ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1 Сущность понятия восприятия, художественного восприятия
Тест психолого-педагогической литературы дозволил квалифицировать главные расклады к определению мнения восприятия. Так, М.В. Гамезо, В.Г. Казаков, считают собственно что восприятие – это познавательный психический процесс, в итоге которого случается отблеск в сознании человека предметов и явлений при их конкретном воздействии на органы эмоций. С точки зрения А.Г. Маклакова, восприятие – это целостное отблеск предметов, обстановок, явлений, образующихся при конкретном воздействии телесных раздражителей на рецепторные плоскости органов эмоций. Под восприятием ученые знают изначальный тест, который совершается в сенсорах, дополняется трудной аналитико-синтетической работой мозговых отделов анализаторов. В процессах восприятия складывается тип целостного предмета при помощи отблеска всей совокупы его качеств. Уже в акте восприятия любая вещь покупает конкретный обобщенный смысл, выступает в конкретном отношении к иным предметам. Обобщенность считается проявлением осознанности людского восприятия. В акте восприятия имеет место быть связь сенсорной и мыслительной работы индивидума. Как раз восприятие более плотно связано с преобразованием сведения, поступающей напрямик из наружной среды. При данном складываются образы, с которыми в последующемоперируют забота, память, мышление, впечатлении.
Изучения по развитию восприятия (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер) зарекомендовали, собственно что становление восприятия подключает в себя 2 взаимосвязанных нюанса:1) формирование
и совершенствование представлений о разновидностях свойств предметов, выполняющих функцию сенсорных эталонов (существующих в культуре образцов таких свойств предметов, как цвет, форма, величина);2) развитие
и совершенствование самих персептивных действий, необходимых для использования эталонов при анализе свойств реальных предметов.Восприятие,
являясь познавательным процессом, характеризуется рядом закономерностей, основными из которых являются:- целостность – отражение
целостного образа предметов на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах;- константность – способность
воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине при изменении восприятия.- категориальность - каждый
воспринимаемый нами объект, предмет обозначается словом, относительно к определенному классу;- осмысленность – способность
сознательно воспринимать предмет, то есть подвергнуть его анализу, сравнению.- избирательность - предпочтение
выбора одних объектов или отдельных свойств, признаков перед другими объектами или их свойствами, качествами.- апперцепция - определяется
влиянием опыта, знаний, умений, взглядов, интересов, определенного отношения, человека к действительности на восприятие .Предметы
и появления срабатывают на человека в этом обилии, собственно что он не имеет возможность все их понимать в одно и тоже время. Из большого количества воздействий только кое-какие отличаются с большей отчетливостью и осознанностью. Данная индивидуальность охарактеризовывает избирательность восприятия. Избирательность восприятия находится в зависимости от интересов и в значимой степени от установок личности, имеет место быть в преимущественном выделении 1 объектов по сопоставлению с другими. Главная из свойственных индивидуальностейвосприятия та, собственно что восприятие осознанно. Восприятие человека плотно связано с мышлением, с осознанием сути предмета. Большую роль в восприятии играет наша потребность понимать что или же другую вещь, понимание надобности или же прямые обязанности воспринять его, волевые старания, нацеленные на то, дабы достичь наилучшего восприятия, напористость, которую мы в данных случаях показываем. Этим образом, в восприятии предмета реального мира задействованы забота и направление (в предоставленном случае желание).Говоря
о роли стремления понимать объекты находящегося вокруг мира, нужно выделить, собственно что отношение к что, собственно что принимает человек, содержит большущий смысл для процесса восприятия. Вещь имеет возможность быть увлекателеной или же равнодушеной, имеет возможность вызывать всевозможные ощущения. Занимательная вещь станет оцениваться большедеятельно, и напротив, апатичная для человека вещь он имеет возможность не подметить. Этим образом, возможно устроить вывод, собственно что восприятие – трудный, но совместно с что единственный процесс, направленный на знание такого, собственно что в этот момент влияет на человека.Рассмотрев
повыше расклады к восприятию, вообщем, перейдем к обсуждению психического парадокса художественного восприятия.Художественное
восприятие - трудный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной создателем. Продуктом художественного восприятия делается «вторичный образ» и значение, который совпадает или же не совпадает с образом и мыслью загаданным создателем. Художественное восприятие - это восприятие, при котором переживается конфигурация (может - быть и не лишь только конфигурация, но конфигурация непременно).Художественное
восприятие характеризуется:целостностью (восприятия
содержания и способы выразительности),
психологической насыщенностью,оценочным
нравом.Художественное
восприятие направлено на «извлечение» образов из вещественного художественного предмета, на их составление в психике малыша.
1.2 Восприятие детей дошкольного возраста
Восприятие — целостное отблеск предметов, явлений, обстановок и явлений в их чувственно простых временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — при помощи интенсивных поступков — личного вида целостного предмета, именно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Появляется при конкретномвоздействии раздражителей телесных на рецепторные плоскости (-> рецептор) органов эмоций. . . Совместно с процессами чувства гарантирует непосредственно-чувственную ориентировку во наружном мире. Будучи важным рубежом знания, всякий раз в некоей мере связано с мышлением, памятью, интересом.
Простые формы восприятия начинают развиваться довольно рано, в 1-ые месяцы жизни малыша, по мере образования у него относительных рефлексов на групповые раздражители. Дифференцировка всеохватывающих раздражителей у ребят первых лет жизни ещё довольно несовершенна и важно выделяется от дифференцировки, образующейся в больше старшем возрасте. Это разъясняется тем, собственно что у ребят процессы возбуждения доминируют над торможением. Совместно с что отмечается гигантская неустойчивость обоих процессов, их широкая иррадиация и, как последствие сего, некорректность и непостоянство дифференцировок. Для ребят дошкольного и младшего школьного возрастов свойственна небольшая детализированность восприятий и их внушительная чувственная насыщенность. Небольшой ребёнок до этого всего выделяет сверкающие и передвигающиеся предметы, необыкновенные звуки и запахи, т. е. все, собственно что вызывает его чувственные и приблизительные реакции. Вследствие дефицитности навыка он ещё не имеет возможность различать ключевые и немаловажные особенности предметов от второстепенных. Нужные для сего условно-рефлекторные связи появляются только по мере воздействия с предметами в процессе игры и занятий.
Конкретная ассоциация восприятий с деяниями — свойственная индивидуальность и важное условие становления восприятия у ребят. Лицезрев оригинальную вещь, малыш тянется к нему, берет его в руки и, манипулируя с ним, помаленьку выделяет его отдельные качества и стороны. Отсель большое смысл поступков малыша с предметами для формирования верного и все больше детализированного восприятия их. Большие проблемы для ребят дает восприятие пространственных качеств предметов. Важная для их восприятия ассоциация зрительных, кинестезических и осязательных чувств появляется у ребят по мере практического знакомства с величиной и формой предметов, оперирования ими, а умение отличать расстояния формируется за это время, когда малыш начинает автономно бродить и передвигаться на больше или же наименее важные расстояния. Вследствие недостаточной практики зрительно-двигательные связи у ребят младшего возраста все ещё неидеальны. Отсель некорректность их линейного и глубинного глазомера. В случае если зрелый рассматривает длину рядов с точностью до 1/10 длины, то малыши 2—4 лет — с точностью, не превосходящей 1/20 длины. Тем более нередко малыши делают ошибки в величине удаленных предметов, а восприятие возможности на рисунке достигается только к концу дошкольного возраста и нередко настоятельно просит особых упражнений. Отвлеченные геометрические формы (круг, квадрат, треугольник) связываются в восприятии дошкольников с формой конкретных предметов (треугольник малыши нередко именуют «домиком», круг — «колесиком» и т. д.); и лишь только позже, когда они выяснят заглавие геометрических фигур, у их появляется сплошное представление о предоставленной форме и верное различение ее автономно от иных свойств предметов. Ещё большие проблемы для малыша дает восприятие времени. У ребят 2—2,5 лет оно ещё абсолютно смутно, недифференцированно. Верное использование ребятами этих мнений, как «вчера», «завтра», «раньше», «позже» и т. д. в большинстве случаев отмечается только в пределах 4 лет; длительность же отдельных зазоров времени (час, тридцать минут, 5—10 минут) нередко путают и шести-семилетние малыши.