Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Основные факторы, формирующие лидера как руководителя в системе государственного и муниципального управления

irina_krut2019 1800 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 72 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 07.01.2020
Объектом исследования является МО «Архангельск». Предметом определена модель управления карьерой лидера Цель работы – исследование факторов формирования лидера как руководителя в системе государственного и муниципального управления. Поставленная цель требует решения следующих задач: 1) анализ теоретических основ развития карьеры; 2) изучение особенностей различных теорий лидерства; 3) рассмотрение факторов и условий успешного построения карьеры лидеров в МО «Архангельск» 4) разработка рекомендаций по управлению карьерой лидера на основе международного опыта. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день отсутствуют исследования по управлению карьерой лидера компании. При этом, существует масса примеров международных практик по целенаправленному формированию карьеры лидера. Практическая новизна выражена в следующих результатах исследования: 1) выявлены основные особенности развития лидерства в России и за рубежом; 2) изучены различия между понятиями «лидер» и «менеджер»; 3) проанализированы основные особенности управления карьерой лидера в России и за рубежом; 4) предложены рекомендации по повышению эффективности управления карьерой лидера на основе международного опыта. Научная новизна работы обусловлена тем, что осуществлён анализ смысла, вкладываемый в понятия «лидер» и «карьера» различными отечественными и зарубежными авторами. Выявлена сущность карьеры лидера как процесса и результата деятельности. Обозначены условия успешности построения карьеры лидера в российских и зарубежных организациях. Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты разработок в области развития карьеры, полученные в ходе исследования, могут быть использованы российскими компаниями для совершенствования процесса управления карьерой лидера. Теоретическая значимость. Теоретические исследования, проведенные в работе, могут быть использованы при разработке базовых и элективных курсов по социологии управления и лидерству. Теоретические выкладки могут служить основой при дальнейшем изучении методов совершенствования процесса управления карьерой лидера в организации. Реализация и апробация. Разработаны рекомендации по повышению эффективности управления карьерой лидера на основе международного опыта. Методы исследования. В качестве основных методов исследования использовались следующие инструменты научного познания: 1) анализ теоретических основ развития карьеры, особенностей различных теорий лидерства, анализ факторов и условий успеха лидеров в России и за рубежом; 2) комплексный подход при изучении научной литературы, а также экспертных мнений и оценок по вопросу развития карьеры и лидерства; 3) проведение сравнения и аналогии при установлении разнообразных сходств и различий в особенностях развития карьеры лидера в России и за рубежом. При подготовки выпускной квалификационной работы были использованы научные труды таких авторов как Е.В. Кудряшова, А.Я. Кибанов, А. Кисляк, Т.Ю. Базаев, О.О. Богатырева.
Введение

Актуальность работы обуславливается тем, что в современном мире все чаще компании занимаются планированием карьеры персонала, в том числе и управленческой. Современный менеджмент невозможен без индивидуального, инновационного подхода к изменяющимся обстоятельствам для достижения новых перспективных направлений развития, т.е. менеджмент невозможен без лидеров. Лидер является ключевой фигурой в организации. Его значение и роль в современном обществе недооценивать нельзя. Без эффективного лидера организация становится оторванной от жизни общества и менее востребованной, неэффективной. На сегодняшний день, роль руководителя в организации стала иначе восприниматься. Теперь хороший, эффективный руководитель организации – это человек, умело сочетающий в себе не только профессионализм менеджера, но и исключительные способности лидера, виртуозно управляющий организацией, а также ее формальной и неформальной средой. В широком понимании карьера представляет собой благоприятный рост и продвижение по карьерной лестнице в определенной сфере деятельности. Изучение теоретико-методологического опыта, накопившегося в различных отраслях научного знания при исследовании карьеры, позволяет определить процесс развития и управления карьеры как важный показатель внутренней эффективности современной организации и уровня социальной ответственности организации. Карьера руководителя зависит от многих факторов: образования, востребованности его профессии, связей, области деятельности (бизнес, государственная служба, творческая или научная сфера) и даже от счастливого случая. Но основными факторами, определяющими успешное карьерное продвижение, являются таланты и компетенции самого лидера. Для лидера профессиональная карьера выражается в виде последовательного продвижения по служебной лестнице. Профессиональная карьера руководителя означает определенное осмысленное положение и манеру поведения, связанные с трудовой деятельностью. Анализ последних достижений и публикаций по данной теме позволил зафиксировать, что процесс управления карьерой лидера в организации является актуальной темой исследований в различных аспектах. В ходе подготовки данной работы использовались материалы как зарубежных, так и российских авторов. Феномену лидерства посвящены работы С. Кови, Д. Максвела, П.С. Авдеева, Т.И. Денисовой, Е.Н. Чесновой, С. Йик и других. Различия между лидером и менеджером осветили в своих работах такие авторы, как Р. Л. Акофф, Дж. Пурдехнад, А. Кисляк, Т.Л. Миронова, О. В. Шкурко и другие. Современным тенденциям управления карьерой посвящены работы И.Д. Ладанова, Т. Малоуна, А.Н. Толстой, М Д, Виноградского и других. Факторам успешности карьерного роста посвящены работы О.А. Тихомандрицкой, А.М. Рикеля и О.О. Богатыревой. Следует отметить, что теоретическая и методологическая база в сфере развития и управления карьерой лидера сегодня развита достаточно слабо. Тем не менее, весомый вклад в рассмотрение различных аспектов в данной области внесли следующие отечественные исследователи: И. Адизис, П. Баранов и К. Фокин.
Содержание

Введение 3 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 7 1.1 Сущность и содержание понятий руководитель и «лидер» 7 1.2 Социальная роль руководителя «как лидера» в системе государственного управления 19 1.3 Понятие и элементы социальной ответственности руководителя 24 2 АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ФОРМИРУЮЩИХ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 29 2.1 Особенности лидерства в системе государственного управления в современной России 29 2.2 Факторы формирования социальной ответственности руководителя в системе государственного управления на примере «Администрации муниципального образования г. Архангельск» 36 3 ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ МО «Архангельск» 53 3.1 Основные проблемы социальной ответственности руководителя как лидера в системе государственного управления МО «Архангельск» 53 3.2 Мероприятия по повышению уровня социальной ответственности руководителя как лидера в системе государственного управления МО «Архангельск» 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
Список литературы

1. Авдеев П.С. Роли и функции лидера // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2014. – № 10. 2. Акофф Р. Л., Пурдехнад Дж. Полезно различать менеджера и лидера // Проблемы управления в социальных системах. – 2015. – № 1. – С. 91-94. 3. Алексенцева-Тимченко Е.С. Новые тренды в способах построения карьеры // Социогуманитарные технологии в методологическом и практическом измерениях. – 2016. – № 5. – С. 82-90. 4. Базаров Т.Ю, Еремин Б.Л. Управление персоналом. – М.: ЮНИТИ, 2012. – 560 с. 5. Байназаров Н. Самый богатый китаец. Биография Джека Ма [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/story-ma/ (дата обращения 27.01.2019). 6. Богатырева О.О. Психологические предпосылки карьерного роста // Вопросы психологии. – 2016. – № 3. – С. 92-98. 7. Вергилес Э.В.: Теория лидерства / Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. - М., 2015. – 45 с. 8. Виноградский М.Д., Шканова О.М. Организация труда менеджера: учеб пособие для студентов экономических вузов – М.: Кондор, 2015. – 518 с. 9. Владимир Лисин [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/profile/vladimir-lisin (дата обращения 27.01.2019). 10. Гиденс Э. Социология. – М.: Едиториал УРСС, 2017. – 632 с 11. Денисова Т.И., Чеснова Е.Н. Феномен лидерства в современном мире // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2015. – № 1(13). – С. 66-72. 12. Дергунов Т. Формула менеджмента. Практическое пособие начинающего руководителя. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 224 с. 13. Джек Ма (Alibaba): 7 фактов о создателе самой дорогой интернет-компании Азии [Электронный ресурс]. URL: http://www.thevillage.ru/village/business/newprof/157407-dzhek-ma-kak-kitayskiy-tsukerberg-prishel-k-samomu-masshtabnomu-tehnologicheskomu-ipo-v-istorii (дата обращения 27.01.2019). 14. Иванкина Л.И. Управление персоналом: учебное пособие – Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2016. – 190 с. 15. Йик, С. Лидерство как отправная точка стратегии / С. Йик, Цун – ян – Сай // Вестника McKinsey. – 2015. – №1. – С. 31-34. 16. История Мариссы Майер: от инженера Google до генерального директора Yahoo [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/p/mayer (дата обращения 27.01.2019). 17. История Успеха Владимира Лисина [Электронный ресурс]. URL: http://constructorus.ru/istorii-uspexa/vladimir-lisin.html (дата обращения 27.01.2019). 18. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: практикум. – М.: Инфра-М, 2016. – 512 с. 19. Кисляк А. Принципиальные различия понятий «менеджер» и «лидер» на примере pixar animation studios // Студенческий научный форум. – 2014. – № 6. – с.20-27. 20. Клейменова А. Е. Концептуальное обоснование понятия лидерство // Аналитика культурологии. – 2014. – № 29. – С. 30-36. 21. Кудряшова Е.В Семиотика лидерства и героизма // XVII Ломоносовские международные чтения. – Вып. 2. - Архангельск: Поморский университет, 2006 22. Кудряшова Е.В Сущность и содержание политического лидерства // Философия и будущее цивилизации: Тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: в 5 т. - Т. 5. – М., 2005 23. Кудряшова Е.В Ценности лидерства и лидерство ценностей: Лидерство как предмет социально-философского анализа. - Архангельск, 2004. – 296 с. (в соавторстве с М.Ю.Ананченко) 24. Ладанов И.Д. Психология управления рыночными структурами: преобразующее лидерство. – М.: УЦ Перспектива, 1997. – 288с. 25. Лехтянская Л. В. Роль лидера в организации // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. – 2014. – № 34. – С. 20-26. 26. Лучкив О. Личный бренд нужен только экстравертам: 9 мифов о персональном позиционировании руководителя [Электронный ресурс]. URL: http://vc.ru/p/personal-brand- myths (дата обращения) 27. Малоун Т. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь. – М.: Олимп-Бизнес, 2016. – 272 с. 28. Мельников В. Я просто стал миллиардером – и все [Электронный ресурс]. URL: http://www.rbc.ru/opinions/business/23/04/2015/5537e1929a7947098d14a1d7 (дата обращения 27.01.2019). 29. Мескон М. Основы менеджмента – СПб: Вильямс, 2012 г. – 672 с. 30. Миронова Т.Л. К вопросу о руководстве и лидерстве // Вестник бурятского государственного университета. – 2013. – № 5. – С. 33-42. 31. Молл Е. Современные тенденции управления карьерой // Top-Manager. – № 9(30). – С. 31-37. 32. Нальгиева Х. Л. Лидерство в системе управления // Вестник Адыгейского государственного университета. – 2014. – № 3 (150). – С. 293-297. 33. Нейзел Э. В роли лидера успешной команды / Моррис С., Уилкокс Г., Нейзел Э. – Днепропетровск: Баланс-Клуб, 2016. – 180с. 34. От неудачника до богатейшего человека Азии – биография основателя Alibaba Group Джека Ма [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/p/jack-ma-story (дата обращения 27.01.2019). 35. Просветов И., Скрынник И. Как ростовский бизнесмен создал одежную сеть «Глория Джинс» с оборотом $1 млрд [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/kompanii/potrebitelskii-rynok/246238-value-money-kak-rostovskii-predprinimatel-sozdal-set-gloriya-dz (дата обращения 27.01.2019). 36. Сальникова Л.С. Репутационный менеджмент. Современные подходы и технологии. – М.: Юрайт, 2015. – 304 с. 37. Скрынник И. Мы гениальные [Электронный ресурс]. URL: https://www.vedomosti.ru/business/characters/2017/02/21/678669-vladimir-melnikov (дата обращения 27.01.2019). 38. Спивак В.А. Лидерство. – СПб: Юрайт, 2015. – 301 с. 39. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. Социально-психологические факторы успешности карьеры // Психологические исследования: науч. журн. – 2015. – № 2(10). – С. 50-56. 40. Толстая А.Н Психология управления: Учебное пособие. – Л.: Лениздат, 2016. – 246 с. 41. Умаров М. Культ личности: стоит ли продвигать личный бренд руководителя [Электронный ресурс]. URL: http://mediabitch.ru/kult-lichnosti- 2/ (дата обращения 05.05.2017). 42. Франич А. Взлёт и падение Мариссы Майер [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/marissa-mayer-rise-fall/ (дата обращения 27.01.2019). 43. Цветков А. Менеджмент – СПб: Питер, 2016 г. – 256 с. 44. Шейн Э. Организационная культура и лидерство. – СПб.: Питер, 2018. – 336с. 45. Шкурко О. В. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство»: современный взгляд на проблему // Омский научный вестник. – 2015. – № 1(95). – С. 100-104. 46. 4 парадокса Джека Уэлча, которые сделали его легендой бизнеса [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/sobytiya-opinion/lyudi/231279-4-paradoksa-dzheka-uelcha-kotorye-sdelali-ego-legendoi-biznesa (дата обращения 27.01.2019). 47. Carlson N. Marissa Mayer made $500 million before turning 40 — here are 5 lessons from her incredible career [Электронный ресурс]. URL: http://www.businessinsider.com/marissa-mayer-made-700-million-before-turning-40--here-are-5-lessons-from-her-incredible-career-2015-1 (дата обращения 27.01.2019). 48. Highest Rated CEOs [Электронный ресурс]. URL: https://www.glassdoor.com/Award/Highest-Rated-CEOs-LST_KQ0,18.htm (дата обращения 27.01.2019). 49. Jeffrey A. Sonnenfeld., Andrew J. Ward. 20 Firing Back: How Great Leaders Rebound After Career Disasters // Harvard business review. – 2015. 50. Kopilovic R., Mihailovic B., Radosavljevic D. Leadership in modern organizations // International journal of economics and law. – 2015. – № 3. – P. 60-69. 51. Lichtenwalner B. Careers for Servant Leaders // Modern servant leader. – 2010. 52. Persy J., Persy K. Джек Уэлч: легенда General Electric [Электронный ресурс]. URL: https://jkpersyblog.com/dzhek-uelch-legenda-general-electric/ (дата обращения 27.01.2019). 53. Peters T. The Brand Called You. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fastcompany.com/28905/brand-called- you (дата обращения 05.05.2017). 54. Ratcliffe R. What’s the difference between leadership and management? // The guardian. – 2015. 55. Weisberg J. Yahoo's Marissa Mayer: Hail to the Chief [Электронный ресурс]. URL: http://www.vogue.com/article/hail-to-the-chief-yahoos-marissa-mayer (дата обращения 27.01.2019).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ЛИДЕРА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 1.1 Сущность и содержание понятий «руководитель» и «лидер» Проблематика лидерства и руководства является традиционной для социально-психологической науки. Ее становление и развитие представляет собой обычный путь углубленного исследования наиболее значимых психологически содержательных явлений. Речь идет о том, что на первом этапе исследования какого-либо явления или феномена, в том числе и социально-психологического, при попытке объяснения его природы, как правило, происходит абсолютизация значимости какого-то одного основания и игнорирование других, даже вполне очевидных. Затем следует этап, когда подобный подход терпит своего рода «фиаско», и тогда взамен выбранного на первом этапе основания предлагается другое. Через какое-то время, чаще всего в связи с конкретными как теоретическими, так и экспериментальными исследованиями, эта ситуация повторяется, и за счет игнорирования первых двух оснований выдвигается третье. Длина подобной «цепочки» в решающей степени зависит от сложности и многоаспектности изучаемого явления. Наконец, наступает момент, когда ряд исследователей, активно разрабатывающих данную проблематику, приходят к выводу о том, что практически все перебранные на предшествующих этапах основания являются значимыми и подлежат безусловному учету при анализе изучаемой проблемы. Так обычно возникает «синтетический» подход. Понятно, что и он (во всяком случае, в форме первых «синтетических» теорий) выглядит как несовершенный, и это, как правило в связи с исследовательским прогрессом, заставляет ряд авторов говорить о необходимости разработки концепций и теорий «пост-синтетического» характера. Проблематика лидерства также не избежала подобной траектории развития. Остановимся на ее эволюции в психологической науке и охарактеризуем основные этапы изменения взглядов на вопросы лидерства и руководства. Феномен лидерства, который, бесспорно, является междисциплинарной проблемой, всерьез начал рассматриваться в психологии в логике «теории черт», в числе предпосылок которой можно упомянуть взгляды немецкого социолога М.Вебера [4]. Основателем «теории черт» в ее содержательно-полноценном звучании в социальной психологии справедливо считается Е.Богардус (несмотря на то, что этот американский ученый был профессиональным социологом, его работы носят во многом психологический характер). Он уже вплотную занимался вопросом о том, какие именно «черты» (индивидуально-психологические свойства, характеристики, качества и т.д.) делают человека лидером. Так, Е.Богардус пишет: «Превосходящие интеллектуальные дарования обеспечивают личности выдающееся положение, которое рано или поздно приводит к духовному лидерству» [цит. по: 6, c. 40]. При этом ученый постулирует три позиции: 1) у лидеров есть общие качества психологического толка; 2) наличие этих качеств определяет человека на роль лидера при условии отсутствия ряда проблем вне этого человека (имелось в виду, прежде всего, ближайшее социальное окружение); 3) человек, являющийся лидером в одной ситуации, обнаруживает явные тенденции, чтобы стать лидером и в другой. Исследователи в первой половине прошлого века не различали лидерство и руководство и обсуждали социальное подчинение вообще либо применительно к какой-либо сфере общественной активности (например, политическое лидерство и т.д.). Более того, в западной социальной психологии отсутствует как термин «руководитель», так и, строго говоря, проблематика собственно руководства. Впрочем, уже Е.Богардусом лидеру частично вменялась не только функция подчинения либо организации своей социальной группы, но и функция представления ее интересов вовне. Сначала речь шла о каком-то личностном качестве или нескольких качествах, которые делают человека лидером группы. Позже за счет такого инструмента, как факторный анализ, гипотезы стали звучать сложнее, многомернее, но неизменным оставалось одно — представление о том, что причины лидерства стоит искать в личности самого человека, в каких-то присущих ему качествах. Как правило, выделялись в основном положительные и высокоморальные качествах лидера [21]. Однако, в рамках «теории черт» были и другие точки зрения. Так, Р.Кристи и Ф.Гайс [14] создали так называемую М-шкалу (по аналогии с F-шкалой Т.Адорно [1], определяющей степень выраженности, по сути, фашистской ориентации индивида), где «М» (авторами также употреблялся термин «Мак») означало «Макиавелли», или «манипулятор». Взяв за основу концепцию макиавеллизма, они сфокусировались на выявлении того, какими личностными качествами обладает ведущий себя в согласии с ней лидер. В качестве успешного лидера они видели человека с высоким «Мак-коэффициентом». По их мнению, такому человеку прежде всего свойственен «синдром хладнокровия»: ориентация на цель, ориентация на контроль, спокойствие, рациональность и т.д. Необходимо отметить ряд обобщающих исследований лидерства с позиции «теории черт» — работы К. Берда [13] и Р. Стогдилла [21], которые в 1940 г. и в 1948 г., проанализировали соответственно двадцать и сто работ, выполненных в рамках «теории черт», и пришли к выводу об отсутствии сколько-нибудь выраженной связи между наличием каких-либо конкретных личностных качеств и тем, занимает ли данный конкретный человек лидерскую позицию. Понятно, что столь откровенно продемонстрированная несостоятельность «теории черт» как универсально-объяснительной концептуальной схемы, позволяющей дать исчерпывающий анализ психологической природы такого важнейшего социально-психологического феномена, как лидерство, не могла не простимулировать создание принципиально новой концептуальной модели. Так наступил этап поиска оснований лидерства, где угодно, но вне личности самого лидера. Одним из теоретических построений такого типа явилась система видения лидерства как функции группы. Подобной позиции придерживались Дж.Хоманс [16] и некоторые другие исследователи, пришедшие на смену приверженцам «теории черт». Согласно этому подходу, позиция лидера представляет собой, по сути, статус, доступный любому члену группы, который может организовать её для достижения стоящих перед ней ключевых задач. Отметим, что подобный подход к пониманию психологической природы и оснований лидерства, называемый в специальной литературе «теория лидерства как функции группы», в определенном смысле напрямую противостоит «теории черт», поскольку этот подход практически полностью исключает из интерпретационного ключа какой бы то ни было набор индивидуально-психологических характеристик, которые могли бы рассматриваться в качестве базового материала для строительства лидирующей позиции личности в реально функционирующем контактном сообществе. И в этом случае, и в последующих ситуациях смены подходов к психологическому и социально-психологическому объяснению феномена лидерства практически всегда анализ осуществлялся в логике «маятника» — от абсолютизации значимости центральной переменной до полного ее «стирания», по сути, изъятия из анализа рассматриваемой психологической реальности. Возвращаясь к характеристике «теории лидерства как функции группы», нельзя не отметить, что подобный подход акцентирует внимание на том, что лидер должен прежде всего удовлетворять интересы группы, и практически забывает о том, что он может их формировать как личность, наделенная социальной властью. А.В.Петровский достаточно жестко критикует такой подход, отмечая отсутствие у него «доказательного характера», поскольку логическая структура этой позиции «содержит круг в определении» [10, с. 30]. Р.Л.Кричевский и М.М.Рыжак [7] также упоминают, что данный подход подвергся критике Ж.Пиаже в связи с тем, что лидер выглядел здесь пассивным. Кроме того базовое положение, согласно которому лидер — это тот член группы, который наиболее последовательно и жестко придерживается норм и ценностей сообщества, напрямую противоречит результатам ряда экспериментальных исследований, демонстрирующих, в частности, что именно лидеру предоставляется группой возможность и право более, чем другим, отступать от групповых ценностей и норм, если это не несет опасности для существования сообщества («идиосинкразический кредит»). Еще более ранние попытки отказаться от «теории черт» были предприняты в русле бихевиористских концепций. Ученые, близкие данному подходу, рассматривали лидерство с точки зрения двух оснований — успешности групповой деятельности и взаимодействия между людьми как самоценного процесса. В числе сторонников этой теории необходимо упомянуть Р.Лайкерта, Р.Блейка и К.Левина. С одной стороны, следует отметить практическую ориентацию исследований данного направления и разработку в их рамках многочисленных методик, техник и технологий по подготовке эффективных лидеров. С другой стороны, этот подход примечателен созданными типологиями лидерства (К.Левин создал свою типологию уже к 1944 г.) и пониманием того, что не существует универсальной модели лидерства. Исследования в рамках данного направления со всей очевидностью показали, что в разных ситуациях эффективными оказываются различные модели лидерства. Впрочем, речь, скорее, идет о сравнении в разных условиях авторитарной и демократической модели, попустительская же модель, хотя и выделена отдельно, но оказывается неэффективной практически во всех условиях. Работа Д.МакГрегора «The Human Side of Enterprise» [19] также описывает авторитарную (в его терминологии — «теория X») и демократическую («теория Y») модели менеджмента. В дополнение к этим характеристикам Р.Лайкерт классифицировал лидеров по их преимущественной ориентированности либо на достижение группой цели, либо на своих подчиненных (на практике это означает лишь возможность подчиненных влиять на разработку тактических решений или хотя бы участвовать в их подготовке). При этом он сразу же оговаривается, что только ориентированные на межличностные отношения лидеры могут быть успешными. В целом падение интереса к подобным теориям вполне предсказуемо. Будучи во-многом прикладными по своей направленности — и интерпретационно, и в плане эвристичности, они жестко ограничены набором внешних факторов, которые, якобы, практически исключительно определяют эффективность реализации в той или иной ситуации различных «формул» лидерства. Необходимо подчеркнуть, что многие из разработанных в рамках этого направления методик широко используются и сейчас, однако, очевидно, что по-настоящему содержательное толкование феноменов лидерства и руководства невозможно получить, используя только те основания, которые представляют интерес для исследователей-бихевиористов, что особенно заметно при анализе исследований, выполненных в логике других подходов. В рамках принципиально другого направления лидерство разрабатывалось как функция ситуации (Р.Бейлс, Т.Ньюком и др.). По словам А.В.Петровского, оценивавшего это концептуальное направление, его авторы, опираясь на результаты специальных наблюдений и фиксируя, что «одни и те же люди в разных группах могут занимать разное положение, играя в них различные роли, ... сделали вывод, что лидерство — это не столько функция личности или группы, сколько результат сложного и многопланового влияния различных факторов при вхождении в различные ситуации» [10, с. 30]. Иными словами, эти исследователи основывались на той же самой предпосылке, что использовалась исследователями лидерства и ранее, а именно том факте, что один и тот же человек в одних ситуациях может быть лидером, а в других не являться им (что, по сути, как раз и опровергает базовые положении «теории черт» лидерства). Однако при интерпретации этой предпосылки они в отличие от апологетов «теорий лидерства как функции группы» не стали сводить основания лидерства к особенностям группы и к специфике групповых интересов, призывая рассматривать факторы, влияющие на лидерство, в максимально широком ключе. Этим максимально широким ключом стало рассмотрение лидерства как продукта конкретной уникальной ситуации (что, впрочем, тоже впоследствии оказалось откровенным упрощением). Статус лидера рассматривался как ролевая функция, которой человек обладает в одних обстоятельствах общения и взаимодействия и не обладает — в других. При этом роль лидера здесь рассматривается, как минимум, в двух разных ипостасях. Р.Бейлс, а затем и Ф.Фидлер [15] предлагают типологию, которая подразумевает два типа лидеров: эмоционального (регулирующего межличностные отношения в группе) и инструментального (регулирующего активность по достижению группой определенных целей), а также обязательное наличие в реально существующей группе обоих видов лидеров. Однако выделение двух типов лидеров — это тот минимум, который далеко не всегда отражает групповую действительность в ее конкретике, когда реально функционирующая группа вполне может иметь лидеров в том же количестве, что и число ее членов, так как каждый из них может оказаться лидером в какой-то конкретной ситуации групповой деятельности. Всякий лидер — личность, имеющая определенные склонности, особенности, демонстрирующая некий набор индивидуально-психологических качеств. Качества при этом не бывают «хорошими» и «плохими» — полезное в одной конкретной ситуации может быть крайне нежелательным в другой. Лидерство в данном случае рассматривается как продукт ситуации, которая требует для своего разрешения наличия определенных качеств. С одной стороны, это означает, что не существует универсального набора индивидуально-психологических характеристик, гарантирующих их обладателю лидерскую позицию, с другой — что при подготовке или выборе лидера стоит учитывать те качества, которые могут понадобиться именно той группе и в тех обстоятельствах, в каких она, скорее всего, и будет функционировать. Впрочем, Ф.Фидлером постулировалась и возможность существования «лидера вообще», притом сразу по нескольким основаниям. Так, выделяется «универсальный» лидер (в противовес «ситуативному»), лидерство которого почему-то неизменно происходит в разных конкретных ситуациях. Также лидеры классифицируются Ф.Фидлером по виду деятельности: «исполнитель», «генератор идей» и т.д. Природа «универсального» лидера многими авторами интерпретировалась как опровержение этой группы теорий, однако ряд исследователей, например Б.Басс [12], исследуют феномен «лидера вообще» и объясняют возможность его существования в логике именно данной парадигмы. Так, по Б.Бассу, человек, уже бывший лидером, во многом именно в силу этого обладает определенными личностными качествами, которые помогают ему стать лидером снова. Исследования, проведенные в этой логике, широко распространены в западной социальной психологии. Решительным компромиссом между теориями, ставящими явление лидерства в исключительную зависимость от индивидуально-психологической специфики личности лидера, и теориями, эту зависимость игнорирующими, стали так называемые «синтетические» модели лидерства. Среди наиболее продуктивных представителей этого направления необходимо назвать Ф.Фидлера и Б.Басса. Отдельно стоит отметить, что оба эти исследователя были упомянуты нами ранее, поскольку они хотя и последовательно работают в логике «синтетических» теорий лидерства, но пришли к идеям «синтетического» подхода к пониманию природы лидерства не сразу и являются авторами ряда работ, которые, скорее, относятся к исторически более ранним парадигмам изучения данного социально-психологического феномена. Так, по мнению Б.Басса, высказанному в контексте «синтетического» подхода, лидерство определяется не какой бы то ни было одной переменной, а их рядом, в том числе целями группы, личностью лидера и факторами, детерминирующими изменения в групповом поведении [12]. Еще одна попытка типологизации переменных, решающим образом влияющих на формирование лидерства, была осуществлена Д.МакГрегором [19]. Он выделил следующие переменные: 1) характеристики лидера; 2) характеристики его последователей (позиции, потребности и т.д.); 3) характеристики организации — цель, структура, тип решаемых задач; 4) социальная, экономическая и политическая среда. Пожалуй, ни одно из теоретических направлений исследований лидерства не может быть представлено количеством наработок, сопоставимым с количеством изысканий, осуществленных с позиций «синтетического» подхода. Так, еще в 1974 г. Р.Стогдилл [11] насчитывал три тысячи таких работ, а в 1981г. Б.Басс [12] — семь тысяч.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 78 страниц
2500 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 75 страниц
650 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 67 страниц
800 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 124 страницы
2000 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
12500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg