Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Теоретические основы для создания электронного учебника.

irina_krut2019 1525 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Объектом исследования является процесс создания электронного учебника. Предметом исследования являются гипертекстовые технологии и программные средства для создания электронного учебника. Цель исследования – разработать электронный учебник для дисциплины «Основы теории информации». Для реализации цели необходимо выполнить следующие задачи: 1. Рассмотреть литературу и Интернет-источники по теме исследования. 2. Систематизировать и структурировать учебный материал по дисциплине «Основы теории информации». 3. Проанализировать требования к электронному учебнику. 4. Выбрать технологии и программные средства для создания электронного учебника. 5. Спроектировать и разработать электронный учебник. Методы исследования: ? изучение литературы по теме исследования; ? сравнительный анализ средств разработки электронных учебников; ? систематизация и структуризация теоретического материала по дисциплине «Основы теории информации».
Введение

В результате динамичного развития сферы информационных и телекоммуникационных технологий и их влияния на все аспекты жизни общества, повышается роль электронных средств обучения в образовании. В связи с этой тенденцией все более актуальной становиться проблема создания качественных электронных учебников, которые позволяют автоматизировать процесс обучения. Используемые средства гипертекста и мультимедиа (графика, анимация, видео, аудио) позволяют представить учебный материал в интерактивной и наглядной форме, обеспечить быстрое нахождение необходимой информации, а компьютерный контроль активизирует процесс познания и дает оперативную оценку уровню усвоения учебного материала обучающимися. Чтобы повысить учебную мотивацию обучающихся необходимо внедрять в образование современные информационные технологии. Одной из форм повышения эффективности обучения являются электронные учебники. В нашей работе под электронным учебником понимается компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для индивидуального и индивидуализированного обучения и позволяющее в ограниченной мере тестировать полученные знания и умения обучаемого.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические основы для создания электронного учебника 1.1. Понятие электронного учебника 1.2. Разновидности электронных учебников и требования к ним 1.3. Технологии и специализированные программные средства для создания электронного учебника 1.4. Выводы по первой главе Глава 2. Разработка электронного учебника по дисциплине «Основы теории информации» 2.1. Структура и этапы разработки электронного учебника 2.2. Использование гипертекстовой технологии для создания электронного учебника 2.3. Использование специализированной программы EBook Maestro Free для создания электронного учебника Выводы по второй главе Заключение Список литературы Приложение 1 Приложение 2
Список литературы

1. Айзекс, С. Dynamic HTML. Секреты создания интерактивных Web-страниц / С. Айзекс. – БХВ-Петербург, 2017. – 496 c. 2. Брокшмидт, К. Введение в разработку приложений для Windows 8 с использованием HTML, CSS и JavaScript [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. Брокшмидт. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 459 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100709 3. Брокшмидт, К. Пользовательский интерфейс приложений для Windows 8, созданных с использованием HTML, CSS и JavaScript [Электронный ресурс]: учебное пособие / К. Брокшмидт. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 395 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100369 4. Гаврилов, М. В. Информатика и информационные технологии. [Текст]: учебник / М. В. Гаврилов, В. А. Климов. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 383 с. 5. Гаевский, А.Ю. 100% самоучитель. Создание Web-страниц и Web-сайтов. HTML и JavaScript / А.Ю. Гаевский, В.А. Романовский. – М.: Триумф, 2017. – 464 c. 6. Дебольт HTML и CSS. Совместное использование / Дебольт, Вирджиния. – М.: НТ Пресс, 2016. – 512 c. 7. Джо, Б. Практикум по программированию на JavaScript [Электронный ресурс]: учебное пособие / Б. Джо. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 160 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100380. – Загл. с экрана. 8. Дакетт, Джон Основы веб-программирования с использованием HTML, XHTML и CSS / Джон Дакетт. – М.: Эксмо, 2015. – 768 c. 9. Дронов, В. JavaScript в Web-дизайне / В. Дронов. – М.: СПб: БХВ, 2014. – 880 c. 10. Дронов, В. HTML 5, CSS 3 и Web 2.0. Разработка современных Web-сайтов / В. Дронов. – М.: БХВ-Петербург, 2014. – 351 c. 11. Избачков Ю.С., Петров В.Н. Информационные системы: Учебник для вузов. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2015. – 656 с. 12. Кан, М. Основы программирования на JavaScript [Электронный ресурс]: учебное пособие / М. Кан. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 167 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100320. – Загл. с экрана. 13. Мержевич, Влад HTML и CSS на примерах / Влад Мержевич. – М.: «БХВ-Петербург», 2016. – 448 c. 14. Основы работы с HTML [Электронный ресурс]: учебное пособие. — Электрон. дан. – Москва, 2016. – 208 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100328. – Загл. с экрана. 15. Основы JavaScript [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 184 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100300. – Загл. с экрана. 16. Основы разработки электронных учебных изданий [Текст] / Г. В. Алексеев, И. И. Бриденко, Е. И. Верболоз, М. И. Дмитриченко. – СанктПетербург: Лань, 2016. – 144 с. 17. Прохоренко П.А. HTML, JavaScript, PHP и MySQL Джентельменский набор Web-мастера./П.А.Прохоренок.В.А.Дронов. – Санкт-Петербург: БХБ-Петербург, 2015. – 768 с. 18. Робосон Э. Изучаем HTML., XHTML., и CSS/ Э. Робосон, Э. Фримен.- Санкт-Петербург: Питер, 2014. – 720с. 19. Спецификация языка HTML [Электронный ресурс]: учебное пособие. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 489 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100510. – Загл. с экрана. 20. Спиридонов, О.В. Создание электронных интерактивных мультимедийных книг и учебников в iBooks Author [Электронный ресурс]: учебное пособие / Спиридонов О.В. – Электрон. дан. – Москва, 2016. – 628 с. – Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/100504. – Загл. с экрана. 21. Титова Е.И. О создании электронного учебника [Текст] / Е.И. Титова, А.В. Чапрасова // Молодой ученый. – 2015. – № 3. – С. 855–856. 22. Титтел, Эд HTML, XHTML и CSS для чайников / Эд Титтел , Джефф Ноубл. – М.: Диалектика, 2016. – 400 c. 23. Хортон, А. Разработка веб-приложений в ReactJS / А. Хорто, Р. Вайс; пер. с англ. Р.Н. Рагимова. – Москва: ДМК Пресс, 2016. – 254 с. – ISBN 978-5-94074-819-9. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028107
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические основы для создания электронного учебника 1.1. Понятие электронного учебника Электронное учебное пособие представляет собой совокупность текстовой, графической, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное учебное издание может быть выполнено с помощью различных программных средств и размещено в локальной или глобальной компьютерной сети Интернет. В зависимости от содержания, объема и полноты представления учебного материала электронные учебные издания делятся на электронные учебники, электронные учебные пособия, электронные задачники, электронные практикумы и т.д. [23]. «Электронный учебник (ЭУ) – основное электронное учебное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемое дидактическими единицами стандарта и программой» [10]. Электронный учебник – это целостная дидактическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств компьютерной сети Интернет, ставящая целью обеспечить обучение студентов по индивидуальным и оптимальным учебным программам с управлением процессом обучения [21]. В.А. Скакун дает следующее понятие электронного учебника: «Электронный учебник – это комплекс информационных, графических, методических и программных средств автоматизированного обучения по конкретной дисциплине». Данное определение мы возьмем за основу, и будем использовать далее в работе, т.к. оно включает в себя понятия напрямую связанные с разработкой электронного учебника, его структуры и структуры контента с учетом особенностей учебного процесса [1]. Выделим следующие критерии, позволяющие оценить степень прогресса электронных учебников в сравнении с традиционными методами обучения [22]: ? формы представления учебной информации; ? способы навигации и поиска; ? методы контроля знаний; ? организация обратной связи с преподавателем. Сформулируем принципы разработки электронных учебников [2]: ? представление информации с использованием всего спектра мультимедиа-данных: текста, графики, аудио, видео, анимации; ? развитые возможности поиска и навигации в сочетании с обширной информационно-справочной информацией; ? объективная и всесторонняя система контроля знаний; ? возможности интерактивной связи ученика и преподавателя с использованием сетевых технологий. Преимущества ЭУ в отличии от традиционных учебников: 1. Специфическая система управления процессом обучения, включающая средства нелинейного структурирования и оптимизации учебного материала, средства диагностики и коррекции знаний, разветвленную сеть обратной связи и т.д. 2. Словесные методы, позволяющие значительно ускорить познавательные процессы. 3. Графические средства, обеспечивающие процессу обучения высокий уровень наглядности. 4. Средства мультимедиа, позволяющие организовать лабораторный практикум [15]. Электронный учебник позволяет решать следующие основные задачи: ? получать сведения об учебной программе и тематическом плане учебной дисциплины, последовательности занятий и логике изучения тем; ? индивидуально просматривать, изучать или повторять учебный, методический и информационно-справочный материал; ? наглядно представлять на мониторе компьютера весь дидактический материл и наглядные пособия (схемы, рисунки, таблицы, графики, текст и т.д.); ? осуществлять самоконтроль (с автоматизированным выставлением оценок) усвоения содержания учебных тем; ? получать информацию о рекомендованной учебной, научной и методической литературе; ? распечатывать образцы планов проведения и методические разработки по всем темам и видам занятий; ? распечатывать раздаточные материалы (планы, таблицы, задания и т.д.) необходимые для проведения занятий со студентами; ? получать методические рекомендации по проведению тех или иных форм учебных занятий (частные методики); ? узнавать сведения о некоторых технологиях, применяемых в информационной деятельности и другие сведения [9]. Конечно, здесь перечислены не все задачи, которые составляли бы необходимый и достаточный уровень для электронного учебника, но эти являются наиболее актуальными. Электронный учебник, являясь гипертекстовым документом, сталкивает пользователей и создателей с рядом следующих сложностей: ? Желательно предусмотреть возможность работы по локальной сети с учебником, возможность размещения его в сети Интернет. ? Защита системно-обучающей функции, чтобы случайные ошибки пользователей не меняли содержание учебника. ? Необходимость ужесточения требования к психолого-педагогическим аспектам, обратить внимание на коммуникативные режимы [16]. Главным недостатком электронным учебников является – трудность чтения больших текстов с монитора компьютера, в результате чего ухудшается восприятие информации. Для решения этой проблемы во многих учебниках реализованы два режима обучения: текстовый и звуковой. Текстовый режим можно назвать усовершенствованным аналогом книги, а звуковой – аналогом хорошо проиллюстрированной лекции или учебного видеофильма. Оба режима являются различными способами представления одного и того же материала [6]. Выделяют еще целый ряд недостатков электронного учебника [19]: ? необходимость владения определенной информационной культурой как студентами, так и преподавателями; ? при использовании сетевых образовательных технологий необходимо наличие локальной сети или доступа в сеть Интернет; ? необходимость наличия сравнительно дорогостоящей компьютерной техники или возможность доступа к современному персональному компьютеру всех членов общества, желающих получить образование; ? отсутствие в большинстве случаев концепции, которая лежит в основе издания электронного учебника или иного пособия; ? мультимедийные средства, используемые в большом количестве при создании электронных учебников, часто являются избыточными. Несмотря на ряд недостатков, электронный учебник имеет большее количество преимуществ: ? Повышается производительность труда преподавателя. ? Работа с электронным учебником активизирует самостоятельное мышление обучаемых. ? Индивидуальный темп обучения. Под этим имеется ввиду не только «индивидуализация» по времени, так как обучение при классно-урочной системе подчинено жестким временным рамкам, но и вариантность развернутости учебного материала, учет типа памяти, темперамента и мышления учащегося. ? Режим электронных конференций позволяет эффективно производить чтение проблемных лекций. ? Электронный учебник восприимчив к новой информации, оперативно можно вводить нововведения, связанные с реформированием общественно-политической, экономической жизнью. ? Обеспечение каждого обучаемого несколькими альтернативными учебниками по каждому курсу, включая зарубежные источники. ? Существенное повышение эффективности обучения за счет использования информационных технологий. ? Осуществление широкого контроля учебной деятельности, в том числе и самостоятельной работы обучающихся. ? Приобщение к использованию современных информационных технологий как обучающихся, так и преподавателей. ? Использование мультимедийных возможностей, позволяющее сделать содержание более наглядным, понятным. ? Возможность оснастить учебный материал динамическими рисунками, использование которых позволяет обучаемому экспериментировать, рассматривать изучаемое явление с разных сторон. ? Возможность моделировать. ? Возможность быстро и эффективно тестировать или как-нибудь иначе проверять знания обучаемых. ? Возможность организовывать самостоятельную работу обучаемых, давать подсказки, справки и многое другое. ? Использование гипертекстовых ссылок, позволяющее мгновенно отыскать нужное понятие, в считанные доли секунды «перелистать» многие страницы изучаемого текста. ? Пожалуй, одно из самых главных достоинств – возможность организовывать виртуальную лабораторную работу, которую по тем или иным причинам невозможно провести в реальной обстановке [11]. Электронный учебник объединяет в себе все основные дидактические, методические, научные и информационно-справочные материалы, необходимые преподавателям для подготовки и проведения всех видов и форм занятий, а так же студентам для самостоятельного изучения учебных тем или подготовки к занятиям, проводимым под руководством преподавателя, и получения дополнительных информационно-справочных сведений по учебной дисциплине. Кроме того, он предоставляет возможность обучаемым качественно решать задачи самоконтроля усвоения материалов по учебной дисциплине, а преподавателям – объективно осуществлять текущий и итоговый контроль за успеваемостью студентов [17]. 1.2. Разновидности электронных учебников и требования к ним Представление материала в виде обычных документов, то есть линейного текста, подразумевает наличие некоторого текстового материала, разбитого на темы и страницы, может быть, содержащего некоторые рисунки. Ознакомление обучаемого с данным текстом идет в заранее определенной последовательности, которую он не может изменить. В лучшем случае электронный учебник предлагает вернуться на шаг назад или начать обучение с самого начала [12]. Электронные учебники с подобной организацией содержания обычно не предполагают каких-либо тестовых программ, а если таковые имеются, то все на что они способны, это вернуть обучаемого к предыдущей пройденной теме или выставить ему оценку за прочитанный материал. Именно прочитанный, а не изученный [18]. Как видно из вышеизложенного, системы подобного типа мало подходят для реализации сколько-нибудь серьезных задач обучения. Мультимедийные обучающие системы позволяют идеально объединить лекцию с демонстрацией учебного материала, практикум в виде компьютерного имитатора, тестирующую систему и все дополнительные материалы в едином интерактивном электронном учебнике. Мультимедийный электронный учебник не просто освобождает преподавателя от каждодневных рутинных функций, но значительно повышает интерес обучаемых к предмету, ускоряет обучение и обеспечивает лучшее усвоение знаний. Но мультимедийные системы обучения требуют соответствующей технической поддержки, занимают большие объемы памяти, что несколько ограничивает область их применения [20]. Анализ использования компьютерных учебных курсов и тренажерных систем показал, что наиболее полной и результативной формой обучения являются комплексные обучающие системы – учебно-справочная плюс тренажерная система. Другой разновидностью электронных учебников являются гипертекстовые системы обучения. Гипертекст как подход к управлению информацией отличается от других подходов (например, СУБД) тем, что основной вид деятельности пользователя при работе с ним состоит не столько в поиске нужной информации, сколько в ознакомлении с определенным предметом посредством просмотра ряда информационных фрагментов, связанных между собой по смыслу. Ознакомление осуществляется в определенной последовательности, обусловленной целями пользователя. Возможность варьирования последовательности ознакомления с содержанием гипертекста, в отличие от линейного текста, осуществляется за счет разбиения информации на фрагменты (темы) и установления между ними связей, как правило, позволяющих пользователю перейти от изучаемой в текущий момент темы к одной из нескольких связанных с ней тем. Очевидно, что большей гибкостью в смысле удовлетворения различных целей пользователей обладает гипертекст с большим количеством связей между темами [7]. В режиме работы электронного учебника можно выделить три основных режима: 1. Обучение без проверки. 2. Обучение с проверкой, при котором в конце каждой темы обучаемому предлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала. 3. Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки [13]. Сформулируем требования к электронному учебнику: ? Информация по выбранной дисциплине должна быть хорошо структурирована и представляет собою законченные фрагменты дисциплины с ограниченным числом новых понятий. ? Каждый фрагмент наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио или видео («живые лекции»). Обязательным элементом интерфейса для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого места. ? Текстовая информация может дублировать некоторую часть живых лекций. ? На иллюстрациях, представляющие сложные модели и устройства, должна быть мгновенная подсказка, появляющаяся или исчезающая синхронно с движением курсора по отдельным элементам иллюстрации (карты, планы, чертежи сборки изделия, пульт управления объектом).
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Информационные технологии, 80 страниц
1500 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 114 страниц
20000 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 66 страниц
1650 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 61 страница
1525 руб.
Дипломная работа, Информационные технологии, 60 страниц
2500 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg