Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОСТАВЕ ЧИСЛА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

taras_eg 490 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 56 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Данная выпускная квалификационная работа посвящена формированию представлений о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития на занятиях по развитию элементарных математических представлений. В I главе представлен анализ литературы по проблеме формирования представлений о составе числа у старших дошкольников с ЗПР, особенностями их обучения, в том числе особенности коррекционного обучения, направленного на формирование представлений о составе числа на занятиях по развитию элементарных математических представлений.
Введение

Актуальность исследования. Программа по развитию элементарных математических представлений для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста предусматривает развитие у детей элементарных представлений о признаках предметов, количестве, числе, а также выполнение простейших счетных операций, составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание. Как отмечает Г.М. Капустина, один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ЗПР — вычислительные навыки. Лишь немногие пятилетние дети способны выполнить самые простейшие арифметические действия типа 1 + 1, 2—1, лишь некоторые (уже в шестилетнем возрасте) считают в пределах пяти с использованием наглядного счетного материала (пальцы, палочки, кубики), и то с помощью взрослого. Большинство же дошкольников не умеют считать самостоятельно и не владеют способами предметно-практической деятельности. Важным этапом в подготовке детей к вычислительной деятельности является ознакомление с количественным составом числа. Знание состава числа в пределах 10 в старшей группе – обязательное требование программы (Л.В. Баряева, С.Г. Шевченко, Н.Г. Морозова). Для математического развития дошкольников с ЗПР характерен целый ряд особенностей, связанных со спецификой их интеллектуального, сенсомоторного, эмоционального и речевого развития (В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, П.Б. Шошин, Т.В. Егорова, Н.Г. Поддубная, Н.А. Менчинская, З.И. Калмыкова). Дети старшего дошкольного возраста с ЗПР выявляют недостаточную подготовленность к изучению математики из-за более низкого уровня исходных математических знаний, чем у детей в норме. Ни один вид деятельности, характерный для дошкольного возраста у детей с задержкой психического развития, не развивается полноценно без специального обучения. Развитие математических представлений ребенка-дошкольника с задержкой психического развития в гораздо большей степени зависит от качества педагогических условий, в которых он обучается. Несмотря на разработанность проблемы возникает необходимость поиска более интересных, эффективных приемов и методов воспитания и обучения детей данной категории. Использование наглядно-образного моделирования в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения — одна из актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Актуальность ее решения обусловлена насущной потребностью модернизации системы дошкольного образования, повышением его качества. Объект: представления о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития. Предмет: приемы наглядно-образного моделирования по формированию представлений о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития. Цель работы: систематизация приемов формирования представлений о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития. Гипотеза: предполагается, что систематизация приемов наглядно-образного моделирования позволит сформировать представления о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития. Задачи: 1. Рассмотреть процесс формирования представлений о составе числа у детей с нормой. 2. Проанализировать процесс формирования элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития. 3. Выявить трудности усвоения состава числа детьми с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. 4. Проверить эффективность использования приемов наглядно-образного моделирования на занятиях по формированию представлений о составе числа у детей с задержкой психического развития. Методы исследования: 1. Теоретический обзор и анализ психолого-педагогической и методической литературы. 2. Констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. 3. Качественный и количественный анализ полученных данных. База исследования: ГБОУ Школа №922 Отделение 1371 «Компенсирующего вида» Практическая значимость работы: данные, полученные в результате экспериментального исследования, могут быть использованы в практической деятельности специалистов, работающих с данной категорией детей: дефектологов, педагогов, а так же они могут представлять интерес для родителей, имеющих детей с ЗПР. Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложение.
Содержание

Введение ……………………………………………………………………3 Глава I Теоретический обзор литературы по вопросам изучения формирования представлений о составе числа у детей с задержкой психического развития ……..…………………………………………………..6 1.1. Формирование понятия о составе числа у детей с задержкой психического развития………………………………………………………….6 1.2. Использование наглядно-образного моделирования в процессе обучения детей ..………………………………………………………………..11 1.3. Использование мультимедиа презентаций или анимаций как прием наглядно-образного моделирования ..………………………………….15 Выводы к 1 главе Глава II Экспериментальное изучение особенностей формирования представлений о составе числа у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ……………………………………………23 2.1. Организация и методическое обеспечение исследования. Анализ результатов констатирующего эксперимента ..……..………………….…23 2.2. Содержание и организация коррекционно-развивающей работы по формированию представлений о составе числа у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализ и результаты формирующего эксперимента.………….........................................................................................29 Выводы к 2 главе Заключение ……………………………………………….………………41 Список литературы ……………………………………..………………..43 Приложение ……………………………………………………………...48
Список литературы

1. Алябьева, Е.А. Развитие логического мышления и речи детей 5-8 лет/ Творческий центр Сфера М. 2005. 2. Амонашвили, Ш.А. В школу - с шести лет. - М., 2002. 3. Бабкина, Н.В. Развивающие игры с элементами логики. М., 1998. 4. Баряева, Л.Б. Интегративная модель математического образования дошкольников с задержкой психического развития: Монография. – СПб.: НОУ СОЮЗ, 2005. 5. Баряева, Л.Б., Зарин, А. Методика формирования количественных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. 6. Белошистая, А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 400 с: ил. 7. Белякова, О.В. 10 лучших игр для подготовки к школе. М., 2007. 8. Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. –М.: Гном-Пресс, 1999. 9. Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. « Коррекционно – педагогическая работа в детском саду для детей с ЗПР», Методическое пособие. М. 2008г. 10. Борякова, Н.Ю., Соболева, А.В., Ткачева, В.В. « Практикум по развитию мыслительной деятельности у дошкольников», М. пособие. М. 1999 г. 11. Борякова, Н.Ю., Касицына, М.А. Психолого-педагогическое изучение детей с задержкой психического развития в условиях специального детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. –№ 2. 12. Борякова, Н.Ю. Формирование предпосылок к школьному обучению у детей с задержкой психического развития. – М., 2003. 13. Волина, В. В. Праздник числа: книга для педагогов и родителей. – М.: Мозаика – Синтез, 2000. 14. Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: Ника-Пресс, 1986. 15. Давьшова, Т.Г., Ввозная, В.М. Использование опорных схем в работе с детьми. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1. 16. Дефектология словарь – справочник. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.:ТЦ Сфера, 2007. 36с. 17. Дёмина, Е.С. Развитие элементарных математических представлений. Анализ программ дошкольного образования / Творческий центр Сфера М. 2009. С. 127. 18. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. С.Г. Шевченко. – М., 2001. 19. Екжанова, Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. –№1. 20. Ерофеева, Т.И., Павлова, Н.Л, Новикова, В.П. Математическая тетрадь для дошкольников. – М.: Просвещение, 1992. 21. Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья/ Болонина, В.В.- Новокуйбышевск, 2009г. 22. Капустина, Г.М. О готовности к обучению математике дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). – Шестилетние дети. Проблемы и исследования. Межвузовский сборник научных трудов. – Н.Новгород, 1993. 76с. 23. Капустина, Г.М. Формирование элементарных математических знаний и представлений у детей дошкольного возраста. // Дефектология. 1998. №2. 22-29с. 24. Коваленко, В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000. 25. Ковалько, В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительные группы). – М.: ВАКО, 2005. – 176 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем). 26. Козина, Л.Ю. Игры по математике для дошкольников / Творческий центр Сфера М. 2008. С. 63. 27. Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика./ С.А. Козлова, Т.А. Куликова - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 416 с. 28. Колесникова, Е.В. Я считаю до 10. – М.: ТЦ Сфера, 2001. 29. Коноваленко, В.В. Пишем и читаем №1, №2, №3. – М., 2001. 30. Корнеева, Г.А., Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста./учебно – методическое пособие., М. 2007. 31. Костенкова, Ю.А. Система образования детей с задержкой психического развития//Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития/Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000. 32. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПБ, 2003. 33. Метлина, Л.С. «Математика в детском саду». М. 1994г. 34. Могилёва, В.И. М 742 Психофизиологические особенности дошкольника и их учет в работе с компьютером : учеб. пособие для студ. образовательных учреждений сред. проф. образования / В.Н.Могилёва. - М. : Издательский центр "Академия", 2007. - 240 с. 35. Морозова, И. А., Пушкарёва, М. А. Развитие элементарных математических представлений. Конспекты занятий для работы с детьми 6 -7 лет с ЗПР. – М.: Мозаика – Синтез, 2007. 36. Перова, М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике. М. 1996г. 37. Петерсон, Л.Г., Холина, Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька. – Ч. 1,2. – М.: Баласс, 2001. 38. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2003.- 96 с. (“Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала”. Вып.12.). 39. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 208 с. 40. Ребёнок в детском саду 2009. №1. С. 16-19. Ю. Микляева Комплексный подход к проведению занятий по формированию элементарных математических представлений. 41. Репина, Г.А. Математическое развитие дошкольников. Современные направления. Творческий центр Сфера М. 2008. С. 127. 42. Сапогова, Е.Е. «Операция моделирования как условия развития воображения у дошкольников», 2004. 43. Смоленцева, А.А., Пустовой, О.В. Математика до школы. СПб. Детство-Пресс 2010. С. 191. 44. Ткаченко, И.С. Создание электронных презентаций / И.С. Ткаченко, О.В. Антропова. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004. 45. Ульенкова, У.В. «Дети с задержкой психического развития». Нижний Новгород 1994г. 46. Ульенкова, У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. – М.: Педагогика,1990. 47. Урунтаева, Г.А. Детская психология: Учебное пособие. / Г.А. Урунтаева - М.: Академия, 2006. - 368 с. 48. Фридман, Л.М. Наглядность и моделирование в обучении./ Л.М. Фридман - Москва: Знание, 1984. - 80 с. 49. Целищева, И. Математика — не отвлеченная наука / И. Целищева, М. Большакова // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 9. 50. Шевелев, К.В. Дошкольная математика в играх / М. Мозайка-синтез 2005.С. 77. 51. Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. Метод. пособие для учителей классов коррекционно-развивающего обучения. – М.: ВЛАДОС, 1999. 52. Щербакова, Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников: Учеб. пособие / Е. И. Щербакова. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005. - 392 с. 53. Щербакова, Е. И. Методика обучения математике в детском саду / Е. И. Щербакова. — М.: 2000.
Отрывок из работы

Глава I Теоретический обзор литературы по вопросам изучения формирования представлений о составе числа у детей с задержкой психического развития 1.1. Формирование понятия о составе числа у детей с задержкой психического развития Перед тем, как рассмотреть особенности формирования представлений о составе числа у детей с ЗПР, мы познакомимся с процессом формирования представлений о составе числа у детей с сохранным интеллектом. Важным этапом в подготовке детей к вычислительной деятельности является ознакомление с количественным составом числа из единиц в пределах пяти. Дошкольники должны не только понимать то, что множество состоит из отдельных элементов, но и объяснять отношение числа к единице, т. е. выделять количество единиц в числе. Эта работа осуществляется в группах пятого и шестого годов жизни. При этом ребята осознают, что все числа составляются из единиц, количество единиц в разных числах различно, оно соответствует различному количеству элементов множества (совокупности) [52]. Для ознакомления с количественным составом чисел используется раздаточный и демонстрационный материалы, в которых каждый элемент множества отличается от других элементов того же множества по форме, цвету, размеру, назначению. Однако материал подбирают так, чтобы можно было делать обобщение: всего четыре птички, пять овощей, три стульчика. В этой работе нельзя спешить. При изучении количественного состава числа педагог подводит детей к пониманию единицы как отдельного элемента. В будущем эти знания будут основой формирования понятия о числе как показателе целой группы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg