Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ЭКОНОМИКА

Теоретико-методологические аспекты экономической политики государства.

irina_krut2019 1225 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 49 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.01.2020
Актуальность данной темы обусловлена нестабильностью экономической ситуации в мире (а именно: резкие скачки цен на нефть, и как следствие, изменение курса валют, различные кризисы, нестабильность политической обстановки, проецирующая на экономику), а также важностью установления причин дестабилизации экономики, и методов по её стабилизации. Объектом изучения курсовой работы является экономической политики России и её составляющие, а предметом — процесс регулирования макроэкономической ситуации. Цель данной работы — исследовать экономическую политику России, её сущность и основные направления и составляющие. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач: 1) изучить инструменты, методы и формы государственной экономической политики 2) выявить основные направления экономической политики в России 3) проанализировать результаты реализации экономической политики 4) Факторы, влияющие на экономическую политику 5) Выработать рекомендации по совершенствованию кредитно-денежной, фискальной и научно-технической политики.
Введение

Политика — это управленческая деятельность государства и общественных органов, которая ставит перед собой общезначимые цели. Последние сочетаются со стремлением удержать или завоевать власть. Политика в широком смысле включает разные аспекты деятельности (оборону, социальную поддержку, экологию и др.), однако именно экономическая политика занимает среди них ключевое положение. В содержательном смысле наиболее близким к понятию экономической политики является термин «политическая экономия» — в его первозданном значении — как науки изучающей чистую теорию в связи с социально-политическими требованиями. Экономическая политика содержит нормативный и позитивный компоненты; первый, отвечающий на вопрос — как должно быть? — предлагает правовые нормативы, обязательные для исполнения (налоги, бюджет и др.); второй, склоняющий нас к размышлениям над тем, что происходит? — побуждает к косвенным методам воздействия (процентная ставка, валютный курс и др.). Соотношение между этими компонентами экономической политики может быть различным. Взаимодействие универсального и национального в экономической политике заставляет вспомнить о гносеологическом сочетании, порой весьма противоречивым, между формами и содержанием. Экономическая политика — это роль государства в экономике, она призвана обозначить и ясно выразить совокупную волю общества; она находит свое воплощение в решениях и действиях правительства; может корректировать экономические процессы.
Содержание

Введение 1 Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономической политики государства. 3 1.1. Экономическая политика: понятие, сущность, виды 3 1.2. Инструменты, методы и формы государственной экономической политики 8 1.3. Основные направления экономической политики в России 14 Глава 2. Анализ экономической политики в современной российской экономике 16 2.1. Анализ результатов экономической политики 16 2.2. Показатели мониторинга и оценки эффективности экономической политики 23 2.3 Проблемы реализации экономической политики 27 Глава 3. Совершенствование экономической политики 31 3.1. Меры по совершенствованию денежно-кредитной политики России 31 3.2. Меры по совершенствованию фискальной политики России 34 3.3.Меры по совершенствованию научно-технической политики 37 Заключение 45 Список литературы 46
Список литературы

1) Говорова Н. Экономическая политика: стратегия и тактика / Н. Говорова // Проблемы теории и практики управления. 2014. — №?4. — С. 25?37; 2) Клинов В. Экономическая политика России: история и перспективы / В. Клинов // Проблемы теории и практики управления. — 2010. — №?3. — С. 16?22; 3) Мосейкин Ю. Н. Экономическая политика государства: учебное пособие / Ю. Н. Мосейкин — М.: Издательство РУДН, 2013. — 146 с. ; 4) Ершов М. Важнейшие механизмы экономической политики / М. Ершов // Мировая экономика и международные отношения. — 2013. — №?6. — С. 3?12 5) Сухарев О. С. Институциональная экономика. Теория и политика — 2011 — №?4 — С. 4?15. 6) Сергеев М. Парадокс экономической политики. М., 2012. 392 с. 7) Мосейкин Ю. Н. Экономическая политика государства: учебное пособи — М.: РУДН, 2011, с. 84 8) Лемещенко П. С. Современная политическая экономия. — М.: Книжный дом. — 2011. 256 с. 9) Юргенс И. Ю. Экономический кризис в России: экспертный взгляд М.: ВЛАДОС, 2012. с. 45?48 10) Любимцев Ю. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики // Экономист. — 2010. — №?1-С. 63?72 11) Гонтмахер Е. Социальная политика в контексте российского кризиса // Вопросы экономики, 2012, №?2. с. 61?72 12) Рязанов В. Политическая экономия особенного: начала русской исследовательской традиции // Российский экономический журнал. — 2011. — №?5 13) Знаменский Д., Терехина Д. Государственная научно-техническая политика РФ: Механизмы формирования и оценка социальных ожиданий / Д. Знаменский, Д. Терехина // Власть. - 2011. - №1. - С. 18; 14) Мильнер Б.З. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнер. - Москва : ИНФРА-М, 2010. - 624с.; 15) Благих И.А. Экономические взгляды С.Ю. Витте // В кн.: Сергей Юльевич Витте - государственный деятель, реформатор, экономист. Сб. в 2-х частях. Ч.2. М.: Институт экономики РАН,1999. С.181. 16) Красавина, Л.Н. О единой государственной денежно-кредитной политике / Л.Н. Красавина, М.А. Абрамова // Банковское дело. - 2011. - № 1. 17) Кудинова, Г.А. Целевая ориентация денежно - кредитной политики в России Г.А. Кудинова // Вестник Донского государственного технического университета. - 2011. - № 2. 18) Бублик В. А. Внешнеэкономическая политика современной России // Российский юридический журнал. — 2010 — №?5 — [Электронный ресурс] - Режим доступа. — URL: http: //www. juristlib. ru/book_7329. html 19) Ахунзянова, Д.Н. Возможности денежно-кредитной сферы в государственном регулировании экономики // Вестник Казанского технологического университета. - 2007. 20) Официальный сайт Центральный банк России [по сост. на 04.06.2018.]Режим доступа: http://www.cbr.ru 21) Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [по сост. на 04.06.2018.]Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ 22) Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. - М.: УРСС, 2009. 23) Официальный сайт Министерства экономического развития [по сост. на 04.06.2018.]Режим доступа http://economy.gov.ru/minec/main 24) Глазьев С.Ю. Социальная политика. / – М.: "Экономистъ», 2000. 25) Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В.Государственное регулирование национальной экономики. – М.: "КноРус", 2005 26) Кучуков Р.А. Теория и практика государственного регулирования экономических и социальных процессов. – М.: "Гардарики", 2004.
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты экономической политики государства. 1.1. Экономическая политика: понятие, сущность, виды Экономическая политика — это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение, реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, то в государственной экономической политике находят достаточное отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми непосредственно связано. Экономика стран мира развивается циклически, в ней происходят колебательные процессы, волнообразные движения. С периодом в несколько лет или даже десятилетий фаза экономического роста, подъема деловой активности сменяется фазой снижения макроэкономических показателей роста, возникновения экономического спада, уменьшения спроса и предложения, угасания предпринимательской активности. Соответственно, принято выделять, различать такие последовательно сменяющие друг друга фазы экономического цикла, как подъем (экономический рост), высокая экономическая конъюнктура (экономический бум), спад (рецессия, экономический кризис, стагнация, стагфляция), низкая экономическая конъюнктура (депрессия). В зависимости от того, в какой фазе находится национальная экономика, формируется тот или иной тип экономической политики правительства, государства. Чаще всего индикаторами, на которые реагируют конструкторы государственной экономической политики, являются величина и динамика валового внутреннего продукта, совокупного спроса и предложения, доходов и потребления, цен, занятости и безработицы. Экономическая политика тесно связана с государственной внутренней и внешней политикой и даже с государственной идеологией, с военной политикой. Экономическая политика воплощает в себе политические взгляды правительства, политическую доктрину государства и в то же время она призвана способствовать созданию экономических предпосылок, экономического базиса проведения государственной политики. Так что политические силы страны, политические партии, движения способны оказывать ощутимое влияние на экономический курс государства, проводимую экономическую политику. Социальные аспекты экономической политики проявляются в том, что правительство, принимая экономические решения, формируя бюджет, выделяя государственные ассигнования, вынуждено учитывать социальную реакцию разных слоев населения, в особенности ведущих групп. Забастовки шахтеров и другие формы социальных протестов способны иногда оказывать решающее воздействие на отдельные элементы планируемой и проводимой в стране государственной экономической политики. Намечаемая экономическая политика находит самое яркое проявление в структуре планируемого государственного бюджета, в целевых государственных программах, в государственных законах, в параметрах социальной защиты и поддержки нуждающихся, в условиях государственного кредитования, в ставках государственного налогообложения и предоставляемых льготах, в государственном воздействии на экспорт и импорт, в величинах внешнего и внутреннего государственного долга. Зачастую экономическая политика характеризуется не только тем, что зафиксировано в государственных планах и программах, но и текущими, принимаемыми по ходу дела решениями правительства, проводимыми крупными оперативными мероприятиями. Необходимость подобных действий, способных заметно деформировать официально декларируемую государственную экономическую политику, обусловлена, прежде всего, нестабильностью социально-экономической, военно-политической, природно-экологической ситуации. Вполне возможны и часто наблюдаются пересмотры экономической политики вследствие допущенных ошибок в ее формировании, изменения позиций правительства либо смены его состава. В зависимости от временного диапазона действия, продолжительности периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия, принято различать краткосрочную и долгосрочную экономическую политику. Долгосрочная политика характерна при относительно устойчивых условиях экономической жизни либо достаточно гарантированных ресурсных возможностях, что позволяет наметить линию экономического поведения на много лет вперед и более или менее строго придерживаться ее. Неустойчивость экономических процессов, непредсказуемость внутренних и внешних условий осуществления хозяйственной деятельности отдает приоритет краткосрочной экономической политике, характеризуемой приданием направленности экономическим действиям на период, характеризуемый примерно годом или даже несколькими месяцами. Экономическая политика проводится государством посредством использования находящегося в его распоряжении инструментария, совокупности рычагов воздействия на экономические процессы и агентов хозяйственной деятельности. Она реализуется через законы, президентские указы, правительственные постановления и другие нормативные акты, государственные программы, текущие оперативные постановления и решения государственных органов. Конкретными инструментами проведения государственной экономической политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, инструменты фискальной политики, как налоги, государственные расходы, трансферты. С помощью фискальных инструментов государство способно изменять величину и направленность денежных потоков в соответствии с преследуемыми целями и намечаемыми для их осуществления мерами. Наряду с фискальными значительную роль играют кредитно-денежные инструменты экономической политики, такие, как общая масса и доступность денег, кредита, ставки ссудного процента (учетная ставка центрального банка, норма резервирования, другие централизованно устанавливаемые нормативы). Государство способно использовать такие рычаги экономической политики, как установление предельных (максимальных, минимальных) уровней цен на определенные виды товаров, величин объемов производства и получаемых предпринимательских доходов, а также доходов разных социальных групп, введение запретов и ограничений на отдельные виды экономической деятельности. Широко используемым инструментом государственной экономической политики в области внешней торговли и внешнеэкономических связей являются экспортно-импортные тарифы, таможенные пошлины, квоты на ввоз и вывоз товаров, капитала. В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику. В более широком плане в государственную экономическую политику включают такие ее части, как социальная, структурная, инвестиционная, приватизационная, региональная, аграрная, научно-техническая, налоговая, банковская, ценовая, антимонопольная, природоохранная (экологическая), внешнеэкономическая политика. Основные виды экономической политики: 1) Антициклическая политика направлена на поддержку определенных стабильных темпов экономического роста (регулирование макроэкономической конъюнктуры). 2) Структурная политика предусматривает формирование современной прогрессивной и эффективной структуры национальной экономики. С помощью амортизационной политики государство поощряет накопление капитала, которое в будущем станет основой расширения и обновления производства. 3) Государственная инвестиционная политика имеет целью регулирование капиталовложений с целью структурной перестройки производства, его технического и технологического обновления и модернизации. 4) Научно-техническая и инновационная политика государства — деятельность государства, направленная на развитие науки и техники, обеспечение стратегических научных и технологических прорывов, внедрения результатов НТП в производство. 5) Фискальная (бюджетно-налоговая) политика определяет источники формирования государственной казны, формирования налоговой системы и государственного бюджету. 6) Монетарная (кредитно-денежная) политика предусматривает государственное обеспечение экономики необходимым количеством денег, регулирование денежного и кредитного рынков. 7) Ценовая политика воздействие государства на цены и ценообразование с целью обуздания инфляции, стимулирование модернизации производства, усиление конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, осуществления конъюнктурной и структурной политики, смягчения социальной напряженности в обществе. Таким образом, экономическая политика представляет широкое понятие, включая процесс определения целей политики, политическую процедуру разработки и реализации политики и государственное регулирование. 1.2. Инструменты, методы и формы государственной экономической политики В теории и практике государственного регулирования важное место занимает инструментарий государственного регулирования. Одним из инструментов являются законодательные и правовые документы, издаваемые государством. Здесь, прежде всего, имеется в виду промышленное и банковское законодательство, при помощи которого государство пытается поддерживать определенную структуру — степень монополизации рынка; тарифно-таможенные механизмы, очерчивающие границы национальных систем государственного регулирования; трудовое законодательство, регламентирующее условия и правила купли-продажи рабочей силы; наконец, различные государственные стандарты, регулирование условий эксплуатации окружающей среды. Материальной базой и важным инструментом государственного регулирования являются государственная собственность и государственное предпринимательство. Государственная собственность используется в качестве базы для достижения как долгосрочных, так и конъюнктурных, антициклических целей государственного регулирования. К числу структурных целей относятся освоение капиталоемких и рисковых направлений НТП, решение ряда региональных задач (освоение неразвитых территорий, строительство новых и перевод уже существующих предприятий в депрессивные районы). Государственная собственность используется для регулирования социальных процессов. Инструментами государственного регулирования выступают финансовая, денежно-кредитная, промышленная, структурная и научно-техническая политика. С помощью последних (промышленной, структурной и научно-технической) обеспечивается стимулирование и достижение экономического роста, макроэкономической сбалансированности. Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран. Главным инструментом мобилизации финансовых средств для покрытия государственных расходов являются налоги. Государственное регулирование при помощи налогов зависит в решающей степени от выбора налоговой системы, высоты налоговых ставок, а также от видов и размеров налоговых льгот. Налоги в государственном регулировании экономики играют две роли: а) это самый главный источник финансирования государственных расходов и затрат; б) это инструмент регулирования. Основные методы государственного регулирования: 1) Косвенные (экономические) методы Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность. К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика. Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся: 1) операции па открытом рынке, т. е. на рынке правительственных ценных бумаг; 2) политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка; 3) изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов). Финансовой политикой называются мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов). Некоторые экономисты к экономическим методам государственного регулирования относят также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как всю экономику «целом, так и ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения и др. В зависимости от использования различных критериев государственные программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают: 1) краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет. 2) среднесрочные программы, рассчитанные на 3?5 лет. 3) долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более. По объектам государственного программирования программы подразделяются на: 1) общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм; 2) региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование; 3) целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих; 4) отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей; 5) чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий. С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д. Следует отметить, что государственные программы носят рекомендательный, а не директивный характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство оказывает сильную поддержку за счет экономических и социальных ресурсов всего общества. 2. Прямые (административные) методы Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования используются также и административные методы. К административным методам регулирования экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение. Запрещение — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным само производство каких-либо товаров и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство может запретить следование через его территорию персоны нон грата и грузов других государств. Разрешение — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров. Принуждение основано на применении мер наказания за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы. Административные методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением. Таким образом, экономические и административные методы находятся в определенной взаимосвязи. Так как любой экономический регулятор применяется или изменяется после принятия соответствующих государственных решений, а также контролируется государственной службой, то можно сказать, что он уже несет в себе элемент администрирования. В то же время административные методы должны быть экономически обоснованы. 1.3. Основные направления экономической политики в России С точки зрения областей (направлений) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь механизм государственной экономической политики работает одновременно в разных направлениях. Каждое из этих направлений часто также называют политикой. Это, прежде всего, налогово-бюджетная, денежно-кредитная, валютная (эти направления часто объединяют в финансовую политику), промышленная (она же отраслевая), внешнеэкономическая, антимонопольная, научная, образовательная и, конечно же, социальная политика. Причем эти направления содержат часто так много отдельных важных секторов, что и их тоже называют политикой. Так, в социальной политике выделяют политику цен и доходов, пенсионную и др. Основными направлениями государственного регулирования экономики являются: 1) воздействие на структуру производства и конкурентную среду рынка, имеющее целью сохранить конкурентную ситуацию на рынке, обеспечивая тем самым ориентацию производства на интересы потребителей; 2) финансирование социальных обязательств (к которым относятся социальные трансферты, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру, охрану общественного порядка, а также те государственные инвестиционные расходы, которые связаны с объектами социального и инфраструктурного назначения). Смысл первого направления экономической политики государства состоит в том, что в условиях сохранения конкурентной ситуации на рынке будет производиться именно та продукция, которая соответствует нуждам потребителей. С одной стороны, потребители получат возможность приобрести нужные им товары и услуги (в этом случае повышается их благосостояние). С другой стороны, возможность продажи этих товаров и услуг заинтересованным потребителям создает возможность получения доходов для тех, кто занят на производстве этих товаров и услуг, т. е. занятое население может получить доходы, необходимые для покупки товаров и услуг. Второе направление экономической политики государства в наибольшей степени связано с формированием доходов и обеспечением основными товарами и услугами незанятой (или нетрудоспособной) части населения, благосостояние которой не повышается в условиях рынка. Но, наряду с этим, второе направление государственной экономической политики оказывает влияние и на благосостояние всего населения в целом, так как с помощью социальных обязательств государство обеспечивает производство «нерыночных» благ, таких как образование, здравоохранение и др.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Экономика, 70 страниц
650 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg