Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формы и методы взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников

irina_krut2019 1400 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 13.01.2020
Актуальность работы заключается в том, что на сегодняшний день остро встаёт вопрос о роли семьи и школы в валеологическом воспитании младших школьников. Проблемы, особенности воспитания детей данного возраста приобретают особую важность и обращают на себя внимание. Трудности в обучении, причины неудачи в воспитании заставляют нас задуматься о том, что определяющая роль в воспитании ребёнка отводится не только школе (учителям, психологам, социальным педагогам), но и, конечно, принадлежит семье, которая становится координатором и регулятором в воспитании. Поэтому немаловажную роль играет семья в процессе воспитания. Она закладывает основной фундамент в процессе воспитания ребёнка. В настоящее время невозможно недооценить значение валеологического воспитания. Процесс валеологического воспитания должен быть постоянным и начинаться с самого детства. В связи с этим задача разработки результативной методики валеологического воспитания младших школьников является весьма актуальной. Именно в семье закладывается забота о здоровье, физическом воспитании и развитии учащихся. Семья не способна существовать автономно. Она находится в постоянном взаимодействии с учебно-воспитательными учреждениями, трудовыми коллективами, культурно-досуговыми учреждениями, религиозными конфессиями, общественными объединениями и в конечном счете государством. С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного сотрудничества семьи и образовательных учреждений. Залогом успеха в реализации данного закона является объединение усилий родительской и педагогической общественности на всех уровнях. Задача педагога в этом случае – организовать такое взаимодействие школы и семьи, которое бы обладало максимальным потенциалом, способствующим формированию валеологической воспитанности младших школьников. Объект исследования: валеологическое воспитание младшего школьника. Предметом исследования: формы и методы взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников. Цель исследования: разработать формы и методы взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников. Гипотеза исследования: формирование валеологической воспитанности младших школьников будет более эффективным, если будут соблюдены следующие формы и методы: – взаимное доверие между педагогом и родителями; – моделирование валеологического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы; – учет своеобразия семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах валеологического воспитания; – активизация валеологического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности. Задачи исследования: 1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования форм и методов взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании. 2. Определить сущность и задачи валеологического воспитания младших школьников. 3. Рассмотреть особенности взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников. 4. Провести экспериментальное исследование валеологического воспитания младших школьников. Методы исследования: теоретический анализ литературы, обобщение, систематизация, тестирование, статистическая и математическая обработка результатов. Экспериментальная база исследования: в исследовании приняли участие учащиеся 3 классов МАОУ «СОШ № 32» (г. Стерлитамак). Объем экспериментальной выборки составил 40 человек, 2 учителя начальных классов. Практическая значимость исследования: результаты исследования могут оказать существенную помощь в работе учителей начальных классов, психологов, родителей. Также результаты исследования могут быть использованы учителями, психологами, родителями с целью формирования валеологического воспитания младших школьников. Апробация результатов исследования осуществлялась на Международной научно-практической конференции «Цифровая экономика и экономика знаний: общественные, естественнонаучные и технологические аспекты» с опубликованием статьи «Формы и методы взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников» (г. Москва, 30 марта 2018 г.). Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, списка сокращений и условных обозначений, приложений.
Введение

Актуальность исследования. Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает не только отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психического благополучия. Наука, занимающаяся изучением здоровья человека, называется валеология. Значительная роль в формировании валеологической воспитанности подрастающего поколения принадлежит семье, и весьма значимо то, какие ценности она транслирует, насколько эффективно сотрудничает со школой в валеологическом воспитании ребенка. Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Специфика современного учебного процесса обусловлена как продолжительностью учебного дня и обилием домашних заданий, так и структурой деятельности, количеством, темпом и способами подачи информации, исходным функциональным состоянием и адаптивностью ученика, характером эмоционального фона и другими факторами. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса. Одной из актуальных практических задач школы является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для младших школьников.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 1.1. Сущность и задачи валеологического воспитания 1.2. Особенности взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников 1.3. Формы и методы взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании детей младшего школьного возраста ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СЕМЬИ И ШКОЛЫ 2.1. Констатирующий этап 2.2. Формирующий этап 2.3. Контрольный этап ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Список литературы

1. Апанасенко Г.Л. Валеология: имеет ли она право на самостоятельное существование? // Валеология. – 2009. – № 2. – С. 9-15. 2. Баевский Р.М. Валеология и проблема самоконтроля здоровья в экологии человека: учебно-метод. пособие: ч. 1. – Магадан: Сев.-Вост. науч. центр ДВО РАН, 2016. – 255 с. 3. Безрукова В.С. Педагогика. – Екатеринбург, 2012. – 234 с. 4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. – М.: Академия, 2009. – 192 с. 5. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Юрайт, 2010. – 192 с. 6. Брехман И.И. Введение в валеологию – науку о здоровье. – М.: Нева, 2007. – 125 с. 7. Быков А.К. Концептуальные основы мониторинга воспитания // Педагогика. – 2013. – № 6. – С. 19-27. 8. Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта, 2011. – 416 с. 9. Варшамов Ю.Л. Валеология и ее значение в обеспечении безопасности жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях // III национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. – СПб.: Нева, 2008. – С. 33-34. 10. Веневцева Ю.Л. Валеология: новое или забытое старое? // Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Тез. докл. V Междунар. науч.-практ. конф. – Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2016. – С. 325-326. 11. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей: справочник по педагогике. – второе издание, доработанное и исправленное. – М.: Российское педагогическое агентство, 2017. – 146 с. 12. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М.: Академия, 2010. – 484 с. 13. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 384 с. 14. Голубева Л.М. Педагогический мониторинг: понятие, виды: Методическое пособие. – Красноярск: ИПК РО, 2013. – 234 с. 15. Гончарова Е.В. Методологические основы педагогического мониторинга / Мониторинг качества дошкольного и начального школьного образования: материалы межрегиональной научно-практической конференции / Нижневартовск, 11-12 мая, 2015 / ответ. Ред. Н.С. Малетина. – Нижневартовск: Нижневартовский педагогический институт. – 2015. – С. 3-9. 16. Добротина Н.А. Введение в экологию человека. – Нижний Новгород, 2014. – 267 с. 17. Дорошкевич М.П. Основы валеологии и школьной гигиены. – М.: Академия, 2013. – 227 с. 18. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни: Учебник для студентов пед. вузов и институтов физ. культуры. – М.: Флинта, 2009. – 178 с. 19. Дыхан Л.Б. Педагогическая валеология. – М.: Март, 2015. – 527 с. 20. Зайцев Г.К. Валеологический компонент постдипломного образования учителей // Педагогика. – 2010. – № 4. – С. 98-100. 21. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Норма, 2013. – 350 с. 22. Казин Э.М. Основы индивидуального здоровья человека. Введение в общую и прикладную валеологию учебное пособие для вузов: учебное пособие для вузов. – М.: ВЛАДОС, 2012. – 188 с. 23. Казначеев В.П. Теоретические основы валеологии. Фундаментальные основы. – М.: Просвещение, 2003. – 234 с. 24. Касаткин В.Н. Валеология: практикум. – М.: Просвещение, 2007. – 234 с. 25. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. – М.: Просвещение, 2010. – 278 с. 26. Колбанов В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. – СПб.: ДЕАН, 2008. – 232 с. 27. Коннычева Г.А. Мониторинг образовательного процесса // Директор школы. – 2007. – № 9. – С. 21-27. 28. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы от 7 февраля 2011 г. № 163. 29. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно-методическое пособие. – М.: Академия, 2010. – 224 с. 30. Кузнецов Е.Д. Новая валеология. – Тюмень: Истина, 2009. – 219 с. 31. Кузнецова О.П. Мониторинг качества школьного образования // Управление качеством образования. – 2008. – № 3. – С. 45-62. 32. Лазарева О.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе. – Екатеринбург, 2003. – 234 с. 33. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2008. – 464 с. 34. Лощилов В.И. Введение в валеотехнологию. – М.: Аллегро-Пресс, 2010. – 173 с. 35. Макарова Л.П. Целостный подход при комплексном изучении валеологии и безопасности жизнедеятельности человека // IV национальный конгресс по профилактической медицине и валеологии. – СПб.: Здоровый мир, 2012. – С. 10-12. 36. Мартынова В.Ф. Система валеологического воспитания учащихся в школе // Наука образования. – 2011. – № 19. – C. 189-203. 37. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий. – Волгоград: Перемена, 2016. – 318 с. 38. Морозов Н.Ф. Законы природы и здоровье человека. – М.: Прометей, 2010. – 192 с. 39. Москатова А.К. Здоровье, физическая работоспособность и долголетие – физиологические и психоэнергетические основы: Лекции для студентов и слушателей ФПК РГАФК. – М.: Академия, 2009. – 134 с. 40. Новолодская Е.Г. Организация валеологической деятельности младших школьников // Начальная школа плюс До и После. – 2012. – № 11. – С. 27-36 41. Ожегов С.И. Толковый словарь. – М.: Азбуковник, 2011. – 567 с. 42. Орлов A.A. Мониторинг инновационных процессов в образовании // Педагогика. – 2010. – № 3. – С. 9-15. 43. Осик В.И. Валеология. – Краснодар: Кубань, 2012. – 288 с. 44. Пидкасистый П.И. Педагогика: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 267 с. 45. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – М.: Народное образование, 2012. – 345 с. 46. Смирнов Н.К. Валеология. – М.: Инфра-М, 2015. – 267 с. 47. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство: курс лекций. – М.: Совершенство, 2014. – 345 с. 48. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. – СПб.: Питер, 2016. – 256 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ШКОЛЫ И СЕМЬИ 1.1. Сущность и задачи валеологического воспитания Общеизвестно, что самый ранний возраст ребенка является началом формирования здоровых привычек. В связи с этим значение и роль семьи в данном процессе сложно переоценивать. Родители ежедневно должны неуклонно и незаметно заниматься воспитанием собственного ребенка для того, чтобы он понял значимость упрочнения здоровья и знал это искусство. Родителям необходимо владеть определенной теоретической и практической подготовкой в данных вопросах, чтобы эффективно справляться с этой целью. Система начального образования имеет достаточный потенциал для осуществления концептуальной основы воспитания индивидуальной, творческой направленности ребенка на здоровьетворение. Здесь имеется ввиду валеологически обоснованное образование, ориентированное на совершенствование функций личности ребенка, на его творческие силы, на исследование «результативных» обучающих технологий [Лихачев, 2008, с. 162]. Важным является то, чтобы ребенок с начальной ступени обучения освоил минимальные валеологические знания; имел некоторые умения и навыки саморегуляции и самопознания, создания и выполнения собственной программы здоровьетворения, самооздоровления внешней среды; взаимодействовал с родителями и учителями по реализации оздоровительного действия любых школьных мероприятий, включая урок валеологизации личного двора, дома. Что дети впитывают в себя в младенчестве внутри семьи, то и проявляется в школе, и если дети больны, то, как правило, в школе наблюдается усугубление этой проблемы. В современных условиях школа представляет собой трудное, часто непреодолимое препятствие в раскрытии, совершенствовании способностей, в особенности у ранимых, чувствительных, необычных детей. Но сегодняшнее сложное время с переменами, с которыми нам приходится жить, дает возможность выбирать школу, включая ее оздоровительную и воспитательную концепцию. Школа, которая несет в себе большую ответственность перед социумом и родителями за образование и просвещение в целостности, за процесс воспитания общечеловеческих качеств в ребенке, сильно востребованных в любви к людям и природе. К основной идее валеологического воспитания относится процесс формирования отношения ребенка к природе не на принципах адаптации и приспособления, а на развитии активной сознательной модели поведения через неблагоприятные природные факторы. Настрой на положительное отношение к своей жизнедеятельности и здоровью способствует исключению формирования в организме и памяти компонентов, противоречивых человеческой природе: злости, страха, зависти, ненависти, лицемерия. Как следствие, у ребенка появляется уважительное отношение к своему организму и телу, к личным поступкам и мыслям. Дети учатся пониманию своего здоровья в качестве заслуги за совершаемые поступки. Любой негатив к собственным недомоганиям и болезням является доминантой, усугубляющей процесс. Наиболее значимым становится то, что дети начинают понимать, что их уровень здоровья зависим от их поступков [Колбанов, 2008, с. 87]. Правильное отношение к здоровью способен формировать лишь здоровый учитель. Это связано с созданием среды, оптимально укрепляющей и оберегающей здоровье детей, обуславливающей раскрытие их уникальных, собственных, не имеющих повторений талантов и способностей. Его целью является передача детям знаний о том, как не болеть и быть здоровым, как проживать, не способствуя возникновению проблем, а если они появились, как найти выход из данных ситуаций, и как в итоге не проживать, чтобы выживать, а создавать себя в окружающем мире. Правильные взаимоотношения ребенка с самим собой, с окружающими людьми, с природой и социумом определяют здоровый образ жизни. Исходя из данной системы взаимоотношений работу по валеологическому воспитанию необходимо осуществлять в таких направлениях, как: 1. «Я и мое здоровье». Резервы моего здоровья – мое богатство. 2. «Я и другие люди». Взаимодействие в коллективе как условие здоровья ребенка. 3. «Семья – древо жизни». Моя родословная. Моя роль в семье. 4. «Мальчики и девочки – чудо природы». Половые различия как основа мироустройства. 5. «Я и общество». Явления общественной жизни, социальные институты. 6. «Я и мир вещей». Уважительное отношение к творениям рук человеческих. 7. «Мир природы». Взаимодействие с природой как основа здоровья. К приоритетному направлению валеологического воспитания должно относиться развитие нравственных качеств детей, являющихся фундаментальным основанием здоровья. С этой целью нужно совершенствовать в них дружелюбие, доброту, целеустремленность, выдержку, смелость, оптимизм к жизни, умение ощущать себя жизнерадостным, ощущение счастья существования, способность доверять социуму и верить в свои возможности [Вайнер, 2011, с. 229]. Чтобы формировать эти качества, нужны адекватная позитивная самооценка, внутренняя гармония, которые появляются, если дети свободны от ощущения страха и тревоги, живут с уверенностью в собственной безопасности и защищенности. Важнейшим является то, чтобы в процессе формирования валеологической культуры у всех детей развивались чувства любви и нежности к себе, положительное радостное настроение от осознания собственной неповторимости, уникальности, бесконечности собственных творческих способностей, чувства доверия к окружающим людям и социуму. Осуществляя валеологическое воспитание, следует помнить: – если детей очень часто поддерживают – они учатся уверенности в себе; – если дети живут с ощущением безопасности – они учатся доверять; – если дети достигают желаемую цель – они учатся вере, надежде; – если дети живут в условиях взаимопонимания, дружбы и чувствуют себя нужными – они учатся видеть в окружающем мире любовь. Основами духовного здоровья и счастья являются вера, любовь и надежда. Не менее важным для укрепления здоровья является развитие у детей способностей изучения себя и своего состояния со стороны, понимания своих чувств и причин их появления. Самоанализ и самонаблюдение способствуют формированию желания саморазвития, видению и развитию своих личностных возможностей, повышению своего интеллектуального потенциала. Нужно развивать у детей уровень нравственного отношения к собственному здоровью, выражающемуся в потребности и желании чувствовать себя здоровым, выполнять здоровый образ жизни. Они должны осознавать, что здоровье представляет для человека важнейшую ценность, относится к главному условию реализации всех жизненных целей, и каждый сам ответственен за укрепление и сохранение собственного здоровья. Чтобы повысить их мотивацию к здравоохранительному поведению, следует формировать интерес, создавать позитивные эмоции в ходе усвоения знаний, развивать чувство удовольствия от приемов оздоровления, необходимо применять конструктивные примеры из реальной жизни, использовать личные примеры родителей [Дубровский, 2009, с. 65]. Физическая культура представляет собой мощный источник развития здорового образа жизни учащихся. Механизм занятий основывается на том, что само удовольствие от активности движений становится привычкой, а от привычки перерастает в потребность. Для активизации занятий физической культуры осуществляется применение разнообразных приемов, о которых упоминалось ранее. Осуществляя процесс валеологического воспитания, учитель должен решить важную задачу, заключающуюся в развитии знаний о личной гигиене: овладение навыком ухода за своим телом, приемы самомассажа, закаливания и др. Не менее важным является то, чтобы дети овладели умениями психопрофилактики, активизации и саморегуляции запаса сил собственного организма. Для этой цели следует осуществлять совершенствование и развитие у них функций анализаторных систем (зрение, слух, тактильное чувство и т.п.), обучение умениям сознательного контроля дыхания, мышечного тонуса, воображения, становление «наблюдателя» внутри сознания детей (внутреннее «Я»), формирование умений выражения своих чувств посредством мимики, слов, жестов и т.д. Дети, осваивая данные знания, учатся контролировать свои эмоции и умственную деятельность. Это способствует улучшению психологического самочувствия в школе, повышает успешность обучения. Валеологическое воспитание формирует у детей первооснову безопасной жизнедеятельности. Они учатся не делать поступки, которые представляют опасность для здоровья и жизни. Важным является то, чтобы в ходе валеологического воспитания дети характеризовались усвоением этических норм взаимоотношений. С этой целью нужно совершенствовать у них дух коллективизма и сотрудничества, умения общения, надо обучать дружбе с остальными детьми, разделять с ними удачи и проигрыши. Дети учатся взаимодействовать и общаться в группе, понимать чувство человека, управлять своим поведением, целенаправленно его контролировать, быть смелыми и уверенными в себе в разных ситуациях жизни [Лощилов, 2010, с. 80]. Валеологическое воспитание характеризуется формированием у детей осознания собственной принадлежности к полу и необходимых для этого качеств: в девочках – легкости, пластичности, терпимости, отзывчивости, а в мальчиках – ловкости, силы, воли, выносливости, проявления уважительного отношения к представителям женского пола, как к хранительницам домашнего очага и к будущим матерям, потребности им оказать помощь. Валеологическое воспитание укрепляет всю семью. Дети должны знать семейные традиции, осознать значимость и роль семьи в жизнедеятельности человека, роль детей в семье, усвоить этику и норму взаимоотношений с членами семьи. Необходимо совершенствовать у детей уровень интереса к бытовой и профессиональной деятельности членов семьи, развивать осознание их общественной важности, обуславливать желание с честью рассказывать о родных, дедушках, бабушках, о хороших семейных традициях. Валеологическое воспитание отношений с природой опирается на новые реалии жизни человека на планете. Совершенствование цивилизации человека в соответствии с индустриальным типом способствовало возникновению глобальных экологических изменений. Человечество характеризуется отсутствием развития в сторону повышения материальным богатств. Нужно, чтобы духовные ценности доминировали в жизненных ориентирах человека. Для валеологии здоровье выступает в качестве главного источника счастья, а процесс обретения здоровья становится восхождением людей от телесного к духовному здоровью, представляет собой путь духовности. Важнейший духовный источник счастья находится внутри нас, что является возможностью раскрытия бесконечного резерва собственного организма, возможностью самосовершенствования, саморазвития, самооздоровления [Осик, 2012, с. 127]. Духовным здоровьем называют ту вершину, на которую все должны подняться сами. Задачей родителей является создание для ребенка условий с целью продвижений по данному пути. В этом ничто не способно заменить взрослый авторитет. В связи с этим родитель сам воспринимает философские взгляды валеологии и вступает на дорогу здоровья. Валеологическое воспитание предполагает применение следующего правила: «Если хочешь воспитывать собственного ребенка здоровым, самостоятельно иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести». Результативность осуществления оздоровительной задачи валеологического воспитания можно установить на основе динамики физического самочувствия ребенка, уменьшения заболеваемости, развития его способностей строить взаимоотношения с окружающими, членами семьи и со сверстниками, можно определить на основе проявлений состраданий, стремлений оказать помощь людям, снижения уровня агрессивности и тревожности. В школах работа по валеологическому воспитанию следует строить в соответствии со следующими направлениями: – создание, сохранение и укрепление у учащихся уровня мотивации здорового образа жизни; – использование в содержании образования сведений о факторах устойчивости и риска в развитии человеческого здоровья; – выбор методов, форм, средств учебного процесса на основе валеологических требований; – развитие умений здравотворческой деятельности детей; – формирование благоприятной образовательной и социокультурной среды, которая обуславливает разностороннее совершенствование личности, формирование здоровья, предупреждение хронической утомляемости и дистресса; – формирование оптимального гигиенического климата в школе; – оказание помощи медицинским службам в лечебно-профилактическом мероприятии и оздоровительной работе для детей, которые характеризуются хроническими болезнями или морфо-функциональными отклонениями в здоровье. Большую роль играет проведение оздоровительно-валеологической работы и организация целенаправленного физического воспитания младших школьников. Проблема валеологического воспитания является государственной, комплексной проблемой [Татарникова, 2016, с. 114]. Задачами учителей начальных классов являются следующие: 1) валеологически правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающего чередования видов работы, физкультминуток, активного отдыха на перемене, отдыха глаз, умелого использования технических и наглядных средств обучения. Всё перечисленное повышает положительную мотивацию учебной деятельности. Учителя, используя знания в сфере физиологии, психологии человека, осуществляют индивидуальный подход к образованию детей; 2) обеспечение необходимого температурного режима, правильного освещения в классной комнате; 3) наблюдение за самочувствием, состоянием здоровья детей и передача информации о всех изменениях медицинскому работнику. Таким образом, педагогическая практика позволяет утверждать о том, что успешность валеологического воспитания в школе можно достичь через системный подход к процессу решения данной проблемы, как в ходе уроков, так и внеурочного времени, педагогами и родителями. Однако важную роль выполняет учитель, потому что именно он обучает младших школьников технике, применяя валеологические умения и навыки на уроке [Морозов, 2010, с. 72]. 1.2. Особенности взаимодействия школы и семьи в валеологическом воспитании младших школьников Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагог создаст благоприятные условия для развития ребенка. Функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников – важное направление его деятельности. В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Эффективность взаимодействий учителей и родителей на определенном уровне зависит от оптимального выбора его форм. К самой часто используемой форме работы относится родительское собрание, целью которого является согласованность коллективных усилий по валеологическому воспитанию школьников, взаимообмен информацией о возникающей проблеме, проведение анализа достигнутого результата. К другой форме относится индивидуальная и групповая консультации для родителя с включением педагога-психолога и ряда специалистов, круглый стол, беседа, диспут по проблеме валеологии и валеологического воспитания детей.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg