Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПСИХОЛОГИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ ИНВАЛИДОВ

taras_eg 550 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 67 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 03.01.2020
Проведенное исследование позволило подвести следующие итоги: Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьёй. В семье человек рождается, делает первые шаги, познает первые радости и огорчения. Из семьи уходит в большой мир, к ней устремляется тогда, когда ему становится особенно не уютно.
Введение

Очень старый философский спор: о соотношении биологического и социального в человеке. Что является определяющим, приоритетным? Есть крайние точки зрения: одни настаивают, что социальное, их оппоненты утверждают - биологическое. И те, и другие приводят веские аргументы в поддержку своей позиции. В последние годы спор как бы угас, образовался консенсус: человеческая личность имеет социобиологическую природу. Безусловно, что развитие личности идет под воздействием той среды, семьи, обстоятельств, в которых она формируется. Но наследственность, физическое состояние, внешние данные накладывают свой отпечаток на характер человека. И особенно жестко это проявляется у тех несчастных, кого природа или жизнь сделали инвалидами, тем более, если инвалидность возникла при рождении или в детстве, когда шел процесс формирования характера. Здесь идет постоянная борьба между социальным и биологическим. Если общество оставляет инвалида вне своего внимания и заботы, то он целиком попадает во власть физических недугов, они определяют его характер, его отношения с людьми, собственное семейное положение, уровень его образования, карьеру. Вообще весь жизненный путь и даже длину этого пути. Если же социум берет человека под свою опеку, то влияние инвалидности отступает на второй или даже третий план. В цивилизованных странах сегодня все реже пользуются термином "инвалид", означающим в переводе с латинского - недействительный, неосновательный, бесполезный, заменяя его такими понятиями, как "человек с ограниченными возможностями", с "нетипичным состоянием здоровья", с "особыми потребностями" и т.д. И это не речевая прихоть, а отражение реального отношения к таким людям: то есть они такие же, как все, но с несколько ограниченными возможностями или нетипичным состоянием здоровья. Такое обращение создает вокруг этих людей доброжелательную психологическую атмосферу. Их состояние здоровья - проблема медицинская, но во всем остальном они могут полагаться на помощь общества, государства и, следовательно, решение их немедицинских проблем - обязанность социальных работников. К сожалению, в России число детей с ограниченными возможностями постоянно увеличивается. Чтобы понять какие изменения происходят в семье, где родился или стал инвалидом ребенок, просмотрим, как изменяются функции такой семьи. Накладывается табу на репродуктивную функцию, из - за страха, что несчастье может повториться. Такой ребенок требует от матери вдвое - втрое больших затрат времени, чем здоровый ребенок, его не принимают в детский сад, он связывает мать, как говорится, "по рукам и по ногам". Осуществление культурной функции, то есть передача культурного наследия, социализация, ввод в механизм конформизма, оказывается предельно затрудненным во всех проявлениях. То же самое происходит с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей и создания эмоционального равновесия. Такие семьи более других подвержены конфликтам и распаду. Отцы семейства, не выдерживая атмосферы неблагополучия, уходят из дома. Семьи, имеющие больных детей, стараются огородиться от посторонних, превращаясь в закрытые социальные группы, и потому функция социального контроля ослабевает. В целом все семейные функции деформируются или вообще разрушаются, семья попадает в группу риска. Перед семьей с нетипичным ребенком встает ряд непростых во всех отношениях проблем: "Какими правами и льготами обладает такой ребенок и его семья? Куда обращаться за медицинской, юридической, психологической и другой помощью и советом? Как создать благоприятную обстановку для ребенка? Как научить его дружить с другими детьми в семье, а их - милостивому отношению к инвалиду? Чему, когда и как учить ребенка? Как подготовить ребенка к школе? К общению в коллективе? Какую выбрать школу: специальную или обычную?" Это далеко не полный перечень вопросов, которые тревожат родителей и на которые социальный работник должен найти единственно верный ответ. Совместные усилия семьи и социального педагога должны быть в первую очередь направлены на воспитание у ребенка уверенности в себе. Он должен освоить методы компенсации неблагоприятных для его самолюбия воздействий. Компенсация за счет сильных сторон характера может уравновесить потери, вызванные инвалидностью. Задача, следовательно, заключается в том, чтобы помочь ребенку обнаружить эти сильные стороны, научить использовать их. На протяжении многих лет в нашей стране было полное непонимание обществом проблем детей инвалидов, отторжение и стремление изолировать их, придать проблеме второстепенный характер, отложить ее решение из - за необходимости решения более значимых проблем. Сказывалось и неумение родителей воспитывать и эффективно оказывать коррекционно-воспитательское воздействие на детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, в том числе и социально-экономической. Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности детей с ограниченными возможностями и изучению проблем их адаптации к условиям социума. Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. Научные исследования в этой области проводят специалисты разных научных направлений: социологии, психологии, педагогики, медицины, правоведения и т.д. Вместе с тем, дети с ограниченными возможностями не рассматривались в качестве самостоятельного объекта изучения, что не нашло должного освещения в отечественной науки. Многогранность этой темы требует комплексного подхода к решению проблемы детской инвалидности. В работах М.С.Бедного, А.А.Баранова, Д.И.Зелинской и Л.И.Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы социальных проблем детей с ограниченными возможностями в период экономических преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей с ограниченными возможностями посвящены исследования Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были изучены Ю.Н.Мануйловой и Л.Н.Смирновой, Т.И.Черняевой, Д.В.Зайцевым, Е. Р. Ярской Смирновой, И.И.Лошаковой, П.В.Романовым. Некоторые вопросы социального и трудового становления инвалидов изучались отечественными учеными А.А. Дыскиным и Э.И. Танюхиной, Н.В. Куваевой, А.Н. Эльмановым, А. Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж. Холлом, М. Айшервудом, М. Милисентом, А. Финк и др. Основные направления социализации и психосоциальной защиты детей с ограниченными возможностями нашли свое отражение в работах Н.В.Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А.Кравченко, К.К.Кузьмина, Г.В.Ляпидиевской, Т.Малеевой, С.Васина. Актуальность темы предполагает обсуждения вопросов касающихся содержания технологии психосоциальной работы, с семьёй имеющей ребёнка-инвалида. Цель дипломной работы: Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии психосоциальной работы с семьями детей-инвалидов. Объектом исследования являются семьи, имеющие детей-инвалидов. Предмет исследования: технология психосоциальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья. Гипотеза: Технология психосоциальной работы с семьями детей-инвалидов будет эффективной, если она включает: 1. Раннюю социальную реабилитацию с ребёнком и его семьей. 2. Организацию благоприятного окружения ребёнка (включая обстановку, специальное оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье, выработку индивидуальной программы, соответствующей семейным потребностям, психосоциальной активности, возможности для заработка, отдыха, самоопределение семьи). 3. Взаимодействие родителей и специалистов в помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. 4. Мониторинг развития ребёнка с целью своевременного обеспечения семьи специальной помощью. Исходя из цели, можно выделить следующие задачи: 1. Охарактеризовать психофизиологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья 2. Выявить и проанализировать проблемы и кризисные ситуации семей имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья. 3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность технологии психосоциальной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Теоретико-методологической основой исследования являются работы отечественных и зарубежных авторов в области психологии, демографии и медицины, исследовавших различные аспекты социальных проблем детей с ограниченными возможностями, а также нормативно-правовая база как основа социально-экономической и демографической политики современной России, города Дербента. Теоретические положения основаны на разработках современной методологии науки, приемах анализа социально-демографических проблем. В работе используется системные подходы к междисциплинарному исследованию социальных проблем семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. Автором дипломной работы были использованы методы сравнительных характеристик; историко-сравнительный анализ; наблюдение, методы опроса, педагогический эксперимент. Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в результате исследования теоретические и практические выводы могут быть использованы при разработке программ психосоциальной защиты детей с ограниченными возможностями, а также мер, направленных на повышение уровня и качества жизни этой группы населения. Данные дипломной работы могут быть полезны при совершенствовании деятельности социальных служб, реабилитационных центров и центров занятости, при решении проблем детей с ограниченными возможностями. Экспериментальная база. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе учреждения социального обслуживания государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних в муниципальном образовании "город Дербент" Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Содержание

Введение………………………………………………………………..……...….3 Глава I.Теоретико-методологические основы психопсихосоциальной работы с семьями, имеющими детей –инвалидов……………………….…..9 1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей-инвалидов…………………………………………………………………………9 1.2 Проблемы и кризисные ситуации семей, имеющих детей –инвалидов……………………………………………………………………...…23 1.3 Технология психосоциальной работы с семьями, детей – инвалидов…………………………………………………………………..........31 Глава II. Опытно-экспериментальная реализация технологии психосоциальной работы с семьями детей –инвалидов……………...….47 2.1 Диагностика проблем семей имеющих детей –инвалидов………………47 2.2 Реализация технологии психосоциальной работы с семьями детей –инвалидов………………………………………………………………………...51 2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования………………….….56 Заключение…………………………………………………..……………..…..59 Список литературы ………………………………………………………....63
Список литературы

1. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // Семейное право: Учебное пособие. - Авторский коллектив allpravo.ru. - 2003. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.allpravo.ru/library/doc100p0/instrum102/ 2. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info 3. Семейный кодекс РФ: Федеральный закон РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (ред. от 30.06.2008) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2008). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=76582 4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. N 124 ФЗ (ред. от 17.12.2009). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95046 5. Об образовании: Закон РФ от 10 июля 1992 года № 3266-1 (ред. от 27.12.2009 N 374-ФЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=95866 6. Азарова Е.Г. Пособия и льготы гражданам с детьми: Комментарии законодательства. Ответы на вопросы граждан. - М.: Норма - Инфра-М 7. Альперович В.Д. Справочник социального работника. - М.: Гардарики 8. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -- 368 с. 9. Арефьева - Малафий Л. Чтобы стало немного теплее // Социономия (социальная работа). - 2005. № 6. - С.23 - 27. 10. Аршинов В.И., Устюжанина М.Ю. Синергетика как познание и практика //Методология, теория и практика воспитательных систем: поиск продолжается /Под ред. Л.И. Новиковой, Р.Б Вендровской, В.А. Караковского. М.: М НИИТО и ПРАО, 2003. 10. Брускова Е.С. Семья без родителей. М , 2003. 11. Брынцова Г. По ту сторону света // Российская газета. - 2006. 18 апреля. 12. Василькова Ю. В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. М.: ACADEMIA, 2003. - 350 с.Социально-психологическая работа с семьями детей с ограниченными возможностями Н.В. Ялпаева - М: Просвящение 13. Диагностика психического развития детей. - М.: Институт молодежи 14. Жуковская Н. Здесь начинается сказка // Социономия (социальная работа). № 7. - С. 25-28. 15. Завражин С.А., Фортова Л.К. "Адаптация детей с ограниченными возможностями". М.: Академический проект: Трикста, 2005. - 400 с. 16. Завьялова Е.И. Как подростку в общество "врастать" // Библиотека. 2004 17. Иванова Н.Н. Социальные подходы к психосоциальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Социально гуманитарные знания. 2003. № 4. С. 30-38. 18. Испулова С. Комплексный центр социального обслуживания // Социальное обеспечение. 2005. № 11. С. 17-20. 19. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ части первой (постатейный) / Под ред. О.Н.Садикова - М.: Норма, - 2004. 940 с. 20. Кулагина Е.В. Занятость родителей в семьях с детьми-инвалидами // Социологические исследования. 2004. № 6. С.85 - 89. 21. Куфтяк Е. Кризис родителей // Социономия (социальная работа). 2005 22. Мардахаев Л.В.Социальная педагогика. - М.: Гардарики, 2005. 267 с. 23. Машер Н. Гуманность без иллюзий // Семья и школа. 2005. № 10 24. Медникова С. Тепло, посемейному // Социальная защита. 2005. № 8 25. Отделкина Н.В. "Добрый мир" // Социономия (социальная работа). 2005. № 8. С.25 - 30. 26. Технология психосоциальной работы: Учебник/ А.А. Чернецкая. Ростов н/Д: "Феникс", 2006 - 400с. 27. Подшибякина Г.В. Белая трость помогает слепым // Библиотека. 2004. 28. Реабилитация инвалидов: новый взгляд на старые проблемы // Учительская газета. 2003. № 4. С.89. 29. Рыженко И.В., Карданова М.С. Особенности реагирования родителей на присутствие в семье ребенка-инвалида // Мир психологии. - 2003. № 3. 30. Социальная работа: теория и практика: Учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М., 2001. - 400 с. 31. Социальная сплоченность // Социальное обеспечение. - 2005. № 16 32. Технология психосоциальной работы: Учебник / Под ред. Чернецкой А.А. и др. - Ростов н /Д: " Феникс", 2006. - 400 с. 33. Технология психосоциальной работы: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. 240 с. 34. Технология психосоциальной работы: Учебник / Под ред. Е.И. Холостовой. М.: ИНФРА - М, 2012. - 400 с. 35. Фирсов М. В., Студенова Е. Г. Теория психосоциальной работы: учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. 36. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд.-М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006.-668с. 37. Черняева Т.И. Социальная реабилитация "нетипичных" детей // Социологические исследования. - 2015. № 6. - С.85- 94. 38. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебник. - М., 2002. 39. Шептенко П.А. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2011. 40. Шохина Л.Н. Правовые основы государственной поддержки детей-сирот / Гражданин и право. N 1. январь 2002 г.
Отрывок из работы

Глава I. Теоретико-методологические основы психосоциальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья 1.1 Характеристика психофизиологических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья Представления о ребенке с ограниченными возможностями связываются, прежде всего, с понятием здоровья и болезни, адаптации и дезадаптации, нормы и патологии. Психическое здоровье в психологической литературе рассматривается как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности реакцию поведения и деятельности. Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами социального порядка и стрессами, воздействующими на психику. Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на основе анализа многочисленных исследований в различных странах показали, что нарушения психического здоровья чаще отмечаются у детей, которые страдают от недостаточного общения с взрослыми и их враждебного отношения к ним, а также у детей, которые растут в условиях семейного разлада. У большинства детей, посещающих реабилитационный центр, в те или иные периоды под влиянием определенных ситуаций могут проявляться нарушения эмоционально - волевой сферы или поведения. Например, возникновение беспричинных страхов, нарушения сна, нарушения, связанные с приемом пищи и др. Такие состояния можно определить как психические расстройства. В ходе психического развития ребенка - инвалида возможны проявления различных патогенных факторов, способствующих развитию болезни организма и личности. Нарушения психического развития ребенка с ограниченными возможностями в результате расстройства созревания структур и функций головного мозга определяются понятием "дизонтогенез" психического развития.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Психология, 92 страницы
990 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg