Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Антикоррупционная политика: российская и зарубежная практика.

irina_krut2019 1900 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 76 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Цель выпускной квалификационной работы –выявить наиболее эффективные механизмы осуществления антикоррупционной политики и проанализировать ее реализацию в Российской Федерации и зарубежных странах. Цели исследования соответствуют следующие задачи: - сформулировать понятие коррупции, рассмотреть ее виды; - изучить влияние коррупции на социально-экономические отношения; - рассмотреть способы противодействия коррупции в Российской Федерации и зарубежных странах; - рассмотреть зарубежный опыт преодоления коррупции в органах государственной власти, в частной сфере. Объектом исследования является антикоррупционная политика. Предметом исследования являются теоретические положения, нормативная правовая база и практика реализации антикоррупционной политики. В ходе работы использовались различные методы исследования: анализ законодательных актов, изучение научных публикаций, периодических изданий, метод сравнения и аналогии. Структура данной выпускной квалификационной работы соответствует ее содержанию, работа состоит из ведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Введение

Коррупция является одной из острых проблем в современном мире. Она является причиной стагнации экономики, угрожает верховенству закона, также приводит к тяжелым социальным последствиям. Коррупция подрывает доверие народа к государственной власти, приводит к деградации социума, наносит вред социальным и политическим отношениям, обусловливает существенные имиджевые издержки России на международной арене. Коррупция охватила современную власть на всех уровнях. Противодействию коррупции уделяется большое внимание из-за общественной опасности коррупционных отношений. Коррупция угрожает существованию демократических институтов общества, что, в связи с переходом России к построению современного правового государства представляет большую опасность. Коррупция обеспечивает неравный доступ людей к общественным и материальным благам, что является признаком недемократичности существующего строя. Кроме того, коррупция оказывает негативное влияние на моральные устои общества: люди, которые далеки от политики, начинают задумываться о нечестности и продажности первых лиц государства. Особо важным вопросом остается обеспечение противодействия коррупции в правоохранительной сфере. Как правило, сотрудники правоохранительных органов создают взаимовыгодное сотрудничество, в котором они не сообщают о преступлении своего коллеги, хотя должны бороться с преступниками в своих же рядах, что делает неэффективными усилия государства по противодействию коррупции. Существенным препятствием является коррупция для повышения конкурентоспособности экономики и обеспечения устойчивого экономического роста и повышения благосостояния граждан. Особым видом публичной политики противодействия коррупции становится антикоррупционная политика, которая представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых на высшем государственном уровне и предполагает вовлечение в их реализацию представителей власти, гражданского общества и бизнеса. После объявления Президентом России Дмитрием Медведевым с 2008 года политического курса на борьбу с коррупцией был принят Федеральный закон «О противодействии коррупции» и совместно с ним целый «пакет антикоррупционных законов». Это позволило установить институциональное оформление антикоррупционной политики. Актуальность темы обусловлена необходимостью теоретического осмысления и практического исследования вопросов эффективности противодействия коррупции через изучение подходов к формированию и реализации антикоррупционной политики, в том числе в контексте сравнительного анализа российской и зарубежной практики государств по данному вопросу. Сущность и причины коррупции, а также технологии политико-правового противодействия этому опасному явлению требуют уяснения на теоретико-методологическом и практическом уровнях.
Содержание

Введение 3 1 Теоретические основы противодействия коррупции 5 1.1. Коррупция: понятие и виды 5 1.2. Влияние коррупции на социально-экономические отношения 7 1.3. Способы противодействия коррупции 1 2 2 Антикоррупционная политика в России 23 2.1 Система антикоррупционного законодательства в РФ 23 2.2 Противодействие коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления 30 2.3 Противодействие коррупции в государственных, муниципальных и частных организациях 37 3 Антикоррупционная политика в зарубежных странах 50 3.1 Основные подходы к противодействию коррупции в зарубежных странах 50 3.2 Противодействие коррупции в органах государственной власти зарубежных стран 543.3 Противодействие коррупции в публичных и частных организациях зарубежных стран 62 Заключение 69 Список использованной литературы 71
Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята 12 дек. 1993 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 3. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих от 23.12.2010 Протокол N21 [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. от 01.04.2019) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 25.05.2019). 6. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (в ред. от 29.05.2019) [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 31.05.2019). 7. О судебной системе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N1 – ФКЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 8. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: федеральный закон от 17.06.2009 N172 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 9. Об информации, информационных технологиях и о защите информации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2006 N149 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 10. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: федеральный закон от 09.02.2009 N8 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 11. Об Общественной палате Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 04.04.2005 N32 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 12. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2010 N210 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 13. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.07.2004 N79 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 14. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд [Электронный ресурс]: федеральный закон от 05.04.2013 N44 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 15. О муниципальной службе [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.03.2007 N25 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 16. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 02.05.2006 N59 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 17. О противодействии коррупции [Электронный ресурс]: федеральный закон от 25.12.2008 N273 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 18. О средствах массовой информации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 27.12.1991 N2124-1 – ФЗ // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www. garant.ru (дата обращения 15.05.2019). 19. Вопросы противодействия коррупции [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 08.07.2013 N 613 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 20. Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 12.08.2002 N 885 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 21. Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.05.2009 N 557 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 22. Об утверждении порядка размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.05.2009 N 561 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 23. Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 23.06.2014 N 460 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 24. О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 01.07.2010 N 821 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 25. О мерах по противодействию коррупции [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 19.05.2008 N 815 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 26. О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 21.07.2010 N 925 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 27. О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 29.06.1998 N 730 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 28. О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020 годы [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 29.06.2018 N 378 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 29. О некоторых вопросах организации деятельности президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 25.02.2011 N 233 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 30. О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 01.02.2005 N 113 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 31. О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.05.2009 N 559 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 32. О представлении гражданами, претендующими на замещение руководящих должностей в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, лицами, замещающими руководящие должности в государственных корпорациях, фондах и иных организациях, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.05.2009 N 560 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 33. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 21.09.2009 N 1065 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 34. О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 21.09.2009 N 1066 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 35. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 31.12.2015 N 683 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 36. О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.12.2008 N 1799 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 37. О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества [Электронный ресурс]: указ Президента Рос.Федерации от 18.12.2008 N 1800 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 38. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос.Федерации от 26.02.2010 г. №96 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 39. О разработке и утверждении административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и административных регламентов предоставления государственных услуг [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос.Федерации от 16.05.2011 г. №373 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 40. О расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников [Электронный ресурс]: постановление Правительства Рос.Федерации от 22.05.1998 г. №481 // КонсультантПлюс :справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 41. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях расходов [Электронный ресурс]: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон.дан. – М.,2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.05.2019). 42. О муниципальной службе в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области от 11.09.2007 № 198-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 43. О противодействии коррупции в Томской области [Электронный ресурс] : закон Томской области от 07.07.2009 № 110-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 44. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций: принята 24 октября 1970 г. [Электронный ресурс] // Гарант : информационно-правовой портал. – Электрон. дан. – М., 2019 – URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 15.05.2019). 45. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 46. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции: принята 31 окт. 2003 г. [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс : справ. правовая система. – Электрон. дан. – М., 2019. – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 15.05.2019). 47. Агеев В.Н. Противодействие коррупции на местном уровне: ограничение прав и свобод муниципальных служащих // Социодинамика. — 2013. - № 2. - С.243-268. 48. Артемьев А. Б. Антропология коррупции / А. Б. Артемьев. ? М: Издательство юридического института (Санкт-Петербург), 2016. 49. Бакланов П.А. Информационно-аналитический сборник по профилактике коррупционных правонарушений / П.А.Бакланов. – М., 2015. – 176 с. 50. Волович В.Н. Социально-экономическая природа коррупции // Проблемы современной экономики. – 2016. - №2. – С. 3-8. 51. Гриб В.Г. Противодействие коррупции: учебник / В.Г.Гриб. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 192 с 52. Дахов, И. Г. Противодействие коррупции в системе управления народным хозяйством / И. Г. Дахов, А. А. Семенова. — М. : Русайнс, 2016. — 156 с. 53. Егоров В.А. Коррупция в обществе как угроза экономической безопасности //Успехи современной науки. – 2016. - №5. – С. 87-92. 54. Клышева А.Е. Противодействие коррупции в деятельности органов местного самоуправления // Вестник Челябинского государственного университета. – 2016. - №5. – С.23-27. 55. Кузнецов И.В. Ущерб от коррупции в 2018 году // Новые Известия. – 2018 – 9 апр. – С.6 56. Купрещенко Н.П. Взаимосвязь теневой экономики и коррупции в современной России // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2015. - №1. – С.21-25. 57. Леонов Н.А. Коррупция / Н.А. Леонов. – М: Интербук, 2017. – 192с. 58. Таирова Н.М. Коррупция как социальное явление: историко-философские и политологические аспекты мировой мысли и практики // Управленческое консультирование. – 2017. - №2. – С. 7-18. 59. Чивирев, И. Ю. Международный опыт борьбы с коррупцией и возможность применения этих методов в России // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2017. - №6. – С. 1-7. 60. Юридические и организационные антикоррупционные меры: сравнительное исследование / Н.А. Голованова [и др.]. – М.: КНОРУС , 2018. – 84с. 61. Corruption Perceptions Index 2018: Results [Электронный ресурс]. – URL: https://www.transparency.org/news/feature/corruption_perceptions_index_2018 (дата обращения: 15.05.2019).
Отрывок из работы

1 Теоретические основы противодействия коррупции 1.1 Коррупция: понятие и виды Коррупция – это термин, обозначающий незаконное злоупотребление лицом своими должностными полномочиями с целью личной выгоды. В Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон «О противодействии коррупции») коррупция описана как: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение вышеназванных деяний от имени или в интересах юридического лица [17]. Условно по своей направленности можно выделить три вида коррупции: 1) экономическая 2) политическая 3) коррупция, основанная на криминале и насилии Экономическая коррупция связана с материальными вопросами, например подкуп должностных лиц с целью принятия выгодных экономических решений, незаконное отмывание денег, конфликт интересов должностных лиц, нарушения кодекса поведения, должностной подлог, подкуп администраций органов местного самоуправления [52]. Экономическая коррупция может подразделяться на бытовую и деловую. Бытовая коррупция – это незаконное получение гражданами какой-либо услуги, благодаря помощи чиновника или представителя государственной структуры. Деловая имеет место, когда бизнесмены получают выгоду после контакта с должностными лицами. Для продвижения собственных экономических интересов или добычи ограниченных ресурсов, бизнесмены воздействуют на чиновников высокого ранга, те, с целью получения материального вознаграждения начинают работать на частные компании, а не на граждан и государство. В литературе встречается описание такого явления, связанного с коррупцией, как - коррупционный рэкет, суть которого заключается в дополнительном вложении финансовых средств или передаче акций другому предприятию для дальнейшего благополучного развития собственного бизнеса [52]. Суть политической коррупции заключается в незаконном и неправомерном использовании своего государственного статуса должностным лицом государства для получения собственных или других преимуществ в корыстных целях. Принимаются политико-административные решения за вознаграждения, незаконное финансирование партий, коррупция в избирательном процессе [52]. Например, подкуп избирателя, члена избирательной комиссии, представителя средства массовой информации, представителя власти, иных субъектов избирательного процесса, когда последним, в обмен на незаконное использование ими своего статуса, служебного положения предоставляются денежные средства, иные материальные и нематериальные блага, является коррупцией в сфере избирательного процесса. Третьим видом является коррупция, основанная на криминале и насилии, то есть происходит плавное вовлечение должностных лиц в преступную деятельность с помощью шантажа, угроз и так далее. Вышеперечисленные разновидности коррупции имеют следующие характерные особенности: 1) коррупция в сфере управления государством (например, государственная и региональная политика зачастую прямо диктуется частными интересами лиц, находящихся непосредственно во власти или способных напрямую влиять на принятие решений); 2) коррупция на предприятиях. Такое явление может возникнуть и в негосударственных учреждениях, которые ведут свою деятельность на частной основе, на частных предприятиях. С целью собственного обогащения и личной выгоды должностное лицо предприятия может использовать свои интересы и возможности; 3) коррупция политической сферы. Такие отношения возникают в связи с необходимостью сохранения собственного статуса должностного или выборного лица, назначения на выборную должность с помощью неправомерного использования полномочий. У коррупции существуют 2 формы, которые определяют её проявление в обществе: 1) высшая - возникает на высших уровнях власти, среди политических деятелей, государственных служащих, к таким явлениям относят подкуп населения за голоса на выборах, а также расходованием финансовых и материальных ценностей для достижения собственных целей; 2) низовая - может развиваться на уровне государственных и частных предприятий в городе, районе, поселении. Данная ситуация обычно проявляется в случае дачи взятки за предоставление каких-либо услуг или благ [48]. Как социально-экономическое явление все виды коррупции имеют четыре составных части: 1) источники коррупции, т. е. причины, которые ее порождают; 2) коррупциогенные факторы – движущие силы коррупции, определяющие ее характер и отдельные черты; 3) инструменты коррупции, представляющие собой средства, с помощью которых коррупционеры достигают своих нелегальных целей; 4) потери от коррупции как результат деятельности коррупционеров [52]. 1.2 Влияние коррупции на социально-экономические отношения Реальная экономическая и социальная жизнь общества подтверждает, что для коррупции как социально-экономического явления характерными чертами являются: коррумпированность физических лиц как экономических субъектов; наличие у физических лиц как у экономических субъектов корыстных целей и личной выгоды; злоупотребление физическими лицами как экономическими субъектами своим не только должностным, но и экономическим, а также социальным положением. Ошибочно думать, что коррупция характерна (как это принято считать) только для сферы государственного управления. Коррупция развивается и в частном секторе экономики, а также в сфере домашних хозяйств. Например, коммерческий подкуп является одним из видов коррупционных отношений в частной сфере, упомянутых в Федеральном законе «О противодействии коррупции» № 273 от 25.12.2008. Таким образом, в условиях рыночной экономики влиянию коррупции подвержены все три субъекта рыночной экономики: государство, бизнес, домашние хозяйства. Отличие заключается только в удельном весе коррупции в той или иной сфере жизнедеятельности. В этом плане наибольший удельный вес приходится, безусловно, на сферу государственного управления, которая призвана распределять экономические ресурсы (блага) между всеми субъектами рыночной экономики [50]. Необходимо отметить те социальные последствия, тот совокупный реальный многообразный ущерб, который причиняется коррупцией, и связанные с этим угрозы национальной и глобальной безопасности. В социальной сфере следствием коррупции является усиление напряженности, так как из-за коррупции растут масштабы социальной несправедливости. Коррупция явно подрывает и общественную безопасность, так как вследствие ее распространения покрываются многие преступления, в том числе террористической направленности, должностные лица оказывают покровительство многим преступникам и преступным группировкам. Вследствие коррупции не получают должного реагирования и факты грубого нарушения правил пожарной безопасности, дорожного движения и т. п. Из-за коррупции не получает должного развития малый и средний бизнес. Для открытия собственного дела требуется получение значительного количества согласований ответственных лиц, которые зачастую просто так этого не делают, предпочитая продать их за валюту. Коррупция является преградой для поступления в страну иностранных инвестиций, вложения отечественного капитала в российскую экономику. Коррупция - основной тормоз экономического роста в России. По данным российской общественно-политической газеты «Новые известия» ущерб от коррупции в 2018 году составил 65,7 млрд долларов, что на 66% больше, чем в 2017 году. Возвращены были 71% от всего нанесенного ущерба или 46,5 млрд долларов [55]. Коррупция как криминальное явление появилась и развивалась, прежде всего, в связи с экономикой, экономическими процессами в целом, с финансовыми и товарными потоками в особенности. Экономическая коррупция представляет собой коррупционные формы экономической борьбы между отдельными представителями экономической элиты, группами (финансовыми, промышленными), корпорациями или отдельными лицами за завладение собственностью, финансами, товарами, за получение льгот, преференций, предпочтений в своей экономической деятельности, а также установление нелегитимных отношений между государственным служащим и конкретным гражданином с целью решения для последнего стоящего перед ним вопроса или проблемы. Экономическая коррупция в концентрированном виде включает различные преступления и ведет к разрушению экономики или ее одностороннему развитию, превращению государственного аппарата в инструмент удовлетворения частных экономических потребностей. Среди коррупционных преступлений наиболее распространенным и опасным является взяточничество. Оно посягает на основы государственной власти, нарушает нормальную управленческую деятельность государственных и муниципальных органов и учреждений, подрывает их авторитет, деформирует правосознание граждан, создавая у них представление о возможности удовлетворения личных и коллективных интересов путем подкупа должностных лиц, препятствует конкуренции, затрудняет экономическое развитие [41]. Это влечет за собой развитие негативных социальных процессов. Опасность экономической коррупции определяется также и тем, что она тесно связана с «теневой экономикой». Она произрастает на ее почве, затем стимулирует ее развитие и расширение. Будучи связанной с «теневыми» капиталами, экономическая коррупция быстро и разносторонне вплетается в организованную преступность. И на этой триаде (теневая экономика - организованная преступность - коррупция, как экономическая, так и политическая) начинает развиваться наибольшая опасность и для личности, и для общества, и для государства: формируется криминальное общество и криминальное государство. Экономические последствия: 1) Расширяется теневая экономика. Из ежегодной оценки Росфинмониторинга следует, что объем теневой экономики России по итогам 2018 г. составил порядка 20% ВВП. Росфинмониторинг включает в теневую экономику серый импорт (ввоз товаров с занижением импортных пошлин за счет недостоверного декларирования), сокрытие доходов от уплаты налоговых и таможенных платежей, выплата серых зарплат. Кроме того, нелегальные экономические агенты активно используют фиктивную внешнеэкономическую деятельность для вывода преступных доходов за рубеж [56]. Все вышесказанное приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет. Как следствие - государство теряет финансовые рычаги управления экономикой, обостряются социальные проблемы из-за невыполнения бюджетных обязательств. 2) Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказываются не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции. 3) Неэффективно используются бюджетные средства, в частности - при распределении государственных заказов и кредитов. Это еще больше усугубляет бюджетные проблемы страны. 4) Повышаются цены за счет коррупционных «накладных расходов». В итоге страдает потребитель. 5) Утрата доверия агентов рынка к способности власти устанавливать и соблюдать честные правила рыночной игры. Ухудшается инвестиционный климат и, следовательно, не решаются проблемы преодоления спада производства, обновления основных фондов. 6) Расширяются масштабы коррупции в неправительственных организациях (на фирмах, предприятиях, в общественных организациях). Это ведет к уменьшению эффективности их работы, а значит, снижается эффективность экономики страны в целом. Социальные последствия: 1) Отвлекаются денежные средства, предназначенные для общественного развития. Тем самым у власти снижается способность решать социальные проблемы. 2) Закрепляются и увеличиваются резкое имущественное неравенство, бедность большой части населения. Коррупция подстегивает несправедливое перераспределение средств в пользу узких олигархических групп за счет наиболее уязвимых слоев населения. 3) Не создаются условия для формирования многочисленного среднего класса как прочной социальной основы любого государства. 4) Дискредитируется право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед преступностью, и перед лицом власти. 5) Коррумпированность правоохранительных органов способствует укреплению организованной преступности. Последняя, сращиваясь с коррумпированными группами чиновников и предпринимателей, усиливается еще больше с помощью доступа к политической власти и возможностям для отмывания денег. 6) Увеличивается социальная напряженность, бьющая по экономике и угрожающая политической стабильности в стране. Участниками дискуссий о коррупции выдвигалось мнение, что коррупция имеет не только негативные, но и позитивные последствия. Одним из первых на это указал в начале XX в. знаменитый немецкий социолог Макс Вебер [48]. Отказавшись от ранее распространенной традиции морализаторства, он показал место коррупции в процессе формирования рациональной бюрократии как исторически преходящей формы управления. Тем самым была заложена основа функционального подхода, рассматривающего коррупцию как механизм снятия напряжения между нарождающимися и устаревшими нормами. Современные экономисты, сторонники институционального подхода, часто склоняются к частичному оправданию коррупции с функциональной точки зрения — как возможности перераспределить ресурсы старой элиты в пользу новой, избегая прямого столкновения между ними. Коррупция рассматривается ими как рациональная альтернатива вооруженной борьбе за власть [57]. Коррупция тем масштабнее, чем кардинальнее смена общественного курса, чем отчетливее расхождение норм и намерений уходящего и нарождающегося порядков. На примере сначала развивающихся, а потом и развитых стран был показан позитивный вклад коррупции в пластичность и бесконфликтную трансформацию институтов. Благодаря такому подходу коррупция предстала не как вариант отклоняющегося поведения, а как расхождение ранее сформированных норм и вызванных новыми условиями моделей поведения. У коррупции находят и другие плюсы: • опосредование диалога живых людей и безликого государства; • придание диалогу должностных позиций формы персонифицированных отношений; • стимулирование предпринимательства за счет снятия ряда бюрократических запретов; • ускорение работы административной машины; • снижение неопределенности цены ресурсов, распределяемых государством, ввиду предсказуемости взятки; • выявление реального соотношения спроса и предложения на государственные товары и услуги для последующей корректировки цен. Все-таки отрицательных сторон у коррупции намного больше, небезосновательно она запрещена на законодательном уровне и уголовно наказуема. Должностные лица, выполняя свою работу за плату, берут дополнительно взятку за более быстрое выполнение своих трудовых обязанностей, что приводит к подрыву доверия граждан к власти и созданию негативного имиджа государственных структур. Также предприниматели должны осознавать, затрачивая огромные финансовые средства на дачу взятки для ускорения процесса регистрации бизнеса или снятия бюрократических запретов, они ставят под угрозу развитие своего бизнеса, так как объем этих средств зачастую далеко не мал. Предпринимателям следует вложить эти деньги в повышение качества собственных оказываемых услуг, что в дальнейшем повлечет за собой увеличение прибыли их организации. Выявление реального соотношения спроса и предложения на государственные товары и услуги видится мне слабо возможным, так как коррупция- это теневая среда, которую трудно контролировать официально. Реальный спрос на товары и услуги лучше выявлять с помощью электронных форм регистрации оказания услуг населению. 1.3 Способы противодействия коррупции Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции. Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации. Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции. В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке. Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер [43]: 1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению; Реализация вышеупомянутой меры связана прежде всего с повышением уровня правовой культуры, что достигается осуществлением правового воспитания. Антикоррупционная направленность правового воспитания основана на повышении в обществе в целом позитивного отношения к праву, его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах поведения и мерах по их предотвращению; формировании представления как у государственных и муниципальных служащих, так и у граждан о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений. Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания могут являться: антикоррупционное образование, т.е. формирование нетерпимости к коррупционному поведению в рамках обучающих программ, школьного, высшего, послевузовского и дополнительного образования; антикоррупционная пропаганда, прежде всего через средства массовой информации, в том числе с использованием социальной рекламы; проведение органами государственной власти и местного самоуправления различных мероприятий (слушаний, совещаний, семинаров, конференций и др.) антикоррупционной направленности. 2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов; Рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений; 3) предъявление в установленном законом «О противодействии коррупции» порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка сведений, представляемых указанными гражданами. В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах, регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности и выборные муниципальные должности. Федеральный закон от 27.06.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [13] устанавливает три вида квалификационных требований: к уровню образования, к стажу и к профессиональным знаниям и навыкам. 4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; 5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении. Действующее законодательство о государственной и муниципальной службе содержит отдельные положения, связанные с реализацией рассматриваемой рекомендации. Указ Президента РФ от 01.02.2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» [30] устанавливает определенные сроки прохождения гражданской службы в классном чине для присвоения следующего. 6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции [17]. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» [11] обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты их прав и свобод и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются: 1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции С целью выработки предложений по государственной политике в области противодействия коррупции при Президенте РФ образован Совет, который к тому же призван осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции; а также контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции. 2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Антикризисное управление, 71 страница
1575 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 92 страницы
990 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 74 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Антикризисное управление, 94 страницы
2350 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg