Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ЯЗЫКОЗНАНИЕ И ФИЛОЛОГИЯ

Лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра

lana-2021 320 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 37 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 14.01.2020
В 1963 г., когда отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Ф. де Соссюра, известный французский языковед Э.Бенвенист писал, что в наше время едва ли найдется лингвист, который не был бы чем-то обязан де Соссюру, как едва ли найдется такая общая теория языка, в которой не упоминалось бы его имя. Несмотря на некоторое преувеличение этой оценки, следует сказать, что положения теории де Соссюра оказали большое влияние на последующее развитие лингвистики.[18,91]
Введение

История языкознания своей задачей считает изучение и развитие научных взглядов на язык, его функции, его структуру, методы его изучения. Более того она дает сведения о том, как менялись у людей научные представления о языке и его месте в жизни общества. В развитие современного языкознания внесли свою лепту многие люди, однако наибольший вклад в этой области был сделан швейцарским лингвистом, основоположником структурной лингвистики и семиологии (науки, исследующей свойства знаков и знаковых систем) и человеком, стоявшим у истоков Женевской лингвистической школы – Фердинандом де Соссюром. Для начала же стоит сказать, что вся лингвистическая концепция Фердинанда де Соссюра берёт за основу постулаты знаковой природы и системности языка, а основной его работой является труд «Курс общей лингвистики». Эта книга получила мировую известность своей оригинальной концепцией и оказала большое влияние на становление разнообразных направлений лингвистики XX века. Проблемы, поставленные и рассмотренные Соссюром в «Курсе общей лингвистики», - язык и речь, системность языка, его знаковый характер, синхрония и диахрония, внешняя и внутр. лингвистика - уже во многом были сформулированы его предшественниками и современниками: В. фон Гумбольдтом, Бодуэном де Куртенэ, Н. Крушевским, В. Уитни и другими языковедами. Однако заслуга Соссюра заключается в том, что он, объединив эти проблемы, создал общую теорию языка, хотя во многом и не свободную от противоречий и не дающую окончательного решения всех вопросов. Актуальность моей работы заключается в том, что на сегодняшний день многие исследователи заинтересованы в изучении формирования языкознания как науки и лингвистических концепций известных лингвистов. А Фердинанда де Соссюра считают одним из самых светлых умов в лингвистике, называя его «отцом» лингвистической науки XX столетия, ведь его лингвистическая концепция основанная на идеях знаковой природы и системности языка не только способствовала преодолению кризиса мирового языкознания на рубеже XIX-XX веков, но и серьёзнейшим образом повлияла на всю гуманитарную мысль прошлого века, а также послужила основой для возникновения структурализма XX в.. [10, 197] В построении своей лингвистической теории Фердинанд де Соссюр использует методологический принцип редукционизма, в соответствии с которым в исследуемом объекте выделяются только существенные моменты, противопоставляясь моментам несущественным, второстепенным, не заслуживающим внимания. Производится ступенчатое выделение на дихотомической основе признаков, характеризующих лингвистику. Языкознание в целом отнесено к ведению психологии, а именно к ведению социальной психологии. В социальной психологии выделяется особая общественная наука -- семиология, призванная изучать знаковые системы, наиболее важной из которых является язык. Цель данной работы: подробное исследование основных положений лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: подободрать диагностический материал для исследования проблемы, рассмотреть истоки лингвистической теории Фердинанда де Соссюра, рассмотреть основные положения его лингвистической концепции и её влияние на структуру лингвистики. Методы - анализ и синтезирование источников. Объектом моего исследования является языкознание на рубеже XIX и XX веков. Предмет исследования – языковая концепция Фердинанда де Соссюра. Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение и список использованной литературы.
Содержание

Введение 3 Глава 1. Становление лингвистической теории Фердинанда де Соссюра 5 1.1. Становление младограмматизма 5 1.2. Истоки лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра 11 Глава 2. Положения лингвистической концепции Фердинанда де Соссюра 19 2.1 Курс общей лингвистики 19 2.2. Основные положения концепции Фердинанда де Соссюра 25 Заключение 33 Список литературы 35
Список литературы

1. Алпатов В. М. История лингвистических учений. Учебное пособие. -М.: «Языки русской культуры», 2001 — 367 с. 2. Алпатов В. М. История лингвистических учений: Учеб. пособие. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Языки славянской культуры, 2005 — 368 с. 3. Алпатов В.М. История лингвистических учений. М., 1998 4. Будагов Р.А. Г. Шухардт как лингвист // Русский язык в школе. 1980. № 3. С. 43-45. 5. Гируцкий А.А. Общее языкознание: Учеб.пособие для студентов вузов / А.А. Гируцкий. -Изд-е 2-е, стереотип.-Мн.: «ТетраСистемс», 2001.-304с. 6. Голикова Т. А. Введение в языкознание: учебное пособие: Директ-Медиа, 2015 — 366с. 7. Гумбольдт В. фон. Избраные труды по языкознанию. М., 1984.- 447 с. 8. Зализняк А. А. О Мемуаре Ф. де Соссюра // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. — Прогресс Москва, 1977 — 301 с. 9. Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 1. М., 1960.- 498 с. 10. Звегинцев В.А. История языкознания XIX и XX веков в очерках и извлечениях, ч. 1–2. М., 1964–1965 11. Зубкова Л.Г. Язык как форма. Теория и история языкознания. - М.: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2003. - 240 с. 12. Кацнельсон С.Д. Вступительная статья. – В кн.: Пауль Г. Принципы истории языка. М., 1960 13. Кондрашов Н.А. История лингвистических учений. - М.: КомКнига, 2006. - 224 с. 14. Кочергина В.А. Введение в языкознание. М., 2004. - 379 с. 15. Красухин К.Г. Введение в индоевропейское языкознание. М.: Academia, 2004. - 300 с. 16. Красухин К.Г. Слово, речь, язык, смысл в индоевропейской перспективе // Язык в зеркале языка. М., 2000. - 329 с. 17. Красухин К.Г. Слово: время внутреннее и внешнее // Лесной вестник: Специальный выпуск Гуманитарного факультета МГУЛ, 1999, 3 (8) . -356 с. 18. Крушевский Н.В. Избранные работы по языкознанию. М., 1998. - 498 с. 19. Кузнецов В. Г. Женевская лингвистическая школа. От Соссюра к функционализму: обще языкознание: Ленанд, 2028 – 184 с. 20. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1997. - 354 с. 21. Русское языкознание конца XIX-начала XX в. М.: Наука, 1996. - 366 с. 22. Соссюр Ф.де. Заметки по общей лингвистике / Пер. Б.П.Нарумова. Общ.ред. Н.А.Слюсаревой. - М., 1990. - 405 с. 23. Томсен В. История языкознания до конца XIX века. М., 1938 24. Шарафутдинова Н. С. Теория и история лингвистической науки: учебник: УлГТУ, 2012 — 346 с. 25. Широков О.С. Языковедение: введение в науку о языках. М, 2003 - 374 с. 26. Онлайн-энциклопедия «Кругосвет». Гуманитарные науки: Лингвистика http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/ 27. http://yazykoznanie.ru/
Отрывок из работы

Глава 1. Становление лингвистической теории Фердинанда де Соссюра 1.1. Становление младограмматизма С семидесятых годов XIX века развитие языкознания вступает в новый этап. Период глобальных философских систем и стремлений к широким обобщениям окончательно уходит в прошлое. Преобладающей доктриной в науке становится позитивизм. В позитивизме не оставалось места ненаблюдаемым явлениям и не подтвержденным фактами концепциям. Широкие обобщения, свойственные Гумбольдту и его современникам, уже не находили отзвука у следующего поколения ученых. Ведущим лингвистическим направлением тех лет становится школа немецких ученых, получившая название младограмматизм. Само направление младограмматизм — это несколько школ или направлений в европейском языкознании 19 в., объединённых общим пониманием природы и функций языка и задач языкознания. К младограмматикам относят Г. Асколи, У. Уитни, Х. Г. Габеленца, Ф. Ф. Фортунатова, Ф. де Соссюра и некоторых других учёных, имевших сходные с младограмматиками взгляды, а также (в узком смысле) так называемую лейпцигскую (А. Лескин, К. Бругман, Г. Остхоф, Г. Пауль, Б. Дельбрюк), гёттингенскую (А. Фик, А. Бецценбергер, Г. Коллиц, Ф. Бехтель) и берлинскую (И. Шмидт, В. Шульце) школы. Термин «младограмматизм» был впервые применен к лейпцигской школе немецким филологом Ф. Царнке и закрепился в истории языкознания. Основное теоретическое содержание младограмматизма: язык есть индивидуальная психофизиологическая деятельность -- изменения возникают и распространяются в нём в силу более или менее случайных причин, связанных с особенностями употребления языка («узусом»), поэтому лингвист должен обращаться в первую очередь к исследованию живых языков и, лишь установив закономерности их развития, он имеет право обращаться к мёртвым языкам. Однако такие закономерности младограмматики понимали, как заданные и исчерпывающие причинный аспект языкового развития. [9, 218] Другой недостаток младограмматизма заключался в атомизме, т. е. в отсутствии представления о языке как системе. Младограмматизм внёс большой вклад в развитие сравнительно-исторического языкознания. Однако недостатки его теоретической платформы вызвали критику с разных позиций (Х. Шухардт, И. А. Бодуэн де Куртенэ и др.). В начале 20 в. он перестал быть лидирующим направлением в языкознании и был вытеснен лингвистическим социологизмом.[21, 98] Оставаясь в русле доминировавшей в 19 в. историцистской познавательной установки, младограмматики сохранили присущие лингвистике 19 в. представления о языкознании как исторической науке и о сравнении родственных языков как главной задаче лингвистических исследований. По основной специализации все ведущие младограмматики были индоевропеистами, хотя некоторые их современники пытались применить младограмматическую методику к сравнительно-историческому изучению и других языковых семей, в частности семитской, тюркской, уральской. В то же время младограмматики были позитивистами по своему мировоззрению и отказывались от каких-либо обобщений, непосредственно не опирающихся на факты, к которым были склонны их предшественники, прежде всего А.Шлейхер. Они отказались, в частности, от изучения происхождения языка, общих закономерностей языкового строя, единственной научной классификацией языков признавали генетическую.[3,88]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Языкознание и филология, 26 страниц
312 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 30 страниц
360 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 34 страницы
350 руб.
Курсовая работа, Языкознание и филология, 32 страницы
320 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg