Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

Использование изо-терапии в коррекции поведения детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью

taras_eg 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 61 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.01.2020
Обзор и анализ научной и методической литературы по проблеме исследования показал, что у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью существуют особенности в поведении. Из-за недоразвития эмоционально-волевой и личностной сфер у данных детей могут возникать нарушения в поведении. Поэтому поведение детей с интеллектуальной недостаточностью нуждается в коррекции.
Введение

Актуальность исследования. У детей с интеллектуальной недостаточностью, из-за особенностей их развития, часто встречаются нарушения поведения, такие как импульсивность, раздражительность, расторможенность, агрессивность и др. Так же у них наблюдается недоразвитие всех высших психических функций. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью не способен анализировать поведение и поступки как свои, так и других. Поэтому возникает необходимость коррекции и профилактики поведения у таких детей. Особенностями психического развития детей с интеллектуальными нарушениями занимались такие исследователи как: Э. Сеген (1903), Х.С. Замский (2008), С.Я. Рубинштейн (1986), В.Г. Петрова (2004), Л.С. Выготский (1983), М.С. Певзнер (1966) и др. Для исследования данной работы мы выбрали детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью. Вопросами влияния искусства как как средства развития и коррекции, у детей с нарушением развития занимались: О.В. Гаврилушкина (1976), И.А. Грошенков (2002), Е.А. Медведева (2015), А.И. Копытин (2007) и др. Проблема исследования. При работе с детьми с интеллектуальными нарушениями часто возникает проблема нарушений поведения. Детей с умственной отсталостью в силу их личностного недоразвития очень трудно заинтересовать учебной деятельностью. Рисование доступно и понятно детям, оно вызывает интерес у ребенка любого возраста. Поэтому, для выпускной квалифицированной работы было выбрано одно из направлений арт-терапии – изо-терапия. Объектом исследования является – особенности поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Предметом исследования является - использование изо-терапии в коррекции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Гипотеза исследования. Использование изо-терапевтических методов в коррекционно-развивающей работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью окажет положительный эффект их поведение. Целью исследования является – изучить влияние изо-терапии на коррекцию поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью, разработать и апробировать программу коррекции. В соответствии с целью и гипотезой выдвинуты следующие задачи: 1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования; 2. Выявить особенности поведения детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; 3. Разработать программу использования изо-терапии в коррекции поведения у детей младшего школьного возраста с легкой умственной отсталостью; 4. Произвести апробацию представленной методики (формирующий эксперимент), и определить степень ее эффективности. Практическая значимость. Предложенная программа изо-терапевтических занятий может быть использован в практической деятельности педагога-психолога специальных образовательных учреждений.
Содержание

Введение Глава 1. Теоретические аспекты изучения изо-терапии в коррекции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. 1.1.Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на возможности использования искусства как средства развития и коррекции…………………. 1.2.Изо-терапия как метод арт-терапии в специальной психологии…………… 1.3.Особенности развития детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью……………………………………………. 1.4.Особенности поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью…………………………………………………………… Выводы по первой главе……………………………………………………… Глава 2. Экспериментальная работа по диагностике нарушений поведения у детей с интеллектуальной недостаточностью. 2.1.Организация исследования нарушений поведения у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью………………………………………. 2.2.Характеристика детей участвующих в эксперименте ……………………... 2.3. Анализ результатов…………………………………………………………… Выводы по второй главе………………………………………………………….. Глава 3. Практическое применение изо-терапии в коррекционно-развивающем процессе с детьми с интеллектуальной недостаточностью. 3.1.Содержание коррекционной работы с использованием методов изо-терапии…………………. .……………………………………………………….. 3.2.Анализ результатов проведенной коррекционной работы………………... Выводы по третьей главе…………………………………………………………. Заключение……………………………………………………………………….. Список литературы……………………………………………………………… Приложения……………………………………………………………………….
Список литературы

1. Абрамян, Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. —М., 1995. 2. Андреев А. Л. Место искусства в познании мира. — М., 1980. 3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. — М., 1994. 4. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для СПО / под ред. Е. А. Медведевой. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 274 с. — (Серия: Профессиональное образование). 5. Арт-терапия // Психотерапевтическая энциклопедия /Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2012. – С.52 – 58. 6. Арт-терапия/под ред. А. И. Копытина. – СПб.: Питер, 2011. – 320 с. 7. Арт-терапия: хрестоматия / сост. и общая ред.А.И.Копытина. - СПб.: Питер, 2016. - 320 с. 8. Бреслав, Г. Э.-Цветомедитация: механизмы и техники коррекции: второе учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г. Э. Бреслав. - Санкт-Петербург: Речь, 2007. - 215 с. 9. Выготский Л. С. Психология искусства. — СПб., 2017. 10. Выготский, Л. С. / Основы дефектологии / Авт. послесл. и коммент. Э. С. Бейн и др.]: Собрание сочинений: В 6-ти т.- Москва: Педагогика, 1983. - 369с. 11. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. -- М.: Просвещение, 1973. 12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/Под ред. В.В. Воронковой – М.: «Школа – Пресс», 1994 – 416с. 13. Виноградова А.Д. и др. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка:Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. 2111 "Дефектология"/ А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая, Ю.Т. Матасов, И.П. Ушакова; Сост. А.Д. Виноградова. -- М.: Просвещение, 1985. - 144 с 14. Гаврилушкина, О.П. - Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей дошкольного возраста: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.03. - Москва, 1976. - 154 с. 15. Грошенков, И.А.- Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 031700 - Олигофренопедагогика / И. А. Грошенков. - М: Academia, 2002. - 204с.: ил.; 22 см. - (Высшее образование). 16. Гройсман А.Л. Основы психологии художественного творчества: Учеб. пособие / А.Л. Гройсман; Под общ. ред. В.А. Андреева. - М.: Когито-Центр, 2003 (ОАО Можайский полигр. комб.). - 184 с. : ил. 17. Джола Д.Н. Эстетическое отношение личности к эстетической культуре //Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. —М., 1991. 18. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. 19. Замский Х. С. Умственно отсталые дети : история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века / Х. С. Замский. - 2-е изд. - Москва : Академия, 2008. - 362, [1] с. : табл.; 24 см. - (Высшее образование. Классическая учебная книга) 20. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000. 21. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками / А. П. Ершова, Е. А. Захарова, Т. Г. Пеня [и др.]. — М., 1991. 22. Каган М.С. Морфология искусства. — Л.-М., 1972. 23. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2018. -160 с.: ил. 24. Колягина, В. Г.-Арт-терапия и арт-педагогика для дошкольников: учебно-методическое пособие / В. Г. Колягина. - Москва: Прометей, 2016. - 164 с. 25. Комарова, Т. С. Обучение дошкольников технике рисования: учебное пособие к Программе воспитания и обучения в детском саду под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой / Т. С. Комарова. - Изд. 3-е, перераб. и доп. - Москва: Пед. о-во России, 2007. - 171с: ил., табл.; 20 см. - (Программа воспитания и обучения в детском саду) 26. Копытин А.И. Арт-терапия детей и подростков / А.И. Копытин, Е.Е. Свистовская. - М. :Когито-Центр, 2007. - 196 с. 27. Копытин А.И. Теория и практика по арт-терапии. - СПб.: Речь, 2013. – 204 с. 28. Малофеев. Н.Н. - Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н. Н. Малофеев. - 2-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2018. - 446 c. 29. Никитин В. Н. - Арт-терапия. Учебное пособие - Когито-Центр; Москва; 2014. - 328 с. 30. Николаенко Н. Н. Психология творчества: [монография] / Н. Н. Николаенко. - Санкт-Петербург: Речь, 2005 (ППП Тип. Наука). – 275 с.: ил.; 24 см. - (Современный учебник). 31. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с. 32. Вальдес Одриосола М.С., Колягина В.Г. Арт-терапия в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нормальным и нарушенным развитием. Методическое пособие. — М.: Национальный книжный центр, 2017. — 176 с. (Специальная психология.) 33. Панфилова М.А. / Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры / Москва: ГНОМ и Д, 2017 , - 160с. 34. Певзнер М.С.- Дети с отклонениями в развитии: (Отграничение олигофрении от сходных состояний) / Акад. пед. наук РСФСР; Под ред. проф. М. С. Певзнер. - Москва: Просвещение, 1966. - 271 с. 35. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: Учебное пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. –– М. : Академия, 2004. – 160 с. – (Высшее образование)» 36. Петрушин В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. - Москва : Акад. Проект : Гаудеамус, 2008. - 488, [1] с.: ил., табл.; 21 см. - (Gaudeamus).; ISBN 5-8291-0749-X (Акад. Проект) 37. Психологический словарь / Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. 2-е изд. М., 1996. 38. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 "Дефектология".-- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с. 39. Сеген Э. - Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно-ненормальных детей : [В 5 ч.]- / Э. Сеген; Пер. с фр. М.П. Лебедевой под ред. В.А. Енько; [Ч. 1 в сокр. излож. М.Ю. Гольдштейна]. - Санкт-Петербург: М.Л. Лихтенштадт, 1903. - 8, XLVIII, 319 с. 40. Специальная психология. В 2 т. Т. 1: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. И. Лубовский [ и др.]; под ред. В.И. Лубовского. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 428с. – Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс. 41. Сусанина И.В. Введение в арт-терапию: учебное пособие. — М.: «Коги-то-Центр», 2017. — 95с. 42. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Мн.: Ильин В.П., 1996. – 192 с. 43. Медведева Е. А. Исторический обзор использования искусства в лечении и коррекции проблем в развитии личности // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: сб. материалов междунар. теоретико-методол. семинара / МГПУ. — М., 2015. 44. Юдина В. А. // Психологические особенности развития творческого воображения у умственно отсталых младших школьников / Юдина Валерия Александровна; М-во образования и науки Российской Федерации, ГОУ ВПО "Шадринский гос. пед. ин-т". - Шадринск, Курганская обл. : Шадринский дом печати, 2013. - 266 с. 45. Барсукова О. В. Использование техник арт-терапии и арт-педагогики в работе педагога-психолога с детьми с особыми образовательными потребностями // [Электронный ресурс] // Образование и воспитание. — 2016. — №5. — С. 33-35. — URL https://moluch.ru/th/4/archive/48/1614/ (дата обращения: 15.05.2019). 46. Балбекина Н. А., Шаталова А. Ю., Анисимова В. А. Роль изобразительного искусства в гармоничном развитии ребенка дошкольного возраста [Текст] // [Электронный ресурс] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10721/ (дата обращения: 15.05.2019). 47. Ершова Е. Г., Отришко Н. И. Правополушарное рисование – нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. — №47.1. — С. 66-69. — URL https://moluch.ru/archive/181/46608/ (дата обращения: 15.05.2019). 48. Пецка М. В. Экспериментальное исследование эффективности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 186-189. — URL https://moluch.ru/archive/111/27772/ (дата обращения: 15.05.2019). 49. Пецка М. В. Арт-терапия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // [Электронный ресурс] // Коррекционная педагогика. Теория и практика. — 2015. — № 2 (64). — С. 53–56. 50. Пучкова Е. В. О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №7. — С. 695-697. — URL https://moluch.ru/archive/111/27860/ (дата обращения: 15.05.2019). 51. Козлов В. И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — №7.6. — С. 119-122. — URL https://moluch.ru/archive/111/28273/ (дата обращения: 15.05.2019). 52. Милоградова Е. Г. Развитие воображения и творческого мышления у детей дошкольного и младшего школьного возраста посредством эмоционального переживания ими художественных образов, созданных мастерами мирового изобразительного искусства [Текст] // [Электронный ресурс] // Инновационные педагогические технологии: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 35-39. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14133/ (дата обращения: 15.05.2019). 53. Милоградова Е. Г. Эмоционально-чувственный компонент в изобразительном творчестве младших школьников, творческое переживание на уроках изобразительного искусства // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2018. — №11. — С. 121-126. — URL https://moluch.ru/archive/197/48804/ (дата обращения: 15.05.2019). 54. Родина Н. Н. Рисуем и развиваемся (о пользе рисования для детей дошкольного возраста) // [Электронный ресурс] // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — №2. — С. 29-33. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/87/3183/ (дата обращения: 15.05.2019). 55. Шахбазова Г. А. Использование элементов арт-терапии в работе с младшими школьниками // [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2017. -№14.1. — С. 28-30. — URL https://moluch.ru/archive/148/42019/ (дата обращения: 15.05.2019).
Отрывок из работы

Глава 1. Теоретические аспекты изучения изо-терапии в коррекции поведения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 1.1.Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на возможности использования искусства как средства развития и коррекции О лечении искусством было известно еще с древних времён. Еще древнегреческие философы такие как Аристотель, Пифагор, Платон, в выделяли в воздействии музыки на человека её лечебную силу. В Древней Греции и Китае так же использовались разные виды искусства в целях исцеления от душевных недугов. В Древней Греции считали изобразительное искусство эффективным средством влияния на человека [4]. Современные исследователи в поиске эффективных средств коррекции все чаще используют искусство в процессе воспитания и обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Исследователи зарубежной коррекционной педагогики, такие как Ж. Демор, О. Декроли, Э. Сеген, выделяли искусство как средство коррекции, воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии. Среди отечественных психологов, изучавших влияние искусства на психику детей являются Л.С. Выготский (1983), Е.А. Медведева (2015), В.Г. Колягина (2011), А.И Копытин и др. Э. Сурно, в начале XX в. выдвинул идею «воспитания посредством искусства». Он представлял искусство как средство воспитания и обучения детей, которое влияет на становление нравственности, а также развивает высшие психические функции – мышление, воображение, эмоциональный интеллект [10].
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg