Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Тактика допроса несовершеннолетнего обвиняемого.

irina_krut2019 1450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 58 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Объектом исследования являются процессуальные, психологические и тактические особенности производства допроса несовершеннолетних обвиняемых. Целью работы выступает исследование тактики допроса несовершеннолетнего обвиняемого. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи: 1. Рассмотреть психологические особенности несовершеннолетних 14 – 18 лет; 2. Охарактеризовать особенности подготовки к допросу несовершеннолетних обвиняемых; 3. Разобраться в разнообразии тактических ситуаций и тактических приемов допроса несовершеннолетних обвиняемых; 4. Попытаться уточнить недостаточно освещенные аспекты в рекомендациях по тактике допроса несовершеннолетних обвиняемых; Теоретическую основу исследования составили работы ведущих ученых-криминалистов в области следственной тактики и юридической психологии, практическую основу работы составили материалы уголовных дел следственного отдела по Железнодорожному району г. Красноярска Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Красноярскому краю. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, содержащихся в работе, осуществлено путем комплексного применения логико–юридического метода правового исследования. Теоретическое значение исследования заключается в получении более глубоких знаний о грамотной и эффективной организации и проведения такого следственного действия как допрос. Практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего практического применения полученных знаний. Данная бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников: 1. Во введении обоснована актуальность указанной цели и задач исследования; 2. В первой главе раскрываются психологические особенности несовершеннолетних 14–18 лет; 3. Вторая глава посвящена подготовке к допросу несовершеннолетнего обвиняемого; 4. В третьей главе рассматриваются тактические ситуации и тактические приемы допроса несовершеннолетних обвиняемых; 5. В заключении излагаются выводы по проведенному исследованию.
Введение

На современном этапе развития России, обострилась проблема преступности среди несовершеннолетних. Данная проблема, к сожалению, все еще набирает актуальность вследствие усиления определенного ряда негативно воздействующих тенденций на экономическую, социально–политическую, правовую, культурную и остальные сферы жизни общества. Таким образом, негативные последствия политических и социально–экономических преобразований, а также, трансформации нравственных и моральных ценностей значительной части населения, что с ними связаны, оказали наибольшее влияние именно на подрастающее поколение. Если обратиться к официальной статистике и криминологическим исследованиям, проводимым в течение довольно длительного времени, то мы сможем наблюдать тенденции к интенсивности роста преступности среди несовершеннолетних на территории нашей страны. На всех стадиях уголовного процесса при расследовании уголовных дел значение имеет выполнение задачи борьбы с преступностью. Достижение этой цели определяется тем, насколько научно обосновано, тактически правильно и в соответствии с требованиями уголовно процессуального закона проведено расследование. Для достижения полного и объективного расследования немаловажное значение имеет такое следственное действие, как допрос. В качестве допрашиваемых лиц могут выступать по ряду категорий дел несовершеннолетние. Результаты допроса несовершеннолетних во многом зависят от того, в какой степени следователь учитывает возрастные и умственные особенности несовершеннолетнего, достигает необходимого уровня психологического контакта с допрашиваемыми лицами. Допрос несовершеннолетних обвиняемых имеет некоторые особенности, обусловленные возрастом, социальными, нравственно–психологическими, тактическими особенностями допрашиваемых. Допрос обвиняемого является достаточно сложным процессуальным действием. Это связано с тем, что в психологически напряженных условиях, в пределах относительно кратких временных рамок допрашивающий должен успеть войти в психологический контакт с допрашиваемым, задать вопросы и получить на них полные и правдивые ответы. В подавляющем большинстве случаев, допрос обвиняемого проходит в условиях конфликтной ситуации, в связи с чем допрашивающий сталкивается с необходимостью выявления искажений и лжи в показаниях обвиняемого. Все вышеизложенное невозможно реализовать без соответствующей тактической подготовки. Различные аспекты допроса несовершеннолетних были предметом исследований многих ученых–юристов, в частности О.Я. Баева, Д.Л. Гулякевич, А.В. Дулова, М.М. Коченова, Г.М. Миньковского и др. Все они внесли существенный вклад в разработку указанной проблемы.
Содержание

Введение.............................................................................................................3 Глава 1. Психологические особенности несовершеннолетнего...................6 Глава 2. Подготовка к допросу несовершеннолетнего обвиняемого.........11 Глава 3. Тактические ситуации и приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого...............................................................................................................16 3.1. Понятие тактического приема и требования к нему............................................16 3.2. Тактические ситуации допроса несовершеннолетнего обвиняемого.24 3.3. Тактические задачи допроса несовершеннолетнего обвиняемого......33 3.4 Тактические приемы допроса несовершеннолетнего обвиняемого.....40 Заключение.......................................................................................................54 Список использованных источников.............................................................57
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.) // Сборник международных договоров СССР. – 1993. – Вып. XLVI. 2. Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г. // СЗ РФ. – 29.03.1999. – N 13. – Ст. 1489. 3. Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174–ФЗ (ред. от 07.06.2017) // Собрание Законодательства Российской Федерации. – 2001. – N 52. – Ст. 4921. Специальная литература 4. Антонян, Ю.М. Личность несовершеннолетнего преступника / Ю.М. Антонян // Вестник ВИПК МВД России. – 2013. – № 2. – С. 2–8. 5. Ароцкер, Л.Е. Тактика и этика судебного допроса / Л. Е. Ароцкер.– М.: Юрид. лит., 1969. – 120 с. 6. Баев, О.Я. Тактика следственных действий/ О. Я. Баев. – В.: изд–во Воронежского ун–та, 1992. – 208 с. 7. Баев, О.Я. Тактика уголовного преследования и профессиональной защиты от него/ О.Я Баев. – М.: Экзамен, 2008. – 432 с. 8. Бахин, В.П. Как раскрываются преступления / В.П. Бахин, И.А. Возгрин. – Санкт–Петербург, 1997. – 191 с. 9. Балаева, А.В., Основы гуманитарной компетентности судьи, рассматривающего уголовные дела в отношении несовершеннолетних / А.В. Балаева, Е.Д. Женодарова, Л.М. Карнозова. М.: Акварель, 2011. – 174 с. 10. Безлепкин, Б.Т. Настольная книга следователя / Б.Т. Безлепкин. СПб., 2008. – 368 с. 11. Белкин, Р.С. Общие и частные теории/ Р.С. Белкин. – М., 1997. – 408 с. 12. Борисов, Н.Л. О некоторых тактических моментах допроса несовершеннолетнего обвиняемого / Н. Л. Борисов// Сибирский юридический вестник. – 2001. – №3. – С. 78–80. 13. Бородкин, Ф.М.. Внимание: конфликт! / Ф.М. Бродкин, Н.М. Коряк. – Новосибирск: Наука, 1989. – 189 с. 14. Балугина, Т.С. Следственные ситуации и планирование расследования / Т.С. Балугина // Сиб. науч. тр.– М.: Всесоюзный ин–т по изучению причин и разработке мер предупреждения преступности, 1984. С. 54-58. 15. Васильев, А.Н. Тактика допроса при расследовании преступлений/ А.Н. Васильев, Л.М. Карнеева. – М.: Юрид. лит., 1970. – 208 с. 16. Васильев, А.Н. Тактика отдельных следственных действий / А.Н. Васильев. – М.: Юрид. лит.,1981. – 112 с. 17. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник/ В.Л. Васильев. – СПб.: Питер, 2009. – 608с. 18. Воробьева, И.Б. Понятие конфликтной ситуации в следственной тактике/ И.Б. Воробьева// Актуальные проблемы отраслевых юридических наук. Саратов: изд–во Саратовского ун–та, 1982. С. 179–182. 19. Гавло, В. К. Теоретические проблемы и практика применения методики расследования отдельных видов преступлений/ В.К. Гавло. –Томск: изд–во Томского ун–та, 1985. 333 с. 20. Драпкин, Л. Я. Общая характеристика следственных ситуаций/ Л. Я. Драпкин// Следственная ситуация: Сб. науч. тр. М.: ВНИИ Прокуратуры СССР, 1984. С.11–16. 21. Дулов, А. В. Судебная психология/ А. В. Дулов. – Минск: Вышэйш. шк., 1975. 464 с. 22. Каневский, Л.Л. Криминалистические проблемы расследования и профилактика преступлений несовершеннолетних. Красноярск, 1991. С.209. 23. Карнеева, Л. М.,. Допрос подозреваемого и обвиняемого/ А. Б. Соловьев, А.А. Чувилев, Л.М. Карнеева. – М., 1969. – 124 с. 24. Корноухов, В.Е. Курс криминалисти¬ки. Общая часть / В. Е. Корноухов. – М.: Юристь, 2000. – 541 с. 25. Кривошеин, И.Т. Теоретические и прикладные проблемы допроса обвиняемого / И.Т. Кривошеин. – Томск: Изд–во Том. ун–та, 2001. – 111 с. 26. Крам, Д. Все способы раскусить лжеца. Тайные методы ЦРУ, которые применяются на допросах и при расследованиях / Д. Крамп. – М.: АСТ, 2010.– 300 с. 27. Лившиц, Е.М. Следственные действия / Е.М. Лившиц, Р.С Белкин. – М., 1997. –176 с. 28. Лукашевич, В.Г. Тактика общения следователя с участниками отдельных следственных действий/ В.Г. Лукашевич.– Киев: Изд–во КВШ МВД СССР, 1989. – 88 с. 29. Лютынский, А.М. Тактика допроса участников уголовного судопроизводства из числа лиц, осужденных к лишению свободы/ А.М. Лютынский. – М.: Юрлитинформ, 2009.–100 с. 30. Макаренко И.А. Классификация следственных ситуаций, возникающих при производстве вербальных следственных действий с участием несовершеннолетнего обвиняемого/ И. А. Макаренко// Вестник Башкирского университета.– 2012. – №2. – С.1115–1119. 31. Малютин, М.П. Тактические приемы в расследовании преступлений/ М.П. Малютин. – М.: Юрлитинформ, 2009. – 184 с. 32. Малютин, М.П. Тактические приемы, их допустимость и использование для достижения тактических целей допроса: Дис.… канд. юрид. наук: 12.00.09 / Малютин Михаил Петрович. – Краснодар, 2001.– 194 с. 33. Мамайчук, И.И. Экспертиза личности в судебно–следственной практике: Учебное пособие/ И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2002. – 255 с. 34. Мельникова, Э. Б. Ювенальная юстиция: Проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии: Учебное пособие/ Э.Б. Мельникова.– М.: Дело, 2001. – 272 с. 35. Москвин, Е.О. Тактико–психологические приемы следователя (основы формирования и воздействия): Дис... канд. юрид. наук. Воронеж, 2003. – 239 с. 36. Найдёнов, В.В. Руководство для следователей. Часть 1/ П.А. Олейник, В.В. Найденов.– М.: Юридическая литература, 1981. – 237 с. 37. Панасюк, А.Ю. Разрешение конфликтных ситуаций: стратегия и тактика судьи./ А.Ю. Панасюк // Российская юстиция. – 1997. – №5. – С. 51–52. 38. Пантелеев, И.Ф. Некоторые вопросы психологии расследования преступлений / И.Ф. Пантелеев. Труды ВЮЗИ. Вып. ХХIХ. М., 1973. – 223 с. 39. Печникова, Л.С. Факторы риска девиантного поведения подростков/ Л. С. Печникова. Коченовские чтения «Психология и право в современной России». Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием / Л.С. Печникова. – М.: МГППУ, 2010. – 288 с. 40. Питерцев, С.К. Тактика допроса на предварительном следствии и в суде/ С.К. Питерцев. – СПб.: Питер, 2001. –160 с. 41. Роше, А.Н. Процессуальные и психологические основы допроса обвиняемого. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук / А.Н. Роше.– М., 1965. – 15 с. 42. Ратинов А.Р. Судебная психология для следователей / А.Р. Ратинов. – М., 1967. –290 с. 43. Селиванов, Н.А. Советская криминалистка / А.Н. Селиванов, В.Г. Танасевич, А.А Эйсман, Н.А. Якубович. – М.: Юрид. лит., 1978. – 192 с. 44. Соловьев, А. В. Криминалистический анализ показаний в системе следственной тактики: автореф. дис.… канд. юрид. наук: 12.00.09 / Соловьев Александр Васильевич. Москва, 1980. – 28 с. 45. Стрельцова, Е.В. Тактические и психологические основы допроса несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых. Дисс….канд. юр. наук. Саратов, 2007. – 239 с. 46. Смагоринский Б.П. Следственные действия / Б.П. Самагорский. – М.: Учебно–методический центр, 1994. – 242 с. 47. Шепитько, Ю.В. Допрос несовершеннолетних: психология и тактика. Дисс... к.ю.н. 12.00.09 / В.Ю. Шепитько. – Харьков, 1991. – 238 с. 48. Шиканов, Н И. Проблемы развития и совершенствования российского законодательства: Сб. статей ч.1. Под ред. В.Ф. Воловича. Томск: Изд–во Том. Ун–та, 2000. –206 с.
Отрывок из работы

Глава 1 Психологические особенности несовершеннолетнего В науке на основе обобщения педагогического опыта определился следующий подход к возрастной периодизации, в том числе и тех, кто еще не достиг совершеннолетия: 1. Младенческий возраст (от рождения до одного года); 2. Раннее детство (от года до трех лет); 3. Дошкольный возраст (от трех до шести–семи лет); 4. Младший школьный возраст (от шести–семи до 11 – 12 лет); 5. Подростковый возраст (от 11 – 12 до 14–15 лет); 6. Ранний юношеский возраст (от 14–15 до 17–18 лет). Переход от одного периода к следующему сопровождается кризисами развития, обусловленными противоречиями между вновь возникающими потребностями и условиями их удовлетворения, которые уже не устраивают подрастающего ребенка. Каждому возрастному периоду развития подростка характерен свой круг общения, различные потребности, увлечения, ценностные ориентации личности. Все эти факторы существенно влияют на его сознание, поведение, отношение к происходящему, в том числе это относится к процедуре проведения следственного действия, что необходимо учитывать. Независимо от того, в какой бы процессуальной роли ни выступал несовершеннолетний необходимо иметь в виду, что его поведение во время допроса во многом будет определяться в первую очередь возрастными, интеллектуальными, психическими особенностями развития. Следовательно, содержание, форма, достоверность показаний несовершеннолетнего во многом будет зависеть от уровня развития его психики, индивидуально–психологических особенностей личности. У несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет существенно расширяются познавательные интересы, растет самосознание, обостряются отдельные черты характера стремление к самостоятельности, самоутверждению. По достижении возраста 14 лет считается, что для человека становится очевидной общественная опасность таких преступлений, как убийство, разбой умышленное причинение тяжкого, средней тяжести вреда здоровью и другие, указанные в ч. 2 ст. 20 УК РФ. К 16 годам у человека в целом формируется правосознание, в основном завершается процесс социализации личности. Вот почему с этого возраста, согласно действующему законодательству, установлена уголовная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 20 УК РФ. Личность несовершеннолетнего преступника отличается, прежде всего, психологической несформированностью. Он ещё не осознаёт, что представляют собой и не овладели собой в необходимой мере, поэтому могут согласиться совершить преступление, «если предложение об этом исходит от авторитетного, по их мнению, человека ». Подростковому возрасту свойственен поиск необычных ситуаций, в которых подростки могли бы показать свою физическую силу, и отличится от других подростков. Подростки в погоне за безграничной свободой неосознанно начинают подражать взрослым, ставя себе в кумиры, лицо которое побывало в местах лишения свободы, так как он пользуется авторитетом среди данной группы несовершеннолетних и чтобы быть хоть как-то быть похожим на него начинают употреблять спиртные напитки, курить, убегать из дома, а так же совершать преступления. Кроме того, следует также помнить, что несовершеннолетние более внушаемы. Под внушаемостью на наш взгляд, следует понимать, с одной стороны, склонность подростка к не осознаваемому следованию требованиям других лиц и, с другой, – податливость его к постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорят старшие. Иногда у несовершеннолетних воображение бывает настолько активным, что начинает проявляться качество, такое как склонность к фантазированию. Под этим понятием в юридической психологии подразумевается непреднамеренное воссоздание образов, не соответствующих тем объектам, которые они воспринимали. Такое искажающее фантазирование чаще проявляется у детей в силу особенностей развития их психики. Однако склонность к фантазированию может быть и у некоторых взрослых, искренне стремящихся оказать помощь следствию, суду в установлении истины. Подростковый возраст – это во многом возраст обострения противоречий: в установках и потребностях самого подростка, в его отношениях с окружающими . Во–первых, это протест против контроля со стороны взрослых и стремление к самостоятельности. Путь борьбы за свою свободу, наталкивающийся на жесткое сопротивление, порождает издержки и риски в форме поступков, которые могут быть деструктивными не только по отношению к взрослым и обществу, но и, прежде всего, по отношению к самому себе или подростковой группе. Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что подростки, познавая мир, себя, других людей, стремятся проверить на прочность их границы, поэтому важно, чтобы последние были прочнее, чем способность подростка их нарушить. Во–вторых, для подростка характерно желание близости с другим человеком и одновременно страх этой близости. Подростки очень чувствительны к искренности окружающих людей, особенно взрослых. В силу особенностей возраста, когда происходит пересмотр прежних ценностей, доверие подростка к взрослым может снижаться, а в среде сверстников гораздо важнее утвердить себя, нежели открыться. При этом подросток хотел бы достичь взаимопонимания с окружающими, если бы был уверен в их безопасности, искренности и уважении по отношению к себе. В практической работе с подростком порой необходимо подождать, прежде чем он начнет делиться своими переживаниями: требуется завоевывать его доверие принятием, партнерской позицией и готовностью уважать его выбор. Еще одной особенностью подростков является повышенная тревожность подростков в сфере межличностных отношений. Эта сфера для них наиболее значима. Это может послужить почвой для конфликтов и агрессии из–за высокого уровня напряжения в данной сфере в целом. Данный тезис подтверждается исследованием Л.С. Печниковой на основании, которого можно сделать вывод о том, что большинство подростков с девиантным поведением испытывают страхи, связанные с общением (страх осуждения, непринятия, страх публичности), а также то, что в основе девиантного поведения лежит не высокий уровень агрессивности, а трудности понимания социальных отношений у подростков. Повседневная работа следователя невозможна без знания психологии лица, совершившего преступление, анализа его поведения в процессе расследования. Особенно это касается общения с несовершеннолетними и в этом смысле основным качеством, которым должен обладать следователь, является умение разбираться в психологии подростков, владеть психологическими подходами к несовершеннолетним, умело и в рамках доступного воздействовать на них. Для этого необходимы знания психологии и умение использовать приемы, разработанные криминалистической тактикой. ? Глава 2 Подготовка к допросу несовершеннолетнего обвиняемого Допрос является распространенным, эффективным, самым необходимым следственным действием в ходе предварительного расследования. От того насколько грамотно следователь его проведет, зависит успех расследования по уголовному делу. Особенно актуальным является вопрос об особенностях тактики допроса несовершеннолетних обвиняемых в условиях роста преступности среди данной категории лиц. Как и к любому следственному действию допросу также должна предшествовать тщательная подготовка. Собирание исходных данных допроса является элементом подготовки, который предопределяет его успех и эффективности, но эти данные по своему содержанию и источникам неоднородны. Прежде всего, необходимо выделить те данные, которые относятся к предмету допроса. При подготовке следователь должен определить круг обстоятельств, в отношении которых предстоит получить информацию от допрашиваемого лица. Для выявления данных относящихся к делу следователь тщательно изучает все имеющиеся материалы уголовного дела, чтобы не допустить в показаниях допрашиваемого лица пробелы, а полученная информация была содержательной. При отсутствии у следователя четкого представления об обстоятельствах дела допрос лишается смысла. Так, следователь при подготовке к допросу с несовершеннолетним обвиняемым определил круг обстоятельств, опираясь на материалы уголовного дела, а именно на протокол осмотра места происшествия, заключение эксперта, информацию из протоколов допроса лиц, допрошенных по уголовному делу . Информация, относящаяся предмету допроса может носить сугубо специальный характер и в данном случае от следователя потребуются знания данной области, либо ознакомление со специальной литературой, либо проведения допроса специалиста или эксперта. Так же информация может носить ориентирующий характер, например данные полученные из оперативных источников, использование которых при допросе имеет не доказательственное значение, но их содержание, играет важную роль в ходе предварительного расследования.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 50 страниц
1250 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 52 страницы
1300 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg