Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, ПЕДАГОГИКА

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ КОЛЛЕКТИВНО-ТВОРЧЕСКОГО ДЕЛА ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

taras_eg 1250 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 132 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 01.01.2020
Проанализировав психолого- педагогическую и методическую литера-туру, можно подвести итог, выделив теоретические аспекты формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Определение коммуникативные умения рассматривали Е.В. Семёнова, О.И. Киличенко, Н.М. Косова, В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности.
Введение

Введение Формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста является актуальной проблемой, так как степень сформированности данных умений влияет, как на результативность обучения детей, так и на процесс их социализации и развития личности в целом. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативных умений обучающихся - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) описаны метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, в котором отражены такие требования, как развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций [38]. Процесс формирования коммуникативных умений требует хорошо об-думанной организации и специальной методики. Данные научных исследова-ний показали, что процесс личностного развития, социализации и самоопре-деления учащихся начальной школы затруднен. Эти данные обусловливаются незрелостью их эмоционально - волевой сферы, отстаиванием в развитии формирования системы социальных отношений, возрастной идентификации, трудностями семейного воспитания. Подход к решению данной проблемы предоставлен в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал общение в качестве главного условия личностного развития и воспитания детей. Исходя из концепции Л. С Выготского, можно сказать, что формирование коммуникативных умений детей считается одной из главных задач общеобразовательных учреждений. Таким образом, эффективность и качество процесса общения в большей степени зависят от уровня сформированности коммуникативных умений участников общения [9]. В.Д. Ширшов, понимает коммуникативные умения как комплекс ком-муникативных действий, основанных на высокой теоретической и практиче-ской подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности [24]. Согласно Примерной основной образовательной программе начального общего образования, в которой особое внимание уделено коммуникативным универсальным учебным действиям, указано, что ученик должен научиться адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач. Также в процессе обучения коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности, такие как умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [28]. Анализ современных научных исследований и практическая деятель-ность дают возможность сказать о растущем интересе науки и общества к данной проблеме. Актуальность проблемы формирования коммуникативных умений учащихся начальной школы определяется рядом следующих факторов: - условием повышения качества подготовки выпускников школ к само-стоятельной жизни в современном обществе; - потребностью формирования гармонично развитой личности; - необходимостью повышения качества организации учебной деятельности учащихся начальной школы на основе коммуникативного взаимодействия, также сотрудничество участников учебно-воспитательного процесса [40, с.3]. На наш взгляд, именно внеурочная деятельность обладает достаточным потенциалом для развития коммуникативных умений детей младшего школьного возраста, так как отличительной особенностью внеурочной деятельности является целенаправленное формирование метапредметных и личностных результатов. Также внеурочная деятельность носит добровольный характер, то есть каждый учащийся имеет право выбора наиболее оптимальных именно для него форм и направлений деятельности. Во внеурочной деятельности в большей степени проявляется самостоятельность и активность ребёнка, направленность на творческую деятельность, ориентированность на личность учащихся, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, учитывать позиции других людей, партнера по общению или деятельности, также спецификой внеурочной деятельности является разнообразие средств, методов и форм ее организации [19, с.2]. Таким образом, внеурочная деятельность, в отличие от урочной, приобретает все больший образовательный потенциал, заключающийся, в первую очередь, в формировании коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Анализ теории и практики [1], [18],[21], [37], [7] по формированию коммуникативных умений детей младшего школьного возраста свидетельствует о том, что исследователи в меньшей степени уделяют внимание рассмотрению возможностей внеурочной деятельности, а именно включение в нее таких практико - ориентированных средств формирования коммуникативных умений, как игра, тренинги, специализированные упражнения и коллективно творческих дел. Перед учителем начальной школы стоит задача, как организовать вне-урочную деятельность для детей и посредством чего реализуется данная задача. На наш взгляд, наиболее эффективным средством для формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста является методика коллективно-творческих дел, которая выражается в творческой форме. Благодаря данной методике в классе формируются положительные отношения между детьми, благоприятный климат в классе. В процессе коллективно-творческой деятельности происходит взаимодействие учащихся, в ходе которого они приобретают навыки общения, учатся сотрудничать, работать совместно, также узнают много нового друг о друге, что способствует сплочению классного коллектива [5, с.1]. Таким образом, в теории и практике начального общего образования можно определить противоречие между необходимостью формирования у детей младшего школьного возраста коммуникативных умений во внеурочной деятельности, и недостаточным методическим сопровождением деятельности учителя начальной школы по их формированию и использованием коллективно-творческого дела для решения этой задачи. Это позволило определить проблему исследования: каковы особенности организации работы по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы обусловили тему нашего исследования: «Формирования коммуникативных умений у де-тей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности». Цель исследования: теоретическое обоснование формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности и описание организации работы по их формированию в форме коллективно-творческого дела. Объект исследования: процесс формирования коммуникативных уме-ний у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Предмет исследования: особенности формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности. В соответствии с предметом и объектом исследования были поставлены следующие задачи: 1.Рассмотреть особенности формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. 2. Охарактеризовать потенциал внеурочной деятельности для формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. 3. Описать особенности использования коллективно-творческого дела в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. 4. Выявить исходный уровень сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. 5. Составить комплекс сценариев коллективно-творческих дел, направ-ленных на формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности и описать организацию работы по их реализации. Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, обработка результатов, качественный, количественный и сравнительно-сопоставительный их анализ. Теоретико-методологической основой исследования послужили: ис-следования по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста Е.В.Семенова, Н.М. Косова, А.Г. Асмолов, В.Д. Ширшова, структуру коммуникативных умений рассматривали А.Е. Дмитриев, А.А. Максимова, . Г. К.Селевко, Д. В. Татьянченко и С. Г. Воровщиков. Формирование коммуникативных умений во внеурочной деятельности рассматривали Д.В. Григорьев, П.В. Степанова. Использование коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности рассматривал в своих исследованиях И.П.Иванов. База исследования: МБОУ СОШ №3 г.Сургута. В исследовании приняли участие 25 обучающихся 2 «Е» класса в возрасте 8-9 лет, 6 учителей начальных классов. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении содержания понятий «коммуникативные умения», «внеурочная деятельность», «коллективно-творческое дело (КТД)», особенности использования коллективно-творческого дела по формированию коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. Практическая значимость исследования состоит в том, что разрабо-танный комплекс коллективно-творческих дел может быть использован учи-телями начальных классов и студентами при проведении внеурочной деятельности в начальной школе с целью формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста. Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, заключе-ние, список литературы, приложения.
Содержание

Введение....................................................................................................................4 Глава 1.Теоретические аспекты формирования коммуникативных уме-ний у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельно-сти………………………………………………………………………….…….10 1.1. Особенности формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста ………………....................................................................10 1.2. Потенциал внеурочной деятельности для формирования коммуникатив-ных умений у детей младшего школьного возрас-та……………..…………………………………………………………………….171.3. Особенности использования коллективно-творческого дела в процессе формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного воз-раста посредством во внеурочной деятельно-сти…………………………….............................................................................29 Вывод по первой главе……………………………………………………….….37 Глава 2.Опытно – исследовательская работа по формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности 2.1. Диагностика уровня сформированности коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста……………………………...............................40 2.2. Описание организации работы по формированию коммуникативных уме-ний у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности……………………….... .……..54 Вывод по второй главе…………………………………………………………..67 Заключение………………………………………………………………………..70 Список используемой литературы……………………………………………….75 Приложение 1…………………………………………………………………….80 Приложение 2…………………………………………………………………….81 Приложение 3……………………………………………………………………..82 Приложение 4……………………………………………………………………84 Приложение 5…………………………………………………………………….86 Приложение 6……………………………………………………………………..97 Приложение 7……………………………………………………………….…..113
Список литературы

1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли [Текст]: Пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. 2. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование уни-версальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Си-стема зада¬ний: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бур¬менская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2010. - 159 с. 3. Безрукова, В. С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарьпедагога) [Текст] / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 937 с. 4. Белинская, А. Б. Участие социального педагога в организации коллек-тивной творческой деятельности школьников // Вестник Костромского госу-дарственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-sotsialnogo-pedagoga-v-organizatsii-kollektivnoy-tvorcheskoy-deyatelnosti-shkolnikov 5. Борисова, Л. Г. Педагогика общей заботы // Сибирский педагогический журнал. 2006. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogika-obschey-zaboty 6. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во вне-урочной деятельности [Текст] / А.В. Брагуца // Начальная школа. – 2011. - №6. – С.53-54. 7. Васильева, И. Е. Формирование коммуникативных умений в начальной школе // Эксперимент и инновации в школе. 2011. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunikativnyh-umeniy-v-nachalnoy-shkole 8. Внеурочная деятельность: организация и содержание (из опыта работы МБОУ СОШ № 95 [Текст] / отв. Редакторы А.П. Шушаров, М.В. Уманская.- Нижний Тагил : НТФ ИРО, 2015. - 218 с. 9. Выготский, Л.С. Психология развития человека. – М: Смысл, Эксмо, 2003. 10. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-020549-8. 11. Дмитриев, А.Е. Дидактика [Текст]: учеб. пособие для самостоятельной работы студентов факультета начальных классов / А.Е. Дмитриев [и др.]. – М.: Прометей, 1990. – 202 с. 12. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел [Текст].- М: Педагогика, 1989. 13. Иванов, И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. [Электрон-ный ресурс]. – Режим доступа: http://www.kommunarstvo.ru/index.html?/biblioteka/bibivaent.html 14. Истратова, О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. Изд. 4-е. Ростов н./Д.: Фе- никс, 2010. 349 с. 15. Каирова, И.А. Педагогический словарь. [Текст] / И.А. Каирова. М.: Просвещение, 1960. – 256 с. 16. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. — М.: И; М.: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с. 17. Колесникова, Т. А. Внеурочная деятельность как средство социального воспитания младшего школьника // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsialnogo-vospitaniya-mladshego-shkolnika 18. Макарова, Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах [Электрон-ный ресурс] / Н.Н. Макарова // Начальная школа. – 2007. – №7. – С. 38-40. URL: http://n-shkola.ru/archive/view/161 19. Манина, О.С. Роль внеурочной деятельности в формировании коммуникативных умений детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] / О.С. Манина // Предметник. – 2007. – №7. – С. 38-40. URL: https://www.predmetnik.ru/categories/9/articles/753 20. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах [Текст]: учителям нач. кл., рук. Кружковой и внекл. работы, учащимся и студентам пед. учеб. заведений, а также родителям / сост. Н.Н. Николенко и др.- М. : ЦГЛ; Ставрополь : Сервисшкола, 2005.- 304 с. 21. Мостова, О.Н. Развитие коммуникативных и познавательных умений младших школьников [Электронный ресурс] / О.Н. Мостова // Начальная школа плюс До и После. – 2007. – №6. – С. 52 - 54. URL: http://school2100.com/izdaniya/magazine/archive/2007-06 22. Мудрик, А.В. Общение в процессе воспитания [Текст] / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с. 23. Пастушенкова, Л.И. Организация внеклассной работы в школе с учащимися 1-4 классов / Л.И. Пастушенкова – М.: Просвещение, 2010. – 78 с. 24. Педагогическая коммуникация [Текст]: сборник научных трудов по ма-териалам Международной заочной Интернет-конференции / Под ред.Б.М. Игошева, И.А. Ларионовой. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009 – 224 с. 25. Педагогическая коммуникация [Текст]: сборник научных трудов по ма-териалам Международной заочной Интернет-конференции / Под ред.Б.М. Игошева, И.А. Ларионовой. – Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2009 – 224 с. 26. Педагогические труды академика И. П. Иванова. в 2 т. Т.2. / сост. : И. Д. Аванесян, К. П. Захаров. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2013 – 310 с. 27. Полуэктова, Н.М. Психодиагностика и формировании коммуникативных качеств личности / Н.М. Полуэктова, Н.В. Яковлева. - СПб. : Питер, 2012. - 97 с. 28. Примерная образовательная программа начального общего обазования [Текст] одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08 апреля 2015 г. № 1/15). – 333 с. 29. Ребикова, Ю.В. Описание структуры программы внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №3 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opisanie-struktury-programmy-vneurochnoy-deyatelnosti-v-usloviyah-realizatsii-fgos-noo-1 30. Рожкова, Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-polozheniya-organizatsii-vneurochnoy-deyatelnosti 31. Сабельникова, С.И. Организация внеурочной деятельности обучающихся [Текст] / С.И. Сабельникова // Управление начальной школой. – 2011. - №3. – С. 4-22. 32. Сейдниязова, Н. С.Внеурочная деятельность как средство достижения личностных результатов в начальном звене обучения // ИСОМ. 2012. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vneurochnaya-deyatelnost-kak-sredstvo-dostizheniya-lichnostnyh-rezultatov-v-nachalnom-zvene-obucheniya 33. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб-ное пособие / Г.К. Селевко. – М: Народное образование, 1998. – 256 с. 34. Семенова, Е.В. Дидактическая игра в процессе формирования коммуникативных умений [Текст] / Е.В. Семенова. – М.: МГУ, 2008. – 236 с. 35. Смирнова, С.В.Модели интеграции общего и дополнительного образо-вания в контексте внедрения ФГОС [Текст] / под общ. ред. С.В. Смирновой.- Сыктывкар, 2012.- 29 с. 36. Современный учитель: личность и деятельность [Текст] : сборник мате-риалов по итогам VI общеуниверситетской педагогических чтений. Том. 1 / под. ред. С.А. Ворониной. – М. : Директ- Медиа, 2014.- 197 с. 37. Тищенко, В. А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации // КПЖ. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnye-umeniya-k-voprosu-klassifikatsii 38. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / М-во образования и науки РФ. – М. : Просвещение, 2016. – 47 с. 39. Фельдштейн, Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности школьников [Текст] / Д.И. Фильдштейн.- М. : Педагогика, 1998.- 224 с. 40. Якупова, Г. Ш. Психолого-педагогические условия формирования ком-муникативных умений младших школьников // Человек. Спорт. Медицина. 2006. №3 (58). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-usloviya-formirovaniya-kommunikativnyh-umeniy-mladshih-shkolnikov
Отрывок из работы

Глава1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных уме-ний у детей младшего школьного возраста посредством коллективно-творческого дела во внеурочной деятельности 1.1. Особенности формирования коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста В настоящее время выдвигаются новые требования к содержанию и ор-ганизации учебно- воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы ("портрет выпускника начальной школы"), то есть должен быть доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение [38,с. 4] Выдвигаются требования к освоению образовательной программы, в которой сказано, что дети младшего школьного возраста должны уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, также готовность слушать собеседника, и вести диалог, излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, и оценку событий [38,с.5-7]. Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными умениями в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению [14,с. 24-28]. Степень сформированности данных умений влияет не только на результатив-ность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Следовательно, формирование коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста – актуальная задача образовательного процесса начальной школы.
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Педагогика, 92 страницы
2000 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg