Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Теоретические основы социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов.

irina_krut2019 1225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.01.2020
Объект исследования – процесс адаптации семей, имеющих детей – инвалидов в современных экономических условиях. Предмет исследования – проблемы адаптации семей, имеющих детей-инвалидов в современных экономических условиях и направления совершенствования данного процесса. Цель исследования – выявление и описание проблем и направлений совершенствования процесса адаптации семей, имеющих детей-инвалидов в современных экономических условиях. В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования: 1) раскрыть понятие, виды процесса адаптации семей, имеющих детей-инвалидов; 2) выявить социально-экономические проблемы семей, имеющих детей-инвалидов; 3) определить принципы социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов, регулирующие реабилитационные мероприятия и социальную адаптацию в современных экономических условиях; 4) проанализировать основные направления социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов, в России и Ульяновской области. Гипотеза исследования: эффективная социальная реабилитация инвалидов будет возможна, если в работе с семьей инвалида будет применяться комплексный подход и учитываться реальная оценка эффективности, вноситься коррективы в деятельность социального работника. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при написании работ, посвященных проблемам семей, имеющих ребенка-инвалида, а также конкретизации соответствующих пунктов социальной политики в отношении семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологическая основа исследования. Методологической основой исследования являются философские, педагогические, социологические, психологические, медицинские труды, ориентированные на рассмотрение процесса формирования и использования технологий реабилитации инвалида с позиции развития и восстановления умений, способностей, стремления личности к совершенствованию окружающего его предметного мира, улучшения жизнедеятельности. Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс методов исследования: теоретический анализ научной литературы, анализ статистических данных по результатам деятельности службы медико-социальной экспертизы в России и Ульяновской области. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов заключения и списка использованной литературы.
Введение

Актуальность темы исследования. Современным обществом в настоящее время отчетливо осознается, что здоровье населения, рост инвалидности, решение социальных проблем и реабилитация семей, имеющих детей-инвалидов составляют единый и неделимый процесс, и, развиваются во взаимосвязи. Они взаимодействуют в необходимых нравственных, художественных, интеллектуальных качествах личности современного человека. Инвалидность детей является одной из первых социальных проблем. В последние годы наше государство изменило свой взгляд на эту проблему. Теперь основной акцент делается на реабилитацию инвалидов, а не только на материальную помощь: пенсии, льготы. Проблема детей – инвалидов затрагивает все стороны общественной жизни: от нормативно – правовой системы и социальных учреждений, которые призваны оказывать помощь этим детям, до атмосферы, в которой живут их семьи. Увеличению численности детей с ограниченными возможностями способствует множество факторов: невысокий уровень медицины в России, плохая экология, высокий уровень заболеваемости родителей, детская заболеваемость, рост травматизма и другие. Особое внимание уделяется социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов. Содержание этого процесса должно отражать процесс прогрессивных изменений качеств личности инвалида. Это возможно лишь при соблюдении принципов системности и структурной гибкости в отборе содержания. Разработанность темы исследования. Степень разработанности проблемы. Проблема семей, имеющих детей–инвалидов, как клиентов социальных служб рассматривается в теоретических работах Осадчих А.И. , Лавровой Д.И., Назаровой И.М., Маллер А.Р., Максимовой Т.М., Лисицына Ю.Л., Лавровой Д.И., Либман Е.С., Андреевой О.С., Шабалиной Н.Б, Сивуха Т.А., Холостовой Е.И. Вопросы реабилитации детей–инвалидов регламентируются приказом Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка–инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм», приказом Минтруда России от 15.10.2015 № 723н «Об утверждении формы и Порядка предоставления органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм информации об исполнении возложенных на них индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида мероприятий в федеральные государственные учреждения медико- социальной экспертизы», приказом Минтруда России от 09.12.2014 № 998н «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации». Однако на данный момент процесс реабилитации инвалидов связан с решением многих проблем и противоречий. Основным противоречием данной темы является то, что государство осознает важность оказания социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, выделяет средства на реализацию рекомендованных мероприятий, но при этом количество инвалидов в России не уменьшается, а растет. Исходя из проблем, противоречий и актуальности названной темы можно сформулировать проблемы: в современном российском обществе имеется большое количество семей с детьми–инвалидами, которые имеют большое количество социальных проблем и нуждаются в реабилитационных мероприятиях и социальной адаптации.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3 Глава 1. теоретические основы социальной адаптации семей, имеющих детей-инвалидов 7 1.1. Понятия «инвалид» и «ребенок – инвалид» 7 1.2 Особенности семей с ребенком с ограниченными возможностями здоровья 11 Глава 2. ПОСЛЕДСТВИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ АДАПТАЦИИ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ 19 2.1 Анализ достижений и проблем организации социального посредничества в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов 19 2.2. Социальная адаптация семей с детьми–инвалидами: принципы и виды адаптации 26 2.3 Перспективы развития технологий социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов 37 Заключение 43 Список использованной литературы 46
Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 18.03.2018) // Собрание законодательства РФ.– №15.– 2018 2. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 3. Федеральный закон от 18.04.2018 № 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» 4. Андреева О.С., Дементьева Н.Ф., Либман Е.С. Вопросы медицинской, профессиональной, социальной реабилитации инвалидов. М.: ЦИЭТИН, 2015. 236 с. 5. Бахуташвили, Т. В., Тюря, К. Ю. Проблемы социальной адаптации молодых инвалидов // Educatio. – 2015. – № 3 (10) – 8. – С. 28–29. 6. Горина, Т. И., Кефели, В. Б. Социально-трудовая адаптация инвалидов в современном обществе // Теория и практика общественного развития. – 2016. – № 2. – С. 39–50. 7. Гумплович, Л. Основы социологии / Л. Гумплович. - М.: КД Либроком, 2015. - 368 c. 8. Домбровская, А. Ю. Факторы социальной адаптации инвалидов в России (по материалам социологического исследования) // Известия Тульского госуд. ун-та. Гуманитарные науки. – 2017. – № 3–1. – С. 190–200. 9. Жаворонков, Р.Н.: Международно-правовое регулирование социального обслуживания инвалидов // Социальное и пенсионное право. - 2016. № 3. С. 15 - 19. 10. Зайнуллина М.Р. Анализ подходов к социально-экономическому развитию // Научные труды центра перспективных экономических исследований. 2014. № 7. С. 6 – 10. 11. Захарова А.В. Отечественный опыт прогнозирования социально- экономического развития // Балтийский экономический журнал. 2012. №1( 3) 12. Иванов В.П., Захарьян А.Г., Аникин А.Д., Волков В.Д. Динамика первичной инвалидности и реабилитация инвалидов // Здравоохранение Российской Федерации. 2016. №3. С. 24-29. 13. Камилов, Д.А. Основы реализации социальной функции государства/ Д.А. Камилов//Экономические науки. 2015. №6(79). с.105 14. Кирилюк О.М. Реабилитация детей-инвалидов // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2017. - № 2. – С. 79 – 82. 15. Коваленко, Е.А. Модели организации адресной социальной помощи: метод. пособие/ Е.А. Коваленко, Е.Л. Строкова, О.А. Феоктистова. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2015. 248 с. 16. Кулагина, Е. В. Адаптация семей с детьми-инвалидами: Гендерный аспект. М., 2004. -134 с. 17. Левина М. И. Социальное законодательство: проблемы принятия и применения // Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика / Под общ. ред. Т. И. Заславской. – Москва: Дело, 2013. 120 с. 18. Молоткова Т. Л. Проблемы организации социальной защиты населения в субъекте РФ / Вестник Челябинского государственного университета.2014. №24 (353). С. 27-30. 19. Малеева, Т.М. Социальная поддержка: уроки кризисов и векторы модернизации/ Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бркдяк, Н.В. Зубаревич, А.И. Пишняк, Д.О. Попова, О.В. Синявская/ под ред. Т.М. Малевой, Л.Н. Овчаровой – М.:Издательство «Дело» РАНХ, 2016. 336 с. 20. Медведев А.В. Принципы социальной поддержки // «Черные дыры» в рос. законодательстве. 2016. № 2. С.48-50. 21. Нестерова, Г. Ф. Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Современные проблемы и перспективы развития региональной системы комплексной помощи ребенку». Архангельск, 2000. – 430 с. 22. Организация и управление социальной защитой населения в регионе// Социальная политика региона: теория и практика: Учеб. пособие для вузов по специальности» Соц. работа»; под ред. И. П. Скворцова. – М.: КноРус, 2016. С. 404 – 437. 23. Новожилова И.С. Организация комплексной реабилитации инвалидов «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» // Технологии социальных услуг в сфере сервиса : сборник научных трудов / под общ. ред. проф. С. А. Овчаренко, доц. Л. Ф. Джуринской. – СПб. : Изд-во СПбГЭУ, 2014. С. 142 – 146. 24. Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. 352 с. 25. Парамонова Д.С., Буянова В.В., Лубягина К.А. Особенности программно - целевого подхода в государственном управлении и проблемы его реализации // Новая наука: стратегии и векторы развития. 2015. №6. С. 190-192 26. Ткачева, В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 1998. - № 4. - 410 с. 27. Холостова, Е.И. Социальная работа с инвалидами / Е.И. Холостова. М.: Дашков и К. - 2014. - 239с. 28. Холостова Е. И. Энциклопедия социальных практик поддержки семьи и детства в Российской Федерации: учебное пособие / Е. И. Холостова, Г. И. Климантова. – М. : Дашков и К?, 2015. – 752 с 29. Чаплинская Е.В. Социальная реабилитация семей, имеющих детей-инвалидов, как технология социальной работы // Наука и современность. 2013. № 21. С. 121 – 128. 30. Черепанов К.В. Система социальной защиты: понятие, сущность, проблемы // Міжнародний науковий журнал. 2016. Т. 1. - № 5. 31. Всемирная Организация Здравоохранения // Электронный ресурс / Доклад ВОЗ об уровне инвалидности в мире. Режим доступа: http://www.who.int/disabilities/world_report/2011/report/ru/ (дата обращения 05.04.18)
Отрывок из работы

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СЕМЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ 1.1. Понятия «инвалид» и «ребенок – инвалид» Ухудшение экологической обстановки, высокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей), ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют увеличению числа детей-инвалидов, делая эту проблему особенно актуальной. Понимание возможности решения проблем инвалидов, детей-инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов выходит за рамки медико-биологического содержания и объединяет медико-психологические, медико-социальные и другие аспекты. В нашей стране остроту проблеме придает то, что до 1917 года система оказания помощи этой категории детей не сложилась, а позднее, вплоть до 90-х годов ХХ века, работа с таким ребенком осуществлялась в специальных домах-интернатах изолированно от общества. Сейчас многие специалисты работают над разрешением комплекса проблем детей со специфическими нуждами. Но для того, чтобы понять их проблемы, выявить их особенности и специфику работы с ними, необходимо, прежде всего, выяснить, что включают в себя понятия «инвалид», «инвалидность». Можно дать определение понятию «инвалид – человек, у которого возможности его личной жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений» (таблица 1.) Таблица 1. Определение понятия «инвалид» 1 Ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты 2 Официальные материалы ООН Инвалид – в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями» 3 Общественные организации инвалидов «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенесший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к 4инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций Декларации о правах инвалидов (ООН, 1975) любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей Исходя из понятий «инвалид» представленных в таблице 1, под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. К категории «дети инвалиды» относятся лица, которые имеют дефекты в развитии, как в физическом, так и в психологическом, это означает некоторые отклонения в формировании ребенка при необходимости создания специальных условий для жизни, определения представлены в таблице 2. Таблица 2. Определение понятия «ребенок-инвалид» 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем 2 Холостова Е.М . состояние стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, которые резко ограничивают возможность включения ребенка в адекватные возрасту воспитательные и педагогические процессы, в связи с чем возникает необходимость в постоянном дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре 3 Осадчих А.И это ребенок со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности Следовательно, определениям, представленным в таблице 2, в зависимости от степени расстройства функций организма лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок–инвалид». Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке . Семья с ребенком-инвалидом – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех ее членов и характером взаимоотношений между ними, но большой занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, но главное – специфическим положением в семье ребенка–инвалида, которое обусловлено его болезнью. Понятие «адаптация» происходит от латинского слова adaptatio - приспособление. Важнейшая задача адаптационного процесса - это проблема выживания человека, через приспособление потенций организма индивида с процессами природной и социальной среды. Необходимо изучение адаптации как сложного механизма социализации личности, включающего, в частности, освоение людьми новых социальных ролей, формирование мотивационной сферы, восприятие индивидами себя, своего окружения и многие другие психологические явления, состояния и образования . Под социальной адаптацией детей понимают специально организованный непрерывный образовательный процесс привыкания ребенка к условиям социальной среды через усвоение им правил и норм поведения, принятых в обществе. Если же речь идет о детях с психологическими травмами, сиротах и инвалидах, то необходимы специальные меры социальной адаптации и реабилитации, которые смогут обеспечить этим категориям детей не только вхождение в социум, но и реализацию их творческого и рабочего потенциала. С точки зрения социальной адаптации, группа детей-инвалидов является наиболее проблемной из-за ограниченности их приспособительных возможностей этой категории детей. Существует значительное количество подходов к теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации и адаптации лиц с ограниченными возможностями, разработаны методики решения практических задач. Анализ социальных проблем социальной реабилитации инвалидов осуществляется в проблемном поле двух концептуальных социологических подходов: – с позиций социоцентристских теорий; – с позиций антропоцентризма. На основе социоцентристских теорий развития личности К. Маркса, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера, Т. Парсонса рассматривались социальные проблемы конкретного индивида посредством изучения общества в целом. Анализ социальных проблем социальной реабилитации инвалидов в социологических концепциях более общего уровня обобщения сущности этого социального явления — оформился в виде концепции социализации. На основе антропоцентристского подхода Ф. Гиддингса, Ж. Пиаже, Г. Тарда, Э. Эриксона, Ю. Хабермаса, Л. С. Выготского, И. С. Кона, Г. М. Андреевой, А. В. Мудрика и других ученых раскрываются психологические аспекты повседневного межличностного взаимодействия. Социальная реабилитация инвалидов важна как средство интеграции лиц с ограниченными возможностями в социум, как механизм со здания равных возможностей инвалидам, для того чтобы быть социально востребованными. Социальная реабилитация определяется как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма (инвалидность), изменением социального статуса (по жилые граждане, беженцы и вынужденные переселенцы, безработные и некоторые др.), девиантным поведением личности (несовершеннолетние, лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией, освободившиеся из мест заключения и др.).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социальная работа, 80 страниц
850 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 79 страниц
1975 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 89 страниц
750 руб.
Дипломная работа, Социальная работа, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg