1 Теоретические основы организации контроля таможенной стоимости товаров на таможенной территории ЕАЭС
1.1 Понятие, общие положения и методы определения таможенной стоимости
Под таможенной стоимостью понимается стоимость товара, определяемая в целях исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, таможенных сборов, акциза и налога на добавленную стоимость (далее – НДС)). Фактически, таможенная стоимость является налоговой базой [22].
Таможенная стоимость товаров определяется для следующих целей [23]:
1) обложения товара пошлиной;
2) внешнеэкономической и таможенной статистики;
3) применения мер государственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных со стоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговых сделок в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Глава 5 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) посвящена таможенной стоимости товаров [3].
Основные принципы правового регулирования таможенной стоимости зафиксированы в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (далее – ГАТТ) 1947 года, в статье VII [4]. Содержание указанной статьи ГАТТ раскрывается в Соглашении по применению статьи VII ГАТТ 1994 года [5].
Данное соглашение закрепляет методологию определения таможенной стоимости и детализирует принципы правового регулирования таможенной стоимости.
В Евразийском экономическом союзе (далее – ЕАЭС или Союз) единое таможенное регулирование должно осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право ЕАЭС, а также в соответствии с положениями Договора о ЕАЭС [3].
Анализ правового регулирования таможенной стоимости в ЕАЭС позволяет выделить следующие его принципы:
? определение таможенной стоимости в максимально возможной степени на основе сделки с ввозимыми товарами;
? последовательное применение методов определения таможенной стоимости;
? законность, единообразие и беспристрастность системы определения таможенной стоимости;
? общеприменимость процедуры определения таможенной стоимости;
? определение таможенной стоимости на основании достоверной, количественно определённой и документально подтверждённой информации;
? неограничение полномочий таможенных органов в ходе проверки подлинности документов, представленных декларантом, в целях определения таможенной стоимости товаров, и достоверности содержащихся в них сведений;
? запрет использования процедур определения и контроля таможенной стоимости, ввозимых товаров в качестве антидемпинговых мер или иных внешнеторговых барьеров.
Таможенная стоимость товара определяется декларантом, но правильность определения контролируется таможенными органами. Методы определения таможенной стоимости, применяемые в России, соответствуют методам, принятым в мировой практике [22].
Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, определяются в соответствии с главой 5 ТК ЕАЭС [3].
Таможенная стоимость товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС, определяется в соответствии с законодательством о таможенном регулировании государства-члена, таможенному органу которого осуществляется таможенное декларирование товаров.
Когда товары, помещённые под одну из таможенных процедур, помещаются под иную таможенную процедуру, либо такую же, то таможенная стоимость этих товаров будет той же, что при их первом помещении под таможенную процедуру. А если, таможенная стоимость на эти товары изменялась – то изменённая таможенная стоимость.
Таможенная стоимость товаров определяется в валюте того государства-члена ЕАЭС, в котором подлежат уплате таможенные пошлины и налоги. Если же требуется произвести пересчёт иностранной валюты в валюту государства-члена при определении таможенной стоимости товаров, пересчёт производится по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством этого государства-члена, действующему на день регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Согласно пункту 9, статьи 38 ТК ЕАЭС таможенная стоимость товаров не может определяться на использовании произвольной или фиктивной таможенной стоимости товаров [3].
Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к её определению, должны основываться на достоверной, количественно определяемой и документально подтверждённой информации.
Процедуры определения таможенной стоимости товаров являются общеприменимыми. Это означает, что они не различаются в зависимости от источников поставки товара, от происхождения товаров, их вида, участников сделки и так далее.
Также, согласно пункту 12, статьи 38 ТК ЕАЭС, процедуры определения таможенной стоимости ввозимых товаров не должны использоваться в целях борьбы с демпингом [3].
Основой таможенной стоимости, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС товаров, должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, определённом статьей 39 ТК ЕАЭС о методе по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1) [3].
В случае невозможности определения таможенной стоимости товаров по методу 1, таможенная стоимость товаров определяется, применяя последовательно 2 и 3 методы: по стоимости сделки с идентичными товарами (статья 41 ТК ЕАЭС) и по стоимости сделки с однородными товарами (статья 42 ТК ЕАЭС) [3].
В таких случаях декларант может обратиться к таможенному органу за консультацией. Такая консультация между таможенным органом и декларантом проводится в целях обоснованного выбора стоимостной основы для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, соответствующей статьям 41 и 42 ТК ЕАЭС. Так же в процессе консультаций таможенный орган и декларант могут обмениваться имеющейся у них информацией при условии соблюдения законодательства государств-членов о коммерческой тайне. Консультации проводятся в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании [3].
В случае невозможности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС в соответствии со статьями 41 и 42 ТК ЕАЭС, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров может использоваться либо цена, по которой оцениваемые, идентичные или однородные товары были проданы на таможенной территории ЕАЭС, в соответствии со статьёй 43 ТК ЕАЭС (метод 4 – вычитания), либо расчётная стоимость товаров в соответствии со статьёй 44 ТК ЕАЭС (метод 5 – сложения) [3]. При определении таможенной стоимости товаров 4 или 5 методом, декларант вправе выбрать очерёдность применения данных методов определения таможенной стоимости.
В случае если для определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, невозможно применить методы 1-5, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии с резервным методом (метод 6).
Если при таможенном декларировании товаров точная их величина таможенной стоимости не может быть определена по причине отсутствия на дату регистрации декларации на товары документов, которые содержать точные сведения, необходимые для её расчёта, то допускается отложить определение точной величины таможенной стоимости товаров. Тогда допускаются определение и заявление таможенной стоимости товаров на основе имеющихся у декларанта документов и сведений (далее – предварительная величина таможенной стоимости товаров), а также исчисление и уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин исходя из заявленной предварительной величины таможенной стоимости товаров.
Порядок отложенного определения таможенной стоимости товаров, в том числе случаи отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами при использовании отложенного определения таможенной стоимости товаров, особенности заявления сведений о предварительной величине таможенной стоимости товаров, порядок и сроки заявления точной величины таможенной стоимости товаров, особенности контроля таможенной стоимости товаров, определяются Евразийской экономической комиссией (далее – Комиссия) и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.
Уплата таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, дополнительно начисленных исходя из точной величины таможенной стоимости товаров, производится не позднее срока заявления точной величины таможенной стоимости товаров, пени при этом не уплачиваются.
Также следует отметить, что 5 глава ТК ЕАЭС не применяется в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, предназначенных для личного пользования [3].
Предварительные решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, могут приниматься в случае, если это установлено законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Порядок и условия выдачи уполномоченным органом государства-члена предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, а также порядок и сроки применения такого предварительного решения устанавливаются законодательством государства-члена о таможенном регулировании.
Далее приступим к рассмотрению методов определения таможенной стоимости товаров.
Согласно Таможенному кодексу ЕАЭС существует шесть методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС [3].
Первым и основным, а также чаще всего используемым методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1), который регламентируется статьёй 39 ТК ЕАЭС [3].
Таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС.
Рисунок 1.1.1 – Стоимость сделки 1 метода определения таможенной стоимости
Цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС – это общая сумма всех платежей за эти товары, осуществлённых или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещённой законодательством государств-членов ЕАЭС.
В случае если декларируемые товары являются частью большего количества таких же товаров, приобретённых в рамках одной сделки, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за декларируемые товары, определяется в том же соотношении (пропорции), в котором соотносятся количество декларируемых товаров и общее количество приобретённых товаров.
Метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяется при выполнении следующих условии [3]:
1) отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые:
- ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы;
- существенно не влияют на стоимость товаров;
- установлены актами органов Союза или законодательством государств-членов;
2) продажа товаров или их цена не зависит от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;
3) никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу;
4) покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий, не выполняется, цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате, не является приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров и метод 1 не может быть применён.
Согласно статье 37 ТК ЕАЭС, взаимосвязанные лица – это лица, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий [3]:
- являются сотрудниками или директорами (руководителями) организаций друг друга;
- являются юридически признанными деловыми партнёрами (связаны договорными отношениями, действуют в целях извлечения прибыли и совместно несут расходы и убытки, связанные с осуществлением совместной деятельности);
- являются работодателем и работником;
- какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или является держателем 5 или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих из них;
- одно из них прямо или косвенно контролирует другое;
- оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;
- вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;
- они являются родственниками или членами одной семьи.
Сам факт взаимосвязи между продавцом и покупателем не должен являться основанием для признания стоимости сделки неприемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров. В этом случае должны быть проанализированы сопутствующие продаже обстоятельства. Если указанная взаимосвязь не повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, стоимость сделки признаётся приемлемой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
Если таможенный орган обнаружит, что взаимосвязь между продавцом и покупателем повлияла на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, то таможенный орган в письменной или электронной форме сообщает декларанту об этих признаках. В этом случае таможенный орган проводит таможенный контроль и анализ сопутствующих продаже обстоятельств.
У декларанта есть право доказать отсутствие влияния взаимосвязи между продавцом и покупателем на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, следующими способами [3]:
1) представить дополнительные документы и сведения, а также дополнительно запрошенные таможенным органом, которые характеризуют сопутствующие продаже обстоятельства;
2) представить документы и сведения, подтверждающие, что стоимость сделки с ввозимыми товарами близка к одной из следующих проверочных величин:
- стоимость сделки с идентичными или однородными товарами при продажах таких товаров покупателям, не являющимся взаимосвязанными с продавцом лицами, для вывоза на таможенную территорию Союза;
- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определённая в соответствии с методом вычитания;
- таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная в соответствии с методом сложения.
К дополнительным начислениям к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, относятся [3]:
1) вознаграждение посредникам (агентам) и вознаграждение брокерам;
2) расходы на тару, если для таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами;
3) расходы на упаковку;
4) сырьё, материалы, детали, полуфабрикаты и иные товары, из которых состоят ввозимые товары;
5) инструменты, штампы, формы и иные подобные товары, использованные при производстве ввозимых товаров;
6) материалы, израсходованные при производстве ввозимых товаров;
7) проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи, выполненные вне таможенной территории Союза и необходимые для производства ввозимых товаров;
8) часть выручки, полученной в результате последующей продажи, которая прямо или косвенно причитается продавцу;
9) расходы на перевозку (транспортировку) до места прибытия ввозимых товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
10) расходы на погрузку, разгрузку или перегрузку ввозимых товаров и проведение иных операций, связанных с их перевозкой (транспортировкой) до места прибытия таких товаров на таможенную территорию ЕАЭС;
11) расходы на страхование;
12) лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, которые относятся к ввозимым товарам).
К дополнительным начислениям к цене не добавляются [3]:
1) платежи за право на воспроизведение (тиражирование) ввозимых товаров на таможенной территории ЕАЭС;
б) платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров.
Вторым методом определения таможенной стоимости товаров является метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) – статья 41 ТК ЕАЭС [3].
Таможенной стоимостью таких товаров является стоимость сделки с идентичными товарами, проданными для вывоза на таможенную территорию ЕАЭС и ввезёнными на таможенную территорию ЕАЭС в тот же или в соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары, но не ранее чем за 90 календарных дней до ввоза на таможенную территорию ЕАЭС оцениваемых товаров [3].
Рисунок 1.1.2 – Стоимость сделки 2 метода определения таможенной стоимости
Идентичные товары – это товары, одинаковые во всех отношениях, в том числе по физическим характеристикам, качеству и репутации. Незначительные расхождения во внешнем виде не являются основанием для непризнания товаров идентичными, если в остальном эти товары соответствуют требованиям [3].
Товары не считаются идентичными, если они не произведены в той же стране, что и оцениваемые товары, ввозимые на таможенную территорию ЕАЭС, или если в отношении этих товаров проектирование, разработка, инженерная, конструкторская работа, художественное оформление, разработка дизайна, эскизов и чертежей и иные аналогичные работы были выполнены на таможенной территории ЕАЭС.