Глава 1 Теоретические и правовые основы управления сферой жилищно-коммунального хозяйства на муниципальном уровне
1.1 Понятие жилищно-коммунального хозяйства и полномочия органов местного самоуправления по управлению данной сферы
Жилищно-коммунальное хозяйство — это комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг.
ЖКХ имеет многоотраслевую структуру, в ее состав входят:
- санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной очистке);
- внутригородской пассажирский транспорт общего пользования (трамвай, троллейбус, автобус, метрополитен);
- коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные котельные, электростанции и газовые заводы, не входящие в общие электрические системы);
- коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);
- внешнее городское благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);
- подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские). Особенности ЖКХ как отрасли народного хозяйства:
- сочетание производственных и непроизводственных функций, связанных с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;
- особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;
- сочетание коммерческих (ориентированных на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;
- сочетание крупного (производство энергии, водоканал, трубопроводные сети и т.д.) и малого бизнеса;
- особая значимость экологического и санитарно-эпидемиологического контроля;
- необходимость гарантированного обеспечения минимума услуг независимо от платежеспособности населения.
Несмотря на это, жилищно-коммунальное хозяйство это целостная система, обеспечивающая нормальную жизнедеятельность населения.
Проблемы ЖКХ приобретают особую значимость на муниципальном уровне, поскольку именно здесь имеется возможность наиболее полно учесть потребности горожан и принять конкретные меры по решению вопросов местного значения в этой сфере. Однако социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях, оказывает негативное влияние на работу коммунальной инфраструктуры. В результате продолжает нарастать износ основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, снижается надежность работы систем жизнеобеспечения.
Перечень полномочий органов местного самоуправления, относящихся к области ЖКХ и нашедших прямое закрепление в 131-ФЗ включает:
- регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей;
- полномочия по организации теплоснабжения, предусмотренные ФЗ"О теплоснабжении" ;
- полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренные ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» ;
- разработку и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, требования к которым устанавливаются Правительством РФ;
- утверждение и реализацию муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности; организацию проведения энергетического обследования многоквартирных домов, помещения в которых составляют муниципальный жилищный фонд в границах муниципального образования; организацию и проведение иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Кроме перечисленных, дополнительные полномочия органов местного самоуправления, относящиеся к сфере ЖКХ, предусмотрены в других законодательных актах федерального уровня, регулирующих области общественных отношений, смежные с данной сферой.