Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ФИЛОСОФИЯ

Проблема восприятия смерти в западной историко-религиозной мысли и культуре Средних веков.

v.gorodnoff2013 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 30 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.01.2020
Актуальность темы исследования заключается в специфичности эпохи Средних веков в плане восприятия феномена смерти как в общественной, так и в религиозно-философской жизни. Именно в Средние века происходит переход к индивидуализации человека после смерти, формирование представлений о загробном мире, которые существуют в современном обществе и по сей день. Помимо этого, Средние века характеризуются яркой изменчивостью в отношении смерти – спокойствие и принятие смерти в Раннем Средневековье сменяется страхом перед лицом смерти и стремлением самоутвердиться как при жизни, так и при смерти в Классическом Средневековье, а затем, в эпоху Ренессанса, смерть и вовсе обретает гипнотическое влияние на общество, что выливается в образование новой – макабрической – культуры, что являет нам смерть как культурообразующее начало. Объектом исследования является тема смерти как одна из главенствующих тем в области философии. Предметом исследования является значение феномена смерти как в обыденной (бытовой) мысли средневекового человека, так и в западной религиозно-философской мысли в целом, а также отражение феномена смерти в материальной культуре средневековья. Цель исследования – рассмотрение и анализ понимания смерти в общественной и религиозно-философской мысли Средневекового Запада, рассмотрение влияния феномена смерти на развитие средневековой культуры, сравнительный анализ влияния феномена смерти на средневековую и современную культуры. В соответствии с поставленной целью исследования были поставлены и решены следующие исследовательские задачи: 1. Изучить особенности средневекового менталитета, связанные с переживанием смерти; общепринятые убеждения, обычаи, образы, социальные практики и влияние, оказанное на них церковью. 2. Проанализировать отношение средневековой христианской философии к проблеме бытия и существования человека, сочетания духовного и телесного в человеке. 3. Пронаблюдать изменения в восприятии смерти от Средневековья к эпохе Возрождения, а также отражение этих восприятий в позднесредневековой культуре. 4. Выяснить, какое значение средневековое восприятие смерти оказало на философию и культуру современной эпохи. Эмпирическую базу исследования составляют научно-исследовательские статьи и труды зарубежных философов на тему концепций смерти в средневековой религиозно-философской мысли, научно-исследовательские статьи в области философии и культурологии. Структура исследования. Данный проект включает в себя введение, 2 главы, в каждой из которых содержится по 2 параграфа, в которых решаются поставленные исследовательские задачи, а также заключение и библиографический список. Дата защиты работы: 18 июня 2019 г. Место защиты: Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Оценка: 91/100 (5 баллов)
Введение

ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ СМЕРТЬ – СПАСЕНИЕ ИЛИ ВОЗМЕЗДИЕ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАКТОВКА СМЕРТИ 5 1.1. Представления о смерти в бытовом сознании средневекового человека. Воображаемый загробный мир как трансцендентная реальность 5 1.2. Понимание смерти в средневековом богословии 10 ГЛАВА 2. ПЛЯСКИ СМЕРТИ – ЧЕРЕЗ ВЕКА: СМЕРТЬ КАК КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩЕЕ НАЧАЛО 16 2.1. Переход к идеализации смерти: зарождение и развитие макабрической культуры в эпоху Возрождения 16 2.2. Возрождение макабрического в массовой культуре эпохи постмодерна. Сравнение ренессансного и современного макабра. 22 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 29
Содержание

ГЛАВА 1. ЧТО ЕСТЬ СМЕРТЬ – СПАСЕНИЕ ИЛИ ВОЗМЕЗДИЕ: ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАКТОВКА СМЕРТИ. 1.1. Представления о смерти в бытовом сознании средневекового человека. Воображаемый загробный мир как трансцендентная реальность. Прежде, чем перейти к осмыслению смерти со стороны западного средневекового богословия, следует обратиться к переживанию смерти и жизни через призму воображения средневекового обывателя, ибо немалую роль в представлениях о смерти играет не только христианское толкование окончания земного пути, но и воображение как механизм, создающий запускающий второе измерение в существовании человека, а также соединяющий восприятие Бога и мира. Воображение человека как форма познания, наряду с чувствами и интеллектом, отличается от них тем, что последние два являются средствами для познания человеком внешнего мира. Воображение же с помощью образов формирует новый, внутренний мир, мир воображаемого; оно способно проникать в недоступные для разума области. Именно воображение задаёт новые, специфические формы первичных феноменов, начинающих задавать новое измерение человека к XII в., в то время как предшествовавшая культура Римской империи потеряла контроль над человеком, вследствие чего деградировали как сам человек, так и культура. Перед новой, зарождающейся культурой встала задача – на основе новых этических оснований воспитать человека и задать стимул его изменения, и работа с первичными феноменами, среди которых и феномен смерти.
Список литературы

Эмпирическую базу исследования составляют научно-исследовательские статьи и труды зарубежных философов на тему концепций смерти в средневековой религиозно-философской мысли, научно-исследовательские статьи в области философии и культурологии. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК: 1. Архиепископ Антоний Митрополит Сурожский. Человек перед Богом. / А. Сурожский. - М.: Паломник, - 2000. – 383 с. 2. Минькова Н.В. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ОТНОШЕНИЯ К СМЕРТИ ВО ВТОРОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ И В МАССОВОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСТМОДЕРНА [Текст] / Н.В. Минькова - Знание. Понимание. Умение. – 2010. - № 1. – С. 209 - 213. 3. Николина О.И. ЗНАЧЕНИЕ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В МИРЕ СРЕДНЕВЕКОВОГО ЧЕЛОВЕКА [Текст] / О.И. Никулина - Вестник Омского университета. – 2011. - № 3. – С. 45-48. 4. Обидина Ю.С. СМЕРТЬ КАК ИНДИКАТОР ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ [Текст] / Ю.С. Обидина - Вестник Мариинского государственного университета. – 2017. – № 3. – С. 34-37. 5. Целишева З.А. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ О ЗЕМНОМ И ЗАГРОБНОМ ВОЗМЕЗДИИ [Текст] / З.А. Целишева – Дискуссия. – 2011. - № 6. – С. 58 – 62. 6. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти [Текст]: Пер. с фр. / Общ. ред. Оболенской C.B.; Предисл. Гуревича А.Я. — М.: Издательская группа «Прогресс» — «Прогресс-Академия», - 1992. – 526 c. 7. Абеляр П. Теологические трактаты [Текст] / П. Абеляр; Пер. с лат., вступ. ст., сост. Неретиной С.С. - М.: Прогресс, Гнозис. - 1995. — 413 с. 8. Августин, А. Исповедь: Абеляр П. История моих бедствий [Текст] / Августин Аврелий; пер. с лат. М.Е Сергеенко. - М.: Республика. – 1992. – 335 с. 9. Делюмо, Ж. Грех и страх: Формирование чувства вины в цивилизации Запада (XIII-XVIII вв.) [Текст] / Ж. Делюмо - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. – 2003. – 752 с. 10. Жильсон, Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века: Монография [Текст] / Э. Жильсон; пер. А.Д. Бакулов; ред. С.С. Неретина. - М.: Республика, - 2004. – 678 с. 11. Ле Гофф Ж. Средневековый мир воображаемого [Текст] / Ж. Ле Гофф -М.: Прогресс. – 2001. – 440 с. 12. Хейзинга Й. Осень Средневековья [Текст] / Й. Хейзинга - М.: Прогресс. – 1995. – 416 с. 13. Токарев А. А. Учение святых отцов о смерти [Электронный ресурс Интернет] / А. А. Токарев // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 249-253. — URL https://moluch.ru/archive/43/5193/ (дата обращения: 16.06.2019). 14. Целищева З. А. Смерть – спасение или возмездие: в аспекте средневекового общества [Электронный ресурс Интернет] / З. А. Целишева // Молодой ученый. — 2010. — №12. Т.2. — С. 194-198. — URL: https://moluch.ru/archive/23/2383/ (дата обращения: 16.06.2019). 15. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. [Электронный ресурс Интернет]. – Режим доступа: URL: (дата обращения: 10.05.2019) https://www.booksite.ru/localtxt/koz/yak/ova/his/tory/27.htm
Отрывок из работы

Основная особенность эпохи Средневековья заключается в теоцентризме – понимании Бога как источника любого блага. Деятельность человека не является самодостаточной, она полностью зависит от Бога, ибо человек создан «по образу и подобию Божьему» и считается венцом творения Божьего. Все стороны этой деятельности регулируются религиозными нормами, и смерть находила осознание через систему христианских ценностей. Смерть в понимании средневекового богословия есть ни что иное, чем кара, ниспосланная Господом вследствие грехопадения человека, о чём говорит сюжет из Библии о Адаме и Еве. Вкусившие плод с древа познания, Адам и Ева открыли себя злу, и оно стало частью внутреннего состава человека. Человек, творящий зло, отдалён от Бога и действует лишь из собственных интересов. Человек отпадает от Бога в результате первородного греха и лишается благодати Божьей, а лишившись её, прежде бессмертные Адам и Ева стали смертными людьми. Смерть является карой, но в то же время она является спасением для человека, т.к. она избавляет человека от мучений и страданий, через которые он проходит в земном мире. Это одновременно служит стимулом для осмысления своей жизни и нравственного самосовершенствования, а также является утешением для того, кто уже готов встретить свою кончину. Перед смертью человеку свойственно испытывать страх, даже если эта смерть связана не с его жизнью. Смерть близкого человека приводит к отождествлению себя с ним и осознанию своей конечности. Однако стоит сказать о разнице между страхом человеческим и страхом Божьим. Человеческий страх является состоянием внутреннего напряжения человека, предчувствия угрозы жизни или несчастья. Подобное беспокойство может сосредотачиваться на проблемах и трудностях, не оказывающих большое значение на нашу жизнь, но которые могут сформировать из себя значительную проблему. Страх, постоянно тревожащий человека, убивает его медленно, хотя базируется он на законе сохранения собственной жизни. Страх Божий является защитником добродетели и началом премудрости: "Без страха Божьего, – говорит Василий Великий, – нельзя сделаться ни знающим, ни благоразумным, ни добрым; в нем ключ ко всему этому". Страх Божий – это руководитель на поприще добродетели. Проникнутая им душа забывает о мире и вся исполняется мыслью о Боге: на Господа уповаю, не убоюсь, что сотворит мне человек. Однако смерть предполагалась как временное состояние человека, ибо лишь тело умирает, а душа же бессмертна, она лишь уходит в загробный мир: «Смерть – разлучение души с телом, соединенных волею Божьею, и волею Божьею паки разделяемых. Смерть – разлучение души с телом вследствие нашего падения, от которого тело перестало быть нетленным, каким первоначально создано Создателем. Смерть – казнь бессмертного человека, которою он поражен за прослушание Бога. Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его».
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Курсовая работа, Философия, 30 страниц
320 руб.
Курсовая работа, Философия, 27 страниц
250 руб.
Курсовая работа, Философия, 33 страницы
396 руб.
Курсовая работа, Философия, 24 страницы
210 руб.
Курсовая работа, Философия, 32 страницы
384 руб.
Курсовая работа, Философия, 30 страниц
360 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg