ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАСЛЕДОВАНИЯ
В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ
1.1 Понятие и особенности наследования в международном
частном праве
Обеспечение в правовом государстве преемственности гражданских прав и обязанностей в современном мире является одной из гарантий стабильности гражданского оборота . Количество граждан, вовлеченных в наследственные правоотношения, объектом которых является то или иное имущество, растет с каждым годом. Это обусловлено тем, что наследование затрагивает интересы каждого человека, сохраняет неразрывную связь между поколениями, а также опосредованно способствует стабилизации и развитию гражданского оборота .
В сфере наследственных отношений традиционно именно институт нотариата выполняет функцию по приданию наследственным правам необходимой определенности и бесспорности, обеспечивая гарантии свободы завещания и его исполнимости в процессе совершения соответствующих нотариальных действий, содействуя защите интересов граждан при наследовании, обеспечивая сохранность наследственного имущества до принятия наследниками наследства.
Согласно ст. 1111 ГК РФ выделяют два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону. Действующее гражданское законодательство большое внимание уделяет исполнению завещания: уточнены, расширены и обновлены нормы, которые регулируют правовое положение такого субъекта в отношениях, связанных с наследованием, как исполнитель завещания. Исполнение завещания - это совокупность действий фактического и юридического характера, которые либо предусмотрены завещателем, либо не предусмотрены им, но необходимы для обеспечения реализации воли наследодателя, которая выражена в завещании. Правила наследования по завещанию содержатся в главе 62 третьей части ГК РФ. По общему правилу исполнение завещания осуществляют наследники по завещанию, если лицо, которое оставило завещание, не указало в нем конкретного исполнителя завещания. В настоящее время институт наследования по завещанию в Российской Федерации имеет ряд недостатков и противоречий .
Рассмотрим некоторые из них. Особый интерес на сегодняшний день вызывает вопрос о допустимости в российском законодательстве условной формы завещания, что порождает немало споров при его решении на практике.
Названные споры возникают, прежде всего, из-за несогласованности норм законодательства, а также отсутствия разъяснений судебных инстанций по данному вопросу. Условными признаются сделки, при совершении которых возникновение прав и обязанностей ставится в зависимость от обстоятельств, относительно которых неизвестно, наступят они или нет в будущем.
Следовательно, условное завещание - это односторонняя сделка, в которой наследник может получить завещанное имущество, если выполнит определенные условия наследодателя. К сожалению, данное понятие не закреплено на законодательном уровне в российском гражданском праве. Так, например, судами в процессе применения норм части третьей ГК РФ также нередко допускаются ошибки . Так, сложно разрешимыми, подчас ввиду правовых пробелов и содержательной противоречивости норм действующего законодательства, являются вопросы, связанные с принятием наследства, в том числе несовершеннолетними лицами.
Так, в ГК РФ нет норм, определяющих на случай своей смерти опекуна своим несовершеннолетним детям, в связи с чем, считаем необходимым дополнить ГК РФ статьей 1140.1. Завещание по своему изложению может быть недостаточно понятным и иногда противоречивым относительно как наследственного имущества, так и относительно наследников. Значительные сложности порождает применение норм, устанавливающих презумпцию фактического принятия наследства, а также ответственности наследников по долгам наследодателя.
Согласно законодательству Российской Федерации правом толкования завещания наделены: нотариусы, исполнитель завещания, суд. При толковании завещания принимается во внимание буквальный смысл его содержимого, при этом законодательно не предусмотрено вынесение какого-либо специального процессуального документа. Потребность в толковании завещания возникает не только при некорректности, неточности формулировок завещания, но также и при изменении состава наследственной массы на момент открытия наследства, что не всегда возможно охватить завещанием.
Особенности наследования в международном частном праве. В последнее время в практике судов, нотариусов все чаще встречаются наследственные дела с иностранным элементом. Только за последние три года согласно статистическим данным федеральными судами рассмотрено 75089 дел, из них споры о наследовании осложнёнными иностранными элементом составили 6,6% . В силу присутствия иностранного элемента этот вид отношений объективно порождает целый ряд коллизионных ситуаций, так как правовое регулирование наследственных отношений в разных государствах отличается. Несмотря на «идентичность» наследственных правоотношений в различных правовых системах государств, следует отметить, что они существенно различаются по содержанию, что обусловлено национальным режимом данных государств, устоявшимся жизненным укладом и т.д.
Следует согласиться с Живихиной И. Б., что наследственные отношения с иностранным элементом были и остаются одними из наиболее сложных в международном частном праве и «впитали» в себя особенности национального, исторического, культурного, религиозного развития, сложившиеся традиции .
Коллизионный «налет» в наследственных правоотношениях зачастую связан с неоднозначной трактовкой основных терминов, таких как: недвижимость, собственность, очередность наследников, обязательная доля и состав наследственного имущества, выморочное имущество, форме завещания и др. Указанные вопросы решаются на основе статута наследования. Наследственный статут (lex successionis) - это право государства, которое компетентно регулировать всю совокупность наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, или, по крайней мере, основную их часть .
В научной литературе существуют различные подходы к понятию наследственного статута.
Например, Будылин С. Л. определяет содержание основного понятия применительно к наследованию по закону, в частности «все вопросы, связанные с кругом наследников по закону, последовательность их призвания к наследованию, их доля в наследственном имуществе, сроки для принятия наследства, отказ в наследовании, способность быть наследником» .
В российском законодательстве право, подлежащее применению к отношениям по наследованию, иными словами, статут наследования определен в ст. 1224 ГК РФ, которая говорит нам о том, что отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место жительство, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации.
В национальном законодательстве Швейцарии «О международном частном праве» 1987 г., в статье 92 закреплено: «Право, применяемое к наследованию, определяет, из какого имущества состоит наследство, кто призывается к наследованию, кто и в какой части отвечает по долгам наследства, на какие институты наследственного права допускаются ссылки, какие меры и на каких условиях могут быть предписаны» .
Наследственный статут регламентирует в основном совокупность отношений, которые связаны с наследованием. Однако в разных странах существуют некоторые исключения из наследственного статута, например, данный термин раскрывает форму завещательного распоряжения и способность составлять завещание.
Что касается формы завещаний, то ГК РФ отвечает на этот вопрос однозначно - письменная. Завещание в соответствии со ст.1124 ГК РФ составляется в письменной форме и должно быть удостоверено нотариусом.
Между тем в законодательстве зарубежных стран форма завещания зачастую отожествляется с видом сделки.
Например, в японском праве предусматривается около десяти форм (видов) завещаний: публичное завещание, тайное завещание, собственноручное завещание и т.д. Закон Испании и Франции также предусматривает возможность составления тайных (закрытых) завещаний. В Англии, Шотландии, Германии и Австрии допускаются совместные завещания, а во Франции, Италии и Нидерландах запрещают такие завещания .
Отсюда, могут возникнуть проблемы регулирования наследственных правоотношений с иностранным элементом. Очевидно, что вопрос о форме завещания может приобрести основополагающее значение при решении всего комплекса наследственных отношений, осложненных иностранным элементом, если завещание составлено не в том государстве, где рассматривается дело о наследовании, поэтому очень часто законы многих государств не только предусматривают отдельные коллизионные нормы о форме завещания, но и многовариантное регулирование этого вопроса.
Приведем для примера немецкое право. В отношении формы завещания ст. 26 Вводного закона к Германскому гражданскому уложению предусматривает 5 альтернативных коллизионных привязок. Достаточно, чтобы форма соответствовала одному из них: закону государства, гражданином которого наследодатель находился в момент завещания или в момент смерти; закон места, в котором завещатель распорядился последней волей; право места, где наследодатель имел место жительства или обычное пребывание на момент составления акта или в момент его смерти; право места нахождения недвижимого имущества; право, которое было применено к наследственным отношениям (lex causae) . Что касается открытия наследства, то в первую очередь это юридический факт, в силу которого возникают наследственные отношения. Основанием для открытия наследства является смерть наследодателя или объявление его умершим. Например, в США используется понятие «момент открытия наследства», то есть день, час и минута. Последовательность смертей не важна, если наследник не пережил наследодателя на определенное время («часовое пережитие») .
При наличии доказательств, что одно лицо пережило другое на какое-то время, наследование происходит в обычном порядке (на основе правила «о смерти в быстрой последовательности») В российском законодательстве временем открытия наследства является момент смерти гражданина. Также вопрос определения круга наследников имеет большое значение, так как без его определения данные правоотношения не приобретают своего субъекта. К определению круга наследников и очередности их призвания применяется личный закон наследодателя, который включает в себя право страны гражданства и право страны последнего места жительства.
По мнению Волос А. А., определение круга наследников по закону основано на принципах родства, брака и национальной принадлежности завещателя .
На основе первого принципа призываются родственники умершего, второго - переживший супруг и третьего - государство, гражданином которого был завещатель или в котором он постоянно проживал.
В Германии и Швейцарии призыв родственников к наследству определяется системой «парантелл»: наследодатель и его потомки; родители умершего и их нисходящие; бабушки и дедушки по отцовской и материнской линии наследодателя и их нисходящие. Немецкое законодательство не ограничивает число парантелл. Например, наследники могут быть самыми дальними родственниками .
В Швейцарии круг наследников по закону ограничен тремя парантеллами. Выживший супруг не может быть включен ни в один из парантелл, но призван к наследству вместе с родственниками, которые являются частью первых трех парантелл, исключая из наследства всех остальных. В Англии привилегированное положение в ряду наследников по закону занимает переживший супруг. При наличии нисходящих переживший супруг имеет право на получение фиксированной денежной суммы, установление размера которой входит в компетенцию лордканцлера. Если все наследственное имущество меньше установленной денежной суммы, оно полностью переходит к пережившему супругу. Во многих государствах в наследственном праве закреплен институт недостойного наследника. Недостойные наследники отстраняются от наследования на основаниях, указанных в законе.
По законодательству Ирана объявление лица недостойным наследником осуществляется в рамках регламентации наследования по закону (варасат). Права наследования лишены иноверцы и лица, совершившие умышленное убийство наследодателя (за исключением необходимой самообороны). Не могут наследовать супруги, если в суде один из них обвинил другого в супружеской измене.
Закон Испании о наследовании определяет круг лиц, которые не имеют права наследовать, ни по закону, ни по завещанию:
? родители, которые бросили своих детей;
? родители, которые принуждали своих дочерей заниматься проституцией, или совершившие против них насилие;
? совершеннолетний наследник, который знал о том, что наследодатель умер насильственной смертью и не сообщил об этом следователям в течение одного месяца со дня смерти наследодателя;
? лица, которые оклеветали и обвинили наследодателя в совершении преступления, за которое он был приговорен к каторжным работам или пожизненному заключению;
? лица, осужденные за действия, направленные против наследодателя, его супруга, нисходящих или восходящих родственников.
При разрешении коллизий в области определения числа наследников можно столкнуться с использованием обратной ссылки, которая в разных странах решается по-разному. Например, на территории иностранного государства умер, проживающий там гражданин Российской Федерации. Иностранное право делает отсылку к российскому праву - праву страны гражданства наследодателя, а российское право - к праву страны последнего места жительства.
Таким образом, применение обратной отсылки в данной ситуации позволит защитить интересы наследников, выделенных по российскому праву. Статья 1190 ГК РФ не допускает обратной отсылки.
Однако, Аксенова А. В., пишет, что применение обратной отсылки все же оправдано с позиций необходимости защиты интересов наследников, выделенных по российскому праву. Для примера, по иностранному лица определенной степени родства с наследодателем (дяди и тети) не имеют права на наследование, а по российскому праву они являются наследниками третьей очереди.
На наш взгляд с мнением Аксеновой А. В. следует согласиться в той части, что в некоторых случаях применение обратной отсылки действительно может помочь защитить интересы российского гражданина. Однако, на наш взгляд разрешение обратной отсылки в российском международном частном праве не будет обоснованным, так как вызовет значительные затруднения при выборе права, подлежащего применению к частноправовым отношениям, осложненным иностранным элементом. При решении коллизионных вопросов о круге наследников по закону может возникнуть потребность решить вопрос, который в научной литературе называют «предварительным». Предварительный (побочный) вопрос возникает тогда, когда регулирование отношений по наследованию подчинено одной правовой системе, а предварительный вопрос, касающийся гражданского со- стояния лица, его семейного положения, родства и т.п. - иной правовой системе .
Так, указывает Комаристая Н. Ю., что предварительный вопрос может вставать при трех условиях:
первое – lex causae (законом, регулирующим существо отношения) должно быть иностранное право;
второе – коллизионная норма иностранного права в части предварительного вопроса должна указывать на иное право, чем коллизионная норма lex fori (закон страны суда);
третье – материальные последствия применения норм, указанных коллизионной нормой lex fori, должны отличаться от материальных последствий применения норм, указанных коллизионной нормой lex causae .
Возможны предварительные вопросы второй или даже третьей степени. Главный вопрос это вопрос наследования – регулируется иностранным правом, а оно признает наследственные права только за законными детьми (первый предварительный вопрос). Законность же детей может зависеть от действительности заключенного раннее брака (второй предварительный вопрос). Действительность заключенного брака зависит от действительности развода в третьем государстве одного из родителей (третий предварительный вопрос). Представляется разумным использовать в таких ситуациях коллизионные нормы lex fori.