Войти в мой кабинет
Регистрация
ГОТОВЫЕ РАБОТЫ / ДИПЛОМНАЯ РАБОТА, КОНФЛИКТОЛОГИЯ

Гендерные особенности поведения личности в конфликте

taras_eg 650 руб. КУПИТЬ ЭТУ РАБОТУ
Страниц: 75 Заказ написания работы может стоить дешевле
Оригинальность: неизвестно После покупки вы можете повысить уникальность этой работы до 80-100% с помощью сервиса
Размещено: 30.12.2019
Знание гендерных особенностей протекания конфликта, их учет в ходе сложного процесса контроля конфликтного взаимодействия, управления им рассматривается как одно из условий конструктивного разрешения значимых противоречий. Выявление различных ролей и моделей поведения женщин и мужчин позволяет прогнозировать динамику развития конфликта, пути его разрешения, характер последствий для каждого из его участников.
Введение

Актуальность. Общественная жизнь немыслима без столкновения идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и малых и больших коллективов, других сообществ. Постоянно возникают расхождения и противоречия различных сторон, нередко перерастающие в конфликты . Конфликты были, есть и будут существовать, так как это неотъемлемая сторона человеческих отношений. Что касается организационных конфликтов, то они неизбежно сопровождают деятельность трудовых коллективов, выступая в роли как отрицательного, так и положительного фактора, влияющего на функционирование и развитие всей организации. Конфликт – это осознанное противоречие между общающимися членами коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве. В психологии пока не сложилось общепринятого понимания сущности конфликта. Одни авторы трактуют его как столкновение, противодействие, противоречие. Другие понимают конфликт как вид общения, ситуационную несовместимость, ситуацию ненайденного выхода, тип конкурентного взаимодействия. Среди сущностных черт конфликта выделяют : наличие противоречия между субъектами, их противодействие, негативные эмоции по отношению друг к другу. Конфликты происходят и в больших и в маленьких коллективах, они могут привести к закрытию организации. Поэтому изучение конфликтов - актуальная тема. Конфликтология является одной из самых молодых отраслей научного знания, развившегося на стыке многих наук, прежде всего – социологии и психологии. Конфликтология выделилась как относительно самостоятельное направление в социологии в конце 50-х годов ХХ века и изначально получила название «социология конфликта». Это событие связывается с работами Р. Дарендорфа (Германия) «Социальные классы и классовые конфликты в индустриальном обществе», а также А. Козера (США) – «Функции социальных конфликтов». В этот период аналогичная ситуация наблюдается и в психологии. Благодаря исследованиям М.Шерифа, Д.Рапопорта, Р.Доза, Л.Томпсона, К.Томаса, М.Дойча, Д.Скотт психология конфликта выделяется как относительно самостоятельное направление. Из отечественных авторов можно выделить таких как: В.И.Журавлева, М.Р.Битянова, Н.М.Вереникина, Л.А.Петровская, А.И.Донцов, Т.А.Полозова, А.Я.Анцупов, Е.А.Первышева и др. Что касается гендерного аспекта изучаемой проблемы, следует отметить тот факт, что в настоящие время в обществе все больше проявляется интерес к идее равенства полов, а среди ученых все больше возрастает интерес к изучению проблемы гендера или оценки социальности половой идентичности. Гендер – это одновременно и продукт, и процесс. Гендер как продукт – это сложившаяся в общественном и индивидуальном сознании система гендерных представлений, норм, ролей. Гендер как процесс включает действия, ощущения, чувства и мысли, связанные с восприятием человеком себя как представителя своего пола, и которые нормируются одобрением или осуждением со стороны общества. То есть данный термин трактует не сколько «социальный пол» сколько, то, как в обществе ограничивают поло-ролевой контекст (профессии, образ жизни) мужчин и женщин. Проблема изучения гендерной предрасположенности личности к конфликтному поведению в контексте психологии развития – одна из актуальных. Традиционно пристальное внимание уделяется условиям возникновения конфликтов, из связи с познавательными и мотивационными процессами, функциям в психической жизни мужчин и женщин, психофизиологическим механизмам, строению и динамике процесса конфликта, способам их разрешения (А.С. Белкин, 1995; Е.А. Донченко, 1989; Л.А. Козер, 1991; В.И. Сперанский, 1995). Несмотря на обилие экспериментальных фактов, феноменологических наблюдений и концептуальных построений в настоящее время отсутствует общепсихологическая теория обоснования гендерных особенностей поведения в конфликте, позволяющих обобщить имеющиеся факты и представить их в единой системе, дать им адекватную научную интерпретацию применительно к изучению конфликтов. Из-за резкой дифференциации складываются гендерные стереотипы – стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующие понятиям «мужское» и «женское» , такие как: «настоящие мужчины никогда не плачут», «не женское это дело», «место женщины на кухне» и так далее. Действительно, мужчины и женщины отличаются друг от друга во многом: в познавательном развитии, в физиологическом становлении, в составе ума, в привычках, волевой и эмоциональной сфере. Следовательно, в тех или иных ситуациях они действуют по-разному, и, становясь участниками конфликтной ситуации достаточно часто применяют гендерные схемы в формировании информационной модели конфликта, в выборе стратегии поведения в нем . Степень научной разработанности темы исследования. Комплексное исследование гендерных особенностей поведения личности в конфликте наиболее продуктивно с позиций междисциплинарного подхода, предполагающего рассмотрение изучаемого феномена с философской, социологической и культурологической точек зрения. Анализ литературы показывает, что в рамках указанных дисциплин отечественными и зарубежными авторами накоплен значительный материал по данной тематике. В статье С.Н. Макаровой представлены результаты исследования, цель которого заключается в выявлении гендерных особенностей поведения руководителей в конфликтных ситуациях, имеющих место в трудовых коллективах современных организаций. Проведено анкетирование мужчин- и женщин-руководителей в организациях города Пензы, Пензенской и Саратовской областей, по результатам которого представлены обобщающие выводы, касающиеся моделей поведения руководителей-женщин и мужчин в конфликтах. Ключевые слова: гендер; конфликт; гендерные стереотипы; женщина-руководитель; мужчина-руководитель С точки зрения С.Т. Резника в конфликте мужчины и женщины ведут себя по-разному. Достаточно много моделей поведения, если не все, закладываются в раннем детстве. В сознании общества есть некоторые стереотипные модели поведения в конфликте мужчин и женщин. Большинство концепций гендерных личностных конфликтов (ролевой конфликт работающей женщины, экзистенциально-гендерный конфликт, конфликт боязни успеха и др.) сформировалось на основе хорошо известных теоретических психологических и социологических ориентаций. Н.П. Аникеева рассмотривает проблемы равенства полов в современных социально-трудовых отношениях, большое внимание уделено проблеме гендерных стереотипов. Особенности гендерного фактора в трудовых отношениях, по мнению автора, связано с тем, что женщины и мужчины не просто различны в моделях конфликтных проявлений, но и не могут выйти из стереотипных суждений о поло-ролевой коммуникации в условиях трудового конфликта. Таким образом, проблема гендерных особенностей поведения личности в конфликте, в частности способы их выявления и разрешения, актуальна и требует тщательного анализа. Объект исследования: поведение личности в конфликте. Предмет исследования: гендерные особенности поведения личности в конфликте. Цель исследования: определение на основе теоретического прикладного анализа специфика влияния стереотипов на поведение личности в конфликте и уровня её предрасположенности конфликтному поведению. Задачи исследования: 1. Рассмотреть теоретико-методологические подходы к изучению гендерных особенностей поведения личности в конфликте. 2. Проанализировать причины и факторы гендерных конфликтов. 3. Определить роль гендерных представлений и норм в формировании типов поведения личности в конфликте. 4. Исследовать специфику воздействия гендерных стереотипов на предрасположенность личности к конфликтному поведению. Методы исследования. В рамках выпускной квалификационной работы были использованы общенаучные методы исследования. Системный подход позволил рассмотреть гендерные особенности поведения личности в конфликте в виде целостной системы со встроенными взаимосвязанными элементами подсистемы. Поведенческий подход позволил выявить основные элементы конфликтного взаимодействия, определение роли каждого из них. Метод анализа документов. 1. Теоретический: - Анализ научно литературы по проблеме исследования; 2. Эмпирический: использовались методики: - тест «Типы поведения в конфликтной ситуации» К. Томаса; - методика «Изучение психологического климата коллектива» (Рогов Е.И); - методика «Определение уровня конфликтоустойчивости»; - методика на выявление особенностей копинг поведения в стрессовых ситуациях (С.Норман, Д.Ф.Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И.Паркер) в адаптации Т.А.Крючковой. Научная значимость и самостоятельность проводимого исследования: Проведен комплексный социально-философский анализ гендерных особенностей поведения личности в конфликте. Проанализирован категориальный аппарат, используемый при рассмотрении гендерных особенностей поведения личности в конфликте; проанализированы причины и факторы гендерных конфликтов; Определена роль гендерных представлений и норм в формировании типов поведения личности в конфликте; исследована специфика воздействия гендерных стереотипов на предрасположенность личности к конфликтному поведению. Практическая значимость проделанной работы заключается в том, что предложенные и разработанные пути диагностики могут быть полезны специалистам, связанным с работой людей в коллективах, склонных к конфликтному поведению, использоваться руководителями, психологами и социологами. Структура работы: работа состоит из введения, из одной теоретической главы, выводов, эмпирической главы, заключения, списка литературы из 51 наименования, 4 приложений. Общий объем работы: 75 машинописных листов. Во введении раскрывается актуальность исследования. В первом разделе рассмотрены теоретико-методологические подходы исследования гендерных особенностей поведения личности в конфликте. Во втором разделе определена роль гендерных представлений и норм в определении поведения личности в конфликте. В третьем разделе изучена специфика влияния гендерных стереотипов на предрасположенность личности к конфликтному поведению. В заключении представлены выводы по проделанной работе.
Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….….......……..3 РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ……………………………………………….......10 РАЗДЕЛ II. РОЛЬ ГЕНДЕРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И НОРМ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ……………………………………………………………………39 РАЗДЕЛ III. СПЕЦИФИКА ВЛИЯНИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ НА ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ К КОНФЛИКТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ…………………………………………………………………...45 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….68 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………71 ПРИЛОЖЕНИЯ
Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. – СПб.: Протос, 2014. – 568с. 2. Андреева Г.М. Психология социального познания. Учебное пособие для ВУЗОВ / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2012. – 288 с. 3. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Академия, 2013. – 284 с. 4. Андреенко Е.В. Социальная психология: Учебное пособие / Е.В. Андреенко. – М.: Академия, 2014. – 264 с. 5. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. – М. 1889. – 280 с. 6. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов / Анцупов А.Я., Шипилов А.И. - М.: ЮНИТИ, 2013. – 399с. 7. Анцупов, А.Я. Конфликтология: новые способы и приемы профилактики и разрешения конфликтов: Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. – М.: ЭКСМО, 2011. – 510 с. 8. Беккер Г., Басков А. Современная социологическая теория в ее преемственности и развитии / Беккер Г., Басков А. - М.: ИНЛит, 2011. – 893 с. 9. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология: Хрестоматия / Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. - М: Аспект Пресс, 2014. – 475 с. 10. Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. Социальная психология научного коллектива / Белкин П.Г., Емельянов Е.Н., Иванов И.А. - М.: Наука, 2013. - 213 с. 11. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком / Бодалев А.А. - СПб.: Книга-Пресс, 2014. – 359с. 12. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность / Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. - М.: Мысль, 2013. - 207 с. 13. Бойко В.В. Динамика социально-психологического климата / Бойко В.В. – М.: Изд. «Мысль», 2013. – 207 с. 14. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) / Василюк Ф.Е. - М.: ИМУ, 2014. – 471с. 15. Вичев В.В. Мораль и социальная психика / Вичев В.В. - М.: Пресса, 2015. – 488с. 16. Выханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент / Выханский О.С., Наумов А.И. - М.: Гардарика, 2013. – 366с. 17. Горянина В.А. Психологические предпосылки непродуктивности стиля межличностного взаимодействия / Горянина В.А. // Психологический журнал. - т. 18. - № 6. – 2017. – с.55-57. 18. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы: интерактивное учебное пособие / Горшков М.К., Шереги Ф.Э. – М.: Институт социологии РАН, 2011. – 372с. 19. Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных производственных конфликтов / Гришина Н.В. - СПб.: ЛГУ, 2014. – 388с. 20. Гришина Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе / Гришина Н.В. // Социально-психологические проблемы производственного коллектива / Под ред. Шороховой Е.В. - М.: Протос, 2013. – 561с. 21. Гришина Н.В. Я и другие: Общение в трудовом коллективе / Гришина Н.В. – СПб.: ЛГУ, 2010. - 171с. 22. Данькова Т.М. Некоторые аспекты производственных конфликтов на промышленных предприятиях / Данькова Т.М. / Материалы IV Всесоюзного съезда психологов. – Тбилиси: ТОР, 2011. – 291с. 23. Донцов А.И. О понятие «группа» в социальной психологии. Хрестоматия / Донцов А.И. - М.: Аспект Пресс, 2012. – 475 с. 24. Евенко, С.Л. Теоретическая модель проявления гендерных особенностей межличностных конфликтов в организации / С.Л. Евенко // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 1. – С. 99–102. 25. Ершов А.А., Личность и коллектив: Межличностные конфликты в коллективе, их разрешение. - СПб.: Новь, 2015. – 346с. 26. Ильиных, С.А. Гендерные стереотипы как лабиринт повседневности мужчин и женщин / С.А. Ильиных // Общество: социология, психология, педагогика. – 2016. – № 10. – С. 10–13. 27. Козлов, В.В. Гендерная психология [Электронный ресурс] / В.В. Козлов, Н.А. Шухова. – Саратов: Вузовское образование, 2014. – 177 с. 28. Концевич, Г.Е. О роли руководителя в разрешении конфликта / Г.Е. Концевич, М.Ш. Каитова // Современные тенденции развития науки и технологий. – 2015. – № 3–6. – С. 102–104. 29. Коломинский. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: Пралеска, 1996. – 477с. 30. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Исследование малой группы в отечественной и зарубежной социальной психологии. Хрестоматия. – М.: Хронос, 2013. – 475с. 31. Кузьмин Е. С. Социальная психология. – М.: ЛГУ, 2014. – 288 с. 32. Кузьмин Е. С. К вопросу о социальной психологии. / Проблемы общей и индустриальной психологии. - СПб.: Новь, 2014. – 233с. 33. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. - М.: ИМУ, 2011.- 152с. 34. Латипова, А.Р. Гендерные особенности стилей поведения в условиях социально-трудовых конфликтов [Электронный ресурс] / А.Р. Латипова, Л.В. Шабанов // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 765– 767. 35. Макарова С.Н. Гендерные особенности поведения в организационных конфликтах // Управление. - №3(26). – 2018. – с.86-90. 36. Майерс С.Д. Социальная психология. – СПб.: Питер, 2002. – 366с. 37. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений.- Проблемы общественной психологии / В.Н. Мясищев. - М.: Мирра, 2014. – 351с. 38. Обозов Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов. – СПб.: ЛГУ, 1999 – 151 с. 39. Парыгин Б.Д., Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В.А. Ядова. - СПб.: Нубис, 2015. – 476с. 40. Петров А.В. Социальная психология: учебное пособие / А.В. Петров. – М.: ЮРАЙТ, 2017 – 224 с. 41. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического анализа конфликта: теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н.Богомоловой. - М.: ИМУ, 2015. – 476с. 42. Петровский А.В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений / А.В. Петровский // Психологический журнал. - 2014. - № 7. - с. 36-41. 43. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории психологического климата в советской психологии // Социально-психологический климат коллектива / Под ред. Е.В. Шороховой, О.И. Зотовой - М.: Сфера, 2013. – 391с. 44. Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности: Теоретико-методологический аспект / Ю.П. Платонов. - СПб.: ИЛУ, 2010. - 181 с. 45. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Под ред. М.И. Смолиной. - Самара: Изд-во «БАХРАК-М», 2012. – 597с. 46. Резник, С.Д. Гендерный менеджмент: женщины в управлении: Учебное пособие / С.Д. Резник, С.Н. Макарова. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 416 с. 47. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления / Д.Г. Скотт. – Киев: ВИТ, 2001. - 191 с. 48. Смирнов Г.Л. Социальный человек. Формирование личности / Г.Л. Смирнов. - М.: Протос, 2013. – 293с. 49. Теоретические и методологические проблемы социальной психологии / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н. Богомоловой. - М.: ИМУ, 2014. – 497с. 50. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 704 с. 51. Шепель В.М. Социологические и психолого-педагогические основы хозяйственного руководства химическими предприятиями / В.М. Шепель. - М.: Сфера, 2014. – 299с. 52. Шепель В.М. Управленческая психология / В.М. Шепель. - М.: Итос+, 2013. – 466с.
Отрывок из работы

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КОНФЛИКТЕ 1.1. Теоретические подходы к исследованию конфликта Конфликт играл и играет важную роль в жизни общества. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов – тема, которая привлекает внимание многих ученых. В психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический и эмпирический материал, накопленный за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических платформ. Можно условно выделить 2 этапа в истории изучения конфликта: начала ХХ века - 50-е гг.; конец 50-х гг. – настоящее время. Основанием различения служит степень выделения проблемы конфликта из ряда других проблем, рассматриваемых психологией. В первой половине века конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования. На рубеже 50-х - 60-х годов появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта
Не смогли найти подходящую работу?
Вы можете заказать учебную работу от 100 рублей у наших авторов.
Оформите заказ и авторы начнут откликаться уже через 5 мин!
Похожие работы
Дипломная работа, Конфликтология, 63 страницы
1575 руб.
Служба поддержки сервиса
+7(499)346-70-08
Принимаем к оплате
Способы оплаты
© «Препод24»

Все права защищены

Разработка движка сайта

/slider/1.jpg /slider/2.jpg /slider/3.jpg /slider/4.jpg /slider/5.jpg