1. Теоретические основы налоговой политики и налоговой системы
1.1. Сущность налоговой системы (понятия, элементы, функции)
Налоговая система - это совокупность связанных между собой общими целями и функциями налогов, взимаемых в стране, видов и методов налогообложения, форм и сроков сбора и распределения налогов и функционирование налоговых органов [9].
В Российской Федерации налоговая система выстраивалась с ориентиром на западный опыт как опыт, являющийся образцом эффективности и приемлимости для перенятая в российских условиях в формировании налогообложения.
В результате формирования налоговой системы Российской Федерации был учрежден Налоговый кодекс (первая часть которого была принята в 1999 году вторая - в 2001 году) в котором была определена действующая налоговая система.
Опираясь на зарубежный опыт в российскую налоговую систему был перенесен без изменений ряд базисов на которых зиждилась западная налоговая система при этом индивидуальный подход который учел бы особенности и отличия российских реалий от западных не был соблюден.
В настоящее время налоговая система Российской Федерации преуспела в установлении баланса между функциями налогов, фискальной и стимулирующей в частности. Она вытекает из функции государственных финансов и отражает движение стоимости в форме фискального платежа - обязательного взноса юридических и физических лиц в государственный бюджет или государственные внебюджетные фонды. Так проявляется взаимосвязь и взаимозависимость категории самих налогов с стоящими выше категориями государственных финансов и кроме того правовая специализация налогов. Предполагается, что в таких условиях налоговая реформа должна поставить целью стремление у более социально справедливому распределению налоговых обязательств, переход или крепкая фиксация действующих налоговых ставок и упрощение порядка уплаты налогов.
К элементам можно отнести:
- объект налогообложения - результаты экономической деятельности, имущество, прочие доходы с которых по налоговой ставки в установленные сроки взимается налог;
- налоговая ставка - величина взимаемой доли (или суммы) с единицы налогообложения;
- налоговый период - применяется к некоторым налогам. Периодом может считаться месяц, квартал, год или другая единица измерения времени;
- налоговая база - общая система объектов налогообложения выраженная в единицах измерения денег, продуктов, площади земли;
- порядок и сроки уплаты - способ и время для уплаты налогов с объектов налогообложения по налоговым ставкам [10].
Налоговую систему можно представить в виде следующего рисунка 1.1.
Рисунок 1.1 - Налоговая система Российской Федерации
Одним из важнейших условий работы и функционирования налоговой системы является контроль и обеспечение правовых отношений между налогоплательщиками и государством. Эту работу осуществляют налоговые органы Российской Федерации входящие в единую централизованную систему.
В систему входит Федеральная налоговая служба, находящаяся в подчинении у Министерства финансов и ее подразделения.
Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
ФНС уполномочена осуществлять регистрацию для физических и юридических лиц (в качестве ИП и хозяйств), а также предоставлять требования к уплате обязательных платежей в делах о банкротстве. Деятельность службы осуществляется совместно с иными федеральными органами Российской Федерации и исполнительными органами власти субъектов РФ и государственными внебюджетными фондами.
Условная схема системы налоговых органов представлена, состоящая из федеральной налоговой службы и подотчетные ей органов власти в сфере налогообложений представлена на рисунке 1.2. На рисунке службы и инспекции делятся по территориальному и компетенционному признаку.
Рисунок 1.2 – Система налоговых органов
Согласно Налоговому кодексу и положению о Федеральной налоговой службе основные полномочия сводятся к за соблюдением законодательства и разработкой и контролем за осуществлением налоговой политики в целях поддержания своевременного поступления в бюджет средств [11].
На качество работы налоговой сис темы влияет в первую очередь процесс управления налогообложением. Объекты управления можно условно разделить на три группы:
- налоги и порядок налогообложения;
- налоговые органы;
- принципы, концепции, формы и методы налогообложения.
Таким образом, можно сделать вывод по итогам исследования, что налоговая система России отражает трёхступенчатую организацию государственной власти, присущую большинству стран мира с федеральным государственным устройством. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные. Это деление призвано обеспечить каждому уровню власти свои собственные постоянные источники формирования бюджетов.
1.2. Налоговая политика - направляющая налоговую систему
Налоговая политика — это курс действий, система мер, проводимых государством в области налогов и налогообложения.
Цель налоговой политики определяется государством. Чаще всего целей некоторое множество среди которых например:
- фискальная, представляющая из себя обеспечение жизнеспособности государства и возможности его полноценного функционирования;
социальная, поддерживающая население путем перераспределения доходов государства и строящая "социальную справедливость" в рамках действующих общепринятых представлений о ней;
- экономическая, выражающаяся в регулировании финансовых отношений, контроле и коррекции рынка спроса и предложения, манипуляциях с потреблением и структурой производства;
- контролирующая, помогающая государству определить необходимые изменения в налоговой системе;
- поддерживающая, разделяющая расходы между выбранными направлениями, а также стимулирующая наиболее рентабельные и важные отрасли, предприятия и хозяйства;
- экологическая - существует несколько налогов и проектов налогов, отвечающих экологической сфере жизни государства;
- политическая - соответствие международным нормам, соглашениям и установкам [5].
Реализация этих целей во многом зависит от тех экономических механизмов которые использует государство. Используя налоги как регулятор экономики налоговые агенты реагируют на фиксируемые изменения и снижают и повышают налоги, устанавливают и отменяют их, а также перераспределяют их направление.
Наиболее целесообразное и продуктивное формирование государственной политики возможно в том случае если вся налоговая система находится в состоянии относительной стабильности при том налоговое бремя одинаково для производителей разных форм собственности.
Государство проводит налоговую политику в первую очередь определив общую концепцию направления развития налоговой системы. При этом концепция должна быть научно обоснована. Кроме того, должны быть заложены принципы на которые будет возможно опираться в дальнейшей работе по совершенствованию функционирования налоговой системы.
После немаловажной частью и логическим продолжением становится разработка конкретных мер по достижению государственных целей.
Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
- построение стабильной налоговой системы;
- облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
- сокращение налоговых льгот;
- развитие налогового федерализма.
Государственную налоговую политику легче всего описать как некую деятельность органов власти по воплощению в жизнь проектов налогов и отдельных налоговых элементов при этом управленческая деятельность входит в общую экономическую стратегию государства.
На налоговую политику формируется и реализуется как явление социальное и экономическое под воздействием нескольких являющихся для нее ключевыми факторов:
- фактор времени;
- фактор ресурсов;
- человеческий фактор.
Помимо этого на налоговую политику влияет прочие микроэкономические и макроэкономические факторы как например уровень инфляции, уровень цен, соотношение валют, состояние и структура отраслей экономики.
В современной литературе Государственную налоговую политику разделяют на несколько основных видов:
- "максимальные налоги”;
- "экономическое развитие";
- "разумные налоги".
Если государство проводит политику максимальных налогов то обычно урезаются налоговые льготы и из всех целей налогообложения преобладает становится фискальная. При этом высокие налоги должны компенсироваться высокими социальными расходами и инвестициями государства в экономику. Подобная политика подходит для периодов развития, становлений после кризисов. В Российской Федерации политика максимальных налогов проводилась в 1992 году, что в последствии привело к тому что объекты налогообложения лишались необходимых для развития средств и в следствии производство если не регрессировало, то стагнировало.