Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

taras_eg 990 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 105 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 04.01.2020
Актуальность темы определяется важностью приобщения ребенка к культуре речевого общения и воспитания речевого этикета как один из ас-пектов работы по воспитанию гуманистической направленности личности, которая проявляется во взаимоотношениях людей различного возраста. Результатом воспитания культуры общения ребенка является развитие социально-коммуникативных навыков, проявляющихся в различных видах деятельности.
Введение

Актуальность темы. В современной языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, продолжает набирать силу процесс «огрубления» нравов общества, что влечет за собой увеличение в детской речи лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов. Общество нуждается в образованной, воспитанной личности. Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, умение пользоваться языковыми выразительными средствами, стилистическим многообразием языковых средств – надежная гарантия личностного успеха. Детство представляет собой период информационной чистоты и го-товности к познанию мира, характеризуется не обремененностью стереоти-пами. К тому же, как известно, дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи, и если определенный уровень владения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Культура поведения много-гранна по содержанию, однако, её стержнем является культура общения. Введение элементов коммуникативной культуры в воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении способствует форми-рованию межличностных отношений и освоению языка как средства куль-турного речевого взаимодействия. Необходимость раннего формирования положительного опыта общения обусловлена тем, что его отсутствие при-водит к стихийному возникновению у детей негативных форм поведения (Г.М. Лямина, С.В. Петерина, Р.М. Чумичева и др.). Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста на се-годняшний день является одной из важнейших научно-педагогических проблем, нашедших отражение в теории и практике дошкольного образования. Дошкольный возраст в психолого-педагогической литературе рассматривается как период активного приобщения детей к культурным ценностям и нормам. Именно в данный период у ребенка формируется определенное отношение к миру, к обществу, происходит формирование личности на основе полученного им культурного опыта (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.). Культура общения детей дошкольного возраста определяет нормы и правила отношений ребенка с людьми разного возраста в семье, детском саду, общественных местах. Она предполагает освоение дошкольником культурных норм монологической и диалогической речи, соблюдение требований речевого этикета, грамотности речи. Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми и сверстниками, сотрудничает и помогает им, то это вызывает положительную реакцию с их стороны, что способствует лучшему усвоению и закреплению правил культурного общения. Общительный ребенок быстрее адаптируется в дошкольных учреждениях, нежели дети, которые испытывают проблемы в социальной сфере. К проблеме исследования культуры общения у детей обращались такие ученые, как А.А. Акишина, Б.В. Бушелева, Т.А. Ладыженская, А.И. Савостьянов, Н.И. Формановская, М.В. Ильяшенко и другие. Исследования М.И. Лисиной, Л.И. Островской, С.В. Петериной, Н.И. Формановской установили, что воспитание культуры общения определяет: формирование у детей знаний норм и правил общения; умение общаться с окружающими; желание ребенка вступать в контакт; предупреждает негуманное проявление эмоций. Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Таким образом, актуальность проблемы формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста определяется его особой ролью в нравственном воспитании подрастающего поколения и в социально-коммуникативном развитии, в успешной адаптации к новым социокультурным приоритетам и насущным требованиям современного социума, педагогической значимостью в практике на современном этапе развития российского общества. Цель исследования: изучить особенности и возможности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у де-тей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия воспитания культу-ры общения у детей старшего дошкольного возраста. Гипотеза исследования: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее, при следующих педа-гогических условиях: ? организация и обогащение предметно-игровой среды атрибута-ми и дидактическими играми с речевым содержанием; ? использование различных форм и методов работы по формированию культуры общения (беседы, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры и т.д.) у детей старшего дошкольного возраста; ? привлечение родителей к работе по формированию культуры общения у детей 5-6 лет в детском саду и дома, повышение родительской компетентности по вопросам воспитания речевой культуры детей. Задачи исследования: 1. Проанализировать лингвистические, психолого-педагогические и методические источники по проблеме воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста. 2. Выявить уровень сформированности культуры общения у детей старшего дошкольного возраста. 3. Подобрать и апробировать комплекс мероприятий, направлен-ный на формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста и определить его эффективность. Методологической основой исследования являются положения теории и практики развития личности; об общении как виде деятельности, об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею. Теоретическую основу исследования составляют теории речевого развития детей Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Д. В. Эльконина; концепции речевой деятельности изучали И. А. Зимняя, Н. И. Жинкин, А. А. Леонтьев; М. М. Алексеева, Ф. А. Сохин, Е. И. Тихеева, О. С. Ушакова, В. И. Яшина и др. изучали теории развития речи детей дошкольного возраста, а О. И. Даниленко, Н. И. Формановская и др. культуру речевого общения. Методы исследования: теоретический анализ психолингвистиче-ских, психолого-педагогических и методических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент (констатирующий, формирую-щий и контрольный этапы), количественный и качественный анализ полу-ченных результатов. База исследовании: г. Москва, ГБОУ Школа 2026, УК №6. В исследовании приняло участие 20 детей (11 мальчиков и 9 девочек в возрасте 5-6 лет) старшей группы. Теоретическая значимость исследования заключается в разработке концептуальных основ развития культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста; в обосновании подходов к формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе игровой деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разра-ботаны и внедрены в практику: комплекс игр, направленных на формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования могут быть широко использован в массовой практике дошкольного и семейного воспитания. Структура ВКР: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 45 источников и приложений.
Содержание

Введение…………………………………….………………………….…….3 ГЛАВА 1. Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста 1.1. Лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика про-блемы развития культуры общения у детей дошкольного возрас-та………………………………………………………………………………7 1.2. Характеристика речевого развития детей старшего дошкольного воз-раста……………………………………………………………………….…17 1.3. Методики формирования культуры общения у детей старшего до-школьного возраста…………………………………………………………20 ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальная работа по формированию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 2.1. Выявление уровня развития культуры общения у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………...….31 2.2. Формирование культуры общения у детей 5-6 лет ……………….…41 2.3. Анализ результатов исследования……………………………….........50 Заключение ……………………………………………………………...…55 Список литературы …………………………………………...…………..57 Приложение…………………………………………..…………………….63
Список литературы

1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – М. : Академия, 2000. – 400 с. 2. Анисимова Е.В. Формирование коммуникативной компетенции в про-цессе освоения речевого этикета у детей дошкольного возраста // Педагогические науки. – 2010. – № 2. – С. 44-47. 3. Арушанова. А.Г. Речь и речевое общение детей. – 4 изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. 4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. – 3 изд. – СПб.: Наука, 2008. 5. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников [Текст] : Пособие для воспитателей / О. Ю. Безгина. – М. : Мозаика–Синтез, 2011. – 112 с 6. Великанова И.Н., Евграфова Т.А. Методика формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста// Электронный ресурс «Фестиваль педагогических идей «1 сентября» http://festival.1september.ru (дата обращения 29.06.2016). 7. Ветрова, В. В. Ребенок учится говорить [Текст] / В. В. Ветрова, Е. О. Смирнова. – М. : Знание, 1988. – 94 с. 8. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4 [Текст] : Детская пси-хология / Л. С. Выготский; под ред. Д. Б. Эльконина.– М. : Педагогика, 1984. – 432 с. 9. Горшкова Е. Учите детей общаться// Дошкольное воспитание. – 2000. – № 12. – С. 34-36. 10. Данилова С.Г. Этикет как средство всестороннего развития дошкольников (из опыта работы)// Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2014. – № 1 (1). – С. 229-231. 11. Детство [Текст] : Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.].– СПб. : «Детство-Пресс», Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. – 321 с. 12. Дошкольная педагогика [Текст] : учебник для академического бака-лавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под общ. ред. Н. В. Микляевой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юрайт, 2015. – 496 с 13. Ильяшенко М.В. Формирование культуры речевого общения старших дошкольников в условиях ДОУ// Психология образования в поликультурном пространстве. – 2013. – Т. 3. – № 23. – С. 42-48. 14. Ильяшенко М.В., Бакаева О.Н. Педагогическое обеспечение процесса развития культуры речевого общения у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье [Электронный ресурс]// Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2016. – №2. – С. 35-39. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-obespechenie-protsessa-razvitiya-kultury-rechevogo-obscheniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-detskom-sadu-i 15. Ильяшенко М.В., Ушакова О.С. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве: Учебно-методическое пособие. — Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. — 122 с. 16. Карпова Е.Г., Нагушева Л.Н., Сунцова О.С., Левшина Н.И. Культура речевого общения субъектов образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения// В сборнике: Диагностика социально-педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса ДОУ Москва, 2015. – С. 19-25. 17. Курочкина И.Н. Обучаем дошкольников правилам речевого этикета// Современное дошкольное образование. – 2010. – №6. – С. 28-37. 18. Курочкина И.Н. Этикет для детей и взрослых. уч. пособие для студентов. высш. пед. учебн. заведений. – М.: «Академия», 2013. 19. Лачкова Т.А. Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL: https://educontest.net/ru/2312006 (дата обращения: 20.04.2017). 20. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М. И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской; вступительная статья А. Г. Рузской. – 2-е изд. – М. : Московский психолого-социальный институт, Воронеж : НПО «МОДЭК», 2001. – 384 с. 21. Лисина, М. И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка к школе [Текст] / Л. И. Островской, Г. И. Капчеля. – Кишинев : ШТИИНЦА, 1987. – 196 с. 22. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : Питер, 2009. – 276с 23. Львова С.И. Язык в речевом общении. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2008. 24. Максимова А.А. Учим общаться детей 6–10 лет. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 78 с. 25. Немов, Р.С. Психология [Текст] : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений.– В 3 кн.– Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами статистики / Р. С. Немов. – М. : 1998. – 164 с. 26. От рождения до школы. Примерная основная общеобразователь¬ная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Кома¬ровой, М.А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с. 27. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986.-96 с. 28. Пустошило Е.П. Речевой этикет в межкультурной и внутрикультурной коммуникации// В сборнике: Взаимодействие языков и культур: исследования выпускников и потенциальных участников программ Фулбрайта Материалы докладов IV Международной научной конференции. под ред. Г.Н. Чиршевой; сост.: Г.Н. Чиршева; В.П. Коровушкин. 2015. – С. 101-104. 29. Радуга [Текст] : программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова, Е. В.Соловьёва, С. Г. Якобсон; науч. рук. Е. В. Соловьёва. – М. : Просвещение, 2014. – 326 с. 30. Русский язык. Энциклопедия. Гл. ред. Караулов Ю.Н. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дрофа, 1997. — 721 с. 31. Савушкина Е.В., Лазукова Н.Н., Назаркина Н.Н. Воспитание культуры общения старших дошкольников. – Рязань, 1998. – 49 с. 32. Скачкова Е.А. Речевой этикет во взаимоотношениях и поведении людей// Актуальные проблемы обучения и воспитания школьников и студентов в образовательном учреждении, вып. 5: сб. науч. статей / под ред. И.Ф.Бережной. – Воронеж, 2011. – С.39-43. 33. Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. – 4 -е изд. – М.: Политиздат, 1981. 34. Соколова В.В.. Культура речи и культура общения.— М.: Просвеще-ние,1995.— 192 с.— (Б-ка учителя рус. яз. и лит.). 1995 35. Смирнова, Е. О., О формировании культуры речевого общения у детей дошкольного возраста [Текст] / Е. О. Смирнова, М. Т. Витюк // Дошкольное воспитание. – 1994. – №3. – С.25-29 36. Смирнова, Е. О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст] : Учебное пособие / Е. О. Смирнова. – М. : МозаикаСинтез, 2012. – 34 с. 37. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. – М.: МПСИ, 2009. 38. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н. А. Стародубова. – 5-е изд., стер. – М. : Академия, 2016. – 256 с. 39. Тимошина Е.И., Палева Е.Н. Педагогические условия использования сюжетно-ролевой игры как средства развития речевого этикета старших дошкольников/ В сборнике: ЧЕРЕПОВЕЦКИЕ НАУЧНЫЕ ЧТЕНИЯ - 2013; Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ответственный редактор Н.П. Павлова. 2014. – С. 176-178. 40. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) [Текст] : пособие для воспитателя детского сада. / Е. И. Тихеева; под ред. Ф.А. Сохина. – изд. 5-е. – М. : Просвещение, 1981. – 159 с. 41. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М.:ТЦ Сфера, 2002. 42. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 43. Формановская Н.И. Как правильно общаться//Дошкольное воспитание. –2000. – №1. – С. 78. 44. Формановская Н.И. На курсах этикета// Дошкольное воспитание. – 2010. – №9. – С. 54. 45. Формановская Н.И. Речевой этикет вежливости// Дошкольное воспитание. – 2000. – №4. – С. 52. 46. Формановская Н.И. Что такое речевое поведение// Дошкольное воспитание. – 2000. – №2. – С. 64. 47. Формановская Н.И., Акишина А.А., Акишина Т.Е. Спросите, попросите….: учебное пособие. – М.: Рус. язык, 1989. – 284 с. 48. Фролова В.Н. Современные подходы к воспитанию культуры речевого общения у дошкольников// Детский сад: теория и практика. – 2011. – № 4. – С. 21-25. 49. Черенкова Е.Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М.: Дом, 2006. 50. Чикова И. В., Мантрова М. С. Специфика общения дошкольников со сверстниками: опыт исследования [Электронный ресурс]// ЖУРНАЛ Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2018. – С. 426-429. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-obscheniya-doshkolnikov-so-sverstnikami-opyt-issledovaniya 51. Шадрина Л.Г. Учимся общению// Детский сад: теория и практика. – 2013. – № 3 (27). – С. 46-55. 52. Шалаева Г.П., Журавлева О.М., Сазонова О.Г. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: АСТ: СЛОВО, 2011. 53. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. Азбука общения. – М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. 54. Яшина В.И. Теория и методика развития речи детей: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования/ В.И. Яшина, М.М. Алексеева; под общ. ред. В.И. Яшиной. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 448 с.
Отрывок из работы

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты воспитания культуры общения у детей дошкольного возраста 1.1. Лингвистическая и психолого-педагогическая характеристика проблемы развития культуры общения у детей дошкольного возраста С самого рождения человек вступает в отношения с окружающими людьми. Без общения не может сформироваться его психика. В процес-се общения ребенок познает окружающий мир, самого себя, усваивает язык, нормы взаимоотношений взрослых, своих сверстников. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, присваивает социальный опыт поколений в соответствии с содержанием своей потребности в общении. Однако речевая активность может оставаться у детей в пассиве и не актуализироваться в практике их общения. Создавая условия для актуализации соответствующих сторон речи, сверстник тем самым становится важным фактором развития речи у дошкольников. Современный дошкольник испытывает сильную психическую нагрузку, так как число его контактов с миром сверстников и взрослых все увеличивается. И ребенок в разных жизненных ситуациях должен уметь правильно вести себя, а это значит – владеть основами культуры речи, что во многом облегчает создание доброжелательной, спокойной атмосфе-ры общения с людьми и уменьшает возможность возникновения конфлик-тов. В психолого-педагогической литературе содержится ряд подходов к определению понятия культуры общения у дошкольников. В педагоги-ке культура общения рассматривается как «составная часть общей культу-ры поведения и необходимое условие нравственного развития личности. А культура поведения представляется как своеобразная связь человека с человеком, основанная на стремлении к естественному и разумному поведению, ненавязчивому вниманию, тактичности, следованию правилам этики» [5, с. 17].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg