Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, СОЦИОЛОГИЯ

Теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения.

irina_krut2019 1750 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 70 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.01.2020
Объектом исследования является система социальной защиты населения и социального обеспечения Республики Тыва. Предмет исследования – процессы управления системой социальной защиты населения и социального обеспечения Республики Тыва. Цель исследования состоит в изучении системы управления социальной защиты населения Республики Тыва и предложении мер по ее совершенствованию. В связи с поставленной целью в работе необходимо решить ряд следующих задач: ? определить сущность, направления и функции социальной защиты населения; ? рассмотреть нормативно-правовые основы управления социальной защиты населения; ? выяснить систему финансирования социальной защиты населения; ? проанализировать уровень жизни населения Республики Тыва; ? рассмотреть технологии социального обеспечения населения Республики Тыва; ? провести анализ финансирования системы социальной защиты населения Республики Тыва; ? разработать предложения по совершенствованию социальной защиты населения Республики Тыва. Теоретическая основа исследования: интерес к формированию и функционированию системы социальной защиты населения на современном этапе проявляют многие исследователи современного российского общества. Так основы организации социальной защиты населения рассматриваются в трудах таких авторов как М.И. Лепихов, Н. Подшибякина, В. Шарин и др. Экономические основы социальной защиты населения рассматривают В.Д. Роик, Т.С. Пантелеева, Г.А. Червякова и др. Основные направления и принципы социальной работы представлены в работах А.И. Войтенко, Е.И. Комарова, А.Н. Савинова, П.Д. Павленко и др. Использованы также методическая и научная литературы, нормативные документы Министерства труда и социальной политики Республики Тыва, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в области финансового обеспечения системы социальной защиты населения России, нормативные документы из системы Консультант Плюс. Методологическая основа исследования: в работе использованы такие методы анализа как сравнение, наблюдение, обобщение, описание, сравнительный и статический анализ. Структура дипломной работы – введение, два раздела, заключение, список использованных источников, приложения.
Введение

Согласно Конституции, Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий достойной жизни и свободного развития человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Объем и степень доступности получения гражданами России социальных гарантий во многом зависят от состояния экономики страны. Однако ситуация экономической нестабильности, тяжелое положение с финансированием социальных программ с наступлением мирового финансового кризиса не позволяет в полной мере реализовать все задачи социальной реформы. Это определяет незащищенность социально-экономических прав граждан: безработица, низкая заработная плата во многих отраслях, задолженность по выплатам заработной платы, пенсий и пособий, экономические конфликты между работодателями и их служащими и т.д. Сегодня социальная защита населения должна играть не только роль социальной компенсации бедным, но и служить определенным противовесом быстро растущему имущественному неравенству. Важной проблемой становится защита всего населения от прогрессирующего обнищания. Актуальность управления в сфере социальной защиты населения состоит в том, что понятие «социальная защита» ассоциируется с понятием «социальная забота» государства, когда индивидуальная помощь человеку, группам людей, организованная профессионально подготовленными людьми и выражаемая понятием «социальная работа», своей конечной целью будет иметь поддержку уверенности человека в своих силах, своих возможностях. Именно поэтому в последнее время большинство специалистов социальной защиты населения отказываются от такого широкого, но неконкретного понятия как «социальная защита населения», а все больше пользуются термином «социальная поддержка населения со стороны государства». Одна из конечных целей всей социальной политики населения, связана с концепцией независимой жизни, которая рассматривает человека и его проблемы в свете его гражданских прав, а не с точки зрения его личностных и социальных трудностей. В обществе необходима ориентация на преодоление физических и психологических барьеров в окружающей среде с помощью социальных служб, методов и средств. Необходимость специализации форм, совершенствования методов социальной защиты, возникающие вопросы финансирования социальной сферы обусловили повышенный интерес к разрешению данных проблем многих специалистов.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5 1 теоретико-методологические основы исследования проблемы социальной защиты населения 8 1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения 8 1.2 Нормативно-правовые основы управления сферы социальной защиты населения 22 2 АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕНОГО УПРАВЛЕНИЯ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ ТЫВА 36 2.1 Общая характеристика Министерства труда и социальной политики Республики Тыва 36 2.2 Особенности оказания услуг по социальной защите населения в регионе 42 2.3 Отличительная черта региональных целевых программ по социальной защите населения 50 2.4 Проблемы управления и пути решения социальной защиты населения 61 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
Список литературы

1. Конституция РФ от 12.12 1993; 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51 ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (ред. От 23.05.2018) (с изм. и доп., вступившими в силу с 03.06.2018) – 200 c.; 3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.05.2018) – 300 c.; 4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступившими в силу с 16.05.2018) – 350 c.; 5. Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (ред. от 01.01.2018) (с изм. и доп. от 04.05.2018); 6. Федеральный закон от 2.08.1995 №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (ред. от 25.11.2013); 7. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 07.03.2018) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (принят ГД ФС РФ 26.04.1995) (с изм. и доп., на 07.03.2018); 8. Федеральный закон от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 29.06.2015); 9. Федеральный Закон от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. 18.04.2018); 10. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 №166-ФЗ (ред. от 16.05.2018); 11. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 №173-ФЗ (ред. от 04.06.2014) (с изм. и доп. от 19.11.2015); 12. Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 16.09.2003) (с изм. и доп. от 01.05.2018); 13. Федеральный закон от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (ред. от 27.11.2017); 14. Федеральный закон от 09.02.2009г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (ред. от 28.12.2017); 15. Постановление Правительства РФ от 8.06.1996г. №670 «Об утверждении примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий»; 16. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. №867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи»; 17. Постановление Правительства Республики Тыва от 28.12.2004 года № 1201 «О размерах и Порядке осуществления ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным, пострадавшим от политических репрессий лицам, являющимся пенсионерами или инвалидами»; 18. Положения, утвержденного Законом Республики Тыва от 24.12.1992 года № 388 «О государственных наградах Республики Тыва»; 19. Горкин А.П., Г.Н. Карелова, Е.Д., Катульский и др. Социальная энциклопедия / Ред. кол. - М: Болый. Рос. Энциклопедия, 2015. – 438 с.; 20. Гусов К.Н. Право социального обеспечения: Учебное пособие - М; ИНФРА-М, 4-ое издание, 2015. – 256 с.; 21. Кравец С.Л. Большая Российская энциклопедия: в 30т./отв. Ред.1, «Россия». – М.: БРЭ, 2016. – 430 с.; 22. Кудряшова. М.М. Социальное обеспечение в Российской Федерации. Под ред.: ЮНИТИ, 2017. – 260 с.; 23. Курбатова В.И. Социальная работа. / Под общей редакцией Серия «Учебники, учебные пособия» - Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 250 с.; 24. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное обеспечение) - М: ИНФРА-М, 2017. – 180 с.; 25. Мачульская Е.Е. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие , 2016. – 232 с.; 26. Никонов Д.А. Стремоухов А.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие - М.: Закон и право, 2017. – 368 с.; 27. Пантелеева Т.С. Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы: Учебное пособие для студентов ВУЗов - М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2015. – 200 с.; 28. Савинов А.Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник - М: ИНФРА-М, 2016. – 160 с.; 29. Сулейманова Г.В. Право социального обеспечения. Учебное пособие для ВУЗов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 340 с.; 30. Фирсов М.В. Студенова Е.Г. Теория социальной работы. - М.: Владос, 4-ое издание, 2014. – 430 с.; 31. Холостовой Е.И. Словарь-справочник по социальной работе - М.: Юрист, 2014. – 424 с.; 32. Бреева Е.Б. Социальное сиротство. Опыт социологического обследования.//Социологические исследования, 2014. – 340 с.; 33. Борисенко Н.Л. О понятии финансовой устойчивости Пенсионного фонда РФ.//Вопросы экономики, 2015. – 310 с.; 34. Вульф Л.Ж. Воскрешение нестраховых периодов // Социальная защита, 2016. – 200 с.; 35. Варин. Ш.Л. Социальное обеспечение - понятие, требующее уточнения.// Социальное обеспечение, 2015. – 170 с.; 36. Власов В.Р. Безработные без пособия.//Социальная защита, 2015. - 219с.; 37. Галаганов В. П. Организация работы органов социальной обеспечения.//Право и политика, 2017. – 220 с.; 38. Делягин Н.Д. Момент истины.//Социальная защита, 2015. – 140 с.; 39. Дудкин А.В. Нужны новые модели социальной работы // Социальное обеспечение, 2016. – 240 с.; 40. Жуковская Н.Т. Детские пособия составляют три процента прожиточного минимума.// Социальная защита, 2015 – 130 с.; 41. Лисица В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере социального обеспечения.//Трудовое право, 2015. – 230 с.; 42. Новикова М.О. Сидоренко С.Е. Какие стандарты нам нужны.//Социономия, 2015 – 120 с.; 43. Осадчая Г.И. Социальное государство и социальная политика.//Социальная политика и социология, 2015. – 250 с.; 44. Потапов Л.Х. Социальная политика и саморазвитие региона. //Экономист, 2017. – 210 с.; 45. Ржаницына Л.В. Экономический рост должен сопровождаться повышением уровня жизни населения.//Человек и труд, 2015. – 470 с.; 46. Роинская В.Л. Реформа льгот не снимает с повестки дня вопрос о модернизации системы доходов населения.//Человек и труд, 2016. – 240 с.; 47. Светкина Г.Д. Социальная помощь: на пути к адресности.//Социальная работа, 2016. – 200 с.; 48. Стафилова О.В. Накопительная составляющая доходов системы обязательного пенсионного страхования.//Финансы, 2016. – 530 с.; 49. Тарануха Ю.Б. Монетизация социальных льгот: эффективность и справедливость.//Человек и труд, 2015. – 295 с.; 50. Ткаченко А.Н. Россия и развитые страны на пути пенсионных реформ.//Власть, 2015. - 98-97 с.; 51. Официальный сайт Министерства труда и социальной политики Республики Тыва http://mintrudtuva.ru/ (19.05.2018).
Отрывок из работы

1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ 1.1 Сущность, направления и функции социальной защиты населения Современная Россия переживает переходный период, который затронул все сферы социально-экономической жизни страны, обусловив появление многих социально незащищенных слоев населения – безработных, беженцев и вынужденных переселенцев, инвалидов и т.д. В этих условиях социальная защита населения, или защита от рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, приобретает ключевое значение, согласуясь с проводимой в России социальной политикой. В соответствии с Конституцией РФ 1993г., Российская Федерация (далее РФ) провозглашена социальным государством. Его наиболее характерные черты отражаются в проводимой социальной политике, которая, согласно ст. 7 Конституции РФ, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1, с.4]. Социальная политика – это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект. Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанных с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни. Социальная политика осуществляется через систему мер, на этику и мораль. Включая (формирование и определение места последней в жизни отдельных членов общества (индивидов, семьи, групп, слоев и т. д.); на общественный и личный быт членов общества, в том числе государственное регулирование материальной и культурной среды, в которой происходит удовлетворение потребностей человека в пище, одежде, жилище, отдыхе, развлечении, поддержании здоровья; на социально-психологические особенности различных типов личностей, социальных групп, слоев [45, с.119]. Что касается социальной защиты населения, то она на современном этапе является важнейшим и приоритетным направлением социальной политики Российской Федерации, являясь системой принципов, методов, законодательно установленных государством социальных гарантий, мероприятий и учреждений, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности, различных социальных категорий и групп; совокупностью мер, действий, средств государства и общества, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан. Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств. Социальная защита населения в широком смысле слова – это совокупность социально-экономических мероприятий, проводимых государством и обществом и обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворение потребностей, поддержание жизнеобеспечения и деятельного существования личности различным социальным категориям и группам. А также совокупность мер, направленных против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких как болезнь, безработица, старость, смерть кормильца. Она представляет комплекс мер по обеспечению гарантированного государством минимального уровня материальной поддержки социально уязвимых слоев населения в период экономических преобразований [39, с.150]. Характерным для современного этапа является быстрое развитие методологии и методики социальной защиты населения, что имеет важнейшее практическое и теоретическое значение. Необходимо отметить, что под методологией социальной защиты понимается система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, направленной против ситуаций риска в нормальной жизни граждан, таких, как болезнь, безработица, старость, инвалидность, смерть кормильца и другие, а под методикой – совокупность приемов, методов исследования и операций практического и теоретического освоения социальной защиты населения как системы. Система социальной защиты населения на современном этапе включает в себя: ? социальное обеспечение; ? социальное страхование; ? социальную поддержку (помощь). Осуществляется социальная защита граждан за счет федерального, регионального и местных бюджетов, специально создаваемых фондов социальной поддержки населения, негосударственных фондов. Основными принципами социальной защиты населения являются гуманность, социальная справедливость, адресность, комплексность, обеспечение прав и свобод личности. Необходимость совершенствования системы социальной защиты населения вызвана переходом к рыночным отношениям в обществе. Основные цели социальной защиты населения сводятся к следующим: ? избавление от абсолютной нищеты, когда среднедушевой совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума; ? оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях; ? содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Итак, одним из элементов социальной защиты населения в кризисных условиях перехода к рыночным отношениям является социальная помощь, обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемых с учетом социальных гарантий, законодательно установленных государством; совокупность социальных услуг, медико-социальная, социально-экономическая, социально-бытовая, социально-психологическая, социально-педагогическая и иная поддержка человека со стороны государственных и негосударственных структур в период его кризисного состояния, в сложных жизненных ситуациях. Оказание государственной социальной помощи осуществляется в следующих видах: ? денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты); ? натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи). Социальная помощь выполняет функцию вспомоществования по бедности отдельным группам населения в экстремальных условиях; носит характер периодических и единовременных денежных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях нейтрализации критических жизненных ситуаций, неблагоприятных экономических условий. Социальная помощь осуществляется за счет местных органов власти, организаций, внебюджетных и благотворительных фондов в целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся. Социальное обеспечение - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, которые направлены на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий физических лиц вследствие наступления обстоятельств, признаваемых государством социально значимыми [36, с.33]. Социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам. Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических, организационных мер направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию [30, с.148]. На сегодняшний день в Российской Федерации осуществляется 4 вида обязательного государственного социального страхования: ? пенсионное страхование; ? социальное страхование на случай временной нетрудоспособности; ? социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ? медицинское страхование. Важнейшей составной частью социальной защиты населения является институт органов социальной работы. Цель их деятельности – проведение политики государства, направленной на установление устойчивых и упорядоченных связей между различными уровнями организационной системы, призванной формировать социальные отношения в обществе, обеспечивать граждан потенциальными жизненными благами для удовлетворения их потребностей, развивать экономическую самостоятельность в управлении. Объектами управления в системе социальной защиты населения являются учреждения и организации, трудовые и учебные коллективы этой системы, а также отношения между людьми. Субъекты управления – органы, непосредственно занимающиеся проблемами социальной помощи населению (министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы социальной защиты населения, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения (СЗН) - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей [27, с.198]. Основные уровни органов социальной работы: ? федеральный уровень; ? регион; ? трудовой коллектив; ? негосударственные (благотворительные) общественные организации. Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах. Основные функции управление социальной защиты населения на федеральном уровне: ? организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями; ? социальное обслуживание; ? медико-социальная экспертиза; ? реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической помощи; ? социальная помощь семье и детям; ? подготовка законодательства по социальной защите населения; ? внешнеэкономическое и международное сотрудничество; ? разработка положений по основам социальной политики; ? анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения; ? подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ; ? разработка социальных нормативов и т.д. Функции управления социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают: ? обеспечение и решение производственно-экономических задач; ? плановую и финансово-экономическую деятельность; ? создание различных фондов социальной помощи; ? решение экономических проблем и др. Функции трудового коллектива: ? производственно-экономическая; ? политическая; ? управленческая; ? социальная; ? воспитательная [48, с.105]. Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т.п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий». Социальными функциями трудового коллектива являются: ? совершенствование материальных и культурных условий жизни людей; ? развитие социальной структуры коллектива; ? улучшение отношений внутри коллектива; ? улучшение социального обеспечения, здравоохранения; ? организация помощи в семейной жизни, проведении досуга; ? соблюдение принципа социальной справедливости/ Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению: ? социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным; ? социальная реабилитация инвалидов; ? правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д. [51, с.106]. В целом назначение системы социальной защиты проявляется в ее общих функциях: Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки гражданами в трудной жизненной ситуации, в содействии развитию общественного производства в целом и отдельных отраслей народного хозяйства, экономическому подъему зон приоритетного развития. Политическая функция, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения. Демографическая функция способствует стимулированию роста народонаселения страны, воспроизводству здорового поколения, росту продолжительности жизни. Социально-реабилитационная функция связана с удовлетворением потребностей престарелых и нетрудоспособных граждан. Она выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса и охране здоровья всех граждан [11, с.33]. На рисунке 1 представлена социальная защита населения РФ и механизм ее реализации базируются на соответствующих конституционно-правовых установках. В настоящий момент в Российской Федерации выделяются четыре основных направления социальной защиты населения. Первое направление социальной защиты - это социальная защита детей, детства и отрочества, которая ориентирована на создание условий жизни и развития детей, позволяющих всем детям, независимо от того, в какой семье они родились и живут, иметь наилучшие возможности для сохранения здоровья, материального благополучия, свободного доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей [41, с.133]. 24 июля 1998г. был принят Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». В соответствии с ним, государство «признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности». Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» устанавливает также «основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка» [9, с.69]. Закон появился вовремя, так как переход к новым социально-экономическим отношениям, ломка старой системы и изменение внутренней и внешней политики России обусловили появление таких категорий детей, каких не было в советское время. Это дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии и т.д. Государственная политика в интересах детей основана на принципах законодательного обеспечения прав ребенка; государственной поддержки семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе; установления и соблюдения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом региональных различий данных показателей; ответственности должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда; государственной поддержки органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка. Соответственно, социальная защита детей и подростков должна эффективно оберегать детей всех возрастных групп, а также периодов развития от социальных рисков [21, с.158]. Особое значение для социальной защиты детей на современном этапе приобретает создание специализированных учреждений для несовершеннолетних, которые призваны оказывать помощь той категории подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей. Брошенные семьей и школой, они в лучшем случае интересовали лишь правоохранительные органы в связи с совершением противозаконных действий. В нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержались в приемниках-распределителях органов внутренних дел, ожидая направления в детские учреждения интернатного типа. Таким образом, социальная защита детей и подростков на современном этапе согласуется с государственной политикой в области детства, которая признает этот период жизни человека важнейшим этапом, а потому обязывается делать все, чтобы подготовить их к полноценной жизни. Социальная защита детей и подростков характеризуется многонаправленностью, затрагивая самые различные сферы их жизнедеятельности, однако приоритетным направлением работы является работа с детьми и подростками, страдающими той или иной степенью социальной дезадаптации, которая приводит их на улицу, к наркотикам, проституции и т.д. Второе направление социальной защиты – это социальная защита трудоспособного населения, призванная «предусматривать создание условий, обеспечивающих баланс прав, обязанностей и интересов граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, при этом, не ущемляя интересы сограждан и участвуя в социальном вспомоществовании нуждающимся». Труд, его вознаграждение и, как результат, денежные сбережения, приобретенные ценные бумаги и недвижимость должны стать основными источниками доходов и социального благополучия человека. Человек труда должен быть уверен, что самые сложные жизненные ситуации - болезнь, временный период безработицы либо другие проблемы, ущемляющие его экономическую самостоятельность и социальное благополучие, будут преодолены, если он приложит собственные усилия, поскольку для этого в стране есть все условия [7, с.33]. Социальная защита трудоспособного населения, охрана их труда основываются на Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об основах охраны труда в РФ», принятого 20 мая 2002г., и других нормативно-правовых актах Российской Федерации, а также законах и иных правовых актах субъектов Российской Федерации. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда. Государство осуществляет программы подготовки, профессионального обучения и переквалификации работников, а также гарантирует выплату пособий по безработице и по переквалификации. Государство предоставляет гражданам, потерявшим работу, высвобождаемым с предприятий, из организаций и учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу или желающим возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, компенсацию, выплачивает стипендии в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации; выплачивает пособия по безработице; создает возможности для участия в оплачиваемых общественных работах; осуществляет компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости. Реализовать право на получение пособия по безработице или компенсации может каждый гражданин, достигший 16-летнего возраста и имеющий статус безработного. Это право утрачивается по достижении гражданином пенсионного возраста [29, с.78]. Наряду с охраной труда важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. Охрана здоровья граждан - это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Таким образом, можно сделать вывод, что социальная защита трудоспособного населения должна предусматривать механизмы, обеспечивающие гражданам РФ защиту от социальных рисков, препятствующих: ? эффективной занятости человека; ? предоставлению, в соответствии с законодательством, дополнительных гарантий занятости категориям населения, нуждающимся в особой социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, в том числе молодежи, одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей или детей-инвалидов, лицам предпенсионного возраста, военнослужащим, уволенным в запас, инвалидам, лицам, пострадавшим в результате техногенных и природных катастроф, а также пострадавшим в военных конфликтах, лицам, продолжительное время не имеющим работы, лицам, отбывающим наказание или находившимся на принудительном лечении по решению суда и др.; ? выплате и получению заработной платы и всех видов социальных пособий в размерах и сроках, предусмотренных законодательством; ? охране здоровья работающих и профилактике неблагоприятных условий их труда; ? оказанию и получению материальной и иной помощи лицам, попавшим в кризисные материальные и социально-бытовые ситуации; ? реализации молодежью своего потенциала в научном, культурном и спортивном планах; ? равноправию мужчин и женщин во всех вопросах социальной жизни (в первую очередь речь идет о полном фактическом равенстве в оплате труда, продвижении по службе, доступе к образованию, научной деятельности, культуре и спорту) [33, с.286]. Третье направление социальной защиты - это социальная защита нетрудоспособных граждан, которая должна быть нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этих людей. Недопустимо, чтобы кто-либо из них ощущал себя лишним человеком, обременяющим близких, общество. Каждый должен как можно дольше сохранять желание и возможность проживать в семье, активно участвовать в экономическом, политическом, культурном развитии общества, пользоваться всеми его благами и, по возможности, их приумножать. В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», принятого 18 марта 2018г., социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества [8, с.25]. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению их потребностей в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи. В профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности Четвертое направление социальной защиты – социальная защита семьи, которая должна обеспечивать эффективную профилактику социальных рисков, препятствующих: ? сохранению института семьи, созданию и сохранению семьи; ? проживанию в семье ее членов, страдающих ограничениями жизнедеятельности; ? реализации мер по обеспечению трудящихся с семейными обязанностями такими условиями занятости, которые бы позволяли им совмещать семейные и профессиональные обязанности; ? развитию и оказанию содействия государственных и иных форм собственности учреждениям и службам по уходу за детьми и помощи семье; ? обеспечению каждой женщине права на возможно широкий спектр услуг в области планирования семьи; ? мерам по снижению материнской и детской смертности; ? предоставлению женщинам права на отпуск по беременности и родам; ? предоставлению отпуска по уходу за ребенком матери или отцу (опекуну) либо по усмотрению семьи другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком; ? прекращению трудовых отношений работодателя с женщиной в период ее отсутствия на работе по вышеназванной причине; ? выплате пособий по уходу за ребенком, по беременности и родам получению женщиной медицинского обеспечения, включающей бесплатное дородовое медицинское обслуживание, акушерское обслуживание во время родов и после родов; ? отказу работодателя в приеме на работу и снижению заработной платы женщинам по мотивам, связанным с беременностью и родами, наличием детей; ? переводу беременных женщин, а также женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, в соответствии с медицинскими требованиями, на более легкую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов без уменьшения заработной платы; ? развитию семейного досуга и отдыха.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Социология, 109 страниц
2725 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg