Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПРАВО И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

Особенности расследования "ритуальных" убийств.

irina_krut2019 1975 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 79 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.01.2020
Цели и задачи. Целью данной роботы является изучение тео-ретических, и методологических проблем, возникающих при расследовании ритуаль¬ных убийств, а также определение основных путей их решения. В соответствии с целью определены следую¬щие задачи: 1. Анализ современной практики осуществления расследования уголовных дел, возбужденных по фактам совершения ритуальных убийств, выявление и теоретиче¬ское осмысление проблем, возникающих в процессе деятельности следователя и спе¬циалиста-криминалиста при расследовании преступлений данного вида и исследования сущно¬сти, содержания и класси-фикация этого преступления. 2. Выделение и описание основных элементов ритуальных убийств. 3. Описание системы криминалистических значимых признаков данного вида преступления, позволяющих следователю при проведении первоначальных следственных действий установить ритуальный характер совершенного убийства и выдвинуть соответствующие криминалистические версии о совершенном преступлении. Объектом исследования являются: сфера общественных от¬ношений, связанных с расследованием совершением ритуальных убийств, их генезис. Предметом исследования являются признаки совершения ритуаль¬ных убийств, связанные с ними закономерности практической деятельности, свя-занной с расследованием ритуальных убийств.
Введение

На современном этапе развития общества, где есть множество различ-ных вероисповеданий, появляются всё новые и новые религиозные сообще-ства. И не всегда эти религиозные организации имеют и несут тот вид и смысл, о котором человек предполагает и думает. В некоторых случаях они принимают вид деструктивных религиозных культов и тоталитарных сект, искажающих религиозное учение традиционных религий, спекулирующими религиозно-мистическими догмами древних религий и оккультно-мистическими учениями. Функционирование таких сект не ограничивается только распростра-нением и ограничением каких-либо религиозных верований. Нередко дея-тельность таких религиозных сообществ, связана с преступной деятельно-стью, а именно с преступными посягательствами на свободу и личную неприкосновенность граждан, имущественные отношения, половую свободу и половую неприкосновенность личности, а также на жизнь и здоровье человека. Есть секты, которые практикую обрядовые убийства в «религиозных» целях так называемы жертвоприношения: иногда в качестве жертвы выступает животное, но в других случаях в качестве жертвы выступает человек. На практике следственные органы сталкиваются с трудностями при расследо¬вании подобных убийств, т.к. рекомендации существующих частных методик рассле¬дования убийств оказываются во многом не способными помочь следователю при расследовании таких преступлений. Это объясняется тем, что такие убийства совер¬шаются путём исполнения определённых ритуалов, целью которых является причи¬нение смерти жертве, и в результате совершения ритуальных действий па месте про-исшествия и трупе преступниками оставляются следы в виде ритуально-магических знаков и символов. Иными словами, для эффективного расследования убийств данно¬го вида необходимо обладать знаниями о различных рода религиозных движениях и культах, а также об особенностях совершаемых ими ритуалов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4 ГЛАВА I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ 6 1.1. Понятие и признаки ритуальных убийств 6 1.2. Криминалистическая характеристика преступника и потерпевшего 15 1.3. Обстановка совершений преступлений 38 ГЛАВА II. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА РАССЛЕДОВАНИЯ 52 2.1. Тактические особенности организации и производства осмотра места происшествия и трупа 52 2.2. Тактические особенности проведения допросов и обысков 61 2.3. Судебные экспертизы 65 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 74
Список литературы

I. Нормативно-правовые акты 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993 год) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11 – ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 04.08.2014. - № 31. – Ст. 4398. 2. Кодекс Российской Федерации об административных правона-рушениях: федеральный закон РФ от 30.12.2001 № 195 – ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. от 18.01.2019 // Российская газета. - № 256. – 31.12.2001. 3. Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон РФ от 13.06.1996 № 63 – ФЗ (в ред. от 27.12.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 260. 4. Федеральный закон «О прокуратуре РФ», М.: 1995 г. 5. Федеральный закон «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31 мая 2001 года № 73-Ф3 //Собрание Законодательства РФ №23. Ст. 2291. 6. Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 29 сентября 1997. № 39. ст. 4465. 7. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», М.: 1995 г. 8. Постановление Правительства РФ от 3 июня 1998. № 565 "О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы" // Собрание за-конодательства Российской Федерации. 8 июня 1998. № 23. ст. 2560. II. Судебная практика 9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.01.99 г. № 1 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 105 УК РФ)» // Сборник Постановлений Пле¬нумов Верховного Суда (СССР, РСФСР) по уголовным делам. М., 2001. С. 159. III. Специальная литература 10. Антонян Ю.М. Психология убийства. - М.: Юристъ, 1997. - 304 с. 11. Атеистический словарь. Под общ. ред. М.П. Новикова. М.: Политиздат. 1985. - 512с. 12. Бакер Л. Новые религиозные движения. Практическое введение. СПб.: Изд. Рус¬ского Христианского гуманитарного университета. 1997. - 290 с. 13. Башкатов Л.Д. Религиозная преступность: уголовно-правовые и криминологиче¬ские проблемы. Автореферат диссертации на соискание учё-ной степени кандида¬та юридических наук. М., 2001. - 20 с. 14. Безгулов А. Закон и жизнь человека. М., 1965. 15. Бородулин В.В. Выдвижение и проверка оперативно-розыскных версий при обнаружении трупа с признаками насилия. Методическое посо-бие. М., 2000. 16. Вирясова, Н. В. Уголовно-правовые меры борьбы с незаконной рубкой лесных насаждений: автореф. дис. канд. юрид. наук / Н. В. Вирясова. М., 2007. - 38 с. 17. Волков, Е. В. Тактические приемы опровержения версий защиты при допросе лиц, совершивших незаконную рубку леса // Вестник криминалистики / отв. ред. А. Г. Филиппов. М., 2009. - Вып. 2 (30). - С. 6973. 18. Веденин, Н. Н. Экологическое право: Учебник для студентов высших учебных заведений / Н. Н. Веденин. – М.: Право и закон, 2000. – 336 с. 19. Ветров, Н. И. Уголовное право. Общая и особенная части: Учебное пособие: 3-е издание перераб. и доп. / Н. И. Ветров. – М.: Книжный мир, 2006. – 216 с. 20. Густов Г.А. Расследование и предупреждение хищений хлебо-продуктов при за¬готовке и переработке: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1965. - 19 с. 21. Гальперин, И. М. Уголовная политика и уголовное законода-тельство // Основные направления борьбы с преступностью. – М.: Юрид. лит., 1975. – С. 47-76. 22. Густов Г.А. Комплексный подход к раскрытию убийства: Учебное пособие. - Архангельск. 1989. - 104 с. 23. Драпкин Л .Я. Основы теории следственных ситуаций. Сверд-ловск: Изд-во Урал. Ун-та. 1987.- 168 с. 24. Ермолович В.Ф. Криминалистическая характеристика преступ-лений / В.Ф.Ермолович. - Мн.: Амалфея, 2001. - 304 с. 25. Жбанков В.А. Организация и тактика групповых обысков при расследовании деятельности преступных структур. М., Моск. Инст-т МВД России. 1995. 26. Законодательство о религиозных культах. Сборник материалов и документов. Издание второе, дополненное. Сост: Гольст Г.Р., Ночвин Д.М. М., Юр. Лит. 1971. -336 с. 27. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. Учебно-практическое пособие. М., 2001. 28. Изучение следователем психологии обвиняемого / Коченов М.М., Ефимова Н.И., Кривошеев А.С., Ситковская О.Д; Отв. ред. профессор А.Р. Ратинов. Методическое пособие. М., 1987. - 52 с. 29. Кавендиш Р. Чёрная магия. М.: ТЕРРА - Книжный клуб, 2000.- 416с. 30. Касперавичюс М.М. Мистическая анатомия. М.: «Современник». 1998. - 252 е.: ил., - (Антология тайн, чудес и загадок). 31. Кинг Ф. Современная ритуальная магия. М.: Локид, Миф, 1999. - 368 е.; ил. - (Коллекция «Сфинкс») 32. Клочков В.В. Борьба с нарушениями законодательства о религиозных культах. М., 1967.-240 с. 33. Как снять напряжение в лесной отрасли? // Правда Севера. 2005. -№ 3. - С. 7. 34. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации /Под общ. ред. доктора юридических наук, профессора тт. до Ю. И. Скуратова и доктора юридических наук, Председателя Верховного Суда РФ В. М. Лебедева. — 3-е изд., изм. и доп. — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА · М), 2001. — 896 с. 35. Котов Д.П. Мотивы преступлений и их доказывание. Воронеж. 1975. 36. Кривельекая Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М., 1999. - 268 с. 37. Криминалистика: Учебник / Отв. ред. Н.П. Яблоков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 1999. - 718 с. 38. Кроули А. Магия в теории и на практике. В 2-х т. Т 1. М., 1998. - 368 с. 39. Кроули А. Магия в теории и на практике. В 2-х т. Т 2. М.,1998-320 с. 40. Левенстим А.А Фанатизм и преступление. СПб., 1898. 41. Лапицкий, А. И. Экологическое право: Учебное пособие / А.И. Лапицкий, В.В. Савельев. – Мн.: Тесей, 2004. – 218 с. 42. Леви A.A., Михайлов А.И. Обыск. М.: "Юридическая литерату-ра". 1983. - 95 с. 43. Лопашенко, Н. А. Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ / Н. А. Лопашенко. СПб.: Юридический центр Пресс, 2002. - 800 с. 44. Мартин У. Царство культов. СПб.: СП «Логос». 2017. - 352 с. 45. Методика расследования преступлений: Схемы / Авт. - сост. H.A. Данилова, С.Г. Евдокимов, К.А. Корсаков, О.Н. Коршунова, С.П. Кушниренко, Е.Б. Се¬рова, Н.М. Сологуб / Под общ. ред. О.Н.Коршуновой. СПб., 2003. - 152 с. 46. Мишин Н.Я. Расследование посягательств на личность и права граждан, совер¬шаемых под видом исполнения религиозных обрядов. Авто-реферат диссертации на соискание учёной степени кандидата юридических наук. М., 1968. - 16 с. 47. Новицкий, В. Н. Словарь терминов для студентов юридических специальностей / В. Н. Новицкий, Е. Д. Булах, Д. П. Рыбка; Под ред. С. Ф. Сокола. – Мн.: Тессей, 2003. – 471 с. 48. Новиков, Д. Ю. Методическое пособие по организации проведения оперативно-розыскных мероприятий, выявлению и расследованию преступлений в лесной отрасли / Д. Ю. Новиков. М.: Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2008. - 212 с. 49. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов. М.: Оникс, 2010. -736 с. 50. Петров В. В. Экологическое право России. Учебник / В. В. Пет-ров. – М.: БЕК,2006. – 557 с. 51. Плешаков, А. М. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А.М. Плешаков. – М., 1994. 52. Розмари Эллен Гуили. Энциклопедия ведьм и колдовства. М., «ВЕЧЕ». 1998. - 672 с. 53. Селеванова, Н. А. Расследование преступных загрязнений при-родной среды. / Н. А. Селеванова, К. С. Скоромников. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2004. – 207 с. 54. Сафуанов Ф.С. Судебно-психологическая экспертиза в уголов-ном процессе. На¬учно-практическое пособие. М., 1998. 55. Селиванов H.A., Видонов Л.Г. Типовые версии по делам об убийствах. Справоч¬ное пособие. Горький. 2008. 56. Симонова, Т. С. Понятие основания для возбуждения уголовного дела // Вестник НГУ. Серия Право. 2007. - Т. 3, вып. 1. - С. 176-179. 57. Соловьев А.Б., Центров Е.Е. Допрос на предварительном след-ствии: Методиче¬ское пособие. — М.: Типография МТ РСФСР, 1986.- 118 с. 58. Тельцов А.П., Китаев H.H. Проблемы расследования убийств, связанных с унич¬тожением трупа. Методические указания. Иркутск. 1992. 59. Тимашев Н.С. Религиозные преступления по действующему русскому праву. Прага. 1916. 60. Тихонравов Ю.В. Судебное религиоведение. М., 1998. 61. Уголовное право России. Общая часть: учеб. для вузов / отв. ред. Л. Л. Кругликов. М.: Волтерс Клувер, 2005. - 838 с. 62. Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспру-денция» / Под. ред. Иногамовой-Хегай Л.В, Рарога А.И, Чучаева А.И. - 2-е изд., исправл. и доп. - М.: Контракт, Инфра-М, 2008. — 800 с. 63. Философский словарь. / Под ред. И.Т. Фролова. М., 1981. - 445 с. 64. Фредериксон Б. Ответ сатанизму. СПб., 2000. - 48 с. 65. Фрер Жан-Клод. Сообщества зла, или Дьявол вчера и сегодня. М.: «Аграф». 2000. - 272 с. 66. Черноскутов A.C. Методическое пособие по расследованию умышленных убийств, совершенных в условиях неочевидности. Ч. 1 (Общие вопросы). - Ека¬теринбург. 1994. - 96 с. IV. Литература на иностранных языках 67. Official website of the Church of Satan [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.churchofsatan.com
Отрывок из работы

ГЛАВА I. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РИ-ТУАЛЬНЫХ УБИЙСТВ 1.1. Понятие и признаки ритуальных убийств Что является ритуальным убийством? По мнению А. В. Холопова, «ритуальное убийство – это система обрядовых действий, направленных на умерщвление человека, целью совершения которых является причинение человеку особых психофизиологических мучений и смерти в рамках исполнения ритуала религиозного характера, основанного на выполнении определённых ритуально-магических правил в зависимости от вида исполняемого ритуала» . Н. Н. Китаев и А. В. Путинцев полагают, что «подобные убийства, со-вершенные одиночками, страдающими психическими аномалиями, не могут рассматриваться как культовые, ибо каждый из этих лиц действует в силу своих индивидуальных фантазий. Если же эти убийства совершаются члена-ми секты, наподобие сатанистов, то есть все основания относить такие дея-ния к ритуальным (культовым) убийствам» (сразу же отметим, что мы солидарны с этой точкой зрения). Г. В. Костылева пишет: «При расследовании убийств необходимо установить, что смерть жертвы наступила именно вследствие противоправного лишения его жизни, связанного с исполнением религиозного обряда» . Г. В. Костылева считает, что «с правовой точки зрения вид исследуе-мых убийств – это умышленное причинение смерти другому человеку с со-блюдением всех форм религиозной обрядности лицом (лицами), исповедующим(-и) нетрадиционное вероучение» . Представляется, что криминалисты должны разграничивать термины «религиозное убийство», т.е. совершаемое одним или несколькими лицами, не входящими в секты, но обладающими психическими аномалиями и нетрадиционными религиозными воззрениями, и «ритуальное убийство», т.е. заранее спланированное, совершаемое членами определенной секты с целью выполнения обязательного садистского ритуала с сознательным намерением причинить жертве особые страдания. В зависимости от подобного разграничения будет иметь определённые различия последовательность следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Г. В. Костылева пишет, что наиболее распространённый среди основных мотивов, связанных с исполнением религиозного обряда, – корыстный (приводится статистика – 37 % случаев) . На наш взгляд, корыстный мотив является подчинённым по отношению к собственно религиозному и иным. В то же время корыстный мотив характерен для сект, которые и создаются для «принуждения членов и последователей религиозного объединения и иных лиц к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения» (см. ст. 14, ч. 2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») – так называемые «секты-вымогатели». В случае же совершения выделяемого нами в качестве самостоятельного понятия «религиозного убийства» речь идёт о сугубо религиозном мотиве и сопутствующем ему мотиву мести, ревности и т.п. Рассматривая сущность ритуальных убийств, необходимо выявить признаки этого преступного деяния. 1. Религиозная вера лица совершившее ритуальное убийство, доведённая до крайней формы своего выражения, т.е. до религиозною фанатизма. 2. Неотъемлемым признаком ритуальных убийств является исполнение преступни¬ком обрядовых действий религиозного характера. 3. Ритуальным убийствам присущ признак религиозного изуверства при исполне¬нии ритуала религиозного характера. В словаре русского языка С.И. Ожегова понятие «изувер» определяется как: «Человек, доходящий до крайней, дикой жестокости (первоначально из религи¬озной нетерпимости)». Относительно изуверства в атеистическом словаре указывается: «Изу-верство ре¬лигиозное - совершенное во время отправления культа действий, причиняющих вред здоровью человека. К таковым относятся моления истя-зательного характера (напр., "радения" у хлыстов), доведения верующих до опасного психического возбуждения, галлюцинаций, экстаза, истерии, физического и нервного истощения...». В сборнике законодательства о религиозных культах даётся следующее опреде¬ление: «под изуверством имеются в виду различные проявления фанатизма - ис¬тязания, членовредительство, доведение до крайнего нервного возбуждения, ис¬терии, само исступления, состояния религиозного экстаза. К таким обрядам относятся: запрещение пользоваться медицинской помощью, систематические и длительные посты (имеются ввиду принуди-тельные посты — прим. авт.), доведение до нервных заболеваний, самоубийства, различные телес¬ные повреждения, физическое принуждение граждан к отказу от своих прав, уг¬роза «божьей» карой и т.д...». В этой связи религиозный фанатизм является почвой для проявления изуверства, как неотъемлемой составляющей поведения религиозного фана-тика, руково¬дствующегося слепой приверженностью к религиозному учению и крайней не¬терпимостью к взглядам, противоречащим его вере, что сказывается па выборе преступником места, способа, орудий и средств совершения преступления. Но религиозное изуверство может проявляться не только в крайней нетерпимо¬сти к взглядам, противоречащим вере фанатика, но также проявляться как не¬отъемлемое требование ритуально-обрядовой стороны религиозного учения сек¬ты. Изуверство, как часть религиозною ритуала, заключает в себе способ, мотив и цель совершения преступления, и, зная сущность этого изуверского ритуала, можно выявить и раскрыть совершенное преступление. Основываясь на этом, религиозное изуверство, как акт проявления насилия в по¬ведении преступника, можно подразделить на виды: • Изуверство как часть религиозного обряда. В свою очередь данное изуверство в рамках религиозного обряда может подразделяться па применение насилия к себе (самоистязания, длительные посты, самоубийство) и применение насилия к окружающим (членовредительство, доведения до самоубийства, убийство (жертвоприношение); • Изуверство как исполнение воли религиозного лидера, т.е. религиоз-ный лидер может использовать фанатичную преданность своих последователей для реа¬лизации своих преступных целей. Так, выполняя волю религиозного лидера, фанатики под видом исполнения священного долга либо ритуала могут со¬вершить убийство неугодного лидеру человека, что практически составляет так называемое «заказное» убийство. Прежде чем рассматривать содержание ритуальных убийств, необхо-димо решить вопрос, следует ли сатанинские культы (культ Сатаны) и орга-низации, исповедующие его, признать религиозными и относить подобные убийства к разряду религиозных преступлений. Сатанинские культы основаны на вере в Сатану, или дьявола, - повелителя злых сил в христианском мировоззрении, т. е. предметом поклонения является зло (отсюда и название - культы зла) как неотъемлемая часть буквально всех мировых религий, предполагающих борьбу добра и зла. Поклонение Сатане происходит посредством отправления связанных с этим ритуалов, искажающих христианские ритуалы (например, чёрная месса есть искажённая католическая месса), а также собственных религиозных ритуалов; эти две системы и составляют в целом культ поклонения Сатане. Тем не менее нельзя говорить, что сатанизм является религией. Скорее его следует рассматривать как религиозный культ в рамках христианской религии. Исследуемые нами убийства происходят в процессе совершения религиозного действа, именуемого ритуалом . Исполнение религиозного ритуала является ключевым элементом ри-туальных убийств. Именно в совершении религиозного ритуала как строго предписанной определенной последовательности действий присутствуют такие криминалистические элементы, как способ подготовки, совершения и сокрытия убийства, место, время, орудия и средства, а также мотив и цель преступления. Поэтому одно из основных условий успешного расследования ритуального убийства - знание сущности и содержания различных религиозных ритуалов, целью совершения которых является умерщвление человека. Существует множество различных религиозных ритуалов, направлен-ных на совершение акта умерщвления живого существа. На первый взгляд, все подобные религиозные ритуалы можно отнести к так называемым жерт-воприношениям, но это было бы неправильным, поскольку умерщвление живого существа как неотъемлемая часть ритуала может носить различный смысл и совершаться с различными целями. В этой связи ритуальные убий-ства необходимо исследовать по видам, так как сущность и содержание тре-бований религиозных ритуалов, направленных на умерщвление человека, могут быть различными, что влияет на формирование следовой обстановки на месте преступления, на выбор преступником способа подготовки и совершения преступления, места, времени, орудий и средств, а также преступной цели (совершение убийства как части религиозного ритуала всегда несёт в себе определённую цель). Рассмотрим ритуальные убийства исходя из классификации по содержанию и цели совершения религиозного ритуала. 1) Ритуальное убийство, направленное на совершение человеческого жертвоприношения. В словаре русского языка С. И. Ожегова о жертвоприношении говорится: «Обряд принесения жертвы божеству» . Главенствующая роль в жертвоприношении отводится жертве, так как весь ритуал сосредоточен на ней как на объекте, при помощи которого будет достигнута определённая цель, заложенная в сущности принесения жертвы. В. И. Даль в Толковом словаре живого великорусского языка определяет жертву как «пожираемое, уничтожаемое, гибнущее... Приношение от усердия божеству: животных, плодов или иного чего, обычно с сжиганием...» . Сущность жертвоприношения заключается в том, что «божество по-требляет именно те предметы, которые приносятся ему в жертву; такое по-требление происходило либо непосредственно (жертвоприношение элемен-там - воде, земле и т. д.) или через посредство огня (сжигание жертв), свя-щенных птиц, животных. Предметом жертвоприношения может быть всякая ценная вещь, но особенно распространены жертвы, которые можно съесть или выпить - хлеб, зерна, напитки и, особенно, всякого рода животные и птицы, вплоть до человеческих жертвоприношений. Согласно позднейшим представлениям до божества доходит только субстанция жертвы, ее душа, а ее внешняя оболочка потребляется либо самими жертвователями, либо достаётся жрецам» . Исходя из вышесказанного отметим, что жертва является центральным элементом совершаемого ритуала, в комплекс действий которого входит совершение обряда жертвоприношения. В основном жертвоприношение понимается как ритуал, в котором исполнителем совершается религиозный обряд умерщвления жертвы в целях принесения какому-либо божеству дара (в случае совершения сатанинского человеческого жертвоприношения таким даром является душа человека). Однако есть такие разновидности ритуалов человеческого жертвоприношения, где обряд умерщвления жертвы исполняется непосредственно жертвой (самопожертвование), т. е. происходит самоубий-ство. Подобное самопожертвование собственной жизни, например, Сатане является в религиозно-магических традициях высшей формой исполнения ритуала человеческого жертвоприношения. В систему ритуалов сатанинского религиозного культа также входит отправление так называемой чёрной мессы. Р. Э. Гуили пишет, что «не существует единого ритуала чёрной мессы. Ее основная идея - пародировать католическую Святую Мессу, представляя ее или ее части задом на перед, переворачивая крест, топча и оплёвывая его и совершая прочие нечестивые поступки… Когда в 1966 году была основана Церковь Сатаны, чёрная месса не вошла в число ее ритуалов; по мнению основателя церкви Антона Шандора Ла Вея, чёрная месса устарела. Тем не менее, другие организации сатанистов служат черные мессы согласно своим собственным вариантам, которые, как говорят, включают в себя половые акты в извращённой форме и оргии, некрофилию, каннибализм или жертвоприношения (в том числе человеческие), а также выпивание крови жертв» . Однако говорить о том, что сегодня совершаются ритуалы чёрной мессы будет большим преувеличением, поскольку для ее отправления требуется весьма сложный процесс подготовки, но все-таки могут наблюдаться отдельные элементы чёрной мессы в совершении ритуала жертвоприношения. 2) Ритуальное убийство, направленное на совершение религиозного ритуала мести. Подобного рода ритуальные убийства встречаются в различных сектах. Совершение убийства посредством исполнения религиозного ритуала мести является своего рода «неотвратимым» наказанием за провинность последователя религиозного культа. Подвергнуться ритуальному убийству, основанному на совершении ритуала мести, может человек, являвшийся членом какой-либо секты и решивший выйти из нее. Вступая в подобного рода секты последователь (адепт) приносит клятву, где обязуется все свои провинности искупить кровью, выход из секты возможен только через физическую смерть. К этой группе нужно также отнести убийства, совершаемые в так называе-мых религиозных войнах между сатанинскими сектами. 3) Совершение ритуального убийства как необходимое испытание для вступления в секту, или убийство как часть обряда посвящения в члены секты. 4) Ритуальное убийство, совершаемое с целью использования человеческих органов и тканей в ритуально-магических целях. Издревле при совершении различного рода религиозных ритуалов практиковалось использование в магических целях различных органов и тканей жертвы. Практически во всех ритуалах, связанных с умерщвлением жертвы, используется кровь. Кроме того, в ритуально-магических целях может использоваться сердце, печень, половые органы, жир и т. д. 5) Совершение ритуального убийства с целью приобретения субъектом совершения ритуальных действий каких-либо «магических способностей». Подобный вид ритуального убийства может быть сопряжён с совершением ритуала как необходимого испытания для получения более высокого положения в секте, т. е. для продвижения по иерархической лестнице, а также с использованием органов и тканей жертвы. 6) Совершение ритуального убийства, где религиозный ритуал умерщвления жертвы направлен на так называемое вызывание демо-нов. В данном случае ритуал сходен с ритуалом человеческого жертвопри-ношения. 7) Совершение ритуального убийства по мотиву религиозной ненависти. Подобный вид убийства может совершаться как ритуал жертво-приношения. В качестве примера напомним случай убийства двух иноков и иеромонаха в Оптиной Пустыни сатанистом Н. Авериным в 1993 г. 8) Совершение ритуала самопожертвования, т. е. доведение до самоубийства с признаками совершения ритуала религиозного характера. Это может быть ритуальное самоубийство, способом совершения которого является ритуал принесения себя в жертву, допустим, Сатане, или самоубийство, представляющее собой высшую степень посвящения. Из всего выше перечисленного можно сформулировать, какие признаки позволяют отнести убийство к категории ритуальных при квалификации деяния и организации предварительного расследования. 1. Труп находится в месте, типичном для совершения ритуальных убийств. 2. Труп окружают культовые предметы, используемые при совершении ритуальных убийств: ритуальный кинжал, обрывки литературы рели-гиозного характера (например, разорванная Библия), алтарь в виде специально подготовленных приспособлений (крест) или естественных природных объектов (например, алтарь на большом плоском камне) и т.п. 3. Наличие на месте происшествия надписей, знаков и символов ритуально-магического и оккультно-мистического характера, например, магических кругов, внутри которых, как правило, совершаются ритуалы умерщвления человека. 4. Поза трупа похожа на специфический рисунок, характерный для риту-ального жертвоприношения 5. Жертва облачена в специальное одеяние, например, в белую накидку (или балахон), на которую нанесены знаки и символы ритуально-магического характера. Обобщая выше сказанное, представляется целесообразным сформировать понятие ритуальных убийств. Ритуальные убийства - это кровавый обряд религиозных изуверов-сатанистов, совершаемый с целью установления мистической связи с бесами и злыми духами для привлечения их на свою сторону. Квалифицируя данное деяния осуществляющее ч.2 ,ст.105 п. «л». ? 1.2. Криминалистическая характеристика преступника и потерпевшего Впервые в 1967 году понятие «криминалистическая характеристика преступле¬ний» было предложено А.Н. Колесниченко. Он писал, что к числу наиболее сущест¬венных положений, общих для всех частных методик, относится «общая криминали¬стическая характеристика данного вида преступлений» и далее отмечал, что «престу¬пления имеют и общие черты криминалистического характера» JI.A. Сергеев дал первое развёрнутое представление о криминалистической ха¬рактеристике преступлений и включил в ее содержание такие элементы как: способы совершения преступления; условия, в которых совершаются преступления, и особен¬ности обстановки; обстоятельства, связанные с непосредственными объектами пре¬ступных посягательств, с субъектами и субъективной стороной преступления; связи преступлений конкретного вида с другими преступлениями и отдельными действия¬ми, не являющимися уголовно наказуемыми, но имеющими сходство с данными пре¬ступлениями по некоторым объективным признакам; взаимосвязи между указанными группами обстоятельств. Однако, до JI.A. Сергеева, не используя термин «криминалистическая характе¬ристика преступлений», в 1965 году Г.А. Густов описал такие эле-менты криминали¬стической характеристики, как: способ совершения пре-ступления, личность виновно¬го, событие и условия совершения преступле-ния, следообразование. В дальнейшем А.Н. Васильев предложил объединить в криминалисти-ческую характеристику преступления способ преступления, механизмы дей-ствий преступни¬ка и образования следов преступления, источники получения доказательств, опреде¬ление круга лиц, среди которых может находиться виновный, и проверку этого вывода. Н.П. Яблоков и Л.Д. Самыгин определяют криминалистическую характеристи¬ку преступлений как «систему описания криминалистически значимых признаков ви¬да, группы и отдельного преступления, проявляющихся в особенностях способа, ме¬ханизма и обстановки его совершения, дающую представление о преступлении, лич¬ности его субъекта и иных обстоятельствах, об определенной преступной деятельно¬сти и имеющую своим назначением обеспечение успешного решения задач раскры¬тия, расследования и предупреждения преступлений». Большой вклад в развитие понятия криминалистической характеристики внёс P.C. Белкин. С его точки зрения, криминалистическая характеристика отдельного ви¬да преступлений должна включать характеристику исходной информации, системы данных о способе совершения и сокрытия преступления и типичных последствиях его применения, о личности вероятного преступника и вероятных мотивах преступления, о некоторых обстоятельствах совершения преступления (место, время, обстановка). При этом он особенно выделяет, что все эти элементы составляют систему, т. е. свя¬заны друг с другом. Как видно из вышеприведённых определений понятие криминалисти-ческая ха¬рактеристика преступления представляет собой систему кримина-листически значи¬мых признаков совершенного преступления проявляющихся в особенностях, т.е. эле¬ментах криминалистической характеристики (способ, место, время, мотивы совер¬шенного преступления и т.д.). Совершенно справедливо было замечено P.C. Белки¬ным, что все элементы криминалистической характеристики должны представлять собой систему и находиться в закономерных связях между собой. Думается, что следует согласиться с мнением Г.А. Густова относительно необ¬ходимых свойств, криминалистической характеристики преступлений, в число кото¬рых входит: • описание отдельных элементов системы преступления и их внутренних связей; • описание внешних связей системы; • характеристика криминалистических закономерностей системы пре-ступления. Основываясь на этой точке зрения, а также исходя из того, что психи-ческая деятельность субъекта детерминирует его физическую деятельность, определим ос¬новные элементы криминалистической характеристики риту-альных убийств: 1. Сведения о типичных личностных особенностях потерпевших и пре-ступников. 2. Типичные мотивы и цели совершения преступления. 3. Способы подготовки, совершения и сокрытия преступления. 4. Орудия и средства совершения преступления. 5. Место совершения преступления. 6. Время совершения преступления. 7. Типичная следовая обстановка на месте совершения преступления. Таким образом, описание вышеприведённых элементов и закономерных взаи¬мосвязей между ними на основе анализа следственной практики, специальной лите¬ратуры и т.д., позволит создать информационно-криминалистическую модель совер¬шенного ритуального убийства, представляющую собой объективное описание свойств и существенных признаков преступления, находящих отражение в реальной действительности. Личность потерпевшего имеет большое значение в расследовании убийств, т.к. именно данные о личности потерпевшего позволяют во многом определить мотив и цель совершенного преступления, а следовательно, установить круг подозреваемых лиц, что в целом позволяет выдвигать и рассматривать версии о совершенном престу¬плении. Говоря о совершении убийств с признаками исполнения ритуала рели-гиозного характера, данные о личности жертвы имеют огромное криминалистическое значе¬ние, позволяющее следователю при правильном исследовании и анализе информации, относящейся к личности потерпевшего, установить личность преступника. Анализ практики расследования уголовных дел об убийствах ритуаль-ного характера позволяет классифицировать потерпевших по следующим категориям: 1. Лица, имеющие отношения к членам секты или к организациям сатанинского толка: лица, вступавшие в организацию сатанинского толка. Иногда некоторых людей принимают (посвящают) в члены секты для использования их в качестве жертвы совершения убийства ритуального характера, причём принимаемый пребывает в неведении относительно своего предназначения в секте; лица, состоявшие в организациях сатанинского толка. В этом случае убий-ство жертвы происходит путём совершения ритуала мести или наказания за, например, желание покинуть организацию; лица, являющиеся знакомыми, друзьями членов организаций сатанинского толка. Подобного рода потерпевших заманивают обманным путём на место совершения ритуального убийства, иногда используя предлог поучаствовать или посмотреть на исполнение «безобидного» сатанинского ритуала. 2. Лица, не имеющие отношения к членам секты и организации сатанинского толка. Такими потерпевшими могут быть православные свя-щеннослужители, а также священнослужители католической церкви и т. д. При расследовании совершения убийств этих лиц, следствием в обязатель-ном порядке должна выдвигаться версия о совершении убийства ритуального характера. 3. Лица, похищенные для совершения ритуала религиозного характера по умерщвлению жертвы. В этой категории нужно выделить несовершеннолетних, в частности малолетних мальчиков, так как определенный пол и возраст жертвы могут придавать ритуалу особый магический смысл; 4. Лица без определённого места жительства. В случае установления при расследовании убийств, сведений об обстоятельст¬вах исчезновения потерпевшего, образе его жизни, о его связях и взаимоотношениях с окружающими лицами достаточных для того, чтобы выдвинуть версию о совершении убийства с признаками исполнения ритуала религиозного характера. Например, если потерпевший являлся членом организации сатанинского толка, собирался пройти по¬священие или у пего был знакомый, состоящий в такого рода организации, а кроме этого, исчезновение совпадает с определенной датой, имеющее определённое ритуальное значение, то это даёт полное основание разрабатывать версию о совершении ритуального убий¬ства. В дальнейшем, на основе знаний типичных способов подготовки, совершения, сокрытия и типичных мест, времени, орудий и средств совершения убийств ритуаль¬ного характера, а также типичных черт личности преступника следователь может проводить действия поискового и идентификационного характера. Данные о личности преступника (преступников). Определение личностных характеристик преступника, исповедующего идеологию культа Сатаны и совершив¬шего ритуальное убийство, представляет собой сложную, многоаспектную научную проблему, включающую использование знаний психологии, психиатрии, религиове¬дения. Личность преступника как элемент криминалистической характеристики пред¬ставляет собой понятие, выражающее сущность лица - сложный ком-плекс характери¬зующих его признаков, свойств, связей и отношений, его нравственный и духовный мир, взятые в развитии, во взаимосвязи с социальными и индивидуальными жизнен¬ными условиями, в той или иной мере повлиявшими па выбор способа, орудий, средств и места совершения ритуального убийства. При расследовании убийств с признаками совершения ритуала сата-нинского толка следователю необходимо иметь в виду, что преступление может быть совершено одним лицом, группой лиц и организованной группой - сектой. Иными словами, ритуальные убийства могут совершаться единичным и коллективным субъектом.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 59 страниц
2200 руб.
Дипломная работа, Право и юриспруденция, 53 страницы
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg