Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

АНАЛИЗ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (НА ПРИМЕРЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ)

taras_eg 450 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 46 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Образование является важнейшим условием благополучия и эффективного развития общества. Современные вызовы и глобальные изменения выводят проблему образования на первый план, и разные государства пытаются найти свой путь решения. На этом пути происходит объединение усилий, усиливается международная интеграция и совместная деятельность государств, но вместе с тем каждое общество вынуждено выстраивать и свои собственные траектории реформирования.
Введение

Система образования - совокупность образовательных учреждений, реализующих преемственные образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование). Профессиональное образование в Российской Федерации реализуются по следующим уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации. Государственное управление системой высшего образования на федеральном уровне осуществляет Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, на региональном уровне – региональные министерства образования и науки. Современный этап развития российского общества характеризуется наличием глубоких изменений, существенных преобразований отечественной образовательной системы, в том числе и в системе высшего образования. Важнейшим позитивным качеством российской системы образования является традиционная доступность высшего образования широким слоям населения. Так же образовательная система в России обладает крайне высоким интеллектуальным потенциалом, который уже в настоящее время широко востребован в мире, где существует большой спрос на российских специалистов. В современном мире образование становится приоритетной сферой не только культурной, но и экономической политики. Потребность в совершенствовании государственной политики в сфере управления системой образования обусловливает актуальность настоящей темы. Существует очевидная потребность в научном анализе и осмыслении тенденций развития системы образования в современном российском государстве, что подразумевает также и изучение системы образования в общем контексте политической модернизации современной России. Современная российская система высшего образования имеет комплекс проблем. Открылось много ВУЗов и их филиалов. Увеличилось количество специалистов с высшим образованием, но к сожалению их профессиональный уровень не соответствует современным требованиям. Кроме того современная система образования РФ интегрируется в Европейскую (Болонскую) систему образования. Все это требует новых подходов к организации высшего образования и работе ВУЗов, а также совершенствования всей системы образования в целом, как на федеральном, так и на региональном уровне. На современном этапе в науке и управленческой практике предопределилось множество концепций, анализирующих государственное управление системой образования. Степень изученности темы . Система образования и связанные с ней проблемы реформирования, развития и совершенствования образовательных институтов представляли и представляют существенную значимость для академической науки. Данные вопросы находятся в сфере компетенции целого ряда социально-гуманитарных дисциплин - политологии, социологии, культурологии, философии, экономики. Каждая из дисциплин вносит собственный вклад в развитие научных основ организации и реформирования системы образования. Многочисленным аспектам существования системы образования посвящены работы видных ученых, считающихся классиками мировой общественно-политической мысли. Данную проблематику, в частности, рассматривали Д. Аптер, У. Бек, Д. Белл, Дж. Гэлбрейт, Э. Тоффлер, Ф. Фукуяма, С. Хантингтон и другие исследователи. Следует отметить вклад функциональной концепции образования (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс) в определение значимости образования для поддержания социального единства. Актуальность и новизна проблемы определяют объект, предмет, цель и задачи исследования. Объект исследования - государственная политика в сфере управления системой высшего образования в Российской Федерации (на примере Самарской области). Предмет исследования – анализ модернизации государственной политики в системе высшего образования (на примере Самарской области). Целью работы является определение путей и перспектив реформирования государственной политики в сфере управления высшим образованием в Российской Федерации (на примере Самарской области) Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: • рассмотреть методологические подходы к исследованию феномена государственной политики в области высшего образования, выявив наиболее адекватные российским реалиям; • определить и систематизировать современные тенденции в развитии высшего образования и перспективные направления государственной политики России в этой сфере; • выявить проблемные аспекты реализации государственной политики в области высшего образования в Российской Федерации в контексте общего состояния сферы высшего образования в стране; • обозначить основные пути решения стоящих перед российской системой высшего образования проблем в процессе совершенствования государственной политики в сфере высшего образования; • рассмотреть программы развития и модернизации государственной политики в сфере высшего образования и механизмы ее реализации; • предложить механизмы совершенствования государственной политики в сфере высшего образования в современной России. Теоретическая и методологическая база работы: Специфика политики в сфере образования в советский период отечественной истории исследовалась такими учеными, как В.Г. Афанасьев, С.Я. Батышев, Г.Н. Волков, В.М. Клочков, Ю.П. Петров, А.А. Поскряков, М.Н. Руткевич, С.П. Трапезников. Реформы системы образования в постсоветской России, в том числе в современный период, рассматриваются такими исследователями как А.Л. Андреев, В.М. Димов, В.И. Жуков, М.Ф. Кузнецов, Р.М. Нуреев, А.М. Осипов, В.В. Сериков и т.д. Нельзя не отметить исследования И.В. Бестужева-Лады, Н.В. Гапоненко, С.П. Капицы, Г.Г. Малинецкого, В.А. Ядова и других ученых, обращающихся к вскрытию современных проблем и противоречий отечественной системы образования, определения контуров конкретных преобразований и реформ в образовании. Я.Ю. Старцев рассматривает систему образования как объект политики государства . М.А. Чепурина пишет о политической и социальной роли системы образования в современном мире . Ряд исследований посвящен выявлению влияния тенденций модернизации образования на социальное положение студентов и преподавателей, чьи интересы имеют важное значение для выработки эффективной стратегии совершенствования государственной политики в сфере высшего образования. Это исследования Г. Андрущак и М. Юдкевича, А.М. Нагимовой, Ф.Р. Сафиуллиной, Х.М. Сабурова . А.Е. Кузьмин подчеркивает необходимость привлечения негосударственных акторов к реализации государственной политики в сфере высшего образования.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………….……………………….………..4 1. Теоретические основы модернизации государственной политики в системе высшего образования………………………………………………………………8 1.1 Основные понятия модернизации государственной политики в системе высшего образования………………………………..……………………………..8 1.2 Анализ ступеней в системе высшего образования, их видоизменения ……..…………………………………………………….……................................15 1.3 Зарубежный опыт модернизации государственной политики в системе высшего образования в экономическо-развитых странах ………….………………...………………………………………………………24 2. Анализ модернизации государственной политики в системе высшего образования РФ (на примере Самарской области)…………..……………………………………....…………......................282.1 Анализ организационной структуры государственного управления в системе высшего образования на современном этапе ……………………………………………………………………………………...28 2.2 Анализ проблем модернизации государственной политики в системе высшего образования РФ (на примере Самарской области) ……………………………………………………………………………………...29 2.3 Анализ экономической эффективности модернизации государственной политики в системе высшего образования РФ (на примере Самарской области)…………………………............................................................................39 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……….…………………........
Список литературы

1. Агранович М. Реформирование системы образования // Общество и экономика. 2000. № 8. с. 67-81. 2. Аллаяров З.А. Модернизация профессионального образования: новые реалии и перспективы // Экономика и управление. 2009. N 4. С. 42- 49. 3. Алпацкий Д.Г. Государственная политика Российской Федерации в сфере высшего технического образования. Автореферат канд.полит.наук. М., 2014; 4. Алпацкий, Д.Г. Государственная образовательная политика: образовательный потенциал высшей технической школы в Российской Федерации // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 20. С. 5-9. 5. Андрущак Г., Юдкевич М. Высшее образование в России: заработная плата и контракты// Как платят профессорам. Глобальное сравнение систем вознаграждения и контрактов / Под ред. Ф. Альтбаха, Л. Райсберг, М. Юдкевич, 6. Г. Андрущака, И. Пачеко. М.:Изд. дом ВШЭ, 2012; 7. Апезова Д.У. Образовательная политика Европейского союза в условиях глобализации: автореферат диссертации на соискание ученой степени к.полит.н.: специальность 23.00.04. Бишкек: 2007 8. Бейзеров В.А. Основные тенденции развития систем высшего образования в начале XXI века // Социология образования, 2014, № 1 - С. 76-87. 9. Беляева А.П. Развитие системы профессионального образования // Педагогика. 2001. № 8. С. 3-8. 10. Бердашкевич А.П., Сафаралиева С.Г. Федеральные учреждения науки и образования в рамках современной бюджетной политики Российской Федерации // Инновации. 2008. № 8 (118). С. 62-66. 11. Берман М.И. "Компетентностный" тип воспроизводства работников с высшим профессиональным образованием (взаимосвязь политико-экономического и институционального подходов): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук: специальность 08.00.01 - Экономическая теория. Иваново: 2010. 12. Бермус А.Г. Исследование инфраструктуры модернизации образования // Alma Mater, № 4, Май 2009. C. 23-39. 13. Бермус А.Г. Культурно-антропологическая инфраструктура модернизации образования // Alma Mater. 2006. № 8. C. 3-10. 14. Бершадская М.Д., Фурсов К.С. Высшее образование как фактор развития общества знания: критика тезиса о "перепроизводстве" кадров // Развитие систем высшего образования в обществе знания: тенденции, перспективы, прогнозы: Тез. Первой Междунар. науч.-практ. социол. конф. Москва, 21 дек. 2006 г. М., 2006. С. 20-25. 15. Беседина В. Роль социально-правовых институтов в реализации национального проекта "Образование" // Alma Mater. 2006. № 10. C. 52¬ 54. 16. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования в ХХ - начале XXI вв. // Проблемы современного образования, 2014, № 1. 17. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестник Российского филосфского общества. 2005. № 1 (33). С. 74-77. 18. Власенко М.В. Государственная политика РФ в области высшего профессионального образования: проблемы разработки и реализации (2000-2008 гг.): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук: специальность 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Краснодар, 2009. 19. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. «Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики» Материал для обсуждения // Российское образование: Тенденции и вызовы: C6. ст. и аналит. докл. / сост. Мау В.А. и др. М.: Дело, 2009. С. 19-46. 20. Скоблева Э.И. Экономический механизм модернизации системы высшего профессионального образования в современной России : автореф дис. ... д-ра экон. наук : 08.00.01 - экономическая теория. Волгоград, 2011. 21. Галбен А.И. Модель для глобализации высшего образования // Alma Mater. 2011. № 9. C. 16-24. 22. Гараджа В.И. Книга о российском образовании // Педагогика. 2008. № 8. C. 116-118. 23. Гергокова Ж.Х. Роль образования в формировании национальной инновационной системы // Педагогика. 2010. № 7. C. 22-29. 24. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. М., 2002. 25. Глазьев С.Ю. Программно-целевой подход к финансированию национальных проектов // Национальные проекты. 2007. № 2. С. 8-14. 26. Глухова М.Ф. Социальная молодежная политика // Педагогика. 2009. № 9. C. 116-119. 27. Горелов А.А., Горелова Т.А. Образование в информационном обществе // Alma Mater. 2008. № 10. C. 43-46. 28. Горбунова Т.В. Проблемы модернизации российской системы профессионального образования: критический взгляд // Креативная экономика, № 4 (52), 2011; 29. Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020 годы». М., 2013. 30. Ерхов М.В. Проблемы повышения эффективности реализации национальных проектов в регионах России (на примере национального проекта «Образование») // Транспортное дело России. М., 2009. №11 (72). С. 103-105. 31. Желтов В. Болонская декларация и российское образование // Педагогика. 2007. № 9. C. 107-113. 32. Жилинкина А.П., Серпуховитина Т.Ю. Управление качеством высшего образования в условиях модернизации профессиональной школы. Белгород, 2009. 33. Жильцов Е.Н. Об институциональных преобразованиях в российском высшем профессиональной образовании//Инновационное развитие экономики России: региональное разнообразие: Сб. статей. Том 1/ Под ред. А. А. Аузана, В. П. Колесова, Л. А. Тутова.- М.: РТ- Пресс, 2013; 34. Жосул Е. Болонский напалм: как превратить Иванушку в дурачка // Единый государственный экзамен: Белая книга / Сост. В. Я. Линков, В. А. Недзвецкий, И. В. Петровицкая. М., 2008. С. 151 - 156. 35. Жукова А.П. Право на образование и образовательная политика государства: международные стандарты, нормативно-правовые аспекты // Вестник Военного университета. 2007. № 4 (12). С. 38 - 45. 36. Загвчязинский В.И. Стратегические ориентиры и реальная политика развития образования // Педагогика. 2005. № 6. 10-14. 37. Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Российское образование на перепутье // Полис. 2011. № 6. 170-174. 38. Засыпкин В.П., Зборовский Г.Е. Модернизация педагогического образования // Социологические исследования. 2011. № 2. C. 87-93. 39. Зборовский Г.Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8. № 1. С. 87-104. 40. Зборовский Г.Е. Социология образования и молодежи. Образование: научные подходы к исследованию // Социологические исследования. 2000. № 6. С. 21 -29. 41. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Образование как ресурс информационного общества // Социологические исследования. 2005. № 7. 107-113 42. Зиятдинова Ф.Г. Российская образовательная политика в свете зарубежного опыта // Социологические исследования. 2006. № 5. С. 51-58. 43. Ивашевский С.Л. Образование и идеология // Педагогика, № 3, Март 2010, C. 36-40. 44. Индикаторы науки: 2013: статистич. сб. М. : НИУ «ВШЭ», 2013 45. Каверина Э.Ю. Политика США в сфере высшего образования // США - Канада. Экономика, политика, культура. 2008. № 3. C. 72-88. 46. Каган М.С., Запесоцкий А.С. Образование: Философия. Культурология. Политика // Вопросы философии. 2008. № 2. C. 183-185. 47. Кадакин В.В. Формирование современной образовательной политики: (Нац.-регион. аспект): Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.п.н.: Спец. 13.00.01. М.: 2002. 48. Каковкина Н.В. Современные проблемы государственной образовательной политики в Российской Федерации : на примере вузов г. Москвы. М., 2010. 49. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. – 2014. – № 31. – ст. 4398. 50. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ 51. Об оплате труда работников государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования Самарской области, находящихся в ведении министерства образования и науки Самарской области Постановление Правительства Самарской области от 27.10.2011 № 703 52. "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)" Постановление Правительства РФ от 14.02.2008 N 71 (ред. от 02.11.2013) 53. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения Приказ Минобрнауки России от 18 апреля 2013 г. № 292 54. «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное» Приказ Минобрнауки России от 6 июня 2013 г. № 443 55. Еникеева С.Д. Особенности нового этапа модернизации высшего образования в Российской Федерации // Credo: теоретический журнал. 2013.
Отрывок из работы

1. Теоретические основы модернизации государственной политики в системе высшего образования 1.1 Основные понятия модернизации государственной политики в системе высшего образования В современном российском обществе, учитывая специфику его трансформационных преобразований, заключающихся в политической и экономической модернизации, значительно возрастает роль института образования. В первую очередь, повышается значимость образования для инновационного развития страны, укрепления ее экономической, научно-технической, культурной, политической сфер. С распадом Советского Союза, в постсоветской России началась перестройка политического устройства, переход к рыночной экономике. Наряду с этими изменениями масштабные трансформации неизбежно коснулись и сферы образования, и системы управления образованием. В России от советского времени осталась мощная традиция высшей школы, но эта традиция пришла в противоречие с современными реалиями. Советская высшая школа создавалась в расчете на реалии социалистического общества, и вместе с фундаментальностью образования и рядом других сильных черт (например, сильная подготовка инженеров) мы можем отметить ее негибкость и слабость гуманитарной подготовки. Система управления отличалась сильным централизмом (что во многом сохраняется и в настоящее время) и отсутствием реальной самостоятельности вузов. Между тем, состояние системы образования определяется направленностью и содержанием государственной политики в сфере образования . Ведь институт образования в конечном итоге выполняет государственный заказ на выстраивание определенной стратегии образования, вписывающейся в общую систему политических координат. Как отмечают исследователи, «образование является самой важной составляющей человеческого капитала, и первое, за счет чего можно увеличить его объем — формальное образование и уровень квалификации» . Однако сводить образование к уровню квалификации и формальным показателям - значит упрощать его действительную многогранную сущность. Государственная политика в сфере высшего образования затрагивает не только аспекты повышения квалификации или предоставления формального образования, но и все сферы деятельности, так или иначе включенные в образовательный функционал.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 73 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 62 страницы
750 руб.
Дипломная работа, Государственное и муниципальное управление, 84 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg