограниченную правами самого союза. Составляющие федеративное государство образования являются субъектами федерации и обладают своим собственным административно-территориальное делением. Конфедерация-форма государственного устройства, при которой его субъекты сохраняют собственный суверенитет и имеют все признаки государственности. У них существуют собственные органы власти и законодательство. Зачастую законодательство субъектов на их территории обладает приоритет над общесоюзными. Конфедеративная форма политико-территориального устройства далеко не самая распространенная форма государственного устройства. В настоящее время данный вид устройства используют лишь единицы стран. Он предоставляет очень широкую независимость субъектов данного государственного образования что вытекает из целей создания такой модели государственного устройства. Политический режим представляет собой совокупность средств и способов осуществления политической власти. Из всех элементов формы государства именно политический режим является наиболее сложным для восприятия, так как реальные формирование и функционирование власти зачастую сильно отличается от декларированного. Не всегда можно точно определить политический режим. Однако политический режим оказывает существенное влияние на другие элементы формы государства. Часто смена политического режима является предпосылкой изменения других элементов формы государства. В настоящее время сложилось несколько точек зрения относительно соотношения политического и государственного режима. Согласно одной точке зрения, понятия политический режим и государственный режим можно рассматривать как тождественные. По мнению других авторов, содержание политического режима более широкое, чем содержание государственного режима, поскольку включает в себя методы и приемы осуществления государственной власти не только со государством, но и политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п. Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы. Категории политический режим и политическая система тесно связаны между собой. Если первая показывает весь комплекс институтов, участвующих в политической жизни общества и в осуществлении политической власти, то вторая - как данная власть реализуется, как действуют данные институты: демократично либо недемократично. В зависимости от средств осуществления власти политические режимы подразделяется на: 1. Демократические 2. Антидемократические Демократический режим — это режим, в котором верховная государственная власть отправляется свободно выражающим себя большинством и основана на признании народа основным источником власти, на принципах равенства и свободы. Антидемократический режим – такой политический режим, при осуществлении которого государственными органами власти не учитываются интересы народа и не соблюдаются основные права и свободы граждан. Антидемократический режим бывает: - авторитарный – разновидность антидемократического режима, при котором политическая власть осуществляется контролирующим единолично или группой лиц при минимальном участии населения; - тоталитарный - разновидность антидемократического режима, при которой осуществляется абсолютный контроль над различными сторонами жизни человека и всего общества в целом. Тоталитарное государство – государство, в котором административное управление основывается на началах всевластия, оно не определяется предусмотренным законом. Из жизни общества исключаются независимое правосудие и права человека, оно попадает под полный контроль административного аппарата, вооруженных сил и карательных учреждений, осуществляется беспрепятственное угнетение личности. Тоталитарное государство безгранично расширяет свое вмешательство в жизнь граждан, охватывая всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Тоталитарное всеобъемлющее управление осуществимо при диктатуре, основанной на структурной нерасчлененности власти, на монополии работодательства, на однопартийности. Характеристика всех трех элементов форм государства в совокупности позволят реально оценить государства как организующую общество систему и сравнить его с другими государствами. §2. Конституционные модели формы государства в зарубежных странах Под формой государства понимается совокупность внешних признаков государства, определяемых его содержанием. В науке конституционного права различают две основные формы государства - форму правления и форму государственного устройства, которые весьма разнообразны. Причины разнообразия форм государства различны. Главными из которых можно назвать следующие: 1. Историческая традиция развития национальной государственности. Так, устойчивость монархических форм правления в таких странах, как Великобритания, Швеция, Япония, объясняется наряду с прочим тем, что монархия в этих государствах установилась и существовала на протяжении многих столетий. 2.Исторические особенности установления национальной государственности. Например, принятие федеративной формы государственного устройства такими странами, как США, ФРГ, Швейцария, Аргентинская Республика, Мексиканские Соединенные Штаты, объясняется историческими условиями возникновения самого государства, а не национальными моментами. 3.Национальный состав населения данной страны. Именно это обстоятельство обусловило установление федерации в таких многонациональных государствах, как, например, Индия и Бельгия. 4. Избрание той либо иной государственной формы в молодых странах, освободившихся от колониальной зависимости, в значительной степени зависело от влияния метрополии. Неудивительно, что во многих бывших колониях монархической Великобритании после провозглашения независимости была установлена монархическая форма правления, в то время как бывшие колонии республиканской Франции в подавляющем большинстве своем стали республиками. Иногда метрополия навязывает бывшей колонии определенную государственную форму. Так, Великобритания навязала Малайе, а затем Малайзии федеративную форму государственного устройства. В конституции США, а именно в статье 4 утверждается следующее: “Соединенные Штаты гарантируют каждому штату в настоящем Союзе республиканскую форму правления”. Республиканская форма правления в США реализовалась в виде президентской республики: президент республики - глава государства и правительства; правительство не несет ответственности перед Конгрессом; президент не обладает правом роспуска палат Конгресса. За основу строения системы государственной власти был взят принцип разделения властей, который в американских условиях трансформировался в так называемую систему сдержек и противовесов. В конституции было проведено организационное разделение между тремя ветвями власти - конгрессом, президентом и верховным судом, каждому из которых была предоставлена возможность действовать самостоятельно в конституционных рамках. Установленные отношения между названными органами имеют целью предотвратить усиление одного из них непосредственно за счет другого и воспрепятствовать одной из частей этой системы действовать в направлении, противном направлениям других органов. Фактические отношения между тремя основными органами власти - конгрессом, президентом и верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 36 страниц
900 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 70 страниц
1750 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 58 страниц
1450 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg