Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / КУРСОВАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

Формирование приемов самоконтроля при обучении учащихся решению задач.

irina_krut2019 504 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 42 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Цель исследования: изучение и анализ путей формирования самоконтроля. Объект исследования: учебная деятельность младших школьников. Предмет исследования: способы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе Задачи: 1. изучить психолого-педагогическую и методическую литературы по теме исследования; 2. раскрыть сущность понятия самоконтроль; 3. определить педагогическое значение самоконтроля; систематизировать и обобщить приемы развития самоконтроля на уроках математики в начальной школе. Гипотеза исследования: использование специальных заданий может способствовать формированию и развитию самоконтроля. Методологическую основу исследования составляют положения философии, педагогики и психологии о человеке, как социальном существе, познающем и преобразующем мир и самого себя, о реализации синергетического подхода в разработке миссии и программы развития конкретной школы; выводы педагогики начального образования об активизации образовательной деятельности младших школьников и активности самой личности школьника в процессе воспитания. Опытно-экспериментальной базой исследования стало Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №1547». Структура курсовой работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы. Список использованной литературы состоит из 30 источников. Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показаны его научная новизна, теоретическая и практическая значимость. В первой главе «Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников» представлено формирование самоконтроля младшего школьника как научная проблема, рассмотрены природосообразный и возрастосообразный принципы педагогики в контексте Федерального государственного стандарта. Во второй главе «Методические основы формирования самоконтроля на уроках математики в начальных классах» представлены не только приемы формирования навыков самоконтроля младших школьников, но и фрагменты уроков, главной целью которых является развитие самоконтроля. В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту.
Введение

Под влиянием социально-экономических и культурных перемен в обществе изменилось содержание социального заказа, предъявляемого к системе образования. Определился ряд общих проблем, среди которых проблема отсутствия системности в реализации целостного развития личности, подготовка её к жизни, труду и образованию в современном обществе и проблема несоответствия выпускников общеобразовательных учреждений современным требованиям и уровню коммуникативной и информационной культуры. В ходе реализации программы развития системы образования предполагаются повышение качества образования в учреждениях образования за счет внедрения нового содержания и образовательных технологий и апробация нового содержания. «Новое содержание» понимается как содержание, способствующее развитию личности ребенка, его становления как субъекта разнообразных форм и видов деятельности, в том числе и учебной. Специфика и сущность учебной деятельности усматривается не только самоизменением индивидом самого себя как субъекта, но и в способности фиксировать эти изменения. Психолого-педагогический словарь рассматривает самоконтроль как осознание и оценку субъектом собственных действий, предполагающих наличие эталона, и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. В настоящее время на первый план выдвигается развивающая функция обучения, способствующая становлению личности младшего школьника и обеспечивающая раскрытие его индивидуальных способностей. В методической литературе также акцентируется внимание на необходимости развития самоконтроля при вычислительных, орфографических, коммуникативно-речевых умений на материале изучения конкретных тем. Как показывает практика начального обучения математике у большинства учащихся навыки самоконтроля и контроля слабо развиты либо вовсе отсутствуют. Поэтому развитие навыков самоконтроля, воспитание привычки оценивать результаты своего труда становится одной из важнейших задач, стоящих перед учителем. Психологические закономерности формирования учебного действия контроля известны, однако методика работы по формированию этого действия на материале различных учебных дисциплин разработана недостаточно, а потому в практике обучения целенаправленная работа по формированию самоконтроля часто проводится от случая к случаю. Формирование самоконтроля как компонента учебной деятельности требует специальной организации и педагог должен быть компетентен в этом вопросе. Таким образом, определяется проблема: на формирование самоконтроля в школах обращают мало внимания, что особенно недопустимо в аспекте развивающего обучения, кроме того, эта тема недостаточно хорошо разработана в научной литературе. Таким образом, нами установлено объективно существующее противоречие между потребностью младших школьников в проектировании своего опыта в ходе социализации в образовательном процессе и отсутствием достаточного числа научно-методических разработок по разработке современных образовательных систем и рекомендаций классному руководителю и организатору, стимулирующих проявление природной этой потребности младших школьников.
Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3 Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников……………………………………………………………..7 1.1 Сущность учебной деятельности……………………….................................7 1.2 Особенности изучения математики в начальных классах…………….........9 1.3 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности……………………………………………………………………..13 Выводы по первой главе………………………………………………………18 Глава 2. Методические основы формирования самоконтроля на уроках математики в начальных классах………………………………………………19 2.1 Способы и уровни формирования самоконтроля…………………………19 2.2 Апробация некоторых видов работ по формированию самоконтроля на практике…………………………………………………………………………..31 Выводы по второй главе……………………………………………………....37 Заключение……………………………………………………………………...38 Список использованной литературы………………………………………..40
Список литературы

1. Бабанский, Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности [Текст] / Ю.К. Бабанский// Знание. - М.:, 1998. – С.28-30 2. Батий, Ю.Ю. Самоконтроль учащихся при выполнении заданий [Текст]/ Ю.Ю. Батий; Начальная школа №4, 1979. – С.4-7 3. Бельтюкова, Г.В. Совершенствование контроля и оценки учебной работы школьника по математике[Текст]/ Г.В. Бельтюкова //Начальная школа №8,1990. – С.38-41 4. Буланова-Топоркова, М.В., Педагогические технологии: учебное пособие/ М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, В.С. Кукушин, Г.В. Сучков. – М.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 336 с. 5. Возрастные возможности усвоения знаний[Текст] / Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова- М.: Просвещение, 1998. – 124с. 6. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников[Текст] /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова- М.: Издательство Академии педагогических наук, 1999. – 321с. 7. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства[Текст] / Т.В. Габай. - М.: Издательство Московского университета, 2000. – 157с. 8. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания [Текст] / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая - М.: Издательство Московского университета, 2003. – 235с. 9. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретических и экспериментальных психологических исследований[Текст]/ В.В. Давыдов. - М.: Педагогика, 2008. – 457с. 10. Давыдов, В.В. Математика (3 класс) [Текст]/ В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина и др.-М.: Глобус, 2014. – 284с. 11. Давыдов, В.В.. Обучение математике. (3 класс) [Текст]/ В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Микулина Г.Г. и др. .-М.: Глобус, 2014. – 312с. 12. Иржавцева, В.П. Систематизация и обобщение знаний учащихся в процессе изучения математики [Текст] / В.П. Иржавцева, Л.Я. Федченко -Киев: Радянська школа, 2004. – 287с. 13. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»[Текст]/ - М. : «Изд-во ЭКСМО - Пресс», 2010. - 56с. 14. Камышева, Н.Н. Пособие для самоконтроля на уроках математики[Текст]/ Н.Н. Камышева //Начальная школа №9, 1999. – С.42-43 15. Кузнецов, В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков[Текст]/В.И. Кузнецов //Начальная школа №2, 2003. – С.28-32 16. Лында, А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной учебной работы учащихся [Текст] / А.С. Лында. - М.: Высшая школа, 2005. – 276с. 17. Манвелов, С.Г. Задания по математике на развитие самоконтроля учащихся [Текст] / С.Г. Манвелов - М.: Просвещение, 2002. – 432с. 18. Мор, Г.А. Формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля у учащихся [Текст]/ Г.А. Мор //Начальная школа №10, 2005. – С.28-34 19. Никифоров, Г.С. Самоконтроль человека[Текст]/ Г.С. Никифоров. - Л.: Издательство Ленинградского университета, 1998. – 386с. 20. Репкина, Г.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности[Текст]/ Г.В. Репкина, Е.В. Заика. - Томск: Пеленг, 2007. – 275с. 21. Рыжик, В.И. Формирование потребности в самоконтроле при обучении математике[Текст]/ В.И. Рыжик. //Математика в школе №3, 2002. – 364с. 22. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения математике[Текст] /Сост. Ю.Д. Кобалевский- М.: Просвещение, 1999. – 279с. 23. Смирнов, С.А. Педагогика: педагогические теории, системы технологии/ С.А. Смирнов. - М.: Академия, 2010. - 521 с. 24. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников[Текст]/ Н.Ф. Талызина. - М.: Просвещение, 2010. – 493с. 25. Тухман, И.В. Развитие самоконтроля в учебной деятельности младших школьников[Текст]/ И.В. Тухман // Нач. школа. – 2004. - №2. – С.20-24. 26. Формирование учебной деятельности школьников[Текст]/Под ред. В.В.Давыдова- М.: Педагогика, 1998. – 274с. 27. Чуканцов, С.М. Где ошибка? [Текст]/ С.М. Чуканцов. -Тула: Приокское книжное издание, 2001. – 287с. 28. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Международная педагогическая академия, 2008. – 176с. 29. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д.Б. Эльконин - М.: Педагогика, 2008. – 185с. 30. Эрдниев, П.М. Развитие навыков самоконтроля в обучении математике [Текст] / П.М. Эрдниев. - М., Просвещение, 2006. – 382с.
Отрывок из работы

Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика учебной деятельности младших школьников. 1.1 Сущность учебной деятельности. Начало школьного обучения и воспитания ребенка является существенным переломным моментом во всей его жизни. Внешние признаки этого переломного момента обнаруживаются в ее организации, в новых обязанностях ребенка как ученика. Однако этот переломный момент имеет глубокое внутреннее основание - с приходом в школу ребенок начинает усваивать азы наиболее развитых форм общественного сознания - науки, искусства, морали, права, которые связаны с теоретическим сознанием и мышлением людей. Усвоение азов этих форм общественного сознания и соответствующих им духовных образований предполагает выполнение детьми такой деятельности, которая адекватна исторически воплощенной в них человеческой деятельности. Этой деятельностью детей является их учебная деятельность. Прежде всего, уместно дать определение деятельности вообще. «Деятельность - это практическое преобразование общественным человеком объективного мира. В деятельности происходит переход объекта в его субъективную форму - в образ, который лежит в основе ориентировки человека в мире. Деятельность всегда включается в конкретные общественные отношения и определяется условиями материального и духовного общения, характерными для данного общества». [22] Итак, переход к школьному обучению знаменует собой коренное изменение содержания и процесса усвоения знаний. Усвоение принимает новую форму - форму учебной деятельности. Учебная деятельность с самой существенной стороны характеризует вполне определенный период психического развития ребенка - период, относящийся к его младшему школьному возрасту. Т.В. Габай дает следующее определение учебной деятельности: «Учебная деятельность - это деятельность, преднамеренно направленная на приобретение опыта одним из ее участников». [6] Учебная деятельность направлена на решение учебной задачи. Существенной характеристикой учебной задачи служит овладение школьниками теоретически обобщенным способом решения некоторого класса конкретно-частных задач. «Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на обобщенный способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий». [22] Учебная деятельность в своей основе нацелена на то, чтобы школьники усваивали знания в процессе самостоятельного решения учебной задачи, которая позволяет им раскрыть условия происхождения этих знаний. Учебная задача решается школьниками путем выполнения определенных действий. Назовем эти действия: - преобразование условия задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта; - моделирование выделенного отношения в предметной, графической или буквенной форме; - преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»; - построение системы частных задач, решаемых общим способом; - контроль за выполнением предыдущих действий; - оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи. Д.Б. Эльконин указывает, что «функция контроля состоит в определении правильности и полноты выполнения учащимися операций, входящих в состав его действий». [22] Контроль так же состоит в определении соответствия других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Контроль позволяет ученику, меняя операционный состав действий, выявлять их связь с теми или иными особенностями условий решаемой задачи и получаемого результата. Благодаря этому контроль обеспечивает нужную полноту операционного состава действий и правильность их выполнения. Выполнение действий контроля предполагает обращение внимания школьника на содержание собственных действий, на рассмотрение их основ с точки зрения соответствия требуемому задачей результату. Однако такой структура учебной деятельности становится лишь на определенном этапе своего формирования. Наблюдения показывают, что в самом начале своего формирования учебная деятельность школьника далека от этой формы. Иногда в ней ясно выделена для ребенка только оценка, в некоторых случаях представлено и действие контроля. Это зависит от конкретного содержания усваиваемого материала и организации процесса обучения. 1.2 Особенности изучения математики в начальных классах. самоконтроль младший школьник математика В последнее время часто обсуждается вопрос о недостатках традиционной программы преподавания математики в школе. Эта программа по мнению многих педагогов и психологов не содержит основных принципов и понятий современной математической науки, не обеспечивает должного развития математического мышления учащихся, не обладает преемственностью и цельностью по отношению к начальной, высшей и средней школе. При традиционном обучении на первый план авторы программ предпочитают выдвигать не теоретико-познавательные и логико-психологические моменты, а собственно математическую сторону дела - вопросы связи самого математического материала. Во многих странах и международных организациях ведется работа по усовершенствованию учебных программ. Выдвигаются различные предложения о путях рационального изложения современных математических понятий в школьных курсах. Некоторые предложения представляют, несомненно, большой теоретический и практический интерес. Основная задача изучения математики в школе состоит в том, чтобы привести учащихся «к возможно более ясному пониманию концепции действительного числа». [8] Основы этой концепции должны усваиваться детьми уже в начальной школе. Это означает, что детям с самого начала должно быть раскрыто общее основание всех видов действительного числа. Таким основанием является усвоение детьми математического понятия величины. Знакомство детей с многообразием чисел, рассматриваемых в концепции действительного числа, является важным путем конкретизации понятия величины. «Усвоение детьми основной идеи концепции действительного числа должно начинаться с овладения ими понятием величины и с изучения ее общих свойств». [8] В основе экспериментального курса обучения математике (так же как и в основе принятого курса) положена концепция действительного числа. Однако в отличие от обычной программы в экспериментальном обучении предусмотрен такой вводный раздел, при усвоении которого дети специально изучают генетически исходное основание последовательного выведения всех видов действительного числа, а именно изучают понятие величины. Этот подход к проблеме построения экспериментального учебного предмета по математике определил следующую систему его основных учебных заданий, составленных применительно к младшим классам: 1) введение детей в сферу отношений величин - формирование у них абстрактного понятия математической величины; 2) раскрытие детям кратного отношения величин как общей формы числа - формирование у них абстрактного понятия числа и понятия основания взаимосвязи между его компонентами (число производно от кратного отношения величин); 3) последовательное введение детей в область различных частных видов чисел (в область натуральных, дробных, отрицательных чисел)- формирование у них понятий об этих числах как одном из проявлений общего кратного отношения величин при определенных конкретных условиях; 4) раскрытие детям однозначности структуры математических операций (если известны значения двух элементов операции, то по ним можно однозначно определить значение третьего элемента) - формирование у них понимания взаимосвязи элементов основных арифметических действий. Формирование умений и навыков различных вычислений происходит на основе предварительного усвоения детьми общих закономерностей и свойств тех или иных арифметических действий. В общем виде дети предварительно рассматривают возможности их использования при вычислениях разного рода и лишь затем приступают к выполнению конкретных задач на вычисления. Большое значение играют буквенные модели. Одним из учебных действий является преобразование этих моделей. Освоение ребенком преобразования моделей осуществляется в двух направлениях. Сначала модель строится им после или в процессе манипуляций с предметным материалом. Затем наоборот, по заданной модели ребенку нужно выполнить соответствующие манипуляции. Кроме буквенных моделей, важную роль при формировании математических понятий играют пространственно-графические модели. Существенной их особенностью является объединение в них абстрактного смысла с предметной наглядностью. Как можно видеть, моделирование связано с наглядностью, которая широко используется традиционной дидактикой. Однако в рамках экспериментального обучения наглядность имеет специфическое содержание. В наглядном моделировании находят отражение существенные или внутренние отношения и связи объекта, выделенные (абстрагированные) посредством соответствующих преобразований (обычно наглядность фиксирует лишь внешне наблюдаемые свойства вещей). Характерно, что в принятом начальном обучении появляется абстрагирование материала (в частности, буквенными символами) в связи с окончанием учебной работы по какому- либо разделу. В экспериментальном же обучении такой материал вводится в самом начале учебной работы. Переход от общего к частному осуществляется не только в форме конкретизации содержания исходных абстракций, но и путем смены букв символики конкретно числовой. Важно отметить, что такой переход осуществляется как подлинное построение конкретного из абстрактного на основании выделенных закономерностей. При этом дети должны первоначально выполнять развернутые формы фиксации этого перехода, а затем учиться их свертывать. Когда ребенок уже овладел принципиальной схемой общего способа предметных действий, необходимого для решения учебной задачи, на первый план выступает учебное действие контроля, основная функция которого состоит в обеспечении этого способа всеми операциями, необходимыми для успешного решения ребенком всего многообразия конкретно-частных задач. 1.3 Характеристика самоконтроля как компонента учебной деятельности. В последние годы проблема самоконтроля все больше становится предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению это обусловлено тем, что самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Формирование учебной деятельности рациональнее всего начинать с формирования самостоятельного контроля. Между тем проверка показывает, что именно навык самоконтроля обычно оказывается наиболее слабо сформированным у учащихся. Авторы, пользующиеся понятием самоконтроля, понимают его далеко не всегда одинаково. Но при всем разнообразии определений в это понятие обязательно входит такой признак, как сопоставление своего действия - его хода, или его результата, или того и другого вместе- с эталоном, образцом. В одних случаях под образцом понимают заданный результат действия, в других - образцом является сам порядок выполнения основного действия, содержания и последовательность его операций. Необходимость формирования самоконтроля для успешного выполнения деятельности признается всеми исследователями. Во всех работах также утверждается, что самоконтролю следует обучать специально. Обратимся к тому, как определяют самоконтроль некоторые исследователи. «Самоконтроль - это умение ученика оценивать свою работу с двух точек зрения: верно ли я ответил? Все ли я ответил?»[16] Очень близко к этому определению самоконтролю определение В.И. Страхова, который считает, что «самоконтроль есть форма деятельности, проявляющаяся в проверке поставленной задачи, в критической оценке процесса работы, в исправлении ее недочетов».[7] Д.Б. Эльконин немного иначе формулирует понятие самоконтроля, но смысл его остается тем же: «Действие контроля состоит в сопоставлении воспроизводимого ребенком действия и его результата с образцом через предварительный образ».[25] Образец способа действия должен содержать в себе опорные точки, на основании сопоставления с которыми может быть произведено действие контроля до того, как осуществится то искомое действие, ради которого применяется данный способ. В таких случаях прямое наложение на образец невозможно, потому что образец, данный учителем (даже если он находится перед глазами ребенка), - всегда лишь единичный случай усваиваемого способа действия, и как таковой он никогда не может совпадать со столь же единичным случаем произведенного ребенком действия. Д.Б. Эльконин дает еще одно определение самоконтролю: «Контроль есть в конечном итоге действие по сопоставлению представления о предстоящем действии с непосредственно данным его образцом.»[25] В двух следующих определениях самоконтроль рассматривается более широко. Так, в определении, данном И.И. Кувшиновым самоконтроль отождествляется с сознательной деятельностью вообще: «Самоконтроль- это сознательное регулирование и планирование деятельности на основе анализа происходящих в предмете труда изменений, позволяющее достичь поставленной цели». [7] Г.А. Соболева считает, что «самоконтроль - это умение критически отнестись к своим поступкам, действиям, чувствам и мыслям, регулировать свое поведение и управлять им. Самоконтроль связан с личностью в целом.»[7] П.Я. Гальперин сделал попытку дать психологическую характеристику самоконтроля в связи с проблемой внимания. Автор пишет: «...контроль составляет неотъемлемый элемент психики как ориентировочной деятельности». Он не имеет своего продукта, отдельного от той деятельности, внутри которой осуществляется. Осуществляется же он «с помощью критерия, мерки, образца». Если контроль выступает как внешняя предметная материальная деятельность, он не является вниманием. «Наоборот, он сам требует актов внимания, сложившихся к этому времени». Постепенно формируясь, действие контроля становится сокращенным умственным действием. В этом случае П.Я. Гальперин говорит о внимании: «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда - и только тогда - оно становится вниманием... Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание означает контроль».[5] Итак, в психолого-педагогической литературе отражены разнообразные подходы к определению сущности самоконтроля. Авторы одних работ рассматривают самоконтроль как свойство личности в широком смысле этого слова. Другие авторы считают самоконтроль актом умственной деятельности человека (формой проявления и развития самосознания, мышления, качеством ума, признаком его критичности, дисциплины). Во многих работах самоконтроль определяется как компонент учебной деятельности учащихся, заключающийся в анализе и регулировании ее хода и результатов, или как умение (навык, привычка) контролировать свою деятельность и исправлять замеченные ошибки. Наконец, есть авторы, которые считают самоконтроль методом (средством, условием) саморегуляции поведения, деятельности и активизации обучения. В некоторых работах самоконтроль определяется не по одному, а по двум - трем признакам. Все эти определения не являются ошибочными. Самоконтроль - явление сложное и многогранное. Каждое из приведенных определений отражает отдельные его стороны. Если сопоставить все определения самоконтроля, то можно заметить, что, несмотря на некоторые различия в формулировках данного понятия, у всех названных авторов одинаково выражена его психологическая сущность. Будучи качеством личности и условием проявления ее самостоятельности и активности, самоконтроль в то же время является составной частью, необходимым компонентом всех видов учебной и трудовой деятельности. Он необходим не только при выполнении самостоятельной работы, но и при выполнении заданий на всех предшествующих стадиях, начиная с пробных действий, совершаемых под внешним управлением. Благодаря самоконтролю ребенок окончательно овладевает определенным способом действия. Большое значение имеет самоконтроль при выполнении самостоятельной работы на уроке, т.к. этапы ее проведения могут контролироваться только самим исполнителем. Любая самостоятельная работа не может быть выполнена без самоконтроля. Учащиеся должны проводить самоконтроль на разных этапах выполнения самостоятельной работы на уроках и дома. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах ее выполнения. Он выключает в себя чувственные, умственные и двигательные компоненты деятельности, позволяющие учащемуся на основе поставленной цели, намеченного плана и усвоенного образца следить за своими действиями, результатами этих действий и сознательно регулировать их. При этом в ходе самоконтроля оценивается целесообразность и эффективность самого процесса выполнения работы, намеченного плана и уже осуществленного регулирования. В структуре самоконтроля можно выделить следующие звенья: • уяснение учащимися цепи деятельности и первоначальное ознакомление с конечным результатом и способами его получения, с которыми они будут сравнивать применяемые ими приемы работы и полученный результат. По мере овладения данным видом работы, знание образцов будет углубляться и совершенствоваться; • сличение хода работы и достигнутого результата с образцами; • оценивание состояния выполняемой работы, установление и анализ допущенных ошибок и выявление их причин (констатация состояния); • коррекция работы на основе данных самооценки и уточнение плана ее выполнения, внесение усовершенствований. Ответственным моментом в обучении учащихся самоконтролю является уяснение цели деятельности и ознакомление с образцами, по которым они будут сравнивать применяемые способы выполнения работы и полученные результаты. Очень важно с самого начала дать учащимся исчерпывающие указания о правильном выполнении предстоящей работы и ознакомить их с образцами для сличения. Выводы по первой главе Самоконтроль - это компонент учебной деятельности, но даже при наличии соответствующих предпосылок учебная деятельность возникает у ребенка не сразу. Ребенок, только что пришедший в школу, хотя и начинает обучаться под руководством учителя, но еще не умеет учиться. Учебная деятельность формируется в процессе обучения под руководством учителя. Ее формирование выступает важнейшей задачей обучения - задачей не менее важной, чем усвоение знаний, умений и навыков. Глава 2. Методические основы формирования самоконтроля на уроках математики в начальных классах. 2.1 Способы и уровни формирования самоконтроля. Выполнение различного рода заданий на уроках математики можно организовать так, что ученик, сделав ошибку, сам обнаружит ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправит ее и подойдет к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив, таким образом, задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля. «Самоконтроль является составной частью любого вида деятельности человека и направлен на предупреждение или обнаружение - уже совершенных ошибок.»[15]
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg