Глава 1. Характеристики личности В.И. Ленина как политического лидера
1.1 Особенности лидерских качеств В.И. Ленина
Владимир Ильич Ленин является крупнейшим революционером двадцатого столетия, человеком с сильным прагматическим умом, колоссальной целеустремленностью и волей, яркой индивидуальностью. Владимир Ильич был личностью харизматической- в период основательных структурных изменений самим фактом своего существования способен был сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований.
Неповторимость Владимира Ильича Ленина как политического лидера состояла в том, что в нем сочеталось его влечение к абстрактной теории и способность применить свою парадигму к реалиям жизни, что являлось уникальным качеством [7, 37].
Могучий авторитет Ленина базировался в первую очередь на его высоком интеллекте. Это великий организатор сумел сплотить мощную, влиятельную, многочисленную партию и привести ее к власти. Так, в некоторых областях политики Владимир Ильич Ленин смог добиться результатов, имевших судьбоносное значение для всей истории века: возникновение российской марксисткой партии, формирование международного коммунистического движения, создание первого в мире социалистического государства.
История знает множество политических лидеров, революционеров, готовых пожертвовать собой ради достижения цели. В контексте личности Владимира Ильича Ленина стоит упомянуть политическую смелость. Владимир Ильич Ленин был выше страха, он продвигал свои идеи, которые шли не просто против того, что считалось общественным мнением, но даже идеям собственной партии. Взявшись за выдвинутый тезис, он не отходил от него, а чья-либо позиция не могла оказать влияние на его выбор, только вывод о необходимости внесения изменений в осуществляемые проекты могли изменить его решение.
В контексте политики Владимиру Ильичу были чужды какие-либо людские чувства: преданность, благодарность, признательность, уважение к прежним заслугам. К собственным идеологическим соперникам вождь пролетариата был крайне строг и безжалостен, в спорах довольно часто прибегал к непозволительной грубости даже по отношению к близким и сподвижникам. В одном из главных своих философских сочинений «Материализм и эмпириокритицизм» Ленин заклеймил своих оппонентов, обрушив на их головы нецензурную ругань.
Истории известны случаи, когда социалистические лидеры после прихода к власти забывали о собственных абстрактных идеях и имели дело лишь с тем, чем обычно приходилось встречаться в жизни. Владимир Ильич Ленин сохранил огонь революции в сердце, он не перестал обращаться к своим идеалам даже тогда, когда власть оказалась в его руках. Только в завершении своей политической деятельности, во времена Новой экономической политики, прежние мысли прекратили быть такими насыщенными, как прежде и сменились новыми идеалами того дня.
Владимир Ильич Ленин обладал очень выдающимся качеством: в нем одновременно существовали и разрушительная, и созидательная энергии. В начале совей политической деятельности вплоть до прихода к власти, он призывал к уничтожению всех действующих институтов буржуазного строя и государства [3, 15]. С того момента, как Владимир Ильич оказался у власти, он принялся обустраивать новый строй на руинах прежнего. После ликвидации пережитков прошлого последовал призыв координированного строительства, перетекшего в то, что мы называем Новой экономической политикой.
Владимиру Ильичу Ленину была присуща неестественная для интеллигенции того времени сила воли. Считалось, что славянский народ мягок, что он мог переживать трудности, но не был способен проявить себя надлежащим образом в активной борьбе. Данное суждение более всего применимо к интеллигенции конца 19- начала 20 столетия. Однако она заметно изменилась после революционных событий. Воля Владимира Ильича Ленина не оставалась лишь в пределах в политики. У него были необходимые способности в правлении, что было не характерно для большинства членов российской интеллигенции того времени. После октябрьских революционных событий Владимир Ильич Ленин приобрел власть, которую стремился удержать всеми силами, какими только возможно. Тем временем правящая династия Романовых постепенно отворачивалась от властных полномочий, а эсеры и кадеты скоротечно оставляли высокие должности во Временном правительстве, лишь Владимир Ильич Ленин упорно старался контролировать власти любыми способами.
Владимир Ильич Ленин был крайне осмотрительным человеком. В течении всей своей политической деятельности, ему не раз доводилось быть особенно внимательным относительно личной безопасности. После того, как он узнал о шествии в Петербурге, проходившее под предводительством священника Гапона, Владимир Ильич Ленин не стал и остался в Швейцарии до издания манифеста от 30 октября [12, 29]. По прибытии в Россию для организации вооруженного выступления Владимир Ильич Ленин принял решение не ехать в Москву самому, а отправился на конференцию в Финляндию. Когда Владимир Ильич Ленин был вынужден явиться в суд, так как обвинялся в получении от немецкой стороны денежных средств, он затаился. Он осознавал важность своей персоны в текущих и предстоящих событиях, ведь именно он должен был повести своих союзников к намеченной цели.
Владимир Ильич Ленин не сомневался в своих лидерских качествах и старался, чтобы и другие в них верили. В газетных записях, принадлежавших ему, но не указанных на авторство, так как в то время он еще не обладал государственной властью, порой придавал своему имени особый положительный окрас. Таким образом, он подталкивал своих сторонников по партии почитать свое имя, что в свою очередь придавало ему политическую значимость. И если до возврата в Россию в 1917 году в общем свете его имя не было столь известно, то в своей партии он обладал реноме лидера.
Всю свою жизнь Владимир Ильич Ленин оставался верен марксистской идеологии, которая снижала роль индивида в контексте истории, учитывая при этом исключительно психологию толпы и массовые движения. Однако, Владимир Ильич Ленин отчетливо осознавал важную роль лидера в революционном движении и видел себя, исполняющим этот долг.
1.2 Общественно-политическая доктрина В.И. Ленина и методы политической борьбы
Учение Владимира Ильича Ленина называют марксизмом-ленинизмом. Оно представляет собой социально-политическую и философскую концепцию о законах борьбы за свержение капитализма и построение коммунистического общества [11, 67].
Основными политико-правовыми темами работ Владимира Ильича Ленина являлись:
• обоснование тактики и стратегии партии нового типа;
• теория перерастании буржуазной революции в социалистическую;
• учение о диктатуре пролетариата;
• теория государства.
В трудах «Что делать?», «Шаг вперед, два шага назад» показано Владимир Ильич трактует политическую партию как высшую форму классовой организации пролетариата (по сравнению с профсоюзами и другими организациями). Под партией нового типа понимается революционная марксистская партия, состоящая из наиболее активных, сознательных и самоотверженных людей (прежде всего из пролетариата). Опорой для партии нового типа служит теория марксизма-ленинизма. Владимир Ильич Ленин сравнивал партию с целостным организмом, в котором возможны только единая организация и единая дисциплина. Взаимоотношения членов партии нового типа построены на демократических началах, а в основе принятия партийных решений должен лежать коллективизм.
Теория перерастания буржуазной революции в социалистическую сформулирована в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции», а также в работе «Государство и революция», которую Владимир Ильич Ленин не успел завершить. Согласно идее теоретика, сначала должна произойти буржуазная революция. Классовое соотношение сил при буржуазной революции формулировалось так: пролетариат, присоединяя к себе крестьянство, нейтрализует либеральную буржуазию и разрушает до конца монархию, средневековье, помещичье землевладение.
Следующей стадией революции по теории Владимира Ильича Ленина является социалистическая революция и последующее установление диктатуры пролетариата [9, 94]. Социалистическая революция призвана ликвидировать капиталистические производственные отношения и утвердить социалистические, уничтожить частную собственность на средства производства и заменить ее общественной. Поэтому пролетарская революция в силах уничтожить всякую эксплуатацию.
Учение о диктатуре пролетариата, задачах социал-демократии в революциях получило развитие в работах 1917 г. "Апрельские тезисы", "Марксизм и государство". Диктатура пролетариата в марксистской теории- это форма политической власти, выражающая интересы рабочего класса.
Владимир Ильич Ленин дал характеристику диктатуры пролетариата как "опирающуюся на силу, а не на закон власть". Владимир Ленин характеризует диктатуру пролетариата как демократическую, так как заключается в широких демократических преобразованиях. Наряду с этим Владимир Ильич Ленин аргументировал и революционный, репрессивный характер диктатуры пролетариата по отношению к помещикам и капиталистам, так как сопротивление бывших эксплуататоров неизбежно.
Победа диктатуры пролетариата Владимир Ленин идентифицировал с ликвидацией основ буржуазного общества в своей работе "Государство и революция". В этом труде Владимир Ильич Ленин исходил из марксистского определения, что государство является основным институтом политической системы классового общества, осуществляющим управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классовом обществе, исходя из ленинского учения, государство служит для подавления своих социальных противников, государственная власть находится в руках экономически господствующего класса. Ленин развил это марксистское определение государства, он выделил основные причины возникновения государства как продукта непримиримости классовых противоречий, как органа классового господства. Без революции невозможно уничтожение эксплуататорской сущности государства, соответственно, учение о государстве тесно взаимосвязано с революционным учением [6, 53]. В своей работе Владимир Ильич Ленин также обосновывает задачу пролетариата по созданию собственного государственного аппарата. Однако служащие социалистического госаппарата, по мысли Ленина, не должны превратиться в чиновников, бюрократов. Для этого он считал необходимым утвердить принцип выборности, сменяемости государственных служащих, запрета каких-либо социальных привилегий служащим, укрепления законодательной власти пролетариата.
Логическим завершением государства Ленин назвал коммунизм. Процесс перехода от диктатуры пролетариата к коммунизму Ленин оставил открытым для дальнейшего теоретического обоснования.
На пути к завоеванию власти Владимир Ильич Ленин смело использовал любые средства, в том числе готовность поднять темные массы на любого, чтобы убрать и помеху, и ответственность за её устранение. Ради вовлечения в свои ряды людей Владимир Ильич Ленин, без всякого сомнения, возбуждал одни из самых низменных побуждений – зависть и ненависть. Нельзя сказать, что у вождя пролетариата отсутствовала мораль- это понятие довольно сложное, ведь у каждого она своя. Мораль Ленина- это принципы, которыми он не поступался. Он говорил, что для него мораль это то, что служит делу пролетариата.