Онлайн поддержка
Все операторы заняты. Пожалуйста, оставьте свои контакты и ваш вопрос, мы с вами свяжемся!
ВАШЕ ИМЯ
ВАШ EMAIL
СООБЩЕНИЕ
* Пожалуйста, указывайте в сообщении номер вашего заказа (если есть)

Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИССЕРТАЦИЯ, ЭКОНОМИКА

Региональные аспекты техногенных направлений в развитии экономики «общества потребления» на примере ФРГ

irina_krut2019 3780 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 126 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 06.01.2020
Объектом исследования выступают экономические отношения «общества потребления» Германии. Предметом исследования является региональные аспекты техногенных направлений экономики ФРГ. Цель исследования заключается в оценке влияния региональных аспектов техногенных направлений на развитие экономики «общества потребления» Германии. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Изучение региональных особенностей становления «общества потребления» в Германии. 2. Анализ особенностей формирования техногенных направлений экономики в Германии на современном этапе. 3. Исследование структурно-территориальных изменений техногенных направлений современной экономики ФРГ. Источниковая база исследования представляет собой обширный круг источников. Она включает в себя: официальные документы Европейского Союза – «Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов. Европа 2020» и «Стратегия высокотехнологичного развития 2020» ; материалы с официальных сайтов таких организаций, как Статистическая служба Европейского союза (ЕВРОСТАТ) , Департамент Статистики Организации Объединенных Наций , Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) , Европейский фонд регионального развития , Министерство экономического сотрудничества и развития Германии , Федеральное министерство экономики и труда Германии , Министерство образования, науки, исследований и технологии Германии ; материалы статистических служб Германии как Федеральное ведомство статистики ФРГ , Федеральное статистическое управление DESTATIS , Информационное агентство Information Agency InterRight , Сайт статистический информации Trading Economics.com , Информационный портал Германии . Теоретической базой исследования послужили литературные труды и публикации отечественных и зарубежных авторов в области экономической теории, микроэкономического анализа экономики зарубежных стран, а также авторов, исследовавших вопросы экономики Германии. Степень изученности темы. В настоящее время Германия является лидером на европейском континенте в области развития экономики путем инновационных преобразований. Однако существует не так много методической литературы, рассматривающей именно региональные аспекты техногенных направлений применительно к «обществу потребления», которое складывается на протяжении XXI века в развитых странах. На сегодняшний день эта тема освещается только в виде статей в различных бизнес- и академических журналах. Непосредственно, стратегия и направления модели экономики с уклоном в инновационные разработки можно проанализировать только после раскрытия деятельности немецких компаний с помощью официальных открытых источников. Методологическая база исследования. В выпускной квалификационной работе используются как общенаучные, так и частнонаучные методы исследования. Из общенаучных методов были использованы: метод анализа и синтеза, обеспечившие понимание сущностных характеристик предмета исследования, метод моделирования, с помощью которого был совершен прогноз на развитие дальнейшей деятельности, системный подход, позволивший рассмотреть объект исследования с точки зрения системы, выявив ее компоненты, охарактеризовав структуру их взаимосвязей и моделей взаимодействия с внешней средой. Среди методов эмпирического исследования были использованы методы описания и сравнения, наблюдения, позволившие изложить и систематизировать фактические данные исторической направленности исследования. В работе также применялись частнонаучные методы исследования: контент-анализ официальных документов и публикаций средств массовой информации, ивент-анализ происходящий событий и процессов на определенном периоде времени, свод-анализ сильных и слабых сторон экономики «общества потребления» Германии. Хронологические рамки исследования включают в себя период с конца XX века до настоящего времени с акцентом на современный этап, начавшийся активным выходом Германии на европейскую и международную арену как экономического лидера среди других стран. Хронологические рамки охватывают территорию современной ФРГ. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена изучению региональных особенностей становления «общества потребления» как социальной тенденции XX-XXI столетия в Германии. В данной главе будет рассмотрена социально-экономическая эволюция «общества потребления» на этапе глобальных перемен в западно-европейском регионе. Вторая глава посвящена анализу особенностей формирования техногенных направлений экономики как вектора развития современного «общества потребления», а также уровня развития промышленного сектора Германии. Третья глава посвящена исследованию структурно-территориальных изменений техногенных направлений и региональным формам инновационной политики современной экономики ФРГ.
Введение

В конце ХХ – го начале XXI века процессы глобализации экономики происходили все более активно в связи с увеличением взаимозависимости между странами ввиду расширения рынков за пределы государственных границ. Характерными чертами этих процессов были миграция трудовых ресурсов, расширение международной торговли, рост инвестиционных потоков, развитие туризма и другие признаки переплетения экономик стран. Глобализация экономических связей, расширение региональной и мировой экономической интеграции в различных ее проявлениях принесли с собой изменение позиций определенных государств, а именно, лидеров в мировой экономике, в международном разделении труда и в системе мирохозяйственных связей. В первую очередь это относится к развитым странам, как Федеративная Республика Германии, экономическое развитие которой влияет на состояние экономики как региона, в котором базируется само государство, так и на экономику других стран, являющихся партнерами Германии и, в итоге, на мировую экономику в целом. Актуальность темы обусловлена значительной ролью экономики Германии, как на региональном, так и на мировом рынке. На сегодняшний день ФРГ, бесспорно, относится к одному из лидеров Европейского союза, государству, оказывающему непосредственное влияние на современные экономические и политические процессы, как на европейском континенте, так и в мире. Её называют локомотивом Европы. По основным макроэкономическим показателям ФРГ находится в пятерке ведущих стран мира. Германия – это пример успешной, динамичной экономики, которая выдерживает мировые кризисы, постоянно обновляет товары и услуги, является вторым мировым экспортером, продавая более 40% произведенной продукции. Федеративная Республика является сильным социальным государством, которое обеспечивает высокий уровень благосостояния своего населения. Неслучайно в немецкой литературе используется понятие «модель Германии», которая претендует на представительство сбалансированной, динамично развивающейся экономики. Развитая экономика обеспечивает ей первое место в Европе и влиятельные позиции в мире. Одна из главных задач современной Германии – обеспечить более высокий экономический рост путем увеличения финансирования инновационных разработок, развития техногенных направлений в экономики «общества потребления», повышения образовательного уровня и привлечения высококвалифицированных кадров.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» 1.1. «Общество потребления» как социальная тенденция XX-XXI столетия 1.2. Социально-экономическая эволюция «общества потребления» на этапе глобальных перемен в западно-европейском регионе ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ЭКОНОМИКИ 2.1. Анализ уровня развития промышленного сектора Германии 2.2. Техногенные направления как вектор развития современного «общества потребления» ГЛАВА III. СТРУКТУРНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ТЕХНОГЕННЫХ НАПРАВЛЕНИЙ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ ФРГ 3.1. Основные направления развития территориальной экономики ФРГ 3.2. Региональные формы инновационной политики ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы

1. Сообщение Комиссии Европейскому парламенту, Совету, Экономическому и социальному комитету и Комитету регионов. Европа 2020 [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/902168991 2. Стратегия высокотехнологичного развития 2020 [Электронный ресурс]. - URL: http://hightech-strategie.de. 3. Федеральное ведомство статистики Германии [электронный ресурс]. – URL: https://www.destatis.de/DE/Startseite.html 4. Министерство экономического сотрудничества и развития Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bmz.de/de/index.html 5. Федеральное министерство экономики и труда Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwi.de/Navigation/DE/Home/home.html 6. Министерство образования, науки, исследований и технологии Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmbf.de 7. Министерство экономики и технологии Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwi.de/Navigation/DE/Home/home.html 8. Федеральное министерство экономики и энергетики Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwi.de/Navigation/DE/Home/home.html 9. Государственный венчурный фонд Германии [электронный ресурс]. – URL: https://startupnetwork.ru/news/germaniya-zapuskaet-gosudarstvennyy-venchurnyy-fond.html 10. Статистическая служба Европейского союза (ЕВРОСТАТ) [электронный ресурс]. – URL: https://ec.europa.eu/eurostat. 11. Департамент Статистики Организации Объединенных Наций [электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/development/desa/ru/about/desadivisions/statistics.html. 12. Европейский фонд регионального развития [Электронный ресурс]. – URL: https://northsearegion.eu 13. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [электронный ресурс]. – URL: http://www.oecd.org 14. Информационное агентство Information Agency InterRight [Электронный ресурс]. – URL: http://www.inright.ru/news/id_1402 15. Сайт статистический информации Trading Economics.com [Электронный ресурс]. - URL: http://www.tradingeconomics.com/germany/indicators 16. Доклад Дементьева А.В. об развития немецкого автомобилестроения [Электронный ресурс]. – URL: http://www.aae-press.ru/j0050/art004.htm 17. Информационный портал Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.germania-online.ru/oekonomie.html 18. Глобальный официальный сайт компании Ford [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ford.com 19. Глобальный официальный сайт компании Ford [Электронный ресурс]. – URL: https://www.ford.com 20. Компания «Eickhoff Bergbautechnik» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.eickhoff-bochum.de/ru 21. Официальный глобальный сайт «Порше» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.porsche.com 22. Официальный сайт «Ауди» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.audi.com/en.html 23. Официальный сайт «Ауди» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.audi.com/en.html 24. Официальный сайт «БМВ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwgroup.com/en.html 25. Официальный сайт «БМВ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwgroup.com/en.html 26. Официальный сайт «БМВ» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.bmwgroup.com/en.html 27. Официальный сайт «Даймлер-Крайслер» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.daimler.com/en 28. Официальный сайт «Мереседес-Бенц» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mercedes-benz.ru/passengercars.html 29. Официальный сайт «Опель» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.opel.com 30. Официальный сайт «Опель» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.opel.com 31. Официальный сайт «Саламандер» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.salamander.ru 32. Официальный сайт «Сименс» [Электронный ресурс]. – URL: https://new.siemens.com/global/en.html 33. Официальный сайт Volkswagen [Электронный ресурс]. – URL: http://www.volkswagenag.com 34. Официальный сайт Volkswagen [Электронный ресурс]. – URL: http://www.volkswagenag.com 35. Официальный сайт Баварии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bayern.de 36. Официальный сайт Баварии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bayern.de 37. Официальный сайт Баварии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bayern.de 38. Официальный сайт Баден-Вюртемберг [Электронный ресурс]. – URL: https://www.baden-wuerttemberg.de/de/startseite 39. Официальный сайт Баден-Вюртемберг [Электронный ресурс]. – URL: https://www.baden-wuerttemberg.de/de/startseite 40. Официальный сайт Бранденбург [Электронный ресурс]. – URL: https://www.brandenburg.de/de/portal/bb1.c.473964.de 41. Официальный сайт Гессен [Электронный ресурс]. – URL: https://www.hessen.de 42. Официальный сайт компании Jenoptik AG [Электронный ресурс]. – URL: https://www.jenoptik.com 43. Официальный сайт Мекленбург- Передняя Померания [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mecklenburg-vorpommern.de/startseite 44. Официальный сайт правительства земли Нижняя Саксония [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ru.niedersachsen.de/startseite 45. Официальный сайт правительства земли Нижняя Саксония [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ru.niedersachsen.de/startseite 46. Официальный сайт регионального союза «Рур» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rvr.ruhr 47. Официальный сайт регионального союза «Рур» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rvr.ruhr 48. Официальный сайт регионального союза «Рур» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rvr.ruhr 49. Официальный сайт регионального союза «Рур» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.rvr.ruhr 50. Официальный сайт Саар [Электронный ресурс]. – URL: https://www.saarland.de 51. Официальный сайт Саар [Электронный ресурс]. – URL: https://www.saarland.de 52. Официальный сайт Саксонии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.sachsen.de 53. Официальный сайт Саксония-Анхальт [Электронный ресурс]. – URL: https://web.archive.org/web/20070901162322/http://www.sachsen-anhalt.de/LPSA/index.php?id=l_ru 54. Официальный сайт Северный Рейн-Вестфалия [Электронный ресурс]. – URL: https://www.land.nrw 55. Официальный сайт Тюрингии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.thueringen.de 56. Официальный сайт университета Гейдельберг [Электронный ресурс]. – URL: https://www.uni-heidelberg.de 57. Официальный сайт Шлезвиг-Гольштейн [Электронный ресурс]. – URL: https://www.schleswig-holstein.de/DE/Home/home_node.html 58. Фонд Штайнбайса [Электронный ресурс]. – URL: https://www.steinbeis.de/en 59. Экономика федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн [Электронный ресурс]. – URL: https://www.dw.com/ru/шлезвиг-гольштейн 60. Экономические районы Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://german-guide.ru/ekonomicheskie-rajony-germanii 61. Ведущие отрасли в Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2014/09/11/1754-2/ 62. Ведущие отрасли в Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://neuezeiten.rusverlag.de/2014/09/11/1754-2 63. Германия встаёт и падает [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/business/2014/10/06/6250577.shtml 64. Ключевые показатели инновационного развития по методике ОЭСР [Электронный ресурс]. - URL: http://stats.oecd.org 65. Лёгкая промышленность Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://german-guide.ru/legkaya-promyshlennost-germanii/ 66. Патенты в Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://www.deutschland.de/ru/topic/ekonomika/patenty-naskolko-peredovoi-avlaetsa-germania 67. План Маршалла [Электронный ресурс]. – URL: http://whatismoney.ru/plan-marshalla 68. Промышленность Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.de-web.ru/article/read/Promishlenost_Germanii.html 69. Промышленность федеративной республики Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://allnations.ru/germaniya/avtomobilnaya-promyshlennost-germanii.html 70. Региональные аспекты государственной инновационной политики [Электронный ресурс]. – URL: http://investicii-innovacii.ru/Regionalnye-aspekty-gosudarstvennoy-innovatsionnoy-politiki-670.html 71. Состояние экономики ФРГ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ereport.ru/articles/weconomy/german.htm 72. Степин B. C. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий [электронный ресурс]. - URL: http://gtmarket.ru/laboratory/basis/5362 73. Химическая промышленность Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://promvesti.com/ximicheskaya-promyshlennost-germanii/ 74. Экономические районы Германии [Электронный ресурс]. – URL: https://german-guide.ru/ekonomicheskie-rajony-germanii 75. Экономическое развитие Германии [Электронный ресурс]. – URL: http://www.bibliotekar.ru/rGeo/15.htm 76. Statistisches Bundesamt. DESTATIS [электронный ресурс]. – URL: https://www.destatis.de/DE/Startseite.html 77. Bayerisches Staatsministerium fur Wirtschaft, Infrastruktur, Verkehr und Technologie (StWIVT) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.stmwi.bayern.de 78. Allianz Bayern Innovativ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.allianzbayerninnovativ.de 79. Allianz Bayern Innovativ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.allianzbayerninnovativ.de 80. Bayerisches Staatsministerium fur Wirtschaft, Infrastruktur, Verkehr und Technologie (StWIVT) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.stmwi.bayern.de 81. Economic Report of the President 2011 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.whitehouse.gov/administration/eop/cea 82. HighTech Offensive Bayern [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/46549884_Die_High-Tech Offensive_im_Freistaat_Bayern 83. Konsum [электронный ресурс]. – URL: https://www.planet-wissen.de/gesellschaft/wirtschaft/konsum 84. Neue Impulse fur Innovation und Wachstum. 6 Milliarden Euro-Programm fur Forschung und Entwicklung [Электронный ресурс] - URL: www.bmbf.de/pub/6mrd-programm.pdf. 85. Offensive Zukunft Bayern [Электронный ресурс]. – URL: https://opacplus.bsb-muenchen.de/metaopac/search?View=default&db=100&id=BV010094941 Литература 86. «Невидимая рука» рынка / под редакцией Дж. Итуэлла, М. Милгейта, П. Ньюмена. — М.: ГУ ВШЭ, 2009. - 408 с. 87. Адам Смит // Всемирная история экономической мысли / под ред. В. Н. Черковец. — М.: Мысль, 1988. — 574 с. 88. Аристотель. Политика. / пер. С. А. Жебелева // Сочинения в 4-х томах. - М.: Мысль, 1983. - Т.4. – 542 с. 89. Балашова С.А. Оценка влияния государственной системы финансирования НИОКР на предпринимательский сектор (на примере стран ОЭСР) / С.А. Балашова // Прикладная эконометрика. - 2015. - № 2. - С. 64–82. 90. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / З.Бауман. - М.: Весь мир, 2004. – 178 с. 91. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества / З.Бауман. - М.: Весь мир, 2004. – 178 с. 92. Беккер Г. Человеческое поведение: экономической подход. Избранные труды по экономической теории / Г. Беккер. - М.: ГУ-ВШ, 2003. – 302 c. 93. Бодрийяр Ж. Общество потребления /Ж. Бодрийяр. – М.: Рудомино, 1999. – 245 с. 94. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с. 95. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с. 96. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с. 97. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с. 98. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. - М.: Республика, 2006. - 269 с. 99. Бодрийяр Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр // пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с. 100. Бодрийяр Ж. Система вещей / пер. с фр. С. Зенкина. - М.: Рудомино, 1999. - 224 с. 101. Валлерстайн И. Конец знакомого мира. Социология ХХI века /И. Валлерстайн. – М.: Прогресс, 2009 – 476 с. Эрхард Людвиг // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — С. 245. 102. Вебер М. Избранные произведения / М.Вебер.- М.: Академия, 1990. - 808с. 103. Вебер М. Протестанская этика и дух капитализма / М.Вебер. – М.: Директ-Медиа, 2016. – 178 с. 104. Веблен Т. Теория праздного класса / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. – 214 с. 105. Веблен Т. Теория праздного класса. / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. – 214 с. 106. Веблен Т. Теория праздного класса. / Т. Веблен. - М.: Прогресс, 1984. – 214 с. 107. Гасанов М.А. Влияние технологических сдвигов на структурные трансформации мировой и российской экономики / М.А. Гасанов // Вестник Томского государственного университета. Экономика. - 2009. - № 6. – С. 34-37. 108. Глобалистика: Международный междисциплинарный энциклопедический словарь. – СПб: ИД «Питер», 2006. - 1160 с. 109. Гордеев В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации / В.В. Гордеев. - М.: Высшая школа, 2008. - 408 с. 110. Грибовский А.В. Механизмы государственной поддержки малого инновационного бизнеса за рубежом / А.В. Грибовский // Наука. Инновации. Образование. - 2014. - № 16. - С. 205–221. 111. Гусева С. В. Консюмеристский дискурс как интеракционная модель социальной коммуникации (к определению понятия)/ С. В. Гусева // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2011. – № 5 (58). - С. 313–320. 112. Демиденко Э.С. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы / Э.С. Демиденко. - М.: Красанд, 2010. - 288 с. 113. Демиденко Э.С. Философия социально-техногенного развития мира / Э.С. Демиденко. - Брянск: БГТУ, 2011. - 388 с. 114. Демиденко Э.С., Дергачева Е.А. Техногенное развитие общества и трансформация биосферы. М.: Красанд, 2010. 288 с. 115. Дергачева Е. А. Техногенное общество и противоречивая природа его рациональности / Е.А. Дергачева. - Брянск, 2005. – 342 с. 116. Дергачева Е.А. Особенности глобальной техносферизации биосферы Век глобализации / Е.А. Дергачева. - 2011. - №2. - С.53-61. 117. Дергачева Е.А. Тенденции и перспективы социотехноприродной гло-бализации / Е.А. Дергачева. - М.: Либроком, 2009. - 232 с. 118. Дергачева Е.А. Техногенность и ее идейное содержание // Вестник Брянского государственного технического университета. 2009. №2. С.167-173. 119. Дергачева Е.А. Философия техногенного общества / Е.А. Дергачева. - М.: Ленанд, 2011. - 216 с. 120. Зиммель Г. Мода / Г. Зиммель. -М. Избранное, 1996.- Т. 2.- 213с. 121. Ильин В. И. Общество потребления как форма капиталистического развития / В.И.Ильин // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. – 486 с. 122. Ильин В. И. Общество потребления как форма капиталистического развития / В.И.Ильин // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. – 486 с. 123. Ильин В. И. Общество потребления как форма капиталистического развития / В.И.Ильин // Материалы III Всероссийского социологического конгресса. - М.: Институт социологии РАН, Российское общество социологов, 2008. – 486 с. 124. Ильин В.И. Общество потребления: теоретическая модель и российская реальность / В.И. Ильин // Мир России. - 2005. - № 2. – С. 43-48. 125. Коростелина К.В. Психологические проблемы изучения потребительского поведения (на примере рынка туристских услуг) / К.В. Коростелина, Е.А.Тимохина, И.В. Попова // Журнал практического психолога. - 2008. - № 1. - С. 67—78. 126. Крылов Д.А. Техногенная цивилизация и культура: основные тенденции развития в современном контексте / Д.А. Крылов // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 6. – С. 34-36. 127. Маркс К. Капитал (I том) /К.Маркс, Ф. Энгельс // Государственное издательство политической литературы. – М.: Академия, 1960. – 452 с. 128. Маркузе Г. Одномерный человек / Г.Маркузе. - М.:Ермак, 2003. – 336 с. 129. Матюшок В.М. Тернистый путь к инновационной экономике / В.М. Матюшок // Вестник РУДН. Сер. Экономика. - 2011. - № 5. - С. 141–157. 130. Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует и чему учит /под ред. А.И.Марковой. - М.: Академия, 1995. - С. 148-153. 131. Морозов В.В. Кризис техногенной цивилизации и альтернативы будущего /В.В. Морозов // Международное научное периодическое издание «Новая наука: от идеи к результату». – Стерлитамак, 2016. – С. 206 -210. 132. Новиков А.С. Анализ применения понятий «техногенный», «техногенная культура», «техногенное общество» в философии и общественных наука / А.С. Новиков // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - Санкт-Петербург: Информационный издательский учебно-научный центр «Стратегия будущего», 2014. - № 66. – С. 11-13. 133. Овруцкий А.В. Феноменология общества потребления / А.В. Овруцкий // Общество. Среда. Развитие. - 2011. - № 1. - С. 127–131. 134. Орешников А. Институциональные аспекты развития и взаимодействия национальных инновационных систем стран Европейского союза / А. Орешников // Журнал международного права и международных отношений. — 2006. - №2. – С 32-34. 135. Пискулова Н.А. Экология и глобализация / Н.А. Пискулова. - М.: МГИМО, 2010. - 210 с. 136. Сериков С.Г. Концепция устойчивого развития: теоретический аспект // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4 (117). С. 36–40. 137. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. – 1989. – №10. – С. 3-18. 138. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. – 1989. – №10. – С. 3-18. 139. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации / В.С. Степин // Вопросы философии. – 1989. – №10. – С. 3-18. 140. Степин В.С. Типы цивилизационного развития / В.С.Степин. – М.: Академия, 2006. – С. 986-987. 141. Стратегии развития старопромышленных городов: международный опыт и перспективы в России / под ред. И. Стародубровской. – М.: Изд-во Института Гайдара, 2011. – 248 с. 142. Туган-Барановский М. И. Смит Адам /М. И. Туган-Барановский// Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб.: Академия, 1990. – 498 с. 143. Удальцова Н.Л. Инновационное предпринимательство как элемент национальной системы / Н.Л. Удальцова // Инновационная наука. - 2015. - №7. - С.158-161. 144. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Минск: Харвест, 2004. – 341 с. 145. Фромм Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. - Минск: Харвест, 2004. – 341 с. 146. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.:АСТ, 2007. - 320с. 147. Фромм Э. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.:АСТ, 2007. - 320с. 148. Храпов С.А. Культурное сознание в информационную эпоху /С.А. Храпов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. – № 11-2 (61). – С. 196-198. 149. Цветкова О. Л. Эволюция потребления: от Аристотеля до постмодерна / О.Л.Цветкова // Ярославский педагогический вестник. – 2015. - №3. – С. 12. 150. Цепелев О.А. Условия формирования и развития инвестиционного потенциала региона // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2016. - № 5 (287). - С. 28–37. 151. Atlas of Shrinking Cities / Edited by Philipp Oswalt and Tim Rieniets – Hatje/Cantz. Ostfildern, 2006. – 321 p. 152. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures / J. - N.Y., Delhi: SAGE Publications, 2013. – 289 p. 153. Baudrillard J. The Consumer Society: Myths & Structures / J. Baudrillard. - N.Y., Delhi: SAGE Publications, 1998. – 573 p. 154. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures / J. - N.Y., Delhi: SAGE Publications, 2013. – 289 p. 155. Baudrillard J. The Consumer Society. Myths & Structures / J. - N.Y., Delhi: SAGE Publications, 2013. – 289 p. 156. Bauman Zygmunt. Leben als Konsum / Zygmun Bauman. – Hamburg: Hamburger Edition, 2009. – 574 s 157. Bayer A. Leistung und Lebensqualitat / A. Bayer // Hanns-Seidel-Stiftung: Bayern. – Munchen: Portrait eines Freistaats, 1991. - S. 136–141. 158. Belitz H. Volkswirtschaftliche Bedeutung der Technologie- und Innovationsforderung im Mittelstand / H. Belitz. - Berlin: DIW, 2012. – 284 s. 159. Benz A., Meincke A. Sub-National Government and Regional Governance in Germany// State and Local Government Reforms in France and Germany: Divergence and Convergence. - Wiesbaden: VS Verlag fur Sozilalwissenschaften, 2006. - P. 59–74. 160. Benz A., Meincke A. Sub-National Government and Regional Governance in Germany// State and Local Government Reforms in France and Germany: Divergence and Convergence. - Wiesbaden: VS Verlag fur Sozilalwissenschaften, 2006. - P. 59–74. 161. Berg H. Industriepolitik / H. Berg // Handbuch Europaische Wirtschaftspolitik. - Munchen: Vahlen, 1998. - S. 849–943. 162. Brewer J. Was konnen wir aus der Geschichte der fruhen Neuzeit fur die moderne Konsumgeschichte lernen / J. Brewer. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 2000. – 311 s. 163. Bross U. Socio-economic analysis of North-Rhine-Westphalia /Joint research project INCO-COPERNICUS. - Wiesbaden: Working papers, 2000. – 432 p. 164. Galbraith John Kenneth. The Affluent Society / John Kenneth Galbraith. - Munchen, 2013. – 511 s. 165. Hellmann Kai-Uwe. Der Konsum der Gesellschaft. Studien zur Soziologie des Konsums / Kai-Uwe Hellmann. – Wiesbaden: Verlag fur Sozialwissenschaften, 2013. – 453 s. 166. Hottenrott H. Innovative Capability and Financing Constraints for Innovation: More Money, More Innovation? / H. Hottenrott //The Review of Economics and Statistics, 2012. 345 p. 167. Hulskamp N. Forderung unternehmerischer. Innovation in Deutschland / N. Hulskamp. - Muenich: Roman Herzog Institute, 2006. – 52 s. 168. Hulskamp N. Forderung unternehmerischer. Innovation in Deutschland / N. Hulskamp. - Muenich: Roman Herzog Institute, 2006. – 52 s. 169. Koch M. Vom Strukturwandel einer Klassengesellschaft / M.Koch. – Munster: Westfalisches Dampfboot, 1994. – 225 s. Baudrillard Jean. Die Konsumgesellschaft. Ihre Mythen, Ihre Strukturen / Jean Baudrillard. – Wiesbaden: Springer VS, 2014. – 573 s. 170. Koch M. Vom Strukturwandel einer Klassengesellschaft / M.Koch. – Munster: Westfalisches Dampfboot, 1994. – 225 s. 171. Konig Wolfgang. Geschichte der Konsumgesellschaft / Wolfgan Konig. – Stuttgart: Steiner, 2014. – 344 s. 172. Mauer B. Innovationweltmeister / B. Mauer. - Weinheim: Wiley-VCH Verlag GmbH & Co. KgaA, 2011. - 374 s. 173. North M. Genuss und Gluck des Lebens / M. North. - Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1990. – 275 s. 174. Steden S. Das System der Finanzierung von Technologieentwicklung am Beispiel der Photovoltaik- Industrie / S. Steden. – Wiesbaden: Springer VS, 2015. – 374 p. 175. Zukunft Bayern 2020 - Nachhaltige Politik fur Kinder, Bildung und Arbeit. Megatrends und ihre bessere Nutzung durch Wirtschaft und Wissenschaft. – Munchen: Vgl. Henzler, 2007. – 201 s.
Отрывок из работы

ГЛАВА I. РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ «ОБЩЕСТВА ПОТРЕБЛЕНИЯ» 1.1. «Общество потребления» как социальная тенденция XX-XXI столетия Уже более пятидесяти лет в центре внимания и изучения со стороны, экономической, политической, социологической наук, находится понятие «общество потребления». Этот социальный феномен XX-XXI столетия, является основной, если не главной чертой современного общества. Потребительская эпоха настоящего времени оказывает воздействие на каждого отдельного человека посредством рекламы и средств массовой информации, формирующих ориентир на потребление, который, в свою очередь, трансформируется в стиль жизни. Именно постоянное потребление обеспечивало каждому человеку поддержание его жизни. Исходя из этого, складывается социальная тенденция – «потребительство», которая проявляется и развивается вместе с эволюцией общественной жизни. С одной стороны, термин «потребление» представляет собой особый тип отношений, который формирует определенную культуру; совокупность только материалистических норм и ценностей, в основе которых заложено приобретение благ и применение их для демонстрации статуса и успеха. С другой стороны, потребление является движением общественных или государственных организаций, которые выступают за предоставление потребителям расширенных прав, а также за возможность влияния на продавцов и производителей, гарантию высокого качества товаров и услуг для потребления . В XX столетии массовое индустриальное производство и экспансия развитого капитализма преобразовало социум в «общество потребления». Потребление рассматривается как центральный компонент современной экономической системы. Шотландский экономист, один из основоположников экономической теории как науки Адам Смит даже назвал потребление «единственной причиной для ведения бизнеса» . Современное общество рассматривают с точки зрения потребления не в силу того, что человечество обладает большими возможностями для питания, чем прошлое поколение или имеют в своем распоряжении значительное количество технических средств, или не потому, что могут без особых усилий удовлетворить физические потребности. Вся совокупность благ и уровень удовлетворенности потребностей представляют собой только возможность для возникновения потребления, а не его основу. Следовательно, потребительское поведение можно рассматривать как «нацеленную на удовлетворение потребностей деятельность во временной промежуток, включающий в себя этапы с начала формирования потребности и до момента действий потребителя после того, как он приобрел товар или воспользовался услугой» . Данное понятие является достаточно узким и не отражает в полной мере сущности поведения потребителя и потребительской культуры. Определение потребления можно выразить как «знаковую субстанцию, виртуальную целостность всех вещей и сообщений, составляющих отныне более или менее связный дискурс… деятельность систематического манипулирования знаками» . Сущность процесса потребления заключена не в возможности приобрести рекламируемый товар, а в желании это сделать. «Говоря об обществе потребления, мы имеем в виду нечто большее, чем банальный тезис о том, что все члены этого общества «потребляют»; все люди, более того, все живые существа «потребляют» с незапамятных времен» . Общество потребления является системой отношений в обществе, центральным компонентом в котором выступает индивидуальное потребление, находящееся под влиянием рынка. Этот процесс сопровождается иным отношением к «человеческим ресурсам». По словам З. Баумана, современное общество создает, в первую очередь, не сознательных граждан, а потребителей . Данный вид формирования общества представляет собой не что иное, как выражение действия сложившегося капитализма. Индивидуальное потребление в этом случае является основой капитализма наравне с производством. Однако, проходя через явные этапы развития, индивидуальное потребление изменяется под влиянием интенсивной институционализации и становится главной причиной для развития экономики государства . Во-первых, потребление индивидов является промежуточным звеном при повышении значения роли института рынка. Во-вторых, рынок не может существовать без наличия индивидуального потребления. Нельзя представить ни одно государство только с точки зрения «общества потребления», поскольку его роль в странах различается. Совокупность общественных отношений, формирующих «общество потребления», существует параллельно с другими отношениями в цивилизованном обществе. Капитализм направлен на создание и дальнейшее развитие общества потребления, но не отождествляется с ним. Общество потребления является конечным продуктом сформировавшегося капитализма . Изучение понятия «общество потребления» началось в XX веке, и связано с именами таких социологов как Г. Зиммель , М. Вебер , Э. Фромм . Ученые, рассматривающие потребительское общество на этапе его формирования, рассуждали в первую очередь о материальных предметах потребления, а не об услугах и процессах. Георг Зиммель изучал роль такого явления как мода в жизни общества. В своей теории он рассматривал моду как возможность подражения единому образцу, мода, по мнению ученого, источник подражания и потребления. Это явление проявляется индикатором классового общества – если в обществе отсутствует классовость, то моды в нем не может существовать. Внес вклад в изучение общества потребления и Карл Маркс, дав определение понятиям «товарный фетишизм» и «отчужденный труд». Культ денег – высшее проявление товарного фетишизма, деньги в условиях капитализма являются формой богатства. Вещи становятся на уровень выше людей, наделяются особыми смыслами, господствуют над людьми . Эрих Фромм в своем позднем труде «Иметь или быть» высказывается о том, что неограниченное производство, возникшее вследствие промышленной революции, породило неограниченное потребление, в котором человек видит для себя безграничную свободу, а также власть над природой . Социлоги выделяют два подхода к изучению проблемы массового потребления в обществе: - экономико-социальный подход, рассматривающий человека-потребителя как индивида, который совершает свой индивидуальный выбор. В качестве потребителя выступает человек, руководствующийся принципом стремления к обладанию благом с его максимальной полезностью. Акт потребления для человека – возможность проявить свою автономию, самостоятельность, делая выбор, независящий от других потребителей или от его предыдущего опыта . В экономической концепции потребления под благом понимается вещь, созданная с помощью труда человека. Потребности человека с позиции экономической теории потребления могут быть ограничены лишь природными ресурсами. Являясь потребителем, человек проявляет стремление к получению собственного блага. На выбор потребителя могут влиять такие факторы как изменение стоимости продукта, либо изменение дохода. Потребление благ человеком хоть и носит индивидуальный характер, но подвержено влиянию мнений тех или иных социальных групп. Такой контроль оказывает воздействие на масштабы и характер потребления. На этой основе развивается теория демонстративного потребления. Она заключается в приобретении благ, не являющихся необходимыми, а также благ, превышающих необходимое количество. Появление общества потребления связано с появлением на рынке товаров, о необходимости которых потребитель понимает с помощью рекламы, направленной на внушение человеку того, что товар является для него полезным, необходимым. Такие товары созданы удовлетворять потребность, о которой потребитель не подразумевал, пока не был знаком с рекламой товара. Предметы потребления становятся идентификаторами сообществ потребления, потребитель, делая выбор в пользу того или иного товара, независимо от его доходов, приобщает себя к определенному сообществу, или отделят себя от других сообществ. Характер благ, потребляемых человеком, не всегда определяет его настоящее социальное положение, а чаще то, в каком потребитель желает оказаться . В современном обществе имеет место суждение, что «массовое общество потребления» представляет собой финальную стадию развития индустриального общества и началом перехода к обществу постиндустриальному. Потребление начинается с желания, а не с возможности. Человек начинает потреблять тогда, когда у него появляется желание. В современном обществе потребления социально-классовые и экономические характеристики капитализма остаются в силе. Итак, экономическо-социальный подход потребления непосредственно связан с потреблением благ либо услуг; - культурологический подход является следствием развития экономической теории, в которой вещь рассматривается как символ. В процессе потребления участвуют знаки, которые человек стремится получить. Культурологический подход в изучении вопросов чрезмерного потребления описан Ж. Бодрийяром в работе «Общество потребления. Его мифы и структуры» , а также в его труде «Система вещей» . Автор рассматривает двойственность понятия «потребление»: в одном смысле потребление - необходимый жизненный процесс, направленный на удовлетворение потребностей жизнедеятельности; в другом смысле потребление - знаковый и символический способом общения между людьми. Потребление, с точки зрения ученого, оказывает свое влияние не только на вещи и предметы, но и на отношения между людьми. В современном мире человек потребляет образы, знаки, живет не действительностью, а отражением реальности, главным является зрелищность события. Большую роль в этом играют средства массовой коммуникации, делая из факта реальности образ, который человек получает, находясь от мира на определенной дистанции. В своей работе Жан Бодрийяр анализирует процесс потребления с точки зрения двух основных аспектов: - как способ коммуникации, в котором знаки и образы выступают в качестве особого средства общения; - как процесс социальной дифференциации, где потребляемые образы являются фактором объединения людей в разные социальные группы, определяющие их ценности. Первый аспект является скорее бессознательным, во втором аспекте потребление приобретает характер безграничности . Общество потребления, помимо большого количества в нем товаров и услуг, характеризуется персонализацией потребления. Именно личная направленность, и удовольствие, получаемое от нее, раскрывает одну из важных черт потребления. Под влиянием потребительской культуры в обществе происходят социальные изменения, затрагивающие индивидуально каждого индивида. Согласно Ж. Бодрийяру существуют следующие изменения: - происходит появление более свободных взаимоотношений в обществе, которое превращается в ведущий ориентир человека; - природный мир заменяется миром второй природы – вещественной; - вещи выполняют коммуникативную функцию, осуществляют связь человека с обществом, удовлетворяют потребность человека в реализации своего «Я»; - развитие системы кредитования ведет к изменению моральных принципов в обществе, устаревает принцип, направленный на удовлетворение потребностей за счет задействованных усилий, человеческого труда; - развитие маркетинга и рекламного бизнеса создают стимул не только к приобретению определенного товара, но и к потреблению в целом. Реклама наделяется моральной ответственностью за все общество, создавая мораль чистого удовлетворения . Возникновению термина «потребление» способствовало развитие капитализма, то есть те социальные явления, которые возникли вследствие его появления. В первую очередь, сформировалось массовое производство товаров общего потребления, люди получили возможность приобретать различные товары. Способствовало развитию потребительской культуры также изменение в классовой структуре общества, а именно появление «среднего класса», который обладал достаточными финансовыми возможностями для приобретения товаров и пользования услугами. Помимо финансовых возможностей, люди стали обладать большей мобильностью, появившейся вследствие сокращения рабочего дня и рабочей недели . Важным фактором при формировании общества потребления является урбанизация. Распространение городского образа жизни, массовое расширение предпринимательства и наличие конкурентной среды являются факторами, способствующими развитию неудержимого потребления. Ценностная система человека также подверглась изменениям. В новой культуре потребление выступает важной ценностью и неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Становление общества потребления происходит под влиянием определенных условий: - наличие огромного количества вещей, необходимых для удовлетворения потребностей общества за доступные деньги. Эта тенденция наметилась с момента возникновения массового производства и его активного развития, что оказало влияние на снижение цен и на возникновение расширенного ассортимента товаров. По мнению Ж. Бодрийяра, кредит послужил одним из главных факторов формирования современного общества потребления, так как представляет собой процесс регулирования спроса; - революция в торговле, которая привела к переменам в свойствах производства и выявила необходимость в изменении структуры торговли; - распространение личных свобод, индивидуального предпринимательства и свободной конкуренции. Необходимо наличие у потребителя свободного времени, которое будет направлено на покупку товаров и услуг. Появлению времени способствовало уменьшение рабочих дней и социальная мобильность населения; - урбанизация, которая привела к изменениям в экономической и социальной сферах, а именно, к росту городов, концентрирующих в себе основную часть населения; - эволюция потребительской культуры. Середина XIX века выдвигает на первое место досуг и свободное время, необходимое для потребления услуг и покупки товаров; - выход потребления за рамки религиозного контроля и влияния; - трансформация ценностей, важными характеристиками которой становятся такие возникающие общественные регуляторы сферы потребления, как этичность и мораль потребления. При этом потребление представляет собой ценность нового общества; - возникновение приемов влияния на сознание и подсознание покупателя, чтобы поддерживать потребительский спрос на высоком уровне и беспрепятственно руководить процессом потребления . Согласно В.И. Ильину, общество потребления — понятие, обозначающее систему общественных отношений, базирующихся на принципе индивидуального потребления. Обществу потребления свойственны массовое потребление материальных товаров и создание определенных ценностных установок. Общество потребления появляется как критерий формирования капитализма, характеризующегося быстрым экономическим и техническим развитием и изменениями в социальном устройстве общества (рост доходов, снижение продолжительности рабочего дня, появление свободного времени, разрушение классов, развитие промышленности) . Важные свойства общества потребления представил немецкий социолог и психолог Э.?Фромм в своем труде «Бегство от свободы» . Согласно работе ученого, можно выделить следующие характеристики потребительского общества: - быстрое увеличение предложения товаров за счет повышения производительности труда, стандартизации продуктов и усиления влияния потребителей на тип и количество производимых товаров (потребительский спрос); - усиление ориентации на потребление в обществе в целом, дифференцированное в зависимости от типа и количества потребляемых товаров; - тенденция к контролю потребления крупными доминирующими компаниями: суверенитет потребителей ограничен властью; - реклама генерирует бренды и предлагает брендовые продукты, внешний вид которых не имеет ничего общего с производством и использованием; - продукты служат источником смысла и вкуса, социально-демонстративное потребление становится символом статуса; - расширенное социальное потребление рассматривается как следствие растущей потребности в безопасности и как особенность общества потребления; - с ростом образования и доходов увеличивается прозрачность рынка, устойчивость к рекламе и появление рынков покупателей; - критика потребителей или отказ от чрезмерного потребления также считаются характерными для общества потребителей . Массовое производство доступно не только для среднего класса, который выступал основным потребителем благ массового производства, но и для всех слоев населения. Население, которое потребляет производимые блага в той или иной степени, делает это не только для удовлетворения своих физических, природных потребностей. На основании работ В. Ильина , Ж. Бодрийяра и Т.Веблена были выделены основные черты массового общества потребления: - массовое производство дает человеку возможность выбора, формирования своей индивидуальности, человек покупает не товар, а символ, отличающий его личность от общества и относящий человека к какой-либо социальной группе; - становление шоппинга как одной из форм досуга. Изменившееся структура торговых пространств вывела на первое место по популярности большие торговые центры, супермаркеты, гипермаркеты. В связи с этим поход в магазин может подразумевать под собой не только итоговый результат – покупку товара, но и иметь смысл посещения без осознания определенной цели; - свобода человека проявляется в свободе выбора; - конкуренция потребителей, вызванная конкуренцией производителей, заставляет людей видеть в приобретении предметов и вещей приобретение символов, отличающих их толпы; - бренды, влияющие на стоимость товара. Покупая товар, человек покупает символ, стоимость может складываться не только из характеристик товара, но и быть символической. Товар становится индикатором социального статуса человека, несет коммуникативную функцию; - дизайн как фактор потребительского роста на товар, выступает провокатором желания потребления, носит рекламный характер; - развитие потребительской культуры в обществе неразрывно связано с напряженными отношениями человека и окружающей среды. Постоянное производство негативно воздействует на природу, и соответственно на здоровье людей, что также способствует потреблению продуктов фармацевтического и медицинского рынка товаров и услуг. Процесс потребления представляет собой некий процесс, а не одномоментное действие, следовательно, в потребление вкладывается определенный ресурс времени. По мнению немецкого социолога Г. Маркузе , «современное общество определяет необходимую для человека деятельность, а также ценности и нормы». Из этого утверждения можно сделать вывод о том, что потребление – закономерный процесс производственной системы, выступающий необходимой общественной деятельностью. Ж. Бодрийяр писал о том, что свободное время человек тратит в большей мере на потребление, чем на наслаждение своим свободным временем, поэтому потребление можно считать частью производственного процесса. Все больше процентов людей занято в сфере услуг. В мире современных технологий человек важен больше как потребитель, чем как производитель. В современном обществе свободное время высоко ценится, а досуг является жизненно важной потребностью. Непроизводственная трата – идентификатор богатства в современном мире, процесс потребления должен сопровождаться демонстрацией богатства, публичные траты подчеркивают социальный статус потребителя . Многие социологи и общественные деятели выступают за положительное воздействие общества потребления: - потребление дало толчок появлению ответственного правительства, которое может привести к продолжительной стабильности в социуме; - у производителей существует мотивация к созданию и дальнейшему усовершенствованию новых товаров и услуг, что является двигателем прогресса; - расширенные потребности выступают для общества побуждением к зарабатыванию денег, что приводит к усердной работе, более длительной учёбе и постоянного желания повышения уровня квалификации; - стремление к потреблению способствует смягчению национальных и религиозных предрассудки, повышению терпимости; - покупка сырья и товаров из стран «третьего мира» дало толчок к развитию в них индустрии . Но, несмотря на все положительные стороны «общества потребления», есть и отрицательные черты процесса потребления: - появление у человека таких характеристик, как зависимость от потребления, полная или частичная несамостоятельность; - одной из жизненных целей каждого человека выступает потребление, при этом работа, учёба, повышение квалификации являются лишь средством для достижения этой цели; - ядро общества потребления представляют природные ресурсы, большинство из которых исчерпаемы; - общество потребления проявляется только в высокоразвитых государствах, которые используют страны третьего мира только как источник ресурсов и поставщика дешёвой рабочей силы; - снижается юридическая ответственность отдельного человека; - моральные ценности общества, направленного только на потребление не предполагают нравственное и духовное развитие человека. Это упрощает манипулирование сознанием общества . Таким образом, потребитель выступает как объект для досконального контроля как со стороны производителей товаров и услуг, так и со стороны государства. Руководящий класс, для еще большего распространения своей власти, посредством средств массовой информации регулярно воздействует на общественное сознание и укореняет социально-экономическую и политическую систему общества потребления. Тем не менее, многие ученые считают, что общество потребления на современном этапе своего развития представляет собой ничто иное, как тупиковую «ветвью» развития человечества. Помимо этого, существует угроза истощения ресурсов на Земле, что будет способствовать еще большей конкуренции между странами за ограниченные ресурсы. А это неумолимо приведет к военным конфликтам в определенных регионах, а так же к войнам мирового масштаба . Так же существует угроза нарастания социально-классовых разногласий внутри стран, которые представляют общество потребления (США, Франция, Германия и другие). Эта тенденция обозначилась еще в конце XX века, когда разрыв между бедными и богатыми слоями населения развитых стран стал проявляться в большей степени. Таким образом, принцип «капиталистической демократии», заключающийся в содействии уменьшению разрыва в доходах между «бедными» и «богатыми» слоями общества, дал трещину. В настоящий момент натиск на обычного потребителя со стороны правящего класса идет по восходящей линии. Это говорит о нахождении общества потребления на кризисной стадии.
Условия покупки ?
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7 (499) 346-70-XX
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg