Актуальность исследования формирования представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста обусловлена потребностью общества в воспитании человека, способного осознавать многообразие и сложность социальных и природных ситуаций, готового адекватно реагировать на изменения в жизни и принимать соответствующие обстановке решения.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования рассматривает аспект формирования представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста, и он зафиксирован в личностных результатах освоения основной образовательной программы. На данной ступени у обучающихся закладываются «основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, формируется осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов» [15, с. 15].
В этой связи значимым становиться формирование исторического образования детей младшего школьного возраста, а также его аспекта, связанного с формированием исторических представлений, позволяющих осваивать образы традиционных ценностей национальных культур, обеспечивающих формирование духовно-нравственной составляющей личности, формирование ее культурной самоидентификации как составляющей мировоззрения, позволяющей интегрироваться в мировую культуру.
Среди основных причин, резко актуализирующих исследования формирования представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста, следует назвать: разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма преемственности поколений; возникновение феномена бездуховности, проявляющегося, в частности, в пренебрежении к опыту предков; переоценка роли обучения и недооценка роли воспитания на основе традиций малой родины в становлении новых поколений россиян.
Общество все более осознает, куда ведут эти процессы, как дорого обходятся нации. В связи с этим в педагогике ведется интенсивный поиск новых подходов к привитию школьникам любви к родному краю на основе исторических представлений о ярких событиях и фактах.
Ориентированный на необходимость приобщения обучающихся к традициям и ценностям родного края образовательный процесс начальной школы невозможно строить без учета специфики ближайшей историко-культурной среды малой родины. Изучение истории и культуры родного края - действенное средство познавательного, нравственного и эстетического развития младших школьников, важнейшее средство формирования патриотических чувств и духовных начал личности. В этом аспекте краеведческая деятельность, по словам Д.С. Лихачева, становится явлением «первостепенной важности», способствует сохранению истории родного края, воспитанию «духовной оседлости».
Согласно требованиям Федерального государственного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) одним из направлений реализации воспитательных задач является формирование знаний об основных событиях истории Отечества и его героического прошлого. В «портрете выпускника начальной школы» представлена такая характеристика личности как «любящий свой народ, свой край и свою Родину» [5, с.93]. Формирование и развитие представлений об истории родного края и понятий необходимо начинать еще в начальной школе. Значительным потенциалом в решении данной проблемы обладает предмет «Окружающий мир», интегрирующий в своем содержании различные отрасли знаний: экология, география, краеведение, история и пр.
Одним из способов формирования представлений об истории родного края при изучении предмета «Окружающий мир» является краеведческий уголок.
Краеведческий уголок – неотъемлемая часть предмета «Окружающий мир», важнейшее средство связи обучения и воспитания с жизнью. Использование краеведческого материала способствует активизации учебного процесса, пробуждает интерес к знаниям, оказывает благотворное влияние на патриотическое воспитание младших школьников, воспитывает учеников в духе любви к родному краю, развивает кругозор. Введение школьников в мир истории осуществляется на близком ученикам материале - истории родного края.
Любовь к родному краю, а, значит, и к родной стране, творческий патриотизм необходимо культивировать с детства. Подобно любому другому чувству она обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
В настоящее время во многих городах России в начальной школе вводятся пропедевтические курсы краеведения, обусловленные природно-экономическими, культурно-историческими и социальными особенностями отдельных территорий субъектов РФ. Направленность краеведческих программ отчетливо проявляется в названиях курсов и пособий, где подчеркивается единство между школьником и городом, познающим и познаваемым: «Я и мой город» (Махинько Л.Н.), «Твой Петербург» (Погодина В.Л.), «Я живу в Петербурге» (Эрлих Т.В.), «Здравствуй, Москва» (Поникарова Н.М., Горелова Н.А.), «Екатеринбург - мой любимый город» (Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г.) и др.
В отечественной педагогике и психологии глубоко изучены воспитательные возможности пропедевтического курса исторического образования в начальной школе. Дореволюционные педагоги (Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Б.А. Павлович, Я.Г. Гуревич, С.Ф. Знаменский и др.) отмечали, что возраст учащихся начальных классов требует живого, образного преподавания истории родного края. Советские педагоги-методисты (И.В. Гиттис, В.Г. Карцов, М.С. Васильева, И.И. Сукневич, А.А. Вагин и др.) считали важнейшими задачами пропедевтического курса начального исторического образования развитие у младших школьников образного восприятия главнейших исторических эпох и формирование представлений об истории родного края.
Теоретическую основу проблемы исследования представлений об истории родного края составили труды таких отечественных ученых, как В.Н. Ашурков, Т.А. Бабакова, А.С. Барков, В. Вахта, А.А. Вагин, Т.Е. Вендрова, И. Верба, В.Е. Глуздовский, А.В. Даринский, В.П. Есипов, Н.В. Ефременков, Б.А. Заруцкий, Е.А. Звягинцев, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, Г.П. Пирожков, Т.О. Размустова, А.Е. Ставровский, К.Ф. Строев, В.Е. Туманов, Т.В. Хорхордина, и др. Возможности использование краеведческого уголка как средство формирования представлений об истории родного края раскрыты в работах Г.А. Дружининой, П.И. Егорова, Д.В. Кацюбы.
Различные аспекты теоретического мышления младших школьников, лежавшего в основе формирования исторических представлений, рассматривались Л.В. Занковым и другими отечественными учеными.
Вместе с тем, проблема формирования исторических представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста специально не исследовалась, что привело к возникновению ряда противоречий между:
- потребностью общества в восстановлении духовной связи поколений, формировании исторических представлений младших школьников о родном крае, опирающихся на исторические ценности народа, населяющего регион, и сложившейся практикой исторической пропедевтики в начальной школе, не всегда обеспечивающей данный результат;
- готовностью младших школьников к участию в краеведческой деятельности и отсутствием разработанной системы краеведческой работы в начальной школе;
-значительными воспитательными возможностями школьного краеведения в формировании представлений об истории родного края и отсутствием научно-обоснованной модели их формирования.
Указанные противоречия обусловили проблему настоящего исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие формирование представлений к истории родного края при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе через использование краеведческого уголка?
Цель исследования – теоретическое обоснование и методическое обеспечение процесса формирования представлений об истории родного края при изучении предмета «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста через использование краеведческого уголка.
Объект исследования - процесс формирования интереса к истории родного края при изучении предмета «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - потенциал использования краеведческого уголка при изучении предмета «Окружающий мир» как средства формирования интереса к истории родного края.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические и методические основы процесса формирования представлений об истории родного края.
2. Определить специфику использования краеведческого уголка при изучении предмета «Окружающий мир» в начальной школе.
3. Выявить педагогические условия, при которых краеведческий уголок выступает средством формирования представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста.
4. Провести диагностику уровня сформированности представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста.
5. Разработать программу педагогам начальной школы по формированию представлений об истории родного края через использование краеведческого уголка.
Гипотеза исследования: формирование представлений об истории родного края при изучении предмета «Окружающий мир» у детей младшего школьного возраста через использование краеведческого уголка будет эффективным, если:
- выявленная и обоснованная структура представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста, включающая когнитивную, эмоциональную и ценностную составляющие, будет способствовать развитию младшего школьника;
- обоснованные критерии и показатели сформированности представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста через использование краеведческого уголка, позволяющие определить их уровни развития у младших школьников;
- выделенные педагогические условия будут способствовать эффективному формированию представлений об истории родного края у детей младшего школьного возраста при изучении предмета «Окружающий мир» и приобщению обучающихся к историческим ценностям и наследию родного края.
Методологическую и теоретическую основу исследования составляют общенаучные (системно-структурный, системно-функциональный, личностно ориентированный, культурологический, краеведческий) подходы к познанию и преобразованию действительности; ведущие положения о развитии личности в деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн); концепция личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, В.В. Сериков, И.С. Якиманская); теория ценностей (Б.Г. Ананьев, С.Ф. Анисимов, П.Я. Гальперин, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, В.М. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Сагатовский, В.П. Тугаринов и др.); концепция формирования личностных ценностей (Э.А. Арутюнян, Г.Л. Будинайте, А.Г. Здравомыслов, Ю.М. Смолен-цев, В.А. Ядов и др.), идеи культурологического подхода в педагогике (А.И. Ар-нольдов, В.Ф. Берков, И.Ф. Исаев, Л.В. Рябов и др.); основополагающие труды по учебному (школьному) краеведению (В.Н. Ашурков, А.С. Барков, Т.Е. Венд-ров, И. Верба, В.П. Есипов, Н.В. Ефременков, Б.А. Заруцкий, Е.А. Звягинцев, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба, Г.Н. Матюшин, Г.П. Пирожков, Т.О. Размустова, Л.А. Тарасова, С.О. Шмидт); идеи краеведческого подхода (А.А. Вагин).
Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики), эмпирические (анкетирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдения, эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования, математические и статистические методы, метод наглядного представления результатов).
Новизна исследования состоит в эффективности использования краеведческого уголка при изучении предмета «Окружающий мир» для формирования у детей младшего школьного возраста представлений об истории родного края.
Теоретическая значимость исследования определяется его вкладом в теорию воспитания: осуществлено системное исследование и уточнено содержание понятия «представления об истории родного края детей младшего школьного возраста»; определены и обоснованы в контексте образовательного процесса начальной школы критерии, показатели и уровни сформированности об истории родного края детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, студентами для организации краеведческого уголка с целью формирования представлений об истории родного края детей младшего школьного возраста при изучении предмета «Окружающий мир».
Апробация работы и личный вклад соискателя в разработку темы:
Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методологических семинарах, на научно - методических занятиях. Результаты исследования представлены в:
1) Научной публикации «Краеведческий уголок как средство формирования представлений об истории родного края на уроках по предмету «Окружающий мир» в X Международной студенческой научной конференции "Студенческий научный форум" - 2018 г
2) Научной публикации «Формирование представлений об истории родного края в начальной школе» в VI Международном педагогическом форуме молодых ученых - 2018 г
Объём и структура диссертации.
Работа состоит из введения, двух глав, практических рекомендаций, списка литературы, приложений. Она изложена на 92 страницах