Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков в работе школьного социального педагога.

irina_krut2019 1700 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 68 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
Противоречие состоит в том, что с одной стороны, распространение употребления подростками психоактивных веществ стало проблемой современного общества, а с другой стороны, в психолого-педагогической литературе в недостаточной степени раскрыты методы и средства профилактики этого негативного явления. Таким образом, наша работа, направленная на изучение проблемы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков, является необходимой и актуальной. Объект исследования - профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков. Предмет работы - работа школьного социального педагога по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков. Цель работы: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике программу профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков в работе школьного социального педагога. Задачи работы: 1. Охарактеризовать профилактику употребления психоактивных веществ подростками как психолого-педагогическую категорию. 2. Рассмотреть проблему негативного влияния психоактивных веществ на подростков. 3. Раскрыть специфику работы школьного социального педагога по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков. 4. Разработать и апробировать программу профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков. 5. Оценить эффективность предлагаемой программы по профилактике употребления психоактивных веществ подростками в работе социального педагога. Методы работы: педагогическое наблюдение, научно-педагогические исследования, теоретический анализ педагогической и методической литературы, изучение продуктов ученического творчества, теоретический анализ педагогических идей, анкетирование, беседы, социально-педагогический эксперимент, количественные и статистические методы обработки данных. Гипотеза исследования: профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков будет эффективна, если: 1. Охарактеризовано понятие «профилактика употребления психоактивных средств» как психолого-педагогическая категория. 2. Рассмотрена проблема негативного влияния психоактивных веществ на подростков. 3. Раскрыта специфика работы школьного социального педагога по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков. 4. Разработана и апробирована программа профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков. 5. Оценена эффективность предлагаемой программы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков. База исследования: Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение средняя общеобразовательная школа пгт. Стрижи Оричевского района Кировской области. В исследовании принимали участие учащиеся 8-х классов в количестве 36 человек. Новизна исследования заключается в обобщении материала по проблеме профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков в работе школьного социального педагога данного образовательного учреждения. Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке, апробации и оценке эффективности программы деятельности школьного социального педагога по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков.
Введение

Проблема профилактики и коррекции употребления психоактивных веществ актуальна, как в нашей стране, так и в мировом сообществе. Основной современной тенденцией является катастрофический рост числа людей с химической зависимостью, прежде всего детей и подростков. Для общества в наше время характерно снижение возрастной границы начала употребления различных психоактивных веществ. Специалисты склонны рассматривать эту проблему не только с медицинской, но и психологической, социальной и культурологической сторон. Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни всегда есть множество стрессогенных факторов. У человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей использует разные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться: для одних - это еда, спорт, музыка, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование; для других - общение с близкими, молитва, церковь; для третьих - табак, алкоголь, наркотики. Наркомания, алкоголизм и табакокурение являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Рост числа зависимых среди детей и подростков от употребления психоактивных веществ создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны. Эпидемия химической зависимости среди молодежи вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивных веществ. Интерес подростка к психоактивным веществам не случаен. У кого раньше, у кого позже, но потребность попробовать что-то новое, запретное рождается практически у каждого, кто вступил в переходный возраст. И психоактивные вещества, хотим мы этого или нет, являются для них не только ярким атрибутом взрослой жизни, но и своеобразным катализатором собственного взросления. Также исследователи отмечают устойчивую связь снижения ценности здорового образа жизни, обострения химической зависимости и периодов нарастания системных кризисных явлений в стране. Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в самосознании, ценностных ориентациях и поступках людей, особенно ярко это выражено у юношей и девушек. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи и подростков. В условияхкризиса и ломки сложившихся устоев неизбежная переоценка ценностейболее всего проявляется в сознании этой социальной группы. Семейное неблагополучие, стрессы, разочарования - это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из учебного процесса, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации профилактической работы среди учащихся по предупреждению злоупотребления психоактивных веществ, а также работа по предупреждению и преодолению нарушения правил поведения, норм морали, этики. Исследованию понятия «профилактика» посвящены труды А. С. Белкина [5], Е. В. Бондаревской [9], А. Ю. Егорова [17], И. С. Кона [21], А. И. Кочетова [23], Ю. Р. Вишневского [14] и др. Особенности развития личности подростков девиантного поведения, в том числе и употребляющих психоактивные вещества, раскрыты в исследованиях М. А. Абдирова [1], А. С. Белкина [5], С. А. Бондаренко [9], Я. И. Завьялова [18], Ф. В. Кона [21], Л. М. Кочетова [23], В. Т. Кулакова [25], В. В. Вишневской [14], А. Е. Меньшиковой [35], В. Ф. Пятницкой[46] и др. Вопросам коррекции поведения и методике перевоспитания девиантных подростков посвящены исследования А. А. Соловьева [51], Л. К. Белогурова [6], В. А. Братусь [10], В. А. Гоголева[16], А. П. Заики [19], А. Д. Курека [28].
Содержание

ВВЕДЕНИЕ Глава I. Теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков в работе школьного социального педагога. 1.1 Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков как психолого-педагогическая категория 1.2. Влияние психоактивных веществ на подростков. 1.3. Специфика работы школьного социального педагога по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков Глава II. Опытно-экспериментальная работа по профилактике употребления психоактивных веществ в деятельности социального педагога 2.1. Анализ школьной практики по употреблению психоактивных веществ подростками 2.2. Разработка и апробация программы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков. 2.3. Оценка эффективности предлагаемой программы по профилактике употребления психоактивных веществ среди подростков ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список литературы

Отрывок из работы

Глава I. Теоретические вопросы профилактики употребления психоактивных веществ среди подростков в работе школьного социального педагога. 1.1 Профилактика употребления психоактивных веществ среди подростков как психолого-педагогическая категория С целью предупреждения отклонений в поведении, социальным педагогом осуществляется комплекс мер, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов окружающее среды на личность, получивший название профилактика. Под профилактикой, таким образом, подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержка и защита нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов. Профилактика имеет огромное значение для учащихся. В многочисленных психолого-педагогических исследованиях (А. С. Белкин, Е. В. Бондаревская, Ж. И. Забродин, И. С. Кон, А. И. Кочетов, Ю. Р. Вишневский [5; 9; 18; 21; 23; 14] и др.) обоснована необходимость комплексного подхода к проблеме профилактики употребления психоактивных веществ поведения. Основой профилактических мер является деятельность, направленная на создание оптимальных условий и нормального осуществления процесса социализации личности, осуществление психолого-педагогической и социальной помощи семье и подросткам; обеспечение, в случае необходимости, мер социально-правовой защиты ребёнка (принудительное изъятие ребенка из семьи, лишение родительских прав и т.д.). Социальные педагоги ведут профилактическую деятельность на трех уровнях: первичный, вторичный, третичный. Первичная профилактика – комплекс мер, направленных на предотвращение негативного воздействия биологических и социально-психологических факторов, влияющих на формирование девиантного поведения. В первичной профилактике участвуют все учащиеся. Можно выделить основные сферы профилактической деятельности: 1) профилактика академических проблем; 2) профилактика личностно-социальных проблем; 3) профилактика психического здоровья (вакцинации) прививки против зависимостей от других людей, курения, алкоголя, наркотика, и т.п.) [44]. Профилактика личностно-социальных проблем направлена на формирование у детей адекватного отношения к наркотикам, алкоголю, курению, ранним половом контактам, к рекламе (торговой, коммерческой и политической), к конфликтам. В целях профилактики дети обучаются умениям управлять агрессией, говорить "нет", критически воспринимать рекламу и т.п. Профилактика осуществляется в школе еще недостаточно активно [23]. Вторичная профилактика – комплекс медицинских, социально-психологических, юридических и прочих мер, направленных на работу с несовершеннолетними, имеющими девиантное и асоциальное поведение. Вторичная профилактика проводится с теми детьми, которые находятся и зоне риска, которые склонны к той или иной проблеме. Основными задачами вторичной профилактики является недопущение более тяжелого проступка, правонарушения, преступления; оказание своевременной помощи подростку, находящемуся в сложной жизненной ситуации. Третичная профилактика – комплекс мер социально-психологического и юридического характера, имеющих целью предотвращения совершения повторного преступления подростком, вышедшим из мест лишения свободы. Первое требование любой профилактической деятельности - это предоставление информации, которая непосредственно достигает адресата и вовлекает его в активный труд, работу. Второе требование: информация должна быть заключена в рамки определенного контекста. Этот контекст должен обогащаться и перерабатываться в зависимости от появления нововведений, а также под влиянием индивидуальной или групповой реакции подростков, в соответствии с их потребностями. В профилактической деятельности любая информация должна быть правильной, соответствующей реальности, полной, доступной, помещенной в нужном контексте, систематизированной, соответствующей ситуации в обществе, направленной на то, чтобы достичь максимальной заинтересованности адресатов. Таким образом, термин «профилактика» включает в себя все виды деятельности, цель которых - предотвращение появления и развития определенного явления в данном обществе. Основная цель профилактики вредных привычек - создать в обществе такую ситуацию, при которой члены данного общества не употребляют психоактивные вещества (за исключением случаев медицинской необходимости), а значит, не приносят вред себе и окружающим. Эффективность профилактической работы в общеобразовательных учреждениях во многом зависит от ее координации. Проведение отдельных мероприятий (месячников, массовых акций, внеклассных мероприятий и т.д.) не дадут желаемого результата, если будут реализовываться отдельно от других. Профилактическая деятельность, ориентированная на педагогов, учащихся и их родителей, представляет собой целостную систему, координированно направленную на всех участников образовательного процесса. Такая координация действий в полной мере обеспечивает успешную реализацию превентивных стратегий, лежащих в основе школьной политики по отношению к злоупотреблению учащимися психоактивными веществами [36]. Политика школы в значительной мере зависит от позиции учителей, родителей и учащихся, от взаимодействия в вопросах профилактики всех заинтересованных организаций и ведомств, таких как администрации районов, социальных служб, милиции, общественных организаций, центров досуга. Профилактическая деятельность в образовательной деятельности включает следующие основные принципы [19]: 1. Комплексность. Согласованное взаимодействие: на межведомственном уровне- органов и учреждений, отвечающих за различные аспекты государственной системы профилактики девиантного поведения в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, правоохранительные органы и др.); на профессиональном уровне- специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактики (воспитатели, педагоги, дошкольные, школьные и медицинские психологи, врачи, наркологи, социальные педагоги и социальные работники детства, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних); в системе образования- органов управления образованием на региональном, муниципальном уровнях, а также образовательных учреждений, отвечающих за взаимодействие и координацию различных профилактических мероприятий в русле единой целостной программы комплексной профилактики. 2. Дифференцированность. Дифференциация целей, задач, средств и планируемых результатов профилактики с учетом, во-первых, возраста. Во-вторых, по степени вовлечения в девиантное поведение. При этом значимо выделение детско-подростковых и молодежных групп, относящихся к “группе риска”, например, лишенных родительского попечения и находящихся в условиях безнадзорности; имеющих различные проблемы в развитии и поведении (“трудные и проблемные” дети и подростки). 3.Аксиологичность(ценностная ориентация) Этот принцип включает формирование у детей и молодежи мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважении к человеку, государству, окружающей среде и др., которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. 4. Многоаспектность. Сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности. Ведущими аспектами профилактической деятельности в образовательной среде являются: социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни; психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных установок, позитивно-когнитивных оценок, а также навыков “быть успешным”, быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации; образовательный аспект, формирующий систему представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, правовых и морально-этических последствиях девиантного поведения. 5. Последовательность (этапность). Принцип последовательности или этапности предусматривает, что ее цели и задачи должны быть: разделены на общие стратегические и частные (этапные), т.е. не могут быть реализованы одномоментно или аврально, по типу разовой кампании; на каждом этапе возможность реализации поставленных целей и задач должна быть поддержана соответствующим целевым финансированием; для обеспечения последовательности или “алгоритма” шагов в реализации системной профилактики в нее должен обязательно входить социально-психологический мониторинг, ориентированный не только на оценку субъективных и объективных факторов распространенности наркотиков, но и на формирование структур и элементов системы сдерживания распространения, системы социально-психологической поддержки [26]. 6. Легитимность. Легитимность предусматривает необходимую правовую базу профилактической деятельности. К правовой базе указанной деятельности, безусловно, относятся все нормативные акты о правах и обязанностях лиц, которые в пределах своей компетенции и статуса обязаны заниматься профилактикой. К правовой базе относятся также права и обязанности детей и молодежи, которые затрагиваются в различной степени, когда по отношению к ним осуществляются активные профилактические мероприятия. Таким образом, правовые границы профилактики девиантного поведения предусматривают: - действия, не нарушающие установленную в законе компетенцию органа или лиц, осуществляющих профилактические меры; - действия, не нарушающие права несовершеннолетнего как гражданина и члена общества, к которому относятся эти профилактические мероприятия. Важным аспектом профилактической работы является понимание негативного влияния употребления психоактивных веществ на подростка [37]. Первые рекомендации по профилактике алкоголизма у молодежи в отечественной литературе относятся к концу ХIХ – началу ХХ века, рекомендующие перенять опыт Финляндии в виде уроков трезвости, при этом особо подчеркивается, что труд учителей и других земских работников по пропаганде трезвости должен вознаграждаться. Это предложение было повторено в советское время Ю. Лариным на первом пленуме Всесоюзного совета противоалкогольных обществ СССР. Однако серьезных научных разработок профилактического направления в наркологии, в отличие от других дисциплин, в отечественном здравоохранении до последних лет не проводилось, в то время как в странах Запада оно давно стало одним из наиболее актуальных тем исследований. К числу первых содержательных программ по профилактике алкоголизма в советское время следует отнести работу И. Д. Страшун, носящую в основном просветительский характер, при этом главными действующими лицами ее являются учитель и врач [44]. Профилактические мероприятия можно разделить на две большие группы: общегосударственные, представленные в основном системой запретов и ограничений рекламы ПАВ и их потребления, а также непосредственной работой с населением (Muster E.). Обобщая мировой опыт профилактики наркотизации, В. М. Ялтонский и Н. А. Сирота [48] выделяют шесть основных подходов: информационный, обучение управлению эмоциями, поведенческий (обучение противостоянию давлению), формирование жизненных навыков, обучение альтернативной наркотикам деятельности, укрепление здоровья [15]. Как показывает многовековой опыт, запретительные мероприятия имеют неоднозначные результаты, несмотря на это соблазн их применения слишком велик. В частности, попытки ввести ограничения на продажу подросткам клея и других препаратов бытовой химии, предпринятые в Калифорнии, не дали должного результата. Традиционные представления о том, что первичная профилактика направлена на работу с группой риска и представляет собой систему наказаний и запретов, а также санитарное просвещение, претерпели за последние годы видоизменение. По мнению Е. С. Меньшикова [35], Ф. Е. Василюк [13], М. Е. Позднякова [43] и др., профилактика и лечение наркологических заболеваний не может быть исключительной обязанностью государства и, в частности, органов здравоохранения. Она должна быть нацелена на контингент школьного возраста с приближением помощи к рабочим и учебным местам. Стратегией первичной профилактики является комплексность, дифференцированность, аксиологичность (ценностная ориентация), многоаспектность, легитимность. Одной из проблем является отсутствие четкой концепции в вопросе отношения к употреблению алкоголя. Дискуссия между сторонниками абсолютной трезвости и культурного употребления алкоголя, обострившаяся в середине восьмидесятых годов, не закончилась и в настоящее время. “Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде” подразумевает воздержание от употребления всех ПАВ, не дифференцируя отдельно их легальные разновидности [32]. Лобовая атака в антиалкогольном просвещении бесполезна. По данным опроса учащихся, они хотят получать сведения не о вреде психоактивных веществ, а о сохранении здоровья. Больше всего их интересует тематика, связанная с физкультурой, спортом, двигательной активностью. Они интересуются проблемами полового воспитания, рационального питания. На наш взгляд, в некоторых работах переоценивается роль информирования в профилактике потребления ПАВ. Так, например, мнение о вреде для здоровья чрезмерного употребления алкоголя по выходным дням разделяют всего лишь около половины российских и 1/3 финских подростков [14]. Имеется положительный опыт использования специальной настольной игры и видеокассет с целью ранней профилактики. Более эффективным этот метод оказался среди младших подростков, по сравнению со старшими, и у девочек, по сравнению с мальчиками.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg